Наша планета постоянно находится в движении:

  • вращение вокруг собственной оси, движение вокруг Солнца;
  • вращение вместе с Солнцем вокруг центра нашей галактики;
  • движение относительно центра Местной группы галактик и другие.

Движение Земли вокруг собственной оси

Вращение Земли вокруг оси (рис. 1). За земную ось принимают воображаемую линию, вокруг которой вращается . Эта ось отклонена на 23°27" от перпендикуляра к плоскости эклиптики. Земная ось пересекается с земной поверхностью в двух точках — полюсах — Северном и Южном. Если смотреть с Северного полюса, то вращение Земли происходит против часовой стрелки или, как принято считать, с запада на восток. Полный оборот вокруг оси планета совершает за одни сутки.

Рис. 1. Вращение Земли вокруг своей оси

Сутки — единица измерения времени. Выделяют звездные и солнечные сутки.

Звездные сутки — это промежуток времени, в течение которого Земля обернется вокруг оси по отношению к звездам. Они равны 23 ч 56 мин 4 с.

Солнечные сутки — это промежуток времени, в течение которого Земля обернется вокруг своей оси по отношению к Солнцу.

Угол поворота нашей планеты вокруг своей оси на всех широтах одинаков. За один час каждая точка на поверхности Земли передвигается на 15° от ее первоначального положения. Но при этом скорость движения находится в обратно пропорциональной зависимости от географической широты: на экваторе она равна 464 м/с, а на широте 65° -только 195 м/с.

Вращение Земли вокруг оси в 1851 г. доказал в своем опыте Ж. Фуко. В Париже — в Пантеоне под куполом повесили маятник, а под ним круг с делениями. При каждом следующем движении маятник оказывался на новых делениях. Это может произойти только в том случае, если поверхность Земли под маятником поворачивается. Положение плоскости качания маятника на экваторе не изменяется, потому что плоскость совпадает с меридианом. Осевое вращение Земли имеет важные географические следствия.

При вращении Земли возникает центробежная сила, которая играет важную роль в формировании формы планеты и уменьшает силу притяжения.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843) . Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном — влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю (рис. 3).

Рис. 3. Действие силы Кориолиса

Действие силы Кориолиса распространяется на многие явления географической оболочки. Ее отклоняющий эффект особенно заметен в направлении движения воздушных масс. Под влиянием отклоняющей силы вращения Земли ветры умеренных широт обоих полушарий принимают преимущественно западное направление, а в тропических широтах — восточное. Аналогичное проявление силы Кориолиса обнаруживается в направлении движения океанических вод. С этой силой связана и асимметрия речных долин (правый берег обычно высокий в Севером полушарии, в Южном — левый).

Вращение Земли вокруг своей оси приводит также к перемещению солнечного освещения по земной поверхности с востока на запад, т. е. к смене дня и ночи.

Смена дня и ночи создает суточную ритмичность в живой и неживой природе. Суточный ритм тесно связан со световыми и температурными условиями. Хорошо известен суточный ход температуры, дневной и ночной бризы и т. д. Суточные ритмы происходят и в живой природе — фотосинтез возможен только днем, большинство растений раскрывают свои цветки в разные часы; одни животные активны днем, другие — ночью. Жизнь человека тоже протекает в суточном ритме.

Еще одно следствие вращения Земли вокруг своей оси — разница во времени в разных точках нашей планеты.

С 1884 г. был принят поясной счет времени, т. е. всю поверхность Земли разделили а 24 часовых пояса по 15° каждый. За поясное время принимают местное время среднего меридиана каждого пояса. Время соседних часовых поясов отличается на один час. Границы поясов проведены с учетом политических, административных и хозяйственных границ.

Нулевым поясом считается Гринвичский (по названию Гринвичской обсерватории под Лондоном), который проходит по обе стороны от нулевого меридиана. Время нулевого, или начального, меридиана считается Всемирным временем.

Меридиан 180° принят за международную линию измерения дат — условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки.

Для более рационального использования летом дневного света в 1930 г. в нашей стране было введено декретное время, опережающее поясное на один час. Для этого стрелки часов были переведены на один час вперед. В связи с этим Москва, находясь во втором часовом поясе, живет по времени третьего часового пояса.

С 1981 г. в период с апреля по октябрь время переводят на один час вперед. Это так называемое летнее время. Оно вводится для экономии электроэнергии. Летом Москва опережает поясное время на два часа.

Время часового пояса, в котором расположена Москва, — московское.

Движение Земли вокруг Солнца

Вращаясь вокруг своей оси, Земля одновременно движется вокруг Солнца, обходя круг за 365 суток 5 ч 48 мин 46 с. Этот период называется астрономический год. Для удобства считается, что в году 365 дней, а через каждые четыре года, когда из шести часов «накопятся» 24 часа, в году бывает не 365, а 366 дней. Такой год называется високосным, а один день прибавляют к февралю.

Путь в пространстве, по которому Земля движется вокруг Солнца, называется орбитой (рис. 4). Орбита Земли имеет форму эллипса, поэтому расстояние от Земли до Солнца не постоянно. При нахождении Земли в перигелии (от греч.peri - возле, около иhelios - Солнце) — ближайшей к Солнцу точке орбиты — 3 января расстояние равно 147 млн км. В Северном полушарии в это время зима. Самое большое расстояние от Солнца в афелии (от греч. аро — вдали от иhelios - Солнце) — наибольшем расстоянии от Солнца — 5 июля. Оно равно 152 млн км. В это время в Северном полушарии лето.

Рис. 4. Движение Земли вокруг Солнца

Годовое движение Земли вокруг Солнца наблюдают по непрерывному изменению положения Солнца на небе — изменяются полуденная высота Солнца и положение его восхода и захода, меняется продолжительность светлой и темной частей суток.

При движении по орбите направление земной оси не меняется, она всегда направлена в сторону Полярной звезды.

В результате изменения расстояния от Земли до Солнца, а также благодаря наклону земной оси к плоскости ее движения вокруг Солнца на Земле наблюдается неравномерное распределение солнечной радиации в течение года. Так происходит смена времен года, которая характерна для всех планет, у которых наклон оси вращения к плоскости ее орбиты (эклиптики) отличается от 90°. Орбитальная скорость планеты в Северном полушарии выше в зимнее время и меньше в летнее. Поэтому зимнее полугодие длится 179, а летнее — 186 суток.

В результате движения Земли вокруг Солнца и наклона земной оси к плоскости ее орбиты на 66,5° на нашей планете наблюдается не только смена времен года, но и изменение продолжительности дня и ночи.

Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года на Земле показаны на рис. 81 (дни равноденствия и солнцестояния в соответствии с временами года в Северном полушарии).

Только два раза в год — в дни равноденствия продолжительность дня и ночи на всей Земле практически одинакова.

Равноденствие — момент времени, в который центр Солнца при своем видимом годичном перемещении по эклиптике пересекает небесный экватор. Выделяют весеннее и осеннее равноденствия.

Наклон оси вращения Земли вокруг Солнца в дни равноденствий 20-21 марта и 22-23 сентября оказывается нейтральным по отношению к Солнцу, а обращенные к нему участки планеты равномерно освещены от полюса до полюса (рис. 5). Солнечные лучи на экваторе падают отвесно.

Самый длинный день и самая короткая ночь наблюдаются в день летнего солнцестояния.

Рис. 5. Освещение Земли Солнцем в дни равноденствия

Солнцестояние — момент прохождения центром Солнца точек эклиптики, наиболее удаленных от экватора (точек солнцестояния). Различают летнее и зимнее солнцестояния.

В день летнего солнцестояния 21-22 июня Земля занимает такое положение, при котором северный конец ее оси наклонен в сторону Солнца. И лучи падают отвесно не на экватор, а на северный тропик, широта которого равна 23°27" Круглые сутки освещенными оказываются не только приполюсные районы, но и пространство за ними до широты 66°33" (Полярный круг). В Южном полушарии в это время освещенной оказывается лишь та его часть, которая лежит между экватором и южным Полярным кругом (66°33"). За ним в этот день земная поверхность не освещается.

В день зимнего солнцестояния 21-22 декабря все происходит наоборот (рис. 6). Солнечные лучи уже отвесно падают на южный тропик. Освещенными в Южном полушарии оказываются участки, лежащие не только между экватором и тропиком, но и вокруг Южного полюса. Такое положение продолжается до дня весеннего равноденствия.

Рис. 6. Освещение Земли в день зимнего солнцестояния

На двух параллелях Земли в дни солнцестояния Солнце в полдень находится прямо над головой наблюдателя, т. е. в зените. Такие параллели называются тропиками. На Северном тропике (23° с.ш.) Солнце стоит в зените 22 июня, на Южном тропике (23° ю.ш.) — 22 декабря.

На экваторе день всегда равен ночи. Угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня там изменяются мало, поэтому смена времен года не выражена.

Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

Полярный день — период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга у полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе — 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня — в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга — 22 декабря.

Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.

Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи. Белые ночи — это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) — с 13 мая по 30 июля.

Сезонный ритм в связи с годовым движением прежде всего сказывается на освещенности земной поверхности. В зависимости от изменения высоты Солнца над горизонтом на Земле выделяют пять поясов освещенности. Жаркий пояс лежит между Северным и Южным тропиками (тропиком Рака и тропиком Козерога), занимает 40 % земной поверхности и отличается наибольшим количеством приходящего от Солнца тепла. Между тропиками и Полярными кругами в Южном и Северном полушариях находятся умеренные пояса освещенности. Здесь уже выражены сезоны года: чем дальше от тропиков, тем короче и прохладнее лето, тем длиннее и холоднее зима. Полярные пояса в Северном и Южном полушариях ограничены Полярными кругами. Здесь высота Солнца над горизонтом в течение года низкая, поэтому количество солнечного тепла минимально. Для полярных поясов характерны полярные дни и ночи.

В зависимости от годового движения Земли вокруг Солнца находятся не только смена времен года и связанная с ними неравномерность освещенности земной поверхности по широтам, но и значительная часть процессов в географической оболочке: сезонная смена погоды, режим рек и озер, ритмика в жизни растений и животных, виды и сроки сельскохозяйственных работ.

Календарь. Календарь — система исчисления длительных промежутков времени. В основе этой системы лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. В календаре используют астрономические явления — смену времен года, дня и ночи, изменение лунных фаз. Первый календарь был египетский, созданный в IV в. до н. э. С 1 января 45 г. Юлий Цезарь ввел Юлианский календарь, которым пользуется до сих пор Русская Православная Церковь. Вследствие того что продолжительность юлианского года больше астрономического на 11 мин 14 с, к XVI в. накопилась «ошибка» в 10 суток — день весеннего равноденствия наступал не 21 марта, а 11 марта. Эта ошибка была исправлена в 1582 г. указом Папы Римского Григория XIII. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. День весеннего равноденствия вновь был возвращен на 21 марта, и календарь стал называться Григорианским. Он был введен в России в 1918 г. Однако он тоже имеет ряд недостатков: неодинаковая продолжительность месяцев (28, 29, 30, 31 день), неравенство кварталов (90, 91, 92 дня), несогласованность чисел месяцев по дням недели.

(каждая мировая эпоха завершалась своим потопом) в преданиях ацтеков:
В конце Четвертого Солнца (Солнца Воды или Атонатиу), длившегося 312 лет, Тескатлипока наслал на землю дождь, который не прекращался. « В течение многих дней шел дождь, и землю затопило. Вода унесла растения, животных и людей. Те люди, которые остались в живых, превратились в рыб.
Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части
» (А.Н. Фанталов «История и мифологии Мезоамерики»).
В последний год Солнца Чальчиутликуэ, продолжавшегося 312 лет, «с
неба лилось такое огромное количество воды и в таком избытке, что сами небеса упали, и воды унесли всех живших масегуалей (людей – А.К.) и из них были созданы все виды существующих ныне рыб; и так перестали существовать масегуали и само небо перестало существовать, так как оно упало на землю » («Истории мексиканцев по их рисункам»).
Кодекс Чимальпопока упоминает о воздымавшихся в период между Четвертой и Пятой эпохами красных горах, скорее всего, вулканах, из которых изливалась лава: «
Небо приблизилось к Земле и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой. Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а «тетзонтли» [пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики] кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета ».
В «Легенде о Солнцах» и «Истории Мексики» ацтеков утверждается, что Четвёртое Солнце продолжалось не 312, а 676 лет и завершилось «обрушением небес» и потопом, который длился целых 52 года. «
В один день небо провалилось, и они погибли… Это Солнце называется 4 вода; время, в течение которого сохранялась вода, было 52 года ». «Люди» превратились в рыб. « А как они погибли: они были задавлены водой и превратились в рыб ». С начала потопа мир пребывал во мраке.
О потопе и сопровождавшем его мраке повествуют и многие южноамериканские легенды.
Согласно мифам инков, аймаров и других южноамериканских индейцев, Вира Коча решил уничтожить первое неудавшееся человечество - великанов . Он ниспослал на них сильнейший потоп под названием Уну-Пачакути («водная перемена эпох»), который продолжался 60 дней.
Во время этого потопа скрылись под водой почти все следы пребывания на Земле первых людей ).
В гимнах Вира Коче, записанных боливийским историком и поэтом Хуаном Сантакрусом Пачакути Ямки Салькамайгуа, употребляется термин
«ананкоча», что означает «море сверху». По мнению П. Матвеева (2006), это может свидетельствовать о том, что источники потопа находились наверху - на небе.
Вот что сказано о потопе в «Богах и людях Уарочири» Франциско де Авилы:
«
В далекие времена этот мир оказался перед угрозой исчезновения… Мать-Море решила выйти из берегов и разлиться, подобно водопаду…». Вода достала вершин самых высоких гор. «…через пять дней вода стала убывать. Высохшая часть начала покрываться растительностью. Море отступало все дальше, а когда оно ушло, и положение дел прояснилось, то оказалось, что оно погубило всех людей. Только тот, кто остался в живых на горе,… снова стали размножаться, и, благодаря ему, род человеческий существует и поныне».
Хосе де Акоста в «Естественной истории инков и их нравов» (1590) писал:
«Индейцы говорят, что все первые люди утонули во время потопа, а потом из великого озера Титикака появился Вира Коча, который остановился в Тиауанако , где тогда можно было видеть руины древних и очень странных зданий…». Появившись, Вира Коча создал солнце, луну и звезды.

В преданиях индейцев хопи также говорится, что остатки третьего мира до сих пор лежат под толщей океанов.

Эта информация согласуется с преданиями индейцев, живущих около развалин Тиауанако , рассказывающих о том, что Великий город был построен до ужасной катастрофы, названной Чамак-Пача или Эпохой Тьмы и сопровождавшего ее потопа Уну-Пачакути.
В «Пополь-Вух» майя о потопе сказано немного, но емко. Недовольные своим вторым (или третьим) творением, боги вновь уничтожили, разрушили, сломали и убили деревянные фигуры. Кроме того, «
был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий ».
О всемирном потопе также упоминается и в преданиях многих других народов.
Так, согласно японским легендам, когда боги Идзанами и Идзанаки стали сооружать срединный столб Земли и раскручивать вокруг него небо (и здесь), Земля, подобно медузе, носилась по морским волнам. Похожая информация содержится в шумерском мифе «О горе Небес».
Согласно германо-скандинавским мифам , кровь убитого великана Имира создала первый всемирный потоп. В нем утонуло почти все потомство Имира, инеистые великаны , кроме двух - Бергельмира и его безымянной супруги; они и возродили род великанов .
В славянских преданиях сообщается, что Сварог залил водой горящую Землю - Персть и из разрушенного, погибшего мира создал новый мир и новую природу.
Согласно иранским преданиям, потоп - дело рук Анхра-Манью, разбившего небесную сферу и внедрившегося в наш мир.
В китайских и индийских, как и американских, преданиях, говорится не об одном, а о нескольких всемирных потопах. Потопом рассматриваемого периода, скорее всего, был потоп, сопровождавший битву бога воды Гунгуна и бога огня Чжужуна или, по другим легендам, легендарного императора Чжуань-сюя из китайской мифологии, во время которой сломалась небесная опора, повредился или обрушился небесный свод, по планете «прокатились» сильнейшие землетрясения, извержения вулканов, пожары и наводнения, Нюйва вылепила людей из глины, а Фуси передал им знания.
О том, что этот потоп произошел на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох (при их приведении в соответствие с преданиями ацтеков), а не раньше, как я написал в книге, может свидетельствовать обучение Фуси людей разведению домашних животных, охоте, рыболовству и приготовлению мясной пищи на огне. Ведь, согласно ацтекским кодексам, обитатели первых четырех миров были вегетарианцами , и им незачем было убивать животных и есть мясо.
Если этот потоп случился в эпоху Чжуань-сюя, как повествуют некоторые китайские предания, то отнесение его к рубежу Четвертой и Пятой мировых эпох становится еще более очевидным. Ведь во времена Чжуань-сюя прекратилось сообщение между небом и землей и люди больше не смогли подниматься на небеса
, а свет и тьма стали последовательно чередоваться.
В индийской мифологии потоп рассматриваемого периода больше всего похож на потоп,
«когда в давние времена умножились бессчетно живые существа, (и) Земля изнемогла под бременем гор и лесов и расплодившихся на ней тварей. Она не вынесла этого бремени и, провалившись в недра Паталы (подземного мира – А.К.), погрузилась там в воду» («Вишну-пурана»). Вытаскивая Землю из воды, Вишну пришлось вступить в бой с бороздившим просторы океана демоном Хираньякшей или Хаягривой, который напоминает Гунгуна . А сам Вишну похож на Чжужуна из китайской мифологии.

Потеря Землей водно-паровой оболочки

Потеря Землей водно-паровой оболочки (и ), о существовании которой над ней в палеогене я писал в работе «Золотой век был в палеогене » и потоп – это две стороны одной медали. Поэтому мне достаточно лишь подтвердить, что основной (продолжавшийся 52 года, по терминологии ацтеков) потоп на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох был вызван разрушением водно-паровой оболочки, а не гигантской волной цунами за счет изменения положения оси вращения Земли (хотя такое смещение, наверняка, тоже было).
На это указывают практически все ацтекские предания , в которых утверждается, что потоп был связан с нескончаемыми дождями: «с неба лилось такое огромное количество воды и в таком избытке, что сами небеса упали», «дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю», «само небо перестало существовать, так как оно упало на землю ».
В славянских предания х Сварогова цикла также говорится, что небесный бог Сварог залил водой горящую землю.
Ну и, конечно, о разрушении водно-паровой оболочки свидетельствует употребленный
боливийским историком и поэтом Хуаном Сантакрусом Пачакути Ямки Салькамайгуа термин «ананкоча или «море сверху», которое было источником потопа.
О том, что существовавшая прежде над Землей водно-паровая оболочка дала трещину, по-видимому, говорится и в греческом мифе о Фаэтоне :
« О, величайший из богов, Зевс-громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели должно погибнуть царство брата твоего Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри, Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворцы богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный хаос? О, спаси от огня то, что еще осталось! ».
Еще один – на мой взгляд, довольно весомый довод в пользу существования над Землей во время катастрофы водно-паровой оболочки, которая дала трещину, содержится в иранском предании о появлении Ахра-Манью и его воинства демонов . Согласно ему, Анхра-Майнью ворвался на Землю, разбив небесную сферу , а за ним хлынули полчища дэвов и паирик. Созданные им кометы, метеоры и планеты внесли всеобщий хаос, нарушая упорядоченность движения звезд. А затем на нашу планету хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и т.д.).

Предание об Анхра-Манью добавляет в описание катастрофы на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох ацтеков (при их приведении в соответствие с преданиями ацтеков) еще одну пикантную особенность, на которой я подробно остановился в трех своих книгах - появление на Земле космических агрессоров , которые стали изменять порядки на Земле. Об этом также говорится, как минимум, в индийских, китайских, славянских и скандинавских преданиях

Отделение неба от земли и его подпорка «столбами». Появление нового неба, ветра, облаков и дождей

В одном из древнейших шумерских мифов о горе Небес и Земли говорится, что когда-то небеса и земля были слиты, и не было ни растительности, ни рыб, ни животных, ни людей. Существовал лишь один океан, заполненный вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Намму произвела из себя Ану (Небо) и Ки или Нинхурсаг (Землю), которые поселились на вершине и у подножья мировой горы и через некоторое время соединились узами брака. Ки родила Энлиля («Господин ветра, воздуха», «Владыка-ветер»), наполнившего все вокруг могучим дыханием и семерых других сыновей, давших свет, тепло, влагу, рост и процветание. Затем у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Ана – Ануннаки. И стали они соединяться друг с другом, как мужчины и женщины. И рождались у них сыновья и дочери, внуки и внучки
После этого Ану и Энлиль разорвали гору и создали небо в виде свода и землю в виде диска с горами и ущельями. Ану избрал себе небо, а землю оставил Энлилю, который стал наполнять ее дыханием жизни. Появились облака, травы и деревья, животные и птицы. Братья и сестры Энлиля осветили и согрели Землю. Затем Энлиль построил в самом центре земли город Ниппур. В нем поселились боги и стали жить без забот и печали. Старость, войны, преступления, горе и печали были неведомы им.
Этот миф, казалось бы, как нельзя лучше описывает события, происходившие на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох ацтеков. Тем не менее, он, скорее всего, не относится к этому периоду, а характеризует более раннюю катастрофу , о чем я писал в книге «Земля до потопа – мир колдунов и оборотней ». Впрочем, в этом нет ничего удивительного, так как многие происходившие на Земле глобальные катастрофы были похожи друг на друга как две капли воды.

В египетской мифологии, несмотря на ее значительно более скрытый от непосвященных характер, также можно найти несколько мифов, характеризующих время отделения неба от земли, появления нового солнца и установления нового мирового порядка . Это, прежде всего, миф «Pa продолжает творить мир», в котором бог Ра (старое Солнце) передает свой земной трон богу Гебу (новому Солнцу):
«
Сын мой Шу (бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума – А.К.), встань под дочерью моей Нут (богиня неба – А.К.). Возьми её на голову свою, да поддержишь ты её.
Шу исполнил повеление Владыки. После этого Ра призвал к себе Геба и объявил, что передаёт земной трон ему».

Это также миф о «Ладье вечности, свите Ра и дневному плаванию по небу». В нем говорится, что когда бог Солнца Ра покинул людей и вознёсся на небо, богиня Маат установила новый мировой порядок.
Отныне и навсегда земной мир со всех сторон окружила цепь высоких гор, поддерживающих небесную реку - Нут, и по небесной реке боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад; а ночью Ладья по подземному Нилу, протекающему через Дуат, возвращалась с запада на восток, к месту восхода Светила.
Даже непосвященные в египетские тайные учения могут заметить, что в этих двух мифах говорится о времени появления нового солнца (старое солнце - Ра покинул людей и вознесся на небо), нового неба со звездами и Млечным путем (небесная река – Нут) и изменении направления движения светила на восточно-западное.
Еще одной вариацией египетского мифа на эту же тему является миф о «Вознесении Ра – Солнца на небеса»:
«
Что ж, будь по-твоему, владыка, - печально согласился Нун ( воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен – А.К.) и, помолчав, обернулся к сыну. - Сын мой Шу , - сказал он, - будь отцу твоему (Ра – А.К.) [поддержкой], защити его. А ты, дочь моя Нут, - обратился он к богине неба, - подними его.
- Как это, отец мой Нун? - удивилась богиня Нут. - Превратись в Небесную Корову, и
Шу поднимет тебя так же, как поднимал, когда разрывал объятия брата твоего Геба, отделяя небеса от земли .
Нут превратилась в корову, и бог Солнца поместился на её спине, собираясь взлететь ввысь
В германо-скандинавской мифологии также есть сюжет о создании новых неба и земли. Он является частью мифа об убийстве потомками великана Бури - предводителем богов-асов Одином и двумя его братьями Вили и Ве - первого инеистого великана Имира. Убив Имира, они сотворили из него мир: из мяса- сушу, из крови- воды, из костей- горы, из зубов- скалы, из волос- лес, из мозга- облака, из черепа- небесный свод (а до этого, как и по шумерским, индийским, японским и другим мифам, " Земля плавала в воде ").
На этом создание нового мира не закончилось.
Каждый из четырёх углов созданного небесного свода новые боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный- Нордри, в южный- Судри, в западный- Вестри и в восточный- Аустри (по-видимому, это говорит о том, что раньше ветра не было).
Предания об отделении земли от неба есть и у ацтеков. Например, уже знакомый миф в его изложении в «Истории и мифологии Мезоамерики» А.Н. Фанталова:
«
В течение многих дней шел дождь, и землю затопило... Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части. Тогда четверо главных богов собрались опять для того, чтобы поднять небо. Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в большие деревья (подпорки под небо – А.К.), а остальные боги помогли им поставить небо на свое место…
Когда воды отступили, небеса снова были подняты на прежнее место Тескатлипокой и Кецалькоатлем
».
О подпорках под небо говорится и в греческом предании о посещении Гераклом Сада Гесперид :
«
Много еще пришлось встретить Гераклу на своем пути опасностей, пока достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел герой на могучего титана, державшего на своих широких плечах весь небесный свод….
Геракл встал на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи Геракла

Еще один миф об отделении неба от Земли, содержащийся в древнеиндийских "Ригведе" и "Ахтарваведе" приведен в работе П.Олексенко "Древнеиндийские легенды о сотворении мира и пахтанье океана " - это миф о принесении в жертву первосущества великана Пуруши и создании мира из его тела. Его расчленили на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации: глаз Пуруши стал солнцем, дыхание - ветром, пуп - воздушным пространством, голова - небом, ноги - землей, уши - сторонами света. Согласно иранской «Авесте», еще один первочеловек Йима был распилен пополам, и из его тела был сотворен мир.


Создание нового неба и мирового порядка, по-видимому, отражено и в греческом мифе про Стикс, которая жила на западе – границе мира света и тьмы. К ней залетала Ирида. Ирида в древнегреческой мифологии считалась олицетворением и богиней радуги, дочерью бога морских чудес Тавманта и океаниды Электры, а также женой Зефира – Ветра. Но ветер, облака, дожди и радуга появились только в новом мире.
Таким образом, в мифе о Стикс мы наблюдаем пересечение двух временных отрезков: 1) Земля, состоявшая из светлой и темной половин и 2) новый мир с ветром, дождями и радугой. Как мы уже знаем, они разделялись катастрофой на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох (при их приведении в соответствие с преданиями ацтеков).

Оледенение


Еще одним часто упоминаемым результатом рассматриваемой катастрофы было покрытие земли льдом .
Согласно скандинавским и германским легендам , которые, согласно преданиям большинства народов, появились на рубеже рассматриваемых эпох.
В скандинавских и германских сказаниях также упоминаются прямые потомки инеистых великанов, ледяные великаны - огромные люди с серебристой ледяной бородой и шевелюрой - под руководством Хрюма, которые жили в Нифльхейме.
Нифльхейм существовал вместе с располагавшимся южнее него Муспельхеймом («огненной землей»)ещё до появления всего живого. А как я уже говорил, первым живым существом в германо-скандинавской мифологии считается великан Имир. Это означает, что «все живое» появилось в период катастрофы , когда землю уже покрывали льды.
В пользу этого говорит и легенда о происхождении самого великана Имира. Когда лёд Эливагара подошёл близко к царству огня Муспельхейму, он стал таять. Искры, вылетавшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Существование одновременно огненной бездны и льда почти определенно указывает на время катастрофы.
О превращении земли в лед говорится и в другом скандинавском предании - о последней битве Рагнарек богов с великанами и чудовищами (волком Фенриром, мировым змеем Ёрмунгандом, их отцом Локи, огненным великаном Суртом, инеистыми великанами и др.). Суша, ранее поднятая из моря, погрузилась в него обратно,
лед и огонь, уничтожили вселенную.
Время, когда Земля покрылась ледяным панцирем, упоминается и в иранских преданиях об Анхра-Манью, который создал в нашем мире зиму и холод. «Когда Анхра-Майнью наслал неистовый разрушительный мороз », он также завладел «одной третью неба и закрыл его тьмой», в то время как наползающие льды сжимали все вокруг.
Наконец, нельзя не вспомнить о славянском предании Сварогова цикла, согласно которому Сварог после победы над бунтовщиками во главе с Денницей поднял свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью.
Как можно видеть из вышеизложенного, все предания о «превращении Земли в кусок льда» происходят от северных народов (славяне, скандинавы) или от народов, которые пришли с севера (древние иранцы – арии). На основании этого можно предположить, что льды покрывали северную часть суши и не были характерны для тропических и экваториальных широт.

Превращение обитателей предыдущего мира «в камни»

Еще одним и, пожалуй, последним результатом рассматриваемой катастрофы, который я встретил всего в нескольких преданиях, было лишение обитателей прежнего мира возможности двигаться.
Так, в «Пополь-Вух» майя говорится, что после появления солнца, луны и звезд старые боги (их главенствующая роль в старом мире неоднократно подчеркивается в книге) Тохиль, Авилиш и Хакавиц и все хищные животные (большое количество змей, ягуаров, пум и ехидн) и белые чудовища, жившие на деревьях, были превращены в камень, благодаря чему современное человечество уцелело.

Что творилось на Земле во время катастрофы при смене миров? Ответ дает «Пополь-Вух»

В заключении характеристики катастрофы при смене старого мира на новый хочу еще раз привести фрагмент из «Пополь-Вух» , который описывает, что происходило на Земле при смене Третьего и Четвертого миров (Четвертой и Пятой или, по некоторым преданиям, Третьей и Четвертой мировых эпох ацтеков) и уничтожения второго – деревянного – человечества:
« Облачно и сумрачно было тогда на поверхности Земли (после гибели второго человечества – А.К.) , Солнца еще не существовало. Но, тем не менее, было (на Земле) существо, звавшееся Вукуб-Какиш (злобное существо – отец титанов Кабракана и Сипакны, появляется в эпосе еще до сотворения солнца – А.К.) , и был он очень надменным. Небо и земля, правда, существовали, но лики Солнца и Луны были еще совершенно невидимы.
И (Вукуб-Какиш) сказал: "Поистине, они -
ясный образец тех людей, которые потонули, и их природа есть природа сверхъестественных существ "….
И вот Вукуб-Какиш имел двоих сыновей: первый назывался Сипакна, второй же - Кабраканом. А мать этих двух носила имя Чимальмат, жена Вукуб-Какиша.
Этот Сипакна играл с огромными горами, как с мячом: с горой Никак, с горой Хун-Ахпу, Пекуль, Нашка-Нуль, Макамоб и Хулиснаб. Вот имена гор, которые существовали, когда появилась заря; в одну-единственную ночь они были созданы Сипакной.
И Кабракан также заставлял дрожать горы; благодаря ему большие и малые горы плавились. Вот каким образом сыновья Вукуб-Какиша провозглашали о своей гордости
. "Слушайте, я есть солнце!" - говорил Вукуб-Какиш. "Я тот, кто создал землю!" - говорил Сипакна. "Я тот, кто создал небо и заставил землю дрожать!" - говорил Кабракан.
Вот каким образом сыновья Вукуб-Какиша следовали примеру своего отца и его предполагаемому величию…. Ни наша первая мать, ни наш первый отец не были тогда еще созданы». Предания и гипотезы о лунном кролике, пахтанье океана, раскрутке небесного свода, происхождении Луны и связи Луны со смертью и бессмертием - описание катастроф на рубеже Третьей и Четвертой и Четвертой и Пятой мировых эпох, приобретения Землей современного вида и появления современного человека - Homo Sapiens ", которая дополняет эту работу, а также серию моих работ "Эпохи развития человечества в мифологиях майя, науа и ацтеков " в разделе "Пять мировых эпох и человечеств майя, науа и ацтеков "

Читайте также мою работу о времени существования над Землей водно-паровой оболочки "Палеоцен-эоцен - "золотой век" человечества "

С того момента, как перестала оспариваться теория шарообразности Земли и её вращение вокруг Солнца и собственной оси, стало понятно, что вся поверхность нашей планеты не может освещаться солнечным светом одновременно. Время суток меняется на земной поверхности последовательно и постепенно (что, собственно и является сменой часового пояса). Астрономическое время зависит от того, в какой момент Солнце находится в зените, а в разных точках земли это происходит не одновременно.

В былые времена, в астрономической разнице во времени суток не было никакой проблемы. В любом населённом пункте мира, время определялось по Солнцу: когда оно находится в самой верхней точке – наступает полдень. Изначально главные городские часы сверялись с этим моментом. Ни о каком часовом поясе никто и не думал. И никого особенно не волновал тот факт, что между несколькими довольно близко расположенными городами разница во времени могла составлять 15 минут.

Однако под влиянием технического прогресса, времена и быт изменились. «Разнобой» со временем стал настоящей головной болью, в частности, для тех, кто пользовался железнодорожным транспортом. Поскольку стандартных часовых поясов ещё не существовало, для точного соответствия расписанию нужно было с пересечением каждого меридиана передвигать стрелку хронометра на 4 минуты. Да за этим просто невозможно уследить!

Железнодорожники столкнулись и с ещё более тяжёлой проблемой – диспетчерские службы толком не могли рассчитать время нахождения поезда в конкретной точке движения. А это уже попахивало не то что опозданиями, а столкновениями и крушениями составов.

Выход найден – создание часовых поясов

Идея навести порядок с синхронизацией времени, впервые пришла в голову англичанину Уильяму Хайду Волластону, более известному своими открытиями в области химии металлов. Решение было очень простым – химик предложил на территории всей Великобритании установить единый часовой пояс – по Гринвичскому меридиану. Железнодорожники сразу ухватились за эту мысль, уже с 1840 года начали переходить на единое «лондонское» время. В 1852 году уже начали регулярно по телеграфу передавать сигналы точного времени.

Однако вся страна перешла на время по Гринвичу лишь в 1880 году, когда был издан соответствующий закон.

Английскую идею почти сразу же взяли на вооружение американцы. Однако тут была одна загвоздка – территория США во много раз больше Британских островов, и в штатах ввести единый часовой пояс по всей стране просто невозможно. Поэтому в 1883 году страну поделили на 4 зоны, в которых время отличалось на час от соседней. Так и появились, собственно, первые четыре часовых пояса – Тихоокеанский, Восточный, Горный и Центральный.

Несмотря на то, что железные дороги уже пользовались поясным временем, многие города отказывались переводить стрелки своих часов в соответствии с новым декретом. Последним это сделал Детройт в 1916 году.

Ещё на заре возникновения системы часовых поясов, «отец» канадских железных дорог Сэнфорд Флеминг начал пропагандировать теорию о том, что необходимо всю планету поделить на 24 часовых пояса. Идея была политиками и даже учёными с ходу отвергнута, её посчитали утопией.

Однако уже в 1884 году на специальной международной конференции в Вашингтоне разделение Земли на 24 пояса таки произошло. Однако, надо сказать, что некоторые страны проголосовали против такого решения, в частности, и российский представитель – начальник Пулковской обсерватории Струве. Мы присоединились к системе мирового времени лишь в 1919 году.

Часовые пояса России

На изображении ниже представлена актуальная карта часовых поясов России:

Во время сильных и средних по интенсивности солнечных вспышек на Земле, как правило, наблюдаются следующие явления:

1. Эффект Мёгеля-Деллинджера, заключающийся во внезапном прекращении радиосвязи на частотах от 5 до 20 МГц (от 15 до 60 м) через дневную половину земного шара.

2. Полное прекращение отражений от ионосферных слоев и усиление поглощения радиоизлучения космических источников на волнах 10-15 м.

3. Внезапное усиление атмосферных помех или сигналов от очень удаленных станций на очень длинных волнах ( км).

4. Понижение высоты ионосферного слоя D.

5. Усиление потока мягкой составляющей космических лучей на поверхности Земли с небольшим запозданием против начала вспышки (см. § 6).

6. Эффект Форбуша, заключающийся в значительном ослаблении на 5-10 дней интенсивности космических лучей после того, как наступит вызванная вспышкой магнитная буря (см. выше).

7. Магнитные бури, наступающие обычно не позднее двух суток после вспышки, но чаще всего через 17-21 час.

8. Полярные сияния, обычно совпадающие по времени с магнитными бурями, и другие ионосферные возмущения.

Первые четыре эффекта связаны с электромагнитным солнечным излучением, так как они начинаются практически одновременно с оптически наблюдаемой вспышкой. Усиленный поток ультрафиолетовых лучей значительно (на 15 км) понижает нижнюю границу ионосферы до такого уровня, где плотность газа велика, а радиоволны (все, кроме км) теряют свою энергию и затухают вместо того, чтобы отражаться. Для эффектов явления (2) особенно эффективно распространение ионизации ниже слоя Е. Снижение высоты D-слоя связано с большим усилением рентгеновского излучения короны во время вспышки (см. § 6).

Длинные волны лучше отражаются от снизившегося D-слоя и этим объясняется эффект (3). В данном случае речь идет не только о сигналах, идущих от станций, но и от тропических штормов, что усиливает шумы.

Правильное понимание солнечных воздействий на ионосферу очень важно для планирования трасс радиопередач на очень дальние расстояния. Хотя точно предвидеть солнечные вспышки невозможно, приближенные и вероятностные предсказания на этот счет вполне реальны. Для этой цели необходима непрерывная сслужба Солнца» - непрерывные наблюдения фотосферы, хромосферы и короны Солнца, которые ведутся сетью станций, опоясывающих весь земной шар.

Эффект (5) мы рассмотрели уже достаточно подробно ранее. Эффекты (6), (7), (8) тесно связаны друг с другом. Все они указывают на корпускулярные потоки разной энергии, исходящие из областей солнечной активности, особенно из мест вспышек. Космические лучи распространяются со скоростью, практически не отличающейся от скорости света. Запаздывание начала магнитных бурь говорит о движении корпускул со скоростью 600-1600 км/с. То, что речь идет здесь о корпускулах, доказывается появлением линий и в спектре полярных сияний, смещенных против нормального положения в фиолетовую сторону на 10-35 А, а это указывает на скорость вторжения от 450 до 1500 км/с (а в исключительных случаях до 3000 км/с). О том, что здесь заряженные частицы, говорит их различное поведение на разных геомагнитных широтах: магнитные силовые Линии поля Земли доходят до нижней атмосферы и поверхности Земли лишь у магнитных полюсов Земли, т. е. в высоких географических широтах. Именно там и наблюдаются чаще всего полярные сияния. Частицы сравнительно малой энергии (от 80 до 300 кэВ) не в. состоянии преодолеть магнитного поля Земли поперек его силовых линий, а могут двигаться только вдоль них вблизи полюсов. И поток частиц, дающий смещенную линию , первоначально состоит из протонов солнечного происхождения, которые, проникая в ионосферу Земли, захватывают электроны; последние переходят на все более низкие орбиты, и при переходе с 3-й на 2-ю излучаются . Для объяснения магнитных бурь предложено несколько гипотез. Одна из них (Чепмен и Ферраро, 1931, 1940), наиболее распространенная, предполагает, что во время вспышки из короны выбрасывается сгусток плазмы, в целом нейтральный. Когда этот сгусток вторгается в магнитное поле Земли, в нем естественно индуцируются токи. Магнит ное поле Земли тормозит сгусток, а магнитное поле последнего сжимает магнитные силовые линии земного поля, что означает начало магнитной бури. Сгусток обтекает Землю и магнитные силы плазмы производят дифференциацию зарядов, так что вокруг Земли на расстоянии около пяти радиусов образуется гигантский кольцевой ток, индуцирующий главные магнитные возмущения на протяжении всей бури.

Дополнительное поле пришедшего сгустка плазмы и созданного им кольцевого тока ставит добавочные препятствия для проникновения космических лучей на поверхность Земли, что и проявляется в эффекте Форбуша (6).