Во времена Древней Руси происходило множество важных событий, повлиявших на ход нашей истории. Это и воинские сражения, и объединение территорий, и принятие христианства. Это ключевые моменты, благодаря которым Древнерусское государство смогло стать одним из самых сильных и могущественных на территории Восточной Европы.

Становление Древней Руси

В древние времена в восточной части Европы проживало множество племен восточных славян. Они селились вблизи рек и озер, и занимались рыбной ловлей, земледелием, охотой. Славяне верили в то, что всеми погодными явлениями управляют могущественные божества.

Поселения восточных славян возникали и развивались на берегах крупных рек, которые издавна служили главными дорогами в этой местности. Торговый путь, объединявший жителей этих мест, назывался «из варяг в греки». В те далекие времена варягами называли всех жителей Северной Европы, а греками - жителей Византии.

Именно на этом главном пути, в северном регионе, поблизости озера Ильмень и возник славный город Новгород. А в южной части, на берегу Днепра, был воздвигнут город Киев. Удачное расположение этих двух городов в короткое время сделало их самыми важными центрами славянских земель.

Рис. 1. Новгород.

В 862 году жители Новгорода выбрали себе правителя - князя Рюрика, который правил в течение 17 лет. После его смерти на престол взошел князь Олег, которому удалось совершить важный исторический поступок - объединить в одно целое Киев и Новгород. Так образовалось Древнерусское государство, а его столицей стал город Киев. Князь Олег стал великим правителем - князем киевским.

Государственный строй Древней Руси

Древняя Русь была многонациональной державой, и на ее территории проживали не только восточные славяне, но и многие другие народности: чудь, карелы, мурома, ижора, водь.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Правителем всей Руси был князь киевский, а его советниками были бояре - самые богатые и знатные люди, которые представляли высший слой господствующего класса.

Надежной защитой Древнерусского государства, поддержкой и опорой князя было его верное войско - дружина.

Принятие христианства

Для славян было характерно язычество - вера во множество богов, которые управляли погодой, плодородием. При этом каждое племя поклонялось своим богам, и единства в вере у славян не было.

Для удобства поклонения создавались деревянные скульптуры божеств - идолы, которым приносили жертвоприношения. В особо важных случаях, когда необходимо было заручиться божественной милостью, в жертву могли приносить живых людей.

Рис. 2. Идолы.

Ситуация изменилась, когда на киевский престол взошел князь Владимир. Поначалу он тоже усердно молился деревянным богам, но вскоре понял, что для объединения славянского народа нужна новая, общая вера.

Согласно легенде, князь Владимир крестился в 988 году в Корсуни (ныне город Херсон). Вернувшись в родной Киев, он покрестил весь народ киевский, а спустя время христианство приняла большая часть славянского народа.

Новая вера прижилась далеко не сразу. Не все хотели менять своих привычных богов на единого бога, и, приняв христианство, втихомолку продолжали поклоняться идолам. И даже в наше время сохранились некоторые праздники и обычаи тех времен: день Ивана Купалы, колядование, масленица.

Значение крещения Руси

Принятие христианства стало важнейшим этапом развития Древнерусского государства. Благодаря этому событию в Древней Руси произошли следующие изменения:

  • объединение некогда разобщенного народа;
  • церковь взяла под свою защиту самые беззащитные слои населения: немощных и больных, стариков, сирот;
  • начало развиваться образование, в государстве появились первые школы для мальчиков;
  • появились церковные суды, в которых решались многие спорные вопросы простого люда;
  • начало стремительно развиваться зодческое искусство: на территории государства стали появляться прекрасные храмы, в которых было развито искусство проповеди, звучало церковное пение, а стены были украшены иконами.

Князь Владимир, как основоположник христианства на Руси, был возведен церковью в ранг святых.

Рис. 3. Князь Владимир.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Во времена Древней Руси» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, как было образовано Древнерусское государство. Мы выяснили, каким был государственный строй, во что верили и кому поклонялись славяне. Также мы узнали, как произошло крещение Древней Руси, и какое значение это событие оказало на историю нашей страны.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 434.

План

1. Образование Древнерусского государства.

1.Образование Древнерусского государства.

Главными дорогами Древней Руси были озера, реки, моря. По ним плыли торговые караваны, ладьи и плоты переселенцев в новые земли. Водные пути древних славян вели на север в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Черное моря. Через южные моря можно было попасть в Византию, в столицу Константинополь (Царьград).

Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варягами называли жителей Северной Европы, а греками — жителей Византии.

На этом пути, на озере Ильмень был основан Новгород, а на крутом берегу Днепра — Киев.

Жители Новгорода в 862 году призвали на княжение Рюрика . После него князем Новгорода стал Олег и в 882 году объединил под своим правлением Новгород и Киев. В результате возникло Древнерусское государство, столица которого была в Киеве. Олег стал великим князем киевским.

Территорию Древней Руси населяли восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, уврелы, ижора.

2. Управление в Древней Руси.

Главой Древнерусского государства был великий князь киевский. Помощниками и советниками были бояре. А опорой и поддержкой – княжеская дружина (воины).

Князья поддерживали порядок на Руси, заботились о ее безопасности.

Князя Олега прозвали вещим , потому что народ дивился его удачам во время походов. Так князь Олег флот из двух тысяч кораблей двинул на Византию. Византийцы преградили путь в гавань огромной цепью. Тогда князь Олег приказал поставить ладьи на колеса и двинул их к городу. Невиданное зрелище испугало византийцев, и они запросили мира. Князь Олег прибыл свой щит к воротам Царьграда и между Русью и Византией был заключен мирный договор.

Правление великих киевских князей:

  • Игорь Рюрикович – князь Киевский (912 – 945).
  • Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава.
  • Святослав Игоревич (сын княгини Ольги и князя Игоря). Он очень много воевал.
  • Владимир Святой (Красное Солнышко)
3. Князь Владимир и Крещение Руси.

Князь Владимир княжил в 980 — 1015 годах . В народном эпосе его величают Красным Солнышком .

При князе Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Он заботился о русском государстве и о его народе. К югу от Киева князь поставил богатырские заставы, чтобы защитить Русь от набега кочевников. Народ складывал о богатырях сказания и былины,.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси . В странах Европе в то время христианство было распространено в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами. На Русь христианство пришло из Византии.


Первым принял крещение князь Владимир и его дружина. Затем по повелению князя были повержены изваяния прежних богов. Изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.

Потом князь Владимир приказал всем киевлянам придти к реке. Было лето и он повелел всем войти в воду. После чего священники совершили обряд Крещения. Год Крещения Руси — 988г .

Не сразу прижилась новая вера. Сильна была привязанность к старым обычаям. И сегодня еще можно встретить отголоски старо-славянских верований.

Время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становление феодального строя, успешных завоевательных походов, развития грамотности и культуры, землевладения и ремесел. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей. В результате окрепли ее связи со странами Европы, вырос авторитет Руси. Князь Владимир превратил Русь в огромную державу.

Просмотры: 17 648

Вам может быть интересно

МОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

«Во времена Древней Руси»

(конспект урока окружающего мира

в 4 классе)

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Ширяева Е.П.

Цель: - формировать у учащихся представление о

Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

Развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с
картой;

■"!

- воспитывать любовь к истории

Ход урока

I Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть, сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II Проверка домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Вариант 1/

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Богом грома и молнии у древних славян был:

а. Зевс;

б. Перун;

в. Марс;
Вариант 2

1. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

2. Поселение древних славян раскинулось:

а. В западной части Европы;

б. В восточной части Европы;

в. В центральной Европе.

3. Свои дома славяне строили:

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

4. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

Вариант 3

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

3. Посуду делали древнее славяне из:

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Свои дома славяне строили: *

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

5. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а. Земледелием;

б. Бортничеством;

в. Рыболовством;

III Сообщение, темы и цели.

Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие во времена древней Руси. (Слайд 1)

«Во времена Древней Руси»

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др> гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

2.Работа с учебником с 42

  1. Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
  2. Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
  3. Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

3.Работа с картой.

  1. Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
  2. А как вы думаете, почему территория увеличилась?(Князь завоевывал земли.)
  3. Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя I по реке Днепр?

4.Физкультминутка.

(Звучит музыка).

  1. Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.
  2. Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?
  3. А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.

V. Объяснение учителя.

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

(Слайд 3)

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  1. Известны ли вам эти имена?
  2. Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  3. Кого называют богатырем?

VI. Работа по картинам.

Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

(Слайд 4)

Репродукция картины В.М. Васнецова

VII. Рассказ учителя.

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос - бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.

Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими (греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

VIII. Работа с учебником

  1. Прочитайте текст на с 44
  2. какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  3. За что его так прозвали?
  4. Назовите русских богатырей.
  5. Почему народ сложил о них сказания и былины?
  6. Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

IX. Работа в рабочих тетрадях.
С. 17 №2

  1. Что такое крещение?
  2. Запишите это определение. С. 18 №3

Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.

С.18 №4

  1. Какие слова можно собрать из данных слогов?
  2. Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5

Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)

У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?
Карточка 2

/. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

VI Подведение итогов урока.

  1. С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?
  2. В каком году произошло Крещение Руси?

VII. Задание не дом.

Ответить на вопросы учебника с. 45


Во времена древней Руси.

04/11/17 Карты Древней Руси.

Богатыри

Боевые топоры

Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, - говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требо-ванием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христиа- нина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таин-ству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.

Тема: “Во времена Древней Руси”.

Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

2 . Опрос домашнего задания

а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
в) Почему наши предки жили племенами?
г) Расскажите о вере древних славян.
д) Что это? (показ обрядовых кукол)
Для чего использовались эти куклы?

Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

…Идём среди сохлой травы,
Расправив могучие груди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчёльные люди.
Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой земле пепелища.
Мы ведать мгновенья должны
Известной охотничьей дрожи,
Мечи, опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.
Мы знаем, что время придёт,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мёд
Наполнит глубокие соты.

– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

Великий Князь

Бояре дружина князья

Работа с учебником (с. 42 чтение)

– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

988 год

Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

Христианство

Если остаётся время:

Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

Выставить оценки.

9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.