Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Научиться писать без ошибок довольно не просто, ведь русский язык считает самым сложным во всем мире. Вместе с тем, такие трудности в изучении открывает большие возможности применения разных приемов, украшают письменную и устную речь.

Первое с чего следует начать - это орфография. Любой , содержащий различные красочные метафоры с массой орфографических ошибок, будет смотреться несерьезно. Довольно часто встречаются люди, имеющие несколько высших образований, которые все же допускают ошибки в тексте. Как правило, причиной такого явления отсутствие своевременного изучения русского языка. Базой правильной письменной речи стало именно отсутствие орфографических ошибок.

Для того чтобы украшать вашу речь красивыми метафорами, следует очень много . Только чтение позволит вам бессознательно воспринимать и запоминать основные, а в будущем и специальные приемы в . Изучать можно все - периодические издания, газеты, журналы, современные и классические . В любом из них вы почерпнете именно то, что вам необходимо. И уже через некоторое время, вы заметите свой – понимаемый и грамотный язык.

Произношение вслух поможет вам научиться без ошибок. Это позволит значительно уменьшить орфографических ошибок. Таким образом, вы сможете контролировать логическую целостность всего текста.

Инструкция

Поставив себе цель научиться , не поленитесь заглянуть в книжный магазин и купить учебное по . Например, будет неплохо начать с книги, обобщающей все правила, которые в с 5 по 9 . В таком пособии будет собрано большинство самых основных правил морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации и других разделов грамматики . Тщательно проработав такой учебник, вы решите для себя много вопросов правописания.

Если вы ежедневно проводите в Интернете час-другой, будет полезно всякий раз, когда возникает сомнение в написании того или иного слова или словосочетания, проверить себя на справочно-информационном портале портале «ГРАМОТА.РУ» по адресу www.gramota.ru . На главной странице вы сможете проверить слово сразу в нескольких словарях , а в разделе «Справка» задать ответ специалистам портала, или найти ранее заданный вопрос на интересующую вас тему.

Набирая текст в документах Word, в целом, можно ориентироваться на встроенную проверку орфографии и пунктуации, однако, следует знать, что офисный пакет Microsoft «знает» далеко не все русские слова и правила. Поэтому, проверяйте спорные слова и с помощью словарей или портала «ГРАМОТА.РУ».

Как только ребенок начинает учиться выводить свои первые буковки, педагоги в школе совместно с родителями хотят научить его писать без ошибок. Но не все дети одинаковые, и кому-то с легкостью дается правописание, а кто-то не может справиться даже с самыми простыми словами.

Инструкция

В первую очередь, не нужно ссылаться на то, что грамотность передается по наследству. Грамотность нужно развивать, а для этого необходимо очень постараться.

Видео по теме

Обратите внимание

Очень часто причиной неправильного правописания у детей служит страх совершить ошибку. В этом случае необходимо больше заниматься с ребенком, чтобы он чувствовал себя увереннее и не боялся ошибиться.

Полезный совет

При обучении ребенка правильно и грамотно писать рекомендуется советовать ему, проговаривать про себя то, что он хочет написать. В этом случае еще включается и слуховая память.

Несмотря на то, что для учащихся средних школ разработаны многочисленные методики обучения грамотной письменной речи, грамотность "хромает" порой у вполне прилежных учеников. Способность орфографически верно передавать слова на письме зависит, увы, не только от того, насколько добросовестно ученик подходит к учебному процессу. Впрочем, расстраиваться школьникам и их родителям не стоит - выход есть.

Вам понадобится

  • -подборка книг, способных заинтересовать школьника;
  • -полчаса свободного времени ежедневно, чтобы обсудить с ребенком прочитанное;
  • -возможность наблюдать за успехами ребенка в освоении грамотной письменной речи.

Инструкция

Подберите увлекательную детско-юношескую литературу, которая не показалась бы ребенку школьных лет скучной, и при этом была бы написана полноценным, богатым и разнообразным . Стоит, конечно, отталкиваться от того, каким образом выстраивает свою учебную политику преподаватель литературы, но место для небольшого объема "внеклассного" чтения в любом случае должно найтись. Наша цель - регулярность, небольшое количество неутомительного текста на каждый день.

Подготовьте ребенка к тому, что он будет ежедневно проводить какое-то время с книгой, причем не в добровольно-принудительном порядке, а наверняка по его собственной воле - ведь как отказаться от такого удовольствия? Постарайтесь вспомнить моменты из своей собственной биографии, когда чтение доставляло вам действительно настоящее наслаждение, и поделитесь воспоминаниями со школьником. Главное здесь - подготовить и создать благоприятные условия для ежедневного занимательного чтения, всё последующее окажется делом техники.

Постарайтесь с того самого момента, как ваш ребенок (племянник, ученик, - подопечный) начнет ежедневно иметь дело с небольшим количеством интересного печатного текста, постоянно вести наблюдение за его правописанием. Интересуйтесь текущими отметками по , знакомьтесь с его диктантами, проверенными и оцененными учителем. На основании этих данных и пытайтесь выводы о подвижках и той пользе, которую приносит небезразличному вам чтение.

Старайтесь экспериментировать над жанрами и стилями произведений, которые по вашему мнению должны увлекать ребенка. Хотя среднего школьного возраста рекомендован более или менее стандартный набор классических произведений литературы, вкусы вашего питомца могут оказаться просто непредсказуемы. Коль скоро речь у нас сейчас идет не об эстетическом воспитании, а о повышении уровня грамотности, то для достижения последней цели можно поступиться и некоторыми стереотипными педагогическими принципами. В любом случае, если ребенок будет регулярно проводить хоть какое-то время с книгой, ошибок в его тетрадях по должно меньше.

Видео по теме

Полезный совет

Ни в коем случае не навязывайте ребенку свои предпочтения в области художественной литературы - ваша цель сейчас просто расположить его к чтению, какого бы рода это чтение ни было.

Помните, что для развития зрительной памяти важна именно систематичность в чтении, то есть читать необходимо понемногу каждый день.

Связанная статья

Источники:

  • Орфографическая грамотность учащихся

Считается, что человека можно назвать грамотным в том случае, когда он знает все правила русского языка. Тем не менее, нередко люди, никогда не учившие правил, пишут без ошибок, а те, кто прилежно зубрил учебники русского языка в школе, оказываются неграмотными. Чтобы правильно писать, необходимо уделять внимание не только правилам, но и другим способам улучшения грамотности.

Инструкция

Пользуйтесь словарями и справочниками. Когда бы вам ни встретилось незнакомое или выражение, найдите его значение, поинтересуйтесь происхождением. Используйте новые как можно чаще. Но не увлекайтесь – большое количество напыщенных, сложных и непонятных выражений в речи не сделают вас . Цель пополнения словарного запаса – научиться точно подбирать наиболее подходящее к данному контексту слово. Точно слов, в которых вы не уверены, с помощью словарей. Обращайтесь к словарям , чтобы избегать повторов.

Каждый раз, когда вам нужно что-нибудь написать – тренируйтесь. Тщательно проверяйте и редактируйте написанное. Перечитывайте текст несколько раз, подумав о том, насколько точно и выражена мысль, будет ли она понятна читателю, как можно сформулировать то же значение более четко и кратко. Отсеивайте все лишнее из текста. Сверьтесь с правописанием сложных слов в словаре, обратитесь к правилам пунктуации, если не уверены в расстановке знаков . Все эти рекомендации применяйте не только к текстам, которые будут другие люди - электронные письма, смс- или высказывания на форумах, но и к своим записям в дневнике, ежедневнике, к пометкам и заданиям.

Читайте больше. В современной жизни человек уделяет мало внимания книгам, предпочитая массовой информации. Классическая художественная литература, научные труды и статьи в журналах и газетах помогут улучшить грамотность и обогатить словарный запас. Визуальная информация тренирует память, благодаря чему улучшается правописание.

Полезный совет

Если у вас нет словарей, пользуйтесь электронными версиями, которые можно найти в интернете.

Источники:

  • Как повысить грамотность речи

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.

Инструкция

Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.

Замечательным образцом русской письменной речи творчество Константина Георгиевича Паустовского. Если в вашей домашней библиотеке нет его книг, скачайте их электронные версии в одной из сетевых библиотек.

Читая книги Паустовского, прислушивайтесь к звучанию речи классика. К ее певучести, мелодичности, ритмике. Правильная письменная речь стихам – должна литься гладко, плавно, с паузами в нужных местах, подчеркивающими ее ритм. Правильная ритмика текста является основой грамотной письменной речи.

Начните овладевать правильной ритмикой с написания простых фраз из нескольких слов, затем объединяйте эти фразы. Например: «Стоял погожий день. Легкий ветерок доносил запах цветущей акации». Сначала объедините эти фразы без запятой (это неправильно): «Стоял погожий весенний день легкий ветерок доносил запах цветущей акации». Согласно правилам, надо разделить запятой, так как в каждом из них есть подлежащее и . Но если вы просто прислушаетесь к ритмике фразы, то уловите паузу в том месте, где должна быть . Научившись чувствовать ритмику фраз, вы сможете правильно расставлять знаки пунктуации, не задумываясь о правилах.

Чтобы овладеть ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как чтец произносит фразы, в каких местах он делает пунктуационные паузы. Когда будете писать свои тексты, вслушивайтесь в их звучание и ставьте в логически вытекающих из ритмики звучания местах.

Используйте программы-тренажеры, позволяющие повысить письменной речи, их можно найти в интернете. Такие программы позволяют проверять различные аспекты грамотности, есть возможность выбирать сложности. Поработав с подобными программами, вы сможете значительно улучшить качество письменной речи.

Есть дети, которые с самого начала обучения письму практически не делают ошибок. Учителя их хвалят, а родители менее грамотных одноклассников ставят в пример своим детям и надеются, что и их ребенок научится писать столь же хорошо и правильно, как отличница Таня. Между тем одного только примера соседки по парте здесь недостаточно. Развить языковое чутье у ребенка можно, но для этого понадобится комплекс мер.

Вам понадобится

  • - книги;
  • - компьютер с текстовым редактором;
  • - аккаунт в социальной сети;
  • - «Эрудит» и другие игры с буквами;
  • - сборник подвижных игр на внимание;
  • - настольно-печатные игры;
  • - преподаватель иностранного языка.

Инструкция

Развивайте фонематический слух ребенка . Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.

Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.

Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.

Свои мысли, хронику событий или описание чего-либо. Старайтесь знать вводить читателя в курс дела, отвечать на вопрос: о чем рассказывается в статье. Заключение же подводит итог тому, что было изложено в статье.

Игры в слова

Чтобы время в очереди, дороге или в процессе любого другого ожидания не пропадало зря, а проходило максимально интересно и полезно, можно играть в слова. Это могут быть рифмы, игры в города, просьба называть слова, начинающиеся с определенных слогов, или составлять предложения, в которых каждое слово начинается на определенную букву алфавита.

Кроссворды

Во многих детских журналах имеются разнообразные кроссворды для детей разных возрастов. Не нужно ими пренебрегать, поскольку кроссворды отлично тренируют мозг и помогают делать речь грамотной.

Общение с родителями

Дети учатся говорить с помощью родителей, поэтому родительская речь должна всегда быть максимально грамотной. Если ребенок допускает ошибки, нужно его поправлять ответным предложением.

Игры в слова на бумаге

Новые слова и правила должны запоминаться не только на слух, но и визуально. Для этого лучше всего подходят словесные игры с помощью букв, написанных или напечатанных на бумаге. Например, виселица, «Поле чудес», составление коротких слов из одного большого, змейка – написание длинной цепочки слов, каждое слово из которой будет начинаться на последнюю букву предыдущего.

Постеры и плакаты на стене

Во время обучения чтению ребенок регулярно должен обращать внимание на буквы, чтобы они лучше запоминались. А вместе с буквами будут запоминаться и новые слова, что приведет к увеличению словарного запаса. На стенах можно развесить различные постеры и плакаты, на которых имеются изображения и подписи к ним. Темы могут быть самыми разными – от цветов и животных до видов транспорта и геометрических фирм. Такие плакаты станут идеальным помощником для соотношения визуального образа с тем, слово.

Словари

У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».


Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в .

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.

Видео по теме

Совет 18: Как самостоятельно улучшить грамотность письма

С ростом доступности интернета расширяются возможности общения в этой действительно всемирной сети. Так здорово общаться с разными людьми, узнавать что-то новое, вести бизнес. Однако, при этом очень важно вести переписку грамотно. Как самостоятельно повысить уровень своей грамотности, расширить словарный запас?

Даже если вы плохо учились в школе и по русскому языку в аттестате имеете слабую "3" (что, чаще всего, соответстует объективной оценке "2"), будучи взрослым человеком можно значительно подтянуть грамотность письма, научится выражать свои мысли оригинально, интересно.

Читайте!

Начните с произведенй великих писателей - учитесь у них, ищите оригинальные выражения, редкие слова. Заставьте себя прочитывать хотя бы по рассказу (небольшой повести или главе романа) в день. Если вы не знаете значения некоторых слов, обязательно ищите их в толковом словаре.


Полезный совет: человек, который много читает, достаточно быстро начинает писать грамотнее, однако, чтобы еще ускорить этот процесс, длинные и сложные слова прочитывайте несколько раз, медленно, желательно вслух.


Хочу обратить внимание читателя на следующую проблему: в книгах, изданных после 2000 года, ошибок намного больше, нежели в советских. Постарайтесь выбирать книги, изданные до 1980-90 г.г.

Пишите!

Разумеется, научится писать грамотно без тренировки не получится. Разделите "писательство" на несколько этапов. Начните с текстов, затем начните устраивать себе диктанты (попросите помощи у родственников, знакомых или пишите с аудиозаписей книг). После того, как в текстах количество допускаемых ошибок значительно сократится, переходите к изложениям (обращайте внимание не только на грамотность, но и на логику изложения информации, художественные достоинства вашего текста). Помните, что сложность текстов, с которыми вы работаете, должна постепенно расти.


Полезный совет: идеальный вариант на этапе письменных тренировок - найти помощника, который вам составит компанию, будет диктовать, проверять ваши тексты. Небесполезна и обратная ситуация - проверка чужого диктанта, изложения.


После тренировки на чужих текстах, переходите на создание своих. Начните, к примеру, вести дневник, писать

», призванная напомнить нам о существовании орфографии и пунктуации. По этому случаю в новом выпуске образовательной рубрики «Новые знания» мы вместе с экспертами разбираемся, существует ли врождённая грамотность и как её развить, если с рождения всё-таки не повезло.

А что такое грамотность? На мой взгляд, это история не только про -тся/-ться
и отсутствие запятых. Это и выразительность речи: уместная стилистика, понятная лексика, способность видеть второй (метафорический) смысл текста, работать словом как инструментом, передавать эмоцию и отношение. Грамотность - признак образованности и маркер, который определяет профессиональную и общественную деятельность человека.

А вот степень «врождённости» напрямую зависит от любви к литературе и навыка чтения. Чтобы стать грамотным, достаточно быть начитанным: много, а главное, систематически читать, расширять словарный запас. Тогда вкупе
с интересом к содержанию срабатывает и зрительная память.

Никто не станет грамотным оттого, что знает все правила и ничего, кроме учебников, не читает. Даже изощрённые приёмы обучения тут не помогут.
Люди пишут «заЯвление» о приёме на работу не потому, что «безударная гласная в корне, ищем проверочные слова», а потому, что сотни раз видели это слово на бланках и не один раз писали его. Причина проблемы - в противоестественной системе обучения грамотности. Она тяжела и скучна для детей и вызывает у них лишь отторжение.

Разумеется, правила тоже нужны, чтобы понимать логику правописания, но сама методика их усвоения должна быть принципиально другой. Для этого в том числе есть мнемонические рифмы. Как запомнить правильное ударение в склонении слова «договОры»? Придумали стих: «Мы не жулики, не вОры, подписали договОры». Для взрослого этого более чем достаточно.

Так как мы чаще всего работаем с корпоративным сектором, я вижу большую проблему не в орфографии с пунктуацией, а в неспособности формулировать мысли, определять уместный стиль общения, писать на живом, человеческом языке, оставаясь при этом в рамках этических норм конкретной среды. Типичных ошибок очень много, и касаются они не только орфографии и пунктуации, но и стилистики, значения употребляемых слов и даже неуместного использования капслока:«Доброго времени суток», «С надеждой на понимание
и быстрый отклик», «договорА», «квАрталы», «попушить», «зафакапить» и так далее.

Повсеместно люди считают устную и письменную речь без ошибок признаком образованности. При этом все в разной степени толерантны. Часть людей считает, что главное - донести мысль, тогда можно простить другие ошибки. Другие уверены, что излишняя эмоциональность, длинные письма и небрежность оформления - явный признак либо неуважения, либо невежества.

Что читать

Марина Королёва

«Чисто по-русски »

Почти настоящий учебник, только написанный доступным языком. Журналист и филолог Марина Королёва разбирает слова и выражения, в которых мы чаще всего делаем ошибки. Правила она сопровождает занятными историями из жизни, чтобы запомнить их можно было быстрее и легче.

Нора Галь

«Слово живое и мёртвое »

Книга, которая внесла значительный вклад в борьбу за чистоту русского языка. Переводчица и редактор Нора Галь разбирает писательские и речевые ошибки, которые мы допускаем, даже не задумываясь. Подойдёт и тем, кто думает, что говорит правильно.

Что читать и смотреть в интернете

Подготовка к диктанту

Оперативно восполнить пробелы в знаниях можно и на сайте «Тотального диктанта». За шесть видеоуроков предлагается вспомнить правила пунктуации при однородных членах и вводных словах; правила написания корней и приставок, частицы «не» с прилагательными, а также другие моменты, на которых чаще всего спотыкаются участники. Для закрепления материала после каждого урока есть несколько коротких заданий.

«10 мифов о русском языке»

Серия материалов «Словарный запас»

Ежемесячные колонки популяризатора русского языка Ксении Турковой, в которых она разбирает важные явления и популярные мемы с точки зрения лексикологии. Например, в последних выпусках можно узнать, как пишется слово «кипеж», а также о появлении «кадыринга» и феномене слова «Шарли».

Лекция Ирины Левонтиной
«Норма и избирательность»

Ещё одна возможность улучшить свой русский - доступные лекции специалистов о тонкостях языка. На этой встрече лингвист Ирина Левонтина говорит о том, насколько по-разному люди воспринимают слова, как меняются языковые нормы и почему слова «сосуля», «кушать» или многие уменьшительно-ласкательные формы так раздражают.

Где учиться в Москве

курс

«Устойчивая грамотность»

Полноценный курс из 12 занятий, на которых слушателям помогут улучшить навыки орфографии и пунктуации. Программа включает в себя два уровня сложности в зависимости от результатов вступительного теста. Участники занимаются по разработанным специально для программы учебникам и рабочим тетрадям, а проходят занятия два или три раза в неделю -
в общем, всё серьёзно.

образовательный центр «Интенсив»

СКОЛЬКО

24 000 рублей

Курс

«Русский без ошибок »

Обучение в «Специалисте» в большей степени посвящено проблемным моментам в русской грамматике: использованию знаков препинания, слитному и раздельному написанию слов, построению словосочетаний и предложений, ошибкам в управлении и родах существительных. Слушателей обещают научить не только грамотной письменной речи, но и устному языку.

центр компьютерного обучения «Специалист»

СКОЛЬКО

3 900 рублей

курс

«Скорая помощь по русскому языку »

Для тех, кто не любил русский в школе и до сих пор не уверен в правильном написании -ться и -тся, есть интенсивный курс школы Capable People. За шесть часов здесь обещают освежить ваши знания и пройтись по самым сложным случаям русской грамматики.

ГДЕ
школа Capable People

CКОЛЬКО
5 000 рублей за одно занятие

Курс

«Русская грамотность »

Ещё одна основательная программа для тех, кто решил всерьёз заняться своей грамотностью. За два месяца здесь обещают рассказать чуть ли не всю школьную программу по орфографии и пунктуации, параллельно развив у слушателей языковое чутьё.

ГДЕ
сеть школ иностранных языков Alibra

СКОЛЬКО
1 600 рублей за одно занятие

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7-10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Учимся

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает... И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Обсуждение

02.12.2017 15:36:44, Rezada

Очень хорошая и поучительная статья. Молодым мамам очень пригодится, да и не только им, а многим другим, которые хотят, что бы их дети хорошо учились и знали свой родной язык.

Комментировать статью "Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки"

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Как выучить школьную программу по русскому языку быстро. Правила русского языка, грамотность школьника. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо...

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. 9 способов и веселые запоминалки. Мнемотехника. Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания...

За полтора месяца выучил русский так, как никогда до этого в школе, восхищался каждым занятием - предмет в сильной школе был провальный с самой началки - фонетический разбор уже с шести лет тренировали до посинения, а далее с 4...

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Русский язык для самостоятельного изучения. Как искать репетитора?

Раздел: Учебники (лучшиая книга правила русского языка). Посоветуйте сборник правил по русскому для нач. Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки.

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Эх, то-то я смотрю, вы растерялись чегой-то.Эт правильно, с мамы надо начинать, если хотите по - русски научится.

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса.

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. У меня - врожденная грамотность!“ - рассказывает психолог Андрей Соколов. - Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность.

Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Грамотность школьника. У нас с дочерью это произошло к 6 годам. В моем детстве язык в спецшколе начинали учить во втором классе, т.е в 8 лет.

По русскому языку у меня среднее образование, по-этому спорить с автором программ и учебников по русскому языку не берусь и просто хочу немного шпрехаю,а если родители учили другой язык?Короче я недовольна,но выбора у нас нет.Будем и дальше по ней учиться."

Задали на выходные выучить правило. Выучить -то выучил, а вот понять никак. У нас вообще с русским не очень-то, а как до разбора по составу, падежей доходит, и теперь до склонений, вообще, вылезай-приехали. Честно говоря, сильно нервничаю. Подскажите что-нибудь - книгу...

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Русский язык: грамотный ребенок – как? Правила русского языка: учить в игре. Грамотность школьника. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Нужно выбрать учебник. Русский язык у нас только разговорный, живем не в России.Девочка умеет читать и писать,но нужна грамматика и развитие речи.Посоветуйте,плиз,учебник и автора, грамотного учителя русского мы найти не можем, придется учить самим.Наверное...

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Причины безграмотности: Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи - Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность.

Помогите пожалуйста объяснить ребенку (дочкиной подружке) иностранке, изучающей русский язык разницу между 1 и 2 спряжением глаголов. Я своей лично абсолютно русской дочери это объясняла по аналогии с глаголами 1-2-3 групп во франц яз (спряжение французских...

По русскому языку (учебник Разумовской, 7 класс) ребенок столкнулся с новшеством (в предыдущем учебнике Барановой, Ладыженской ничего подбного не было) - транскрипция русского языка. Причем в учебнике может с помощью транскрипции написано целое...

В русском языке сказуемое далеко не всегда выражено глаголом, а глагол - не всегда сказуемое, подлежащим может быть любая 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого! Как заставить ребенка учить английский язык? Ответ очень прост: не надо...

В русском языке действует принцип восходящей звучности. На практике выглядит так: 1. Обозначаем звуки по степени звучности 4 - гласный Деление на слоги и другое. Моего учили в первом классе так: прокричи это слово, как будто ты в лесу и громко-громко кричишь, как будто...

У нас в классе (3-й класс, обычная школа) училка по русскому начала плавный переход от тетрадей в узкую косую линейку к широкой. Раздала всем тетрадки (пока только для классных работ), для домашних остались в узкую линейку.

Русский язык: как стать грамотным. 9 способов и веселые запоминалки. Внимание - включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? Можно не знать правила русского языка и писать грамотно, а можно знать и писать кое-как. Правила и грамотность - вещи разные.