ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

C редства выразительности

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

Задание 1

1. Сменит не раз младая дева

Мечтами легкие мечты;

Так дерево свои листы

Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)

2. Мело, мело по всей земле

Во все пределы... (Б.Пастернак)

3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)

4. Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)

5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)

а) Оксюморон,б) гипербола;в) парцелляция;г) сравнение; д) анафора

Задание 2

1. И наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет... (А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой. (Н.Языков)

а) Антитеза;б) олицетворение;в) эпитет;г) синекдоха;д) перифраза.

Задание 3

1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)

2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)

3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)

4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

5. О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)

а) Градация;б) литота; в) метонимия;г) оксюморон;д) перифраза.

Задание 4

1. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)

2. Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат. (С.Орлов)

3. В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)

4. Нужны мне разом

Юг и север,

Восток и запад,

Лес и степь;

Моря и каменные горы,

И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)

5. И только сбруя золотая

Всю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок)

а) Антитеза;б) парцелляция;в) синекдоха; г) метафора;д) перифраза.

Задание 5

1. Жить, храня веселье горя,

Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)

2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)

3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

4. Ты все пела? – Это дело!

Так поди же попляши. (И.Крылов)

5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)

а) Олицетворение;б) оксюморон;в) ирония;г) градация;д) гипербола.

Задание 6

1. На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)

2. Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)

3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)

4. Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина. (М.Лермонтов)

5. И воск слезами с ночника

На платье капал. (Б.Пастернак)

а) Гипербола;б) эпитет;в) метафора;г) оксюморон;д) метонимия.

Задание 7

1. Я обручился с тишиной,

Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

2. Так вокруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)

3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)

5. И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)

а) Гипербола;б) антитеза;в) метафора;г) метонимия;д) оксюморон.

Задание 8

1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)

2. И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

3. Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)

4. Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

5. Изначальней всего остального – любовь,

В песне юности первое слово – любовь,

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)

а) Сравнение;б) инверсия;в) эпифора;г) гипербола;д) перифраза.

Задание 9

1. Как ночи Украйны

В сиянии звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)

2. В темной роще на поляне

Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)

3. Эх, суконная, казенная

Военная шинель,

У костра в лесу прожженная,

Отменная шинель.

Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага

Да своей рукой зашитая,

Кому не дорога! (А.Твардовский)

4. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась. (М.Цветаева)

5. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная... (Н.Некрасов)

а) Метафора;б) антитеза;в) сравнение;г) оксюморон; д) эпитет.

Задание 10

1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)

2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

3. И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)

4. Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (Б.Пастернак)

5. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь. (Басе)

а) Антитеза;б) градация;в) олицетворение;г) перифраза;д) парцелляция.

Задание 11

1. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек,

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете. (А.Блок)

Чтоб он молчаньем

Славу пел мою. (К.Бальмонт)

3. Война – жестче нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова. (А.Твардовский)

4. Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)

5. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)

а) Метонимия;б) олицетворение;в) оксюморон;г) параллелизм, анафора, эпифора, д) гипербола.

Задание 12

1. За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова...

Его товарищи, сыны:

И Шереметьев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин. (А.Пушкин)

2. Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)

3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4. Будет льдом покрываться река,

Будут ночью поскрипывать двери,

Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)

5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)

а) Метонимия;б) антитеза;в) оксюморон;г) перифраза;д) анафора.

Задание 13

1. Ты, брат, – это батальон.

Полк. Дивизия. А хочешь –

Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

3. Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

4. Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)

5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)

а) Гипербола;б) метафора;в) инверсия;г) градация;д) ирония.

Задание 14

1. Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)

2. Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)

3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,

Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)

4. Собирались на работу ночью. Читали

Донесенья, справки, дела.

Торопливо подписывали приговоры.

Зевали. Пили вино. (М.Волошин)

5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)

а) Парцелляция;б) метафора;в) сравнение;г) лексический повтор;д) эпитет.

Задание 15

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:

Лета и лица. Мысли. Каждый случай,

Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)

Сердце зрит – невидимейшую связь.

Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)

3. Но степь поет. (И.Бунин)

4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)

5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)

а) Метонимия;б) оксюморон;в) сравнение;г) параллелизм;д) парцелляция.

Задание 16

1. Девушка пела в церковном хоре

О всех уставших в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)

3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)

4. Пусть громы небо потрясают,

Злодеи слабых угнетают,

Безумцы хвалят разум свой!

Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)

5. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночей, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица. (А.Фет)

а) Градация;б) бессоюзие;в) гипербола;г) антитеза; д) анафора.

Задание 17

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,

Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,

Если я позову Тебя, стоны услышишь,

А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)

2. Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)

3. Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)

4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)

5. Вся жизнь, ненужно изжитая.

Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)

а) Перифраза;б) метафора;в) метонимия;г) градация;д) эпифора.

Задание 18

1. Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)

2. О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле. (А.Блок)

3. Шепот ли, шорох иль шелест –

Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)

4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)

5. Гремят отдвинутые стулья;

Толпа в гостиную валит;

Так пчел из лакомого улья

На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)

а) Градация;б) звукопись;в) сравнение;г) метафора;д) парцелляция.

Задание 19

1. Таскали – то кирпичик, то полено,

То бревнышко. И прятались. (А.Блок)

2. Снег, словно мед ноздреватый,

Лег под прямой частокол. (С.Есенин)

3. Двери вдруг заляскали,

будто у гостиницы

не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)

4. Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)

а) Сравнение;б) парцелляция;в) оксюморон;г) звукопись;д) метонимия.

Задание 20

1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)

2. На улице, шагах в пяти,

Стоит, стыдясь, зима у входа

И не решается войти. (Б.Пастернак)

3. Мы – из Вильяма Шекспира

Два стиха. (М.Цветаева)

4. Забуду год, день, число.

Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)

5. Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)

а) Метонимия;б) эпитет;в) градация;г) метафора;д) перифраза.

Задание 21

1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов)

2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)

3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин)

4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)

5. Меж тем как сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)

а) Олицетворение;б) метонимия;в) литота;г) перифраза;д) метафора.

Задание 22

1. Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)

2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)

3. Придет шарманщик хмурый,

Заплачет на дворе...

О той свободной доле,

Что мне не суждена. (А.Блок)

4. Свеча горела на столе,

Свеча горела. (Б.Пастернак)

5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)

а) Лексический повтор;б) перифраза;в) градация;г) синекдоха;д) парцелляция.

Задание 23

1. Младший сын был ростом с пальчик –

Как тебя унять,

Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,

Я дурная мать. (А.Ахматова)

2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю. (М.Цветаева)

3. В небе такая луна,

Словно дерево спилено под корень:

Белеет свежий срез. (Басё)

4. Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)

5. Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)

а) Литота;б) метафора;в) градация;г) сравнение;д) метонимия.

Задание 24

1. Одноэтажные дома,

Где однодумы-генералы

Свой коротают век усталый,

Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)

2. Еще недавно ласточкой свободной

Свершала ты свой утренний полет,

А ныне станешь нищенкой голодной,

Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)

3. И путешествия ему,

Как все на свете, надоели,

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)

4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога. (А.Блок)

5. Легче весеннего дуновения

Прикосновение

Пальцев тонких. (М.Кузмин)

а) Антитеза;б) гипербола;в) олицетворение;г) метонимия;в) сравнение.

Задание 25

1. Морозные белые пальмы

На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)

2. И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной?

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)

3. Суровый Дант не презирал сонета;

В нем жар любви Петрарка изливал;

Игру его любил творец Макбета;

Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)

4. Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла в башне замка Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)

5. И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)

а) Метонимия;б) перифраза;в) оксюморон;г) лексический повтор;д) метафора.

Задание 26

1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)

2. Пусть уснет океан на песке и щебне.

Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)

3. Как чудеса твои прекрасны,

Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)

4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор. (К.Бальмонт)

5. В морозном тумане белеет Исакий.

На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)

а) Перифраза;б) олицетворение;в) градация;г) анафора, параллелизм;д) метонимия.

Задание 27

1. Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)

2. Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

3. Больной, усталый лед,

Больной и талый снег. (Д.Мережковский)

4. Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)

5. Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)

а) Гипербола;б) перифраза;в) антитеза;г) эпитеты;д) звукопись.

Задание 28

1. Подруга думы праздной, чернильница моя;

Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)

2. Летят они, написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)

3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)

4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)

5. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)

а) Метонимия;б) сравнение;в) градация;г) перифраза;д) гипербола.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.
Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.
Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.
Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.
Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.
Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.
Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.
Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.
Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.
Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.
Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.
Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.
Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.
Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.
Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.
Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.

ЕГЭ. Задание 24. Языковые средства выразительности.

Вариант 1

В качестве ответа выпишите номер подходящего термина из списка.

Задание 1.

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор,

Играя в облаках, пугает взор.

(М.Ю. Лермонтов )

Задание 2. Назовите выделенное средство выразительности.

И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н.А. Некрасов )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 3. Назовите выделенное средство выразительности.

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь.

(М.А. Волошин )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 4. Назовите выделенное средство выразительности.

И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим.

(С.Н. Сергеев-Ценский )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 5. Назовите выделенное средство выразительности.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А.П. Чехов )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 6. Назовите выделенное средство выразительности.

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В.П. Астафьев )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 7 . Назовите стилистический прием, использованный автором.

Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь? (И.С. Тургенев )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 8

Номер термина: ___________________________________________

Задание 9 . Назовите выделенное средство выразительности.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

(М.Ю. Лермонтов )

Номер термина: ___________________________________________

Задание 10. Назовите выделенное средство выразительности.

Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(М.Ю. Лермонтов )

Номер термина: ___________________________________________

Ответы

Вариант 1

Список терминов:

1) эпитет;

2) метафора;

3) метонимия;

4) оксюморон;

5) синекдоха;

6) сравнение;

7) олицетворение;

8) гипербола;

9) литота;

10) ирония;

11) антитеза;

12) контекстуальные антонимы;

13) экспрессивный лексический повтор;

14) фразеологизм;

15) риторическое восклицание;

16) риторический вопрос;

17) риторическое обращение;

18) вопросно-ответная форма;

19) градация;

20) ряды однородных членов;

21) умолчание;

22) парцелляция;

23) синтаксический параллелизм;

24) инверсия;

25) вводная конструкция.

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова скоро – вскорости – на днях – не сегодня-завтра, в недалеком будущем
антонимы (контекстные, языковые) – противоположные по смыслу слова они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы.
фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову на краю света (= «далеко»), зуб на зуб не попадает (= «замерз»)
архаизмы устаревшие слова дружина, губерния, очи
диалектизм – лексика, распространенная на определенной территории курень, гутарить
книжная,

разговорная лексика

дерзновенный, сподвижник;

коррозия, менеджмент;

просадить деньги, глубинка

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто , сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

каламбур – игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос , обращение ) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

многосоюзие – повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

эллипсис - пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия – непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон – соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно -ответная форма изложения – текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли» используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная» . Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь» . Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

1. Определите выразительные средства.

3 Город отмечает юбилей.

4 Карась здесь не водится.

5 Слышно было, как ликовал швед.

6 Мы все глядим в Наполеоны.

7 Судьба играет человеком.

8 Заботы пчёлами кружились вокруг.

9 Он действовал чётко и точно, словно робот.

10 Какой ты умный!

11 В доме кошмарный беспорядок.

12 Лошадь величиной с кошку.

2. Определите выразительные средства.

1 Из чащи на опушку вышел лесной великан – лось.

2 Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

3 Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы оба это знали!

4 Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.

5 Хороши летние вечера.

6 Татьяна в лес, медведь за ней.

7 Ласковый ветер, ледяной взгляд, туманные мечты.

8 Как град посыпалась картечь.

9 В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела…

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков.

10 А в двери – бушлаты, шинели, тулупы…

11Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит…

12А у Анны беда стряслась. Большая.

3. Определите выразительные средства.

1 А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

2 Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.

3 В сто сорок солнц закат пылал.

4 Где стол был яств, там гроб стоит.

5 С ужасом думала я, к чему всё это приведёт.

6 Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

7 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт.

8 Утешится безмолвная печаль.

9 Ругал Гомера, Феокрита,

11Он снял с полки Бунина.

12Весь зал оглушительно захлопал.

4. Определите выразительные средства.

1 Сладкая горечь воспоминаний, молодая старость.

2 Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман.

3 И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

4 Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

5 Прощай, немытая Россия!

6 Город на Неве.

7 Это был создатель «Евгения Онегина».

8 Тамара в театр пошла.

9 Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

10Ветер терзал меня.

11 Избушка на курьих ножках, мальчик с пальчик.

12 Вспомнились и лица, давно позабытые, вспомнились обильные страстные речи.

Ответы.

1. №2.

1Метонимия. 1Перифраза.

2Метонимия. 2Параллелизм.

3Метонимия. 3Эпифора.

4Синекдоха. 4Градация.

5Синекдоха. 5Инверсия.

6Синекдоха. 6Эллипсис.

7Олицетворение. 7Эпитет.

8Сравнение. 8Сравнение.

9Сравнение. 9Метафора.

10Ирония. 10Синекдоха.

11Гипербола. 11Метонимия.

12Литота. 12Парцелляция.

3. №4

1Эпитет. 1Оксюморон.

2Метафора. 2Бессоюзие(ряды однород. чл.)

3Гипербола. 3Многосоюзие.

4Антитеза. 4Инверсия.

5Инверсия. 5Обращение.

6Многосоюзие. 6Перифраза.

7Параллелизм. 7Перифраза.

8Олицетворение. 8Инверсия.

9Метонимия. 9Риторический вопрос.

10Перифраза. 10Олицетворение.

11Метонимия. 11Литота.

12Метонимия. 12Анафора.

Просмотр содержимого документа
«Урок Выразительные средства языка. 10 кл.»

МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Конспект урока в 11 классе:

«Средства выразительности языка»

Кондратово, 2016

Урок русского языка в 11 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ).

Тема урока. Средства выразительности языка.

Цель урока: развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие

средства выразительности, определяя их роль в тексте.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2 .Слово учителя.

Все мы любим тепло, солнышко. Солнышко лучистое улыбнётся всем нам весело, если мы его откроем.

Орфографическая разминка «Солнышко».

Вставить пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы.

Метафора, аллегория, перифраза, градация, парцелляция, бессоюзие, ассонанс, эллипсис.

Как называются эти слова? (Это выразительные средства языка.)

На какие группы мы их можем разделить? (Тропы – метафора, аллегория, перифраза, стилистические фигуры речи – градация, парцелляция, бессоюзие, эллипсис, выразительное средство фонетики – ассонанс.)

Для чего могут использоваться средства выразительности? (Это путь к выразитель-

ной, образной речи.)

Слово учителя.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – своё и собеседников. Почему же сегодня в 21 веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования,- один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное -невзрачное, сильное – слабое, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

Какая проблемастоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса.

- Проблема: « Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?»

Как связана проблема с темой урока? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Определите, пожалуйста, цель урока.

3. Беседа по теме урока.

Что такое тропы? (Тропы – такие речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении.)

За 1 мин. вспомните, какие знаете тропы, запишите их.

(Эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.)

Что такое стилистические фигуры? (Это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.)

За 1 минуту вспомните, какие знаете стилистические фигуры, запишите их.

(Инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.)

Вспомните выразительные средства фонетики (звукописи). (Аллитерация, ассонанс, гиатус.)

4. Лист №1. Задание №1. Индивидуальная работа с текстом.

Вставьте пропущенные буквы, объясняя условия выбора орфограммы, вставьте пропущенные знаки препинания. Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? Примеры.

Дивно устро..н наш свет! Тот име..т отличного повара, но к сож..лению такой маленький рот, что больше двух кусочков н..как не может пропустить; другой име..т рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! должен довольств..ват..ся каким (ни-

будь) немец..им обедом из картофеля.

Что такое литота? (Литота (мейосис) – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)

Что такое гипербола? (Гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

5. Лист №1.Задание №2. Работа в паре.

Какие выразительные средства иллюстрируют данные примеры?

1 Мужики – за топоры! (эллипсис)

2 И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (парцелляция)

3 Волос длинный – ум короткий. (антитеза)

4 Каждую копейку в дом несёт. (синекдоха)

5 Весь пансион признавал превосходство Д.И.Писарева. (метонимия)

6 Летят алмазные фонтаны. (метафора)

7 И звезда с звездою говорит. (олицетворение)

8 Гигантский карлик. (оксюморон)

9 Я не парю – сижу орлом. (сравнение)

10 Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет. (бессоюзие)

11 И скучно и грустно, и некому руку подать. (многосоюзие)

12 Вся комната янтарным блеском озарена. (эпитет)

13 На лице светились, горели, сияли глаза. (градация)

14 Солнце русской поэзии. (перифраза)

15 Такой ты умный! (ирония)

16 Судьбы свершился приговор! (инверсия)

Распределите письменно в тетрадь выразительные средства на две группы: тропы и стилистические фигуры. Два ученика работают на доске.

Стилистические фигуры.

синекдоха

эллипсис

метонимия

парцелляция

метафора

антитеза

олицетворение

оксюморон

сравнение

бессоюзие

многосоюзие

перифраза

градация

инверсия

6. Лист №2. Задание №3. Работа в паре.

В отрывках из стихотворений русских поэтов 19 и 20 веков найдите примеры, иллюстрирующие олицетворение, синтаксический параллелизм, метонимию, сравнение, метафору, анафору.

1 В синем море волны плещут.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин) (параллелизм)

2 Колокольчики мои!

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые? (А.К.Толстой) (олицетворение)

3 Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя… (А.С.Пушкин) (сравнение)

4 Ты вёл мечи на пир обильный;

Всё пало с шумом пред тобой;

Европа гибла; сон могильный

Носился над её главой… (А.С.Пушкин) (метонимия)

5 Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен.

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм. (С.А.Есенин) (метафора)

6 Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством. (М.Ю.Лермонтов) (анафора)

7. Лист №2. Задание №4. Работа в паре. Определите виды звукописи, их значение.

О весна без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта. (А.Блок) (ассонанс – звуки и, а)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн. (К.Бальмонт) (аллитерация -звук в)

(Повторение этого звука в придаёт стиху выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Видим разновидность звуковой игры – тавтограммы, когда все слова начинаются с одной и той же буквы.)

(Чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Как над горячею золой…»)

8. Лист №3. Задание №4. Работа в паре.

Определите ключевое выразительное средство в первой строфе стихотворения Ф.И.Тютчева.

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает

И огнь сокрытый и глухой

Слова и строки пожирает.

Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днём уходит дымом,

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле -

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы – и погас!

(развёрнутое сравнение – тип сравнения, с его помощью построены целые части текста)

9 .Лист №3. Задание №5. Работа в группе.

Создайте небольшой текст, вставив эпитеты. Их значение в тексте.

Каждый год возвращаются журавли из … стран на … болото.

Над … морями и … степью, над … реками и …

лесами летят они весной на свою родину.

… болото заросло … камышом и прошлогодней осокой. В самых

… местах устраивают свои гнёзда … журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

(Эпитеты придают речи образность, эмоциональность, выразительность.)

10. Экспресс – опрос.

1 Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. (антитеза)

2 Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением. (перифраза)

3 Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. (инверсия)

4 Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. (метонимия)

5 Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (метафора)

6 Троп, состоящий в переносе признаков живого существа на явления природы, предмета и понятия. (олицетворение)

7 Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. (эпитет)

8 Повторение слова или словосочетания в конце строки. (эпифора)

9 Соединение несоединимых понятий. (оксюморон)

10 Одинаковая синтаксическая структура предложений. (параллелизм)

11 Вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению. (риторический вопрос)

12 Повторение однородных согласных звуков. (аллитерация)

11. Лист №3. Задание №6. Работа в паре.

Прочитайте текст и выполните задание 24 теста ЕГЭ.

12. Лист №4. Задание №7. Проверочный тест.

13. Слово учителя. Вывод.

Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и с целью создания образности и выразительности мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами должны помнить, что родное слово- это основа нашей духовности, нашей культуры. Мы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Думайте. Решайте. Каким он будет? Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». Человек, который владеет культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

14. Рефлексия. Составьте синквейн (сенкан ) на тему «Средства выразительности».

Средства выразительности.

Красивые, необычные.

Украшают, описывают, имитируют.

«Богатство языка… богатство мыслей» (Н.М.Карамзин)

Сокровища речи (тропы).

15. Дополните предложения.

Мне понравилось на уроке…

Меня удивило…

Мне запомнилось…

Я считаю, что…

16. Домашнее задание. Написать сочинение по тексту задания №6 теста ЕГЭ.

Приложение.

Проверочный тест.

1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

2.Игру его любил творец Макбета.

3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.

4.Путь шёл по целине; люди падали с обрывов.

5.Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь не пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

6. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

«Исчезнет след!» А миру хоть бы что.

7.Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна.

8.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

Не столь различны меж собой.

9.Кроткий лик, прозрачная дева.

10.Я три тарелки съел.

1.Синекдоха. 2.Перифраза. 3.Олицетворение. 4.Параллелизм. 5.Анафора. 6. Эпифора. 7.Сравнение. 8.Антитеза. 9.Эпитет. 10.Метонимия.

Просмотр содержимого презентации
«К выразительным средствам. 10 кл.»

Средства

выразительности языка.

Выполнил:

учитель русского языка и литературы МАОУ «Кондратовская средняя школа»

Бакланова Н.Л.


Цель урока:

развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности, определяя их роль в тексте.


Тропы:

эпитет, олицетворение, метафора, метонимия, сравнение, гипербола, гротеск, литота (мейосис), синекдоха, перифраза, аллегория, ирония, юмор, сарказм, сатира, эвфемизм и др.


Стилистические фигуры:

инверсия, антитеза, градация, анафора, эпифора, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, эллипсис, обращение, восклицание, риторический вопрос, умолчание, многосоюзие (полисиндентон), бессоюзие (асиндентон), повтор (аналепсис), рефрен, экспрессивная лексика, каламбур, цитация и др.


Я испытал(а) трудности …

Мне понравилось на уроке …

Меня удивило …

Мне запомнилось …

Я считаю, что …


Домашнее задание.

Написать сочинение по тексту задания №7 .

Задание 25 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.

Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем:

1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства - это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства - это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)

Антитеза - сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
— Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор - повтор слова:

Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)

Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит… (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)

Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет - определение:

А он, мятежный , ищет бури,

Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)

Эпифора - (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!