Новая методика подсчета баллов централизованного тестирования более объективна. Об этом заявил 31 октября на пресс-конференции в Минске директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк, пишет БелаПАН .

По его словам, новая методика представляет собой математическую систему, полностью исключающую человеческий фактор. Она применяется во всем мире уже давно, а с 2019 года ее начнут использовать и в Беларуси. Методикой пользуются более 6 тыс. образовательных учреждений в США, по ней оцениваются тесты при поступлении в шведские, финские, немецкие вузы, ее применяют мировые компании, в оценке теста IQ.

«Она предполагает более сложную обработку ответов, чем просто умножение на какой-то заранее известный коэффициент, - отметил Миксюк. - Методика сначала в процентном соотношении распределяет абитуриентов по первичным баллам, а далее, в соответствии с этим процентным распределением, преобразовывает первичные результаты в итоговый тестовый балл» .

Например, пояснил он, 10% абитуриентов получили 40 первичных баллов. «Учитывается статистическое распределение, сколько процентов абитуриентов получило 40 баллов, сколько - 50 и так далее. И в соответствии с этим распределением формируется окончательный тестовый балл. То есть, если данных 40 первичных баллов - это почти максимальный результат, то это будет, к примеру, 90 тестовых баллов» , - сказал глава РИКЗ.

На вопрос, почему новая система лучше традиционной, Миксюк ответил: «Это классический научный подход. Он позволяет определить уровень знаний объективно, вне зависимости от сложности теста или от других моментов» .

До определенного момента существующая методика подсчета баллов ЦТ всех устраивала, но потом возникли вопросы, почему такие низкие баллы получают абитуриенты, продолжил Миксюк. «Что это за балл - 12? И никто не мог ответить, что 12 баллов - это не реальная оценка знаний абитуриента, а рейтинговая оценка в конкретном тесте, - отметил он. - Если тест заменить на другой, то и результаты у абитуриентов будут совершенно другими» .

Миксюк сказал, почему простое присваивание определенных баллов за задания различной сложности хуже новой методики. «Это все субъективно. Один эксперт считает, что это задание не очень сложное, и устанавливает 3 балла, а для другого эксперта то же задание будет на 5 баллов, для третьего - 1 балл, - сказал он. - А во всем мире принято, что за тестовое задание дается 1 балл, а дальше - сколько и как - определяет методика. Здесь все справедливо. Те, кто знают хуже, не получат больше тех, кто знает лучше» .

По мнению Миксюка, во вступительной кампании 2019 года при новой методике подсчета минимальные пороговые значения баллов будут выше, чем в 2018 году. На сколько, он ответить затруднился.

Для прохождения ЦТ онлайн на сайте РИКЗ тесты с новой методикой оценки появятся до конца текущего года, пообещал Миксюк.

Абитуриентам, которые имеют высокие баллы в сертификатах ЦТ за 2018 год, волноваться не нужно, заверил глава РИКЗ. По его словам, новая методика никак не повлияет на результаты сильных абитуриентов, которые набрали высокие баллы по старой методике подсчета. «После 70-75 баллов что старая, что новая методика дают одинаковые результаты. Остальным, возможно, нужно попытаться пройти ЦТ еще раз и получить более высокие баллы» , - сказал он.

Средние баллы абитуриентов на тестировании значительно выросли, но не благодаря знаниям, а переводу первичных баллов в тестовые. Это вызвало критику и возмущение как со стороны учащихся, так и специалистов в области образования.

Изменилось не ЦТ, а система подсчета

Как рассказал Белсат известный педагог и репетитор по физике и математике Евгений Ливянт , предыдущая система точно отражала уровень подготовленности школьников. Теперь можно будет поступить, ничего не зная.

«Задания в тестах аналогичны прошлогодним. Но подсчет ведется иначе. Раньше было так: чем более простые задачи, тем меньше баллов. Сейчас все задания части А стоят одинаково. То же самое в части Б, что уже само по себе несправедливо. Во-вторых, мифическая таблица пересчета, которой не было. Например, если ученик набрал 1 балл, то есть решил самую простую задачу в части А, он набирает 9 баллов из 100. Две задачи – 18. А восемнадцати баллов достаточно, чтобы поступить в вуз, так как низшая граница – 15».

Евгений Ливянт добавляет: согласно теории вероятностей, каждый имеет шанс угадать на проходной балл.

«Если у меня в части А 18 задач, и в каждом задании 5 вариантов ответов, по теории вероятностей, если поставить все единицы или двойки, шанс угадать – 4-5 задач. Ранее за это можно было получить максимум 12 баллов. Сейчас это 31-36 баллов. Во многих вузах этого достаточно, чтобы поступить».

«Двоечников тянут до конца»

Изменения приняли осенью прошлого года. По мнению педагога, сделали это с одной целью: искусственно повысить баллы слабых учеников, чтобы потом не задавали вопросов, почему школьники ничего не знают.

«Система ЦТ была тем зеркалом, в которое было трудно смотреть Министерству образования, так как оно точно отражало очень низкий уровень знаний выпускников школ. Сейчас те, кто набирал 10-20 баллов, получает 30-60. Ранее угадать можно было баллов на 12. А теперь, не зная ничего, можно угадать и на 44 балла».

Специалист считает систему лицемерной и неискренней, прежде всего относительно хороших учеников.

«Чтобы поступить в вуз, мало набрать баллы на ЦТ. Учитывают средний балл аттестата. Предпочтение получили те, кто любыми средствами получил высокий балл аттестата. Система несправедливая и дискриминационная.

В последние годы все что ни делается, приводит к тому, чтобы у ответственных учеников возникло больше проблем. А у тех, кто ничего не делает, было меньше. Мои коллеги, преподаватели вузов, говорят, что в большинстве учреждений жесткое требование - не исключать. Двоечников тянут до конца».

Нововведения компрометируют всю систему ЦТ, уверен Евгений Ливянт.

«Прежде всего дискредитируют работу предыдущего руководства Республиканского института контроля знаний (РИКЗ). Это грозит стране в целом. Выпускники, получившие диплом неизвестно как, будут строить, лечить, обслуживать АЭС. Благодаря ЦТ была сломлена ужасная коррупция, которая процветала в 1980-2000 годах. Я боюсь, что нас ждет ее возвращение».

Эксперимент методом тыка

Руководитель проекта «Народный учебник» Сергей Ольшевский вместе с Евгением Ливянтом пытались доказать Министерству образования неверность изменений. На критику чиновники ответили, что проблемы не видят. Тогда Сергей Ольшевский решился на эксперимент: методом научного тыка выполнил тесты по русскому, математике, китайскому и физике.

«Минобразования не услышало аргументов о дырявости системы подсчета, так как любой человек с улицы без труда наберет проходной балл. Поэтому мы решили провести эксперимент. Результаты по русскому языку – 25 баллов – нас не очень удивили: это проходной балл на филфак и в два с половиной раза больше проходного балла на остальные специальности.

А результаты ЦТ по математике шокировали: я натыкал на 49 баллов! А средний балл по стране – 50 с копейками. То есть, человек с нулем в голове может набрать средний балл по стране и претендовать даже на бюджет».

«Работа на аттестат»

«Они думают даже об аннулировании моих результатов по физике и китайскому, хотя и оснований нет. Нижние баллы подняли, верхние опустили: это согласно анализу десятков нынешних результатов ЦТ по сравнению с прошлогодними. Важную роль имеет аттестат.

Из-за того, что верхняя планка снижена, в школах все будут «работать на аттестат». В последний день зачисления будет массовый перенос документов туда, куда ты поступить можешь. А эта информация перестает обновляться за три часа до окончания приема. Как говорил Ротшильд, кто владеет информацией, тот правит миром. И эта информация будет стоить денег, потому что так можно пройти на бюджет ».

Сергей Ольшевский считает, что в связи с нововведениями Беларусь ждут не самые приятные перемены.

«Делать беспредел и беззаконие не получается из-за того, что доступ к информации есть у всех. А если все умножить на закон об отсрочке, то из страны ожидается огромный отток парней. Скажу больше: мало Министерству обороны ситуации 2013 года, когда ЦТ показало, что многие ребята не смогли набрать проходного балла и уехали за границу учиться. Позже их искали через посольства».

Эксперимент belsat.eu

Редакция «Белсата» также решила «натыкать» свой результат в ЦТ. И вот что получилось. Уверяем вас: ни биологии, ни физики мы не знаем.

С 11 июня до 1 июля абитуриенты должны пройти тестирование по 17 гуманитарным и точным дисциплинам.


Вчера началась регистрация для участия в важном в жизни сегодняшних абитуриентов событии – централизованном тестировании. Завершится она уже 1 июня, а десятью днями позднее – 11 июня – ребят ожидает первый экзамен по белорусскому языку. Какой будет вступительная кампания-2019, поменяются ли экзаменационные задания и их структура, как набрать заветные сто баллов, а также возможно ли подсчитать количество набранных баллов самостоятельно – наши читатели смогли узнать ответы на эти вопросы во время прямой линии. Гостем редакции стал директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк.


Структура и содержание

– Скажите, поменяются ли с новой системой оценивания структура и содержание тестов?
В.Линькова, Лида

– Конечно, содержание поменяется, потому что не может один и тот же тест повторяться из года в год. Задания будут новыми, но структура теста, конечно же, останется неизменной, потому что она определяется спецификацией теста и утверждена Минобразования, определяется программой вступительных испытаний. Кроме того, и это неизменно, объем знаний, который мы проверяем, соответствует материалам школьного учебника, школьной программы.

– Станут ли задания тестов в этом году проще? Правда, что материала, который в учебниках идет «для ознакомления», в тестах не будет?
С.Петровский, Барановичи

– Чтобы хорошо и справедливо оценить знания абитуриентов, используется целый набор заданий пяти уровней сложности. Поэтому структура теста сохраняется: есть задания первого, второго, третьего уровней сложности. Есть очень трудные – четвертый и пятый уровни. Их количество сохранено. В этом плане в сравнении с прошлым годом все остается неизменным. Единственное, что хотел бы подчеркнуть: ведется постоянная работа по совершенствованию тестовых заданий, чтобы исключить дополнительные вопросы, помеченные в учебниках звездочкой. Над тем, чтобы даже формулировки заданий теста были близкими к учебной литературе. Вплоть до того, чтобы цветовая гамма картографического или другого иллюстрационного материала была знакома абитуриентам. Создаются комфортные условия, чтобы абитуриент мог продемонстрировать свои знания. Если речь идет о математике, цифры должны быть подобраны таким образом, чтобы вычисления легко производились в уме, поскольку калькуляторы можно использовать лишь на тестах по физике и химии.

– Чем задания на ЦТ в резервный день отличаются от заданий в основные дни?
А.Иванов, Минск

– В этот день абитуриент получит другой вариант заданий, нежели в основные дни. То есть речь не идет о том, что задания будут повторяться. Но это будет тест той же структуры, соответствующий школьной программе.

Зарегистрироваться для участия в резервный день можно будет в пункте регистрации в своем регионе, где комиссия рассмотрит документально подтвержденные уважительные причины. Традиционно пройдет тестирование в Белгос­университете. Чтобы принять участие в ЦТ в этот день, у абитуриента должен быть целый перечень веских оснований. Иначе можно пропустить год.

Впрочем, не все абитуриенты осуществляют правильную регистрацию и в основные дни. Не забывайте, в этом году она продлится по 1 июня. Потом база регистрации закрывается. Хочу также напомнить: регистрация заканчивается выдачей пропуска в пункт тестирования на конкретный предмет. Часть абитуриентов забывают произвести оплату и вернуться с удостоверяющим это действие документом, чтобы в обмен получить пропуск. Главный документ, чтобы записаться и пройти ЦТ, – это паспорт (вид на жительство или удостоверение беженца). На случай утери или кражи паспорта – справка в установленной форме из МВД. Не забывайте о сроке действия документов. И если он заканчивается, лучше позаботиться заранее. Конечно, об этом будут напоминать в пунктах регистрации.

Три решаем, пять в уме

– Это правда, что, решив, скажем, три задания, можно набрать 50 баллов из возможных 70 или 80?
И.Ливнев, Столин

– Нет, это неправда. Почему-то мы упорно пытаемся верить в чудо, а секрет успеха на тестировании – это упорный труд. И только тот, кто готовился, учился из года в год, системно повторил учебный материал, может показывать высокие результаты. Среднеподготовленный абитуриент вполне может набрать 50 баллов, но вы посмотрите, сколько еще остается возможностей до ста! Могу сказать, что сегодняшняя система подсчета баллов не только достаточно точно оценивает знания абитуриентов, но и эффективно ранжирует тестируемых по их результатам.

– Верно ли, что если результаты тестов вырастут, вырастут и проходные баллы?
А.Иваницкая, Пинск

– Можно сказать, что на те специальности, где проходные баллы были высокими, такими они и останутся. Абитуриент за тест больше ста баллов не наберет. Кроме того, как показала сравнительная оценка, и по прежней методике, и по новой высокие баллы у абитуриентов будут совпадать. Выше, чем в прошлом году, проходные баллы могут быть на те специальности, где они были невысокими.

– Правда ли, что с новой методикой оценивания выиграют слабые ребята, а отличники наберут те же самые 70-80 баллов, как и с предыдущей системой?
Л.Ивлева, Гродно

– Это установленный факт. Новая система оценивания, и это самое главное, более точно оценит знания и установит справедливость. Если человек, например, имеет средние знания, он получит положенные ему 50, а не 20, 30 или 40 баллов, как это могло быть раньше. Так что в области низких и средних значений баллы у абитуриентов объективно станут выше и будут соответствовать их знаниям. А вот начиная с 70-75 баллов оценки по старой и новой методикам практически совпадают.

– Изменится ли максимальное количество баллов, которое можно будет набрать при сдаче ЦТ? Если да, то насколько?
И.Константинов, Минск

Максимальный балл – сто, больше никто из абитуриентов не получит. Абитуриент, который справится со всеми заданиями и наберет максимальное количество первичных баллов, получит максимальную тестовую оценку – сто баллов. В этом плане ничего не изменится.

– Что может серьезно снизить баллы на ЦТ этого года?
В.Севко, Мозырь

– Ничего. Изменяется лишь формула, по которой эти баллы подсчитывают. Напротив, в этом году абитуриент сможет быть оцененным по максимуму. Если прежде были задания, которые оценивались крайними позициями, даже если ты их частично выполнил, сегодня мы имеем возможность оценить такой промежуточный результат, заложить его в контролируемые параметры. То есть даже при наличии одной ошибки в ответе, но если задание частично выполнено, новая методика позволяет такой ответ засчитывать.

Сами с усами

– Возможно ли самим приблизительно подсчитать результат после участия в ЦТ этого года?
Н.Ефремова, Минск

– Новая методика оценивания будет прозрачной настолько, что сам абитуриент, зная свои тестовые баллы, сможет подсчитать, какой процент ребят тест написали лучше его. Кроме того, сразу после статистической обработки результатов всех испытуемых в автоматическом режиме будет получена и представлена общественности на сайте РИКЗ переводная таблица первичных баллов в тестовые (за каждое задание установлен первичный балл), по которой абитуриент, не дожидаясь оповещения и будучи уверенным, сколько задач решил правильно, действительно сам сможет подсчитать свой тестовый балл.

– У ребенка есть инженерный калькулятор. Можно ли воспользоваться таким на централизованном тестировании по физике? Или стоит себя подстраховать и купить устройство попроще?
Г.Киндрук, Минск

– В соответствии с пунктом 60 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного постановлением Совмина № 714 от 6 июня 2006 года, при выполнении тестов по физике и химии «допускается использование калькулятора, который не является средством хранения, приема и передачи информации». То есть использовать калькуляторы с различным набором функций, в том числе так называемые инженерные, или «научные», не запрещено при условии, что среди этих функций отсутствует такая, как хранение, прием и передача информации. В данном случае речь идет о наличии в калькуляторе встроенной фото- или видеокамеры, а также возможности его подключения к другим устройствам при помощи Wi-Fi, Bluetooth и других для приема или передачи данных. При выполнении тестов абитуриентам понадобится вычисление лишь основных арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня). Так что будет достаточно простейшей модели калькулятора. Решение о допуске конкретного вычислительного устройства принимается организационной комиссией пункта проведения централизованного тестирования.

Сплошные плюсы

– Каковы главные плюсы вступительной кампании этого года?
Р.Лосев, Бобруйск

– Конечно же, то, что абитуриент получит более точную оценку своих знаний. Это несомненный плюс. И она объективно будет не меньшей, чем по старой методике. Кроме того, такая отметка будет корректно сопоставима со школьной. И, может быть, не для всех, но для большинства родителей автоматически отпадет вопрос: а почему тестовая отметка так сильно отличается от школьной? К тому же более корректным станет сравнение результатов ЦТ разных лет.

– С этого года знания абитуриентов оцениваются с использованием новой методики оценивания. Как она выбиралась из множества других? В чем ее преимущества?
Е.Дудин, Минск

– Во-первых, хочу сказать, что новая методика оценивания – это не изобретенная нами формула и имеет под собой серьезное научное обоснование, столетний опыт использования в разных странах мира. Все существующие сегодня методики оценивания делятся на классическую, как наша, и более молодую IRT-теорию, которая вводит понятие математически определенного измерения единицы знаний. Но мы сделали выбор в сторону классического направления, поскольку оно хорошо себя зарекомендовало. Во-вторых, преимущества такой методики в сравнении с ранжированием, которое осуществляла прежняя и которая была разновидностью процентной шкалы, в том, что сейчас мы имеем возможность не только ранжировать, но и более точно измерить знания абитуриентов в абсолютных величинах. Такой подход делает более корректным сопоставление результата, который абитуриент показывает на тестировании, с его школьными учебными достижениями. И это очень важно.

– Не планируется ли продлить срок действия сертификатов до 3 и более лет?
Е.Лазовская, Гомель

– Сегодня срок действия сертификата – 2 года. То есть если вы сдадите ЦТ в 2019-м, сертификат ЦТ будет действителен и в 2020 году. Это уже немало. Не факт, если человек с имеющимся сертификатом в этом году не поступил, с ним же поступит в следующем. Может быть, стоит подумать о том, чтобы подучиться и улучшить результат.

– Как вы относитесь к репетиторству? И насколько, на ваш взгляд, результат на ЦТ зависит от репетитора?
Н.Иваницкая, Лоев

– В последнее время очень много людей прибегают к услугам репетиторов. Но на самом деле, и это подтверждают примеры стобалльников, к экзаменам вполне можно подготовиться без посторонней помощи. Многие успешные ребята готовились к ЦТ самостоятельно. Другое дело, что это нужно делать на системной основе. А к экзаменам знания освежить. Штудируя школьную программу, сборники ЦТ, с помощью участия в репетиционном тестировании, дистанционном репетиционном тестировании на бесплатной основе, где можно не только проверить знания, но и отработать умение заполнения бланков ответов. Могу сказать, что традиционно результаты тех, кто проходит несколько этапов репетиционного тестирования, закрывая пробелы по знаниям, улучшаются. Тут важно трудолюбие, учитывая, как высоки ставки. Что касается количества участников репетиционного тестирования, можно сказать, что оно стабилизировалось. И это с учетом того, что количество выпускников школ уменьшается – не надо забывать о демографическом факторе. На протяжении последних двух лет на репетиционном тестировании ежегодно у нас сдают до 330 тысяч человекотестов за три этапа. Желаю успехов всем абитуриентам!

О ПРОВЕДЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Выдается ли бумага для рабочих записей (черновик)?

Во время проведения централизованного тестирования на всех экзаменах в учреждениях образования бумага для рабочих записей выдается абитуриентам в необходимом количестве.

Сможет ли пройти ЦТ десятиклассник?

Нет. Десятиклассник не имеет права участвовать в централизованном тестировании.

Можно ли пройти ЦТ без паспорта, предъявив нотариально заверенную копию?

Нет. На тестировании абитуриент должен иметь при себе оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

Можно ли выходить в туалет во время ЦТ?

Да. Вас проводят в туалетную комнату. Однако выход – это минус вашему времени, отведенному на тестирование.

Имеет ли право абитуриент делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов?

Замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания (см. гл. 7, п. 58 Положения о ЦТ).

Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в аудитории не рассматриваются.

На каком языке проводится централизованное тестирование по истории Беларуси?

Абитуриенты имеют право сдавать профильные вступительные испытания на белорусском или русском языке (по выбору).

Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать испытание по всемирной истории новейшего времени, кроме профиля (направления) специальности “исторический” (п. 16, гл. 3 Правил приема в вузы).

Засчитываются ли полуправильные ответы по русскому языку?
Да. В ЦТ по русскому языку засчитываются как полностью правильные, так и наполовину правильные ответы. Это касается только (!) заданий из части «A».
За правильный ответ абитуриент получает 100 % балла, за полуправильный – 20 %.
Полуправильными считаются задания, где отмечен один лишний ответ или не отмечен один нужный.
Примеры:
Правильные ответы – 2,4. Абитуриент отметил 1,2,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: отмечен один лишний ответ (1).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: не отмечен один нужный ответ (2).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 2. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечены два нужных ответа (1 и 4).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,3,4. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечен нужный ответ (2) и отмечен лишний ответ (3).
Ответы на задания из части «B» бывают только правильными или неправильными. Если в ответе из части «B» допущена хотя бы одна ошибка (например, вместо А1Б2В3Г4 написано А2Б2В3Г4), такой ответ считается полностью неправильным. То же самое касается ответов с орфографическими ошибками (например, неправильное суфиксальный вместо правильного суффиксальный).

Как оценивается вопрос, на который можно дать более одного правильного варианта ответа? (1) в случае, если даны не все правильные варианты ответов; 2) если даны правильный и неправильный варианты ответов?)
Вы, наверное, имеете в виду частично правильные ответы, которые у нас используются в тестах по русскому и белорусскому языкам. Даже если вы не смогли определиться со всеми верными ответами по конкретному заданию, компьютерная программа их учитывает. Но вы получите оценку несколько ниже, чем если бы выбрали все правильные варианты ответов. То же и в случае, если вы выбрали правильный и неправильный ответы.

Как рассчитываются баллы на ЦТ по русскому языку?
Каждое задание имеет коэффициент сложности. Этот коэффициент определяется не составителями теста, а абитуриентами. Если с заданием справились многие абитуриенты, у него низкий коэффициент сложности, и наоборот, высокий коэффициент сложности у заданий, которые удалось верно сделать лишь небольшому количеству абитуриентов.
Следовательно, у людей с равным количеством правильно выполненных заданий могут быть разные баллы. Если человек ошибся в простых заданиях, но правильно выполнил сложные, он получает больше баллов.

Если при ответе в части Б ответ дан с орфографической ошибкой, будет ли он засчитан?
Нет. Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Но вая методика подсчёта баллов принесла много переживаний абитуриентам 2019 года. Вопросы о том, как работает эта система, уже возникают и у абитуриентов 2020 года. Мы решили ответить на все самые волнительные вопросы, основываясь на информации из официальных источников.

В чём заключается суть новой методики? Чем она отличается от старой?

РИКЗ позиционировал новую методику оценки РТ и ЦТ как более лояльную к абитуриентам, чем прошлая. , а в случае с одной ошибкой начислялось всего 0,2 балла в вопросах с несколькими вариантами ответов. Также при старой методике стоимость задания зависела от его сложности: чем больше абитуриентов не выполняло задание, тем более «дорогим» оно оказывалось. Однако абитуриенты и преподаватели обнаружили ряд недостатков в новой системе: угадать правильный ответ стало легче, а более сильным абитуриентам сложнее получить баллы выше 90.

Теперь занижения баллов из-за того, что конкретное задание выполнило большое количество абитуриентов, не будет. Баллы начисляются за каждое правильно сделанное задание.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

В новой методике подсчёта баллов каждый вопрос РТ и ЦТ имеет свою стоимость (от 0 до 2 баллов) в зависимости от типа задания. Некоторые задания можно выполнить частично верно и получить 1 балл.

Из суммы баллов складывается первичный балл ЦТ, который математическим путём преобразуется в итоговый тестовый балл. При такой методике результаты РТ и ЦТ, по мнению РИКЗ, минимально отличаются от среднего балла по школьному предмету.

Более подробно о новой методике подсчёта результатов РТ и ЦТ

Новая методика используется на РТ?

Да, результаты репетиционного тестирования по всем предметам рассчитываются по-новому. Побывав на первом этапе РТ, ты получишь результат, рассчитанный по новой методике.


Что такое первичный балл?

Первичный балл — это сумма баллов за каждое верно выполненное или частично верно выполненное тестовое задание.

Что такое максимальный первичный балл?

Максимальный первичный балл — сумма первичных баллов, которую абитуриент может получить, если решит весь тест правильно. По новой методике оценки ЦТ каждое задание стоит максимум 2 балла. Например, в тесте по русскому языку 40 заданий, а максимальный первичный балл равен 80.


Получается, теперь за ЦТ по русскому можно получить максимум 80 баллов, а ЦТ по математике и физике — 42 балла?

Нет. Максимальный балл, который абитуриенты могут заработать на ЦТ, по-прежнему равен 100. Не стоит путать первичный балл с тестовым.

Что такое тестовый балл? Как первичные баллы переводятся в тестовые?

Тестовый балл — итоговый результат РТ или ЦТ. Первичные баллы переводятся в тестовые с помощью специальной формулы, которая известна только РИКЗ. После определения первичных баллов в автоматическом режиме выставляется тестовый балл по нормализованной шкале N (50; 16,667). Таблицу соответствия первичных и тестовых баллов можно найти на сайте РИКЗ в разделе ЦТ. Первичному нулю соответствует ноль тестовых баллов. Максимальный первичный балл равен 100 тестовым.


Сколько баллов теперь стоит каждое задание?

На РТ и в ЦТ каждое задание будет стоить от 0 до 2 первичных баллов. Для части А, где нужно выбрать только один верный ответ, первичный балл равен 0 или 1. В заданиях, где нужно выбрать несколько вариантов или установить соответствие, абитуриент получает 0, 1 или 2. В части В, где нужно вписать краткий ответ — 0 либо 2 балла.



Какой ответ считается частично верным? Существует ли какой-то лимит частично верных ответов для одного абитуриента?

Компьютер засчитает частично верным ответ, если абитуриент допустил одну ошибку. Например, когда в тесте по русскому языку абитуриент отметил номера 1, 3, 5, а нужно было 1, 3, задание засчитается как выполненное частично. А если в этом случае отметить 1, 3, 4, то ответ будет считаться неправильным, так как тут две ошибки (неправильно выбран ответ 4 и не выбран правильный — 5). Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой. Лимита на такие ответы не существует.

Это правда, что тестовые баллы отстающих и среднячков выросли, а баллы отличников фактически не изменились?

Это так. Разрыв баллов между слабыми и сильными абитуриентами сократился. Однако это почти не повлияло на их возможности поступить на выбранные специальности. Ребята с более высокими баллами прошли по конкурсу в первую очередь. А вот для абитуриентов со средней успеваемостью .


Я получила 91 балл за два неправильных ответа. Это 59 первичный баллов из 62. Мне кажется, что новая методика несправедлива по отношению к тем ученикам, которые хотят получить 85+ баллов. У тебя есть возможность написать ЦТ только на 91, 93, 98 и 100 баллов, других вариантов в промежутке 90−100 у тебя нет. Придётся сразу настраивать себя на сотку. Такая методика расстановки баллов несправедлива по отношению к тем, кто хочет получить высокий результат.

Валентина Щербакова, выпускница курсов подготовки к ЦТ в Адукар. Сдала ЦТ по биологии на 91 балл


Графики ранжирования баллов в зависимости от % выполненных заданий. М1 — старая система, которая мягко ранжирует слабых, неплохо — средних и жёстко — лучших учеников. М2 — новая система

Максимальный балл за РТ и ЦТ по русскому 80. Выходит, если я получу 40 первичных баллов, это будет 50 тестовых?

Нет, здесь не действует метод пропорции. Итоговый тестовый балл зависит от формулы, по которой первичный балл переводится в тестовый. Таблицу перевода можно посмотреть на сайте РИКЗ .

Зная тестовый балл РТ, ты можешь определить свое место в рейтинге абитуриентов прошлого года. Результат ты можешь сравнить с баллами абитуриентов прошлого года. Как это сделать, .

Будут ли ещё как-то модернизировать методику подсчёта баллов?

Многие абитуриенты и учителя . Существует проблема с высокой вероятностью угадывания правильного ответа. Также школьники с высокими баллами были недовольны маленьким разрывом баллов между успешными абитуриентами и теми, кто не готовился к ЦТ. В итоге средний балл ЦТ по всем предметам достиг 50 и проходные баллы в вузы на менее популярные специальности значительно выросли. Директор РИКЗ , которое позволит снизить вероятность угадать правильный ответ в заданиях ЦТ.

Правда ли, что можно решить 5 заданий из 30 и получить 50 баллов?

Такое может быть. На скриншотах ниже мы привели несколько примеров. Но обычно такие цифры можно увидеть только в математике и физике. В других предметах, где максимальный первичный балл выше, количество выполненных заданий и первичные баллы будут соотноситься иначе.


Можно ли как-то самостоятельно посчитать, сколько баллов ты смог бы получить по старой методике?

К сожалению, это невозможно. Для получения верного результата недостаёт множества переменных (в том числе значение весомости задания). .

Пороговые баллы в 2020 году подрастут? Когда они будут известны?

По словам директора РИКЗ Юрия Миксюка, . Какими они будут, абитуриенты узнают, скорее всего, весной.

В 2019 году проходные баллы в вузы сильно изменились. Будет ли такая же ситуация в 2020 году?

Как и прогнозировали, значительно изменились на непопулярные специальности. На специальностях с высокими проходными баллами (ближе к 400), кардинальных изменений не было. Во время вступительной кампании 2020 года можно не бояться.

ЦТ онлайн от Адукара считается по новой методике?

Тесты в по всем предметам считаются по новой методике. Выполнив экзамен, ты сможешь узнать приблизительный балл, на который ты можешь расчитывать на ЦТ в данный момент.

И наш совет напоследок: не зацикливайся на переживаниях о новой методике подсчёта баллов на ЦТ. Лучше сконцентрируйся на подготовке к вступительным экзаменам. Цель ЦТ осталась прежней — проверить, есть ли у тебя необходимая база знаний для дальнейшего обучения в университете. Мы уверены, что если ты серьёзно подойдёшь к подготовке к ЦТ, то сможешь набрать высокие баллы на тестах!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях