Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.

Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.

Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.

Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.

Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.

Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.

Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.

Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.

Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.

Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.

Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.

Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.

Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.

Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.

По дисциплине «Русский язык»

Для студентов 1 курсов неязыковых специальностей

Тема № 1 : Язык и его основные функции.

Цели : формирование понятий «язык», «мировой язык», предоставить вниманию студентов классификацию мировых языков, определить место русского языка в современном мире. Рассказать о видах и формах речи, письменной речи.

Основные вопросы

1. Понятие о языке. Основные функции языка.

2. Мировые языки.

3. Виды и формы речи. Письменная речь.

СРСП № 1

Задание : 1. Работа с текстом «Язык» с. 395 – 396, зад. № 5, 8, 11, 13. «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.

ЯЗЫК

С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

Ребенок, опуская ресницы, засыпает под монотонное журчание бабушкиной сказки. А ведь сказка – это язык.

Подросток идет в школу. Юноша шагает в университет или институт. В речах учителей, на страницах книг развертывается перед ним отраженная в слове огромная вселенная. Он узнает о том, что было сто или тысячу лет назад, что существует на экваторе или в Арктике. Этого никогда не видали (а может быть, никогда и не увидят) его глаза, но он знает, что это есть!

Он роднится с мыслями, возникшими в головах людей за века и века до его собственного рождения. В своих сочинениях, в научных работах он обращается к тем, кто будет жить спустя столетие после него. И все это возможно только благодаря языку.

Радостная или гневная, летит над просторами Родины песня. Песня – это язык.

На черной школьной доске резко белеет строгая формула математики. Это формула – тоже язык.

Я пишу книгу; разумеется, я пользуюсь при этом языком, словами.

Вы читаете то, что я написал: для этого вам тоже необходим язык… А разве можно думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.



Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.

Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно «устроено», из каких частей состоит, как работает, как изменяется с течением времени, какого обращения требует с собою…

(По Л. Успенскому).

2) ответьте на вопросы, мотивируйте свои ответы

· Мыслима ли жизнь человека без языка?

· Возможно ли постижение мира без языка?

· Кому дано с наибольшей пользой использовать язык?

3) Переведите слова свойство, принадлежность, социальный, целостность, материализовать, динамика на казахский язык.

4) Перескажите текст «Язык».

Форма контроля : устный и письменный ответы.

Срок предоставления работы : 1 неделя.

Тема № 2: Речь. Виды и формы речи.

Цели : формирование понятий «речь», «письменная речь», охарактеризовать особенности речи, ее видов и форм, провести параллель «язык - речь», показать их взаимосвязь, познакомить с устной речью и ее особенностями.

Основные вопросы

1. Понятие о речи. Виды и формы речи.

2. Устная речь и ее ведущие признаки.

СРСП № 2

Задание:

Чтение наизусть стихотворения о языке (устно).

Составить конспект «Закона о языках в РК»

Методические рекомендации: стихотворение должно быть на русском языке о любом языке. Контроль отбора стихотворений осуществляется преподавателем. Конспект «Закона о языках» производится путем отбора наиболее существенных статей. Беседа проводится на основании конспектов.

Форма контроля : устный и письменный ответы.

Срок предоставления работы : 1- 2 неделя.

Тема № 3: Текст как ведущая единица словесной коммуникации

Цель: дать определение понятиям текст, тема, идея текста; научить определять тему и формулировать основную идею текста, познакомить с ССЦ и видами связи предложений в тексте.

Основные вопросы

1. Текст как стройная система с особыми законами построения и развития мысли. Признаки текста.

2. Средства связи предложений в тексте (таблица).

3. Композиция текста.

5. Виды связи предложений в тексте.

СРСП № 3

Задание

1. Работа с текстом: «Исторические изменения в лексике» , задание №1, стр. 430, задания № 7, 8, 9, 10, 13, стр. 432. «Практический курс русского языка» под ред. Жаналиной, Мусатаевой. – Алматы, 2005 г.

2. Работа с текстами по своей специальности: определить тему и основную мысль текста, способ связи предложений в тексте.

3. Работа с текстами по специальности: озаглавить текст, составить план, определить данную и новую информацию текста

Задание № 1. Опираясь на толковые словари русского языка, определите значение слов.

Обновление, накопление, особенность, смежность, преобладать, отчетливо, принцип, функция, разрозненный, тенденция, арсенал, оттенок, избирательность, совершенствование.

Исторические изменения в лексике

Словарь языка изменяется путем обновления лексики, накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история изменений в жизни народа, общества. Сравнивая, например, лексическую систему современного русского языка со словарем древнерусского языка, мы обнаруживаем не только количественные различия, но и более глубокие, качественные. Эти изменения нескольких типов.

Во-первых, изменения в способе называния предметов.

Раньше названия предметам давались по особенностям их формы, по материалу, по смежности с другими предметами и др. (Так, например, стакан назван по материалу. В старину они изготавливались из досок – достаканъ ). С развитием языка начинает преобладать – и чем ближе к нашему времени, тем отчетливее – принцип наименования предмета по его функции, назначению.

Во-вторых, изменения в родо-видовых отношениях между понятиями и их отражение в словаре.

В древнерусском языке существовали названия стол, скамья, лавка, кресло, кровать и другие обозначения видов мебели. Но самого слова мебель или какого-либо другого, которое бы объединяло все видовые названия, не было.

В русском языке вместо разрозненных наименований формируется группа слов, между которыми устанавливаются родо-видовые отношения. Тенденция к организации слов в подобные множества с одним родовым наименованием возрастает на последующих этапах развития русского языка.

В-третьих, изменение синонимических отношений между словами, увеличение синонимических рядов.

Развитие синонимии, увеличение арсенала синонимических средств – один из главных показателей совершенствования языка, его выразительных возможностей… Каждое слово синонимического ряда, называя одно и то же действие или качество, подчеркивает в нем какой-либо особый оттенок.

В-четвертых, изменение лексической сочетаемости.

С развитием языка возрастает избирательность слова в его сочетании с другими словами, тем самым усиливается идиоматичность.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога» ).

Задание № 7. Внимательно прочитайте теоретический материал, затем назовите структурные части текста.

Задание № 8. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую часть.

Задание № 9. Найдите в каждом абзаце «сцепляющие» слова, связующие предыдущий абзац с последующим, выпишите их.

Задание № 10. Сформулируйте вопросы к каждому абзацу текста.

Задание № 13. Выпишите из текста лингвистические термины. Опираясь на словари лингвистических терминов, объясните их значение.

Задания № 2, 3 выполняются после подготовки СРС № 3, т.е. студенты подбирают два текста по своей специальности и дальнейшую работу осуществляют с этими текстами.

Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления работы: 2- 3 неделя

План разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
  2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
  3. Вид связи между простыми предложениями в сложном.
  4. Главное и придаточное предложения.
  5. Место придаточного предложения по отношению к главному.
  6. Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение.
  1. Языковые средства выражения смысловых отношений между простыми предложениями в сложном (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
  2. Вид сложноподчинённого предложения.

Если в сложноподчинённом предложении имеется более двух придаточных предложений, указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.

Образец разбора

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух предложений, имеющих грамматические основы: надобно заметить и обитает чувство. Предложение сложное. Между простыми предложениями в сложном связь оформлена с помощью подчинительного союза. Следовательно, предложение сложноподчинённое. Главное предложение К чести нашей народной гордости надобно заметить и придаточное предложение что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого . Придаточное предложение находится после главного и относится к нуждающемуся в изъяснении сказуемому главного предложения, от которого к придаточному можно поставить вопрос: надобно заметить (в значении «сказать») что? - что в русском сердце... .

Смысловые, изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями выражаются с помощью подчинительного союза что и интонации.

По значению и особенностям строения это предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

Письменный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

176. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите сложноподчинённые предложения и сделайте их синтаксический разбор.

Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь.

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил.

Языковедение изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.

Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. Каким законам подчинена их жизнь?

Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. Жалеть тебе потом не придётся!

(По Л. Успенскому.)

177. Изложение. Прочитайте. Напишите подробно, что вы узнали о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова. Есть ли словарь С. И. Ожегова в школьной или вашей домашней библиотеке? Пользуетесь ли вы этим словарём?

Сергей Иванович Ожегов
(1900-1964)

Французский писатель Анатоль Франс точно и образно характеризовал словари как вселенную в алфавитном порядке. А. Франс писал: «Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».

В России лингвистические словари активно создаются начиная с XVI-XVII веков. И тем не менее если в XXI веке предложить любому человеку, независимо от профессии, рода занятий и т. п., назвать известные ему словари и фамилии их создателей, то скорее всего это будут три словаря: словарь Владимира Ивановича Даля, словарь Дмитрия Николаевича Ушакова и словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Наш современник, один из ведущих лингвистов Л. И. Скворцов пишет об С. И. Ожегове: «Ещё мальчиком Сергей Ожегов пристрастился к чтению; книги и журналы сопутствовали ему с ранних лет до конца жизни. В эти же детские годы пробудился его живой интерес к родному слову. Почему, например, так по-разному говорят русские люди в городе и в деревне? Что означают имена людей? А их фамилии? От отца он узнал, что их фамилия О́жеговы происходит от слова о́жег - деревянная печная кочерга».

Научная судьба С. И. Ожегова сложилась удачно: он был учеником филолога с мировым именем - Виктора Владимировича Виноградова. Круг научных интересов С. И. Ожегова очень широк: ему принадлежат труды по истории русского литературного языка, по лексикологии и теории лексикографии, по русской фразеологии, культуре речи и стилистике и т.д.

Особое место в научной деятельности С. И. Ожегова заняли словари. Он участвовал, например, в создании четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Главным же трудом учёного стал однотомный «Словарь русского языка», первое издание которого вышло в 1949 году. Массовым тиражом книга издаётся и поныне как «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (при участии Н. Ю. Шведовой) и даёт ответы на самые разные лингвистические вопросы: о значении слов и выражений, их написании и произношении, о стилистической окраске и особенностях употребления.

«Актуальность, научная достоверность, нормативная определённость и, наконец, относительная компактность - все эти качества обеспечивают надёжную долговечность книги, объясняют её широкую популярность,- пишет Л. И. Скворцов.- Словарь стал настольным пособием для многих, кому дорог и кому нужен русский язык».

178. Прочитайте предложения. К какому стилю речи они принадлежат? Какой темой объединены? Перечитайте статьи о В. И. Дале (упр. 6) и С. И. Ожегове (упр. 177).

Подготовьте доклад на тему «Толковый словарь - картина мира». Продумайте его начало, основную часть и заключение. Используйте в качестве примеров толковый словарь учебника (с. 200-201).

1. Одним из факторов, позволяющих судить о культуре нации, считается наличие академического толкового словаря национального литературного языка - фундамента всех лексикографических построений. Знаменательно, что становление европейских академий, гуманитарных наук в целом шло параллельно с созданием национальных словарей.

(По В. А. Кодыреву, В. Д. Черняк.)

2. Словарь развёртывает перед своими читателями картину мира так, как она существует в сознании носителей данного языка, причём эта картина словарём представляется в исторической перспективе. Когда читатель погружается в мир слов, он открывает для себя живую картину общественных отношений, быта, национальных знаний и умений, представлений об окружающем мире, закрепившихся в народном сознании оценок и квалификаций. В исторической перспективе словари представляют изменения в общественных устройствах, в состоянии научных знаний, в становлении и развитии профессий.

(По Н. Ю. Шведовой.)

3. Термин «толковый словарь» в применении к словарю введён В. И. Далем. Даль придал этому понятию новое значение, исходя из старого, но забытого его употребления. «Словарь назван толковым потому, что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённым»,- писал Даль.

Язык - основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свой мысли, чувства, желания. «Язык,- писал В. И. Ленин,- есть важнейшее средство человеческого общения...» (Полн. собр. соч., т. 25, с. 258).
Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом - носителем данного языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. «Язык,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс,- возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Собр. соч. 2-е изд., т. 3, с. 29).
Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке - в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои.знания, опыт от поколения к поколению.
К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что «язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...» (т. 3, с. 29).
Каждый язык представляет собой сложную систему. Элементами этой системы являются звуки, слова, предложения, которые тесно связаны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую, лексическую и синтаксическую.

Необходимо

Хорошо знать

Его, хорошо им

Владеть»

(М. Горький)

« Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли».

(Л. Успенский).

« Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается в нём».

(А. И. Герцен).

Русский язык – государственный язык

Российской Федерации.

Цель :

Дать учащимся представление о русском языке как о государственном языке РФ, о роли языка в жизни общества; помочь осознать важность умелого и бережного отношения к родному языку ; воспитывать гордость и уважение к русскому языку; внушить мысль о пользе владения культурой речи.

Оформление:

Высказывания о русском языке известных писателей.

Ход урока.


  1. Слово учителя.
-- 2007 год объявлен Годом русского языка. Поэтому сегодня, 1 сентября, на первом уроке, мы будем говорить о русском языке как о государственном языке Российской Федерации.

2. Беседа.

Что такое язык?

Вот как говорится о языке в Толковом словаре В. И. Даля: « Язык – словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетание».

Для чего нужен язык?

Докажите, что язык важен для человека. Приведите примеры пословиц и поговорок о языке, речи.

О красоте и богатстве русского языка говорили многие русские писатели и поэты. ^ Прочитайте записанные высказывания и вспомните известные вам слова о русском языке.

3. Слово учителя.

Наше государство многонациональное. И в любом многонациональном государстве существует необходимость выбора одного из развитых и распространённых языков для преодоления языкового барьера. Общий для всех язык даёт каждому гражданину страны, независимо от национальности, возможность постоянно общаться с представителями других народов.

Таким общим для всех народов России стал русский язык. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Это значит, что на нём говорят все люди , живущие в России. На русском языке издаются государственные документы (указы, законы, постановления и т. д.). Русский язык используется в газетах, на радио и телевидении. Его изучают в школе.

Как вы думаете, почему именно русский язык был выбран государственным?

Большую роль играет то, что на русском языке говорит большинство населения нашей страны. Русский народ и его язык имеют богатую историю. Сам язык богат и разнообразен, он постоянно изменяется вместе с жизнью народа. Но ещё важно и то , что лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру открытиями в науке и технике, литературными, музыкальными и живописными примерами, внесли огромный вклад в просвещение своего народа.

После 90-х годов 20-го века, т. е. после распада Советского Союза, русский язык употребляет население стран СНГ. Русский язык считается вторым государственным языком во многих бывших союзных республиках.

Русский язык поистине заслуживает уважения и восхищения. Многие поэты посвящали русскому языку свои стихи. В них звучит гордость за родной язык, восхищение им. И очень часто звучит призыв беречь родную речь , сохранить её в трудное время.

5. Чтение стихотворения И. А. Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости, --

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

6. -- Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» было написано в 1942 году, когда страна вела тяжёлую войну с фашистами. Ахматова считает, что сохранить «великое русское слово» -- значит сохранить саму нацию, т. к. язык – это символ народа.

Чтение стихотворения А. Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

7. Заключение.

Сегодня мы с вами говорили о русском языке. Вы узнали, что значит государственный язык, почему именно русский язык стал государственным языком , как относятся к своему языку великие и известные люди. Относитесь и вы к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В. Луговской).

Да, время наше так сурово…

Но мы должны служить ему!

И пусть живёт родное слово,

И пусть звучит на всю страну!

Язык родной… Родное слово…

Язык достоин всякой славы!

Поверьте, думать так имею право.