Понятие и предмет криминологии

Система, функции, задачи.

Взаимосвязь с другими науками и отраслями.

4. Методы криминологии. (самостоятельно)

Криминология – наука о преступности.

Криминология – это общетеоретическая, социолого-правовая наука о преступности, причинах её порождающих и условиях ей способствующих, о личности совершивших преступление, а так же о методах и средствах предупреждения преступности.

Криминология в первую очередь наука!

Два основных аспекта в криминологии:

1. Социологический, состоит в том, что в рамках данной науки осуществляется исследование преступности как социального явления, её причин и условий, имеющих общественное происхождение, социальной системы профилактики преступлений, в том, что основу эмпирических знаний составляет исследование социологической направленности и т.д.

2. Юридический, состоит в том, что само понимание преступного не возможно без уголовного законодательства, причины и условия преступности связываются с недостатками правосознания, правовой культуры, развития в обществе правового нигилизма и идеализма, система борьбы с преступлениями имеет юридическую основу и т.д.

Предмет криминологии – включает 4 компонента:

Преступность (понятие, свойства, характеристики, тенденции развития, история развития, феномен латентной преступности)

Причины и условия преступности (детерминанты преступности) (понятие причины, понятие условий преступности, их виды, отдельных видов)

Личность преступника

Предупреждение преступности, профилактика преступлений, борьба с преступностью. (теория и практика предупреждений, меры предупредит-ого характера)

Система криминологии – пандектная система – общая, особенная.

В общей части – процессы, явления, образующие предмет криминологии рассматриваются максимально абстрактно.

В особенной части – применительно к отдельным видам преступности выделяемым исходя из:

Уголовно-правовой классификации преступлений (против личности, собственности)

Из контингента лиц, совершающих преступления (преступность женщин, молодёжи, военнослужащих)

Из доминирующий мотивации совершения преступлений (корыстная, насильственная, по политическим мотивам, т.е. исходя из мотивов совершения)

Исходя из уровня сплочённости носителей преступного поведения (групповая, организованная)

Функции:

1. Теоретико-познавательная (аналитическая), (Криминология предоставляет информацию о чём-то.)

2. Практико-прикладная, (разрабатывает методики предупреждения преступлений)

3. Прогностическая, (целиком построена на прогнозах)

4. Идеологическая (воспитательная), (воспитывает то или иное отношение к преступности)

Задачи:

1. Изучение, обобщение, анализ современного состояния преступности, её детерминант, система предупреждения.

2. Практизация криминологии. Включает несколько аспектов:

А) Совершенствование имеющихся методик профилактики преступлений;

Б) Создание новых комплексных методик контроля над преступностью;

В) Внедрение криминологической экспертизы проектов НПА на всех уровнях правотворчества; (эксперт даёт заключение как принятие этого НПА повлияет на преступность)

3. Изучение опыта предупреждения преступлений за рубежом и его внедрение в РФ с учётом специфики российской действительности.

4. Оформление, дальнейшее развитие и совершенствование криминологопрофилактической отрасли права.

Основной метод – диспозитивный.

Связь с УП, УИП, криминалистикой, Уг. Процесс, диалектологией (наука о правонарушениях), правовой статистикой, социологии, психологии, соц. Психологией.

Тема: «История развития криминологии»

Криминология в дореволюционный период

В советский период

Современное состояние криминологии (с 90 по наст время)

Историю развития криминологии да 1917 года можно разделить на несколько этапов:

- С начала 19 века до 1872 года (только сложились предпосылки, но говорить о криминологии как о системе знаний нельзя)

Характеризуется:

1. Появляются первые, основанные на исследованиях труды, работы, суждения криминологической направленности;

2. Интерес к криминологическим проблемам у исследователей носит ситуативный, эпизодический характер;

3. Отсутствует заинтересованность властей в криминологических исследованиях и как следствие условия для развития криминологии (не было статистики, не было учреждений, которые бы занимались исследованием преступности);

4. Отсутствует дальнейшее развитие первоначальных исследований, преемственность знаний

Радищев «Работа о законоположении» 1802 года, поставил в ней вопрос о необходимости изучения преступности, её причин, представил анализ имевшихся у него уголовно-статистических сведений. Разработал показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, исследовал мотивы преступных поведений.

Чернышевский указывал на то, что причины преступлений- это невежество, грубость, разврат и бедность.

Добролюбов отмечал, что главное причиной преступлений является ненормальное отношение лица.

Доклад Академика К. Германа, сделанный им в 1823 году на заседании российской императорской академии «изыскания о числе самоубийстве и убийств в России за 1819 и 1820 годах». Он исследовал убийство и самоубийство по отдельным губерниям России, сопоставлял их с социально-политическими условиями, алкоголизацией населения, экономическим положениям, причины убийство и самоубийств видел в крайностях, диких нравах или утончённой цивилизации, анархии или политическом гнёте, нищете или чрезмерном богатстве и т.д.

- С 1820 по 1917 годы.

Характеризуется:

· господствующим являлось социальное направление в исследовании;

· в рамках социальной направления посредством большого статистического материала и фактического материала о преступности была обоснована её прочная связь с эконмическими, политическими основами в обществе, с различными фоновыми явлениями (алкоголизм, проституция, безработица, бродяжничество);

· в рамках антропологического направления была подчёркнута необходимость изучения личности преступника, процессов формирования е криминогенных свойств.

Криминология в России начинается с даты – 1872 год , профессор Духовской, лекция «Задача науки уголовного права». Он предложил рассматривать преступность как социальное явление и особо акцентировал внимание на её причинах. Последнее, по его мнению, заключается в недостатках социально-экономического и политического строя «дурное воспитание». Источник преступлений заложен в обществе, поэтому нельзя исходить из свободной воли преступника, рассчитывать на наказание как единственное и главное средство контроля над преступностью.

По мнению Духовского необходимо изучать социальные причины преступлений. Дальнейший процесс становления и развития криминологических учений связывается с исследованиямиФайницкого, Жижленко, основоположниками отечественной социальной школы УП. Большинство из них в своих взглядах опиралась на так называемую теорию факторов. Анализируя взаимосвязь между социальной средой и преступностью, учёные пытались определить причины преступности через многочисленные отдельные факторы, высчитывали вероятность и силу их влияния. Выводы в целом базировались на установлении стат. Зависимости между показателями преступности и демографическими, психологическими, иными характеристиками преступников, особенностями региона, состоянием рынка труда, уровнем цен на основные продукты и т.д.

Не разграничивались причины преступлений и преступности.

Данный подход не давал целостного представления о криминогенных детерминантах, закономерностях развития преступности, соответственно изначально предполагал незначительную эффективность, рекомендуемых профилактических мер, поэтому часть криминалистов стали использовать новые методы, основанные на диалектическом учении (системного анализа, сравнительно-исторический и др.), но общую картину исследований изменить не смогли.

Особое значение имели исследования М. Н. Герната. В своих трудах он обосновывал и отмечал:

А) закономерности пространственно-временного распределения преступлений;

Б) социальное неравенство как источник различных форм отклоняющегося поведения;

В) определённые зависимости между уровнем преступности и её отдельных видов и полом, возрастом, социальным статусом, алкоголизацией населения и т.д.

Наиболее ярким представителем антропологического направления был профессор Дриль. Ставил в основу преступности индивидуальные факторы, полагал, что она порождается на почве врождённой порочности, которая может быть устранена медицинским лечением или благоприятным изменением окружающей обстановки. Однако в более поздних работах, автор рассматривал преступное поведение как результат взаимодействия особенностей психофизической природы лица и особенностей внешней среды, в которой он находится. Учёный Набоков, Чиж, т др.

Советский период делится на три этапа:

А) 20-е 30-е годы.

Криминология этого периода характеризуется преемственностью многих взглядов дореволюционных авторов, признанием и востребованностью, созданием сети институтов, обеспечивающих её развитие.

В 1918 году в Центральном Статистическом Управлении РСФСР, в 1923 году в Центральном Статистическом Управлении СССР был создан отдел моральной статистики, анализирующий данные о преступности, судимости, иных правонарушениях. Народные Комиссариаты Просвещения Республик публиковали сведения о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, рассматривавших до середины 30-х годов большинство общественно опасных деяний подростков.

Была создана сеть специальных научных лабораторий – кабинетов. В 1917 году – петроградский, в 1922 – Саратовский, в 1925 – Ленинградский, в 1926 –Ростовский(РАССКАЗАТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ИЗ НИХ!).Они выполняли поручения Правоохранительных Органов по региональных анализах преступности, консультировали практических работников, вели научные исследования причин преступлений, личности преступников. К работе привлекались социологи, психиатры, психологи, биохимики и учёные других направлений.

Криминологическим исследованиям были привлечены юридические учебные заведения. В 1920 году в Институте Советского Права МГУ была создана секция, изучавшая уголовную статистику, механизм преступного поведения, личность преступника, вопросы борьбы с преступностью. Подобные структурные подразделения были образованы в Белорусском Университете, Киевском институте Народного Хозяйстве и др.

Исследования Кабинетов и ВУЗов отличались по характеру своей направленности, что было вызвано различными факторами.

В 1925 году был создан Государственный Институт по Изучению Преступности и Преступника. Многие кабинеты были преобразованы в его филиалы. Основы деятельности определялись межведомственным советом, состоявшим из работников НКВД, Народным Комиссариатов Юстиций, Народного Просвещения и Здравоохранения (за весь период деятельности было опубликовано 287 научных работ, включая более 50 монографий).

Развитию криминологии способствовали дискуссии, проводимые криминологами, их участие в правотворческом процессе, в частности криминологи выступали разработчиками и экспертами проектов уголовных законов, обосновывая необходимость государственной борьбы с фоновыми явлениями.

Б) 40-е 50-е годы.

Запрет на криминологические исследования.

В) с 60-х по 1991 годы.

Восстанавливаются криминологические учреждения.

В конце 50-х начале 60-х годов в Институте Гос-ва и Права Академии Наук СССР, в Институте Криминалистике Прокуратуры СССР, Научно-Исследовательском Институте ОВД создаются криминологические подразделения.

С 1957 года исследования активно проводятся Московским, Ленинградским, воронежским, Саратовским и другими университетами.

С 1963 году прочитан первый курс криминологии. Создан Всесоюзный Институт по Изучению Причин и Разработки Мер Борьбы с Преступностью

В 1964 году криминология введена как обязательная дисциплина вюр ВУЗах.

В 1966 году был издан первый учебник криминологии.

Значение советского периода:

1. Завершена разработка теоретических основ криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. Определились с предметом.

2. Создана методологическая база исследований (анкеты, методики)

3. Сформированы относительно самостоятельные направления криминологических исследований (рецидив, женская преступность)

4. Сформировались основные научные криминологические школы (Ленинградская, Дальневосточная, Эстонская и др.)

ТЕМА: «ПРЕСТУПНОСТЬ»

1. Понятие и признаки преступности;

2. Количественные и качественные характеристики преступности;

Латентная преступность.

Преступность – это исторически переходящее, изменяющееся, негативное, социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершённых в данном обществе в данный период времени.

Признаки :

1. Это социальное явление. Социальный характер преступности проявляется в нескольких аспектах:

а) в историческом происхождении, преступность возникает только в обществе, причём на том этапе его развития, когда закономерно возникает государство и право.

б) в юридическом понимании преступное во взглядах людей всегда отражается в законодательстве и практики его применения через представителей общества, законодательные и судебные органы.

в) в социальных последствиях для общества. Совокупный вред от преступности способен и влияет на развитие всех сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной, духовно-нравственной и т.д.). В определённый период воздействие преступности может создавать угрозу национальной безопасности.

2. Это уголовно-правовое явление. Преступным является только то, что запрещено уголовным законом.

3.Это изменчивое явление. С изменением условий жизнедеятельности общества изменяются приоритеты в обеспечении социальных ценностей уголовно-правовыми средствами, соответственно изменяется преступность.

4.Масштабность. Преступность как массовое явление проявляет свои свойства только в том случае, когда е содержание составляет десятки, сотни тысяч преступлений.

5.Это совокупность, а не система преступлений. Преступность не обладает собственным источником развития, свойственным функциональным системам, развивается под воздействием внешних факторов – политических, идеологических, нравственных и др. Системные свойства преступность проявляет только при анализе её качественных и количественных показателей.

6.Иррегулярность преступности. Преступления, образующие содержание преступности в своей абсолютной массе не взаимосвязаны.

Подразделение на количественные и качественные характеристики условно.


Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» - преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI-XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология - это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность - исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate - обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) - разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией - наукой об обществе, и более всего - с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе - преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии - общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов - правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной - юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

Основы организации .

Криминология представлена в качестве отрасли науки и учебной дисциплины. Вопрос о состоятельности криминологии в качестве отрасли права, а также о наличии самостоятельного криминологического законодательства является дискуссионным.

Криминология сформировалась как научное направление для раскрытия причинного комплекса социально-правового явления преступности и в целях предупреждения преступного поведения.

Криминология изучает преступность как систему преступлений, совершенных в определенном обществе , личность преступника, причины и условия преступности и предупреждение преступности. Последняя составляющая предмета криминологии - криминологическая профилактика одновременно выступает в качестве задачи и конечной цели криминологических исследований.

Формирование криминологии происходило на соединении многих научных направлений правового, социального и естественного характера.

Криминология как наука. Предмет и метод криминологии

Криминология зародилась в качестве самостоятельного научного направления в конце XIX в. на стыке уголовного права, психиатрии, уголовной статистики и социологии . Термин «криминология» происходит от латинского термина crimen - преступление и греческого logos - учение. Корректнее рассматривать криминологию в качестве науки, изучающей преступность как негативное массовое социально-правовое явление, выражающееся в статистической совокупности совершаемых в обществе преступлений. Задачей криминологии было выявление на основании изучения преступности и личности преступника причин и условий преступного поведения (преступности) для выработки научно обоснованных рекомендаций для предупреждения преступности. Базируясь на уголовно-правовых категориях, криминология существенно отличается от уголовного права. Задачей уголовного права было наказание лиц, совершивших преступление, тогда как криминология пыталась решить задачу предупреждения преступности.

Принято выделять четыре составляющих предмета криминологической науки. 1. Преступность как негативное, массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление, выражающееся в совокупности всех преступлений, совершенных в определенном обществе за определенный период. 2. Личность преступника как совокупность социально-демографических, психологических и психофизиологических свойств, присущих большинству лиц, совершающих преступление, и способствующих формированию криминального поведения. 3. Комплекс криминогенных детерминант как совокупность социальных, биологических и психологических процессов и явлений, порождающих преступность как свое следствие. 4. Криминологическая профилактика как система государственных и общественных мероприятий, направленных на причины и условия преступности для их нейтрализации и минимизации их воздействия.

В зарубежной криминологической доктрине в предмет криминологии в качестве самостоятельного блока включают виктимологию - науку о жертвах и поведении жертв от преступлений, задачей которой входит изучение и систематизация виктимного поведения в целях профилактики процесса виктимизации.

Криминология использует значительное число конкретнонаучных методов, многие из которых заимствованы из социологии - метод опроса , наблюдения и другие. Помимо этого широко используются методы точных наук - статистический, моделирования. Общенаучные методы анализа, синтеза, индукции , дедукции , исторический, сравнительный и другие.

История криминологии

Криминологические исследования сформировались в самостоятельное научное направление в середине - конце XIX века преимущественно в итальянской школе антропологического характера. В развитии криминологии особую роль сыграли две школы - антропологическая и социологическая. В основу антропологической школы (Ф. Галль, Ч. Ломброзо , Э. Ферри, Р. Гарофало) легли представления о преимущественно биологическом (наследственном) происхождении преступного поведения, практически не поддающемся искоренению. Преступная личность имела внешние стигматы, позволяющие ее определить и упростить воздействие на нее в целях защиты общества от преступников . Вторым направлением было социологическое (А. Кетле , А. Лакассань, Колаянни, Г. Тард, Э. Дюркгейм), в основу которого легло представление о социальном происхождении преступного поведения как реакции на общественные противоречия и проблемы. В качестве предупреждения преступности предлагалась деятельность по реформированию общества. Позже с развитием психоанализа сформировалось третье психологическое направление в криминологии, которое многими рассматривается не как самостоятельное, а в качестве продолжения антропологического. В современной доктрине большинства государств акцент делается на биосоциальные направления .

В России становление криминологии как самостоятельной научной дисциплины произошло достаточно поздно, после революции 1917 г. До этого к криминологическим вопросам (причинного комплекса преступности, личности преступника) обращались в рамках науки уголовного права или уголовной социологии.

После революции 1917 г. в советской России возникают кабинеты по изучению преступника и преступности, в 1925 г. объединившиеся в Государственный институт по изучению преступности и преступника. В этот период криминология в России связана с именами М.Н. Гернета, А.А. Герцензона , А.А. Пионтковского, Е.Н. Тарновского, А.С. Шляпочникова и других. Однако с середины 30-х годов XX столетия статистические данные были засекречены, Государственный институт реорганизован, криминологические научные исследования свернуты. Возрождение советской криминологии произошло в период 50-х годов, однако статистические данные продолжали оставаться засекреченными, основные криминологические исследованиях проводились под грифом «для служебного пользования».

В 1961 г. выходит первая монография периода возрождения А.Б. Сахарова «О личности преступника и причинах преступности в СССР ». В мае 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучения причин и разработке мер предупреждения преступности как главное криминологическое учреждение в СССР. Происходит разработка основ советской криминологии. В этой работе наиболее значимыми являются труды А.А. Герцензона «Актуальные проблемы советской криминологии ». Являясь по сути основоположником новой советской криминологии, А.А. Герцензон, вместе с тем, рассматривал ее в качестве уголовной социологии. В 1963 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова экспериментально был прочитан учебный курс «Криминология», который сейчас является обязательной учебной дисциплиной высшего юридического образования . В 1966 г. выходит первый учебник «Криминология ». В дальнейшем происходит разработка теоретических основ криминологии, в которой принимают активное участие выдающиеся научные, педагогические и практические деятели Советского Союза: В.Н. Кудрявцев («Избранные труды по социальным наукам » и пр.), Г.М. Миньковский («Личность преступника » и пр.), И.И. Карпец («Преступность: иллюзии и реальность » и пр.), Н.Ф. Кузнецова («Преступление и преступность », «Проблемы криминологической детерминации », «Современная буржуазная криминология » и пр.), В.В. Лунеев («Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции », «Курс мировой и российской криминологии » и пр.), а также многие другие.

К основным достижениям криминологии советского периода следует отнести изучение причинного комплекса преступности, мотивация преступного поведения, личность преступника, прогнозирование преступности, профилактика преступности.

В современный период происходит дальнейшее развитие научной криминологической мысли. К основным направлениям современной криминологии относятся: изучение и противодействие организованной преступности, терроризму, экономической преступности, коррупции, киберпреступности, преступности несовершеннолетних и др. В современный период помимо уже названных ранее ученых следует отнести В.Н. Бурлакова, А.И. Долгову, Я.И. Гилинского, С.М. Иншакова, К.К. Горяинова, Э.Ф. Побегайло, Л.И. Романову, А.Л. Репецкую, Д.А. Шестакова и многих других. В России действует две крупных криминологических общественный организации: Российская криминологическая ассоциация (Президент - д.ю.н., профессор А.И. Долгова) и Международный (Санкт-Петербургский) криминологический клуб (Президент - С.У. Дикаев).

Криминология как учебная дисциплина

В качестве учебной дисциплины криминология относительно поздно вошла в комплекс обязательных учебных дисциплин высшего юридического образования.

В СССР впервые учебный курс «Криминология» был прочитан в 1963 г. и с этого года стал обязательным предметом высшего юридического образования в нашей стране. В ходе курса студенты должны усвоить криминологии, основные признаки преступности, ее количественные и качественные характеристики, системный характер преступности, понятие и основные типологии личности преступника, основные отечественные и зарубежные концепции причинности преступности и основные подходы к предупреждению преступности. В криминологии как учебной дисциплине существует условное деление на Общую и Особенную части. В Общей части криминологии изучаются основные положения криминологии, ее предмет, история и основные криминологические методы. Студенты должны получить навыки применения криминологических методов, самостоятельно проводить несложные криминологические исследования. В Особенной части криминологии изучаются основные виды преступности - насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, терроризм, имущественная, неосторожная, экономическая, организованная и иные виды преступности.

В зарубежных странах криминология как учебная дисциплина может входить в программу высшего социологического образования (США), юридического (большинство европейских государств) или медицинского высшего образования. В отличие от СССР и РФ криминология в зарубежных странах не всегда является обязательной учебной дисциплиной.

Криминология как отрасль законодательства

В отличие от юридических дисциплин (уголовное, гражданское право) криминология традиционно не рассматривается как отрасль права. Это комплексная научная дисциплина, находящаяся на стыке многих наук и направлений.

В РФ отсутствует криминологическое законодательство, тогда как криминологические нормы включены во многие нормативные акты (например, ФЗ «О противодействии терроризму»). В качестве нормативных актов криминологического характера можно назвать программы профилактики и предупреждения преступлений и иных антиобщественных явлений, однако специфика подобных нормативных актов не позволяет говорить о криминологии как об отрасли права. Вместе с тем ряд авторов придерживаются мнения о самостоятельности криминологической отрасли законодательства .

Рекомендуемая литература

1. Криминология: учеб. / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.

2. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.

4. Криминология: учеб. / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

5. Криминология: учеб. для вузов / под ред. В.Н. Бурлакова и Н.М. Кропачева. - СПб., 2003.

6. Криминология: учеб. пособие / науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

7. Частная криминология /отв. ред. Д.А. Шестаков. - СПб., 2007.

8. Криминология / под ред. Д.Ф. Шели. 3-е международное изд. Пер. с англ. - СПб., 2003.

9. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.

10. Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. - М., 1994.

  • 8. Преступность: понятие, признаки, свойства.
  • 9. Характеристики преступности и способы их измерения.
  • 10. Преступление и преступность: их соотношение.
  • 11. Криминологическая характеристика преступности в рф на современном этапе: основные тенденции и закономерности.
  • 12. Латентная преступность: понятие, виды, особенности.
  • 13. Региональные особенности российской преступности.
  • 15. Социологические концепции преступности и ее причин.
  • 16. Детерминация преступности в рф теоретические проблемы.
  • 17. Детерминация преступности в рф на современном этапе: содержательная сущность.
  • 18. Детерминация преступности в рф: социальный аспект.
  • 19. Детерминация преступности в рф: экономический аспект.
  • 20. Детерминация преступности в рф: нравственно-культурный аспект.
  • 21. Фоновые явления преступности. Понятие, виды, взаимосвязь с преступностью.
  • 22. Личность преступника: понятие и структура.
  • 23. Типология и классификация личности преступника.
  • 24. Криминологическая характеристика личности преступника в рф на современном этапе.
  • 25. Механизм индивидуального преступного поведения. Его соотношение с детерминантами индивидуального преступного поведения.
  • 26. Криминогенная мотивация в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 27. Криминогенная ситуация в детерминации индивидуального преступного поведения. Классификация криминогенных ситуаций.
  • 28. Планирование преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 29. Совершение преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 30. Виктимологический фактор в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 31. Профилактика преступности: понятие и содержание.
  • 32. Классификация мер профилактики преступности.
  • 33. Общесоциальная и специально-криминологическая профилактика: сравнительная характеристика.
  • 34. Специальная профилактика: понятие, система мер, субъекты.
  • 35. Правовые средства профилактики преступности.
  • 36. Криминологическое прогнозирование: понятие, методы, разновидности.
  • 37. Криминологическое планирование (программирование): понятие и виды.
  • 38. Преступность несовершеннолетних в рф на современном этапе: основные характеристики и тенденции.
  • 39. Детерминация преступности несовершеннолетних: ее особенности.
  • 40. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника в рф на современном этапе.
  • 41. Профилактика преступности несовершеннолетних: специфические аспекты.
  • 42. Рецидивная преступность в рф на современном этапе. Понятие, тенденции, закономерности.
  • 43. Особенности личности рецидивиста.
  • 44. Особенности детерминации рецидивной преступности.
  • 45. Специфика профилактики рецидива.
  • 46. Организованная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 47. Профессиональная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 48. Насильственная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 49. Женская преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 1 Вопрос. Состояние, динамика и структура женской преступности
  • 2 Вопрос. Особенности детерминации и причинности женской преступности
  • 50. Пенитенциарная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • Криминология

    1. Предмет, метод и система криминологии. Сущность криминологии как отрасли научного знания.

    Криминология происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении. Термин “криминология”, означавший самостоятельную науку впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам как средство усиления социальной защиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников) в 1885 г. в работе “криминология”.

    Понятие. Криминология изначально в рамках уголовного права до конца 19в. Комплексная наука.

    Криминология – это общая теоретическая наука о преступности и её причинах и условиях, личности, лиц совершивших преступление, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая понятие борьбы с преступностью её предупреждение на всех стадиях и во всех выработанных наукой и практикой формах).

    Предмет – совокупность закономерностей 4 важнейших компонентов тесно взаимосвязанных между собой:

      Закономерности происхождения, природы, функционирования преступности как негативного относительно массового социального явления, а также закономерности её тенденции и перспектив. (Преступность)

      Закономерности формирования личности людей совершивших преступления, закономерности системы их ценностных ориентаций, соотношение биологических и психологических характеристик и их роли в преступном поведении. (Личность)

      Закономерности формирования и функционирования в обществе процессов и явлений порождающих преступность, её виды и формы, индивидуальное преступное поведение. (Детерминация)

      Закономерности формирования, действия комплексного социального контроля над преступностью (предупреждение).

    Система – Общая: Понятийный аппарат, сущностные характеристики элементов предмета и концепции. – Особенная: Разрабатываются частные криминалистические теории (разрабатываются и изучаются различные формы преступности).

    2. Место криминологии в системе научного знания.

    Следует отметить, что преступность всегда занимала одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем, волнующих общественное мнение. Сегодня криминология доказала свою необходимость и самостоятельность как отрасли науки, предполагающей наличие специалистов-профессионалов. Многие рекомендации специалистов-криминологов передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам различного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений. Наработки криминологов используются специалистами в области других наук так называемого криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии. В учебниках по криминологии отмечается тесная связь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также иными общественными науками: правоведением, философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, социальной и общей психологией, статистикой и др.

    Сфера общего интереса криминологии и наук уголовного процесса, судоустройства, прокурорского надзора – правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

    К правоведению криминология относится, поскольку изучаемые ею явления имеют характеристику, которая базируется на уголовно-правовых понятиях "преступление", "преступник", а причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т.п. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки правовых характеристик, анализа правоотношений и входит в сферу социологии, науки об обществе. Особенно велико значение социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника.

    И в то же время рассмотрение проблем преступности с точки зрения только одной – единственной науки, той же социологии, к примеру, неизменно оказывается однобоким и в силу этого не всегда достоверным. Задача криминологии должна состоять в том, чтобы ее выводы постоянно использовались юристами при разработке уголовного законодательства и в практике применения уголовного права, а ее данные принимались во внимание при исследовании фактов преступности либо антиобщественного поведения с учетом методов и теории общественных наук, приспособленных для целей криминологии.

    Криминология широко пользуется данными правовой статистики. Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления, то одним из ее основных методов по сбору и анализу информации служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в результате конкретных криминологических исследований, дают картину преступности, ее причин и условий, личности преступников и эффективности применяемых мер.

    Науки государственного и административного права предоставляют криминологии материал об административных проступках, многие из которых нередко перерастают в преступления, а также о задачах и функциях государственных органов и общественных формирований в сфере профилактики правонарушений. В свою очередь криминология исследует задачи, содержание и результативность деятельности этих органов и организаций, изучает соотношение профилактики правонарушений.

    Данные наук гражданского и семейного права используются для изучения задач, места, действенности правовых мер по стабилизации семьи, охране материнства и детства, по предупреждению бытовых преступлений и преступлений несовершеннолетних.

    Практические работники уголовного правосудия (уголовный суд, полиция, органы исполнения наказания) склонны рассматривать криминологию в качестве науки, которая слишком далеко отошла от конкретной действительности. Зачастую они ведут дела, опираясь на сложившиеся стереотипы о "человеческой природе". Но перед криминологией стоят сложные и насущные проблемы исследования с помощью научных методов социальных и психологических взаимосвязи преступности и антиобщественного поведения.

    Принципиальный вопрос о соответствии криминологии и других наук длительное время вызывал дискуссии. Ведь криминология, как и генетика или кибернетика – наука со сложной судьбой. Упраздненная в конце 20-х годов, она вновь возродилась и получила признание с начала 60-х.

    В наше время Шнайдер характеризует криминологию как междисциплинарную науку, считая, что криминолог должен быть юристом и обществоведом, и иметь соответствующую профессиональную подготовку. По этому вопросу существует несколько различных точек зрения. Первая заключается в том, что криминология – это социология преступности. Например, В США и Великобритании она изучается социологами, а не юристами. Вторая позиция заключается в том, что криминология – юридическая наука. В восточной Европе и России криминологию преподают на юридических факультетах, рассматривая ее как одну из юридических специальностей. Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека, и соответственно его должны изучать специалисты-психологи и психиатры. Четвертая точка зрения характеризует криминологическое исследование как междисциплинарное. В.Б. Першин и А.Н.Подрядов пишут: "Криминология – это система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности."

    В России криминология развивалась в рамках юриспруденции и стала общетеоретической наукой для криминального цикла (уголовного, уголовно-исправительного права и т.д.)

    Число этих наук не является постоянным, соотношение криминологии и этих наук можно, пожалуй, сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.

    Этот перечень можно продолжить, т.к. преступность пронизывает все сферы общественной жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при изучении преступности применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания.

    Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

    Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

    Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

    преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

    Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

    Ей присущи качественно-количественные показатели:

    Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

    Структура преступности;

    Динамика преступности.

    личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

    причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

    предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

    Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

    Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

    Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

    Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

    Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

    Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

    Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.