Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались

волыняне

(дулебы, бужане).

Поляне, древляне

дреговичи

основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках.

Северяне, радимичи

перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку.

тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль

заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в непосредственную близость с

финскими племенами

литовские племена,

понемногу отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно «примучили» обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покорены

хазарами,

можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских славян.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было

финское племя,

составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток. Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию «волхвы» и «кудесники») поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII-Х вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших дней. Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа



болгар волжских

(названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера Камою и верхнею Волгою. Сношения с арабами и хазарами распространили между болгарами магометанство и некоторую образованность. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но много терпели от русских набегов и были окончательно разорены в XIII в. татарами. Их потомки чуваши представляют теперь слабое и мало развитое племя.

Письменные источники, свидетельствующие о древних славянах, появились сравнительно поздно и датируются началом новой эры, если не считать несколько отрывочных и неясных мест из произведений авторов, живших еще до нашей эры. Самые ранние источники, содержащие сведения о русах, росах, относятся ко времени не ранее IX в., хотя некоторые исследователи говорят о появлении этого названия в более ранних источниках.

Славянские языки ныне представлены русским, украинским, белорусским, польским, чешским, словацким, болгарским, сербско-хорватским, словенским, македонским и лужицким, которые входят в семью индоевропейских языков. К этой же семье относятся германские (немецкий, английский, шведский, датский, голландский и др.), романские (французский, итальянский, испан­ский, португальский, румынский и др.), индийские (хинди, урду, непали, бенгали, сингали и др.), иранские (персидский, афганский, осетинский и др.), греческий, армянский, албанский языки.

Кроме того, существовали ныне исчезнувшие индоевропейские языки: латинский, положивший начало романским языкам, распространенным на территории бывшей Римской империи, хеттский – в Малой Азии, тохарский – в Средней Азии и другие, так называемые, мертвые языки.

В настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках, составляют самую многочисленную группу.

В далеком прошлом люди, говорившие на индоевропейских родственных языках, а возможно, на каком-то очень древнем индоевропейском языке, расчленявшемся на диалекты, обитали на сравнительно ограниченной территории, откуда расселялись сотни и тысячи лет. Среди них были далекие предки славян, еще не выделившиеся из массы других племен с индоевропейским языком. Это были не славяне, а лишь их отдаленные физические и языковые предки – протославяне.

Современные филологи и историки считают, что какие-то элементы индоевропейских языков существовали еще в эпоху мезолита (X-V тысячелетия до н.э.). В эпоху раннего матриархата мелкие родовые группы охотников и рыбаков продвигались с юга на север Средней и Восточной Европы вслед за отступавшим ледником. Датируется это временем, отдаленным от нас 10-12 тысячами лет. Период расселения вслед за отходившим на север ледником мезолитических родовых групп охотников и рыбаков был временем распространения в Средней и Восточной Европе древнего европеоидного расового типа.

В несколько более позднее время из Приуралья и Зауралья по северной таежной полосе Восточной Европы проникают на запад вплоть до Прибалтики и даже далее малочисленные группы охотников и рыбаков монголоидного (урало-лапоноидного) типа. На западе мезолитические культуры восточного происхождения доходят до Прибалтики, где стоянка Кунда датируется VII тысячелетием до н.э., восточнее располагаются другие культуры явно зауральского происхождения.

Это продвижение монголоидных элементов с востока на запад, сопровождавшееся смешением и ассимиляцией более древнего европеоидного населения, представляет собой не что иное, как проникновение на запад племен финно-угро-самодийской языковой семьи, древнейшей областью расселения которых были лесные полосы и лесостепь Урала и Зауралья. При этом и европеоидное население, и лапоноидное продвигалось с юга на север, с востока на запад не одновременно, а волнами.

На территории Восточной Европы создавались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская. Контакты между их носителями обусловили и метисацию, и древние языковые связи.

В период от XII-X и до VI-V тысячелетий до н.э., в эпоху холодного, субарктического и позднее несколько более теплого и сухого бореального климата, европеоидный расовый тип, продвигавшийся на север, изменял свой облик. Медленно и постепенно, на протяжении многих тысяч лет европеоиды расселялись волнами на север и, попадая в новую среду, в условия умеренного и холодного климата, меняли свой физический тип (посветление кожного и волосяного покровов, а также радужной оболочки глаз, уменьшение высоты лица). Так создавались различные варианты относительно поздно сложившейся малой северной европеоидной расы, сформировавшейся из различных расовых типов, подвергшихся общему для всех процессу посветления в условиях прохладного и влажного климата. Так, в балтийской зоне, в широком смысле слова (Ботнический залив – верхний Днепр-нижняя Висла), начали складываться признаки балтийской расы, оттеснившей и ассимилировавшей древний лапоноидный тип.

В более поздние, неолитические времена в Восточной Европе распространяются содержащий монголоидные черты уральский (на востоке) и европеоидный понтийский (лесостепь и степь) расовые типы.

Что касается центральных областей Восточной Европы, то здесь на древней европеоидной основе складывался расовый тип, получивший наименование восточноевропейского.

Протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одним, то с другим народом (Малая Азия, Персия и др.). На морское побережье славяне вышли позднее. Отсюда можно сделать вывод, что они в глубокой древности не жили западнее современной линии Калининград - Одесса. А точнее, речь идет об их жительстве в области Полесья, междуречья Западного Буга и Днестра, верховьев Вислы.

В письменных источниках славяне выступают как венеды . О них еще знали в Древней Греции в VII в. до н.э. Геродот, писавший в V в. до н.э., сообщает о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов). Об индах, из земли которых, лежащей у берегов северного океана, привозят янтарь, добываемый где-то в реке, писал Софокл (V в. до н.э.). Сообщает об энетах Скилах (IV в. до н.э.). Об индах, занесенных бурей к берегам Западной Германии, упоминает в I в. до н.э. Корнелий Непот.

Немного подробнее говорят о венедах римские историки. В Певтингеровых таблицах - дорожниках, составленных в самом начале новой эры при императоре Августе, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитавших в Карпатах, итов и даков, занимавших низовья Дуная.

Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, можно сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря (Венедского залива). Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, в юго-восточной - сарматов.

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Варяжского (Балтийского) моря, славяне заняли позже, около начала новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин «венеды» неславянского происхождения, и сами славяне так не называли себя. Он встречается на территории обитания иллирийцев (современная Венеция), кельтов. По-видимому, такого же происхождения название германского племени вандалов. Возможно, что название «венеды» восходит к такой глубокой древности, которая исключает возможность точного объяснения. Во всяком случае, термины «венеты», «инды», «венеды» появились раньше, чем «славяне» в Повисленье и на берегах Венедского залива. Видимо, соседи славян, германцы и финны, когда заселяли эти края, перенесли на славян название древнего его населения.

Нет также и единого мнения по поводу имени «славяне». Существует предположение, что слово «Словен» или «славян» - от «слово», т.е. говорящий, владеющий языком, в отличие от не-умеющих говорить на языке; от «славы» в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень «слов» или «слав» (по аналогии с русскими волжанами, уральцами, сибиряками). Предполагают, что «слав» означало просто «народ», «племя».

Характерно, что уже Тацит говорит о набегах венедов на земли нынешней Прибалтики и на степи, где проживали сарматы, что является свидетельством подвижности венедов, обусловленной началом их расселения.

Если в древнейших письменных источниках о венедах имеются сообщения всего лишь в виде нескольких не очень ясных строк, то в более поздних источниках число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии, выйдя к берегам Русского (Черного), Адриатического, Эгейского морей, и поселились там, смешавшись с местным населением.

Византии пришлось сражаться и заключать союзы со славянами, приглашать их к себе на службу и поселять на своих землях, уступая им целые области.

Славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова, в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (X в.) констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе приняли участие и славяне Восточной Европы.

Следует отметить, что на северо-западе Восточной Европы славяне, в отличие от балтов и финно-угров, обладали более темным цветом волос и радужной оболочки глаз. Не случайно во времена Киевской Руси они называли балтов и финно-угров «чудью белоглазой».

Археологические раскопки показывают, что славяне пришли в Поднестро-вье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее VI в., и, вытесняя и ассимилируя балтов и финно-угров, довольно быстро в VIII - IX вв. заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, озер Нево (Ладожского) и Ильменского, Белого моря.

В IV - V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современных Чехии и Словакии, Австрии, Баварии, Венгрии. В результате исследований было установлено определенное единство культуры славян VI - VII вв. на всей территории, занимаемой славянами. Этой областью единства материальной культуры славян явилась обширная территория, охватывающая Днепровские Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верховья Оки, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную Румынию (Прут, Серет, нижний Дунай), Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Чехию и Словакию (так называемая культура керамики пражского типа).

Славяне продвигались с этой территории довольно быстро во всех направлениях: на юг, где в VI - VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V - VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в Южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря.

В «Повести временных лет» (автор Нестор) вспоминается о тех далеких временах («по мнозех же временех»), когда в процессе переселения и расселения славяне, придя откуда-то (откуда - летописец не помнит), «сели по Дунаю, где есть ныне Угорьске земля и Болгарьска». «Угорьска земля» - это территория современной Венгрии, древняя Паннония. Кочевники угры (венгры, мадьяры) пришли в Паннонию с востока, из Великой Венгрии, расположенной где-то в Прикамье, проследовав через степи Восточной Европы лишь в IX в. Здесь они застали славян. До славян в этих землях жили кельты. Летописный рассказ свидетельствует о том, что Дунай не был прародиной славян. Давным-давно славяне пришли откуда-то и обосновались по Дунаю - таково содержание летописного предания.

К временам антов (анты - этноним, применявшийся византийскими писателями VI - VII вв. для обозначения части славян, заселявших территорию от Среднего Дуная до Дона, что соответствует ареалу распространения происко-пеньковской археологической культуры V - VII в.) относится рассказ «Повести временных лет» о трех братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; согласно легенде, они основали город, названный в честь старшего брата Киевом. Все три брата жили «на горах» у берега Днепра. Это были те времена, когда вокруг еще стоял «лес и бор велик», где охотились обитатели Киева. Кто же такой Кий? До летописцев дошло несколько легенд о Кие. Одна, что Кий - простой перевозчик. Но если бы Кий был простым перевозчиком, рассуждает летописец, то вряд ли он ездил бы к византийскому императору («царю») в Царьград. А Кий ездил, причем «велику честь принял от царя».

Итак, историки установили, что VI - VII вв. - время активного расселения славян на обширных территориях Южной, Средней и Восточной Европы.

Продвижение славян на территории Восточной Европы не встречало таких препятствий, как на юге, где им приходилось преодолевать сопротивление могущественной Византии. Славяне продвигались на восток и север, используя не только и не столько силу. Они жили бок о бок с балтами и финно-уграми, смешиваясь с ними и ассимилируя их. Но для той далекой поры еще говорить о восточно-, южно- или западнославянских языках рано. Их еще не было.

Уже в VI - VII вв. в языке славян Восточной Европы появились особенности, характерные для древнерусского языка IX - XII вв. Как считают историки и филологи, тогда существовал общеславянский язык с диалектными зонами. Их было две - северная (лесная) и южная (степная).

В «Повести временных лет» автор вспоминает некоторые племена славян: моравов, осевших по реке Морава, чехов и белых хорватов (в Прикарпатье), сербов («серобь»), хорутанов (словене), поляков (или ляхов), поморян - в Тюиснобалтийском Поморье, лютичей (жили в низовьях Одера и Эльбы), мазовшан в Прикарпатье, болгар. Летописец повествует о том, как славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие - древлянами, получив свое название от того, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Днепром прозвались дреговичами, обитавшие по берегам реки Полота - полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, стали называться собственным именем - «словене» (ильменские славяне), а обитатели земель по Десне, Сейму и Суле назвались северянами. Кривичи жили в верховьях Волги, Западной Двины и Днепра.

Каковы же особенности отдельных восточнославянских племен тех времен, когда «имяху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, каждо свой нрав» и жили «особе» ?

Прежде всего о полянах . Поляне, «яже ныне зовомые Русь», по свидетельству «Повести временных лет», жили «особе по горам своим». Летописец выделяет полян: они «мужи мудры и смыслени», «обычай их кроток и тих». Земля полян простиралась от реки Рось на юге до устья Припяти на севере. Главный город - Киев.

Соседями полян на западе были древляне . Древнейшими городами древлян являлись летописные Овруч, Искоростень и Малин. Западными соседями древлян были волыняне . Название их произошло от города Волынь, оно неоднократно менялось (первоначально их называли дулебы, затем бужане). По соседству с волынянами, восточнее, поселились дреговичи (дрягвя - болото).

На северо-западе Волыни жили ятвяги , племена балтийского происхождения, издавна сильно славянизированные, а на западе соседом являлось польское племя мазовшан. Еще дальше на юго-запад лежала земля белых хорватов - в Прикарпатье и Закарпатье, в верховьях Днестра.

На юго-западе восточнославянского мира лежали земли уличей (угличей) и тиверцев, которые тянулись по Днестру и доходили до Дуная и Русского (Черного) моря. Городища тиверцев найдены в Молдавии.

Едва ли не самой крупной этнической группой восточных славян являлись кривичи . Территория расселения их огромна. Земли кривичей раскинулись от Верхнего Понеманья до Костромского Поволжья, от Псковского озера до верховьев Сожа и Десны, от Нарвы до Березины. Восточную часть этой территории кривичи заселили позднее, чем западную. Кривичи, конечно, не были единым племенем. Выделяются смоленские, псковские, полоцкие кривичи.

К северу и северо-востоку от кривичей обитали ильменские словене (славяне). Кривичи с их полоцкой ветвью и ильменские славяне составляли мощный массив северо-западных, северных и северо-восточных славян Восточной Европы.

Что представляла собой юго-восточная группа славян - радимичи, вятичи, северяне?

Летописец Нестор приводит легенду о происхождении вятичей и радимичей от двух братьев Вятко и Радима, указывает, что они пришли с запада от «ляхов», причем Радим со своим «родом» обосновался на реке Сож, а Вятко - на Оке. Хотя летопись и говорит о происхождении радимичей и вятичей от «ляхов», но, по мнению некоторых отечественных ученых, эта версия сомнительна, другие же, ссылаясь на данные археологии и лингвистики, ее подтверждают. Южнее радимичей и вятичей на Левобережье Днепра, по Десне, Сейму и Суле жили северяне (севера, север).

Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения, перед образованием Древнерусского государства и в период его складывания и расцвета появились на юге, юго-востоке и юго-западе: в Белой Веже (Саркел) на Дону, в Тмутаракани (Тамань), Кориве (Керчь), на острове Березань (при входе в Днепровско-Бугский лиман).

Общность культуры славян сохраняется и в средние века. У них единый языческий культ - Перун, или Перунич, Сварог, Волос, или Белее, русалки, или вил, и т.п. Не случайно летописец Нестор подчеркивает, что, несмотря на племенное деление - чехи, ляхи, моравы, лютичи, кривичи, словене, хорваты, хорутане (или словенцы), сербы и др., - «ба един язык словенск».

В VI - X вв. началось обособление восточной ветви славянских языков. В этот период зарождается древнерусский язык. Что касается диалектов восточных славян, то обнаружить их чрезвычайно трудно. Можно говорить о почти полном единстве восточных славян еще в VIII - IX вв. (по некоторым источникам, в X - XI вв.), но сами восточные славяне еще не консолидировались в единую древнерусскую народность, так как хотя язык и является основой любого этнического образования, но стать единственным определяющим признаком народности он не может.

«Повесть временных лет» перечисляет народы, которые платили Руси дань: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь (емь), литва, зимигола, корсь, нарома, либь (ливы). Вряд ли все эти племена были подлинными данниками Руси уже во времена образования Древнерусского государства. В частности, помещая среди данников Руси ямь и либь, летописец Нестор имел в виду современную ему ситуацию, т.е. конец XI - начало XII столетий.

Часть перечисленных племен не была так органически связана с Русью (литва, корель, зимигола, либь, ямь), как другие ассимилированные славянами (меря, мурома, весь). Некоторые из них впоследствии создали свою государственность (литва) или стояли накануне ее создания (чудь) и сложились в народности литовскую и эстонскую. Поэтому в основном остановимся на тех народностях, которые были наиболее тесно связаны с Русью.

Племена балтийских народов с самой глубокой древности заселяли Понеманье, Верхнее Поднепровье, Поочье, Верхнее Поволжье и большую часть течения Западной Двины. На востоке балты доходили до нынешних Московской, Тверской и Калужской областей, где они в глубокой древности обитали чересполосно с финно-уграми, аборигенами края. Расселение славян по землям балтоязычных племен обусловило славянизацию последних, которая завершилась в период образования Древнерусского государства.

Самым диким из всех соседивших со славянами племен было финское племя . В пределах нынешней России финны жили, подчиняясь воздействию как скифов с сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные пространства всего русского севера. Разрозненные и не имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские народцы оставались в первобытной дикости и простоте, легко поддаваясь всякому вторжению в их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с ними, или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток.

Таким образом с постепенным расселением славян в средней и северной России масса финских земель переходила к славянам, и в славянское население мирным путем вливался обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники") поднимали свой народ на борьбу, финны становились против русских. Но эта борьба кончалась победой славянства, и в VIII-Х вв. началось обрусение финнов.

Одновременно со славянским воздействием на финнов началось сильное воздействие на них со стороны тюркского народа болгар волжских (чуваши) (названных так в отличие от болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили города, в которых началась оживленная торговля. Арабские и хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда, чаши и проч.); здесь они выменивали их на ценные меха, доставляемые с севера по Каме и верхней Волгой. Болгарские города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области верхней Волги и Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии враждовавших с ними. В политическом отношении волжские болгары не были сильным народом. Завися первоначально от хазар, они имели, однако, особого хана и многих подчиненных ему царьков или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали самостоятельно, но подвергались русским набегам и были окончательно разорены в XIII в. татарами.

На крайнем северо-западе соседями славян, по летописи, была чудь. Чудью в Древней Руси называли прибалтийские финно-угрские племена. К ним относятся волховская чудь (выходцы из различных племен, привлеченные великим водным путем «из варяг в греки»), водь, ижора, весь (кроме белоозерской), аисты (эсты). Во времена Нестора аистами называли балтов. Лишь с течением времени это наименование перешло на финно-угров в Эстонии. Во второй половине I тысячелетия н.э. восточные славяне пришли в соприкосновение с эстонскими племенами.

Восточнее эстов, на южном побережье Финского залива, жила водь (вакья, ваддя). Существенное значение в истории населения Восточной Европы сыграла весь. Это племя, заселив межозерье Нево (Ладоги), Онеги и Бело-озера, вышло на Северную Двину.

Трудно проследить историю карел (корел ) в период, предшествующий образованию Древнерусского государства, и на начальных этапах его истории. «Повесть временных лет» не говорит о карелах. Они обитали в это время на побережье Финского залива (у Выборга) и озера Неро. Основная масса карельского населения концентрировалась в северо-западном Приладожье. В XI в. часть карел вышла к Неве. Это и была ижора, инкери (отсюда Ингрия, Ингерманландия). В состав карелов вошла часть веси и волховской чуди.

Карелы не упоминаются среди данников Руси, видимо, потому, что Карелия никогда не была волостью Новгорода, а была лишь его составной частью (как водь и ижора), его государственной территорией. И как таковая она, подобно Обонежью, была поделена на части.

Литовские племена (литва, жмудь, латыши, пруссы, ятвяги и др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в. до Р. Хр.) заселяли те места, на которых их позднее застали славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря доходили до р. Припяти и истоков Днепра и Волги. Отступая постепенно перед славянами, литовцы сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах ближайшей к морю полосы и там надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.

Религия литовцев заключалась в обожествлении сил природы (Перкунь - бог грома), в почитании умерших предков и вообще находилась на низком уровне развития. У литовцев не было ни влиятельного жреческого сословия, ни торжественных религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и священные дубы, угощала души умерших и занималась гаданиями. Грубый и суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их ниже славян и заставляли литву уступать славянам те свои земли, на которые направлялась русская колонизация. Там же где литовцы непосредственно соседили с русскими, они заметно поддавались культурному влиянию.

Меря , по словам летописцев, располагались в Верхнем Поволжье: «на Ростовском озере меря, и на Клещине озере меря же». Но, по более поздним источникам, народы меря заселяли также ярославские и костромские земли, низовья рек Шексна и Молога. Как и меря, полностью обрусели мещеры и мурома - обитатели приокских земель.

Обрусение мери, муромы, мещеры, веси являлось следствием не завоевания, а мирного и постепенного расселения славян на восток, многовекового соседства, взаимного обогащения культуры и языка, причем в результате этого процесса распространялись русский язык и русская культура.

Влияние восточных славян испытывала на себе и мордва , особенно эрзя. Видимо, от мордовского племенного названия эрзя произошло название Ердзянь, русская Рязань.

Что касается северо-востока (перми, печоры, югры), то появление здесь русских следует отнести ко времени не позже X - начала XI вв., т.е. славяне уже в X в. доходили до Печоры, Югры и гор у Лукоморья (Урала).

Славянское влияние ощущается и среди мари (черемисов, цармисов), и камских, или волжских булгар, и в Хазарии. Обрусело булгаро-хазарское население степей Подонья. Белой Вежей стала после взятия ее киевским князем Святославом хазарская крепость Саркел, превратившаяся в ремесленный и торговый центр, город.

В Поднепровье, на территории Днепровского Левобережья и в Посемье славяне ассимилировали древнее ираноязычное население . Это были аланы - «ясы» русских летописей, потомки сарматов. Несомненно влияние славян на более позднее кочевое и полуоседлое население степей и лесостепной полосы. В 30-е гг. IX в. в степях появляются кочевники венгры (мадьяры). Выходцы из Прикамья, ближайшие родичи югров (хантов и манси), венгры долгое время соседствовали с восточными славянами. Печенеги, торки и берендеи обосновались в Поросье, под влиянием русских переходя к оседлости.

К Руси, несомненно, тяготели так называемые половецкие города: Балин, Чешуев, Сугров и Шарукань. В связи с тем, что эти города населяли в основном христиане, то понятна их духовная близость к русскому народу. Славянское влияние распространялось на Тамань, Северный Кавказ, где кабардинцы усвоили русскую письменность. На самом юго-западе Руси, в междуречье Днепра и Прута, восточные славяне смешивались с романизированными потомками древнего гетодакийского населения края. Это были далекие предки влахов.

По отношению к финским и литовским своим соседям русские славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами .

Кочевое тюркское племя хазар прочно осело на Кавказе и в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму хазары проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане.

Влияние ислама и еврейства было особенно сильно; хазарский хан ("каган" или "хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было распространен ислам, но были и христианская вера и язычество. Такое разноверие вело к веротерпимости и привлекло к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи, вятичи) были покорены хазарами, это хазарское иго не было тяжелым для славян. Оно открыло для славян легкий доступ на хазарские рынки и втянуло русских в торговлю с Востоком. Многочисленные клады арабских монет (диргемов), находимые в разных местностях России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и IX вв., когда Русь находилась под прямой хазарской властью, а затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели под напором печенегов русские сами стали нападать на хазар и способствовали падению Хазарского государства.

Варяги не были прямыми соседями славян, но жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли.

Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию.

Сред и же русских славян с середины IX столетия варягов было много. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море" на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно - знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.

Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие - в степях или глухих лесах, третьи - на берегах морей. И все создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили. Понятно, что лесовики могли продуктивно заниматься охотой, например, добывать меха и, продавая их, получать все то, чего им не хватало. Но этого не могли делать ни обитатели знойного Египта, где пушных животных не было, ни насельники Западной Европы, где горностаи были столь редки, что их мех шел лишь на королевские мантии, ни степняки, занимавшиеся скотоводством. Зато у степняков было в изобилии молоко и мясо, они делали вкусный и питательный непортящийся сыр и могли продавать его. Кому? Да лесовикам, изготавливавшим из дерева телеги, на которых могли ездить степняки. А самое главное, обитатели лесов делали деготь, без которого не вращались колеса степных телег. У жителей Средиземноморского побережья имелись великолепная рыба и оливки, на склонах Апеннин и Пиренеев паслись козы. Итак, у каждого народа был свой способ ведения хозяйства, свой способ поддержания жизни. Следовательно, мы должны начать изучение истории народов с описания природы и климата территорий, на которых они живут.

Деление на географические районы часто бывает условно и не всегда совпадает с делением на климатические области. Так, Европа разделена воздушной границей, соответствующей изотерме января, которая проходит через Прибалтику, Западную Белоруссию и Украину до Черного моря. К востоку от этой границы средняя температура января - отрицательная, зима холодная, морозная, часто сухая, а западнее преобладают влажные теплые зимы, при которых на земле слякоть, а в воздухе туман. Климат в этих регионах совершенно различный.

Великий ученый, академик А.А.Шахматов, который начал практическое изучение русских летописей, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат . Это современные восточная Венгрия и Южная Польша. Таким образом, наши предки славяне появились и впервые оставили свой след в истории на границе двух климатических областей (западноевропейской - влажной и восточноевропейской - сухой с континентальным климатом), и эта территория нам особенно интересна.

Во времена Великого переселения народов славяне продвинулись к западу, северу и югу до берегов Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. С запада их соседями были германские племена. На северо-востоке Европы со славянами соприкасались так называемые балты: литовцы, латыши, пруссы, ятвяги. Это очень древние народы, заселившие прибалтийскую территорию, когда оттуда ушел ледник. Они заняли почти пустые места и распространились довольно широко, примерно от сегодняшней Пензы и до Щецина. Северо-восточнее жили финские племена. Их было много: и суоми, и эсты, и «чудь белоглазая» (так звали одно из этих племен на Руси). Дальше жили зыряне, чудь заволоцкая и много других народов.


Все было, как уже говорилось, достаточно стабильно до II в. н.э., когда в результате пассионарного толчка началось Великое переселение народов. А началось оно так. От берегов южной Швеции, которая называлась тогда Готия, отошли три готские эскадры с храбрыми воинами - остготами, визиготами и гепидами. Они высадились в устье Вислы, поднялись к ее верховьям, дошли до Припяти, миновали приднепровские степи и вышли к Черному морю. Там готы - народ, привычный к мореплаванию, - построили корабли и начали совершать набеги на бывшую Элладу - Грецию. Захватывая города, готы грабили их, а жителей брали в плен. Греция принадлежала в то время Римской империи, и император Деций - страшный гонитель христиан, очень хороший полководец и смелый человек - выступил против готов, которые уже пересекли

Дунай и вторглись на территорию Византии. Великолепная римская пехота, хорошо обученная, вооруженная короткими мечами, более удобными в бою, чем длинные, столкнулась с одетыми в шкуры готами, которые были вооружены длинными копьями. Казалось бы, у готов не было шансов на победу, но, к удивлению современников, римская армия была полностью разбита, потому что готы, умело маневрируя, завели ее в болото, где римляне увязли по щиколотку. Легионы лишились маневренности; готы кололи римлян копьями, не давая тем возможности вступить в бой. Погиб и сам император Деций. Это случилось в 251 г.

Готы стали хозяевами устья Дуная (где поселились визиготы) и современной Трансильвании (где поселились гепиды). Восточнее, между Доном и Днестром, воцарились остготы. Их царь Германарих (IV в.), очень воинственный и храбрый человек, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, верховья Волги, почти все Поднепровье, степи до Крыма и сам Крым.

Могучее государство готов погибло, как это нередко бывало, из-за измены подданных и жестокости правителя. Германариха покинул один из вождей подвластного готам племени россомонов. Не терпевший измены, страшный в своей ярости старый король приказал разорвать дикими конями жену вождя. «Так страшно убить нашу сестру!» - возмутились братья погибшей, Cap и Аммий. И вот однажды на королевском приеме они подошли к Германариху и, выхватив из-под одежды мечи, пронзили его. Но не убили: стража успела заколоть их раньше. Однако Германарих от ран не оправился, все время болел и бразды правления потерял. А в это время с востока надвигался страшный враг - гунны.

Предки гуннов, хунны, были небольшим народом, сложившимся в IV в. до н.э. на территории Монголии. В III в. до н.э. они переживали тяжелые времена, так как с востока на них давили кочевники-сяньби, с запада нажимали согдийцы, которых китайцы называли юечжи. Неудачными оказались и попытки хуннов принять участие в китайских междоусобицах. В Китае тогда шло объединение страны, известное в китайской историографии как «война царств». Из семи царств осталось одно, при этом погибло две трети населения страны. С китайцами, которые пленных не брали, лучше было не связываться. Хунны оказались союзниками побежденных, и получилось так, что первый хуннский шаньюй (правитель) платил дань и восточным, и западным соседям, а южные плодородные степи уступил Китаю. Но тут сказались последствия пассионарного толчка, формирующего этнос.

Хуннский царевич по имени Модэ не был любим своим отцом. Его отец, шаньюй, как все хунны и все кочевники имевший несколько жен, очень любил младшую жену и сына от нее. Он решил послать нелюбимого Модэ к согдийцам, потребовавшим от хуннов заложника. Далее царь замыслил совершить набег на Согдиану, чтобы толкнуть согдийцев на убийство сына. Но тот угадал намерения отца и, когда шаньюй начал набег, царевич убил своего стражника и бежал. Его побег произвел такое впечатление на хуннских воинов, что они сошлись во мнении: Модэ достоин многого. Отцу пришлось поставить нелюбимого сына во главе одного из уделов государства.

Модэ приступил к обучению воинов. Он стал применять свистящую стрелу (в ее наконечнике делались отверстия, и при выстреле она свистела, подавая сигнал). Однажды он приказал воинам наблюдать, куда он пустит стрелу, и стрелять из луков в том же направлении. Приказал и вдруг пустил стрелу в… своего любимого коня. Все ахнули: «Зачем же убивать прекрасное животное?» Но тем, кто не выстрелил, отрубили голову. Потом Модэ выстрелил в своего любимого сокола. Тем, кто не стрелял в безобидную птицу, также отрубили голову. Потом он выстрелил в свою любимую жену. Нестрелявших - обезглавили. А потом, во время охоты, он встретил шаньюя, своего отца, и… выпустил стрелу в него. Шаньюй мгновенно превратился в подобие ежа - так утыкали его воины Модэ стрелами. Не стрелять не рискнул никто.

Модэ стал царем в 209 г. Он договорился о мире с согдийцами, но от него потребовали дань восточные кочевники, которые назывались дун-ху. Сначала они пожелали получить самых лучших лошадей. «Тысячелийный конь» (ли - китайская мера длины, приблизительно равная 580 м) - так красиво назывался быстроногий жеребец. Некоторые хунны говорили: «Нельзя отдавать скакунов». «Не стоит воевать из-за коней», - не одобрил их Модэ и тем, кто не хотел отдавать коней, отрубил, по своему обыкновению, голову. Затем дун-ху потребовали прекрасных женщин, в том числе и жену царя. Тем, кто заявил: «Как можно отдать наших жен!» - Модэ отрубил голову, сказав: «Жизнь наша и существование государства стоят дороже, чем женщины». Наконец, дун-ху потребовали кусок пустой земли, которая служила границей между ними и хуннами. Это была пустыня на востоке Монголии, и некоторые считали: «Эта земля не нужна, ведь мы на ней не живем». Но Модэ сказал: «Земля - основание государства. Землю нельзя отдавать!» И отрубил им голову. После этого приказал воинам немедленно двинуться в поход на дун-ху. Он победил их, потому что хунны стали подчиняться ему беспрекословно.

Затем Модэ вступил в войну с Китаем. Казалось бы, эта война была не нужна. Кочевники жили в степи, а китайцы обитали южнее, за своей Великой стеной во влажной и теплой муссонной долине. Но у хуннов были причины напасть на Китай.

Войско Модэ окружило передовой отряд китайцев, с которым находился сам император Лю Бан. Хунны все время обстреливали китайский отряд из луков, не давая ему передышки. Китайский император запросил мира. Некоторые из вельмож Модэ предлагали убить врага, но Модэ ответил: «Глупцы, зачем нам убивать этого китайского царя - они выберут себе нового. Пусть он живет. Ведь основные силы китайцев стоят в арьергарде, мы с ними еще не воевали». И Модэ заключил с этим императором, основателем династии Хань, договор «мира и родства» (198 г.). Это означало, что обе стороны будут жить, не покушаясь на земли друг друга. Хунны привыкли кочевать в степи, их не смущал холод. А китайцы любили мягкий климат долины Хуанхэ и совершенно не собирались выходить в степь.

Очень неприятная ситуация была и в Китае. Китайцы получали за шелк или лошадей от степняков, или предметы роскоши из Средиземноморья. Кораллы, пурпурная краска, драгоценности доставались знати, а шелк брали у крестьян. Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих жен и дочерей. Естественно, что у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, «по блату». Все жены и наложницы императора (а императору полагался гарем) стали протаскивать своих родственников на должности правителей и начальников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. Их преступления, естественно, не могли оставаться секретом для правительства: китайцы все время писали друг на друга доносы, благо среди них было много грамотных. Наместников время от времени казнили. Но те, предвидя горькую судьбу, закапывали в землю клады, сообщая места своим детям. И потому правительство, хорошо зная нравы соотечественников, стало казнить не только преступника, но и всю его семью.

Итак, торговля шелком оказалась губительной для обеих империй: Римской и Китайской.

Между тем противостояние Хунну и Китая продолжалось. И хотя в Китае было 50 миллионов населения, а всех хуннов - около трехсот тысяч, борьба, вызванная потребностью кочевников в шелке, муке и железных предметах, шла на равных. Кони китайцев были намного хуже, чем скакуны степняков. Экспедиции в хуннские степи обычно заканчивались гибелью конных китайских отрядов. Когда китайцам удалось узнать, что в Средней Азии есть «небесные жеребцы» - породистые кони, похожие на лошадей арабской породы, - они отправили туда военную экспедицию. Осадив город Гуйшан (район современной Ферганы), китайцы потребовали выдачи лучших жеребцов. Осажденные уступили, и китайцы, вернувшись с добычей, приступили к разведению новой породы. Преуспев в этом деле, они стали совершать удачные набеги на хуннов. Мало того, они уговорили соседей-кочевников с востока, севера и запада выступить против хуннов.

В 93 г хуннский шаньюй проиграл решающую битву, бежал на запад и пропал без вести. Держава хуннов развалилась на части. Одни племена рассеялись в южносибирских степях, другие ушли в Китай, ибо в это время в Великой степи наступив засуха. Стала расширяться пустыня Гоби на севере Китая, и хунны смогли передвинуться на засохшие китайские поля, где образовались милые их сердцу сухие степи. Часть же хуннов направилась в Среднюю Азию и дошла до Семиречья (район современной Алма-Аты). Здесь и осели «малосильные хунны.

Самые отчаянные двинулись на запад. Они прошли через весь Казахстан и в 50-х годах II в. вышли к берегам Волги, потеряв при этом большую часть своих женщин. Те физически не смогли вынести такой переход, да и из мужчин выжили лишь самые крепкие.

Хунны быстро освоились в новых, удобных для скотоводства местах, где их никто не трогал. Женщинами они обзавелись сделав набег на аланов, а объединившись и породнившись с народом вогулов (манси), хунны создали новый этнос -западных гуннов, так же мало похожих на старых азиатских хуннов как техасские ковбои на английских фермеров. Эти западные гунны (для простоты мы их будем называть гуннами) начали войну с готами.

Сначала гунны завершили разгром аланов, истощив их силы бесконечной войной. Государство гуннов расширилось и заняло просторы между реками Урал (Яик) и Дон. Готы пытались удержаться на рубеже Дона, но они были обессилены изнурительной борьбой со славянами. Поэтому, когда гунны через Керченский пролив, Крым и Перекоп вышли готам в тыл, те побежали. Остготы покорились гуннам, визиготы, переправившись через Дунай, оказались в Римской империи. Гибель державы готов обеспечила свободу действий славянам. Но память о былом господстве в южнорусских степях готов, некогда захвативших славянского вождя Божа и распявших 70 славянских старейшин, сохранилась.

Вернемся к готам, укрывшимся в Византии. Они исповедовали христианство по арианскому обряду , а в Восточной Римской империи восторжествовало никейское православие. Союза и дружбы не получилось. Римляне потребовали, чтобы переходящие Дунай готы сдавали оружие, и те согласились. Но когда императорские чиновники стали обирать готов, требовать с них взятки, отнимать жен, детей и имущество, оказалось, что готы сохранили достаточно оружия, чтобы поднять восстание. В 378 г. при Адрианополе восставшие сразились с римлянами, разбили их, убили императора Валента и подошли к стенам Константинополя. Хотя город был хорошо укреплен, у готов были все шансы его взять. Однако римлянам помог странный случай.

В римской армии был отряд конных арабов. Всадники кружили вокруг пеших готов. Один из готов отстал, и арабский всадник нагнал его и, ударив копьем, сбил с ног. Затем, спрыгнув с коня, перерезал врагу горло, напился крови, закинул голову и… завыл. Испуганные готы решили, что это оборотень. Они отступили от Константинополя и отправились грабить Македонию и Грецию. Усмирить их оказалось нелегко даже Феодосию Великому. Но мы оставим готов сводить счеты с Римской империей и вернемся в Восточную Европу к славянам и русам .

Славяне участвовали в готско-гуннской войне и, естественно, на стороне гуннов. К несчастью для гуннов и славян, великий вождь и завоеватель Аттила в 453 г. заболел и умер. После него осталось 70 детей и молодая вдова, даже не потерявшая невинность. Возник вопрос о наследнике: все сыновья Аттилы претендовали на престол отца, а покоренные племена поддерживали разных царевичей. Большинство гуннов встало на сторону вождя Эллака, но против него выступили гепиды и остготы. В битве при Недао (славянское название этой реки - Недава) гунны были разбиты, и Эллак погиб (454). Попытки гуннов бороться с византийцами привели их к поражению на Нижнем Дунае. На востоке, в Поволжье, гуннов разбили (463) и подчинили себе сарагуры. Часть уцелевших гуннов ушла на Алтай, другие - на Волгу, где, смешавшись с аборигенами, они образовали народ чувашей. Место действия осталось пустым.

В VI-VIII вв. славяне - народ сильный и энергичный - имели большие успехи. Население множилось не столько за счет моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали склавины, на востоке - анты. Украинским историком М.Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода «поляница» в значении «богатырша». Но слово «поляне» в аналогичном значении сегодня не используется, так как тюркское слово «богатырь» вытеснило его из употребления.

К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» - болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне - венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени - радимичи и вятичи - распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен.

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В свое время русы, побежденные готами, бежали частично на восток, частично на юг в низовья Дуная, откуда они пришли в Австрию, где попали в зависимость от герулов Одоакра (дальнейшая судьба этой ветви нам неинтересна). Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро?) и Старая Руса. Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.

Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.

Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению - рус. Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королем Карлом Лысым. После, в 862 г., он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. (Мы не знаем точно, означает ли слово «Госгомысл» собственное имя человека или нарицательное обозначение того, кто «мыслит», то есть сочувствует, «гостям» - пришельцам.) Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск.

Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате непонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru voring)». Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. Так, путем подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу.

Согласно летописи, Рюрик умер в 879 г., оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был «детескъ вельми» («очень мал»), по словам летописца, власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. «Хельги» - это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавший одновременно «колдун» и «военный вождь». Олег с воинами двинулся по великому пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по речке Ловать, где была переволока, и дальше по Днепру, попутно заняв Смоленск. Варяги Олега и малолетнего Игоря подошли к Киеву. Тогда там жили славяне и стояла небольшая русская дружина Аскольда. Олег выманил Аскольда и вождя славян Дира на берег Днепра и там предательски убил их. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властителям. Это произошло в 882 г.

Олег занял Псков и в 883 г. обручил малолетнего Игоря с псковитянкой Ольгой. Ольга - это женский род имени Олег. Здесь мы, скорее всего, вновь сталкиваемся с титулом, не зная настоящего имени исторического лица. Вероятно, Ольга, как и Игорь, во время обручения была ребенком.

К IX в. раскол славянского единства привел к созданию новых, ранее не существовавших народов. В результате смешения славян с иллирийцами появились сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарскому этносу. Какие-то славянские племена проникли в Грецию и Македонию, дойдя до Пелопоннеса, который они назвали Мореей (от слова «море»). Растущая пассионарность славян разбросала их по всей Европе.

Гипермаркет знаний >>История >>История 7 класс >>Восточные славяне и их соседи

Великое переселение славян (VI-VII вв.)

1. Какое событие, имевшее место на рубеже древнейших времён и сред¬невековья, объединяет такие исторические и географические понятия: Европа, Азия, Скандинавия, гунны, готы, анты, славяне, варвары, авары, Дунай, Днестр, Днепр, ІІІ- VII вв.? Дайте ему определение.

1. Славяне в период Великого переселения народов
В III-VII вв. н. э. происходили процессы, названные историками Великим переселением народов. Это были массовые перемещения (миграция) германских, славянских, сарматских и других племён, а также их вторжение на территорию Римской империи . Великое переселение народов положило начало формированию современных народов на землях, где они проживают доныне. Этот период считают границей между историей Древнего мира и средних веков.

Каковы же были причины Великого переселения народов?

Их несколько. Среди них - изменения климата , влияющие на урожайность, что, в свою очередь, повлекло за собой количественные изменения населения. Следует также учитывать и успехи в развитии сельского хозяйства после внедрения железных орудий труда, что способствовало увеличению числа людей и привело к перенаселению отдельных территорий.

К другой группе причин относят процессы внутри племён: борьба за власть и вытеснение побеждённых за пределы своих земель, формирование военной знати, жаждущей захвата добычи и новых, подвластных ей территорий.
Началось Великое переселение народов с движения на юг германских племен готов. В первой половине III в. готы пришли через земли славян в Северное Причерноморье. Готские племена осели в низовьях Днепра. Их называли остготами (восточными готами). Часть готов поселилась между Днепром и Дунаем. Эти племена называли вестготами (западными готами).

Анты - славянские племена, которые в IV в. расселились на территории между реками Днестр и Днепр. Последнее упоминание об антах в письменных источниках датируется 602 г.

У античных авторов находим сведения о том, что около 260 г. готы захватили ряд античных городов: Ольвию, Тиру и Боспорское государство. Они образовали к северу от Черного моря своё государство. Восточные славяне создали объединение - Союз Антов, которому были свойственны определённые признаки государства.

Гунны - тюркоязычные кочевые племена, в IV в. пришедшие с востока в Северное Причерноморье,

Славяне-анты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Они владели различными ремёслами, в частности изготавливали изделия из железа (не только оружие, но и сельскохозяйственные орудия), были хорошими ювелирами и гончарами; вели активную торговлю, отправляясь ради этого в путешествия в далёкие страны. Древние авторы свидетельствуют, что анты были
союзниками гуннов и в борьбе с готами, и в их походах на Византию. В IV в. готы, разбитые гуннами, отошли в Нижнее Подунавье, а некоторая их часть - в Крым.

В записную книжку эрудита
После того как на земли антов вторглись готы, антский вождь Бож (IV в.) сформировал мощное войско и выступил против врага. Война затянулась на несколько лет. В первый её период анты полностью разгромили готов, но напрасно радовались одержанной победе. Ведь вскоре (в 375 г.) готский вождь Винитарий собрал новое войско и опять напал на них. В этот раз готы победили. Их расправа над антами была жестокой - многих они убили, забрали в неволю. Божа, его сыновей и 70 старейшин, захваченных в плен, пытали и уничтожили. Но сполна насладиться плодами победы Винитарий не успел: в 376 г. он был разгромлен гуннами. А Божа на протяжении длительного времени народ воспевал в песнях, о чём свидетельствует уникальный памятник древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве», с которым вы познакомитесь немного позже.


Всадник-гунн

О чём свидетельствует этот рисунок?

В V в. племена гуннов достигли наивысшего могущества. Длительное время они во главе с Аттилой (434-453 гг.) властвовали над всей Восточной и Центральной Европой. Римская империя и Византия вынуждены были откупаться от гуннов золотом. После смерти Аттилы в 453 г. государство гуннов стало приходить в упадок и впоследствии окончательно развалилось. Гунны рассеялись по разным территориям.

В VI в. славянские племена столкнулись с кочевниками - аварами. Продвигались они на террито¬рию современной Украины из Центральной Азии, а в 558 г. напали на население Приазовья. Известно, что в 550-х - в начале 560-х гг. авары опустошили земли антов. На территории бывшей римской провинции Паннонии (часть нынешней Венгрии) авары создали в середине VI в. своё государство. Оно называлось Аварский каганат. В VII JX вв. аварское государство постепенно пришло в упадок. Частично это было следствием неудачных войн с Византией, франками и славянами. В VII в. славяне полностью вытеснили аваров из Северного Причерноморья.
Как видим, в водовороте событий Великого пере¬селения народов наши предки - славяне - не только не растворились среди других племён, но и расшири¬ли свои территории.

Авары - кочевники, объединенные в большой племенной союз, основную часть которого составляли тюркоязычные племена.

Каганат - государство у тюркских народов, во главе которого стоял каган.

2. Расселение племенных союзов восточных славян на территории Украины
Великое переселение славян середина I тыс. н. э.) является составляющей масштабного исторического процесса - Великого переселения народов. О сла¬вянах писали в своих научных трудах римляне Плиний, Корнелий Тацит (I-II вв. н. э.), грек Птолемей. Они отмечали, что земли славянских племён рас¬положены между реками Лаба (Эльба), Висла и Днепр, и называли их венедами. Византийские же историки IV в. н. э. называют славян по-разному: анты, скла- 18 вины (склавены).

В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы.

Освоив левый берег Днепра, славяне постепенно заселяют северные и северо-восточные земли, до этого занятые балтами и угро-финнами. На большой территории - от Карпат до верховий Волги - формируются восточнославянские племена и племенные союзы. Эти новые образования, в отличие от предыдущих - склавинов и антов, объединяют уже полтора десятка различных племенных групп. Об этом свидетельствует наша самая древняя летопись «Повесть временных лет», в которой упоминаются 15 племенных союзов. На территории современной Беларуси и России расселились дреговичи, радимичи, вятичи, полочане, кривичи и ильменские словёны. Племенными объединениями, из которых впоследствии сформировался украинский народ, были: поляне, древляне, северяне, тиверцы, уличи, волыняне, дулебы и белые хорваты.

Балты
- племена, заселявшие в I тыс. н. э. территорию от юго-западной Прибалтики до верхнего Приднепровья, а также бассейн р. Ока.

Угро-финны - племена, расселившиеся к северо-востоку от территорий, на которых проживали восточные славяне.

Основные направления расселения славян

1. Подунавье, Балканский полуостров (VI VII вв.)

2. Свободные после переселения германцев земли, в пределах р. Лаба (горы Татры, Судеты, побережье Балтийского моря)

3. Левый берег Днепра, междуречье Припяти и Западной Двины, бассейн верхней Оки (VIII-IX вв.)


Так изобразил древних славян известный украинский художник Г. Якутович, проиллюстрировавший пересказ «Повести временных лет » Нестора Летописца

Посмотрите внимательно на дерево-карту на рисунке и найдите названия славянских племенных союзов.

  • Названия каких племенных союзов художник не поместил на рисунке?
  • Где бы вы их обозначили?

Расселение восточнославянских племен в пределах Украины

Племенное объединение Территория расселения Политический центр
Поляне Среднее Поднепровье, между реками Тетеревом и Росью г. Киев
Древляне Южный бассейн рек Припяти, Горыни, западный берег Днепра, северный бассейн Тетерева г. Искоростень
Северяне К востоку от среднего течения Днепра, бассейн нижней Десны, Сулы, Пела и Ворсклы вплоть до верховьев Северского Донца г. Чернигов, г. Новгород-Северский
Тиверцы Между нижними течениями Днестра и Прута вплоть до Чёрного моря крепость Белгород над Днестром
Уличи Между нижним Днестром, Южным Бугом (Богом) и Днепром город-порт Олешье в низовье Днепра
Волыняне, дулебы, бужане Бассейн р. Западный Буг г. Волынь (Волень), г. Теребовль, г. Бужеск
Белые хорваты Карпаты, бассейн Верхнего Днестра г. Ужгород

Исторические источники

Прокопий Кесарийський 1 о жизни славян и антов в книге «Война с готами»
Эти племена, славяне и анты, не подчиняются одному человеку, а издавна живут демократично; поэтому обо всём, что для них полезно или вредно, они рассуждают совместно. И почти во всём остальном оба варварских народа живут одинаково. Единого бога, громовержца, считают они владыкой всего мира и в жертву ему приносят быков, совершают другие священные обряды. Совершенно не признают влияния судьбы.

Живут они в убогих жилищах, далеко размещённых друг от друга, и часто изменяют место жительства. Отправляясь на войну, многие из них идут на врага пешими, держа в руках небольшой щит и дротики; панцирей они не надевают; кое-кто выходит на битву... в очень коротких штанах, закрывающих лишь часть тела.

У тех и других варваров один язык, простой и варварский; не отличаются они друг от друга и внешним видом. Все эти люди высокие и чрезвычайно сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в чёрные, а рыжеватые...

1. Вспомните определение понятия демократия.
2. Назовите имя славянского бога-громовержца, упоминаемого автором.
3. Как, по вашему мнению, относится автор к славянам и антам? Какие из его высказываний об этом свидетельствуют?

1 Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) - известный византийский историк, автор «Истории войн Юстиниана» (8 книг); советник византийского полководца Велизария. Славянами называл племена, жившие на Волыни, а антами - племена Поднепровья.

Восточные славяне в 18 - середине 19 века.

3. Соседи восточносавянских племен

Значительное влияние на жизнь и общественное развитие восточнославянских племён оказали соседние народы.
На юго-востоке соседями восточных славян были хазары - полукочевые племена тюркского происхождения. В середине VI в. в Прикаспии и Приазовье образовалось новое государство - Хазарский каганат. Столицей его сначала был город Семендер (на территории современного Дагестана), а с середины VIII в. - Итиль в устье Волги. Господствующую верхушку в Хазарин составляли преимущественно хазары и евреи. Но среди простого люда были и булгары, и славяне, и тюрки.

Хазары были воинственным народом. Они покорили много разных племён, в частности аланов, угров и булгар, живших в те времена на Волге. Власть Хазарского каганата распространилась и на некоторые восточнославянские племена - северян, вятичей, радимичей. Длительное время, вплоть до 60-х гг. IX в., эти племена должны были
платить дань хазарам. Зависели от них и поляне. Столица Хазарского каганата была расположена на перекрёстке международных торговых путей. Наиболее важным был Волжский путь, соединяющий Европу со странами Передней Азии. Господствующая верхушка каганата обогащалась, собирая пошлину с товаров, которые шли транзитом через Итиль. Ещё одним источником обогащения хазарских властителей и их приспешников были грабительские набеги на соседние народы.

Восточные славяне вели с хазарами ожесточённую и длительную борьбу. Началась она ещё до образования Киевского государства, когда, по словам летописца, вместо дани поляне передали хазарам мечи.

Итиль - столица Хазарского государства (каганата); была расположена на обоих берегах Волги и на острове в её устье; в настоящее время - раскопанное городище на 15 км севернее г. Астрахань (Россия); по древним описаниям, Итиль был окружён пятиконечной укреплённой стеной.

Н. Рерих Заморские гости

Почему воины, изображённые художникам, размещали свои щиты на бортах лодок?

Волок -место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому перетягивали (волочили) от одной реки к другой лодки и грузы.

Начиная c, VII в., хазары усиливают экспансию, в частности, они захватили пролив Боспор и построили
по обеим его сторонам крепости, а впоследствии распространили свою власть и на Крым. В середине VIII в.
хазары захватили Сугдею (в настоящее время - город Судак в Крыму). Были времена, когда они владели
даже Херсонесом. Юг Крыма принадлежал Византии, здесь её интересы столкнулись с интересами хазар.

В VI-VII вв. в Крыму появились славяне. Следова тельно, на юге соседями восточных славян были и хаза¬ры, и византийцы.

На северо-западе соседями восточных славян были викинги, или норманны (се¬верные люди). Славяне называли их варягами. Их родина - земли современной Дании, Швеции и Норвегии. Лишённые наследства, младшие сыновья родов со¬бирались в ватаги воинов-разбойкиков и на лёгких парусниках шли на юго-запад - к берегам Англии, Франции, Португалии или на юго-восток - к славянским землям. Их промыслом были военные грабежи и захват пленных, которых впоследствии продавали в рабство. (Более детально об этом вы узнаете на уроках истории средних веков).

С IX в. варяги освоили торговый путь, получивший название «Из Варяг в Греки». От озера Ильмень по малым рекам и волоком их лодки добирались до верховий Днепра, а Днепром - к Чёрному морю и византийским владениям. Варяги - воины и купцы - сыграли заметную роль в истории древнерусского государства.

4. Этнические и державотворческие процессы в период образования Киевской Руси
Расселение славян на территории современной Украины началось в конце V в. и продолжалось до IX в. Восточные славяне жили племенами, которые состояли сначала из родовых общин, а позже - из соседских. Власть в племенах принадлежала князю, опиравшемуся на поддержку воинов-дружинников. Племена объединялись в союзы племён. В летописях отмечено, что восточнославянские племенные союзы «жили особняком и владели родами своими, и жили каждый с родом своим на своих местах». Все они «имели свои обычаи, традиции, и
законы отцов (предков) своих, и заветы, каждый - свой норов». Справедливость слов летописца подтвердила археология. Находки восточнославянских предметов старины подтверждают характерные местные особенности. Они касаются обряда захоронения, украшений, свойственных только какому-то одному племени и не встречающихся у других, и тому подобное.

Племенные союзы иногда объединялись. Такие племенные объединения существовали недолго, но они были необходимым этапом развития на пути к образованию государства. Например, первые восточнославянские догосударственные образования на территории Украины были связаны с проживанием здесь антов. Впоследствии в VII в. на Волыни и в Прикарпатье существовало сильное дулсбское объединение.

В VIII-IX вв. племенные союзы переросли в образование высшего уровня - племенные княжения. Такие княжения уже имели большинство признаков государственного строя.

Князь - вождь племени, с появлением государства - его правитель.

Дружина
- в Древней Руси - вооружённые отряды, постоянная военная сила князя.

Височные кольца - бронзовые, серебряные или золотые женские украшения, которые вплетали в волосы на висках или прикрепляли к головному убору. Были чрезвычайно популярны у восточных славянок.

Обратите внимание на современные женские украшения. Встречаются ли на них такие орнаменты?

Виды орнамента, характерные для украшений восточных славян

Племенные княжения заложили фундамент восточнославянской государственности.

Наиболее могучим было племенное княжение полян, ставшее центром формирования Киевского государства.
Летопись «Повесть временных лет» содержит легенду об основании Киева тремя братьями: Кием, Щёком, Хорйвом и их сестрой Лыбидью, происходивших из восточнославянского племени полян. Кий побывал на службе в Византии и там успешно боролся против аваров. После этого Кий построил городок Киевец на Нижнем Дунае, но там ему не удалось закрепиться. Он вернулся в Поднепровье и во второй половине VI в. на киевских холмах (Старокиевская, 24 Замковая горы) основал город Киев.

Этот город был заложен в центре расселения восточнославянских племён. Севернее Киева в Днепр впадают реки Десна и Припять. Поэтому Киев стал городом-ключом к землям в верховьях Днепра, Десны и Припяти. Земли вокруг Киева были плодородными, лесистыми, что давало возможность полянам строить жилища и укрепления, развивать земледелие, скотоводство, различные ремёсла. Изменения, произошедшие в хозяйственной жизни, стали важной предпосылкой образования государства. Киевское княжество было тем центром, вокруг которого начало формироваться древнерусское государство.

Правитель Новгорода (центра северославянских племён) - варяг по происхождению, Олег, коварно убив киевского князя Аскольда и захватив власть в Киеве, объединил два центра восточнославянских земель - юг и север - Киев и Новгород. Так было осно¬вано государство, получившее название Русь.

Позже историки дали ему название «Киевская Русь», а в старинных документах государство называ¬ли Русью, а его столицу - Киевом. Большинство населения Руси составляли славяне. Вместе с ними жили норманны, балты, болгары, сарматы, угро-финны и представители других народностей, вместе составляв¬шие население Киевской Руси.



Замковая гора. Историческая местность Киева

Почему, по вашему мнению, в самом центре столицы, где каждый квадратный метр земли на вес золота, киевляне не застроили значительную территорию на Замковой горе? Какую роль играют памятники в истории?


Памятный знак на Старокиевской горе в Киеве около Исторического музея

Откуда есть, пошла руская земля...

Исторические источники

«Повесть временных лет» об основателях города Киева
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той бра¬тии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управ¬лялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева пе¬ревоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своём, и ходил он к царю...

Когда же возвращался, пришёл он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нём со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь гут же скончались.

1. Какой фрагмент летописи свидетельствует о походах Кия в Византию?
2. На что указывают две летописные версии биографии Кия? Мог ли он, но вашему мнению, быть одновременно и князем, и перевозчиком?

Памятник основателям Киева стал визитной карточкой столицы Украины. Скульптор В. Бородай

Внимательно рассмотрите фотографию. Опишите, как современный скульптор изобразил легендарных основателей Киева. Кто из них, по вашему мнению, Кий? По каким признакам вы это определили?

Основание Киева «Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь...»
Отголоском красивой легенды одаривает вас летопись. Нежный образ Лыбеди пред¬стаёт в нашем воображении. Каждый раз снаряжача сестра братьев своих Кия, Щека и Хорива то ли на охоту, то ли на войну. А потом, пока они не возвращались, тревожи¬лась о них - опасности поджидали людей в те времена на каждом шагу... Зато как ра¬достно встречала Лыбедь братьев, когда они возвращались домой. А более всего сестра обрадовалась, когда братья возвратились домой из далёкого похода - из заложенного ими на Дунае городка Киевец. После рассказов о походе Кий поклялся любимой сестре никогда больше не оставлять её надолго, не отправляться в далёкие края...