«мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Под словом «народ» Толстой понимал все патриоти­чески настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. насыщен многочисленны­ми эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к оте­честву, готовность пожертвовать ради него своей жиз­нью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом.

Описывая ночь перед Бородин­ским сражением, Толстой обращает внимание на серь­езность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощ­ным противником. Их чувство любви к родине не до­пускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями.

Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения «одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», ши­рокий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует.

Она шмяк­нет, так кишки вон. Нельзя не бояться, - сказал он сме­ясь». Этот солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб, как десятки тысяч других, но не сдался и не от­ступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвова­ла не только армия. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, ослабляя тем самым вра­жескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступ­лением французов в Смоленск просил солдат бесплат­но забирать его товар. Жители Москвы и Смоленска сжигали свои дома, чтобы они не достались врагу.

Рос-товы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых. вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить неприятельскую армию. Огромную роль в окончательном уничтожении вра­га сыграли крестьяне, которые объединялись в парти­занские отряды, бесстрашно истреблявшие наполеонов­скую армию в тылу.

Наиболее ярким и запоминающим­ся является Тихона Щербатого, выделявшегося в отряде Денисова своей необычайной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной дерев­не, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного харак­тера, Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона , с которым встретился Пьер Безухов во французском плену.

Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумев­ший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, спра­ведливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, любовью к лю­дям. Эти качества резко контрастировали с высокоме­рием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургско­го света. так и остался для Пьера са­мым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема подвига в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

Князь Андрей Болконский, безусловно, является одним из самых интересных образов романа «Война и мир». Честолюбивый, смелый, благородный, он проходит через многочисленные испытания, чтобы в последние дни своей жизни познать всепрощающую и терпеливую любовь ко всему миру. Андрей был наделён многими достоинствами: ясным аналитическим умом, силой воли, честностью, патриотизмом, нетерпимостью ко лжи и лицемерию. Все эти качества были воспитаны в нём семьёй, и именно благодаря этому он не представлял себе жизни без высокой и прекрасной цели. В начале романа такой целью для Болконского является воинская слава, всемирная известность, поэтому он оставляет семью и идёт на войну, замышляя свой Тулон и втайне поклоняясь военному таланту Наполеона. Однако, по-моему, не жажда славы, а любовь к родине и смелость заставили Андрея подхватить знамя и повести за собой временно растерявшихся солдат. Он совершил чудо – армия вновь пошла в атаку, но, к сожалению, это не принесло победы. Почувствовав боль от ранения, Андрей падает на землю и видит, что «над ним не было уже ничего, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками». В это время он осознает всю бессмысленность прежних мечтаний, а личность Наполеона теряет для него всю бывшую привлекательность. Глубокую душевную драму Андрея ещё больше усугубляет смерть жены, но рождение сына, необходимость заботиться о нём дают возможность по-новому взглянуть на жизнь и радоваться самым простым вещам. Князь Андрей переезжает в Богучарово, начинает заниматься хозяйством, проводит либеральные реформы, но вскоре такое времяпровождение надоедает ему, кажется слишком размеренным и лишённым смысла. Он приходит к мысли о том, что вся жизнь уже прошла, а время утекает сквозь пальцы. Угнетённый сознанием своего зрелого возраста, неопределённостью в будущем, Андрей мысленно соглашается со старым дубом, не распустившимся с приходом весны. Но весна приносит обновление душе Болконского – он встречает свою любовь, Наташу Ростову, которая поразила его простотой и искренностью. Проезжая через некоторое время мимо того самого старого дуба, Андрей с удивлением заметил свежую светлую листву под нежным весенним солнцем и окончательно оставил грустные мысли о «конце жизни». Уверенный в себе и своих силах, он возвращается на службу и начинает законодательную работу, обручается с Наташей, но долгожданное счастье длится недолго: проект военной реформы, предложенный Болконским, не утверждают, потому что уже утверждён другой, намного хуже; Наташа, как ветреная и несдержанная девчонка, пытается сбежать с Курагиным. Чувствуя себя униженным и оскорблённым, Андрей отправляется на войну: единственное его желание – найти Анатоля Курагина и убить его. В борьбе чувств победу одерживает патриотизм: князь Андрей отказывается от службы в штабе Кутузова и становится командиром полка. Он сумел стать справедливым наставником и даже другом для своих подчинённых, а во время сражения никогда не прятался за их спинами. Кульминацией переживаний Андрея Болконского является Бородинское сражение. Перед ним он вспоминает о трёх главных бедах своей жизни: любви к женщине, смерти отца и французском нашествии и не может заснуть, размышляя о смысле жизни и сути войны. На следующий день во время самого сражения он, несмотря на опасность, находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, и в результате этого получает тяжелое ранение. С одной стороны, кажется, что этот поступок был бессмысленным, что Болконский не должен был так нелепо рисковать жизнью, а с другой - высокие идеалы чести не позволили бы ему броситься на землю и лежать, подавая отрицательный пример солдатам. Я думаю, что великое Бородинское сражение, сломившее мощь армии Наполеона, было победным для российских войск благодаря таким командирам, как Андрей Болконский. Уже в операционной он вспоминает Наташу и осознаёт, что любит её сильнее прежнего, и не только её, а весь мир. Заметив на соседнем столе Курагина, Андрей не находит в своём сердце былой ненависти и жажды мести. После сложной операции он находится на грани жизни и смерти, все мысли в его голове смешались, и он даже не сразу понимает, что перед ним не бесплотный призрак, а настоящая Наташа, которая всё ещё его любит. Счастье влюблённых длится недолго, и, предвидя приближение смерти, Андрей скрывает свои чувства под маской равнодушия и холодности. Мне всегда хотелось спросить у Толстого, зачем он убил такого прекрасного персонажа…

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус. Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту. В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1) Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность. Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении, она осталась под обстрелом неприятеля. Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин. Это ли не настоящая смелость?

2) Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы. В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина. Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3) Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени. Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки. Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4) Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира. Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб. На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5) Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать). Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года. Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы. Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что такое подвиг в понимании Л.Н. Толстого?

(по роману-эпопее «Война и мир»)

Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бы­вает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают ха­рактер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч». Толстой в своем романе не только осуждает казенный, офици­альный патриотизм, но и преодолевает парадное представление о подвиге. Показывая войну, писатель изображает не скачущих воинов с развернутыми знаменами, не парады, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый ежедневный труд. Герои Толстого – это простые воины-труженики.

Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капи­тана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений… разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным ви­дом бросился на французов и такою безумною и пьяною реши­тельностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что фран­цузы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Дру­гим героем Шенграбенского сражения является капитан Тушин, батарею которого дважды пытались атаковать французы. Тему подлинного героизма иллюстрирует у Толстого и сцена на бата­рее Раевского, куда попадает Пьер Безухов во время Бородинс­кого сражения. Пьера охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему лишенными этих чувств. Он по­ражен мужеством, твердостью, простотой этих людей, лишен­ных всего внешнего, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти». Накануне сражения солдаты надевали белые ру­бахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей… молнии скрыто­го, разгорающегося огня». Настоящим подвигом мы можем счи­тать и поведение Пьера Безухова во время французского плена, и участие князя Андрея в Бородинской битве.

Характерной манерой стиля Л.Н. Толстого является глубо­чайший психологизм. Он глубоко исследует чувства и эмоции человека на войне. Настоящим открытием для князя Андрея, мечтавшем о своем Тулоне, становится небо Аустерлица. Лич­ные честолюбивые мечтания сталкиваются здесь с внезапным открытием окружающего мира как вечности. И происходит пересмотр стремлений героя, пересмотр взглядов его на под­виг. На войне герою приходится сталкиваться со смертью. Это очень больно и трудно для человека. И писатель изображает эти чувства в сцене убийства Петей Ростовым француза. С тече­нием времени изменяется представление о войне и у Николая Ростова.

Подвигом в понимании Толстого является вся народная, партизанская война, которая велась русскими людьми против французов. Настоящими героями становятся у него и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, сжига­ющий свои лавки при занятии французами Смоленска. Подви­гом становится и поступок Ростовых, отдающих свои подводы раненым солдатам. Писатель замечает, что «скрытая теплота патриотизма» охватила людей самых разных социальных групп: солдат, крестьянство, дворянство, купечество. Русские люди по­кидают Москву, потому что не могут оставаться под управлени­ем французов. Подвигом является и поведение Кутузова, полко­водца, кровно болеющего за победу русского народа.

Таким образом, Л.Н. Толстой в своем романе деромантизирует, в определенном смысле снижает понятие «подвига». Подвиг в понимании писателя – это следование человека своему долгу, верность Родине.

Здесь искали:

  • поведение человека на войне взгляд толстого на природу подвига
  • пьер безухов о подвиге
  • человек на войне взгляд толстого на природу подвига

Вообще, никто еще, быть может, не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости, как автор «Войны и мира».

Н.И.Соловьев

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.

Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.

Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.

С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.

Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.

По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».

Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.

Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».

Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.

Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.

Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.