![Православный свято-тихоновский гуманитарный университет (пстгу). Социальные институты: примеры и структура Церковный университет](https://i1.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/12537/240833.jpg)
Православный свято-тихоновский гуманитарный университет (пстгу). Социальные институты: примеры и структура Церковный университет
Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
1. институт семьи
2. государство
3. производство
4. духовные институты (религии, науки, морали)
5. образование.
Институты необходимы для:
объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
социализации личности
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.
Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)
1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.
2. религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.
5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.
6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.
7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.
Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):
1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.
Особенности:
1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;
2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;
3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность
2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:
1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) личность человека.
3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.
Особенности:
1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.
Культура:
слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.
Разновидности культуры.
Понятие социального института в духовной сфере
Духовная сфера жизни общества включает:
- духовное производство (создание духовных идей и ценностей);
- духовное воспроизводство;
- распределение духовных идей и ценностей;
- потребление духовных идей и ценностей.
Духовное производство составляет «сердцевину» каждого духовного социального института:
- института науки;
- института религии;
- института культуры и искусства и т.д.
Замечание 1
Духовное производство с социологической точки зрения рассматривается как институционализированная духовная деятельность определенных групп людей (художников, ученых, деятелей церкви и т.д.).
Функции духовного производства:
- Социально-интегративная функция. Включение индивидов и групп людей в систему духовных и социальных связей и отношений.
- Производство новых идей, знаний, технологий духовного творчества. Создание оптимальных условий для творческой деятельности.
- Производство общественного мнения. Рассматривает способы активного формирования общественного мнения в необходимом для тех или иных структур направлении.
Духовное производство тесно связано с институциональными формами, так как только в них духовная деятельность приобретает нормативно выраженный и организованный характер.
В определенных условиях институционализация духовной деятельности является средством социального контроля или изоляции воздействия свободного духовного производства.
Институт науки
Определение 1
Социология науки рассматривает науку как социальный институт, изучает механизмы включения его в систему взаимодействия общественных структур, место в обществе, деятельность научных сообществ и их интеграцию в разнообразные виды и формы материального и духовного производства.
Для полноценного и нормального функционирования института науки необходимы следующие обязательные принципы (Р. Мертон):
- Универсализм – истинность и объективизм знания не зависят от способа его получения.
- Всеобщность, или коммунализм – научное знание должно быть общедоступно.
- Бескорыстность – нельзя использовать научные знания ради личных интересов.
- Организованный скептицизм – необходима критическая оценка результатов научной работы научным сообществом.
Аспекты изучения науки как социального института:
- внутриинституциональный аспект: рассматриваются формы и сферы научной деятельности, учреждения и организации для функционирования научных сообществ и коллективов, нормативная база научной деятельности, социальные подходы к работе ученых (в том числе, ценностные предпочтения и ориентации, типы социального поведения);
- внешнеинституциональный аспект: рассматривает место института науки в обществе, его взаимодействие с другими социальными институтами.
Рассмотрение науки в качестве социального института предусматривает характеристику ее:
- социальных ролей;
- социальных функций;
- социального контроля.
Функции института науки:
- производство и генерирование научных знаний;
- креативно-практическая функция;
- взаимодействие с институтами производства и управления;
- коммуникативная;
- культурно-мировоззренческая.
Институт религии
Уровни изучения института религии:
- Ценностно-нормативный. Представляет собой совокупность верований, предписаний, символов относительно священных предметов и явлений.
- Поведенческий – отправления культа, поведение верующих.
Задачи социологии религии:
- Изучать религию в качестве социального института, его место в обществе.
- Исследовать религию неангажированно и объективно.
- Рассматривая взаимосвязь института религии с другими духовными институтами отказаться от их противопоставления.
- Анализировать социальное поведение включенных в сферу деятельности института религии других социальных общностей.
Функции института религии:
- интегративная, способствует сплочению больших групп людей вокруг определенных религиозных символов, обрядов, ценностей и т.д.;
- нормативная, религия имеет собственную систему стандартов и норм поведения, приводит их в соответствие с действующими в обществе;
- коммуникативная.
Подразумевает некую исторически сложившуюся форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая возникает как следствие необходимости удовлетворить потребности общества. Институты направлены на реализацию различных коммуникативных функций и характерны своими возможностями детерминировать поведение людей с помощью установленных
правил (общественного мнения), табу (запретов) и так далее. Собственно, этот термин в различных контекстах может выступать в четырех основных значениях:
- группа лиц, олицетворяющая институт;
- организация, призванная выполнять определенные функции;
- некие посредством которых придается смысл отношениям в обществе;
- совокупность учреждений;
- сосредоточенные в одной сфере жизнедеятельности группы людей.
Структура социальных институтов содержит следующие элементы:
![](https://i1.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/12537/240833.jpg)
Современные социологи, как правило, выделяют четыре основные специфические сферы общественной жизнедеятельности. Именно в них и формируются отношения и институты.
Экономические социальные институты: примеры и сущность
Общественные социальные институты: примеры и сущность
Здесь имеются в виду непосредственно отношения внутри общества между различными возрастными, гендерными, национальными и другого характера
группами. Сюда же относятся категории, связанные с общественными предписаниями и табу. Например, семья, воспитание, дружба, общественные движения и прочее.
Политические социальные институты: примеры и сущность
Собственно, это все то, что охватывает соответственную сферу жизни. То есть отношения в системе государства - гражданское общество. Представленные здесь институты - это правовая и судебная системы, правительство и парламент, гражданские права и политические партии, армия и юридические учреждения.
Духовные социальные институты: примеры и сущность
Это вотчина культуры и нематериальных науки, образования, религии, искусства и так далее.
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет является негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы профессионального высшего и послевузовского, довузовского и дополнительного профессионального образования, выполняющим фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, образовательных направлений и специальностей.
Университет основан Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом) в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в 1992 году как Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
Обучение на очных отделениях - бесплатное (при получении первого высшего образования)
Университет осуществляет прием граждан для обучения по очной форме на основе договоров без оплаты стоимости обучения , по очно-заочной и заочной формам на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами.
ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Свято-Тихоновский Университет открывает возможность людям вне зависимости от их социального положения и пола получить богословское образование и стать полезными Церкви».
В основе обучения на всех факультетах лежит принцип базового фундаментального университетского образования, опирающегося на глубокое изучение отечественной истории, философии и иностранных языков. (В ПСТГУ преподается 17 современных и древних иностранных языков).
Магистратура
После завершения четырехгодичной бакалаврской подготовки студент имеет возможность продолжить обучение для получения степени магистра. Магистратура действует по 9 направлениям:
- Теология,
- Религиоведение,
- История,
- Филология,
- Педагогическое образование,
- Экономика,
- История искусств,
- Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
- Дирижирование.
Второе высшее образование
ПСТГУ предоставляет возможность получить богословское образование людям, уже имеющим высшее светское образование. Среди наших выпускников - министр юстиции РФ А.В. Коновалов; директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ А.В. Журавский; член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, академик РАЕН, директор Полярно-альпийского ботанического сада-института РАН В.К. Жиров и др.
Направления подготовки:
В составе Университета 10 факультетов:
Богословский факультет – направления (бакалавриат) «Филология», «Философия», направления (бакалавриат и магистратура) «Теология» и «Религиоведение»..
Миссионерский факультет – направления (бакалавриат) "Религиоведение", "Культурология", "Туризм", «Социальная работа».
Педагогический факультет – направление (бакалавриат и магистратура) «Педагогическое образование (начальное образование)».
Филологический факультет - направление (бакалавриат и магистратура) «Филология» (отечественная и зарубежная филология).
Исторический факультет – направление (бакалавриат и магистратура) «История».
Факультет Церковных художеств – специальность «Живопись» (отделения реставрации, иконописи, монументального искусства); направления (бакалавриат и магистратура) «История искусства», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Факультет Церковного пения – специальность «Художественное руководство оперно - симфоническим оркестром и академическим хором», направление (бакалавриат) «Дирижирование»;
Отделение среднего профессионального образования - Хоровое училище - специальность "Хоровое дирижирование".
Социальных наук – направление (бакалавриат и магистратура) «Экономика», «Социология».
Факультет информатики и прикладной математики – направление (бакалавриат) «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».
Факультет Дополнительного образования – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации, краткосрочные дистанционные курсы повышения квалификации по теологии и основам православного богословия и культуры.
Отделение довузовской подготовки осуществляет подготовку абитуриентов по всем направлениям Университета.
Студенты всех факультетов получают базовое богословское образование. Перечень богословских дисциплин и их содержание соответствуют программам, принятым в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.
Открыта аспирантура и диссертационный Ученый совет по защите богословских и церковно–исторических диссертаций на степени кандидата, магистра, доктора богословия, доктора церковной истории.
Лекционные и семинарские занятия проходят в зданиях Университета по адресам: ул. Новокузнецкая, 23 Б; ул. Иловайская, 9; 1-й Новокузнецкий пер., д. 4; ул. Бахрушина, д. 8 и др. Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон.
Международная деятельность
ПСТГУ осуществляет широкое международное сотрудничество. География международных контактов университета включает в себя страны Восточной, Западной и Северной Европы, Азии, Ближнего Востока, Северную Америку и Австралию. Университет имеет ряд совместных научных и образовательных программ с такими зарубежными университетами, как Православный Свято-Сергиевский богословский институт (Париж, Франция), Свято-Владимирская духовная академия (США), Университет им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университет г. Фрибурга (Швейцария), Миланский католический университет (Италия), Католический университет Парижа (Франция), Институт восточно-христианских исследований (Найменген, Голландия), Патриарший университет им. Андрея Первозванного (Грузия).
Наиболее успешные студенты ПСТГУ проходят дополнительное обучение, стажировки и практики в зарубежных учебных центрах. Преподаватели университета выезжают для чтения лекций, проведения академической и научной работы в зарубежные учебные и научные учреждения. Зарубежные специалисты выступают перед нашими студентами с лекционными курсами.
Студенческая жизнь
В 2010 г. состоялось освящение студенческого городка на Иловайской улице, д. 9 (м. Марьино, Братиславская). Он включает общежитие, учебный корпус, трапезную, библиотеку и часовню.
В свободное от занятий время наши учащиеся ведут активную студенческую жизнь. С первого года все участвуют в литургической жизни, организованной по факультетам. На факультетах проводятся праздничные спектакли, концерты, встречи с известными иерархами, учеными богословами и т.п. Общеуниверситетская команда по мини-футболу с успехом принимает участие в различных соревнованиях.
Ждем вас в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете!
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине «Управление общественными отношениями»
на тему: «Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества»
Выполнила: студентка 51 группы Тучкова Е.В
Проверила: преподаватель Боброва Е.П.
Оренбург – 2010 г.
Введение
Глава1. Понятие института в духовной сфере
1.1 Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы
1.2 Функции духовногопроизводства
Глава 2. Понятия, функции и предпосылки возникновения социальных институтов духовной сферы
2.1 Институт науки
2.2 Институт религии
2.3 Институт культуры
Глава 3. Роль социальных институтов духовной сферы и их состояние в условиях развития современного общества
3.1 Роль института науки в жизни общества
3.2 Роль институт религии в жизни общества
3.3 Роль института культуры в жизни общества
3.4 Социальные институты духовной сферы в условиях развития современного общества
Заключение
Список использованных источников
Введение
Преобразования, осуществляемые в нашей стране, постепенно усиливают ценностьуправление общественными отношениями, так как именно данная сфера деятельности увеличивает социальную ответственность государственных деятелей и руководителей компаний.
Управление общественными отношениями включает такой важный раздел как социальные институты, а именносоциальные институты духовной сферы.
Социальные институты духовной сферы в современном обществемогут характеризоваться как создание духовных ценностей, идейи отношения, возникающие в процессе формирования духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.
Не смотря на это в нашем обществе само понятие духовного долгие годы вызывало негативную реакцию, поскольку рассматривалось в основном как причастное к религии, церкви. Если в словарях русского языка чаще всего давались два значения термина «духовный»: связанный с внутренним, нравственным миром человека и с религией, то в официальных трактовках оба эти значения сливались в одно, последнее.
Духовная сфера - отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.
Актуальность представленной темы не вызывает сомнения потому как социальные институты духовной сферы играют активную роль в жизни общества.
Целью курсовой работы – раскрыть теоретическую сущность социальных институтов духовной сферы и их роли в жизни общества и проследить состояние социальных институтов духовной сферы в условиях развития современного общества
В соответствии с целью в работе следующие задачи:
· рассмотреть теоретические аспекты понятия «Понятие института в духовной сфере», его основные параметры и функции
· изучить предпосылки возникновения, функции и понятия социальных институтов духовной сферы
· определить роль и состояние социальных институтов сферы в условиях развития современного общества
Объектом курсовой работы является социальные институты духовной сферы, как самостоятельная динамическая саморазвивающаяся система.
Предметом исследование является изучение процесса динамизма, развития социальных институтов духовной сферы, с точки зрения теоретических подходов
Глава 1. Понятие института в духовной сфере
1.1 Духовное производство, как основа социальных институтов духовной сферы
Духовное производство, выступающее как создание духовных ценностей и идей. Названный процесс и является содержанием духовной сферы жизни общества, точнее говоря, частью этого содержания, потому что, кроме создания идей и ценностей, существует еще их воспроизводство, распределение и потребление.
Остановимся, прежде всего, на понятии духовного производства, поскольку оно составляет «сердцевину» духовной жизни, а следовательно, каждого ее социального института, будь то институты науки и религии, культуры и искусства и др. Есть два подхода к этому понятию - социально-философский и социологический. Первый означает рассмотрение его как производства социальных связей и отношений между людьми в форме идей, ценностей, теорий, образов, представлений и т.д. Социологический подход предполагает изучение духовного производства как определенным образом институционализированной духовной деятельности определенных групп людей (ученых, художников, деятелей церкви и др.).
Духовное производство осуществляется в многочисленных формах, которые выступают результатом общественно-исторической практики. Само духовное производство относительно самостоятельно, что подчеркивается его известной независимостью не только от материального производства, но и от социальных институтов, сформировавшихся на его основе. Собственно, основой стали виды духовного производства (наука, религия, искусство и др.), которые «имеют своим главным результатом сознание в качестве идеальной формы человеческого отношения, в качестве определенного типа духовного общения людей».
Таким образом духовные потребности, представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.
В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.
1.2 Функции духовного производства
Духовное производство выполняет в обществе важные социальные функции. Это, прежде всего включение людей и их групп в систему имеющихся социальных и духовных связей и отношений. По существу речь идет о социально-интегративной функции духовного производства. Именно эту цель и преследуют социальные институты науки, культуры, религии и другие, когда организуют сложную систему духовной деятельности как в сфере научного, художественного, религиозного и иного духовного творчества, так и в области освоения и распределения продуктов этого творчества.
Другая институционально значимая функция духовного производства состоит в производстве новых идей, знаний и технологий духовного творчества. Социальные институты в духовной сфере жизни общества стремятся прежде всего к созданию благоприятных условий для креативно-творческой деятельности, поскольку именно она способна и объединить вокруг себя большие группы людей и дать возможность им «само проявиться» в репродуктивных формах активности.
Еще одна весьма важная функция духовного производства, роль которой быстро возрастает в последние годы (особенно в России), - производство общественного мнения. Его институциональное закрепление получило сейчас повсеместное распространение. Происходит не только изучение общественного мнения (чем занимаются сотни и тысячи социологических служб в центре и в регионах), но и его активное формирование в нужном для тех или иных структур направлении.
Духовное производство не может осуществляться вне институциональных форм, поскольку в них духовная деятельность получает организованный и нормативно выраженный характер. При этом, разумеется, всегда остается место для вне институциональной свободной духовной деятельности индивидов и отдельных (часто неформальных) групп. Любой тип духовного производства вырабатывает свои отношения между институционализированными и вне институциональными, самодеятельными формами духовной деятельности, что в значительной степени обусловлено характером общественного строя и политического режима.
Тоталитарное государство построено, как правило, на признании лишь институциональных форм духовного производства, которое его поддерживает и создает систему запретов на многочисленные самодеятельные формы духовного творчества. В качестве примера можно привести политику государства (точнее, коммунистической партии) в СССР, которое запрещало все, что не разрешало, в том числе даже авторскую песню.
Следовательно, можно утверждать, что институционализация духовной деятельности в определенных условиях способна выступать средством социального контроля или даже изоляции влияния свободного духовного производства.
Однако, в одной из работ, относящейся к социологическим исследованиям духовной жизни общества и посвященных этой проблеме, Л.Н. Коган справедливо отмечает: «Духовная жизнь... изучается целым комплексом социологических дисциплин. Вообще не существует социологического исследования... которое бы, так или иначе, прямо или косвенно, не касалось духовной жизни общества» 1 .
Тем не менее, есть отрасли социологического знания, прямо и непосредственно исследующие процессы в духовной сфере жизни общества. Их достаточно много. Но среди них, в свою очередь, можно выделить те, что в качестве предметной зоны выделяют изучение социальных институтов. Из числа этих институтов духовной сферы жизни общества здесь будут рассмотрены лишь три - наука, религия, культура.
Глава 2. Социальные институты духовной сферы
2.1 Институт науки
Наука - настолько важное и сложное явление социальной жизни, что ее изучает целый ряд дисциплин либо их отраслей (философия науки, экономика науки, история науки, наукометрия и т.д.). Появилось даже комплексное направление - науковедение. Среди отраслей знания, анализирующих науку как объект своего исследования, достойное место занимает социология науки.