ЕГЭ по обществознанию 2018. Вариант 102. Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

№1 Запишите слово, пропущенное в таблице.Многообразие политических партий

Ответ: Либеральная

Пояснения: Либеральные партии отстаивают идею индивидуальной свободы.

№2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание .
Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество.

Ответ: юридическое лицо

Пояснения: Юридическое лицо — обобщающее для все остальных понятий.

№3 Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) назначение учётной ставки; 6) эмиссия денег.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 56

Пояснения: Назначение учетной ставки, эмиссия денег — функции Центрального банка.

№4 Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

Ответ: 135

Пояснения: Социализирующая функция — функция социальных институтов, упорядочиваемые действий людей делает стабильность.

№5 Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПОТРЕБНОСТИ
А) в общественном признании
Б) в общении
В) в утолении голода и жажды
Г) в самосохранении
Д) в труде

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) биологические (естественные)

Ответ: 11221

Пояснения: Выполнить задание можно рассуждая логически.

№6 Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры , под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) использование технических средств для прослушивания
2) развлекательный характер произведения
3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

Ответ: 356

Пояснения: Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

№7 Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
2) Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.
3) Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.
4) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
5) Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

Ответ: 135

Пояснения: Суждения о мировой экономике: Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения. Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

№8 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) налог на имущество организаций
Б) водный налог
В) транспортный налог
Г) торговый сбор
Д) акциз

ВИДЫ НАЛОГОВ
И СБОРОВ В РФ
1) региональные
2) местные
3) федеральные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 13123

Пояснения: Федеральные (НДС, акциз, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог), местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

№9 Фирма оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы в краткосрочном периоде. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) плата за охрану офиса
2) приобретение моющих средств
3) оплата транспортных услуг
4) выплата сдельной заработной платы работников
5) обслуживание банковского кредита
6) арендная плата за офис фирмы

Ответ: 156

Пояснения: Издержки фирмы в краткосрочном периоде: плата за охрану офиса, обслуживание банковского кредита, арендная плата за офис фирмы.

№10 На рисунке отражено изменение спроса на парусные яхты на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1.
(P – цена; Q – количество.)

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) В 2007 г. доля тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам, больше тех, кто считает, что государство должно оказывать помощь только оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2) Равные доли опрошенных обеих групп затруднились с ответом.
3) В 2007 г. равные доли опрошенных ответили, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, и затруднились ответить.
4) В 2017 г. доля тех, кто считает, что гражданин должен сам себя обеспечивать всем необходимым, больше доли тех, кто считает, что государство должно обеспечивать нормальный уровень благосостояния всем гражданам.
5) Доля тех, кто считает, что государство должно помогать только тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно, сократилась за 10 лет.

Ответ: 125

№13 Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
3) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.
4) Государство любого типа обладает монопольным правом на правотворческую деятельность и налогообложение физических и юридических лиц.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.

Ответ: 234

Пояснения: Суждение: Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны — очень часто встречается в заданиях ЕГЭ, как верный ответ.

№14 Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ
А) осуществление управления федеральной собственностью
Б) объявление амнистии
В) осуществление мер по борьбе с преступностью
Г) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации
Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Государственная Дума
2) Конституционный Суд РФ
3) Правительство РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 31323

Пояснения: Для выполнения используется знание Конституции.

№15 В государстве Z была проведена реформа избирательной системы. Какие изменения в законодательстве о выборах свидетельствуют об утверждении пропорциональной избирательной системы? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) введение всеобщего, равного и прямого избирательного права
2) отражение хода избирательной кампании в СМИ
3) введение образовательного ценза для кандидатов в депутаты
4) распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах
5) проведение голосования по спискам политических партий
6) введение 7%-ного избирательного барьера для политических партий

Ответ: 456

Пояснения: Введение 7%-ного избирательного барьера — относится к пропорциональной избирательной системе.

№16 Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ Запишите цифры , под которыми они указаны.
1) занятие предпринимательской деятельностью
2) защита Отечества
3) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях
4) сохранение исторического и культурного наследия
5) обращение в органы государственной власти

Ответ: 234

Пояснения: К онституционным обязанностям гражданина РФ: защита Отечества, забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях, сохранение исторического и культурного наследия.

№17 Выберите верные суждения о гражданском праве. Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие положения.
1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
2) В основе взаимоотношений партнёров – частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях.
3) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные не имущественные отношения.
4) Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.п., регулирует авторское право.
5) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.

Ответ: 234

Пояснения: Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними не имущественные отношения.

№18 Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
Б) Виктория К. нашла более престижную работу.
В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве.
Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий.
Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1) инициатива работника
2) инициатива работодателя
3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 31223

Пояснения: Задание можно выполнить рассуждая логически.Виктория К. нашла более престижную работу. Это выгодно работнику.

№19 Леонид Васильевич работает нотариусом. Найдите в приведённом списке действия, входящие в круг полномочий нотариуса, и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) расследовать преступления
2) изготовлять копии документов и делать выписки из них
3) давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции
4) представлять и защищать интересы доверителя в суде
5) осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
6) удостоверять брачный договор

Ответ: 236

Пояснения: Действия, входящие в круг полномочий нотариуса: изготовлять копии документов и делать выписки из них, давать разъяснения по вопросам совершения действий, находящихся в его компетенции, удостоверять брачный договор.

№20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве и (или) кровном родстве, совместном ведении ________(Б), моральной взаимной ответственности и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. К её основным функциям относится также организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) супружество
2) репродукция
3) брак
4) контроль
5) институт
6) хозяйство
7) норма
8) семья
9) мобильность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ: 862743

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные
нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность… Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

(Б.А. Исаев)

№21 Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Ответ: 1) На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. 2)Автор приводит пример излишней социальной мобильности: Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах. 3)Показатели, по мнению автора, не влияющие на положение человека в демократическом обществе: предписанный статус, национальность.

Пояснения: Можно написать вероисповедание вместо предписанного статуса или национальности.

№22 Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?

Ответ: Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений. В демократическом обществе социальную мобильность сдерживает механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Пояснения: Можно написать уровня жизни населения вместо уровня развития общества или экономической конъюнктуры, или демократичности отношений.

№23 Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ: 1. Образование (Выпускница университета физико-математического факультета Евгения Соколова поступила в аспирантуру и после окончания и защиты кандидатской стала кандидатом технических наук). 2. Профессиональная деятельность (ведущий менеджер компании «Экватор» Александр Титов трудолюбивый и исполнительный получил повышение и его назначили директором отдела). 3. Брак (Девушка Наталья Горелова вышла замуж за хозяина крупного торгового центра «Карат» Олега Бородина, социальный статус Наталии повысился).

Пояснения: В данном задании надо показать конкретные иллюстрирующие примеры, с именами и названиями.

№24 Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

Ответ: 1)При искусственном ограничении социальной мобильности не обновляются социальные структуры. Переходя в более высокую страту, индивиды приносят новаторство, стремятся к более совершенным формам жизни, увеличивают конкуренцию.2)Индивиду, при искусственном ограничении социальной мобильности, нет возможности раскрыть свои таланты, личные качества, их возможно развивать только более высоких слоях населения. 3)Негативное последствие искусственного ограничения социальной мобильности, выразится в том, что из-за недоступности некоторых конкретных благ для более низких социальных слоев, вырастет социальная напряженность, агрессивность, станут расти социальные конфликты.

Пояснения: В ответе должна присутствовать конкретная причино-следственная связь.

№25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.

Ответ: Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном изменении и преобразовании. 1. Структура деятельности включает субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели. 2. Цель - это образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Пояснения: Определения рекомендуется учить.

№26 Проиллюстрируйте тремя примерами влияние изменения цены факторов производства на предложение товаров и услуг. (Сначала приведите пример, затем назовите фактор производства.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ: 1. Капитал (Уменьшение цен на энергоносители в стране Н. сделало рентабельными многие энергоемкие производства, предложение товаров которых увеличилось).

2. Труд (Профсоюзы в стране Н. добились повышения размера минимальной зарплаты, поэтому существенно увеличились затраты производителей. Следовательно, некоторые производители повысили цены и снизили предложение товаров).

3. Земля (В стране Н. вследствие нестабильной экономической ситуации владельцы сельскохозяйственных участков повысили цену их аренды. В результате производители натуральных продуктов повысили цены и уменьшили предложение товаров).

Пояснения: В ответе можно было указать другие примеры, очень важны собственные рассуждения. Можно было показать не понижение, а повышение цен.

№27 В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

Ответ: 1. Форма государственного (территориального) устройства государства Z — это федерация.

2. Факт, на основе которого установили. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3. Два признака федерации не названые в условии задачи: Двухпалатная структура парламента. Существование двух систем органов государственной власти: федеральные органы и органы субъектов федерации.

Пояснения: Из условия задачи нужно выбирать факты, относящиеся к государственному территориальному устройству.

№28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Альтернативная гражданская служба в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

    1. Понятие альтернативной гражданской службы
    2. Срок альтернативной гражданской службы
      • 21 месяц (включая два отпуска).
      • 18 месяцев (для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов).
    3. Основные замены воинской службы по призыву АГС
      • Несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина
      • Гражданин относится к коренному малочисленному народу и ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами
    4. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане
      • Имеют основания для освобождения от призыва на военную службу
      • Не подлежат призыву на военную службу
      • Имею основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу
    5. Место прохождения гражданами альтернативной военной службы
      • В организациях, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала
      • В организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов
    6. Признаки, которые учитываются при определении вида работы, на которой может быть занят гражданин, направленный на альтернативную гражданскую службу

Пояснения: При подготовки рекомендуется обязательно выучить основания замены воинской службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

№29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом.

29.1 Философия «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло». (Й. Хейзинга)

29.2 Экономика «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)

29.3 Социология, социальная психология «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

29.4 Политология «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)

29.5 Правоведение «Законы – прекраснейшее изобретение разума, но, обеспечивая народам покой, они умаляют их свободу». (Л. Вовенарг)

Подведены первые предварительные итоги ЕГЭ 2017 по обществознанию. Мы, по традиции, предлагаем Вам ознакомиться с заданиями, которые пришлось решать выпускникам этого года, особенно в письменной части 2.

ЕГЭ 2017 по обществознанию состоялся

И, хотя полные итоги этого сезона сдачи ЕГЭ еще не подведены, мы спешим ознакомить грядущее поколение выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ 2018 по обществознанию, с встретившимися на ЕГЭ заданиями.

Так, устами главы ведомства Кравцова озвучено, что в прошлом году это было 17,5% выпускников, в этом — 13,8%. Все равно, очень много, в среднем каждый шестой из сдающих получает эту «двойку» и лишается шанса поступить в свой ВУЗ.

При этом, стоить отметить, что часть выпускников еще питало надежды повысить свой балл на результат экзамена.

Задания ЕГЭ 2017 по обществознанию

Теперь предлагаю посмотреть на работу выпускника Дальневосточного федерального округа и задания, встретившиеся в этой работе. Напомним, что мы не можем показать задания части 1, на выполнение которых апелляция невозможна. Структура заданий соответствует

Теперь сами бланки ответов выпускника.

И разбалловка за выполненные задания. Следует отметить высокий процент выполнения и огромные потери по Общий балл — 63, что примерно соответствует среднему по стране в этом году, но, при борьбе за места на бюджете престижных ВУЗов, может оказаться не состоятельным.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ 2017

По заданию 21 к тексту, выписано все очень грамотно, в соответствие с теорией. Опасаться перепроверки не следует.

По заданию 22 сняли за первое положение. Естественно, экономическая ответственность это не «… несоблюдение предпринимательской этики…». Логика нарушена, любая ответственность это меры за неисполнение обязательств (обязанностей).

…установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности предписаний, предусмотренных актами законодательства в сфере экономических отношений.

По заданию 23. Не очень корректно выписаны примеры в первом и втором положениях.

Трудно сказать точно без текста, верно ли выписаны сами источники экономического роста, к сожалению.

Если они выписаны верно, тогда примеры приведены КОРРЕКТНО (!). Мне кажется, что 0 здесь могли выставить только в том случае, если именно сами формулировки из текста были не верны. В любом случае, на это стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции!

По заданию 23 МОЖНО оспаривать баллы, хотя бы просить пересмотреть и разобраться в этом задании! Примеры корректны!

По 24 заданию. Выпускник верно выписывает способы регулирования экономической политики, но в примерах совсем нет конкретики, что явно требовалось в условиях задания. Выпускник просто объясняет, что имеется ввиду, и на это обязательно Вам укажут.

К примеру, требовалось написать, что 1) Антимонопольная политика. Например, в РФ структурой ФАС был наложен штраф на корпорацию Google , за злоупотребление своим положением на рынке.

Видите ли, это задание ВЫСОКОГО уровня сложности, И ТРЕБУЕТ ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ. В ОТВЕТЕ ОН НЕ ПОКАЗАН.

Стоит обратить внимание членов комиссии при апелляции, что суть в объяснении передана верно,

НО, БЕЗ ОСОБЕННЫХ ШАНСОВ НА УСПЕХ, к сожалению…

По заданию 25 Вы просто попали под критерий проверки, по которому не верное ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ проверять выполнение задания дальше.

И действительно, определение не верно, ибо «способ управления кем-либо, чем-либо…» звучит крайне несерьезно… Репетитор должен был объяснять, что такая размытость в определении НЕВОЗМОЖНА!

Вот, к примеру, определение с моего сайта

А вот классическое определение Макса Вебера:

Власть – это любая возможность, на чем бы она не основывалась, реализовывать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию.

Нет смысла апеллировать, проверено верно.

По заданию 26 у меня возникли большие вопросы.

ТК РФ, Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Считаю, что выпускник все ВЕРНО пояснил и привел примеры! Должно стоять максимальных 3 балла!

1 и 3 объяснение абсолютно попали в Закон, а во втором ликвидация организации заменена словом банкротство, объясняется что фирма закрывается..

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

  1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОНО ДОЛЖНО УВОЛЬНЯТЬ СОТРУДНИКОВ, но логически это верно.

27 задание. ТОЖЕ АБСОЛЮТНО НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ ОТНЯЛИ БАЛЛ.

Если верно употреблено понятие (из формулировки задания я это понять не могу, к сожалению), то 2-3 критерии прогресса для современного общества (так называемых гуманитарных), употреблены ВЕРНО!

Формулировка «уровень удовлетворенности» очень размыта, зачтена не будет!

Проблема некая в том, что понятие КРИТЕРИИ прогресса очень расплывчаты, некоторые исследователи и вовсе считают, что их НЕТ (Коротаев А. В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М: Восточная литература РАН, 2003. - с.7.)

Из последних сведений и исследований:

Индекс социального прогресса (The Social Progress Index) - это комбинированный показатель международного исследовательского проекта The Social Progress Imperative, который измеряет достижения стран мира с точки зрения общественного благополучия и социального прогресса. Разработан в 2013 году под руководством Майкла Портера (Michael E. Porter), председателя The Social Progress Imperative, профессора Гарвардского университета, специалиста в области стратегического управления и международной конкурентоспособности. В редакционный совет издания Индекса входят представители ряда ведущих университетов и исследовательских центров, включая Гарвардскую школу бизнеса и Массачусетский технологический институт.

Индекс охватывает страны, для которых имеются достоверные показатели, и базируется на комбинации данных из опросов общественного мнения (12%), оценок экспертов в области развития (25%) и статистической информации международных организаций (61%).

При определении успехов той или иной страны в области социального прогресса учитываются свыше 50 показателей, объединённых в три основные группы:

  1. Основные потребности человека - питание, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к воде, электричеству и санитарным услугам, уровень личной безопасности. В общем это попадает под написанное «удовлетворенность жизнью» (!)

  2. Основы благополучия человека - доступ к базовым знаниям и уровень грамотности населения, доступ к информации и средствам коммуникации, уровень здравоохранения, экологическая устойчивость.

  3. Возможности развития человека - уровень личных и гражданских свобод, обеспечение прав и возможностей человека принимать решения и реализовывать свой потенциал.

Даже если эксперты посчитали, что уровень здравоохранения и смертности один вытекает из другого, нужно обращать внимание, что это статистически РАЗНЫЕ показатели, уровень развития здравоохранения, к примеру, измеряется ООН по количеству врачей на 1000 человек населения!

НУЖНО АПЕЛЛИРОВАТЬ, ТРЕБОВАТЬ 1 балл!

По заданию 28, уверен, есть попадание в два «обязательных» пункта – 2, 3. Логично, что должны были последовать в пункте 4 и примеры позитивного девиантного поведения, но, в любом случае, минимум на 2 балла здесь есть.

КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНЫ, ОШИБОК НЕТ, МИНИМУМ 1 БАЛЛ НУЖНО ОСПАРИВАТЬ!

  1. «Социальная стратификация есть действительное расслоение общества»

    Зачли пример из Индии, хотя и он не очень полно раскрыт!

    Итак, подведем небольшой итог!

    За задания 23 вполне можно просить пересмотр баллов, без текста точнее не скажу!

    ЗА ЗАДАНИЕ 26, 27 и 28 можно получить по 1 баллу при пересмотре.

    По эссе 29 могут поставить 0 и отнять 2 балла.

    Результат апелляции на ЕГЭ

    Что получилось в итоге? Как и подавляющее большинство апелляций, обращение в конфликтную комиссию закончилось ничем, результат был оставлен. Вот небольшой рассказ о самой процедуре:

    Евгений Сергеевич, здравствуйте.

    Совсем ничего мы не «отбили».

    Там глухая стена.

    По тем вопросам (к которым Вы написали о «бесполезности» пытаться) или тем, где высказывали предположение о неправильной изначальной формулировке со стороны Никиты, комиссия приводила точно такие же доводы как и Вы, слово в слово. И по эссе повторили за Вами (что нужно было 0 влепить).

    По 26, 27, 28 никакие наши аргументы не учитывались и объяснялось тем, что критерии не соблюдены.

    Я, к слову сказать имею высшее юридическое и 15 лет практики, естественно зацепилась с ней по ст. 81 ТК РФ. Но там несгибаемо твердилось, что третьим пунктом Никита указал дисциплинарное нарушение, а нужно было точно написать что оно должно быть грубым однократным. Мои доводы, что ребёнок конкретизировал в скобках и раскрыл смысл, остались без внимания. Когда я пыталась зачитать критерии из ваших таблиц и объяснять, что они выполнены, мне было сказано, что у Дальнего Востока они иные 😳

    В общем имеем то, что имеем 😄

    В любом случае Вам большая благодарность от меня. Жаль, что познакомились поздно. Успехов Вам и всего доброго.

Русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления на все гуманитарные специальности.

По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономики, юриспруденции, философии, социологии, политологии и, в некоторой степени, истории.

Вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию подвергся незначительным изменениям . Разработчики пересмотрели сложность заданий № 28 и 29, из-за чего максимальный первичный балл за весь тест увеличился с 62 до 64.

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию хотя бы на тройку, достаточно было набрать 19 первичных баллов. Их давали, например, правильно выполненные первые 13 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего он появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл увеличился с 62 до 64, очень вероятно, что незначительно может поменяться и минимальный балл.

Пока же можно ориентироваться на эти таблицы:

Структура ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий.

  • Часть 1: 20 заданий (№ 1–20) с кратким ответом (выбрать правильный ответ из предложенных, установить соответствие между элементами двух множеств, вставить пропущенное слово в тексте);
  • Часть 2: 9 заданий (№ 21-29) с развернутым ответом (ответы на вопросы, мини-сочинения).

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 39
2010 39 56,38 444 219 3,9 34 210
2011 39 57,11 280 254 3,9 23 210
2012 39 55,2 478 561 5,3 86 210
2013 39 56,23 471 011 5,3 94 210
2014 39 55,4 235
2015 42 53,3 235
2016 42 235
2017 42 235
2018

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем

Разбираем задания и выстраиваем ответы на вопросы экзамена по обществознанию.

Ежегодно ЕГЭ по обществознанию выбирает едва ли не половина всех выпускников России - это самый популярный экзамен после русского языка и математики. Причины ясны - результаты этого испытания необходимы для поступления на многие гуманитарные специальности.

Экзамен состоит из двух частей, в них представлено 29 заданий: На первые20 заданий (№ 1–20) необходимо дать краткий ответ - выбрать верное из предложенного, соотнести различные варианты между собой, выставить пропущенное слово. На оставшиеся 9 заданий (№ 21-29) необходимо отвечать развернуто.

На выполнение работы дается 235 минут.

Критерии оценки экзамена. Проходной балл за экзамен - 19 первичных баллов, для этого нужно безошибочно выполнить первые 13 заданий.

Несмотря на то, что при оценке результатов применяется стобалльная шкала, многих интересует, какую же оценку по пятибалльной шкале он получил. Приведем эквивалент: «удовлетворительно» - 42-54 балла, «хорошо» - 55-66 балла, «отлично» - от 67 баллов.


Кис Романа Николаевна, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет:
«Перед тем, как приступать к выполнению работы, я рекомендую своим ученикам прочитать весь текст работы для того, чтобы иметь общее представление о материалах, представленных в работе. В условиях мозгового штурма задействуется внутренний ресурс организма и при дальнейшем выполнении заданий, будет устранен эффект новизны, ученик будет готов к восприятию каждого нового задания. В качестве материалов для работы используем комплекс материалов для подготовки учащихся по обществознанию ФИПИ ЕГЭ 2017. Вариант №7».

Читайте также: ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем



При выполнении данного задания всегда необходимо смотреть на название таблицы. В данном случае таблица называется «Факторы производства», в ней указан один из факторов - Земля, дана его характеристика. Известны основные факторы производства: земля, труд, капитал (физический и денежный), предпринимательские способности и информация. Смотрим на указанную характеристику - деятельность людей, использование умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и т.д. отсылают нас к такому фактору производства, как труд . Учащимся важно помнить и о факторных доходах каждого фактора производства, это позволяет более точно ответить на вопросы, связанные с факторами производства.

Данное задание требует знания родового понятия (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В данном случае мы видим: способности как индивидуальные особенности человека; мировоззрение как система взглядов, понятий и представлений человека о мире и его месте в нем; характер как некие свойства и качества личности, которые влияют на поведение личности; интерес как осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности. Т.е., при выполнении данного задания рекомендуется мысленно каждому понятию дать объяснение. При таком подходе скоро становится понятным, что в данном задании родовым, т.е. обобщающим для всех указанных понятий, будет понятие личности - набора социально значимых свойств и качеств, который будут включать в себя способности, интересы, характер и мировоззрение.


В данном задании нас спрашивают о социальных чертах (качествах) Галины. Помним, что человек - биосоциален, вспоминаем - какие черты человека выражают его социальность (важнейшие свойства личности: знания о мире и о себе, умения, социальный опыт, моральные ценности). Поэтому - светлые волосы и карие глаза показывают природные, индивидуальные черты Галины. А вот то, что она добрая и отзывчивая - это социально значимые свойства ее личности. Ответ 2 - верный. Внешняя привлекательность девушки указывает так же на ее индивидуальные особенности, данные ей от природы, как и ее рост. А вот то, что Галина честный человек, а еще и дружит со многими своими одноклассниками, показывает, насколько она умеет жить и взаимодействовать в обществе. Значит: 2,5,6.


Помним, что важным элементом рыночного саморегулирования является конкуренция, а также не забываем виды рыночной конкуренции и их сущностные характеристики (чистая (свободная) конкуренция, монополистическая, олигополия, чистая монополия, монопсония). Рассматривая первое суждение , мы не можем однозначно сказать, что монополия имеет только недостатки. С одной стороны да - рыночный механизм демонстрирует тенденцию к монополизации производства, так как в целях защиты от конкурентов происходят сговоры и слияния. Но мы знаем о санирующей или оздоровительной функции рынка. В условиях рынка банкротятся нерентабельные предприятия, экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, усиливаются и процветают более мощные производства. Поэтому однозначно говорить о недостатках монополии сложно. Второе суждение верно, ведь монополист, не имея конкурентов, самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию. Поэтому так важна роль государства, проводящего антимонопольную политику. Третье суждение верно. Олигополия характеризуется существованием на рынке нескольких крупных фирм - от двух до пяти, которые контролируют основную часть рынка. В четвертом суждении даны признаки чистой (свободной) конкуренции, когда цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, а отдельные продавцы не могут влиять на цену товара, поэтому ответ неверный. Пятое суждение - верное, т.к. при монопсонии единственный покупатель диктует цену и объем продаж. Ответ:2,3,5.


Выполняя задание 12 в ЕГЭ по обществознанию, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли, какое количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов их населенных пунктов. В диаграмме представлены данные за 2005 и 2015 годы. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В 2005 году доля отечественных и импортных продуктов, по мнению респондентов, была одинакова, и так считает 40% опрошенных. Далее идет позиция - отечественных продуктов 30%. В 2015 году половина респондентов выбрали позицию - отечественная продукция. Тенденция на увеличение доли отечественной продукции наблюдалась и в 2005 году. В обоих случаях наименьший выбор ответа - затрудняюсь ответить. Теперь смотрим на суждения, представленные в вариантах ответов. Первый ответ соответствует выявленной нами тенденции: доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных товаров увеличилась за 10 лет. Ответ верный. Второй ответ - нет. Доля ответивших увеличение импортных товаров уменьшилась, а не увеличилась к 2015 году. Третий ответ верный, поскольку доля тех, кто отметил равное количество отечественных импортных товаров, действительно, сократилась. Четвертый ответ - неверный, доля тех, кто затруднился ответить меньше в 2005 году, чем доля тех, кто ответил о доминировании импортных товаров. И пятый ответ верный, поскольку мы сразу, при анализе материалов, выявили эту тенденцию - в 2015 году половина респондентов ответили, что доля отечественных товаров выше, чем импортных.




Выполняя задание 16 необходимо вспомнить основы конституционного строя РФ и особенно характеристики принципа политического плюрализма (запрет на установление официальной идеологии, политическое многообразие, свобода политических мнений и действий, оппозиция как основа многопартийности). Первое положение не имеет отношения к политическому плюрализму, поскольку раскрывает принцип федерализма в РФ - равенство субъектов РФ. Второе, третье и четвертое положения раскрывают суть принципа политического плюрализма. Пятое положение так же раскрывает принцип федерализма РФ - государственная целостность. Ответ: 2, 3, 4.



Анализируя материалы 17 задания, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к уголовному праву. В статье 2 Уголовного Кодекса РФ определены задачи уголовного права. Это охрана наиболее значимых общественных отношений (права и свободы человека, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, обеспечение мира и безопасности человека от преступных посягательств). Значит, первое суждение об охранительной функции уголовного права будет верным. Второе суждение тоже верное, ведь штраф и пожизненное лишение свободы являются наказаниями, предусмотренными УК РФ. Третье суждение верно, в нем отражены основные характеристики уголовного права как отрасли российского права. Четвертое суждение неверное, так как принципы равенства сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли относятся к частному праву - Гражданскому праву РФ. Пятое суждение является неверным -деловой оборот как источник права относится к Гражданскому праву.


18 задание имеет отношение к Трудовому праву. Здесь рассматривается одна из сторон трудовых отношений - работодатель, его права и обязанности. Работодатель, заключая коллективный договор с представителями работников обязан предоставить полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, достижения соглашения и контроля за их выполнением. Ответ А - обязанности. У работодателя есть право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Ответ Б - права. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (право работника на безопасность труда) - это обязанности работодателя. Ответы В, Г - обязанности. Ответ Д - является правом работодателя - вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

19 задание требует четкого знания оснований получения гражданства РФ на общих основаниях. Получение гражданства на общих основания означает: непрерывное проживание на территории РФ на протяжении 5 лет, отказ от гражданства другого государства (данная позиция указана в задании - Хосе-Луис обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства), наличие законного источника средств к существованию, соблюдение Конституции РФ и законодательства, владение русским языком. Таким образом, ответы 2, 3, 5 являются верными.


Выполняя 20 задание, сначала нужно попробовать прочитать текст и самим подставить слова, так достигается понимание смыслового содержания текста, при повторном прочтении уже обратиться к списку имеющихся слов. Пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании.

«Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, нарушение (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы (в данном случае, соблюдение правил, нарушение которых наносит ущерб показывает последствия несоблюдения правил). В этом качестве выступают мораль и право, обычаи (Б) , административные решения и др. (здесь идет перечисление видов социальных норм). Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций (В) к нарушителям принятых социальных норм (логично, что за нарушение социальных норм наступает санкция - элемент социального контроля). Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за соблюдение (Г) социальных норм (здесь указаны признаки социального контроля - связь с санкциями - наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение).

Социальный контроль выступает как элемент любой системы управления (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа (здесь отражена регулятивная функция социального контроля).

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его социальная структура усложняется. Возникают социальные институты (Е) , занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».


Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Поработайте текст с карандашом для максимального усвоения содержания.

Исходя из статьи 27 п.2 признание брака недействительным производится судом. Согласно п.4 статьи 27 признается брак недействительным с момента его заключения. Фиктивным называется брак, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Название статьи: «Случаи, когда недействительный брак, признается действительным».

Когда в задании написано проиллюстрировать примером, значит необходимо привести конкретный пример, жизненную ситуацию.

Гражданка Н. и гражданин Д., вступив в фиктивный брак, через год родили сына К. и совместно занимаются его воспитанием, ведут совместный быт, имеют общий семейный бюджет. Посещают курсы молодых родителей (в данном примере мы можем наблюдать, как фиктивные условия заключения брака переросли в семейные).

Добросовестным супругом закон считает того из супругов, чьи права были нарушены заключением недействительного (фиктивного) брака. Если нас просят смоделировать ситуацию, это значит, что мы должны привести конкретные примеры, иллюстрирующие имущественные права добросовестного супруга. Право на получение содержания. Гражданке К., признанной судом добросовестным супругом после решения суда о расторжении недействительного (фиктивного) брака было назначено судом содержание в размере 30 тыс. рублей ежемесячно от лица, вступившего с ней в фиктивный брак. Признание условий брачного договора. После признания судом брака между гражданином С. и гражданкой К. недействительным, гражданину С., признанному судом добросовестным супругом, было сохранено право на долевую собственность, установленную по условиям брачного договора.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, что является предметом семейного права: отношения, связанные со вступлением в брак и прекращением брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и здесь мы найдем поле для нашего предположения. Потому что здесь важными являются вопросы воспитания детей, приобретение и разделение имущества, оказание помощи нетрудноспособным членам семьи; отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Равенство прав супругов в реализации своих интересов. Конституция РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Поэтому, при заключении брака, государство гарантирует супругам равные возможности в реализации семейно-брачных отношений. Например, условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
2. Защита интересов нетрудноспособных и несовершеннолетних членов семьи. По Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поэтому, в случае расторжения брака, в котором у супругов имеются несовершеннолетние дети, брак будет расторгаться в судебном порядке, под контролем государственной власти.
3. Приоритет воспитания детей . Государство ставит в качестве приоритета обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В случае несоблюдения родителями установленного порядка, родители могут быть лишены родительских прав, здесь вступает в силу государственное принуждение.

Данное задание можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции. Основными социальными институтами в экономической сфере являются собственность, банки, фирма. Социальные институты - семья, детский сад, школа выполняют важнейшую функцию социальных институтов - обеспечивают социализацию индивидов.

1. Приводит к монополизации производства , так как защита от конкуренции стимулирует сговоры и слияния компаний. В данной ситуации государство может силой своего принуждения запретить договоры о слиянии фирм, принять антимонопольное законодательство или применить экономические санкции к монополистам.
2. Не гарантирует решения социально-экономических проблем: безработица, инфляция, Государство проводит мероприятия по регулированию количества денег в обращении, устанавливает величину процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Все эти меры направлены на борьбу с инфляцией. Для борьбы с безработицей государство устанавливает минимальную зарплату, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, замораживает цены, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе.
3. Распределяет экономические блага по результатам конкуренции , что приводит к социальному неравенству. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, что создаст здоровую конкурентную среду и множество рабочих мест, перераспределение доходов для устранения чрезмерного социального неравенства, выравнивание уровня социально экономического развития регионов.


Внимательно читайте каждый эпизод и сразу находите фрагмент, относящийся к форме государства. Глава государства избирается всенародным голосованием - речь идет о республике. Придерживаться общеобязательной идеологии - признак тоталитаризма. Постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества - признак тоталитаризма. Внесудебное преследование оппозиционных движений - признак тоталитаризма. Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью - признак унитарного государства. К составляющим формы государства относятся: форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.

1. Форма правления - республика (Глава государства избирается всенародным голосованием);
2. Политический режим - тоталитарный;

Государственно-территориальное устройство - унитарное государство (Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью).

Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. Поскольку, план направлен на воссоздание структуры темы. От качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана понятна и прозрачна. Речь идет о важнейшем обществоведческом явлении - социализации. Такую тему важно раскрыть через саму характеристику социализации, далее показать этапы социализации, агентов социализации, функции социализации, коснуться вопросов ресоциализации и десоциализации и завершить план проблемным вопросом, касательно темы плана.

1. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей общества, необходимых для успешной жизни в обществе.
2. Этапы социализации:
А) начальный (социализация ребенка);
Б) средний (школа, вуз);
В) завершающий (социализация взрослого, приобретающего новые социальные роли - муж, отец, дед)
3. Агенты социализации:
А) первичная социализация (семья, школа, компания друзей);
Б) вторичная социализация (вуз, армия, церковь, СМИ и др.)
4. Функции социализации:
А) освоение системы знаний о мире, человеке, обществе;
Б) получение опыта взаимодействия в обществе;
В) усвоение моральных норм и ценностей;
Г) освоение умений, навыков, компетенций
5. Процессы десоциализации и ресоциализации.
6. Проблема влияние окружающей среды на процессы социализации личности человека.

При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой багаж знаний, понять по какой из тем у вас имеются более четкие представления о понятийном аппарате темы, по какой из тем вы сможете привести наиболее относящиеся к теме примеры.

В данном случае, мы выбираем тему из раздела экономика. Внимательно читаем цитату. Понимаем, что сразу поднимается проблема ограниченности ресурсов, при безграничных (бесконечных) потребностях человека. По сути, звучит основной вопрос экономики - как удовлетворить безграничные потребности человека при ограниченности экономических ресурсов. В цитате затронута еще одна проблема - невозможности удовлетворения всех потребностей человека, значит, необходимости делать выбор в пользу наиболее необходимых благ. Так, мы выходим на проблемы грамотного потребителя.

Пишем эссе:

В данном высказывании авторы поднимают важнейшую экономическую проблему - ограниченности ресурсов, необходимых для производства материальных благ. Как известно, свободных благ, неограниченных и доступных для всех в них нуждающихся, в природе существует очень мало. Экономические блага - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и находящиеся в распоряжении общества в ограниченном размере, не могут удовлетворить бесконечные человеческие желания в полном объеме. Здесь мы подходим к основному вопросу экономической теории: как удовлетворить бесконечные и возрастающие потребности населения при ограниченности материальных ресурсов? Проблема ограниченности ресурсов приводит общество к необходимости делать выбор. Выбор делают производители материальных благ, используя необходимые ресурсы, известные нам как факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Каждый из этих производственных ресурсов обладает своими ограничениями. Так, труд, как фактор производства, связанный с деятельностью людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и интеллектуальных возможностей, навыков, может быть ограничен численностью трудоспособного населения, территориальным размещением или профессиональными компетенциями. Общеизвестно, что земля, как фактор производства, включающий все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства материальных благ, ограничен природным рельефом, количеством пригодной земли, необходимой для занятий сельским хозяйством или же наличием и разработанностью полезных ископаемых и их исчерпаемостью. Физический капитал будет ограничен уровнем научено-технического развития общества, а денежный капитал - объемом денежной массы, находящейся в обращении государства и уровнем инфляции. Предпринимательскими способностями обладают только 13% населения планеты, в этом проявляется редкость их таланта. Информация как фактор производства будет как минимум ограничена уровнем науки и образования в конкретной экономической системе. Помимо основных факторов производства, в экономической жизни большую роль играют такие факторы, как общая культура производства и потребления, наука, состояние нравственности, уровень правосознания. Производитель, опираясь на исходные доступные экономические блага, учитывая издержки производства - затраты производителя на приобретение и использование факторов производства и размер экономической прибыли (разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками), которая позволит оценить возможность существования предприятия, произведет тот товар, который будет максимально для него выгоден в условиях рыночной конкуренции.

Примером может служить Model N, пятая по счету модель компании Генри Форда, которая стала настоящим бестселлером производства и потребления. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра - огромный успех по меркам начала ХХ века. В Америке в то время 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой, но в среднем цена автомобиля составляла в 1900-х $1000 - фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. И ему это удалось, Форд создал не только дешевый, но и надежный автомобиль, который пользовался большим спросом у покупателей. Примером, может служить и компания «Мерседес», которая в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов отказалась от массового производства пятидверных дорогостоящих моделей и перешла к производству трехдверных моделей, что позволило, прежде всего, сохранить рабочие места на предприятии, не закрывать заводы, находящиеся на территориях других государств. И сохранить потребительский рынок.

Обратимся еще раз к другой части цитаты, в которой утверждается, что всего того, что хочется, иметь невозможно, поэтому приходится выбирать. Проблема экономического выбора важна не только для производителя, но и для потребителя. Готовность приобретать блага имеет две стороны: желание и возможность. Возможность связана с таким экономическим понятием, как спрос- готовность покупателя приобретать товары и услуги по определенной цене в определенный момент времени и в определенных количествах. Другими словами, спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. На величину спроса большое влияние оказывают и неценовые факторы. Примером может служить косметический рынок, который традиционно является одной из наиболее динамичных и прибыльных отраслей экономики.

Известно, что годовой объем косметического рынка до кризиса лета 1998 года эксперты оценивали в 3 млрд. долларов США. После кризиса эта сумма упала почти в два раза. Однако, кризис дал возможность отечественным производителям захватить лидерство. В результате произошло практически полное импортозамещение товаров средней ценовой категории. Здесь сыграл свою роль неценовой фактор. После кризиса, отечественные производители смогли преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика», предложив покупателям высококачественный продукт. Сегодня российская косметическая промышленность имеет отличные предпосылки для роста: в стране имеется развитая химическая промышленность, значительное количество специалистов и научных лабораторий. Помимо этого, национальные традиции заставляют женщин тратить значительные суммы на поддержание красоты. Климатические условия России требуют особого ухода за кожей, что создает дополнительные возможности для производителя, но и потребители всегда имеют возможность определится со своим выбором.

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в . В корпорацию также вошли издательство «Астрель», компания по оснащению образовательных организаций оборудованием «ДРОФА-новая школа» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень - 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии - областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 по обществознанию:

  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29 и внесены коррективы в систему их оценивания.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?

1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе