У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный тест поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, то нажмите Да, если не согласны - Нет.


ВОПРОСЫ:

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

4. Мне нравиться живопись, скульптура, архитектура, музыка.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение словам.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которое не существует в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел бы подчинить свою жизнь строгой системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.

33. Я легко усваиваю незнакомы фразы и грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма

40. Я не могу успокоиться, пока не свою работу до совершенства.

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

В каждой колонке указаны номера вопросов. Каждый ответ "Да" на вопрос считается за 1 балл, ответ нет - "0". Посчитайте количество баллов в каждой колонке.

Колонка 1

Колонка 2

Колонка 3

Колонка 4

Колонка 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

результат

П-Д

результат

А-С

результат

С-Л

результат

Н-О

результат

К


Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.

  1. П редметно-действенное мышление
  2. А бстрактно-с имволическое мышление
  3. С ловесно-л огическое мышление
  4. Н аглядно-о бразное мышление
  5. К реативность

Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления:

  • 0-2 – низкий,
  • 3-5 – средний,
  • 6-8 – высокий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Предметно – действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Эти мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.

2. Абстрактно – символическим мышлением обладают многие люди науки - физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно – логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было и то, что будет и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.

5. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Назначение теста

Диагностика типа мышления респондента.

Инструкция к тесту

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет - минус.

Тест

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40

Обработка результатов теста

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

0-2 - низкий,
. 3-5 - средний,
. 6-8 - высокий.

Интерпретация результатов теста

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Источники

Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

(Г.В. Резапкина)

Цель : определение преобладающего типа мышления.

Инструкция . Вам предлагается 40 утверждений. Помните, что в этом тесте «плохих» и «хороших» ответов нет. Предпочтителен тот вариант, который первым пришел вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны – знак «–» («нет»).

    Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

    Мне интересно составлять компьютерные программы.

    Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

    Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

    Я люблю играть в шахматы.

    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

    Когда я читаю книгу, я чётко вижу её героев и описываемые события.

    Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

    Мне нравится всё делать своими руками.

    В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

    Я придаю большое значение сказанному слову.

    Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

    Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

    При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

    Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

    Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

    Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

    Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

    Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

    Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

    Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

    Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

    Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

    Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

    Я понимаю красоту математических формул.

    Мне легко говорить перед любой аудиторией.

    Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

    Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

    Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

    Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

    Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

    Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.

    Не люблю ходить одним и тем же путем.

    Истинно только то, что можно потрогать руками.

    Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

    Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

    Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

    Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов .Подсчитайте количество баллов по каждой из шкал (количество баллов по шкале равно количеству плюсов по ней):

    Предметно-действенное : 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36;

    Абстрактно-символическое : 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37;

    Словесно-логическое : 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38;

    Наглядно-образное : 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39;

    Креативность (творческое) : 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40.

Количество баллов по шкале указывает на уровень развития данного типа мышления: 0-2 баллов – низкий; 3-5 баллов – средний; 6-8 баллов – высокий.

Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать свою успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Независимо от типа мышления человек характеризуется определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссёры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссёр должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

1.Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека-это:

а)внимание

б)мышление

г) логика Высшая форма мышления-это:

а)конкретизация

б) анализ

в) умозаключение

г) понятие

3. Основная особенность творческого мышления-это:

а) умение извлекать главное

б) способность реагировать на внутренние и внешние действия

в)склонность индивида к определённым психическим сознаниям

г)умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь

4. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо:

а) сосредоточиться

б)решение задачи путём решения предыдущих сложнорешаемой задачи

в) умело выбрать пути решения

г)интелект

5. Абстрактно-логическое мышление тождественно:

а) понятийному мышлению

б)практическому мышлению

в)образному мышлению

г)логическому мышлению

6. Понятийное мышление-это:

а) извлечение образов, воссоздающихся воображением

б)использование определённых понятий

в)мышление, связанное с конкретной деятельностью

г)мышление, опирающиеся на образы

7. Понятие-это:

а) отражение общих и существенных св-ов предметов или явлений

б) деятельность, осуществлённая с реальными предметами

в)вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности

г)логическое тождество понитейному мышлению

8. Обобщение-это:

а)установление сходства и различия между предметами

б)отделение существенного от не существенного

в) общий вывод мыслительных операций

г)мысленное отвлечение от частей предметов для выделения его существенных признаков

9.Смантическая спонтанная гибкость это:

а) способность видеть объект под новым углом зрения

б) способность изменять восприятие объекта

в)способность продуцировать различные идеи в неопределённых ситуациях

г)способность яркого выражения идеи

10. Абстрактно-логическое мышление тождественно:

а) практическому мышлению

б) понятийному мышлению

в) образному мышлению

г) наглядно-действенному

Тесты на тему “Мышление”

1. Что такое практическое мышление?

а) мышление, связанное с практической деятельностью

б) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения

в) мышление, связанное с конкретной деятельностью

г) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом

2. Что такое понятие?

а) это отражение общих и существенных средств предметом или явлений

б) это невозможность припоминать или узнать

в) это вид коммуникативной деятельности

г) это основное звено процессов деятельности

По характеру мышление бывает:

а)теоретическое и практическое

б) активное и пассивное

в) продуктивное и непродуктивное

г) осознанное и неосознанное

4. Сравнение это:

а) относительная устойчивая система мотивов

б) это установленные сходства и различия между предметами

в) высшее проявление чувств

г) вид коммуникативной деятельности

5.Формы мышления:

а) понятие, суждение, умозаключение.

б) чувства, настроение, депрессия

в) воображение, любознательность, активность

г) отчаяние, опустошение, страх

6.Высшая форма мышления:

а) сравнение

б) понятие

в) умозаключение

г) дедукция

7. Отражение общих и существенных средств предметов или явлений это:

а) понятие

б) суждение

в) осознавание

г) потребность

8.Сколько этапов выделял Выготский Л. С в переходе к формированию понятий:

9. По степени новизны мышление делится:

а) продуктивное и непродуктивное

б) понятийное и образное

в) абстрактное и логическое

г) осознанное и неосознанное

Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши знания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление. Примеры: то, что стены в классе голубые, у коробка спичек шесть сторон, доказывать не надо – это вы видите, а вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов,– этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением ни обладал. Тут познать истину вам помогает мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах: преобладающем виде мышления (предметно-действенном, наглядно-образном или абстрактном), различном владении мыслительными операциями (сравнение анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация), которые отражаются в самостоятельности, широте, гибкости быстроте ума. Разобраться во всех этих качествах и проанализировать свое мышление помогут вам предлагаемые далее практические работы.

Практические задания

Задание 1. Определите свой тип мышления.

Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите их условия одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач – 4 мин. Не задержи­вайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.

1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй – 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В - 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3. Перед вами восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного квадрата и двух треугольников. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить: а) один квадрат и четыре треугольника; б) два квадрата и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?

Если вы правильно, быстрее и раньше своих товарищей по классу решили задачу 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2 - логическое мышление; если задачи 3 и 4 - практическое мышление.

Задание 2. Определите, насколько хорошо вы умеете анализировать, сравнивать предметы, понятия. Сравните два предмета:

а) гвоздь и ручка;

б) лошадь и корова;

в) книга и тетрадь.

На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа – различия. Время по каждому из вариантов – 3-4 мин. (общее время – 10 мин). За указанное время вы должны найти возможно большее количество таких черт. Если количество сходных и различных качеств больше 20, то процесс сравнения оценивается 5 баллами (отличный результат); если количество сравниваемых черт достигает 10-15 – 4 баллами (хороший результат); ниже 10 – 3 баллами (удовлетворительный результат); менее 5 – 2 баллами (неудовлетворительный результат).

Как развивать мышление

Способность мыслить нужна людям всех профес­сий, хотя, конечно, требования к уровню развития разных навыков мышления для различных профессий не одинаковы. Можно ли развивать свое мышление? И если да, то как же стать умным и сообразительным?

Для развития собственного мышления целесообразно следовать предлагаемым ниже рекомендациям:

1. Самый общий принцип известен: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать».

2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мышление невозможно без знаний. Развивать мышление – это значит насыщать свой ум знания­ми. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио и телевидение и т. п. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека.

3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам “почему?” и “как?” человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них. Мышление активизируется тогда, когда готовые, трафаретные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать у себя такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном.

4. Свойство замечать в предмете или явлении несколько наиболее явных признаков – общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок.

5. Сравнение близких по значению понятий – один из приемов развития мышления.

6. Мышление и язык, мышление и речь неразрывны. Каждый из вас знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.

7. Активное использование письменной речи (сочинение, ве­дение дневника, письма) также способствуют развитию мышления.

8. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих, нестандартных, парадоксальных задач.

Упражнения

1. Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.

2. Встретились два человека - друзья детства и между ними произошел следующий диалог:

Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

A y меня уже дочь!

Как ее зовут?

Как и ее мать.

А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери?

3. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?

4. Сравните понятия: любопытство и любознательность, настойчивость и упрямство, гордость и тщеславие, себялюбие и самолюбие.

5. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: обы (...) ка

6. Вставьте пропущенное слово: багор (роса) тесак, гараж (...) табак

7. Исключите лишние слова:

собака, корова, овца, лось, кошка;

собака, корова, овца, лось, лошадь;

футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло;

Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10.Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11.Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12.Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

14.Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15.Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16.Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17.Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18.Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19.Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20.Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов:

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 секунд на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова.

В таком варианте нормативы существенно облегчаются:

Инструкция : Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой.

Например, обобщающее слово сад и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Значит надо подчеркнуть слова земля и растения . Продолжительность работы 3 минуты.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачитывают следующие пять слов и т.д.

Пример задания:

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10.Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11.Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12.Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13.Хата, печь, дым, хлев, будка.

14.Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15.Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16.Секунда, час, год, вечер, неделя.

17.Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18.Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19.Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20.Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка выводится в условных баллах:

Инструкция: Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие – «строительные материалы», последнее слово в этой группе «лишнее». Нужно записать №1 – дом. Затем будет зачитана вторая группа слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум.

ВОПРОШАЙКА

В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра строится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что они хотят узнать. Если взрослый не сможет ответить, то выигрывает ребенок. Подростки могут играть между собой.

После того, как заданы все вопросы, полезно попросить школьника составить небольшой рассказ по этой картинке и обратить внимание, на какие вопросы даны ответы, а на какие нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т.д.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, при этом можно использовать и их изображение. Для старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение признаков сходства и различия, преобладающие признаки (функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

ЧТО НОВОГО?

Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть традиционный взгляд на предмет. Например, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.

Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений.

ПОИСК АНАЛОГОВ

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.

Называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН

Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.

Мышление – самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность.