Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.

Разделы: Русский язык , Общепедагогические технологии

Грамматика повелевает даже царями.
Ж. Мольер

Цель урока: повторение пунктуации простого осложненного предложения

Презентация. Слайд 1

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.


Слайд 2 (Таблица)

– Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учащихся

Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответ ученика.

Учитель. Да, верно, всегда необходимо “видеть” и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

Слайд 3

Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…

А чтобы у нас не получился “кисель из резины”, будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Ответы учеников.

Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.


Слайд 4 (Таблица)

  1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И. Бунин)
  2. Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н. Некрасов)
  3. Стояла темная июльская ночь. (М. Пришвин)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

Ответы учеников.

Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И. Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И. Бунин)

Слайд 5

Проверка работы – сверка со слайдом.

Учитель. Ребята, в части А есть задание № 21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:


Слайд 6 (Таблица)

Задание: Смотрим на экран, озвучиваем содержание таблицы.

Ответ ученика

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд 7

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А. Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению.

Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

Учитель: Предлагаю вам более художественный вариант (устно):

Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А. Бестужев-Марлинский. “К облаку”

Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Вы хорошо усвоили этот материал, но все-таки давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд 8

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, как раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – “заставить войти”, включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд 9

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
    Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)


Слайд 10

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам или на компьютере.

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по рядам или группам).

Текст к заданию:

Учитель: И в этом задании, как и в предыдущих, надо “видеть” строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.


Слайд 11

Учитель. Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

Ответы учеников.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:


Слайд 12

Домашнее задание. Упр. 476; используя все, что может осложнять и распространять предложения, составьте текст-рассуждение на тему: “Может ли современный человек наслаждаться красотой?”

Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Структура простого предложения может осложняться различными конструкциями:

В настоящем уроке «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» рассматривается тема знаки препинания при однородных членах предложения (когда ставится запятая, когда запятая НЕ ставится, когда ставится тире, когда ставится двоеточие). Для изучения остальных тем урока «Знаки препинания в простом осложнённом предложении» необходимо перейти по ссылкам выше.

1. При однородных членах запятая СТАВИТСЯ:

Запятая ставится Примеры

Между однородными членами при отсутствии союзов

Хороши были закаты в полнеба над лесными озёрами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток.

О, О, О

Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др., подчинительными союзами (уступительными, условными) хотя, если, пусть

Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в нескольких местах.

О, а О

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…

О, но О

На взгляд-то он хорош, да зелен.

О, да (= но) О

Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город.

О, хотя О

Между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и … и; ни … ни; да … да; или … или; либо … либо; не то … не то

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы!

и О , и О , и О

Известно, что цветы лучше всего собирать или утром, или вечером.

или О , или О

С чужими я либо робел, либо важничал.

либо О , либо О

Перед второй частью двойного союза как … так и; не только … но и; не так … как

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

как О , так и О

Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

не только О , но и О

Если разнородные определения подводятся под одно понятие

После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Безоблачная)

Между всеми однородными членами предложения и в том случае, если только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

О, О, О, и О, и О, и О

2. При однородных членах запятая НЕ СТАВИТСЯ:

Запятая НЕ ставится:
Если однородные члены связаны одиночными соединительными или разделительными союзами и, либо, или, да (= и) В окно виден широкий луг, речка и лес позади неё.

О, О и О

Принёс он смертную смолу да ветвь с увядшими листами…

О да О

Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

О или О

Внутри групп однородных членов, соединённых попарно На бесконечном, на вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

О и О, О и О

В цельных выражениях с повторяющимися союзами и то и сё; ни то ни сё; ни свет ни заря; ни за что ни про что, ни рыба ни мясо и др. Бегут говорливые дроги ни шатко ни валко, как встарь.

ни О ни О

Между определениями, которые характеризуют предмет с разных сторон Наступила быстрая южная весна. Река разлилась так мощно, что затопила левый низменный черниговский берег.

О О. О О О.

Кроме этого, запятая не ставится между однородными членами предложениями (или похожими на однородные) в следующих случаях:

  • между двумя глаголами, образующими смысловое единство: Ждет не дождётся Алёнушка братца;
  • между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель: Пойду принесу воды;
  • в парных сочетаниях слов, не являющихся однородными, но близких по значению, пишется дефис (это же правило распространяется и на парные сочетания слов с противоположным значением): И пошел Никита искать правду-истину . Зверь ходил по клетке вперёд-назад ;
  • ставится тире, если однородные члены противопоставлены: Не ветер -ураган бушевал за окном.

3. ЗАПЯТАЯ при однородных членах (обобщение):

Схема «Знаки препинания при однородных членах предложения».

4. При однородных членах ставится ДВОЕТОЧИЕ :

Двоеточие ставится:

После обобщающего слова перед однородными членами Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корою деревьев.

Перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова в научной и деловой речи Собрание постановляет: а) отчёт утвердить; б) внести в решение соответствующие дополнения.
При перечислении, находящемся в середине предложения, если перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь).

Знаки препинания между однородными членами

Запятая ставится:

1) Если нет союзов. На парте лежали учебник, тетрадь, ручка.

2) Перед противительными союзами а, но, да: Мы двигались быстро, но осторожно.

3) Перед повторяющимися союзами: Он купил дневник, и ручку, и тетрадь.

4) Перед второй частью двойных союзов: Как мальчики, так и девочки вышли на уборку

территории.

Примечание. Запятая ставится перед союзом да и :

Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится:

Перед одиночными соединительными или разделительными союзами:

На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.

Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.

Однородные и неоднородные определения

Запятая ставится, если определения однородные, т.е. они обозначают признаки, которые одинаково относятся к предмету, и между ними можно вставить союз и:

У девочки в руках были оранжевые, красные, синие шары.

Определения могут быть как одиночные, так и распространённые:

Он был с девушкой невысокой, одетой в синий костюм с белой блузкой.

Запятая не ставится, если определения не однородные, т.е. они обозначают признаки, которые характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и: В магазине он приобрёл кожаный чёрный дипломат.

Примечание:

1) Существуют определения, которые относятся к одному предмету, но могут

быть как однородными, так и неоднородными:

Красивый большой дом стоял на горке. Красивый, большой (= хороший) дом стоял на горке.

2) Определения-эпитеты (художественные, эмоциональные определения) обычно бывают однородными, например: Тяжёлые, чёрные тучи медленно ползли по небу.

Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

1. Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными членами:

Он видел всё: лес, речку, дорогу.

2. Тире:

Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:

Лес, речку, дорогу - всё видел он.

3. Двоеточие и тире:

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире, если предложение продолжается:

Всё: лес, речку, дорогу - видел он.

Примечание. После обобщающих слов перед однородными членами в книжной речи могут быть слова: а именно, например, как-то. Перед ними ставится запятая, после них - двоеточие.

Нужно было приобрести разные канцтовары, например: альбомы, цветную бумагу, краски и гуашь.

В5, В10, В11. Простое осложнённое предложение (стр.3)

Знаки препинания при обращении

В предложении выделяется запятыми:

Дети, я вам расскажу про Мазая. (Н. Некрасов.)

Если стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком , а предложение начина­ется с прописной буквы:

Москв а!Люблю тебя как сын. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит части­ца о и сливается с ним в про­изношении, то запятой от него не отделяется:

Как ты красив, о лес, в убранстве осени!

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Выделяются запятыми Примеры
1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся к личному местоимению Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.
2. Согласованные распространенные опреде­ления и приложения, если они стоят после определяемого существительного Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том далеком времени.
3. Два или несколько однородных согласован­ных нераспространенных определения, стоя­щих после определяемого существительного Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
4. Согласованные определения и приложения (сто­ящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное, условное, уступительное и др.) Измученные тяжелой дорогой, ребя­та не могли продолжать путеше­ствие (причина).
5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяе­мого слова - существительного собственного. Исключение: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу. Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик. В отрочестве я зачитывался книга­ми Дюма-отца.

ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

На этом уроке мы повторим правила постановки запятой в предложениях с однородными членами, узнаем краткую информацию о правилах постановки запятой при различных комбинациях союзов, а также при однородных и неоднородных определениях. Проанализируем решение задания типа А23.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А23. Знаки препинания в простом осложненном предложении с однородными членами

1. Запятая ставится в предложении с однородными членами (рис. 1, 2)

Задание А23 ЕГЭ проверяет знание правил постановки запятой в предложении с однородными членами.

Задание А23 представлено в следующей форме:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Повторим правила постановки запятой при однородных членах.

1. Запятая ставится, если однородные члены предложения соединены только интонацией.

Комната была завалена тряпками, подушками, мешками. [ ○, ○, ○ ].

2. Запятая ставится перед союзами а, но, да=но, однако, хотя, зато, а также, а то и.

Это не уменьшило, а только усилило мое беспокойство. [ ○, а ○ ].

3. Запятая ставится между парами однородных членов.

От дома и от деревьев, от голубятни и от галереи побежали длинные тени.

[ ○ и ○, ○ и ○ ]

4. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, разделяются запятыми (да..да, ни…ни, или…или, ли..ли, то…то, либо…либо, не то…не то…, то ли…то ли).

Ни он, ни его близкие не верили такому счастью. [ни ○, ни ○ ].

5. Запятая ставится при отсутствии союза И перед первым из перечисляющихся членов предложения, если союз И повторяется хотя бы дважды.

(Обратите внимание: запятая ставится и перед первым И тоже.)

Ему нравились дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетеные стулья.

[ ○ , и ○, и ○, и ○ ]

6. Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др.

Девушку охватила если не досада, то явное недовольство собой. [ если не ○ , то ○ ].

2. Запятая не ставится в предложении с однородными членами (рис. 1, 2)

Назовем случаи, когда запятая при однородных членах предложения не ставится.

1. Запятая не ставится, если члены предложения соединены неповторяющимся союзом и, да=и, или, либо.

Все эти дни он спал либо сидел часами перед телевизором. [ ○ либо ○ ].

2. Если союз И стоит перед первым из перечисляемых членов предложения, запятая перед ним не нужна.

Он был занят только собой и тогда, и теперь. [ и ○ , и ○ ].

3. Запятая не ставится при повторяющемся союзе И, если члены предложения образуют смысловое единство.

Дымову хотелось и пить и есть, но он отказался от чая. [ и ○ и ○ ].

4. Запятая не ставится, если перед нами цельный фразеологический оборот с повторяющимися союзами: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.

Вот мы с вами можем обо всем говорить и так и сяк.

Рис. 1. Постановка запятой в предложении с однородными членами ()

Стоит обратить внимание на то, что в предложении может быть несколько рядов однородных членов. Надо смотреть, является ли союз И повторяющимся. Может быть, союзы поставлены на разном основании. Союз может соединять различные ряды однородных членов. Запятая не ставится, если союз и, да=и, или, либо является неповторяющимся.

Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая, милая, редкая.

3. Однородные и неоднородные определения

Помните, что однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные - не отделяются.

Запятая ставится, если:

1. Определения обозначают схожие признаки предмета.

В шкафу висела шерстяная, шелковая, льняная одежда.

2. Однородными являются определения, выраженные прилагательными в переносном значении.

В песнях преобладали тяжелые, унылые, утомительные ноты.

3. Последующее определение поясняет содержание предыдущего.

Перед ним возникли новые, неведомые горизонты. (При этой расстановке знаков становится понятно, что новые горизонты и есть неведомые)

4. Первое определение является прилагательным, второе - причастным оборотом.

Потолок сделан из узких, плотно пригнанных досок.

5. Если определения стоят после главного слова.

Где-то на этом свете есть жизнь чистая, изящная, поэтическая.

4. Анализ задания А23

Рассмотрим пример задания А23.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

2. Поднялось солнце и залило волнами света водную гладь и лес и деревню.

3. Он как начал резко разговор так и закончил его.

В первом предложении повторяющийся союз И. Но занятая не нужна, так как перед нами смысловое единство «и днем и ночью».

Во втором предложении союз И соединяет однородные сказуемые. Это неповторяющийся союз - запятую не ставим. Повторяющийся союз И соединяет однородные дополнения гладь, лес, деревню. Союз И повторяющийся - запятая ставится перед первым же союзом. Значит, здесь две запятые.

В третьем предложении однородные члены соединены двойным союзом как...так и - запятую ставим перед второй частью.

В четвертом предложении союз да употреблен в значении И. Значит, запятая не нужна.

1. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

2. Поднялось солнце и залило волнами света водную гладь, и лес, и деревню.

3. Он как начал резко разговор, так и закончил его.

4. В юности он занимался перепиской да частными уроками.

Итак, правильный ответ - 3.

Рис. 2. Постановка запятой в предложении с однородными членами ()

Список литературы

  1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. - М.: Русское слово.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М.: Эксмо, 2006.
  3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).