Профильное обучение, о необходимости которого так долго говорили на всех уровнях, все же настигло общеобразовательную школу вместе с принятием нового Федерального базисного учебного плана 2004 г. Хотя во многих регионах эта форма обучения использовалась давно, может быть, не так структурированно и не под таким названием. Эта статья – «мысли вслух» об опыте работы по данному направлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который в течение 6 лет курировал химико-биологическое направление в школе и одновременно вел уроки биологии в классах углублен-ного изучения предмета и в профильных классах.

Из Концепции профильного обучения. Возможные направления профилизации и структуры профилей

«Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старше-классников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение Единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.»

Определение структуры и направлений профилизации

Одним из основных моментов при организации профильного обучения является наличие социального заказа общества. Поэтому необходимо на стадии подготовки к переходу на профильное обучение провести опрос родителей и учащихся по вопросу направления профилизации школы. Это можно сделать на родительских и классных собраниях, предложив заполнить анкету. Но предварительно на этих собраниях должны выступить представители администрации с подробным и в то же время доступным изложением Концепции профильного обучения.

Сложность заключается в том, что к моменту окончания основной школы вопрос выбора дальнейшей профессии еще не решен в большинстве семей. Поэтому естественной является опора на уже существующие классы углубленного изучения предмета, если таковые в школе были и если их функционирование осуществлялось достаточно эффективно (обеспечение выполнения стандарта и качества образования, наличие победителей городских и региональных олимпиад, поступление выпускников в вузы по профилю и пр.).

Например, в нашей школе, с 1993 г. в 5-м классе комплектуются классы углубленного изучения английского языка (на основе плана комплектования, куда входят такие пункты как работа с родителями, пропедевтическая работа с учащимися, определение кадрового состава учителей-предметников, проведение входного лингвистического тестирования и пр.). Поскольку классов углубленного изучения других предметов на этом уровне родителям и учащимся не предлагается, естественным является то, что наиболее успешные учащиеся начальной школы (отличники и хорошисты) выражают желание обучаться в этом классе (понятно, что в этом возрасте решение за них в большинстве случаев принимают родители). В результате в класс попадают как будущие гуманитарии, так и «технари».

В 8-м классе, с началом изучения химии, открывается класс углубленного изучения этого предмета. Соответственно, во втором полугодии предыдущего учебного года в параллели 7-х классов читается пропедевтический курс химии с целью выявления учащихся, желающих обучаться в этом классе. Часть учащихся (будущих естественников) переходят из класса углубленного изучения английского языка в класс углубленного изучения химии (6 ч в неделю в лучшие времена) и биологии (3 ч в неделю). К сожалению, выбор оказывается однозначным не для всех детей. Попадают и «случайные» учащиеся, те, у кого не сложились отношения в классном коллективе, «нелингвисты», понявшие, что изучение английского языка в объеме 5–6 ч в неделю им не нужно или трудно. Но поскольку в дальнейшем на базе этого класса комплектуется класс химико-биологического профиля, который целенаправленно в течение ряда лет (см. ниже) успешно готовит выпускников к поступлению в медицинские университеты и другие вузы по профилю, дети идут. Сильное влияние на этом этапе оказывают и родители, очень часто имеющие родственные профессии, – врачи, медсестры и т.п.

В 10-м классе определение профиля оказывается окончательным. Открываются классы гуманитарного профиля (на базе класса углубленного изучения английского языка), информационно-технологического профиля (куда из «англичан» и «ботаников» переходят «технари»), химико-биологического профиля (на базе класса углубленного изучения химии) и универсальные классы (раньше они назывались базисные).

Из Концепции профильного обучения. Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования). Курсы по выбору

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

    увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

    при организации обязательных занятий по выбору ввести деления класса на необходимое число групп;

    образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

Итак, приступая к организации профильного обучения в школе, кроме социального заказа, необходимо учесть следующие факторы.

1. Наличие в школе классов углубленного изучения предмета (например, химии и биологии, английского языка и пр.). Функционирование классов углубленного изучения предмета в основной школе, бесспорно, значительно увеличит эффективность профильного обучения в старшей школе. Во всяком случае, анализ эффективности их работы может быть в дальнейшем использован при выборе профиля (профилей).

2. Наличие необходимых педагогических кадров. Наличие квалифицированных педагогических кадров является пунктом № 1 в профильном обучении, которое предполагает изучение отдель-ных предметов на углубленном уровне. Однако к работе в таких классах могут быть привлечены и молодые учителя. Здесь важным критерием отбора является желание учителя работать по углубленной программе и его профессиональный потенциал.

3. Программно-методическоеобеспечение. В связи с переходом на новый Федеральный базисный учебный план 2004 г. выпущены сборники нормативных документов по каждому учебному предмету, в том числе и по биологии. В этом сборнике есть и «Программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)» из расчета 1 ч в неделю и «Программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)» – 3 ч в неделю.

Автор провел апробацию программы для профильного уровня в прошлом учебном году в 10-м классе и может отметить, что в целом программа неплохая, хотя, по моему мнению, излишнее количество часов отведено на тему: «Происхождение жизни на Земле». Можно было бы эти часы перебросить на генетику, чтобы лучше закрепить навыки решения генетических задач.

4. Наличие соответствующей материально-технической базы. Много об этом писать не стоит – и так ясно, что, например, между понятиями «химико-биологический профиль» и «полностью укомплектованный кабинет химии и биологии» должен стоять знак равенства.

5. Наличие связи с вузом по профилю (сейчас или в перспективе). Значительным фактором, определяющим успешность функционирования профильных классов, является наличие тандема «школа–вуз». Это сотрудничество может предполагать:

– ведение ряда профильных предметов преподавателями вузов;
– функционирование подготовительных курсов в данный вуз на базе школы (причем к работе на них могут и, в идеале, должны быть привлечены учителя школы, что, как вы понимаете, является дополнительным материальным подспорьем последним);
– поступление учащихся в вуз на базе школы по результатам выпускных экзаменов или прием вступительных экзаменов в вуз на базе школы и др.

Наиболее успешным периодом функционирования химико-биологических классов были 1997–2001 гг., когда наша школа сотрудничала с Тюменской медицинской академией (ТМА). На базе школы велись занятия подготовительных курсов в данное учебное заведение, которые посещали учащиеся не только химико-биологического класса, но и других классов школы, а также других школ города. В каникулы для чтения лекций приезжали преподаватели из Тюмени. В конце учебного года, сразу по-сле итоговой аттестации, на базе школы проводились вступительные экзамены в ТМА. Это было очень удобно для выпускников далекого северного городка.

К сожалению, в дальнейшем, в связи со сменой администрации, сотрудничество с вузом было по-степенно сведено на нет. А следом «заглох» и химико-биологический профиль, несмотря на то, что от 50% до 80% выпускников этих классов выбирали вуз по профилю обучения, успешно продолжили учебу в вузе и сейчас уже многие из них работают врачами, учителями как у нас в городе, так и в Тюмени, Ижевске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и пр.

Следует сразу же разграничить понятия предпрофильной и профильной подготовки. На первом этапе основная масса учащихся (и их родители) еще не выбрали свою дальнейшую судьбу и колеблются. Основная задача администрации и учителей на этом этапе – правильно организовать этот выбор. Даже если ребенок уже обучается в классе углубленного изучения какого-либо предмета (скомплектованного в 5, 7, 8-м классе – везде по-разному), это совершенно не значит, что именно этот профиль он выберет в 10-м классе.

Шестилетний опыт комплектования профильных классов на третьей ступени обучения позволяет сказать, что, например, из класса углубленного изучения английского языка, скомплектованного в 5-м классе (см. выше), в 10-й класс данного профиля идут 60–70% учащихся. Остальные к тому времени уже определились с дальнейшей специальностью и выбирают классы другого профиля.

Организация предпрофильной подготовки (в дальнейшем ППП) – совместная деятельность всего педагогического коллектива:

– администрации, которая разрабатывает План предпрофильной подготовки, который затем рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором; программы элективных курсов, расписания занятий элективных курсов и пр.;
классных руководителей, которые организуют проведение классных и родительских собраний, анкетирование учащихся и родителей и пр.;
– учителей-предметников, которые проводят презентацию своих элективных курсов с целью привлечения как можно большего числа учащихся;
– педагогов-психологов, которые проводят психологический мониторинг с целью определения личностных склонностей уча-щихся.

Организационные моменты

В любом деле самое главное – организация. Предположим, что элективные курсы, которые будут читаться в этом учебном году, уже определены (как правило, они определяются в апреле-мае предыдущего учебного года, рецензируются и утверждаются на методическом совете школы, если курсы авторские), включены в учебный план, расписание элективных курсов составлено, все вроде бы готово.

Внимание! Самое главное, чтобы дети обо всем этом знали. Оптимальный вариант – в начале года провести презентацию всех элективных курсов, на которую пригласить учащихся параллели 9-х классов. Четко и ясно сказать, зачем все это надо, что обязаны делать дети и чем всё должно закончиться. Например:

– каждый девятиклассник должен посетить не менее 2 (3) элективных курсов в течение учебного года;
– все его посещения фиксируются в журнале элективных курсов (каковые обязательно должны быть заведены, поскольку все это дело включено в учебный план и оплачивается);
– каждый курс заканчивается зачетом (презентацией, защитой проекта, театрализацией и пр.);
– в журнале элективных курсов напротив фамилии каждого учащегося в последний день занятий ставится «зачтено» или «не зачтено» (в зависимости от результата);
– в конце учебного года это может повлиять на комплектование профильного класса – брать или не брать.

Концепция не оговаривает обязательность посещения элективных курсов, но если уж организовывать предпрофильную подготовку, то все надо делать очень серьезно и пунктуально.

Если кто-то, прочитав эти строки, подумал, что это излишние строгости и дети у нас сознательные, то совершенно напрасно. Когда мы в нашей школе проводили предпрофильную подготовку первый год, то тоже были наивными. Вроде бы мы всё делали правильно: и элективные курсы из разных образовательных областей подобрали (были химия, биология, английский язык, русский язык, технология, математика и пр.), и расписание составили, вывесили его на всеобщее обозрение рядом с расписанием уроков. А когда пошли проверять, как они функционируют, – ахнули – детей-то нет! А потому что сказали: «По желанию». А какие желания у наших «середнячков», сами знаете, – компьютер и диван. Конечно, «англичане» ходили на английский, «ботаники» на химию с биологией, а все остальные никуда не ходили. На следующий год стали умнее – два курса в год обязательно! Но было и исключение из правила, об этом ниже.

Успех функционирования элективного курса зависит от многих факторов. Важным здесь являются и личность учителя, и содержание курса. Но все-таки на первом месте все равно стоит организация занятий. В нашей школе из-за того, что элективный курс «Ценности и смыслы профессиональной карьеры» был включен в общее расписание, завершался экскурсиями в профессиональное училище, колледжи, техникум, количество учащихся, продолживших свое обучение в этих профессиональных учебных заведениях, резко увеличилось за последние два года.

Плюсы: из школы ушли дети, присутствие которых в десятом классе было для школы не совсем желательно (из-за низкой учебной мотивации и дисциплины).

Минусы: сократилось количество десятых классов-комплектов в параллели (и соответственно учебная нагрузка, а значит и заработная плата учителей). В этом учебном году вместо обычных 5–6 десятых классов мы еле-еле набрали 4.

Мораль: палка всегда о двух концах.

Заканчивая этот раздел, хочу напомнить последний абзац п. 2.1. Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения».

Другими словами, учащиеся, выбравшие себе профиль в конце 9-го класса, на государственной итоговой аттестации за курс основной школы обязаны сдавать экзамены по будущему профилю обучения (например, химию и биологию, если профиль химико-биологический).

Заключение (обращение к учителям биологии)

Дорогие коллеги!

Несмотря на то, что новый Базисный учебный план кастрировал (надеюсь, этот биологизм здесь уместен) наш предмет в 6–7-х классах и в 10–11-х во всех профилях, кроме химико-биологического, – это реальность, которую надо принять. Но если вы хороший учитель, у вас прекрасно оборудованный кабинет биологии, ваши ученики регулярно поступают в медицинские вузы, на биологические и экологические факультеты университетов и в другие вузы по профилю обучения и (это уже программа-максимум!) есть возможность сотрудничества с каким-либо «биологическим» вузом – боритесь за наш профиль! ЮНЕСКО объявил XXI век веком биологии, и этого не знают только в нашей стране. Бесспорно, гуманизация образования – вещь нужная и хорошая, но жизнь имела и будет иметь клеточное строение, и биология всегда будет миллионнолетним базисом социальной надстройке человечества.

Публикация статьи произведена при поддержке крупнейшей в Москве сети школ английского языка English Lingua Centre. Обучение производится в стандартных и мини группах, парах и индивидуально. Занятия возможны как с российскими преподавателями, так и с носителями языка. Классические курсы английского языка в Москве по методике New Headway Университета Оксфорда, интенсивы, подготовка к ЕГЭ или корпоративное обучение, бесплатные ознакомительные уроки, широкая сеть филиалов и удобный график занятий – все это ELC.

Наши достижения

Результаты

ГИА-11

ОГЭ-9

МЦКО

ВПР

Олимпиады

ВсОШ

Всероссийская предметная олимпиада 2016-2017 учебный год

Уровень

химия

биология

экология

Школьный тур

28 участников

52 участника

44 участника

Межрайонный тур

6 участников

6 участников

6 участников

Всероссийская предметная олимпиада 2017-2018 учебный год

Уровень

химия

биология

экология

Школьный тур

32 участников

82 участника

38 участника

Межрайонный тур

8 участников

26 участников

6 участников

1 призёр

МОШ

2017-2018 учебный год

КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО

СТАТУС

3 человека

Участники

6 человек

Участники

2 человека

Участники

11 человек

Участники

13 человек

Участники

Природа России

XVI

«ПРИРОДА РОССИИ»

04.03.2017г.

Уровень

участники

призеры

победители

1 этап

дистанционный

2 этап

окружной

XVII Московская городская эколого-биологическая олимпиада

«ПРИРОДА РОССИИ»

03.02.2018г.

Уровень

участники

призеры

победители

1 этап

дистанционный

2 этап

окружной

3 этап

городской

Сеченовская олимпиада школьников

Предпрофильный экзамен


Предпрофессиональное образование - это один из наиболее востребованных, а значит, и значимых городских проектов. Для учащихся медицинских и инженерных классов экзамен является обязательным, но проверить свои знания смогут все желающие.

28.03.2019г ученики 11а класса естественно-научного профиля медицинской направленности нашей школы будут сдавать профессиональный экзамен - решать практические ситуационные задачи на базе ФГБОУ ВО ПМГМУ имени И.М. Сеченова с использованием реального оборудования. Это дает возможность получить дополнительные преференции в портфолио личных достижений.

Желаем удачи!

.....

Конкурсы, турниры, соревнования

Школьные

С 13 по 17 мая 2019 г. ученики 10 А класса химико-биологического направления провели уроки занимательной химии для учащихся 5-х классов под руководством учителя Стефановой И.К. На занятии были проведены различные опыты: «Вулкан», «Деформация бутылки», «Искусственная кровь», «Фараоновы змеи», «Химический хамелеон» и другие.

Межрайонные

30 ноября 2016 года команда учащихся 8 класса нашей школы

приняла участие в рамках фестиваля

«Наши общие возможности - наши общие результаты»

в квест-игре «Тайны воды» , которая проходила в ГБОУ «школа №879».

В конвергентных лабораториях была проведена квест-игра «Тайны воды». Квест представлял собой жанр приключенческо-поисковой игры, требующий от игроков команды решения умственных задач для продвижения по сюжету и отгадывания ключевого слова. Мы работали с новым оборудованием, на каждой станции нас консультировали и сопровождали учащиеся 10 класса и педагоги школы №879.

Во время игры наша команда побывали на 8 станциях: «Химическая», «Физическая», «Биологическая», «Географическая», «Театральная», «Экономическая», «Песочная терапия», «Последам наших предков».

На каждой, из которых, нас ждали новые испытания, но ребята успешно справились со всеми заданиями.

В завершении игры, нашей команде, была вручена грамота в номинации «Самая талантливая команда команда».

04.02.2017 г. команда учащихся 8-х классов ГБОУ Школа № 629 заняла III место в межрайонной экологической познавательной игре «Заповедная даль», посвященной Году экологии.


Учащиеся 10 А класса представили свою работу «Академик Михаил Кузьмич Янгель» на межрайонная конференция «Экология космоса», посвященная посвященной 60-летию запуска первого спутника, которая состоялась 4 октября 2017 г. в ГБОУ Школа № 856.

04 февраля, с 11.00 до 14.00, межрайонный совет директоров провел Второй городской Фестиваль «Наши общие возможности - наши общие результаты» площадка «Доктор со школьной скамьи: вектор развития».

Учащиеся нашей школы с большим удовольствие приняли участие в фестивале «Доктор со школьной скамьи: вектор развития».

В течение 3-х часов участвовали в работе 18 активных площадок, где получили уникальную возможность пополнить свои знания о профессии врача, наблюдать за работой своих сверстников, умело накладывающих повязки, делающих ЭКГ и анализ крови.

В течение нескольких лет учащиеся нашей школы принимают участие в Научно-практической конференции «Человек в изменяющемся мире».

По итогам конференции выпускается сборник, в котором отражены результаты научных и прикладных исследований, так или иначе связанных с проблемой развития человека в современном мире.

Городские

Городское соревнование «Первая помощь», в котором принимали активное участие учащиеся нашей школы, предоставляет возможность продемонстрировать владение основами медицинских знаний и навыками оказания первой помощи.

Первый (подготовительный) этап проводился в форме мастер-классов

педагогическими работникам для обучающихся предпрофессиональных медицинских классов.

Второй (дистанционный) этап - с 16 по 27 апреля 2018 года. На этом этапе приняло участие 22 человека.

Третий (практический) этап - 17 мая 2018 года - индивидуальное выполнение практических действий по оказанию первой помощи в рамках ситуационных заданий.

4 учащихся ГБОУ Школа № 629 стали призерами, 10 участников - финалистами соревнования «Первая помощь».

На протяжении двух лет наша школа принимает участие в Международном дне птиц (International Bird Day), который отмечается каждый год во всём мире.

В настоящее время он проводится в рамках биологической программы международной организации ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

1 апреля - Международный день птиц. Примерно в это время птицы как раз прилетают с зимовок домой.

1 октября - Международный день птиц. Примерно в это время птицы улетают на зимовку.

20-21 января по всей России проходит акция "Серая шейка" по учету водоплавающих птиц в городах нашей страны.

В Москве с 11 по 13 апреля 2019 года проходила Открытая Городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» в рамках мероприятий городского проекта «Медицинский класс в московской школе» .
В период проведения Конференции учащиеся 8-10-х классов нашей школы приняли участие во многих мероприятиях.
Присутствовали на открытии и закрытии конференции, посетили экскурсию в Анатомический музей, приняли активное участие в работе мастер-классов «Ночью все кошки серые» (физиология и строение органов зрения), «Своё и чужое - как распознать?» (иммунология), «Эта удивительная нервная клетка» (строение и физиология нервной системы). Самым запоминающимся стало посещение экскурсионного мастер-класса «Анатомический театр - фундамент медицинских знаний», который сопровождался экскурсией «Виртуальная анатомия 3D», а так же приняли участие в работе секций «Биохимия».
Среди основных задач конференции - демонстрация использования инновационных технологий в образовании, создание условий для самореализации школьников и педагогов в области научной, проектной и исследовательской деятельности, трансляция опыта работы образовательных организаций в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе».

На базе ВУЗа

18. 11. 2016 г. ученица ГБОУ Школа № 629 приняла участие во

II научно-практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся профильных классов медицинской направленности «Здоровье - главная ценность»

26.11.2016 г. учащиеся ГБОУ Школа № 629 стали дипломантами II научно-практической конференции учащихся профильных классов медицинской направленность «Будущее медицины начинается сегодня».

В феврале 2017 г. команда «Вита» (9 А и 10 А кл.) заняла I место в полуфинале и II место в финале Биомедицинского турнира имени И.М. Сеченова.

"Кубок Воробьевых гор"

.........

Дополнительное образование на базе ВУЗа

Университетские субботы

  • Мастер-класс по криминалистики для учащихся 8-11 классов на базе МФЮА
  • Мастер-класс в НИИ Биоорганической химии РАН РФ

  • 22 сентября 2018 г. в рамках городского проекта «Медицинский класс в школе» в лаборатории МЦКО учащиеся ГБОУ Школа № 629 приняли участие в мастер - классах медицинской тематики - «Введение в органическую химию».

.....

Университетские субботы

........

Учебный центр

В процессе прохождения данного курса школьники получили уникальную возможность приобрести практические навыки с использованием инновационных фантомных и виртуальных технологий в Учебно-виртуальном комплексе «Mentor Medicus» Центра непрерывного профессионального образования Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

Предуниверсарий

На практических занятиях Первого МГМУ им. Сеченова по подготовке к предпрофессиональному экзамену ребята на практике отрабатывали экзаменационные вопросы по оказанию первой медицинской помощи: наложение шины и гипса, непрямой массаж сердца, восстановление проходимости дыхательных путей, остановка кровотечения, манипуляции, необходимые при ожогах, обморожении, отравлении и другие.

«ШКОЛА ЮНОГО ХИРУРГА» ЭТО:

Погружение в атмосферу прикладной медицины, которое позволит учащимся освоить этапы лечебного процесса, сформировать интерес к врачебной деятельности.

Получение учащимися навыков практической работы на диагностическом и хирургическом оборудовании, ознакомление с реализацией инновационных инженерных решений в медицинской технике, получение учащимися компетенций работы врача хирурга, диагноста, исследователя.

Интерактивная площадка погружения в медицину.

Цели проведения мероприятия:

Обучение практическим навыкам врача и применение теоретических знаний по профильным предметам в лечебно-диагностическом процессе.

Программа «Школы юного хирурга» - это экскурсии в лаборатории и инновационный центр медицинских технологий, мастер-классы и практикумы по направлениям: диагностика и хирургия, анатомия, медицинская кибернетика, генетика, моделирование биологических процессов и др.

Конкурсы: «Лучший хирург-школьник», «Лучший анатом-школьник», «Лучший диагност-школьник», «Лучший школьник по оказанию первой помощи», «Лучший исследователь-школьник».

Участники мероприятия, окунувшись в атмосферу медицины, испытают восторг или шок, и по собственной реакции смогут принять решение, быть или не быть врачом.

Занятия бесплатные

РНИМУ им. Н.И. Пирогова благодарит Вас за интерес к летней школе! Мы ждем Вас!

13-14 апреля 2017 года в рамках конференции «Старт в Медицину» учащиеся 8 А, 9 А, 10 А классов приняли активное участие в мастер-классах, которые проходили на кафедрах гистологии, микробиологии и анатомии в МГМУ им.И.М.Сеченова.

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, поэтому он будет полезен многим учащимся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности.


Положение о классе химико-биологического профиля обучения

I. Общие положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования.

2. Класс с химико-биологическим профилем обучения в МБОУ «СОШ №22» открывается при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых методических, материальных условий в соответствии с социальным запросом.

3. Класс с химико-биологическим профилем обучения организуется на старшей ступени средней (полной) школы.

4. Профилем обучения обеспечивается непрерывность среднего и высшего образования, дает повышенную подготовку по профильным дисциплинам, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает условия для развития и наращивания творческого потенциала, способствует овладению навыками самостоятельной и научной работы.

II. Содержание и организация образовательного процесса

2. Образовательные программы для классов с профильным обучением предусматривают: подготовку выпускников к осознанному выбору профессии, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся; формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности; обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Учебный план класса химико-биологического профиля включает в себя:

Базовые учебные предметы русский язык 2 ч.

литература 6 ч.

иностранный язык 6 ч.

история 4 ч.

обществознание 4 ч.

география 2 ч.

физика 4 ч.

физическая культура 4 ч.
Профильные учебные предметы математика 12 ч.

химия 6 ч.

биология 6 ч.
Элективные учебные предметы учебные предметы, предлагаемые ОУ,
учебные практики, проекты, исследовательская деятельность
16 ч.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Жизнь убеждает, что наиболее успешны те люди, которые занимаются профессиональной деятельностью, в наибольшей степени соответствующей их природным задаткам, склонностям, способностям и характеру. Это реально возможно осуществлять через профильное обучение.

Профильное обучение в школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению школьных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможности Базисного учебного плана, используемого для реализации обучающимися активной пробы сил.

Перечень профилей, утверждённый Министерством образования:

  • Физико-математический: информатика , математика , физика .
  • Физико-химический: физика, математика, химия.
  • Химико-биологический: математика, химия, биология .
  • Биолого-географический: математика, география , биология.
  • Социально-экономический: математика, география, обществознание , экономика . (иногда право)
  • Социально-гуманитарный: обществознание, история , русский язык , литература , право.
  • Филологический: литература, русский язык, иностранный язык , второй иностранный язык.
  • Информационно-технологический: математика, информатика (иногда физика)
  • Агротехнологический: биология, животноводство , агрономия , сельскохозяйственная техника .
  • Индустриально-технологический: физика,