Людмила Сырьева
Рабочая программа по обучению детей основам ПДД

I. Пояснительная записка

II. Перспективный план

III. Планируемые результаты

IV.Приложение 1

V. Приложение 2

VI. Литература

Пояснительная записка

С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии . В связи с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей .

Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и поселков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщиться от выхлопных газов.

Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части . Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной.

Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.

Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Актуальность

Программа по обучению детей основам ПДД разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.

Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.

Важно как можно раньше знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Главная задача программы состоит в том , чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на один год.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы по обучению детей основам ПДД включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т. д.) .

Новизна программы : заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая ценность. Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Цель : Сохранение жизни и здоровья детей , способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи :

1. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пассажира транспортного средства.

2. Уточнять и расширить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, видах транспорта, о работе светофора .

3. Систематизировать знания детей об устройстве улицы , дорожного движения. Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

4. Продолжать знакомить с дорожными знаками : «Дети» , «Остановка трамвая» , «Остановка автобуса» , «Пешеходный переход» , , «Пункт питания» , «Место стоянки» , «Въезд запрещен» , «Дорожные работы » , «Велосипедная дорожка» .

5. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

6. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат : Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно-транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Программа по обучению детей основам ПДД рассчитана на 1 год.

Программа состоит из 3 основных блоков :

Создание развивающей среды;

Совместная деятельность с детьми;

Взаимодействие с родителями воспитанников.

I блок. Создание развивающей среды

Создание условий :

оформление уголков безопасности;

подбор литературы, фотографий по ПДД;

изготовление атрибутов к играм;

оформление макетов;

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе по ПДД :

Материалы, связанные с тематикой по ПДД (иллюстрации, игры) .

Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий

Макет проезжей части : двустороннее движение, переход, тротуары, светофор, дорожные знаки, дома, деревья, машины, фигурки людей.

Макет светофора, дорожных знаков («Дети» , «Остановка трамвая» , «Остановка автобуса» , «Пешеходный переход» , «Пункт первой медицинской помощи» , «Пункт питания» , «Место стоянки» , «Въезд запрещен» , «Дорожные работы » , «Велосипедная дорожка» ).

Образцы, схемы, планы группы, микрорайона.

Иллюстрации и предметы, изображающие опасные ситуации.

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» : – Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Книги для раскрашивания с изображением различных машин, улицы;

Художественная литература соответствующей тематики;

Иллюстрации, изображающие машины, улицу города;

Набор игрушечных машин;

Фуражка, погоны, жезл регулировщика;

Трафареты машин, которые одеваются на детей , рули;

Выставка детских работ «Наш город» ;

Атрибуты для подвижных и дидактических игр.

II блок. Совместная деятельность с детьми

Формы организации совместной деятельности с воспитанниками :

Экскурсии : к перекрестку, занятия на транспортной площадке.

Наблюдения.

Прогулки .

Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

Продуктивные виды деятельности : изготовление атрибутов, создание новых дидактических игр и пособий.

Игровая деятельность.

Знакомство с художественной литературой.

Просмотр видеофильмов.

Развлечения, досуги.

Проектная деятельность.

III блок. Взаимодействие с родителями воспитанников

Взаимодействие с родителями :

консультации

буклеты, памятки, папки-передвижки

родительские собрания

совместные развлечения, конкурсы, викторины

проектная деятельность

встречи, беседы с инспектором ГИБДД

Перспективный план работы Старшая группа

Блок I квартал II квартал III квартал

Совместная деятельность с детьми - Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе» .

Экскурсия к перекрестку «Для чего нам светофор?» .

Учебно-игровое занятие «Для чего нам светофор?» .

Строительная игра «Наш город» .

Презентация «Откуда может прийти беда»

Проблемная ситуация «Что было бы, если на светофоре всегда горел красный свет…»

Дидактическая игра «Расставь знаки» .

Учебно-игровое занятие «Путешествие в страну дорожных знаков» .

Строительная игра «Автогородок» .

Целевая прогулка «Где прячется опасность?» .

Досуг «Знатоки ПДД»

Презентация «Мой приятель светофор»

Игровой досуг на «перекрестке» «Красный, желтый, зеленый» .

Учебно-игровое занятие «Спецмашины» .

Дидактическая игра «Назови правильно» .

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности»

Сюжетно – ролевая игра «Мы по улице идем»

Коллективное творчество «Улица города» (конструирование из строительного материала)

Взаимодействие с родителями - Консультация «Что должен знать старший дошкольник о ПДД» .

Смотр-конкурс уголков по ПДД «Зеленый огонек» .

Папка – передвижка «Советы родителям по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период» - Родительская встреча с участием инспектора ГИБДД «Дети и дорога» .

Анкетирование «Я и мой ребенок на улице города»

Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?»

Памятка в родительский уголок «Причины ДДТТ» .

Фотовыставка «Образцовые пешеходы»

Конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД

Планируемые результаты :

Называет виды транспорта (наземный, воздушный, водный, называет различия между ними, отличительные особенности; знает о специальных транспортных средствах;

Знает обозначения сигналов светофора, обозначения дорожной разметки («Пешеходный переход» , «Островок безопасности» , некоторые дорожные знаки и их виды – запрещающие, указательные, разрешающие;

Знает правила поведения на улице (переходить дорогу в специально отведенном месте на зеленый сигнал пешеходного светофора, не играть на дороге, в транспорте держаться за руку взрослого или за поручни).

VIII. Литература

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

2. Программа «Основы Безопасности Жизнедеятельности» авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева и Н. Н. Авдеева- М.: АСТ-ЛТД, 1998.

3. Баряева Л. Б., Жевнеров В. Л. Региональная программа по предупреждению ДДТТ «Приключения светофора»

4. Загребаева Е. В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.

5. Вдовиченко Л. А. Ребнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.

6. Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

7. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет». М.: Мозаика-Синтез, 2015.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ №12

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « Правила дорожного движения»

Код профессии 190631.01 Автомеханик

Москва

2013

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией Автомобильного транспорта

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования

190631.01 Автомеханик

Председатель предметной (цикловой) комиссии

_________/ В.М. Викулин

Заместитель директора по учебно-методической и научно-инновационной работе

___________/_____________

Рецензент

Рецензент :______________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5

ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Правила безопасности дорожного движения»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины– является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована

в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

Образовательной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин и направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий "B" и "C".

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам

Освоения учебной дисциплины:

уметь:

Пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;

Обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;
- особенности перевозки людей и грузов;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
- основы законодательства в сфере дорожного движения.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

Дисциплина состоит из часов вариативной части.

1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 49 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объём часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе: занятий на уроках

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Подготовка рефератов;

Работа со справочной литературой и Федеральными законами;

Подготовка сообщений к выступлению на занятиях;

Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций;

Решение тематических задач повышенной сложности;

Использование Интернета для получения дополнительной информации по подготовке домашнего задания;

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам и главам учебных пособий;

Подготовка к практическим работам;

Оформление отчётов практических работ и подготовка к их защите

Итоговая аттестация в форме экзамена в 5 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения:

Наименование

разделов и тем

самостоятельная работа обучающегося

Объём

Часов

Уровень освоения

Раздел 1. Правила дорожного движения.

Тема 1.1. Введение.

Обзор законодательных актов.

Общие положения.

Основные понятия и термины.

Обзор законодательных актов. Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах дорожного движения РФ.

Самостоятельная работа

Работа со справочной литературой и Федеральными законами РФ. Составление кроссвордов по терминам и понятиям.

Тема 1.2. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Обязанности участников дорожного движения. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тема 1.3. Дорожные знаки:

Тема 1.3.1. Предупреждающие знаки.

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки. Предупреждающие знаки. Назначение, общий признак предупреждения. Знаки приоритета. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета. Запрещающие знаки. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Предписывающие знаки. Назначение. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков.

Тема 1.3.2. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Знаки сервиса.

Знаки дополнительной информации (таблички).

Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Назначение, общие признаки.

Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определённые режимы движения. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички).

Практическое занятие

Решение комплексных задач «Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения».

Тема 1.4. Дорожная разметка

и её характеристики.

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка, назначение.Вертикальная разметка.

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. Решение тематических задач повышенной сложности, которые составлены преподавателем.

Тема 1.5. Порядок движения транспортных средств.

Тема 1.5.1. Предупредительные сигналы. Начало движения, маневрирование. Расположение ТС на проезжей части.

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрёстке. Порядок движения задним ходом. Расположение транспортных средств на проезжей части. Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.

Тема 1.5.2. Скорость движения. Обгон, опережение и встречный разъезд.

Ограничения скорости в населённых пунктах. Ограничение скорости вне населённых пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств. Обгон, опережение и встречный разъезд. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещён. Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъёмах и спусках

Практическое занятия

Решение комплексных задач «Соблюдение правил скоростного режима на дорогах»

Самостоятельная работа

Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций для их решения на следующем занятии.

Тема 1.6. Остановка

и стоянка.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

Самостоятельная работа

Тема 1.7. Регулирование дорожного движения.

Средства регулирования дорожного движения. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев. Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.

Тема 1.8. Проезд перекрёстков

Тема 1.8.1. Проезд регулируемых перекрёстков

Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Тема 1.8.2. Проезд нерегулируемых перекрёстков

Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестке равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.

Практическое занятие

Решение комплексных задач «Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций при проезде перекрестков»

Тема 1.9. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных ТС или транспортному средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей". Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах.. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Практическое занятие

Решение комплексных задач «Правила переезда ж/дорожных переездов»

Самостоятельная работа

Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите.

Тема 1.10. Особые условия движения.

Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении.

Практическое занятие

Решение комплексных задач «Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Учебная езда. Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок»

Тема 1.11. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения

Тема 2.1. Административное

Право.

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН.

Тема 2.2. Уголовное право.

Гражданское право.

Понятие об уголовной ответственности. Понятие гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба. Понятие материальной ответственности за причиненный ущерб. Право собственности и владения транспортным средством. Налог с владельца транспортного средства.

Самостоятельная работа

Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по УК РФ и ГК РФ, с использованием Интернета для выступления на занятии.

Тема 2.3. Правовые основы охраны окружающей среды.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Понятие и значение охраны природы. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы. Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по Федеральным Законам РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Раздел 3. Психологические основы безопасного управления транспортным средством

Тема 3.1. Психологические основы деятельности водителя.

Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания. Различные причины отвлечения внимания. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Тема 3.2. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. Понятие конфликта. Возможности снижения агрессии в конфликте. Режим труда и отдыха водителей. Охрана труда водителей.

Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

Обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Правила безопасности дорожного движения».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:

Рабочее место преподавателя;

Рабочие места для обучающихся (по их количеству);

Стенды;

Плакаты;

Наглядные материалы (манекены-тренажеры).

Технические средства обучения:

Компьютеры с сетевым программным обеспечением на 30 мест;

Принтер;

Сканер (плоттер);

Мультимедиа-проектор домашний кинотеатр с потолочным креплением;

Плазменный телевизор (диагональ – 106 см);

DVD-проигрыватель;

Технический комплекс для приема экзаменов у кандидатов в водители

Комплект учебно-методической документации;

Действующий 5-секционный светофор, электронный, с контроллером;

Проекционный экран (крепится на настенный рельс);

Тренажёры:

а) Аппаратно-программный комплекс УПДК- МК Автомобильный,

Сетевая версия (АПК тестирования и развития психофизиологических

Качеств водителей).

б) Аппаратно-программный комплекс профотбора, профориентации и

Тренировки профессионально важных качеств водителя "ПЛКПФ-02"
в) Автомобильный тренажёр «ОТКВ-2М».

г) Педально-рулевой тренажер для формирования у будущих водителей

Правильных моторных навыков управления рулевым колесом, педалями,

Коробкой переключения передач и ручным тормозом.

д) Аппаратно-программный комплекс профотбора, профориентации и

Тренировки профессионально важных качеств водителя "ПАКПФ-02"
(Диагностический и тренировочный модуль).

е) Тренажёр сердечно-легочной и мозговой реанимации.

(Тренажёр-манекен Т12 «Максим III-0I»+ настенное табло (полный

Комплект).

ё) Манекен-тренажер для отработки приемов удаления инородного тела

Из верхних дыхательных путей.

Доски магнитные:

А) схема упражнений автодрома,

Б) движение по городу,

В) перекрестки,

Г) перекресток с кольцевым движением;

Интерактивная доска «Activboard 95».

Учебные пособия:

А. Интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО)

/СD-диск – Мультимедийное пособие/:

1) Модуль «Правила дорожного движения».

2) Модуль «Электронная доска для моделирования, анализа и разбора дорожных

Ситуаций".

3) Модуль «Экзаменационные билеты и тематические задачи категорий «А,В,С,Д».

4) Модуль «Знаки дорожные».

5) Модуль «Разметка дорожная».

6) Модуль «Сигналы светофора».

7) Модуль «Световые приборы всех категорий.

8) Модуль «Основы управления транспортным средством и безопасность движения».

9) Модуль «Оказание первой медицинской помощи».

10) Модуль «Арсенал инструктора».

11) Модуль «Автоматизированные автодромы.

Методика проведения квалификационных экзаменов».

12) Модуль «Внешние световые приборы ТС всех категорий».

13) Модуль «Юридическая ответственность водителя

14) Модуль «Дорожные символы с экзаменационными вопросами».

15) Теоретический экзамен в ГИБДД по действующей методике. Сетевая версия.

16) Подготовка к практическому экзамену в ГИБДД.

17) Учебный фильм по первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных

Происшествиях.

18) Учебные фильмы по основам управления автомобилем.

Б. Стенды электрифицированные с дистанционным управлением:

1) Средства регулирования дорожного движения;

2) Сигналы регулировщика.

3) Дорожные знаки (электрифицированный с дистанционным управлением).

4) Автомобильная аптечка первой помощи.

5) Приемы руления.

6) Посадка водителя.

В. Пособия для практических занятий:

1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).

2) Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.

3) Перевязочные средства:

Бинты,

Бактерицидные салфетки,

Лейкопластырь.

4) Жгут резиновый.

5) Аптечка первой помощи (автомобильная).

6) Наглядные пособия:

Способы остановки кровотечения,

Сердечно-лёгочная реанимация,

Транспортные положения,

Первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме.

7) Расходные материалы:

Запасные дыхательные пути для манекена-тренажера,

Запасные лицевые маски для манекена-тренажера,

Плёнки с клапаном для проведения искусственной вентиляции лёгких.

- табельные средства для оказания первой медицинской помощи.

8) Подручные материалы, имитирующие:

Носилочные средства,

Средства для остановки кровотечения,

Перевязочные средства,

Иммобилизирующие средства.

9) Средства иммобилизации для верхних и нижних конечностей, шейного

Отдела позвоночника (шины).

10) Магнитные модели автомобилей.

11) Магнитные модели дорожных знаков.

12) Магнитные модели: светофоры, пешеходы, велосипедисты, регулировщики,

Объекты соцкультбыта, пешеходная разметка, "лежачий полицейский".

13) Жезл регулировщика со светоотражающими полосами.

14) Знак аварийной остановки.

15) Буксировочный трос.

16) Опознавательные знаки транспортных средств.

17) Автомобильный ремкомплект.

Г. Плакаты:

1) Комплекты плакатов по разделу «Правила дорожного движения».

2) Комплекты плакатов по разделу «Нормативные правовые акты, регулирующие

Отношения в сфере дорожного движения».

3) Комплекты плакатов по разделу «Психологические основы безопасного управления

Транспортным средством».

4) Комплекты плакатов по разделу «Основы управления транспортным средством и

Безопасность движения».

5) Комплекты плакатов по разделу "Первая помощь".

3.2. Информационное обеспечение обучения:

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

I. Основные источники:

1) Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и

Иллюстрациями, М, изд. «Третий Рим».

2) Жульнёв Н.Я., Учебник «Правила дорожного движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2011 г.

3) Смагин А.В., Учебник «Правовые основы деятельности водителя», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2008 г.

4) Майборода О.В., Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2008 г.

5) Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М., Учебник «Первая доврачебная медицинская помощь», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2008 г.

II. Дополнительные источники:

1) В.И.Коноплянко, В.В.Зырянов, Ю.В.Воробьёв, Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения», М., изд. «Высшая школа», 2005 г.

III. Методические пособия:

1) Г.Б.Громоковский С.Г.Бачманов Я.С.Репин и др., Экзаменационные тематические задачи с комментариями для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «Д», М, изд. «Третий Рим», 2013 г.

2) Г.Б.Громоковский С.Г.Бачманов Я.С.Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.

3) Г.Б.Громоковский С.Г.Бачманов Я.С.Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.

4) Захарова А.Е., Экстренная помощь при ДТП, М., изд. «Мир Автокниг", 2010 г.

5) Бубнов В.Г., Бубнова Н.В., Как оказать помощь при дорожно-транспортном происшествии (учебно-практическое пособие), М., изд-во ГАЛО Бубнов, 2010 г.

IV.Справочная литература:

1) Богоявленский И.Ф., Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, изд. СПб: «ОАО Медиус», 2005 г.

2) Финкель А.Е., Юридический справочник водителя», М, изд. «Эксмо», 2011г.

Интернет-ресурсы:

1. Правила дорожного движения. Форма доступа

www.Alleng.ru/d/jur-sov/jur-sov168.htm

2. Правила дорожного движения. Форма доступа

Результаты обучения

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

I. Основные умения:

Пользоваться дорожными

знаками и разметкой

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования,

Защиты отчёта

по практическому занятию.

Ориентироваться по сигналам
светофора и регулировщика

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования,

Защиты отчёта

по практическому занятию.

Определять очередность проезда различных транспортных средств

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования,

Защиты отчёта

по практическому занятию.

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Защиты отчёта

по практическому занятию

Тестирования,

Обязательной контрольной

работы с практическим

заданием (зачёт).

Управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

Текущий контроль в форме:

Опроса на занятии.

Экспертная оценка в форме:

Защиты отчёта

по практическому занятию.

Уверенно действовать в нештатных ситуациях.

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования.

Обеспечивать безопасное размещение

и перевозку грузов

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования.

Предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

Текущий контроль в форме:

Опроса на занятии.

Организовывать работу водителя

с соблюдением правил безопасности дорожного движения

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

Текущий контроль в форме:

Опроса на занятии.

II. Усвоенные знания:

Причины дорожно-транспортных
происшествий

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

Текущий контроль в форме:

Опроса на занятии.

Зависимость дистанции

от различных факторов

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

Текущий контроль в форме:

Опроса на занятии.

Дополнительные требования

к движению различных транспортных средств и движению

в колонне

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования.

Особенности перевозки людей

и грузов

ОК 1 – ОК 7,

ПК 2.1 – ПК 2.2

оценка в форме:

Тестирования.

Влияние алкоголя и наркотиков

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 289
с углублённым изучением отдельных предметов»

(полное наименование учреждения по Уставу)

«УТВЕРЖДАЮ»

И.В Кондратенко

(ФИО руководителя ОУ)

«____» ________________2011 г.

Рабочая программа по

Правилам дорожного движения (доп.образование)

(учебный предмет)

5 класс _____________

Разработчик:

Кудряшов Вячеслав Олегович, педагог-организатор ОБЖ

Обсуждена и согласована на Принята на методическом

методическом объединении совете

Протокол № ____ от Протокол № ____ от

«____» ________ 2011__г. «____» ________ 2011__г.

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов - 1

Количество часов в год - 34

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ""Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах"". Региональной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма на территории Мурманской области в 2009-2012 годах». Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:


  • относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

  • владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;

  • владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:

  • предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

  • выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

  • формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

  • воспитание грамотных участников дорожного движения,

  • формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

  • формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;

  • привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Ожидаемый результат :


  • повышение правовой культуры участников дорожного движения

  • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма

Нормативно – правовое обеспечение программы :


  • Конституция РФ.

  • Конвенция «О правах ребенка».

  • Правила дорожного движения.

  • Устав образовательного учреждения.

  • Учебный план.

  • Учебная программа.
Научно – методическое обеспечение:

  • Государственный образовательный стандарт.

  • Учебный план и учебные программы школы.

  • Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  • Учебники по ОБЖ, ПДД.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
    жизни;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения.

  • здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства.

Календарно- тематическое планирование




Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

1.

2.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1.

3.

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1.

4.

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1.

5.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

1.

6.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1.

7.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1.

8.

Транспортные средства и дорожное движение.

1.

9.

.Правила езды на велосипеде.

1.

10.

Правила безопасного поведения пассажиров и пешеходов.

1.

11.

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1.

12.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1.

13.

Правила движения велосипедистов.

1.

14.

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1.

15.

Культура транспортного поведения.

1.

16.

Ответственность за нарушение ПДД.

1.

17.

На загородных дорогах.

1.

18.

Железная дорога.

1.

19.

Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1.

20.

Правила пользования пассажирским транспортом.

1.

21.

Велосипед и мопед.

1.

22.

Правила перевозки пассажиров.

1.

23.

Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

1.

24.

Опасные ситуации по вине водителей.

1.

25.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

1.

26.

Опасные ситуации, возникающие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

1.

27.

Наш друг светофор светит не только нам.

1.

28.

Правила передвижения группами.

1.

29.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.

1.

30.

Классификация дорожных знаков.

1.

31.

ДТП. Их причины и последствия.

1.

32.



1.

33.

Оказание первой медицинской помощи.

1.

34.

Итоговое занятие.

1.

«Рассмотрено»

педагогический совет №________

от «___» _____________2015г.

«Утверждаю»

Директор школы-интерната Н.Ф. Шевченко

_________________

Программа

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

(для обучающихся 1-11 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность создания программы

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Отличительные особенности программы.

В Новошахтинской общеобразовательной школе-интернате создана комплексная система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди обучающихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ""Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах"". Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа создана с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста. Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.

В рамках программы разработаны мероприятия по методической работе с классными руководителями, учителями – предметниками, воспитателями по подготовке и проведению занятий по правилам дорожного движения. На уроках математики предлагаются учителям методические разработки для решения задач на основе статистики дорожно-транспортных происшествий. Сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы учителей русского языка и литературы. Конкурсы рисунков, плакатов проводятся в рамках уроков изобразительного искусства. Особое внимание изучению правил дорожного движения уделяется учителями начальных классов, благодаря им закладываются основы формирования культуры поведения на дорогах проводится совместно ГИБДД и родителями.

Совместно с воспитателями начальных классов разрабатываются безопасные маршруты «дом-школа-дом». «Уголок безопасности» - один из простых и доступных способов приобщения школьников к навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. На схемах безопасных маршрутов движения пешеходов стрелками показаны безопасные пути к школе, обозначены опасные места для движения пешеходов.

Внеклассная работа строится через проведение классных, общешкольных мероприятий (конкурсов, КВН, агидбригад), на которых воспитанники не только обучаются сами, они передают свои знания другим. Воспитанники школы-интерната участвуют в различных городских соревнованиях. («Безопасное колесо», «Школа выживания»)

Внеклассные мероприятии направлены на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таки образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Занятия по правилам дорожного движения проводятся в 1-4 классах 10 часов в год, в 5-8 10 часов в год, 10-11 10 часов в год, во внеурочное время.

Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

    относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

    владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;

    владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах

Задачи:

    предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

    выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

    формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

    привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

    воспитание грамотных участников дорожного движения,

    формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

    формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;

    привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

    поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Ожидаемый результат :

    повышение правовой культуры участников дорожного движения

    предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма

Ожидаемые трудности:

    непонимание проблемы со стороны родителей;

    не желание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.

Направление деятельности:

    тематические классные часы;

    лекции, познавательные игры;

    конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;

    совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД;

    обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.

Нормативно – правовое обеспечение программы :

    Конституция РФ.

    Конвенция «О правах ребенка».

    Правила дорожного движения.

    Устав образовательного учреждения.

    Учебный план.

    Учебные программы.

Научно – методическое обеспечение:

    Государственный образовательный стандарт.

    Учебный план и учебные программы школы.

    Учебники по ОБЖ, ПДД.

    Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

    «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу». В.И. Ковалько

Управленческая деятельность по информационному обеспечению:

    Информирование участников образовательного процесса о федеральных и региональных документах.

    Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий

    Сбор текущей информации о результатах тестов, олимпиад, посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.

    Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.

    Работа школьных методических объединений.

    Проведение родительского всеобуча по проблеме.

    Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

    самостоятельности в принятии правильных решений;

    убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
    правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

    внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
    дорожного движения.

    здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
    совершенства .

1-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие «Мы идём в школу».

Село, где мы живём. Наша улица.

Общие правила перехода улиц и дорог.

Сигналы (жесты) регулировщика.

Дорожные знаки.

Где можно играть?

Мы - пассажиры.

А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?

Обобщающее занятие.

2-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие.

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

Элементы улиц и дорог.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Правила перехода улиц и дорог.

Регулирование дорожного движения.

Дорожные знаки.

Обязанности пассажиров.

Обязанности пешеходов

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

3-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных

средств.

Правила дорожного движения.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

Светофорное регулирование.

Дорожные знаки.

Железная дорога.

Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?»

Итоговое занятие.

4-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?»

Отряды юных инспекторов движения

История автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

Сигналы светофора и регулировщика.

Предупредительные сигналы транспортных средств.

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

Дорожная разметка и её предназначение.

Общие требования к водителям велосипедов.

ГИБДД и ДПС.

Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

1-4-х классов.

Знать :

  • основные термины и понятия;

    общие положения Правил дорожного движения;

    правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;

    правила посадки и высадки из общественного транспорта;

    правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь:

    правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;

    самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

5-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

Транспортные средства и дорожное движение.

Правила езды на велосипеде.

Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток».

6-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Организация дорожного движения.. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

Труд водителя.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.

7-й класс

Темы занятий

кол. часов

Россия - страна автомобилей.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

Дорожные знаки.

На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

Правила поведения при ДТП.Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

Роллинг.

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Железная дорога.

ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

8-й класс

Темы занятий

кол. часов

Правила движения - закон улиц и дорог.

Дорожная азбука.

Регулирование движения транспортных средств.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Транспортные средства на улицах и дорогах

Правила пользования пассажирским транспортом.

Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

Проезд железнодорожных переездов.

Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

Итоговое занятие.

9-й класс

Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие. Мы - пешеходы.

Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

Причины несчастий, происходящих с пешеходами.

Опасные ситуации по вине водителей.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

Внимание: пешеходы.

Шагаем по дороге.

Наш друг светофор светит не только нам

Итоговое занятие. Тест.

5-9 классов.

Знать:

    правила дорожного движения;

    группы знаков и их назначение, место установки;

    назначение дорожной разметки и её виды;

    правила безопасного поведения на улице, на дороге;

    правила пользования общественным и личным транспортом;

Уметь:

    самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;

    пользоваться общественным транспортом;

    применять знания правил дорожного движения на практике.

10-й класс

Темы занятий

Кол. часов

Вводное занятие. Роль автомобильного транспорта в экономике города.

Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов.

Дорожные знаки: - предупреждающие знаки; -знаки приоритета; - запрещающие знаки; - предписывающие знаки; - знаки особых предписаний; - информационные знаки; - знаки дополнительной информации (таблички)

Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению.

Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов.

Первая медицинская помощь при ДТП.

На загородной дороге.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.

Правила перевозки пассажиров.

Итоговое занятие.

11-й класс

п/п

Темы занятий

кл. асов

Основные понятия и термины

Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрестках.

Дорожные знаки и их группы.

Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения.

Опознавательные знаки транспортных средств.

Применение специальных сигналов.

Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд.

ДТП. Их причины и последствия.

Оказание первой медицинской помощи.

Культура транспортного поведения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

10-11 классов.

Знать :

    правила дорожного движения;

    правила поведения на улицах и дорогах;

    основы первой медицинской помощи.

Уметь :

    применять свои знания правил дорожного движения на практике;

    оказать первую медицинскую доврачебную помощь.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешного решения поставленных задач требуется:

    Информационно-методическое сопровождение (пакет технолого-методических материалов);

    Взаимодействие с районными отделениями ГИБДД;

    Использование аудиовизуальных средств, сотрудничество со СМИ;

    Наличие и использование наглядной агитации, оборудования;

    Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;

    Умелое использование педагогами работы по развитию личности обучаемых;

    Творческое отношение к образовательному процессу.

    Направление предусматривает наблюдение и контроль над развитием личности ребенка, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучаемых позволяют лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу и нуждающимся людям.

    Немаловажным условие оценки результативности является участие обучаемых в традиционных мероприятиях гимназии: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках. Важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, педагогов.

    В программе заложены воспитательные мероприятия. Воспитательная работа – это сфера наибольшего благоприятствования для развития работы с учащимися и воспитанниками. В процессе организованного воспитательного процесса дети овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогом, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более эффективной самореализации детей и сохранению их индивидуальности.

    В воспитательной работе обеспечивается тесная связь трех компонентов: семья (родители и ребенок) – преподаватель. Повышение духовных запросов ребенка и родителей с помощью творчества. Вовлечение родителей в процесс обучения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992.

    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
    года, № 196-ФЗ.

    Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
    Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
    Введены в действие с 1.07.2003 года.