При всем единстве сознания и поведения индивида, при бесспорности общесоциологического принципа единства сознания и деятельности нельзя поглотить эту сторону проблемы регулятивным и исполнительно-организаторским воздействием на общественные отношения. Отнюдь не умаляя взаимосвязи между регулятивными, исполнительно-организационными и идеолого-психологическими способами воздействия, нельзя также не видеть тех особенностей, которые свойственны каждой группе этих способов. Напротив, надо их выявлять, тщательно анализировать и совершенствовать, чтобы более целесообразно использовать в деятельности государства и других структур ради усиления защиты прав и свобод личности, ради блага всего общества.

Есть еще одна важная плоскость этой проблемы. Дело в том, что игнорированием идеолого-психологического воздействия, выведением его за пределы правового "поля" оставляется возможность использовать такое воздействие по субъективному усмотрению власть имущих. Ведь не зря в последние годы наблюдается борьба между различными ветвями государственной власти за подчинение себе средств массовой информации. Нередки также попытки обуздать некоторые из них, вынудить их проводить "официальную" линию, ограничить доступ к объективной информации. Между тем признание идеолого-психологических способов государственного воздействия на население, включение их в правовое пространство и требование использовать их в строгом соответствии с действующим в стране правом равнозначны заслону своеволию на этом важном поприще.

Захаров А.А., Корнеев С.Б.

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ

1. Вступление

Порядок основывается на ощущении окружающего мира и своего места в нем, понимании своей текущей задачи и необходимых действиях для ее реализации.

Под порядком часто понимают «схему» действий, что где должно быть расположено и когда что сделать и т.д. без ощущения окружающего мира, без обратной связи с ним. Совершение дел без чувствования, что необходимо сделать, приводит к созданию иллюзии порядка (механистическая схема) и не как не влияет на степень упорядоченности окружающего мира.

2. Основные положения

Порядок - равновесие в жизни, наличие законов и правил, по которым живёт живая система (природа, человек), гармоничное отношение внутреннего и внешнего пространства и времени.

Упорядочивание - процесс создания порядка, процесс привнесения в своё бытие законов и правил, поддерживающих Жизнь, придание силам направления движения.

Состояние упорядоченности - наличие в бытии человека Законов и правил.

Качество упорядоченность - способность наполнить порядком свою жизнь, навык наведения порядка в своей жизни, способность выделить главное и второстепенное. Умение и желание организовать свой быт работу и досуг без ущерба друг для друга.

3. Для чего нужна упорядоченность

Упорядоченность дает последовательное движение вверх по лестнице развития (эволюции) и позволяет эффективно достигать намеченных целей. Нейтрализует энтропию хаоса, а также сохраняет и усиливает жизнь.

Без порядка в повседневной жизни невозможно расти духовно.

Понимание Божественных законов начинается с понимания бытового порядка.
Человек целое и неделимое существо и его духовный рост не отделим от физического бытия (состояния здоровья, порядка в доме, и т.д.).

Духовное течет в физическое через энергетику. Чтобы духовное начало течь нужно чтобы в энергетическом теле было место для этого. Чтобы это место появилось человек должен что-то созидательное сделать на физическом плане. Тем самым энергия переходит из энергетического тела в физическое компенсирую затраты, а из духовной части в энергетическую идут энергии для компенсации затрат энергетического тела. И тем самым начинается протекание энергий с духовного уровня на физический, а следовательно и духовный рост. Энергия течет в том случае, если человек совершает созидательные поступки, т.к. духовная энергия именно созидательная.

Духовное - это идея, цель и смысл жизни человека. Духовное всегда созидательное, направленное на сохранение и усиление жизни. Духовное питает энергией энергетическое тело, энергетическое тело дает энергию физическому телу, для реализации духовной идеи. Позитивная идея питает человека энергией. Негативная идея усиливает энтропию в человеке, а следовательно его разрушает.

Самое важно в жизни человека это идея. Т.К. идея обладает энергией и способна давать ее человеку.

Таким образом, упорядоченность обеспечивает естественный ток энергий, усиливая человека и обеспечивая его духовный рост.

Увеличивая свою упорядоченность, упорядоченность в окружающем мире и т.д. человек воплощает Закон Порядка в нашей реальности.

4. Как проявляется в жизни

На физическом плане - в слаженном функционировании систем организма, поддержание гомеостаза.

На психическом плане - ясность мышления, трезвость суждений, эмоциональная уравновешенность.

В семье - понимание мужчиной и женщиной своих обязанностей.

В быту - поддержание порядка, ощущение уюта в квартире.

Во взаимоотношениях - ощущение адекватной дистанции, времени и цели при общении с человеком.

В коллективе - соблюдение правил поведения и общения в коллективе (этикет, этика поведения), знание своего места и задачи в общем деле.

В письменной и устной речи.

В поэзии - стихи - это «магические заклинания», которые действуют тогда, когда слова сложены в определенном ритме и имеют определенный размер.

5. Где находится в теле - позвоночник, скелет, кости.

6. Рисунок - замороженный кристалл воды, пчелиные соты.

7. Ассоциации - призма преломляющая свет, разделяющая его на цвета, по порядку, растущее дерево, друза кристалла.

Пахарь, ведущий по полю лошадь, запряженную в плуг. На земле остаются ровные борозды. Будет урожай.

«Выкристаллизованное из хаоса состояние красоты»

«Как соты или бусы - одна бусина следует за другой»

Звук - мантра «М»

Цвет - Зеленый бархат, pantone 18-6024 tpx, amazon; 17-5734 tpx viridis: RGB #004C29.

Вкус - терпкий, с небольшой кислинкой, вяжущий, шиповник, барбарис, гранат.

Запах - можжевельник, кедр.

Стихия - Дерево, Воздух.

8. Способы наработки

1. Ведение графика набора Силы, планирование и точное претворение планов в жизнь.

2. Начинайте с простых дел.
Например:
Если у Вас нет порядка в доме, начните наводить его.
Если Вы постоянно опаздываете - постарайтесь начать приезжать вовремя.
Если вы не можете разобраться на своем рабочем месте, то для начала разложите все бумаги по стопкам и выкиньте все ненужное. И т.д.

3. Не превращайте Вашу жизнь в схему «порядок ради порядка».

4. Испытывайте радость от того что вы делаете.

5. Написание и соблюдение распорядка дня. Поддержание чистоты и порядка в доме. Ведение личного бюджета (приход\расход денег).

6. С вечера настроиться на предстоящий день, выделить главное, просмотреть планы и оценить их реальность.

7. Приходя в место, ощутить, зачем ты здесь, что нужно тебе сделать в этом месте, сделать это и посмотреть на свои ощущения и ощущения от места. Через какое-то время (несколько часов, дней и т.д.) посмотреть привело ли это к ожидаемому результату.

8. Выделите и следуйте главному, что созвучно предназначению, старайтесь для каждого дела находить и выделять свое время. Умейте взвешивать важность дел.

9. Доводите все дела до логического завершения.

9. Разное (пословицы, поговорки, афоризмы, и т.д.)

Выстроенная определенным образом последовательность действий в соответствии со значимостью во времени. Значимость в соответствии с Божественным предназначением.

Выстраивание предметов и действий в последовательности способствующей развитию и совершенствованию.

Поступательное, шаг за шагом движение по своему Пути, включает ясность мышления.

Сила позволяющая выстроить путь к мечте.

Удивительное состояние экономии времени и силы. Видишь общее - выделяешь главное, отметаешь ненужное, четко выстраиваешь последовательность действий по степени важности.

Представляется легкой структурой где нет ничего лишнего все на своих местах эта структура подвижная. живая там нет мусора и тяжести, все своевременно, легко.

Понимание что откуда берется и во что выливается, для чего это мне нужно и как поступить, чтобы мои действия не ломали красоту и не напрягали людей.

Совмещение слова и дела Чувство времени его ценности насыщенности.

Выстраивание своей жизни, руководствуясь принципом не нарушать гармонию, красоту.

Это знание что нужно делать в данный момент.

Свободное творчество мысли и дела в ладу Времени хватает на всё. Все гармонично красиво, потому что порядок.

Гармоничное отношение внешнего и внутреннего пространства и времени т.к. все, что мы делаем во вне рождается и живет внутри нас.

Спокойная уверенность в делании намеченных целей.

Проявление упорядоченности в речи

Речь, слова - это уже есть упорядочивание. Потому что слова представляют собой фиксацию чего-либо: состояния, поступка и пр., вербально-буквенная фиксация.

Помимо того, что каждое слово, произнесенное человеком вносит порядок в пространство, сами слова, построенные в предложения (а предложение - это определенный порядок слов: подлежащие, сказуемое и т. д.) представляют собой упорядочивание. Особенно это важно для письменной речи, поскольку считается, что записав свои мысли, человек упорядочивает их и себя в итоге. А письменная речь как раз и отличается от разговорной тем, что имеет порядок написания предложений, включает пунктуационный и орфографический порядок. Это было придумано тоже не просто так. Несложно увидеть, почему именно подлежащее, обозначающее предмет, стоит на первом месте. Потому что все остальные члены предложения будут строго подчинены подлежащему. Сказуемое - выражает действие предмета, определение - признак предмета и т. д. Недаром поэтическая лексика богата разного рода метафорами, олицетворениями, эпитетами и т. д. Они позволяют с наилучшей точностью передать свойство или состояние предмета, к которому они относятся. Но они относятся к предмету, а предмет - главное. Это пример проявления порядка в предложении.

Само слово также имеет порядок: приставка, корень, суффикс, окончание. Это тоже не просто набор морфем, а определенные «указатели» чего-либо. Например самое значимое - это корень, позволяющие понять, что лежит в основе слова (какой смысл заложен). Окончание позволяет определить род слова (мужской или женский), суффикс способен образовывать различные степени (увеличительные, уменьшительно-ласкательные), прилагательные и пр., приставка может указывать направление или уточнять то, что «около корня» (например, слово остров - приставка «о» и корень «стров» - значит около струи, то, что огибается струей).

Эти примеры были приведены, чтобы показать, что в каждом слове есть свой порядок морфемных единиц (и он не просто так такой!) и свой порядок букв (согласных/гласных), ударений, и т. д., а слова складываются в предложение. А предложение - это, как мы выяснили выше - определенный порядок слов. Поэтому речь может являться одним из самых наглядных и бытовых примеров упорядочивания.

Эта группа закономерностей характеризует и взаимодействие системы с ее окружением – со средой (значимой или существенной для системы), надсистемой, подчиненными системами.

Коммуникативность.

Эта закономерность составляет основу определения системы, где система не изолирована от других систем, она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неоднородное образование, содержащее надсистему (метасистему – систему более высокого порядка, задающую требования и ограничения исследуемой системе),подсистемы (нижележащие, подведомственные системы), и системы одного уровня с рассматриваемой.

Такое сложное единство со средой названо закономерностью коммуникативности, которая, в свою очередь легко помогает перейти к иерархичности как закономерности построения всего мира и любой выделенной из него системы.

Иерархичность.

Закономерностииерархичности илииерархической упорядоченности были в числе первых закономерностей теории систем, которые выделил и исследовал Л. фон. Берталанфи.

Необходимо учитывать не только внешнюю структурную сторону иерархии, но и функциональные взаимоотношения между уровнями. Например, в биологических организациях более высокий иерархический уровень оказывает направляющее воздействие на нижележащий уровень, подчиненный ему, и это воздействие проявляется в том, что подчиненные члены иерархии приобретают новые свойства, отсутствовавшие у них в изолированном состоянии (подтверждение положения о влиянии целого на элементы, приведенного выше), а в результате появления этих новых свойств формируется новый, другой «облик целого» (влияние свойств элементов на целое). Возникшее таким образом новое целое приобретает способность осуществлять новые функции, в чем и состоит цель образования иерархий.

Выделим основные особенности иерархической упорядоченности с точки зрения полезности их использования в качестве моделей системного анализа:

1. В силу закономерности коммуникативности, которая проявляется не только между выделенной системой и ее окружением, но и между уровнями иерархии исследуемой системы, каждый уровень иерархической упорядоченности имеет сложные взаимоотношения с вышестоящим и нижележащим уровнями. По метафорической формулировке, каждый уровень иерархии обладает свойством «двуликого Януса»: «лик», направленный в сторону нижележащего уровня, имеет характер автономного целого (системы), а «лик», направленный к узлу (вершине) вышестоящего уровня, проявляет свойства зависимой части (элемента вышестоящей системы).

Эта конкретизация закономерности иерархичности объясняет неоднозначность использования в сложных организационных системах понятий «система» и «подсистема», «цель» и «средство» (элемент каждого уровня иерархической структуры целей выступает как цель по отношению к нижележащим и как «подцель», а начиная с некоторого уровня, и как «средство» по отношению к вышестоящей цели), что часто наблюдается в реальных условиях и приводит к некорректным терминологическим спорам.

2. Важнейшая особенность иерархической упорядоченности как закономерности заключается в том, что закономерность целостности/эмерджентности (т.е. качественные изменения свойств компонентов более высокого уровня по сравнению с объединяемыми компонентами нижележащего) проявляется в ней на каждом уровне иерархии. При этом объединение элементов в каждом узле иерархической структуры приводит не только к появлению новых свойств у узла и утрате объединяемыми компонентами свободы проявления некоторых своих свойств, но и к тому, что каждый подчиненный член иерархии приобретает новые свойства, отсутствовавшие у него в изолированном состоянии.

Интегративность. Этот термин часто употребляют как синоним целостности. Однако им подчеркивают интерес не к внешним факторам проявления целостности, а к более глубоким причинам формирования этого свойства и, главное, - к его сохранению. Интегративными называют системообразующие, снстемоохраняющие факторы, важными среди которых являются неоднородность и противоречивость ее элементов.

Коммуникативность

Коммуникативность. Эта закономерность составляет основу определения системы, предложенного В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным в книге «Исследования по общей теории систем».

Любая система не изолирована от других систем и связана множеством коммуникаций с окружающей средой, которая представляет собой сложное и неоднородное образование, содержащее (рис.4.1):

    надсистему (систему более высокого порядка, задающую требования и ограничения рассматриваемой системе);

    элементы или подсистемы (нижележащие, подведомственные системы);

    системы одного уровня с рассматриваемой;

Рис. 4.1. Связи системы с надсистемой, подсистемами и системами

различного уровня

Иерархичность

Рассмотрим иерархичность как закономерность построения всего мира и любой выделенной из него системы. Иерархическая упорядоченность пронизывает все, начиная от атомно-молекулярного уровня и кончая человеческим обществом. Иерархичность как закономерность заключается в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии. Благодаря этому на каждом уровне возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов. При этом важно, что не только объединение элементов в каждом узле приводит к появлению новых свойств, которых у них не было, и утрате некоторых свойств элементов, но и что каждый член иерархии приобретает новые свойства, отсутствующие у него в изолированном состоянии.

Таким образом, на каждом уровне иерархии происходят сложные качественные изменения, которые не всегда могут быть представлены и объяснены. Но именно благодаря этой особенности рассматриваемая закономерность приводит к интересным следствиям. Во-первых , с помощью иерархических представлений можно отображать системы с неопределенностью.

Во-вторых , построение иерархической структуры зависит от цели: для многоцелевых ситуаций можно построить несколько иерархических структур, соответствующих разным условиям, и при этом в разных структурах могут принимать участие одни и те же компоненты. В-третьих , даже при одной и той же цели, если поручить формирование иерархической структуры разным исследователям, то в зависимости от их предшествующего опыта, квалификации и знания системы они могут получить разные иерархические структуры, т. е. по-разному разрешить качественные изменения на каждом уровне иерархии.

Эквифинальность

Это одна из наименее исследованных закономерностей. Она характеризует предельные возможности систем определенного класса сложности. Л. фон Берталанфи, предложивший этот термин, определяет эквифинальность применительно к «открытой» системе как способность (в отличие от состояний равновесия в закрытых системах) полностью детерминированных начальными условиями систем достигать не зависящего от времени состояния (которое не зависит от ее исходных условий и определяется исключительно параметрами системы). Потребность во введении этого понятия возникает, начиная с некоторого уровня сложности, например биологические системы.

В настоящее время не исследован ряд вопросов этой закономерности: какие именно параметры в конкретных системах обеспечивают свойство эквивалентности? как обеспечивается это свойство? как проявляется закономерность эквивалентности в организационных системах?

Историчность

Время является непременной характеристикой системы, поэтому каждая система исторична, и это такая же закономерность, как целостность, интегративность и др. Легко привести примеры становления, расцвета, упадка и даже смерти биологических и общественных систем, но для технических и организационных систем определить периоды развития довольно трудно.

Основа закономерности историчности - внутренние противоречия между компонентами системы. Но как управлять развитием или хотя бы понимать приближение соответствующего периода развития системы - эти вопросы еще мало исследованы.

В последнее время на необходимость учета закономерности историчности начинают обращать больше внимания. В частности, в системотехнике при создании сложных технических комплексов требуется на стадии проектирования системы рассматривать не только вопросы разработки и обеспечения развития системы, но и вопрос, как и когда нужно ее уничтожить. Например, списание техники, особенно сложной - авиационной, «захоронение» ядерных установок и др.