Те, кому доводилось изучать педагогику или те, кто посвятил свою жизни преподаванию, наверняка хоть раз, слышали такую фамилию, как Волков.

Г. Н. Волков – прекрасный педагог, имеет ученую степень, удостоен звания академика Российской Академии Наук. Из-под его пера вышли многие публицистические труды. Он является основоположником такого ответвления в педагогике, как этнопедагогика.

Именно Геннадий Волков создал всемирно известную этнопедагогическую школу, в состав которой входит целая многонациональная семья. Каждый участник данной школы является прямым носителем и исследователем культурного наследия того народа, представителем которого он есть.

Биографический очерк

Появился на свет Геннадий в Чувашской АССР, в 27-м году. Его папа работал учителем физики и математики.

Постигать азы науки начал в мужской средней школе в Чебоксарах. Затем, некоторое время, работал учителем в общеобразовательной школе в Казани, читая детям физику. Его учительский путь был достаточно тернист. Он успел поработать и в детском доме, и в школе, и в лагере труда и отдыха.

Высшее образование он получил в Чувашском университете, который закончил с отличием, затем была учеба в аспирантуре в Казанском пединституте.

Начиная с 25-ти лет и на протяжении последующих двух десятков лет, Геннадий Волков работал старшим преподавателем, был проректором по научной работе в Чувашском университете.

Но, с 1970-х годов у Волкова начался новый этап в жизни. Он переехал в столицу, где началась его трудовая деятельность. Вся его работа была направлена в русло педагогики. Именно он стал создателем первой лаборатории этнопедагогики в институте семьи и воспитания на базе РАО. Исследования в данной лаборатории отнимали все внимание Волкова.

В возрасте 64-х лет Геннадий Никандрович начинает руководить лабораторией этнопедагогики при Российской Академии Образования. Он состоял в редакционной коллегии многих педагогических российских изданий. Его приглашали на многие семинары в качестве консультанта по этнопедагогике. Он внес неоценимый вклад в развитие науки. Ушел из жизни Волков, многое так и не успев сделать.

Взгляд педагога Волкова

Изучая на протяжении всей жизни педагогику, он ввел такое понятие как этнопедагогика. Он первый в мире открыл этнопедагогическую школу. Ему принадлежит великая книга под названием «Этнопедагогика», ставшая учебным пособием для студентов.

Его концепция, вполне заслуженно, обрела уровень государственной. Он курировал множество кандидатов и докторантов педагогических наук, которые впоследствии стали развивать и далее изучать, а также нести в массы этнопедагогику.

Для собственноручно созданной этнопедагогической школы, Волков четко сформулировал ее задачи и цели. Еще он прописал главные концептуальные правила.

Со временем, все его утверждения относительно того, что народная педагогика заключается в силе гармонизации межнациональных отношений, во многом нашла доказательства и массу подтверждений.

Еще Геннадий Никандрович слыл прекрасным писателем. Им было написано множество детских произведений, которые были переведены на многие языки, а некоторые из них были включены в общеобразовательную школьную программу. Каждая его строчка, созданная в литературе, насквозь пронизана безграничной любовью к детям, уважением к человеку и обществу в целом. Некоторые его книги вмещают воспоминания из детства и отрочества, а также есть произведения, посвященные родным и близким, переживания которых он пропускал через собственную душу и сердце.

Если внимательно изучить творчество Волкова, то можно обратить внимание на то, что в нем просматривается общеустановленная последовательность детского воспитания. Он был сторонником того, что ребенок является:

1) личностью;

2) индивидуальностью;

3) полноценным членом общества.

Свои убеждения, он часто применял на практике среди учеников и студентов.

Основатель этнопедагогики .

Геннадий Никандрович Волков

Академик Г. Н. Волков в 2000-е годы
Дата рождения 31 октября (1927-10-31 )
Место рождения село Большие Яльчики Яльчикский район , Чувашская АССР , РСФСР , СССР
Дата смерти 27 декабря (2010-12-27 ) (83 года)
Место смерти Чебоксары , Чувашия , Россия
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера Этнопедагогика
Место работы Российская академия образования
Альма-матер
  • Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание академик АПН СССР
академик РАО
Известен как педагог , публицист
Награды и премии

Биография

Происхождение

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .

Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .

Педагогическая деятельность

В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

  • 1962 год - предложил термин «этнопедагогика ». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
  • 1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
  • Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

О роли Волкова в развитии этнопедагогики как средства гармонизации межнациональных отношений см.: Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1998. Научный руководитель - академик РАО, профессор Г. Н. Волков.

Геннадий Никандрович Волков (Кашкãр Хуначи) (1927)

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г. Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В. А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В. А. Иванов). Н. И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш. И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г. Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А. Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г. Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г. Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества - яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г. Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике... Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», - писал ему В. А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» - величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», - отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И. Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В. А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика - весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков - за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков - знаковая фигура нашего времени... Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков - яркая личность России, сын чувашского народа... Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М. Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г. Н. Волков - один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г. Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год - сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет - сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет - обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство - многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г. Н. Волкова сняты кино- и телефильмы.

Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он - один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»

Викторов, Г. А. Педагог современности // Ученые. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.КАММОСОВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ институт

АКАДЕМИК Г.Н. ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КРУГЛОГО СТОЛА, ПОСВЯЩЕННОГО 85-ЛЕТИЮ Д.П.Н., ПРОФЕССОРА, АКАДЕМИКА РАО, ОСНОВА ТЕЛЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ГЕННАДИЯ НИКАНДРОВИЧА ВОЛКОВА

Якутск 2012

УДК 37.01:39 ББК 74.6я73

Главный редактор - А.А.Григорьева, д.п.н., профессор, директор ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова

Составители - Н.А.Корякина, к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова;

Т.Г.Васильева, к.п.н., доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова

Академик Г.Н.Волков и его вклад в развитие этнопедагогики саха: Сборник материалов круглого стола, посвященного 85-летию д.п.н., профессора, академика РАО, основателя этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова / Под ред. А.А. Григорьевой, сост. Н.А.Корякина, Т.Г.Васильева. - Якутск, 2012. - 130 с.

© Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2012

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

ГРИГОРЬЕВА А.А. ГЕНИЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 6

I «МОЙ ВОЛКОВ»: МОЁ ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИКА ВОЛКОВА И ЕГО ИДЕЙ

АНДРЕЕВА Л.Д. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР СКАЗОК Г.Н.ВОЛКОВА 8

АНДРОСОВА М.П. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 10

АРХИПОВА С.Н. ИСТИННО НАРОДНЫЙ ПЕДАГОГ 12

БАИШЕВА М.И. Г.Н. ВОЛКОВ И В.Ф. АФАНАСЬЕВ - КОРИФЕИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ЭТНОПЕДАГОГИКИ 14

БАИШЕВА НЬ. Ю. ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ ВОЛКОВ У ИСТОКОВ УЧЕНИЯ

ВАСИЛЬЕВА Т.Г. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ АКАДЕМИКА ВОЛКОВА КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 18

ЗАХАРОВА С.И. МОЕ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АКАДЕМИКОМ Г.Н. ВОЛКОВЫМ 20

КОЛЕСОВА Ф.А. Г.Н. ВОЛКОВ - ПРОРОК СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 22

МАКАРОВА Т.А., АПРОСИМОВА В.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ Г.Н.ВОЛКОВА В

СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 23

НИКОЛАЕВА Л.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОЛКОВА Г.Н. В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 26

ПЕТРОВА А.А. ГЕННАДИЙ ВОЛКОВ- ПАТРИАРХ ЭТНОПЕДАГОГИКИ 29

РОМАНОВ Н.Н. НЕМЕЦКИЙ ДУХ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ 31

САРАНЧЕВА А.А. ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ И ИСТОРИЧНОСТИ ИДЕЙ Я.А.

КОМЕНСКОГО В РАБОТАХ Г.Н. ВОЛКОВА 38

ЯДРИХИНСКАЯЛ.С. Г.Н.ВОЛКОВ - ПРОПОВЕДНИК ИДЕИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ

ГАРМОНИИ 40

II. МЕСТО И РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

АБРАМОВА Н. А. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 43

БАИНА З.В., ОЛЕСОВА М.Ф. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 45

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

БАИШЕВА Л. С. МЕСТО ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ..47 БОЖЕДОНОВА А.П., ДЕДЮКИНА М.И. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ «КУТ-СЮР»

ЯКУТСКОГО НАРОДА 50

БОРТНИК А.Ф. ДЕЛИГРАСОВА З.С. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 52

ВАРЛАМОВА Е. Ю. НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА 53

ДАНИЛОВА М.П. ИГРА КАК ПРОЦЕСС КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5656

ИВАНОВА М.И. РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 58

КОЖУРОВА Л.Н., ЛАВРОВА В.П. ОЛОНХО КАК НЕПРЕМЕННЫЙ АТРИБУТ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 60

КОРЯКИНА Н.А. ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА - ГРАЖДАНИНА МИРА 62

КРИВОШАПКИНА М.М. РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ 64

МИХАЙЛОВА И.В., ПРОКОПЬЕВА М.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ САХА СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА.. 66

НЕУСТРОЕВ Н.Д. «АССОЦИАЦИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)» КАК ЦЕНТР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 71

НИКОЛАЕВА С.Е. МЕТОДЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7575

ОКОНЕШНИКОВА О.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7777

ПОТАПОВА А.С. МЕСТО И РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ 799

РОМАНОВА М.Н., МАРКОВА А.А. ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОМУ

САКЕРДОНОВА А.С. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ У НАРОДА ЭВЕНОВ НА ОСНОВЕ ЗАПРЕТОВ-ОБЕРЕГОВ 83

СЛЕПЦОВА В.В. ВАСИЛЬЕВА Т.Г. ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ ОЛОНХО КАК ОСНОВА

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (НА

ПРИМЕРЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ) 85

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

СОСИНА О.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ 887

СТАРОСТИНА С.В. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОЛОНХО 89

СТЕПАНОВА Р.А. ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ШЕРГИНА Т.А. ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 94

III ЭТНОПЕДАГОГИКА СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ СРЕДЫ

БОРИСОВА Е.В. ЭТНОПЕДАГОГИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ 97

ВАСИЛЬЕВА Л. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ИСКОННЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ, РОДА 98

ДЕДЮКИНА В.А. ТРАДИЦИИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В

ДЬЯКОНОВА М. ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 101

КУРАЕВА М. ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 107

ПЕТУХОВА Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПРОГРАММЫ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯКУТОВ 109

ПОПОВА А. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА 111

ПРОКОПЬЕВА М.М. ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИСЕВЕРНЫХ

НАРОДОВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 114

СЕДАЛИЩЕВА А.П. НОГОВИЦЫНА Н.М. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 121

ФЕДОРОВА С.А. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА СЕМЕЙНЫХ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ

ТРАДИЦИЙ 123

ЭВЕРСТОВА У. УНИКАЛЬНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 125

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н. ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 129

ГЕНИЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Григорьева А.А., д.п.н., профессор, директор Педагогического института

Геннадий Никандрович Волков - выдающийся ученый, легендарный общественный деятель современности, яркий сын Чувашского народа. Геннадий Никандрович из села Большие Яльчики Яльчинского района Чувашской Республики. Колхозное поле, транспортная бригада, средняя школа, педагогический институт, аспирантура, старший преподаватель, доцент, профессор, проректор Чувашского педагогического института имени И.Я. Яковлева по научной работе...

Писать начал он очень рано. Одно из первых стихотворений за -читывалось учителем на январском совещании в 1937 году. В том же году выучил наизусть большой отрывок «Медного всадника» на чувашском языке и декламировал на вечере в день столетия со дня гибели А.С. Пушкина. Написал даже поэму - о дедушке, топором убившем в лесу волка. От него пошла и фамилия, до этого была другая - Андреевы. Первая публикация состоялась в 1945 году в республиканской газете «Чаваш коммуни» - «Моя бабушка» -маленькое эссе. С него берет начало творчество Кашкара Хучани - Геннадия Волкова, как детского писателя. Появляется книжка за книжкой, многие рассказы и сказки включаются в школьные хрестоматии, и не только в чувашские.

Преподавая в школе математику, руководит литературным кружком, пионерским отрядом имени Михаила Сеспеля, проводит читательские конференции, литературные утренники, вечера, диспуты, конкурсы, олимпиады. Много переводит на чувашский язык - из тувинской, ненецкой, манси литератур, пересказываются сказки народов Африки... Непосредственно с языка оригинала переводит книгу политической сатиры болгарского писателя Ангела Тодорова «Длинная рука». Записывает произведения фольклора, приводит этнографические экспедиции, совершает педагогические поездки по стране. Выступает как публицист, литературный критик, научный консультант документального фильма об Иване Яковлеве - «Дело жизни». Много выступает перед трудящимися с лекциями и докладами, особенно в сельской местности.

Сказки, рассказы, эссе, очерки Геннадия Никандровича Волкова увидели свет на русском, украинском, молдавском, казахском, киргизском, грузинском, осетинском, татарском, мордовском, марийском, тувинском, якутском и других языках. Они переведены на языки народов социалистических стран. Цикл эссе о родной Чувашии - «Там, где Волга зовется батюшкой» - опубликован на языке одной из славянских народностей - сорбском. «Благодарственная песнь» вошла в программу антропософической гимназии в Бохуме (Германия). Общая библиография публикаций Геннадия Никандровича Волкова превышает 500 названий, существует богатая литература о творчестве самого педагога - более

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

300 работ. В ряде европейских университетов он читал лекции по теории и истории педагогики, об истории, культуре, литературе Чувашии, о фольклорных традициях народов СССР и др. За рубежом опубликованы статьи и очерки Г.Н. Волкова о таких выдающихся чувашах, как просветитель Иван Яковлев, поэт Константин Иванов, поэт Педер Хузангай, архитектор Петр Егоров, переводчик с немецкого на чувашский (в т.ч. «Фауста» Гете) Наум Андреев - Урхи и др. Он завоевал огромный авторитет не только в России, но и за ее пределами.

Я благодарна судьбе за то, что в жизни мне довелось знать его, быть ученицей Геннадия Никандровича Волкова, прекрасного педагога, мудрого, доброго человека, неординарную личность, талантливого ученого с редкостной человеческой культурой. В1984 году научным руководителем была мне предложена тема «Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Якутии, и их использование в совместной деятельности школы и семьи по профориентации старшеклассников». Писать работу по данной теме было чрезвычайно трудно, но интересно. В годы аспирантуры мы часто выступали с докладами на конференциях, я была в братских республиках - в Чечне, Ингушетии, Чувашии, Татарстане... Эти поездки меня убедили в том, что настоящим этнопедагогом можно стать, лишь изучив культуру, традицию других народов. Этнопедагогика - это, что ни говорите, педагогика дружбы народов. Поэтому она - основа глобальной педагогики народов мира.

Могу несколько слов сказать о Геннадии Никандровиче - в кругу семьи он почитаем. Его жена Неля Павловна была обаятельной, красивой, женщиной, добрым ангелом в семье, верной помощницей в работе. Он очень любил ее, своих детей, внучек.

Геннадий Никандрович написал и опубликовал в стране и за рубежом более 30 глубоких, объективных научных работ о якутах, воспитал плеяду якутских ученых, имеет прямое отношение ко всем защищенным 30 докторским, более 200 кандидатским диссертациям, успешно руководил курсовыми и дипломными работами студентов ЯГУ. Его каждый приезд в Якутию был всенародной радостью, праздником. Его яркие, концептуальные выступления всегда обогащали содержание любых конференций, форумов, семинаров, окрыляли педагогов, исследователей. Он был одинаково прост и благороден и с президентом, и с рядовым учителем, воспитателем, и родителем.

Наша благодарность и верность своему Учителю выражаются в продолжении его жизненных принципов, в развитии его этнопедагогической школы, в высокой духовности, бескорыстном служении науке и народу.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

!.«МОИ ВОЛКОВ»: МОЁ ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИКА ВОЛКОВА И ЕГО ИЛЕЙ

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР СКАЗОК Г. Н. ВОЛКОВА

АндрееваЛ.Д., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института

Сказки заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, на отдельные детали народных обычаев, традиций и даже на бытовые мелочи. Сказки вводят ребенка в родную для него культуру. Через понимание родных сказок, впитанных с молоком матери, приходит понимание и уважение других культур, языков и обычаев. В поликультурном образовании приоритетным является формирование этнокультурной компетентности, являющейся основой развития межкультурной компетентности личности.

Этнокультурная компетентность (в ее взаимосвязи с межкультурной компетентностью) - сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематических знаний о родной культуре (этнокультуре), о других народах и их культурах, умений и навыков их практического применения; понимания их своеобразия и ценности, личностных качеств (ценностное отношение к этнокультуре, эмпатия, толерантность и др.), способствующих успешной их адаптации в полиэтнической среде.

Через сказки не только своего народа, но и народов мира формируется человек, способный к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающий чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий

В своих трудах Геннадий Никандрович Волков отмечал отражение в народных сказках жизни народа: борьба за счастье, верования, обычаи. В сказках воплощается положительные черты народа, прослеживается межнациональные связи народов, одобрительные высказывания о соседних народах. В чужих странах герои сказок находят себе помощников и доброжелателей.

При анализе сказок разных народов Г.Н. Волков подчеркивал их педагогическое значение в становлении личности. Калмыцкая сказка «Как ленивый старик работать стал» учить трудиться. Сказки разных народов: киргизская сказка «Почему человек сильнее всех на свете?», чувашская сказка «Кто сильнее всех во вселенной?», нанайская сказка «Кто сильнее всех?», якутская сказка «Старуха Таал-Таал» - объединяет общий сюжет, общечеловеческий характер идей о труде и трудолюбии, о всесилии и величии человека. Он очень подробно остановился на анализе чеченских сказок

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

(«Хасан и Ахмед» и др.), темы которых не только неожиданны, но и неповторимы. Тема Родины, преданности в дружбе проходит красной нитью в чеченских сказках. В осетинских сказках культивируются заветы гостеприимства, благопожелания.

Г.Н. Волков считал, что рассказывая сказки чувашского народа, он участвовал в своеобразном обмене духовными ценностями с людьми. Рассказывая сказки детям разных национальностей, он отмечал, что сказки становились свежее, радостнее, мудрее.

Особенно дорога Г.Н. Волкову чувашская сказка «Золотая пылинка». Он запомнил все четыре варианта пересказа этой сказки разными людьми, которых вспоминал всех поименно с особой теплотой, подчеркивая особенности речи рассказчиков. Т.Н. Алексеева «в разговоре приводила то пословицу, то поговорку, а то - и то, и другое. Говорила о благопожеланиях, заветах предках, добрых их обычаях... Называла дубравы-священным храмом родины, голубое небо - хрустальным дворцом солнца, солнце-матерью тепла и света... Родину именовала не иначе как золотой колыбелью. А.П. Воронов, русский по рождению, усыновленный семьей чувашских крестьян, оказался самым искусным рассказчиком лучшей чувашской сказки «Золотая пылинка». Эта сказка наполнена глубокой мудростью, любовью, нежностью к своему народу, Родине. Она учит любить родину, уважительно относится к другим народам. Мягкая, напевная, удивительно красочная, словно вышитая чувашскими мастерицами сказка.

Провожая гостей заморских, подданные царя чувашского тщательно вычистили их башмаки, шелковыми платками вытирали башмаки, прятали платки в карманы глубже. Объясняют обычай удивительный так заморским гостям: «. Земля родины как грудь родной матери. Эта земля- нам и отец родной, и мать-кормилица, и брат-защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина-сладкая. Ее песок -золотой, сухие камни -серебро. Нет для нас дороже земли родной, мы не можем дать вам и невидимой пылинки.».

Использованная литература:

    Волков Г.Н.. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. -М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС,2002.-Т.1-С.231-234.

    Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С.113-124.

3. Ситникова, Н.В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н.В.Ситникова // Народное образование Якутии. - 2003. -№2. - С.23-27.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ АКАДЕМИКОМ Г.Н. ВОЛКОВЫМ

Андросова М.П., к.п.н., доцент

кафедры дошкольного образования Педагогического института СВФУ

Как известно, личность формируется и развивается под воздействием многих факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Особое место в современном образовательном процессе отводится сохраняющимся и передающимся по наследству из поколения в поколение народным нравственным традициям, обычаям, идеям и опыту, постулатам, назиданиям народной педагогики.

На протяжении многих веков народная педагогика была важнейшим средством воспитания подрастающего поколения, своеобразной философией воспитания. Многое из методического арсенала народной педагогики выдержало испытание временем и успешно применяется сегодня, что свидетельствует о великой силе народной педагогической мудрости.

Великие педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие в своей теории и практике широко использовали традиционную культуру воспитания народов, потому что «каждый народ - великий педагог. Выдающиеся педагоги - народы» (Г.Н. Волков).

Выделим основные черты народной педагогики, выделенные академиком Г.Н. Волковым:

    этнопедагогика основывается на неосознаваемой, подсознательной сфере психики, она бытует в силу традиции, обычая, авторитета старших;

    отсутствует письменное закрепление педагогических установок, они воспроизводятся механически;

    педагогические и нравственные нормы обязательны для каждого независимо от материального достатка и социального положения.

Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, традиционных формах досуга и художественного творчества, в традиционных национальных видах оздоровления, фольклоре и т.п. Народная педагогика стоит на изучении, исследовании педагогической культуры масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и каждой конкретной нацией и бытующей в народе до наших дней (Г.Н. Волков).

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

Чтобы успешно воспитывать подрастающее поколение на народных традициях, педагогам надо знать ту предметную область, на которой базируется их деятельность, - народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, - этнопедагогику.

Академик Г.Н. Волков, член - корреспондент РАО справедливо отмечает: «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого создается конкретная личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, поговорках, играх, игрушках и прочие, в семейном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс социо - и историко-культурного формирования личности».

В настоящее время в России активизировалась исследовательская работа по этнопедагогической тематике, она включает теоретическое осмысление педагогического опыта воспитания многих народов.

В трудах этнопедагогов народа саха (В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова К.С. Чиряев и др.) выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом, нравственном, трудовом, экологическом воспитании подрастающего поколения. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности - поэтому является предшественницей научной педагогической мысли. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.

В заключение необходимо сказать о том, что традиции - элементы социального и культурного наследия, устоявшиеся взгляды на жизнь, обряды и обычаи, идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в городах, особенно в деревнях и селах, выдержали испытание временем и наряду со многими другими факторами принимают участие в воспитательном процессе и помогают формировать личность.

Список литературы:

    Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2000. - 175 с.

    Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. - М. : Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.-Т.1.-460 с.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

ИСТИННО НАРОДНЫЙ ПЕДАГОГ

Архипова С.Н.,к.п.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института СВФУ

Геннадий Никандрович Волков - великий мыслитель, ученый с мировым именем, основатель этнопедагогической системы воспитания и обучения подрастающего поколения. Его научная школа этнопедагогики взрастила выдающихся ученых страны и отрадно заметить, что одними из лучших его учеников являются представители нашей республики. Идеи о ценностях народной педагогики, ее традициях, обычаях были исследованы в трудах А.А. Григорьевой, А.Д. Семеновой, А.В. Мордовской, М.И. Баишевой и других ученых Якутии.

В наше стремительное, мобильное время, в эпоху глобализации особенно ценны мысли Геннадия Никандровича о создании благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания: «Народная педагогика -начало всех начал в духовно-нравственном обогащении учебно-воспитательной работы в современной школе, в сохранении, укреплении и развитии древних педагогических традиций во имя интенсификации процесса формирования личности, составляющей единое целое со своим народом» .

Родная речь и традиционная культура содержат в себе огромный потенциал просвещения, обучения и воспитания. В народной педагогике слово имело ведущее место в воспитании и обучении детей, где применялось в фольклоре, в играх, в многообразиях словесных форм воздействия на чувства, сознание, поведение. Огромную роль Г.Н. Волков отводил родному слову: «Слово - решающий, самый универсальный фактор народной педагогики. Диапазон его действия огромен. Слово и в играх, и в быту, и в общении, и в религии, и в примере. И повсюду проявляет себя особенным возрастом. В игре - одно, в церкви - другое, в классе - третье.

Однако есть еще один аспект вопроса: это - родное слово, родная речь, родной язык. Из проблем - острейший. Тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов, в десятках из них произошли необратимые процессы. У меня нет уверенности, что их можно вернуть к жизни. Полагаю, что первым и главным условием возрождения традиционной культуры воспитания является безоговорочное снятие мер ограничения родных языков. Надо изучать мировые языки, языки региональные, официальные, государственные, но ни в коме случае не за счет родных языков» .