1. Целью конференции была координация действий на 1944 год и обсуждение вопросов послевоенного устройства мира.

2. Среди главных решений конференции – определение даты и места открытия второго фронта.

3. Споры разгорелись относительно места высадки англо- американских войск. Черчилль предлагал высадку на Балканах, Сталин – в Северной Франции, откуда открывался самый короткий путь к границе Германии. Рузвельт поддержал Сталина.

4 – 11 февраля состоялась новая встреча «Большой тройки» в Ялте – Крымская конференция. На конференции, прежде всего, был рассмотрен вопрос о будущем Германии .

Было решено добиваться безоговорочной капитуляции Германии с ее последующей оккупацией. При этом кроме СССР, США и Англии, зону оккупации должна была получить и Франция. Дальнейшую судьбу Германии было решено обсудить позже. Признано было необходимым взыскать с Германии репарации. СССР добился окончательного признания союзниками своих новых границ на западе, но согласился включить в состав просоветского правительства Польши представителей лондонского правительства и сделать его коалиционным. Была подписана декларация об освобожденной Европе, в которой содержалось обязательство обеспечить ее народам создание «демократических убеждений по их свободному выбору». Был определен порядок работы будущей ООН – преемницы Лиги Наций. В годы войны Англия потеряла 1\4 национального богатства.

1. На первых после войны парламентских выборах 26 июля 1945 года Англичане поддержали лейбористскую партию, которая четко сформулировала свою главную задачу - создать в Великобритании «государство благоденствия», и отвергли консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем, делавших в предвыборной кампании упор на то, что они - организаторы победы над Германией и хранители величия Великобритании.

2. Впервые в истории лейбористская партия получила абсолютное большинство мест в палате общин парламента, ее лидер Клемент Эттли сформировал правительство. Лейбористы в новой программе «Заглянем в лицо будущему» обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка. Консервативная партия взяла под защиту свободу частного предпринимательства и выступила против национализации.

3. Подвергнув резкой критике лейбористов, консерваторы избегали брать на себя конкретные обязательства по многим вопросам внутренней и внешней политики. \

4. Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростанций, части сталелитейных предприятий, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной связи и радиосвязи. Национализация преследовала цели укрепления государственно - монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках.


5. Лейбористы провели реформу, предусматривающую оказание бесплатной медицинской помощи населению. Лейбористы добились ограничения полномочий палаты лордов британского парламента, большая часть мест, в которой принадлежала наследственным пэрам Британии. Отныне она не имела права отклонять законы, принятые палатой общин, она лишь могла отложить на 1 год вступление этих законов в силу.

6. В июле 1948 года было подписано двустороннее соглашение о реализации «плана Маршалла» в Англии. возросла зависимость английской экономики от США. «План Маршалла» ограничивал развитие тех отраслей промышленности, которые конкурировали с американской индустрией. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 года девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта понизилась с 4.03 до 2,8 доллара Благодаря увеличению сбыта военно-стратегического сырья в связи с войной с Кореей Англия накопила в 1950 году некоторый запас золота и долларов. Поэтому лейбористское правительство решило по истечении 1950 года отказаться от американской «помощи» по «плану Маршалла».

В 1948 году английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951 году производство превысило почти на 1\3 показатели 1937 года. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) так и не достигли к 1951 году довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и в 1951 годах) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 году четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства.

В 1951- 1952 годах сельскохозяйственное производство увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии. Англия по-прежнему покрывала за счет импорта. Реформы лейбористов не вызвали улучшения экономического положения. Скорее наоборот. Налоги выросли, в стране сохранялась карточная система распределения. В рядах самих лейбористов возникали разногласия относительно дальнейшей политики. В 1947 году Индия была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. Прав доминиона добился также Цейлон. Англия признала национальную независимость Бирмы. Ирландия, являвшаяся с 1921 года доминионом, была провозглашена республикой. Английское правительство активно содействовало принятию «плана Маршалла» странами Западной Европы. Оно явилось инициатором создания Западного союза, который был оформлен подписанием Брюссельского пакта 17 марта 1948 года. В 1949 году Великобритания стала членом НАТО.

25 декабря 1951 года состоялись досрочные выборы, на которых лейбористская партия потерпела поражение. Консерваторы получили 321 место, лейбористы -295. Консервативное правительство возглавил лидер партии У. Черчилль. Министром иностранных дел стал А. Иден. За 13 лет пребывания у власти консерваторов (октябрь 1951 года - октябрь 1964 года) По объему промышленной продукции и по экспорту ФРГ вырвалась вперед к началу 60-х годов и заняла второе место в капиталистическом мире, оттеснив Великобританию на третье место. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 10,2% в 1948 г. До 8,3% в 1960 г. с 1953 г. по1961 г. стоимость жизни выросла на 26%.

В октябре 1956 г. Великобритания вместе с Францией и Израилем совершила военное нападение на Египет, правительство которого национализировало компанию Суэцкого канала. Агрессия закончилась поражением интервентов, пытавшихся вернуть утраченные колониальные позиции и разгромить национально-освободительное движение на Арабском Востоке. Временное прекращение судоходства по Суэцкому каналу вызвало серьезные экономические трудности в стране. Резко обострилось внутриполитическое положение. В правящей партии развернулась борьба между сторонниками открытого колониализма и поборниками более гибкого курса. Консерваторы, обеспокоенные дискредитацией правительства, пожертвовали Иденом, возложив на него ответственность за провал суэцкой авантюры. В январе 1957 года Иден вышел в отставку. Пост премьер-министра занял Гарольд Макмиллан в феврале 1958 г. было подписано соглашение между США и Англией о размещении на английской территории американского ракетного оружия.

В 1960 г. английское правительство предоставило американским атомным подводным лодкам базу в заливе Холи-Лох, близ Глазго. Великобритания активно содействовала ремилитаризации Западной Германии и ее включению в НАТО. Серьезным конкурентом Англии на мировом капиталистическом рынке выступило Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1960 г. под своей эгидой Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Членами этого международного государственного монополистического союза, кроме Великобритании, стали Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «общего рынка». после смерти Гейтскелла в январе 1963 г. был избран Гарольд Вильсон. На парламентских выборах 1964 года лейбористы одержали победу. лейбористы провели 31 марта 1966 года новые парламентские выборы, которые обеспечили им значительный перевес в количестве мандатов. В августе 1966 года через парламент был проведен закон о ценах и доходах. Цены, квартирная плата и транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 года. Правительство ввело дополнительные налоги, в том числе и на потребительские товары. Сократились ассигнования на социальные нужды. В стране к 1970 году было 650000 безработных. Во второй половине 60-х годов усилился процесс слияния промышленных компаний и образования суперконцернов. Возросла и централизация капитала. Правительство Вильсона содействовало росту экономической мощи монополий. Значительных масштабов достигло проникновение американских корпораций в экономику Великобритании.

В области внешней политики правительство Вильсона проводило курс на укрепление военно-политических блоков и поддержку американской агрессии во Вьетнаме. В 1967 году лейбористское правительство официально обратилось с просьбой о приеме Великобритании в «Общий рынок» Никаких конкретных решений в 60-х годах так и не было принято Лейбористское правительство усилило сотрудничество с ФРГ. Вместе с США и ФРГ оно поддержало агрессивные действия Израиля против арабских стран летом 1967 года. Великобритания оказала поддержку расистскому режиму Южной Родезии. Рассчитывая укрепить свои пошатнувшиеся позиции, лейбористы решили досрочно провести очередные всеобщие выборы. Однако в результате выборов, состоявшихся 18 июня 1970 года, победу одержали консерваторы, К власти пришло консервативное правительство Эдварда Хита.

В начале 70-х годов обанкротились несколько индустриальных фирм, а многие мелкие предприятия были поглощены крупнейшими монополиями. Резко возросла безработица, достигшая в 1972 году 1 миллиона человек. Правительство направило свои усилия на ограничение роста заработной платы и потребительских расходов. Финансовое положение несколько улучшилось: возросли золотые и валютные резервы, сократилась внешняя задолженность. Консерваторы стали постепенно проводить денационализацию путем передачи частным владельцам наиболее доходных секторов национализированных отраслей. В интересах монополий были снижены налог на корпорации, наивысшая ставка подоходного налога, отменен дополнительный налог на сверхприбыль. Одновременно правительство урезало программу расходов на социальные нужды. Консерваторы, игнорируя широкую оппозицию вступлению Великобритании в «Общий рынок», пошли навстречу монополиям, стремящимся сделать Западную Европу рынком сбыта своей продукции, и возобновили переговоры о приеме страны в ЕЭС. 28 октября 1971 года парламент принял решение о присоединении Великобритании к «Общему рынку». В январе 1972 года Хит подписал договор об условиях присоединения к ЕЭС, а с 1 января 1973 года вместе с Данией и Ирландией Англия вошла в состав «Общего рынка». В 1975 году в Англии развернулась подготовка к референдуму о дальнейшем пребывании страны в рамках «Общего рынка». Референдум состоялся 5 июня 1975 года. Большинство его участников - 67,2% проголосовали за то, чтобы Англия осталась в «Общем рынке», 32,8% избирателей высказались за выход страны из ЕЭС В январе 1976 года в стране имелось свыше 1,4 миллиона безработных, 6,1% всего трудоспособного населения страны. В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Вооруженное насилие, развернувшиеся в Северной Ирландии, унесло с 1969 года 1300 жизней. В марте 1972 года английский парламент принял закон о передаче исполнительно и законодательной власти в Северной Ирландии британскому правительству. В марте 1973 года состоялся референдум о будущем Ольстера. Результат голосования определялся позицией протестантского большинства, которое высказалось против воссоединения Ольстера с Ирландской республикой. в 70-е (начале 80-х гг. В начале 70-х годов в экономике Великобритании наблюдался значительный подъем. Однако в 1974-75 годах на нее обрушился тяжелый экономический кризис. В период кризиса валовой внутренний продукт уменьшился не 5,6%, объем промышленного производства - на 10,6%. В 1979-1981 годах экономика Великобритании оказалась в состоянии нового глубокого кризиса, масштабы которого могут сравниться лишь с «великой депрессией» 1929-1933 годов

Приход М. Тэтчер к власти и неоконсервативный поворот в Великобритании Дж. Мэйджор:

На парламентских выборах 1979 года платформы консерваторов и лейбористов оказались прямо противоположными по содержанию. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Маргарет Тэтчер. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально- экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией. Консервативное правительство М. Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д. М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок.

А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г. одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора.(16) С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены. Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов - это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства. Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее, удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Среди компонентов спроса особенно устойчиво за годы подъема расширялось личное потребление. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло также активное использование кредитов. В условиях в целом благоприятной конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить трудящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужиматься", сокращать рабочую силу за счет интенсификации производства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "среднему слою" стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70% - автомобили, 46 % - видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей. серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально- психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально- экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку. Новый премьер Соединенного Королевства практически не изменил экономической программы М.Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Во внешней политике М. Тэтчер предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы.. 2 апреля 1982 года Британию потрясла удивительная новость. Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Организация Объединенных Наций своим решением признавала колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его. Переговоры об этом шли, и консервативное правительство сроило планы передачи суверенитета над островами Аргентине при условии их последующей сдачи в аренду Британии. Однако сама Тэтчер была категорически против передачи островов Аргентине, Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, 14 июня 1982 г. Аргентина признала право Англии на владение Фолклендскими островами, потеряв в ходе войны большую часть своих самолетов и другой техники. Англия была связующим звеном между США и Западной Европой. Наконец, экономические теории развития двух стран - тэтчеризм и рейганизм - имели много общего. Рейган в условиях ослабления мировых позиций США нуждался в поддержке западноевропейских союзников и с помощью Англии хотел укрепить позиции Америки в Европе. Отношение к Советскому Союзу продолжало оставаться противоречивым: с одной стороны, она понимала важность для Англии добрососедства с СССР, с другой - ненавидя социализм, продолжала не доверять советской стране, считая, что с СССР можно разговаривать с позиции силы. Премьер-министр руководствовалась при этом и тем ложным тезисом, будто СССР больше заинтересован в развитии отношений с Англией, чем последняя с Советским Союзом. Этот тезис подталкивал её к «нажимной дипломатии» в надежде, что советское руководство будет более «покладистым» Среди наиболее ярких достижений на посту премьера, который Мэйджор занимал шесть с половиной лет, сам он считал переговоры вокруг подписания Маастрихтского договора в декабре 1991 г. «Черный сентябрь» (16 сентября 1992 г.), когда в ходе стремительно развивавшегося финансового кризиса, ради спасения фунта стерлингов от неминуемой девальвации Лондон вынужден был в спешном порядке покинуть Европейский валютный механизм. дальнейшее развитие тэтчеризма, выразившееся в приватизации угольной (1994 г.) и железнодорожной (1996-1997 гг.) отраслей, производства ядерной энергии (1996 г.), реформу в армии и образовании, возрождение культуры и спорта (с помощью создания в 1994 г. Национальной лотереи), а также сдвиг в лучшую сторону в состоянии дел в Северной Ирландии и на переговорах об урегулировании этой проблемы. Бесспорным достижением Мэйджора является победоносное для Великобритании завершение войны в Персидском заливе, достижений правления Мэйджора – заметное улучшение состояния британской экономики и устойчивый экономический рост – никак не помогло консерваторам на выборах 1997 г.

военно-политический союз во главе с СССР, США и Великобританией против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) в период Второй мировой войны .

После нападения Германии на Советский Союз английский премьер-министр У.Черчилль 22 июня 1941 заявил о поддержке СССР в его борьбе с фашистской агрессией; 24 июня с таким же заявлением выступил президент США Ф.Д.Рузвельт . 12 июля СССР и Великобритания заключили Московское соглашение о взаимной помощи и совместных действиях против Германии с обязательством не вступать с ней в сепаратные переговоры. 14 августа У.Черчилль и Ф.Д.Рузвельт обнародовали Атлантическую хартию, провозгласив своей целью восстановление суверенитета покоренных народов и обеспечение их права на свободный выбор формы правления. 16 августа английское правительство предоставило Москве заем в 10 млн. ф. ст. для оплаты военных закупок в Великобритании. В сентябре Лондонская межсоюзническая конференция СССР, Великобритании и представителей находившихся в изгнании правительств оккупированных немцами европейских стран одобрила Атлантическую хартию. На Московской конференции трех держав 29 сентября – 1 октября была достигнута договоренность о размерах английской и американской военной помощи СССР. В конце 1941 США распространили на Советский Союз режим ленд-лиза (передача в аренду вооружения, промышленного оборудования, продовольствия); в 1942–1945 в СССР были осуществлены поставки на общую сумму 10,8 млрд. долл.

Официально антигитлеровская коалиция оформилась 1 января 1942, когда 26 государств, объявивших войну Германии или ее союзникам, выступили с Вашингтонской декларацией Объединенных Наций, объявив о намерении направить все свои усилия на борьбу со странами «оси». Ее подписали СССР, США, Великобритания, ее доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканский союз, британская Индийская империя, Китай, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Куба, Гаити, Доминиканская республика, а также эмигрантские правительства Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Польши, Чехословакии, Югославии и Греции. В январе 1942 для координации действий английских и американских войск был создан Объединенный Комитет начальников штабов. Принципы отношений между лидерами коалиции – СССР, США и Великобританией – были окончательно установлены советско-английским союзным договором 26 мая 1942 и советско-американским соглашением 11 июня 1942.

В ходе войны коалиция значительно расширилась. В 1942 к ней присоединились Филиппины, Мексика и Эфиопия, в 1943 – Бразилия, Ирак, Боливия, Иран и Колумбия, в 1944 – Либерия и Франции в лице Комитета национального освобождения, в 1945 – Эквадор, Парагвай, Перу, Чили, Уругвай, Венесуэла, Турция, Египет, Ливан, Сирия и Саудовская Аравия. Фактическими ее участниками стали и бывшие союзники Германии, объявившие ей войну, – Италия (13 октября 1943), Румыния (24 августа 1944), Болгария (9 сентября 1944) и Венгрия (20 января 1945).

Деятельность антигитлеровской коалиции определялась решениями главных стран-участниц. Общая политическая и военная стратегия вырабатывалась на встречах их лидеров И.В.Сталина , Ф.Д.Рузвельта (с апреля 1945 – Г.Трумена), У.Черчилля («Большая тройка») и министров иностранных дел в Москве (19–30 октября 1943), Тегеране (28 ноября – 1 декабря 1943), Ялте (4–11 февраля 1945) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945).

Союзники достаточно быстро достигли единодушия в определении своего главного противника: хотя командование ВМС США настаивало на сосредоточении основных сил против Японии, американское руководство согласилось считать первостепенной задачей разгром Германии; на Московской конференции было принято решение вести борьбу с ней до ее безоговорочной капитуляции. Однако до середины 1943 не существовало единства по вопросу об открытии США и Великобританией второго фронта в Западной Европе, и Красной Армии пришлось одной нести бремя войны на европейском континенте. Английская стратегия предполагала создание и постепенное сжимание кольца вокруг Германии путем нанесения ударов на второстепенных направлениях (Северная Африка, Средний Восток) и уничтожение ее военного и экономического потенциала путем систематических бомбардировок немецких городов и промышленных объектов. Американцы считали необходимым произвести высадку во Франции уже в 1942, однако под давлением У.Черчилля отказались от этих планов и согласились на проведение операции по захвату Французской Северной Африки. Несмотря на настоятельные требования И.В.Сталина, англичанам удалось убедить американцев вместо открытия второго фронта в 1943 во Франции осуществить высадку на Сицилии и в Италии. Только на Квебекской конференции в августе 1943 Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль приняли, наконец, решение о десантной операции во Франции в мае 1944 и подтвердили его на Тегеранской конференции; со своей стороны, Москва пообещала предпринять наступление на Восточном фронте, чтобы облегчить высадку союзников.

В то же время Советский Союз в 1941–1943 неизменно отклонял требование США и Великобритании об объявлении войны Японии. На Тегеранской конференции И.В.Сталин дал обещание вступить в ней войну, но только после капитуляции Германии. На Ялтинской конференции он добился от союзников в качестве условия начала военных действий их согласия на возвращение СССР территорий, утраченных Россией по Портсмутскому миру 1905, и передачи ему Курильских о-вов.

С конца 1943 на первый план в межсоюзнических отношениях вышли проблемы послевоенного урегулирования. На Московской и Тегеранской конференциях было принято решение о создании по окончании войны международной организации с участием всех стран для сохранения всеобщего мира и безопасности. В Ялте великие державы договорились о созыве в июне 1945 учредительной конференции Организации Объединенных Наций; ее руководящим органом должен был стать Совет Безопасности, действующий на основе принципа единогласия его постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Важное место занимал вопрос о политическом будущем Германии. В Тегеране И.В.Сталин отверг предложение Ф.Д.Рузвельта о ее расчленении на пять автономных государств и разработанный У.Черчиллем проект отделения Северной Германии (Пруссии) от Южной и включения последней в Дунайскую федерацию вместе с Австрией и Венгрией. На Ялтинской и Потсдамской конференциях были согласованы принципы послевоенного устройства Германии (демилитаризация, денацификация, демократизация, экономическая децентрализация) и приняты решения о разделении ее на четыре оккупационные зоны (советскую, американскую, английскую и французскую) с единым органом управления (Контрольный Совет), о размерах и порядке выплаты ею репараций, об установлении ее восточной границы по рекам Одер и Нейсе, о разделе Восточной Пруссии между СССР и Польшей и передаче последней Данцига (Гданьска), о переселении немцев, проживавших в Польше, Чехословакии и Венгрии, в Германию.

Серьезные разногласия вызвал польский вопрос. Требование Советского Союза признать советско-польской границей «линию Керзона» и вхождение в сентябре 1939 в его состав Западной Украины и Западной Белоруссии натолкнулось на сопротивление союзников и польского эмигрантского правительства; 25 апреля 1943 СССР разорвал с ним отношения. В Тегеране американское и английское руководство было вынуждено принять советский вариант решения польского вопроса. В Ялте У.Черчилль и Ф.Д.Рузвельт согласились также на территориальную компенсацию Польше за счет германских земель и на официальное признание просоветского Временного польского правительства Э.Осубки-Моравского при условии, если в него будут включены несколько умеренных эмигрантских деятелей.

Другими важнейшими политическими решениями лидеров антигитлеровской коалиции были решения о восстановлении независимости Австрии и демократическом переустройстве Италии (Московская конференция), о сохранении суверенитета и территориальной целостности Ирана и о масштабной помощи партизанскому движению в Югославии (Тегеранская конференция), о создании временного югославского правительства на основе Национального комитета освобождения во главе с И.Броз Тито и о передаче СССР всех освобожденных союзниками советских граждан (Ялтинская конференция).

Антигитлеровская коалиция сыграла важную роль в достижении победы над Германией и ее союзниками и стала основой Организации Объединенных Наций .

Иван Кривушин

ЛИТЕРАТУРА

Тегеран. Ялта. Потсдам. М., 1970
Земсков И.Н. Дипломатическая история второго фронта в Европе. М., 1982
Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945 , тт. 1–2. М., 1984
Штолер М. Л. Второй фронт в стратегии и дипломатии союзников. 1942 – октябрь 1943 // Новая и новейшая история. 1988, № 5
Лидеры войны – Сталин, Рузвельт, Черчилль, Гитлер, Муссолини. М., 1995
Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны . М., 1995
Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии (1941–1942) . М., 1997

Понимание опасности фашистского порабощения отодвинуло традиционные противоречия и подвигло ведущих политиков времени к объединению усилий в борьбе против фашизма. Сразу после начала агрессии правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. У.Черчилль выступил с речью, в которой гарантировал поддержку СССР правительством и народом Великобритании. В заявлении правительства США 23 июня 1941 г. говорилось, что фашизм является главной опасностью для американского континента.

Формирование антигитлеровской коалиции было положено началом переговоров между СССР, Великобританией и США. которые завершились подписанием 12 июля 1941 г. советско-английского соглашения о сотрудничестве. Соглашение сформировало два основных принципа коалиции: помощь и поддержка всякого рода в войне против Германии, а также отказ от ведения переговоров или заключения перемирия и сепаратного мира.

16 августа 1941 г. было заключено экономическое соглашение о торговле и кредитах. Союзники СССР обязались поставлять в нашу страну вооружение и продовольствие (поставки по ленд-лизу). Совместными усилиями было оказано давление на Турцию и Афганистан с целью добиться от этих стран нейтралитета. Проведена оккупация Ирана.

Одним из основных шагов в создании антигитлеровской коалиции стало подписание 1 января 1942 г. (по инициативе США), Декларации Объединенных наций о борьбе против агрессора.

В основу соглашения легла Атлантическая хартия. Декларацию поддержали 20 стран.

Основной проблемой антигитлеровской коалиции явились разногласия между союзниками о сроках открытия второго фронта. Впервые этот вопрос обсуждался во время визита Молотова в Лондон и Вашингтон. Однако союзники ограничились боевыми действиями в Северной Африке и высадке войск на Сицилии. Окончательно этот вопрос был решен в ходе встречи глав союзных держав в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г.

В договоренности между Сталиным, президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем был определен срок открытия второго фронта, а также обсуждались проблемы послевоенного обустройства Европы.

Одним из важнейших этапов в укреплении антигитлеровской коалиции стала Крымская конференция глав союзных государств, которая прошла в Ялте в феврале 1945 г.

Перед началом этой конференции по приказу Сталина было развернуто мощное наступление на фронтах.

Используя этот фактор и сыграв на противоречиях между союзниками, Сталину удалось добиться подтверждения границ Польши по «линии Керзона», принятия решения о передаче СССР Восточной Пруссии и Кенигсберга.

Было принято решение о полном разоружении Германии и определены размеры репарации. Союзники решили взять под контроль военную промышленность Германии, запретили нацистскую партию.

Германия была разделена на четыре оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. На конференции было принято секретное соглашение, по которому СССР обязался объявить войну Японии.

17 июля 1945 г. состоялась конференция глав государств антигитлеровской коалиции в Потсдаме. Решались вопросы послевоенного устройства. Во главе делегации СССР был Сталин, английской -Черчилль, американской - Трумэн.

СССР потребовал увеличения репараций и переноса границ Польши по линии Одер-Нейсе, на что получил согласие. Участники конференции приняли решение предать Международному суду нацистских преступников.

Выполняя взятые на себя союзнические обязательства, 8 августа 1945 г. СССР денонсировал договор о нейтралитете с Японией и объявил ей войну.

Тегеранская конференция и ее решения имели большое международное значение. На конференции восторжествовали принципы сотрудничества великих держав антигитлеровской коалиции, направленного на победоносное скорейшее завершение второй мировой войны и установление прочного мира. В подписанной руководителями трех союзных держав декларации подчеркивалось, что СССР, США и Англия «будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время».

Результаты Тегеранской конференции были высоко оценены ее участниками. Президент Рузвельт рассматривал встречу в Тегеране «как важную веху в прогрессе человечества». 4 декабря 1943г. он писал И. В. Сталину, что считает конференцию «весьма успешной» и выражал уверенность, что она является «историческим событием, подтверждающим не только нашу способность совместно вести войну, но также работать для дела грядущего мира в полнейшем согласии».

6 декабря 1943г. глава Советского правительства ответил, что после конференции «имеется уверенность, что наши народы будут дружно совместно действовать и в настоящее время и после завершения войны».

Так же эта встреча оказала положительное влияние на межсоюзнические отношения, укрепила доверие и взаимопонимание между ведущими державами антигитлеровской коалиции.

Второй фронт был открыт 6 июня 1944г. Началась высадка экспедиционных сил на севере Франции, в Нормандии. Они не встречали значительного сопротивления противника. К концу июня в Нормандии было сосредоточено 875 тыс. союзнических войск; они захватили плацдарм около 100 км по фронту и 50 км в глубину, а в августе овладели почти всей северо-западной Францией. 15 августа 1944 г. американские и французские войска высадились на юге Франции и развернули успешное наступление на север.

В результате открытия второго фронта был, наконец, снят с повестки дня этот крайне болезненный вопрос, который в течение долгих трех лет самым серьезным образом осложнял отношения между СССР, Англией и США.

рымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем.

Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.

Ялтинская система рухнула лишь с падением одного из центров, обеспечивавших равновесие сил. Буквально за два - три года на рубеже 1980 - 1990-х годов «Восток», который олицетворял СССР, исчез с карты мира. С тех пор границы сфер влияния в Европе определяются лишь текущей расстановкой сил. В то же время большая часть Центральной и Восточной Европы достаточно спокойно пережила исчезновение прежних демаркационных линий, а Польша, Чехия, Венгрия и страны Балтии даже смогли встроиться в новую картину мира в Европе.

Конференция, на которой присутствовали И. Сталин (СССР), Ф. Рузвельт (США), У. Черчилль (Великобритания), начала свою работу в тот момент, когда, благодаря мощным ударам Красной армии на Восточном фронте и активным действиям англо-американских войск на западе Европы, Вторая мировая война вступила в завершающую стадию. Этим объяснялась и повестка дня конференции - послевоенное устройство Германии и других государств, принимавших участие в войне, создание международной системы коллективной безопасности, которая бы исключила в будущем возникновение мировых военных конфликтов.

Конференция приняла ряд документов, на долгие годы определивших развитие международных отношений.

Было заявлено, в частности, что целью участников конференции является «разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб; изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа», т.е. уничтожить германский милитаризм и нацизм так, чтобы Германия никогда больше не была в состоянии нарушить мир.

В качестве системы коллективной безопасности было решено создать Организацию Объединенных Наций, определены основные принципы ее устава.

Кроме того, с целью скорейшего завершения Второй мировой войны было достигнуто соглашение по Дальнему Востоку, предусматривавшее вступление СССР в войну с Японией. Дело в том, что Япония - одно из трех основных государств, развязавших Вторую мировую войну (Германия, Италия, Япония), - находилась в состоянии войны с США и Англией с 1941г., и союзники обратились к СССР с просьбой помочь им в ликвидации этого последнего очага войны.

В коммюнике конференции было зафиксировано стремление союзных держав «сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций».

К сожалению, единства целей и действий союзных держав в послевоенный период достичь не удалось: мир вступил в эпоху «холодной войны».

Ялтинская конференция 1945 года почти на полвека предопределила устройство мира, поделив его на Восток и Запад. Этот биполярный мир просуществовал вплоть до начала 1990-х годов и рухнул вместе с СССР, подтвердив тем самым зыбкость мироустройства, основанного на праве победителей над побежденными.

На Потсдамской конференции было принято решение о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел (СМИД) в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии. В дальнейшем этот совет стал прообразом Совета Безопасности - постоянно действующего органа при Организации Объединенных Наций.

Самым главным в решениях конференции стал вопрос о Германии. При его решении участники конференции исходили из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое (в дальнейшем, однако, вследствие начала «холодной войны» и усилившихся противоречий между сверхдержавами целостность Германии сохранить не удалось). Целями политических и экономических мероприятий союзников в Германии Потсдамская конференция провозгласила ее денацификацию, демилитаризацию, демократизацию и децентрализацию, а также упразднение всех военных и полувоенных организаций и институтов (включая генеральный штаб), ликвидацию вооруженных сил (включая авиацию и флот) и предотвращение производства в Германии всех видов вооружения.

Конференция разрешила также некоторые территориальные споры в послевоенной Европе. В Потсдаме, в частности, была одобрена передача Советскому Союзу одной трети Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом. Небольшая часть этих территорий - часть Куршской косы и город Клайпеда - в 1945 году по решению руководства СССР вошли в состав Литовской ССР.

На Потсдамской конференции США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. В результате Сталин подтвердил обязательства Советского Союза не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.

25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций – крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Еще гремела война, советские войска штурмовали Берлин, но человечество стояло на пороге мира. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-францисская конференция была заключительным шагом в создании Организации Объединённых Наций. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы, отразившей коренные перемены на мировой арене за годы второй мировой войны.

Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были великие державы антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Советский Союз первым высказался за необходимость объединения в послевоенный период миролюбивых государств на новых, подлинно демократических началах.

Основы новой международной организации закладывались в ходе войны. Уже в заявлении Советского правительства 3 июля 1947 году были определены цели войны – не только ликвидация опасности, нависшей над Советской страной, но и помощь народам Европы, стонущим под игом фашизма. Ясное заявление СССР о целях войны побудило воевавшую Англию и ещё не воевавшие США также высказаться по этому поводу.

В августе 1941 года президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчель, учитывая размах антифашистских настроений, сформулировали в Атлантической хартии некоторые принципы послевоенного устройства мира: уважение государственного суверенитета и территориальной целостности всех стран, освобождение порабощенных народов и восстановление их суверенных прав, право каждой нации избегать свой общественный строй, равноправное экономическое сотрудничество. Советское правительство в Декларации от 24 сентября 1941 года на межсоюзной конференции в Лондоне заявило о присоединении к основным принципам Атлантической хартии, внеся в нёё существенное дополнение о праве каждого народа не только выбирать, но и устанавливать общественный строй по своему усмотрению. В том же документе Советский Союз постановил “определить путь и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира"". Развивая эту программу, СССР предложил создать всеобщую международную организацию. В советско-польской Декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 года, где была выдвинута эта идея, говорилось: “ Обеспечение прочного и справедливого мира... может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз ”.

Декларация Объединенных Наций (так по предложению Ф. Рузвельта были названы, объявившие войну фашистской “ оси ”), подписанная 26 странами 1 января 1942 года, подтвердила принципы Атлантической хартии и организационно оформила антифашистскую коалицию – ядро будущей организации.

На Московской конференции министров иностранных дел 30 октября 1943 года впервые была принята совместная Декларация трех держав (к которым присоединился и Китай) о необходимости создания международной организации безопасности. Пункт 4. Декларации четырёх государств по вопросу о всеобщей безопасности гласил, что они “признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, основной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые”.

Решения Московской конференции стали отправным пунктом в образовании ООН, а Москва – фактическим местом её рождения. “ После этого, - подчеркивал в своих мемуарах тогдашний государственный секретарь США К. Жэлл, - не осталось никаких сомнений в том, что международная организация для поддержания мира... будет создана после войны”.

Первое обсуждение планов будущей организации на высшем уровне состоялось во время Тегеранской конференции руководителей трех держав в декабре 1943 года. После Тегерана союзники приступили к активной практической разработке основ будущей организации. Для осуждения и выработки общего проекта постановили создать конференцию представителей трех держав в Думбартон – Оксе – старинном имении в районе Вашингтона. Думбартон – Онская встреча, проходившая с 21 августа по 7 октября 1944 года, стала решающим шагом в определении структуры будущей организации. Здесь был выбран проект устава новой организации, определяющей её структуру, цели и принципы, членство, функции главных органов. Ряд вопросов, однако, остался нерешёнными. Главный из них – о порядке голосования в Совете Безопасности – имел огромное значение. Решение этого вопроса и ряд других вопросов было отложено до ялтинской встречи.

На встрече в Ялте в феврале 1945 года руководители трех союзных держав одобрили проект устава, выработанный в Думбартон – Онсе. Был, наконец, развязан узел проблемы голосования в Совете Безопасности. США, уступая требованиям Советского Союза, предложили компромиссный вариант, согласно которому все важнейшие решения в Совете могли приниматься только при полном единогласии всех его постоянных членов. В Ялте же был решен вопрос о вступлении в ООН в качестве самостоятельных членов двух советских республик - Украины и Белоруссии, внёсших огромный вклад в разгром фашизма. Руководители СССР, США и Англии заявили: “ Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщее международную организацию для поддержания мира и безопасности ”. Созыв учредительной конференции был назначен на 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско, и принять в ней участие имели право все члены Объединенных Наций плюс те государства, которые объявили войну странам “ оси “ до 1марта 1945 года.

После торжественной церемонии открытия Сан-францисской конференции в различных комитетах начались долгие и сложные прения по проекту устава. Страны – участники были ознакомлены с проектом предварительно, и к моменту открытия 36 из них успели предложить в общей сложности около 1200 поправок. На последнем этапе Советский Союз не прекращал борьбы за демократические принципы Устава ООН.

25 июня делегаты конференции собрались на заключительное заседание для утверждения окончательного проекта Устава. Ввиду большой исторической важности происходящего председатель конференции отступил от обычной процедуры голосования и выразил свое согласие вставанием. В ответе все делегаты как один поднялись со своих мест. Объявление о единодушном принятии документа было встречено громом рукоплесканий.

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года, когда его ратифицировало большинство стран- участниц. Эта дата и считается официальным днем создания организации, отмечается повсюду как день ООН.


Похожая информация.


Наиболее острой проблемой межсоюзнических отношений являлась проблема открытия второго фронта. Во время пребывания В.М. Молотова в Лондоне и Вашингтоне были подписаны аналогичные по содержанию англо-советское и советско-американское коммюнике, где говорилось, что между СССР, Великобританией и США «достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

24 июля 1942 г. в Лондоне через неделю после публикации коммюнике о втором фронте У. Черчилль вновь встретился с Ф. Рузвельтом в Лондоне и договорился с ним отложить создание второго фронта в Европе. У. Черчилль обещал в письме и при личной встрече в Москве И. Сталину открыть второй фронт в Европе в 1943 г.

После Сталинградской битвы в 1943 г., которая явилась началом коренного перелома войны, с точки зрения союзников, стало невыгодным дальнейшее откладывание второго фронта. Напротив, теперь они считали целесообразным высадить свои войска в Западной Европе и не допустить ее освобождения Советской Армией.

Тегеранская конференция.

Первая конференция состоялась в Тегеране (1943 год). На встрече присутствовали руководитель СССР И. В. Сталин, американский президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Главной для обсуждения стала проблема открытия второго фронта. Сталин настаивал на скорейшем введении армии союзников на территорию Западной Европы, он открыто спрашивал: «Будут ли США и Англия помогать нам в войне?». И хотя позиция Великобритании состояла в попытке затягивания второго фронта, лидерам удалось договориться. Была назначена конкретная дата высадки американо-английских войск на май - июнь 1944 года. Кроме того, обсуждались вопросы о судьбе Германии, послевоенном устройстве мира, объявлении Советским Союзом войны фашистской Японии, создании Организации Объединённых Наций.

Ялтинская конференция.

На Крымской конференции (февраль 1945 г.), которая проходила в Ялте, главными проблемами стали вопросы устройства Германии и всего мира после войны. Лидеры стран антигитлеровской коалиции приняли решение об основных принципах управления Большим Берлином, о назначении репараций с Германии по возмещению нанесённого ущерба.

Исторической заслугой конференции стало решение о создании - Организации Объединенных Наций (ООН) - международного учреждения с целью сохранения мира.

Принятая Декларация об освобожденной Европе, провозглашала, что все вопросы развития в Европе после войны СССР, США и Великобритания должны решать согласованно.

СССР подтвердил обещание о начале войны с Японией не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

Потсдамская конференция

Берлинская (Потсдамская) конференция в июле - августе 1945 г. показала серьезные расхождения в позициях стран победительниц. Если первые встречи проходили в достаточно дружественной атмосфере сотрудничества, то конференция в Берлине отразила негативное отношение к СССР, прежде всего со стороны премьер-министра У. Черчилля, и впоследствии сменившего его на посту К. Эттли, а также нового президента США Г. Трумэна.

Центральное место в обсуждении занял германский вопрос. Германия сохранялась, как единое государство, но принимались меры по ее демилитаризации и ликвидации фашистского режима (так называемой денацификации). Для осуществления этих задач в Германию вводились войска стран-победительниц без ограничения срока их пребывания. Решился вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как наиболее пострадавшей страны. Были установлены новые границы в Европе. Довоенные границы СССР восстанавливались, а территория Польши расширялась за счет германских земель.

В целом, встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Берлине вошли в историю как крупнейшие международные события. Принятые на конференциях решения помогли в мобилизации сил для разгрома фашизма в Германии и милитаристской Японии. Решения данных конференций определили дальнейшее демократическое устройство мира после войны.

В феврале 1945 г., 60 лет назад, состоялась знаменитая Крымская (Ялтинская) конференция глав стран - участников антигитлеровской коалиции. Это была последняя встреча лидеров стран, которые сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Президент США Франклин Делано Рузвельт умрет через два месяца (к слову, об обстоятельствах его смерти до сих пор у историков нет единого мнения). Через полгода благодарный английский народ прокатит на выборах своего недавнего кумира Уинстона Черчилля. И на Потсдамской конференции, которая откроется 17 июля того же года, у Сталина будут уже другие собеседники...

Работу в Ялте лидеры трех супердержав начали 4 февраля. До окончания войны оставалось три месяца. В том, кто в ней победит, сомнений не оставалось. И "большая тройка" вплотную задумалась о послевоенном устройстве мира и особенно Европы.

Самая могучая армия мира того периода, советская, довершала разгром вермахта. Наступательные операции следовали на всем гигантском советско-германском фронте. На отдельных участках темпы наступления достигали 25-30 км в сутки - о таких темпах гитлеровские генералы не мечтали и в катастрофическое для Красной армии лето 41-го.

Вряд ли можно считать случайным совпадением, что несколько стратегических операций проходили именно в период работы Ялтинской конференции. Опытный политик, Сталин не мог не отдавать себе отчета, что следующие одна за другой победы советского оружия оказывают психологическое воздействие на партнеров по переговорам, заставляют их быть более уступчивыми.

3 февраля закончилась Висло-Одерская операция, про которую впоследствии гитлеровский генерал-майор Фридрих фон Меллентин писал, что "Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи". 10 февраля началась Восточно-померанская операция, в которой нашим наступающим фронтам противостояла группа армий "Висла" под командованием рейхсфюрера СС Гиммлера. Одновременно проводилась Нижне-Силезская, Западно-Карпатская, Восточно-Прусская операции. В том, что Советский Союз теперь в силах и сам справиться с гитлеровской Германией, сомнения не вызывало ни у кого. Тем более что после разгрома в Арденнах союзники застряли в 500 км от Берлина, в то время как Красная армия уже ступила на немецкую землю. Как вынужден был признать английский журнал "Экономист", "наиболее существенные вопросы конференции решаются не в посольствах, а на полях сражений в Померании и Бранденбурге".

Кроме того, в рядах Советской армии сражались соединения и части ряда государств Восточной Европы. Это чехословацкий стрелковый корпус (первый бой - 8 марта 1943 г.), польская дивизия им. Т.Костюшко (начало формирования - 6 мая 1943 г.), румынская пехотная дивизия им. Т.Владимиреску (начало формирования - 4 октября 1943 г.) и другие. Было очевидно, что страны Восточной Европы неизбежно войдут в сферу влияния Советского Союза.

Пересказывать ход конференции нет необходимости - об этом написано немало. Обозначим лишь ключевые вопросы, которые решались в Ливадийском дворце (где, к слову, в 20-х годах работал первый в мире санаторий для крестьян). На конференции ключевое положение занимал вопрос о послевоенном устройстве Германии. Западные союзники вновь, как и в Тегеране, выступали за расчленение этого государства. Советский Союз такому решению воспротивился. Обсуждался вопрос о репарациях - после споров остановились на том, что сумма их должна составить 20 млрд. долларов, половину из которых получал Советский Союз как страна, понесшая наибольший ущерб в войне. Обсуждались вопросы послевоенного устройства ряда государств Европы - Польши, Югославии, Греции и других. Именно здесь были заложены принципы деятельности будущей ООН. И здесь же Сталин обещал союзникам вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после победы над Германией.

Все это факты известные. Между тем за кулисами истории остались некоторые не столь широко освещенные.

Скажем, вопросы информационного, разведывательного и контрразведывательного обеспечения конференции. Да, переговоры вели лидеры трех держав - но за спиной каждого из них был штаб, мощный аналитический центр - именно они должны были обеспечить руководителей делегаций всей необходимой информацией и максимально оградить от неожиданностей.

Участник советской делегации, главком ВМФ адмирал Николай Кузнецов вспоминал, что Сталин за несколько часов до каждого заседания собирал свою команду, каждому ставил задачу что-то выяснить, что-то уточнить, что-то проверить и перепроверить. Сам же в это время много работал с подготовленными для него документами.

Один из выдающихся руководителей советской разведки времен войны Павел Судоплатов в своих воспоминаниях раскрывает некоторые секреты подготовки материалов для членов нашей делегации в Ялте. В частности, еще 8 января 1945 г. был издан приказ по НКВД, в котором предписывалось организовать работу по всестороннему обеспечению предстоящей конференции. Во исполнение этого приказа был организован ряд встреч с английскими и американскими дипломатами, на которых шел обмен мнениями о вопросах, которые были вынесены в повестку дня конференции.

В тот же период состоялось самое длительное за все время совместное совещание руководителей всех видов советской разведки - наркомата обороны, ВМФ, НКВД-НКГБ. Длилось совещание три дня - и в результате советская делегация была снабжена документами, содержащими прогноз намерений, с которыми приедут на конференцию западные союзники, а также анализ военно-промышленного потенциала Германии и ее способности противостоять наступлению союзных войск. Как показала история, прогнозы сбылись почти на сто процентов. Согласимся, что подобная информация накануне встречи таких могучих политических деятелей дорогого стоила.

Необходимо остановиться еще на одном обсуждавшемся в Ялте вопросе. Там была достигнута договоренность об обмене пленными и репатриированными гражданами. Советскую сторону в первую очередь интересовал ряд руководителей белоэмигрантского движения, а также власовцев.

Тут обращает на себя внимание такой факт. Гитлер и его руководство не слишком доверяли частям и подразделениям, сформированным из русских эмигрантов и советских военнопленных. И имел для того основания.

В начале 1942 г. в составе вермахта появилась так называемая Русская национальная народная армия (в разное время она именовалась как "русский батальон специального назначения", "подразделение Абвера 203", соединение "Граукопф", "бригада Боярского", 700-й восточный полк особого назначения). В ее формировании приняли участие такие известные эмигранты, как графы Ламсдорф, Пален, Воронцов-Дашков и другие. Это было единственное крупное воинское формирование (численность его в августе 1943 г. достигала 1500 человек), укомплектованное выходцами из России и полностью вооруженное как стрелковым, так и тяжелым вооружением. Дислоцировавшаяся в Белоруссии, эта "русская армия" была предназначена для борьбы с партизанами. Однако вместо этого бойцы сотнями сами уходили к тем же партизанам. Попытались использовать РННА на фронте - переход на сторону Красной армии принял массовый характер. В конце концов соединение расформировали, отдельными подразделениями включили в состав других частей и убрали в тыл, частично во Францию.

Кроме того, можно упомянуть Особый полк СС "Варяг" и Русский охранный корпус, действовавшие против югославских партизан, а также разгромленный в ходе Корсунь-Шевченковской операции Русский добровольческий отряд, да небольшой Русский отряд, воевавший в районе Вязьмы. По данным известного историографа российской эмиграции, доктора исторических наук Александра Окорокова, этим куцым списком исчерпывается перечень русских воинских формирований, которым Гитлер доверил оружие. В дальнейшем другим воинским формированиям, созданным из русских эмигрантов и советских военнопленных, гитлеровское руководство не доверяло.

Ситуация изменилась летом-осенью 1944 г. Возникающие на фронте дыры Гитлер старался заткнуть любыми силами. И начался бурный процесс формирования новых и новых частей. Русская национальная армия (имевшая право на территории Германии иметь национальный флаг - нынешний российский триколор), Вооруженные силы Комитета освобождения народов России, 600-я и 650-я пехотные дивизии, 1-й авиационный полк. Большую часть из них не успели даже развернуть, остальные массово сдавались в плен.

Вот по их-то поводу и шла речь в Ялте. Причем советская сторона настаивала в первую очередь на выдаче активистов антисоветского движения. Западные союзники подписали документы, гарантировавшие содействие в выдаче этой категории военных преступников.

Дальнейшие события показали, что далеко не все договоренности в дальнейшем соблюдались. Достигнутые компромиссы оказались недолговечными. Прошел всего лишь год, и пресловутая речь Черчилля в Фултоне констатировала окончание периода сотрудничества великих держав в обустройстве Европы. Начиналась "холодная война". И все же значение Крымской конференции невозможно переоценить. Ибо всему миру она продемонстрировала самое главное: если есть обоюдное стремление сторон к достижению компромисса, его можно достичь, невзирая на имеющиеся разногласия. Правда, при одном важнейшем условии: если за спиной у каждой стороны есть сила! У Сталина за спиной была победоносная Красная армия, мощная разведка. Потому с его мнением вынуждены были считаться как Рузвельт, так и Черчилль.