Монголо-татарское иго было вовсе не таким, каким его долгое время описывали отечественные историки, а реальные монголо-татары отличались от тех, какими мы их можем видеть в новом сериале «Золотая Орда»

О том, что в истории Руси был долгий и тяжелый период монголо-татарского ига, мы помним со школы. Но вот как все было на самом деле в те времена – вопрос сложный. Над одной из главных телепремьер сезона – сериалом Первого канала «Золотая Орда» – работали три консультанта, и каждый из них рассказывал про монголо-татар абсолютно разные вещи. Что, впрочем, не удивительно: период ордынского ига – один из самых противоречивых в истории Руси. Исследователи уже много лет не могут прийти к общей точке зрения, некоторые даже сомневаются в том, существовало ли иго на самом деле.

Золотая Орда в кино и в реальности


Действие «Золотой Орды» разворачивается в конце XIII века – в самый разгар монголо-татарского ига, отсчетной точкой для которого считается 1237 год, начало глобального похода монголо-татар на Русь. Создатели сериала еще накануне премьеры признались, что их проект – не историческая реконструкция, а фильм-сказка, фэнтези. Поэтому искать параллели между реально существовавшими персонажами и героями «Золотой Орды» не стоит. Так, главный герой картины, князь Ярослав (его сыграл Александр Устюгов ) исторического прототипа не имеет – это собирательный образ.

Как рассказывал режиссер сериала Тимур Алпатов , историческая часть картины давалась особенно тяжело. Готовились к съемкам несколько месяцев. Каждый из трех консультантов имел свою точку зрения на то, как выглядели, как вели себя монголо-татары, на то, какое влияние на русские земли оказал этот период.

В итоге через четыре месяца изучения материала режиссер пришел к выводу, что до истины докопаться просто невозможно – и решил не гнаться за историческими соответствиями, а снимать историческое фэнтези.

Потомки Чингисхана


Впрочем, имена некоторых исторических персонажей, которые мы слышим в фильме, встречаются и в летописях. Фигурирующий в картине хан Берке (актер Рамиль Сабинов ) был внуком Чингисхана , правил Ордой с 1257 года до своей смерти в 1266-м. А в первой серии «Золотой Орды» на Русь прибывает посланник, красавец хан Менгу-Темир (его сыграл актер Санжар Мадиев ). Реальный Менгу-Темир (Тимур ) жил в конце XIII века, был внуком хана Батыя , преемником хана Берке и имел хорошие отношения с Русью и многими ее князями.

В частности, считается, что благодаря ему состоялось историческое примирение великого князя тверского Ярослава Ярославовича с новгородцами. Менгу-Темир ввел значительные налоговые льготы для русской православной церкви и активно поддерживал православие.

А вот сюжет с «подаренной» ему женой русского князя (Устинью сыграла Юлия Пересильд ) в исторических источниках никак не фигурирует – но известный факт: ордынцы нередко брали русских женщин не только в наложницы, но и женились на них.

Так ли хан был хорош собой, как показано в сериале, в источниках тоже не упоминается. Внешний вид героев «Золотой Орды», конечно, создатели сериала порядком приукрасили – слишком ладно сидит по фигуре одежда, слишком аккуратные у мужчин стрижки, а у женщин укладки, а красивые и богатые украшения смотрятся все же чересчур современно.

Все женщины, и из Золотой Орды, и из русских земель – как на подбор красавицы, хотя сохранилось достаточное количество упоминаний о том, что многие представительницы Золотой Орды были откровенно нехороши собой. Но у создателей фильма свой взгляд: кто захочет смотреть на некрасивых женщин в кино?

Да и молодой хан и другие ордынцы выглядят слишком уж свежо, в то время как образ жизни и годы, проведенные в походах и степях, явно должны были наложить свой отпечаток. Впрочем, жанр исторического фэнтези позволяет подобные вольности.

Кстати : Актерам, участвовавшим в съемках, пришлось активно заниматься физической подготовкой. Так, мечи весили около 8 килограммов, а кольчуги – около 20, некоторые доспехи монгольских воинов были еще тяжелее. Всего же для «Золотой Орды» создали около 2000 исторических костюмов.

А было ли иго?


О том, как тяжело приходилось на Руси во времена монголо-татарского ига, слышали все. Но вот насколько можно доверять этим сведениям? Что интересно, этот термин в ранних русских летописях и свидетельствах современников найти нельзя – об ордынском иге заговорили только на рубеже XV-XVI веков, первые упоминания ига встречаются в польской исторической литературе – а полякам, стремившимся в то время к господству над Русью, было выгодно представить ее историю в максимально «черном» цвете. Возможно, именно тогда возникло представление о монголах как о необразованных грязных дикарях, которое совершенно не соответствовало действительности.

Как считает большинство современных историков, рассказы об ужасах и тяготах этого периода, да и о многих событиях, начиная от разорения Руси ханом Батыем, сильно преувеличены – а так как за давностью лет реальные события обросли множеством легенд, докопаться до истины сегодня достаточно сложно. Некоторые исследователи считают, что на самом деле среди монголо-татар монголов почти не было – были татары.

Есть версия, что на самом деле не было и никакого ига, монголы очень лояльно относились к русским, а то, что впоследствии стали называть данью, на самом деле было платой за определенные услуги. Есть достаточно много доказательств того, что размер дани, даже если она и действительно существовала, в последующие века был сильно преувеличен. А Русь разоряли междоусобицы князей, которые совершали набеги и грабили соседей, а также привлекали для дележки земель многочисленных союзников – хоть татар, хоть поляков, хоть разбойников с большой дороги. Да и набеги крымских ханов, которые начались уже после татарского ига, разорили русские земли намного сильнее.

Что интересно – сохранились сведения о том, что ханы Золотой Орды были вынуждены сами платить дань русским речным пиратам-ушкуйникам, орудовавшим на Волге, и даже просили защиты от них у русских князей – уж больно это плохо вяжется с образами завоевателей.

Как бы то ни было, этот период в русской истории имел и свои плюсы. Так как ханы очень лояльно относились к православию, это способствовало распространению влияния русской церкви.

Вопреки стереотипу, что Орда была невежественна, замкнута и чужда просвещению, который совершенно не соответствует действительности, этот период способствовал развитию географии и других наук. Кроме того, Золотая Орда вовлекла Русь в широкую международную торговлю. Так что утверждать, мол, отсутствие «ига» пошло бы на пользу историческому развитию страны, как некоторые уверяли ранее, современные историки избегают.

Мать Хучухадунь [d] Супруга Absh Khatun [d]

В 1266 году хан Менгу-Тимур разрешил генуэзцам через своего наместника в Крыму , племянника Оран-Тимура, селиться в Кафе , вследствие чего оживилась крымская торговля и увеличилось значение самого Крымского полуострова и его столицы города Солхата .

Одновременно, в 1268 году, хан Менгу-Тимур развязал войну с монгольским ильханом Ирана Абакой за Азербайджан . В этой войне правителя Золотой Орды поддержал мамлюкский султан Египта и Сирии Бейбарс I . Год спустя между ханом Менгу-Тимуром и Абакой был заключен мирный договор.

Противник хана Менгу - Тимура - ильхан Ирана Абака

В 1269 году по просьбе новгородцев хан Менгу-Тимур прислал в Великий Новгород войско для организации похода на ливонских рыцарей - крестоносцев , причём одной военной демонстрации у Нарвы было достаточно для заключения мира «по всей воле новгородской» . В Никоновской летописи это было описано так: …князь велики Ярослав Ярославич, внук Всеволожа, посла к Володимерю собирати воинства, хотя ити на немци, а собрася сила многа, и великий баскак Володимерский Иаргаман и зять его Айдар со многими татары приидоша, и то слышавше немци устрашишася, и вострепетавше прислаша дары послы своя, и добиша челом на всеи воли его, и всех подариша, и великого баскака, и всех князей татарских и татар; зело бо бояхуся и имени Татарского. И тако всю волю сътворивше великого князя Ярослава Ярославича, и Наровы всея отступишася и полон весь возвратиша (ПСРЛ, т. X, стр. 147).

Примирение великого князя владимиро - суздальского Ярослава Ярославича Тверского с новгородцами также произошло с помощью послов Менгу-Тимура - об этом говорит «Договорная грамота Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославичем» от 1270 года : Се приехаша послы от Менгу Темеря цесаря / цря сажатъ Ярослава съ грамотою Чевгу и Баиши.

В 1270 году по приказу Менгу-Тимура был казнён рязанский князь Роман Ольгович Святой , который вступился за своих подданных и, согласно доносу, осуждал веру хана, поэтому должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Ясы - его заживо разняли по суставам .

В 1274 году при Менгу-Тимуре состоялся поход на Северный Кавказ, в ходе которого произошло разорение яского города Дедяков . В походе участвовали и русские княжеские полки.

В 1275 году хан Менгу-Тимур оказал поддержку королю Руси Льву Даниловичу Галицкому в боевых действиях против великого литовского князя Тройдена . При этом в данном походе также приняли участие другие русские князья, зависимые от власти Золотой Орды, например, черниговский князь Роман Михайлович Старый .

Менгу-Тимур продолжал политику своих предшественников по укреплению самостоятельности и повышению влияния улуса Джучи в составе Монгольской империи . По его указу была проведена перепись на Руси с целью упорядочения сбора дани . Правительство Менгу-Тимура предприняло меры, направленные на укрепление власти хана в улусе Джучи: остальные ханы не получали основных средств. Аппарат имперских чиновников, созданный для сбора дани с подвластных территорий, потерял своё значение - теперь дань непосредственно поступала к самому хану. Русские, мордовские, марийские князья (и князья других народностей Золотой Орды) получили вместе с ярлыком финансовый реестр для сбора золотоордынской дани, которой облагались и жители Золотой Орды. Они делились на две категории: горожане (не участвующие в войнах), которые платили десять процентов от прибыли, и кочевники (пополнявшие войско), выплачивающие сотую часть прибыли .

Менгу-Тимур начал чеканить монету со своей тамгой в городе Булгаре . Строились новые города: Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), Килия (самый западный город Золотой Орды, находившийся в нескольких десятках километров от Чёрного моря), Тавань (в 40 км выше Херсона), Кырк-Ер (недалеко от Бахчисарая), Солдайя (Судак), Азак (Азов), Сарайчик (в 60 км выше современного Атырау), Искер (близ Тобольска) и другие. В годы правления Менгу-Тимура в Крыму была основана генуэзская колония Кафа .

При нём татары вместе с русскими князьями совершили походы на Византийскую империю (около 1269-1271), в Литву (1274), на Кавказ (1277). В 1281 году войско Менгу-Тимура участвовало в сражении с мамлюками в Сирии (между Хамой и Хомсом). Битва закончилась без явного победителя; понеся большие потери, обе стороны отступили.

Отношение к Русской православной церкви

От имени Менгу-Тимура написан первый из дошедших до нас ярлыков от 1267 года об освобождении Русской православной церкви от уплаты дани Орде . Это своего рода хартия неприкосновенности для русской церкви и духовенства - в начале ярлыка было помещено имя Чингисхана . Надо заметить, что следуя заповедям Ясы Чингисхана, ханы и до Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи (Лаврентьевская летопись). Теперь же в ярлыке были утверждены привилегии духовенства как широкой общественной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» были освобождены от военной службы.

Мусульманские купцы прекратили занимать должности налогосборщиков (баскаков) среди крестьян. Оскорбление (клевета, поношение) православной религии (в том числе со стороны мусульман) каралось смертью. Ордынским чиновникам запрещалось под страхом смерти забирать церковные земли, требовать выполнения какой‑либо службы от церковных людей.

Льготы Менгу-Тимура православной церкви по сравнению с ярлыками его предшественников были так велики, что в Московском Летописном своде конца XV века прямо написано: ... умре царь татарский Беркаи, и бысть ослаба христианом от насилие бесермен .

За дарованные привилегии от русских священников и монахов требовали молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчёркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. "А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаённой мыслью, то он совершит грех." Можно предположить, что текст ярлыка был составлен совместно Менгу-Тимуром (или его главным монгольским секретарём) и епископом Сарая Митрофаном, представлявшим русское духовенство. А если так, то моральная санкция против неискренней молитвы, должно быть, была сформулирована этим епископом.

Благодаря этому ярлыку, а также ряду последующих, русское духовенство составляло привилегированную группу, и именно этим была заложена основа церковного богатства. Об этой странице в истории Русской православной церкви было хорошо известно образованным людям XIX века, например поэту А. С. Пушкину , который в своём письме к П. Я. Чаадаеву писал: Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно - в течение двух мрачных столетий - питало бледные искры византийской образованности.

При хане епископ Афиноген из Сарая был назначен главой татарской (волжско-булгарской) делегации, направленной в Константинополь , то есть фактически он стал послом Золотой Орды. Известно правило тех времен, что если член правящей династии Орды становился православным христианином, то он не терял свои права и собственность.

Отношения Менгу-Темура с русскими князьями были относительно хорошими именно из-за его положительного отношения к православной религии. Эта веротерпимость была прописана в Ясе Чингисхана: Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. , чему должны были следовать все правители монголов, но не все следовали, особенно после принятия ислама в Орде. Но сам хан Менгу-Тимур был последователем традиционной монгольской религии - Тенгрианства и поэтому смог сбалансировать религиозную политику Золотой Орды.

Семья Менгу-Тимура.

  1. Олджей-хатун, дочь Бука-Тимура, сестра Олджей-хатун.
  2. Абиш-туркан, дочь фарсского атабека Са"да, сына атабека Абу-Бекра, мать Курдучин.
  3. Ноджин-хатун, дочь Дурабай-нойона.

Дочери: (у Менгу-Тимура было множество дочерей, приводятся только известные по летописи):

  1. Курдучин (старшая царевна) - жена керманского султана Джелаль-ад-дина Союргатмиша, жена эмир Саталмиш сына Боралиги, жена Тогая.
  2. № - жена эмира Сутая-ахтачи.
  3. Ара-Кутлуг - жена Тарагай-гургена, жена Доладая-эюдэчи.

В 1267-1282 годах, а родился предположительно в 1240-е годы. О его происхождении летописи предоставляют следующие сведения: у второго сына Бату Тукана было 5 сыновей.

Менгу-Тимур был вторым по старшинству. Мать его была из племени ойрат. Смерть отца и старшего брата сделала его самым значимым претендентом в семействе Бату-хана на престол Орды. Его двоюродный дед Берке, правящий Золотой Ордой, никогда не имел звания «хана» и, скорее всего, властвовал с условием, что престол отойдет прямым потомкам хана Бату. Менгу-Тимур был назначен его наследником, несмотря на то, что у Берке был и родной сын.

И хотя престолонаследие было определено задолго до смерти Берке, за трон Менгу-Тимуру пришлось побороться.

Крутой норов монгольского наследного принца заставлял опасаться его царствования придворных сановников, потому в качестве претендента в правители был выдвинут его младший брат — покладистый и богомольный Туда-Менгу. Его приверженность к исламу привлекала к нему множество сторонников, которые надеялись на то, что он продолжит политику Берке.

Ханский титул Менгу -Тимура

Еще одну партию возглавлял друг и любимец покойного Берке сотник Ногай. Он был сторонник возведения на ханство малолетнего сына Берке. Ногай был серьезным противником Менгу-Тимуру — у сотника был огромный авторитет в войсках.

После стычек, интриг и кровопролитной борьбы Менгу-Тимур в 1266 году получил ханский титул. Со своим основным конкурентом он поступил достаточно мягко — Ногай был сослан, получив дальний улус, в дела которого хан не вмешивался, допустив, таким образом, создание автономной области в составе ханства. Судьба сына Берке историкам неизвестна — строятся гипотезы, что, скорее всего, Менгу-Тимур позаботился о его устранении.

Учтя опыт двоюродного деда, хан не стал управление войском вручать одному военачальнику и разделил его на три части — центральную возглавил сам, а руководство двумя другими поручил тем, кто помог добыть ему престол — нойонам Маву и Тайре.

Если кто и ожидал, что Менгу-Тимур радикально изменит внешнюю и внутреннюю политику государства, то он ошибся. Поначалу все продолжилось также, как и при его предшественнике. Он продолжил поддерживать дружественные отношения с египетским султаном и даже участвовал в качестве союзника египтян в войне с иранским правителем Абагой. Но, получив от него сокрушительное поражение, прекратил военные действия. И, несмотря на дипломатические ухищрения султана, призванные возобновить их, избегал военных столкновений с Ираном.

Умный и дальновидный хан

Внешняя политика хана была достаточно мудрой и взвешенной. Отношения с были ровными и спокойными. Начало его правления ознаменовалось выдачей «ярлыка» православной церкви, который освобождал ее от податей, в ее внутренние дела хан не вмешивался, предоставив определенную автономию.

Этот жест можно расценивать двояко: и как укрепление лояльности на подконтрольных территориях, и как фактически провозглашение себя ханом, поскольку такие решения могли выносить только обладающие этим титулом чингизиды.

Добыть же себе легитимно этот титул Менгу-Тимуру помогла взвешенная политика по отношению к своим восточным монгольским родственникам. Интригуя, поддерживая то одного претендента на титул великого хана , то другого, путем хитрости и дипломатических ухищрений, а также благодаря военной поддержке нужных ему кандидатов, Менгу-Тимур добился от родственников на курултае 1269 года признания независимости Золотой Орды.

В первые три года своего царствования этот умный и дальновидный хан сумел не только придать легитимность своему правлению, но и укрепить границы, создав мощное и влиятельное государство. Военную силу в свое правление Менгу-Тимур применял относительно редко. Авторитет Золотой Орды в его правление был настолько высок, что достаточно было слухов о намерении хана начать военные действия, и решение находилось дипломатическим путем.

Мудрый правитель Менгу-Тимур

В 1270 году Тевтонский орден собрался воевать Великий Новгород, и князь Ярослав кинулся искать защиты у хана. На переговоры новгородцев с рыцарями Менгу-Тимур отправил своих посланников. Увидев монголов, тевтонцы подписали мир с Новгородом на выгодных для новгородцев условиях. еще не раз обращался к хану за помощью, и Менгу-Тимур проявлял незаурядную дипломатичность в разрешении запутанных русских вопросов.

Не отказывал он русским князьям и в помощи против внешних неприятелей. Так что отношения с ханом у русской знати были вполне хорошими. Но в одной княжеской смерти Менгу-Тимура обвиняют: правитель Рязани был убит в стычке с менее влиятельными князьями. И если хан и имел к этому отношение, то самое отдаленное.

Впоследствии возникла легенда, что рязанский князь был убит именно в ставке хана за веру: на Романа Олеговича донесли недоброжелатели, что якобы он не только хулит правление Менгу-Тимура, но и называет хана язычником. Разгневанный хан велел мучительно казнить смелого князя, который потом за перенесенные страдания был причислен к лику святых православной церковью.

Но эта версия имеет несколько серьезных изъянов. Ордынские ханы были очень лояльны к вероисповеданию других, и ни одной казни до или после упомянутого случая из-за религиозных взглядов не было. Также смущает позднее возникновение легенды — князь был объявлен святым только в шестнадцатом веке. Между тем факты свидетельствуют скорее о доброжелательном отношении хана к правсолавию. Например, сарайскому епископу Митрофану Менгу-Тимур поручил дипломатическую миссию в Византию, а также запретил католическим миссионерам проповедовать в Орде.

Менгу-Тимур показал себя не только талантливым политиком, но и мудрым правителем. При нем ханство достигло экономического расцвета: он продолжил дело Берке — выпуск единой монеты. И там хан повелел ставить себе титул «султан» для поднятия авторитета в мусульманских государствах. Кроме того, он объявил Золоту Орду вотчиной рода Бату, отрезав, таким образом, навсегда ее от притязаний чингизидов из других семей.

Смерть хана

Хан умер относительно молодым ему не исполнилось и сорока. В 1282 году у него возник нарыв в горле. Лекари операцию провели неудачно, и Менгу-Тимур скончался от осложнения. Завещания правитель не оставил, потому не было ясно, кому из десяти сыновей нужно было наследовать родительский трон. Скорее всего, скорой смерти хан не предполагал, потому распоряжений на этот счет не было.

И вновь на политическую арену вышел сотник Ногай. Используя свою силу и влияние, он поспособствовал восшествию на престол Золотой Орды брата Менгу-Тимура Туда-Тимура. Правителем новый хан оказался слабым и недальновидным и, после нескольких лет правления, был свергнут потомками Менгу-Тимура в 1287 году, а затем убит.

Менгу-Темир был сыном Тукана и внуком Бату-хана. Он вошел в историю Золотой Орды как первый правитель независимого государства. К тому времени Золотая Орда отделилась от Монгольской империи. Это проявилось в том, что Менгу-Темир стал чеканить деньги со своим именем, самостоятельно издавать ярлыки и утверждать наместников в собственных владениях.
Уже в начале своего правления Менгу-Темир назначил правителем Крыма одного из сыновей Тока-Темира. Затем он выдал Генуе ярлык на владение городом Кафой (современная Феодосия). Тем самым золотоордынский правитель как бы обозначил, что его политика направлена на установление выгодных торговых связей с другими странами. Именно в этом ярче всего проявился гений Менгу-Темира, хотя он не был обделен и военным талантом.
В те годы наиболее влиятельной личностью в Золотой Орде был темник Ногай. Он кочевал от устья Дуная до берегов Днепра. В его обязанности входил контроль над русскими княжествами, Болгарией и Молдавией. Ногай также оказывал своё влияние на Византию. Темник обеспечил спокойствие на западе Золотой Орды, и в 1266 году Менгу-Темир совершил поход на Булгарское ханство, где два года он утверждал свою власть.
Затем в 1268 году Менгу-Темир развязал войну с иль-ханом Абакой за Азербайджан. В этой войне правителя Золотой Орды поддержал мамлюкский султан Бейбарс. Год спустя между Менгу-Темиром и Абакой был заключен мирный договор.
Вскоре после этого Новгородская летопись и Софийский временник отмечают прибытие в Новгород владимирского князя Святослава Ярославича с полками. Вместе с ним прибыл «баскак велик Володимирьский именем Амраган». Вполне возможно, что именно через него золотоордынский правитель передал ярлык, позволявший Новгороду свободно торговать в Суздальской земле.
Это последнее упоминание в русских летописях появления золотоордынских баскаков на севере Руси. Очевидно, правители Золотой Орды утеряли всякий интерес к этой беспокойной провинции. Известно также, что в 70-х годах XIII века на Руси была проведена новая перепись. Правда, письменные источники не уточняют, в каком именно году это произошло. Да и нет в них прямого указания, кто именно проводил эту акцию.
Ситуацию проясняет ханский ярлык Менгу-Темира. Есть в нем такая строка: «а кто возьмет баскацы наши и княжие писцы и поплужницы и таможницы». Иными словами, речь идет не о ханских сборщиках, а о сборщиках русских князей. Если это так, то можно сказать, что именно с этого времени русские князья начали самостоятельно вести свою внутреннюю политику.
Тем временем Великий хан Хубилай сконцентрировал внимание на войне с Сунской империей. Он лично возглавил поход на Сун, но война затянулась на несколько лет. Это отвлекло его от политических событий, происходивших в самой Монгольской империи, и на исторической арене появился Кайду, правнук Угедэя. Он правил в Бухаре и выступил против Хубилая, но пока не в открытую. Ему необходимо было заручиться поддержкой могущественного союзника, и он начал налаживать связи с Золотой Ордой.
Менгу-Темир поддерживал Кайду в борьбе с Хубилаем. Вместе с тем золотоордынский правитель организовал поход на Византию. Поводом послужило то обстоятельство, что Михаил Палеолог всячески препятствовал установлению связей между Золотой Ордой и Мамлюкским султанатом. Задерживал посольства, чинил иные преграды, но главное заключалось в том, что Византийская империя была союзницей государства Хулагуидов.
Когда иль-хан Абака напал на мамлюков в Сирии, султан Бейбарс обратился к Золотой Орде за помощью. В короткое время были созданы два альянса. В один из них вошли объединенные силы Золотой Орды и мамлюков, которых поддержали Венеция, Якоб Сицилийский и Альфонс Арагонский. В другом альянсе соединились Хулагуиды и генуэзцы при пособничестве папы римского, Людовика IX, Карла Анжуйского и Михаила Палеолога.
Ибн Халдун сообщает, что поход Менгу-Темира на Константинополь закончился тем, что византийский император не принял сражения и попросил мира. Союз был заключен, и его даже скрепили браком. Михаил Палеолог выдал свою внебрачную дочь Ефросинью за темника Ногая.
В сопровождении свиты Менгу-Темир вернулся в столицу Золотой Орды, а темника Ногая он отправил в Болгарию против царя Константина Тиха. Тем самым Ногай оказал неоценимую услугу византийскому императору в борьбе с его давним врагом, и после похода в Болгарию по Византии стали свободно разъезжать золотоордынские воины, о чем сообщает летописец Пахимер. Долгое время местные жители взирали на чужеземцев как на «кару божию». И такое положение сохранялось до самой смерти Менгу-Темира. Тем самым он пресек связи Европы с государством Хулагуидов.
В 1274 году Великий хан Хубилай предпринял попытку завоевать Японию. Однако эта военная акция закончилась полным провалом. Китайские и японские летописцы сообщают, что «Страну восходящего солнца» спасло вмешательство внешних сил. Когда монгольская флотилия уже стояла у берегов Японии, на завоевателей неожиданно налетел «божественный ветер» (камикадзе). Он поднял такой сильный шторм, что опрокинул все корабли Великого хана, и десятки тысяч его воинов оказались на дне океана.
В итоге Хубилай лишился части своей регулярной армии и этим воспользовался Кайду, правитель Улуса Угедэя. В 1275 он заявил о своей независимости и повел борьбу за престол Монгольской империи. Его поддержали потомки Чагатая и монгольская знать в Каракуруме.
Пока на востоке разворачивалась война между Хубилаем и Кайду, золотоордынский правитель организовал поход в Литву. Вскоре после этого в ставку Менгу-Темира приехал Великий князь Василий Ярославович. Русский историк Татищев пишет, что правитель Руси «привез хану по полугривне с сохи, или с двух работников, и что хан, недовольный данью, велел снова переписать людей на Руси».
К сведениям Татищева современные исследователи обычно относятся с недоверием. Однако о визите Василия Ярославовича в ханскую ставку сообщают и другие историки. Смутные свидетельства об этом содержатся и в средневековых рукописях. Правда, то, что русский историк именует «данью», на самом деле следует называть иначе. Эта была плата за услугу, которую Золотая Орда оказала Руси в её борьбе с Литвой. Находит объяснение и «недовольство» хана, если плата была низкой.
Несмотря на это, в следующем году темник Ногай снова прислал своих воинов к Льву Галицкому, и он выступил с ними на Литву, поддержанный Глебом Смоленским и Романом Брянским. Однако после взятия Новогородка, союзники перессорились и отказались идти дальше. На обратном пути воины Ногая подвергли грабежу русские земли.
В том же 1276 году на Руси произошли изменения. Великий князь Василий Ярославович «по возвращении из Орды, преставился в Костроме на сороковом году от рождения». Его место занял Дмитрий Александрович, который до этого правил в Переяславле. Он был утвержден ханом Менгу-Темиром.
Годом позже в Мамлюкском султанате умер султан Бейбарс. Потеря такого сильного союзника не сломила золотоордынского правителя и даже заставила его действовать решительнее. Золотая Орда заняла агрессивную позицию и держала соседей в постоянном страхе. Ей нужен был только повод, чтобы продемонстрировать свою военную мощь.
Такой случай представился вскоре после смерти давнего соперника Византийской империи – правителя Болгарии Константина Тиха. Его «злодейски умертвил» некий Лахан, «славный бродяга и свинопас» - так охарактеризовали его летописцы. Он женился на вдовствующей царице и начал «принимать многих людей, уверяя их, что небо послало его освободить отечество от ига монгольского».
Ногай совершил два набега на болгарские земли, прежде чем ему удалось поймать Лахана. Его привели в походный стан золотоордынского войска и там лишили жизни. Позже под влияние Ногая одно за другим попали три княжества Балканского полуострова: Тырновское, Видинское и Браничевское. Тырновский князь Терентий вынужден был выдать свою дочь за сына Ногая Чоку, а своего сына Светислава отправить по аманату (в заложники) к золотоордынскому темнику.
Параллельно успехам темника Ногая на Балканском полуострове Менгу-Темир совершил поход на Северный Кавказ, где подчинил алан. Примечательно, что в этом походе золотоордынского правителя принимали участие русские князья со своими дружинами. За свои ратные подвиги они должны были получить там земельные наделы, но об этом в письменных источниках не сообщается. Однако, как показывают дальнейшие события, русские князья испытывали постоянный интерес к Северному Кавказу, который нельзя назвать простым любопытством.
Тем временем на востоке Монгольской империи Великий хан Хубилай захватил столицу империи Сун - город Ханьчжоу. Вслед за этим он перебросил часть своего войска против Кайду, и между ними произошли стычки в Кашгаре и Хотане. В итоге воины Хубилая одержали победу, но Кайду не признал себя побежденным и после короткой передышки захватил старую столицу Монгольской империи город Каракорум.
В 1278 году Хубилай отбил Каракорум и завершил завоевание империи Сун. Правда, в то время её престол еще занимал малолетний правитель Ти-пинг. Он правил всего год, и уже в 1279 году его флот был разгромлен в Кантонском заливе близ Гуандуна. Лишь после смерти императора Ти-пинга сунская династия прекратила своё существование, её сменила династия Юань, основателем которой стал Великий хан Хубилай.
В 1279 году после короткого правления двух султанов в Мамлюкском султанате к власти пришел эмир Калаун по прозвищу «Алфи», что означает «Человек-тысяча». Это прозвище он получил в связи с тем, что в своё время султан ас-Салих купил молодого Калауна на рынке рабов за тысячу золотых динаров. Сумма огромная по тем временам, но юноша стоил этих денег. По описаниям его современников, он был «коренастым и широкоплечим человеком с короткой шеей».
Новый правитель взошел на трон под именем Мансур Сейф ад-Дин Калаун. Он хорошо говорил по-тюркски и на языке кабджаки, но не знал арабского. По сведениям египетских летописцев, Калаун был родом из города Судак, который располагался на территории Золотой Орды.
По этому поводу Ал-Макризи сообщает: «Бейбарс родился в Кипчакии в городе Судак, оттуда же родом был его брат Салмиш и султан Калаун». На протяжении всего срока своего правления Калаун поддерживал связь со своей родиной и даже помогал в строительстве мечети.
В 1281 году умер иль-хан Абака. Новым правителем государства Хулагуидов стал Ахмед. Это развязало руки Менгу-Темиру, который до этого был связан с Абакой мирным договором.
Золотоордынский хан послал на Ахмеда восьмидесятитысячное войско во главе с Тукаем и Туркенаем. Они были разбиты в «высотах Карабага». Согласно летописным сведениям, узнав о поражении, Менгу-Темир «крайне огорчился и умер». При этом почти все египетские летописцы сообщают, что Менгу-Темир умер от какого-то злокачественного нарыва в горле.
* * *

Итак, с Менгу-Темиром было связано три важных события в истории Золотой Орды. Во-первых, появилась генуэзская торговая колония в Кафе, сыгравшая огромную роль в истории Крыма. Во-вторых, хан предоставил больше самостоятельности русским князьям, то есть «освободил россов от насилия откупщиков хазарских», как о том повествует русский историк Н.М. Карамзин. И, в-третьих, именно при Менгу-Темире произошло усиление темника Ногая, который позже пользовался безраздельной властью на западе Золотой Орды, но речь об этом пойдет в следующей статье.

Рецензии

Когда араты,то бишь монголы узнали,что у них было великое прошлое,они нашли в Монголии какой-то холм и объявили,что там покоятся все их полководцы.Они его охраняют и не дают вести раскопки.Если бы Чингиз-хана не зарыли бы в степи как собаку,то и он лежал бы под этим холмом.Но вот куда подевалось всё награбленное добро?У эмира Тимура есть сверкающая столица Самарканд,его гробница,а монголы как были бедные степняки-скотоводы,так и остались ими.