Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

25 мая во всех школах Калужской области звенит «последний звонок», а за ним последуют итоговые выпускные экзамены, после успешной сдачи которых выпускник-2017 получит желанный школьный аттестат – документ, открывающий светлый путь во взрослую самостоятельную жизнь.

Аттестат – один из основных документов, прилагающихся к заявлению на поступление в любое учебное заведение. Он выдается после окончания 9 или 11 класса, в зависимости от того, когда именно учащийся решил прекратить обучение в школе. И нет ничего удивительного в том, что озвученная буквально за несколько дней до окончания учебного года новость взволновала и учеников, и родителей 11-классников. Оказалось, что оценки в аттестат в 2017 году будут выставляться по новому принципу .

Как выставляются оценки в аттестат за 11-й класс в 2017 году

Если в прошлом году в расчет брались только две отметки – годовые за 10 и 11 классы, то теперь вступило в силу своеобразное «правило шести». В этом году итоговая оценка в аттестате по тому или иному предмету будет зависеть еще и от полугодовых оценок.

Высчитывается она так:

Складываются оценки за два полугодия в 10 классе – получается годовая оценка за 10 класс. Так же складываются оценки за два полугодия 11 класса – получается годовая оценка за 11 класс. Таким образом всего получается 6 отметок, которые также складываются, а их сумма делится на 6 (по количеству оценок), то есть выводится среднее арифметическое по итогам 10 и 11 класса. Если число получается не целым, оно округляется в пользу ученика.

Надо сказать, сами учителя признают, что новая система выставления оценок является более объективной, чем прежняя. Однако она нанесла внезапный удар по тем из учащихся, кто последний год обучения изо всех сил «подтягивал хвосты» с тем, чтобы оценки в аттестате были «красивыми». Само собой, с такими старателями останутся прочные знания, но формально выходит, что старались они напрасно: аттестат все равно безнадежно «испорчен».

«Виновником» различных изменений в правилах выставления оценок в аттестат стал Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 «О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115».

Порядок выставления оценок в аттестат об основном общем образовании (за 9-й класс) в 2017 году

При заполнении аттестата об основном общем образовании итоговые отметки по русскому языку, математике и двум предметам, сдаваемым по выбору, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника, результат округляется до целого числа.

То есть, при оценках за год «5» и за экзамен «5», в аттестат, конечно, пойдет «пятерка». Если экзамен сдан на «3», а годовая отметка «4», средний балл получается 3,5, а после округления в аттестате окажется «четверка».

Некоторые нюансы возникают в случае, если итоговый экзамен сдан на «двойку». Испытание придется пройти еще раз, и расчеты будут выполняться по итогам пересдачи.
Пример: годовая оценка «4», а экзамен был сдан на «два». Но при пересдаче ученику удалось получить целых пять баллов (при хорошей подготовке такие чудеса вполне возможны). Считаем: 4 + 5 (двойка, полученная при первой попытке, не учитывается) разделить на 2 = 4,5. После округления получается полновесная «пятерка», и в аттестат должна пойти именно она.

Четвертные или семестровые (выставляемые по итогам первого и второго учебного полугодия) оценки при подсчетах не учитываются. Итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника.

Влияет ли на оценку в аттестате результат сдачи ЕГЭ

Другой актуальный вопрос, которым задаются в этом году выпускники и родители, будет ли влиять на оценку в аттестате результат ЕГЭ ?

Раньше в аттестате он никак не отражался. Но в этом году вводится так называемая единая шкала оценивания: баллы, полученные при сдаче ЕГЭ по предмету, влиять на оценку в аттестате будут. Например, если ЕГЭ-2017 по обществознанию старшеклассник сдал на «тройку», а по итогам учебного года у него стоит «пять» за эту дисциплину, то итоговой оценкой, которая и пойдет в аттестат, будет «четвёрка».

Хотя, стоить отметить, что .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 февраля 2011 г. N 224 г. Москва «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов»
Опубликован 1 апреля 2011 г.
Вступает в силу 28 февраля 2011 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 марта 2011 г.
Регистрационный N 20081
В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 628 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2010 г., регистрационный N 18147).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Дулинова М.В.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Порядок выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, а также единые требования к заполнению, организации учета и хранения бланков документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании.
2. Документы государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, формы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. N 295 «Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса образовательного учреждения и технических требований к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2009 г., регистрационный N 15042), в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. N 681 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2009 г., регистрационный N 15810) (далее - аттестаты), выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими основные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - образовательное учреждение).
II. Выдача аттестатов
3. Аттестат об основном общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы основного общего образования в любой форме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке (далее - выпускник IX класса).
Аттестат об основном общем образовании с отличием выдается выпускнику IX класса, имеющему итоговые отметки «отлично» по всем общеобразовательным предметам учебного плана, изучавшимся на ступени основного общего образования.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в любой форме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке (далее - выпускник XI (XII) класса).
Аттестат о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой или серебряной медалью выдается выпускникам XI (XII) класса, награжденным золотой или серебряной медалью в соответствии с Положением о медалях «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 140 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2010 г., регистрационный N 16760), в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 562 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июня 2010 г., регистрационный N 17655).
4. Аттестаты выдаются выпускникам IX и XI (XII) классов теми образовательными учреждениями, в которых они проходили государственную (итоговую) аттестацию, на основании решения педагогического совета образовательного учреждения.

Аттестаты выдаются выпускникам не позднее десяти дней после даты издания приказа об окончании ими образовательного учреждения и выдаче аттестатов

Аттестат – один из основных документов, прилагающихся к заявлению на поступление в любое учебное заведение. Он выдается после окончания 9 или 11 класса, в зависимости от того, когда именно учащийся решил прекратить обучение в школе.

Когда выдадут аттестат за 9-й класс в 2018 году?

Выпускной вечер в девятых классах проводят по желанию учащихся и родителей, обязательно перед началом вечера выдают на руки аттестат об окончании 9-го класса, потом можно не участвовать в праздничном мероприятии, если нет желания, а аттестат можно забрать чуть раньше или позже. Выпускной вечер для девятых классов в 2018 году пройдет с 23 по 25 июня, сроки разные из-за футбольных матчей в рамках ЧМ 2018 по футболу.

Когда выдадут аттестат за 11-й класс в 2018 году?

Сначала нужно сдать ЕГЭ в основной период, получить аттестат и отправить заявление на поступление в ВУЗ. Проверка результатов ЕГЭ иногда затягивается, последний ЕГЭ по литературе или физике сдают 20 июня 2018 года, еще около недели на проверку и результаты будут готовы не раньше 30 июня, а прием документов в ВУЗ в 2018 начинается с 20 июня.

Аттестат об окончании одиннадцатого класса выпускник получает на руки на выпускном вечере. В ВУЗ подают оригинал аттестата, в остальные четыре ВУЗа можно подать копии аттестата, результаты ЕГЭ приемная комиссия проверяет сама в своей базе.

Выпускной вечер в России в 2018 году из-за проведения ЧМ 2018 по футболу в России будет проводиться 23-25 июня 2018 года и во время торжественного вечера выдадут аттестат.

На что влияет аттестат за 9 класс?

Аттестат об окончании неполного среднего общего образования выдают после получения результатов ОГЭ, по которым учащийся с родителями принимает решение, идти ли учиться в десятый класс или пойти поступать в колледж.

Если не планируете заканчивать 11 классов, аттестат после 9 класса очень важен в будущем. На работу вообще без образования конечно можно устроиться, но это будет неквалифицированная работа, а вдруг вы решите пойти учиться года через два, без аттестата на продолжение учебы не возьмут. А если будете продолжать обучение в школе, то потом аттестат останется на память, интересно вспомнить, как учился, на что учился... Поэтому в случае порчи получите дубликат аттестата.

Нужен ли аттестат за 9 класс, если есть аттестат за 11 класс?

Оценки в аттестат за одиннадцатый класс ставят как среднее арифметическое за оценки в четвертях в 10-ом и 11-ом классах, оценки в аттестате за 9-й класс не влияют на оценки в аттестате за 11-й класс. Для поступления в ВУЗ требуются оригинал аттестата за 11-й класс и результаты ЕГЭ, поэтому аттестат за 9-й класс можно оставить себе просто на память, а если потеряете его, то можно не восстанавливать.