Содержит немало ярких страниц, оказавших решающее значение на ход военных действий и стали предметом детального изучения. Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 года по праву можно назвать одним из таких событий, ставшим знаковым для истории и определившим последующий ход военной кампании на Тихом океане.

Предыстория атаки

Комбинированная атака Японии на американский военно-морской флот непосредственно в базе его дислокации стала результатом долгой и кропотливой работы Императорского Генерального Штаба. Ответов на вопрос, почему объектом нападения стала американская военно-морская база, существует немало. Основная причина внезапного нападения кроется в желании японцев одним мощным ударом вывести из строя американский Тихоокеанский флот. Удачная атака позволила бы японским вооруженным силам свободно осуществлять последующую экспансию на Азиатско-Тихоокеанском военном театре.

После падения Франции Япония воспользовалась удобным моментом и оккупировала Южный Индокитай. В ответ на японскую экспансию США и Великобритания ввели нефтяное эмбарго на экспортные поставки нефти в Страну Восходящего Солнца. Эти экономические санкции серьезно подорвали экономический и промышленный потенциал Японии. Военно-морской флот этой страны целиком и полностью зависел от экспорта нефти и подобные меры со стороны Америки и их европейских союзников сильно ударили по боеспособности Японской Империи. Японцы стали лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Решение пришло само собой. Японский флот должен был вместе с армией захватить богатые нефтяными месторождениями острова Индонезийского архипелага. Естественно, на такой шаг можно было решиться только с учетом вероятной реакции американцев на подобные действия. Присутствие американского линейного флота в Перл-Харборе ставило тыловые японские коммуникации под угрозу.

Был принят вариант, который предусматривал первоначально уничтожение потенциальной угрозы в виде морской силы США на Тихом океане. Далее при благоприятном результате можно было приступать к планомерной оккупации островов Голландской Индии. Императорский Штаб хотел перехватить инициативу, чтобы в дальнейшем диктовать свою стратегию войны и мира на этом театре военных действий.

Вывести американцев из игры и лишить их военно-морского флота можно было либо в результате генерального морского сражения, либо внезапным ударом. Такой позиции придерживался генеральный штаб Страны Восходящего Солнца, однако военно-морское командование считало собственные военно-морские силы недостаточно сильными для достижения успеха в прямом единоборстве с американским линейным флотом. Предпочтение отдавалось нанесению превентивного удара по силам американцев непосредственно в местах дислокации флота. Весной 1941 года весь Тихоокеанский флот США был перебазирован на Гавайские острова, тем самым взяв под контроль всю центральную часть Тихого океана, поэтому Япония напала на Перл-Харбор не случайно. Этому предшествовал ряд военных и политических событий, которые прямо или косвенно влияли на расстановку сил в этом регионе земного шара.

Удар японцев по Перл-Харбору

Основная задача, которая ставилась перед военно-морским командованием Императорского флота, заключалась в нанесении комбинированного удара по стоянке военно-морского флота США на Тихом океане в бухте Перл-Харбор. Атаковать американские корабли планировалось двумя способами:

  • ударом из-под воды, используя для этого мини-подлодки;
  • ударом морской авиации, базирующейся на авианосцах.

Главной целью японских военных являлись американские авианосцы. На подводные силы возлагалась задача тайком пробраться на внутренний рейд американской базы и суметь поразить торпедами наиболее важные с военной точки зрения американские корабли. Авиация первоначально должна была наносить отвлекающий маневр, атакуя силы ПВО военно-морской базы. При необходимости акцент мог сместиться на действия морской авиации, которая должна была повредить корабли противника на местах якорной стоянки. Удар должен был не только снизить боеспособность американского флота, но и надолго закупорить выход из базы, лишив тем самым американцев возможности вывести свой флот на оперативный простор. Для того, что бы понять всю важность принятого японцами решения и почему была выбрана база на Гавайских островах, достаточно оценить место расположения ВМБ Перл-Харбор на карте.

Силы сторон перед началом боя

Видная роль в подготовке нападения на Перл-Харбор отводится адмиралу Ямамото, который выстроил всю тихоокеанскую стратегию Императорского флота. Именно Ямамото был приверженцем идеи, что японцы должны напасть первыми. Японский адмирал стал вдохновителем идеи внезапной атаки силами авиации военно-морского флота США на его главной базе. Исполнителем и командующим операцией был назначен адмирал Нагумо. По подсчетам японских военных, основной силой, которая способна была выполнить поставленные задачи, являлись японские авианосцы. Для участия в операции планировалось использовать все 6 имеющихся на тот момент в Императорском флоте авианосцев.

В операции задействовали лучших пилотов, собранных со всех авиационных подразделений военно-морского флота. Количество самолетов, отведенных для участия в налете, составляло громадную цифру — почти 400 единиц. В состав ударных соединений морской авиации входили пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 (тип «99»), самолеты-торпедоносцы Nakajima B5N2 (тип «97»). Прикрывать атакующие самолеты должны были японские истребители Mitsubishi A6M2 (тип «0»), известные всему миру как «Zero».

Морская компонента будущей операции состояла из кораблей прикрытия и 30 подводных лодок. Пять из этих субмарин представляли собой миниатюрные мини-подлодки, управляемые экипажем из 2-3 человек. К месту атаки лодки должны были быть доставлены японскими эсминцами, после чего подводные аппараты должны были самостоятельно проникнуть в бухту.

Большая роль в успехи операции отводилась режиму секретности. Для ударного соединения к месту проведения операции был проложен обходной маршрут. Перед тем как с палуб японских авианосцев взлетели первые самолеты, японская эскадра прошла не одну тысячу миль. За все 10 дней похода американцам так и не удалось обнаружить столь крупное соединение кораблей в океане, и они совершенно потеряли японцев из виду. Японские авианосцы прикрывали в море два линейных крейсера, два тяжелых и один легкий крейсер. Эскорт соединения обеспечивался 9 эсминцами.

Командование Тихоокеанским флотом США, адмирал Киммель и высшее командование вплоть до Комитета начальников штабов находились в полном неведении о готовящемся нападении. На тот момент в бухте Перл-Харбор находились все основные силы Тихоокеанского флота, включая:

  • 8 линейных кораблей;
  • 2 тяжелых крейсера;
  • 6 легких крейсеров;
  • 30 эсминцев и миноносцев;
  • 5 субмарин различного класса.

Авиационное прикрытие базы осуществляли почти 400 самолетов.

Имея такое крупное и мощное соединение морских и воздушных сил, американское командование даже не предполагало вероятность атаки базы с моря. Спасло американцев от катастрофических последствий и полного разгрома отсутствие на базе авианосцев. Три из находящихся в составе флота авианосца — «Саратога», «Лексингтон» и «Энтерпрайз» находились кто в море, кто проходил ремонт на Западном побережье США. Информацию о том, сколько в гавани Перл-Харбора находится авианосцев, японцы упустили. Бой проходил в основном между американскими кораблями, силами ПВО военно-морской базы и японской морской авиацией.

Начало атаки на Перл-Харбор

Полученный адмиралом Нагумо шифрованный приказ, содержащий фразу «Взойдите гору Ниитака» означал, что атака на военно-морскую базу Тихоокеанского флота Перл-Харбор должна состояться 7 декабря. Этот дата стала знаковой, определив весь дальнейший ход Второй Мировой войны.

Японские корабли находились в 230 милях к северу от острова Оаху, когда в воздух поднялись самолеты первой волны. Основной ударной силой были 40 торпедоносцев, вооруженные торпедами, способными поражать корабли противника на мелководье. Вместе с торпедоносцами в воздух были подняты еще 49 самолетов, каждый из которых был вооружен одной 800 килограммовой торпедой

В качестве поддержки торпедоносцев вместе с ними в воздух поднялся 51 пикирующий бомбардировщик, оснащенный 250 кг бомбами. Прикрытие осуществляли 43 истребителя «Zero».

Вся эта воздушная армада появилась над островом Оаху в 7-50. Через пять минут в гавани военно-морской базы раздались первые взрывы. В 8:00 адмирал Киммель передал открытым текстом экстренное сообщение всем командирам судов, командующим Азиатским и Атлантическим флотом: «Воздушная атака на корабли – это не учения». Желаемый для японцев эффект внезапности был достигнут, хотя еще на подходе к главной базе американского флота японские авианосцы были замечены американскими военными судами.

Американские корабли были сосредоточены на небольшом замкнутом пространстве внутреннего рейда. Линкоры выстроились как на параде, друг за другом. Крейсера и эсминцы стояли, прижавшись друг другу у причальной стенки. Большая скученность кораблей, отсутствие на многих судах половины команды и раннее время атаки превратили бой в полномасштабное побоище. Японские летчики заходили в атаку как на учениях, поражая американские корабли торпедами и бомбами. Те суда, которые сумели избежать попадания торпед пытались выйти из гавани, чтобы не погибнуть на внутреннем рейде. Основная боевая сила американского Тихоокеанского флота, линкоры «Оклахома», «Калифорния», «Западная Вирджиния» и «Аризона» были потоплены. Сильно повреждены линейные корабли «Теннесси» и «Невада», которую американцам пришлось посадить на мель при выходе из бухты Перл-Харбора.

Помимо линейного флота, американцы потеряли 4 эсминца и одно госпитальное судно. Сильные повреждения получили два крейсера. В ходе первой атаки японским летчикам удалось парализовать ПВО американской базы, уничтожив на земле 188 самолетов. Только вторая волна японских самолетов, прилетевшая добивать остатки разгромленного флота, натолкнулась на организованное сопротивление американских пилотов.

Результат атаки на Перл-Харбор

В итоге бой закончился практически полным уничтожением большей части линейных кораблей Тихоокеанского флота и сильными повреждениями других военных судов. На воде и на суше в ходе внезапного нападения Японии американцы потеряли 2403 человек. Почти третья часть из всех погибших составляла экипаж погибшего линкора «Аризона». Сегодня о былой трагедии напоминает мемориал в бухте Перл-Харбор, установленный на месте гибели «Аризоны». После японской атаки, которая стоила японскому флоту 29 сбитых самолетов и четырех потопленных мини-подлодки, американский флот вынужден был на полгода перейти к обороне на всем Тихоокеанском морском театре.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем.

Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон.

Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением отмечает: «… есть непонятные вещи. Например, незадолго до нападения Японии из Перл-Харбора были выведены все три американских авианосца». Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил 2 авианосца, 6 крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.

Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка 1939 года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Перл Харбор» говориться, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.

23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти».

Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.

26 ноября 1941 года японскому после в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.

7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсона был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.

В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».

Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Перл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».

Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия» и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.

Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джоржем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Перл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.

Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции. Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии.

В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».

В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Перл-Харбр. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Перл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».

Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.

Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.

В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности

«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль»

Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли... В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.

Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор... Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.

Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он ещё три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Перл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.

Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и еще девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.

Ряд линкоров («Ряд линкоров» - бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).
Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошла воскресным утром 7 декабря 1941 года.

В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».

Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств - США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором - задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс - одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) - 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев
К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.

История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор
Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99», имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор
Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе
Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 78 пикирующих бомбардировщиков «99» и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:



Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах



Самолёты второй волны


Номера групп условные, для обозначения на схемах.



Итоги

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель - воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...

Во время контрнаступления под Москвой войска Западного фронта освободили Яхрому, Михайлов и устремились по направлению на Венев, Сталиногорск, Епифань. Перешла в наступление фронтовая оперативная группа генерал-лейтенанта Ф.Я. Костенко, наносившая главный удар на Ливны; войска 13-й армии Юго-Западного фронта завязали бои за Елец.

Штаб 3-й немецкой танковой дивизии, уже с 3 декабря подвергавшейся атакам войск 50-й армии, послал по радио панический запрос своему командующему Гудериану. Тот ответил: «Машины сжигать, самим отступать на юго-восток». 8 декабря на 2-ю танковую армию Гудериана обрушились дополнительные силы, угрожая отрезать пути отхода противника. Вся армия Гудериана начала поспешно отходить на Узловую и далее на Сухиничи, бросая тяжелое оружие, автомашины, тягачи и танки.

В «Красной звезде» впервые опубликована поэма Константина Симонова «Сын артиллериста». Константин Симонов не знал о судьбе «Леньки» до 1966 года, пока не получил от него письмо. Иван Алексеевич Лоскутов – таково настоящее имя «сына артиллериста» – прошел всю войну, был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды и 9 медалями. После войны продолжил службу на Тихоокеанском флоте.

В Париже умер превосходный русский поэт, прозаик, драматург и религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941), которого одни критики упрекали в излишней рассудочности, холодности прозы и стихов, другие – в декадентской вычурности, но все сходились в одном: Мережковский оказал огромное влияние на русскую литературу и философию конца XIX – начала XX века. Мережковский вместе с женой Зинаидой Гиппиус эмигрировал в конце 1919 года в Париж и остался до конца жизни ярым противником «Совдепии».

Из книги Их послал на смерть Жуков? Гибель армии генерала Ефремова автора Мельников Владимир Михайлович

11 декабря 1941 года Соединения и части армии приступили к подготовке к наступлению.Противник изредка вел артиллерийский и минометный огонь по расположению частей, наиболее интенсивный в полосе обороны 222-й СД.С двух часов ночи 1-я Гв. МСД и подчиненные ей части вели

Из книги Битва за Москву. Полная хроника – 203 дня автора Сульдин Андрей Васильевич

12 декабря 1941 года Во втором часу ночи генерал-лейтенант М.Г. Ефремов ознакомился с окончательным вариантом плана частной операции по захвату г. Наро-Фоминска, представленным для утверждения начальником штаба армии генерал-майором А. Кондратьевым. Командующий армией

Из книги автора

13 декабря 1941 года Рано утром штабом армии была получена директива командующего Западным фронтом о подготовке армий центра и левого фланга, а также 1-го Гв. кавалерийского корпуса генерала Белова к наступлению. Бой за Наро-Фоминск 12 декабря 1941 г.33-й армии была поставлена

Из книги автора

22 декабря 1941 года Как и следовало ожидать, командование Западного фронта осталось крайне недовольно тем фактом, что успех, наметившийся на левом фланге, не только не удалось развить, но и пришлось отойти несколько назад. Ночью командующий армией генерал Ефремов имел не

Из книги автора

23 декабря 1941 года Обстановка в полосе наступления 33-й армии по-прежнему оставалась очень сложной. Наступление давно уже превратилось в «прогрызание» хорошо организованной обороны противника. Командование и штаб армии, еще раз оценив обстановку, сложившуюся в полосе

Из книги автора

25 декабря 1941 года Успех, достигнутый на левом фланге армии в районе Иклинского частями 113-й СД во взаимодействии с 52-м СП 93-й СД, вселил надежду на то, что теперь наступление пойдет быстрее: оборона противника была взломана. Соединения 33-й армии весь день вели ожесточенные

Из книги автора

26 декабря 1941 года Ночью командующий фронтом генерал Г. К. Жуков подписал приказ № 0127/оп, в котором были уточнены задачи командующим 33-й и 43-й армиями на преследование противника на Можайском и Малоярославецком направлениях. 33-я армия получила задачу, развивая наступление

Из книги автора

27 декабря 1941 года В течение дня соединения и части 33-й армии продолжали вести тяжелые бои с противником на всех участках фронта.Рано утром командующий подписал приказ о назначении командира учебного батальона 183-го запасного СП лейтенанта Аксенова начальником гарнизона

Из книги автора

28 декабря 1941 года В течение дня соединения армии освободили от захватчиков еще восемь населенных пунктов. Противник, отступая, продолжал оказывать упорное сопротивление.479-й и 1289-й СП 222-й СД, наступавшие в направлении Детенково и Чешково, успеха не имели. За два дня

Из книги автора

29 декабря 1941 года Возобновив с утра наступление, соединения армии вновь встретили на всем фронте сильное огневое сопротивление противника. По-прежнему упорно сопротивлялись немецкие войска на правом фланге. Отражая атаки наших войск, противник «не забывал» и о

Из книги автора

30 декабря 1941 года Немецкие войска продолжали оказывать упорное сопротивление. Особенно ожесточенные бои шли в центре полосы наступления армии. Упорно обороняя рубеж: Новинское, Алексеевка, разъезд 75-й км, Котово, Щекутина, Рождество, Башкино, Нефедова, противнику

Из книги автора

31 декабря 1941 года Наступил последний день 1941 года. Года, который положил начало неимоверным страданиям, испытаниям и потерям для каждой советской семьи. Конец года вселил в народ некоторую уверенность в том, что противник будет все-таки побежден и выдворен с территории

Из книги автора

1 декабря 1941 года Немцы начали «заключительное» массированное наступление на Москву. В этот день они неожиданно прорвали оборону советских войск в районе Наро-Фоминска и устремились севернее вдоль шоссе на Кубинку, к автомагистрали Минск-Москва, и южнее в направлении

Из книги автора

2 декабря 1941 года К исходу дня немцы вклинились в оборону советских войск южнее Наро-Фоминска на 8–9 километров.Разведывательный немецкий батальон проник в Химки, но на следующее утро был изгнан оттуда несколькими танками и отрядом наскоро мобилизованных жителей

Из книги автора

4 декабря 1941 года Войска левого крыла Западного фронта нанесли контрудар в районе Кострово, Ревякино, окружили части 4-й немецкой танковой дивизии и восстановили связь Тулы с Москвой.Завершилась Калининская операция. Советские войска закрепились на рубеже восточнее

Из книги автора

5 декабря 1941 года После того как наши войска оттеснили противника на позиции севернее Кубинки и южнее Наро-Фоминска, сорвав его последнюю попытку прорваться к Москве, контрударами в районах Дмитрова, Яхромы, Красной Поляны (20 километров от Москвы) и Крюкова заставили

Ряд линкоров («Ряд линкоров» — бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).

Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года. В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».



Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств — США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором — задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс — одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением
Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) — 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.



История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя — 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков — бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле — ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе

Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 78 пикирующих бомбардировщиков "99" и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.



Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.


Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:


Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.


Самолёты второй волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах.


Итоги
В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге — была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев — 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...