«Пушкин стихи о любви» - Пушкина Наталья Николаевна. Увлечение прекрасными женщинами вселяло в поэта вдохновение, рождало прекрасные строки. Оленина Анна Алексеевна. Шли годы. Поймёшь ли ты душою скромной Стремление сердца моего? Воронцова Елизавета Ксаверьевна. Обращение к читателям. С кем можно быть не хладным, не пустым?

«Пушкин выставка» - Концепция выставки. Название: В гостях у А.С. Пушкина. 3 –й раздел «Кроссворд». Победители конкурса детских рисунков. Город поэта. Чудо-сказки. Аксессуары: - рисунки сказочных персонажей. С кроссвордом можно ознакомиться в разделе «Издания библиотеки». Материал подготовила: Санина Т.Б., зав. библиотекой.

«Повесть Пушкина Метель» - Беседа. Цель урока: раскрыть сюжет художественного произведения. Кто из героев истинно романтический герой? Что же было в церкви, что произошло? Когда игра кончается и становится страшно за героев? Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира?

«Александр Пушкин» - Наталья Николаевна знакомится с Дантесом. В Михайловском. Дети. Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919г.). Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852г.). Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.). Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868г.). Детство А.С. Пушкина. Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.).

«Гёте и Пушкин» - Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твой небесные черты. "Тогда пусть пробьет колокол мертвых, тогда ты (Мефистофель) свободен от своей службы, часы пусть остановятся, стрелка опадет, и да пройдет (прейдет) для меня время". В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.

«Пушкин поэт» - Пушкин - гениальный ученик. Поддержал юного поэта и дядя -В.Л. Пушкин. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Искренность. Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. Реализм. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Любовь.

Всего в теме 48 презентаций

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
  • Показать особенности преобразований в России.
  • Сформировать представление о причинах начала реформ в военной области.
  • Раскрыть суть государственных реформ Петра I;
  • Дать оценку реформам.
  • Продолжать формирование умений у учащихся работать с историческими документами, анализировать данные, давать оценку историческим событиям.

Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, мануфактура, подушная подать, абсолютная монархия.

Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I”, ПК, м/м проектор, экран, презентация.

Ход урока

Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, дать оценку его деятельность, доказать, что реформы были неизбежны.

– Можно ли назвать точную дату преобразований?

Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семеновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.

Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.

– Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?

Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения.

Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).

Учитель: Давайте определим основные причины реформ. (Слайд 5) Приложение.

Обсуждение.

Учитель: Каковы были особенности преобразований в России? (Слайд 6)

Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально – экономического и государственного строя России. (Слайд 7)

Вопросы для обсуждения: (Слайд 8)

  1. Каким было состояние экономики накануне петровских реформ?
  2. Как вы думаете в чем причины активного вмешательства государства в хозяйственные области?
  3. В каких отраслях и почему стали появляться мануфактуры?
  4. Каким образом русское правительство сумело защитить свою промышленность от европейских конкурентов?

Учитель: Цели экономических преобразований:

  • Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением;
  • Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости;
  • Развитие внутренней и внешней торговли России.

И как следствие – создание мануфактур и заводов (75 металлургических заводов к середине VIII в.) (Слайд 9)

(Слайд 10) Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.

(Слайд 11) Труд на мануфактурах.

(Слайд 12) Особенности государственных мануфактур.

В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах (Слайд 13).

Учитель: Каковы были главные направления экономических преобразований. (Слайд 14)

(Дать определения, записать в тетрадь понятиям протекционизм, меркантилизм).

В торговой политике государства можно выделить два периода. (Слайд 15, 16)

  • I период (1700–1719)

Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров.

Последствия:

  1. Получение значительных средств казной на нужды армии и флота.
  2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий
  • II период (1719–1725)

Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.

Последствия:

  1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну.
  2. Накопление капитала.
  3. Рост молодой российской промышленности.

Учитель: Реформы государственного аппарата управления. В начале 18 века в России не было даже столицы, так как Москва перестала ею быть, а Петербург еще ею не стал. А единственной центральной властью был сам император, но с кем? Приказы прекратили свое существования (кроме военных), в 1699 г. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, а с 1708г. “консилией министерств”. Петр желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.

Исходные идеи преобразования государственного аппарата Петра I (Слайд 17)

  • Государство – творение человека, а не Бога.
  • Система управления страной может быть изменена, улучшена.
  • Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности.

Основные принципы деятельности новых органов власти (Слайд 18)

  • Функциональность и жесткая регламентация деятельности
  • Строгая иерархия Органов власти

Учитель:

(Слайд 19) Схема Органов власти и управления в 20–70-е гг. 18 в.

(Слайд 20, 21) Сенат.

(Слайд 22, 23) Синод (Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой церковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской).

(Слайд 24) Коллегии.

Учреждение Сената не означало создания нового централизованного аппарата управления, призванного заменить старую систему приказов.
1712 г. – Петр 1 отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта по организации коллегий по разным отраслям управления.
1718 г. – подписан указ об учреждении коллегий

(Учитель организует работу с классом – заполнение таблицы)

Деятельность коллегии распространялось на всю территорию России. Круг обязанностей каждой коллегии был более точно ограничен и дублировал работу других коллегий, коллегии подчинялись императору и Сенату; коллегиям подчинялись местный аппарат управления.

Учитель: В условиях Северной войны Петр 1 столкнулся с острой нехваткой денежных средств. (Слайд 25, 26)

Петр 1 решает и эту проблему активно и оперативно:

  1. Начинает разработку Нерчинских серебряно-свинцовых рудников (1700 г.).
  2. Вводит новые виды монет, в том числе и медные.
  3. В 1711 г. проводится денежная реформа, чеканка золотой, серебряной, медной монет. В монетах снижено содержание серебра на 20%.

Государство было также заинтересовано в росте налогов.

  • 1714 г. – подворно-подушная перепись населения.
  • 1718–1724 гг . – введена подушная подать, вместо налога со двора.

Учитель: За годы правления Петра1 произошли грандиозные экономические и политические изменения. (Слайд 27) Приложение

  1. Промышленность страны выросла в 11 раз;
  2. Увеличилось количество мануфактур в 7 раз;
  3. Петр целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой;
  4. Россия занимала в Европе 3 место по выплавке металла;
  5. В сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия труда и технологии;
  6. Росли обороты внешней торговли;
  7. Увеличился товарооборот внутри страны;
  8. Подчинение церкви государству;
  9. Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России;
  10. Превращение России в империю с мощной армией и флотом;
  11. Улучшение международного положения;
  12. Становление абсолютной монархии в России.

НО есть и другая “сторона медали”:

  1. Тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства;
  2. Предпринимательство не развивалось из-за крепостного права;
  3. Государство играло главную роль в экономике;
  4. Назревал конфликт в обществе.
  5. Подавление личности государством.

Вывод: Реформы Петра I привели

  • к установлению в России абсолютной монархии – формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежала всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
  • Значительно ускорили экономическое развитие России.
  • Но одновременно в этих же реформах уже зарождались причины будущего отставания России.

Домашнее задание:

  • § 15, 16
  • Заполнить таблицу

Значение реформ Петра 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков.

3 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени. Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

4 слайд

Описание слайда:

Россия на рубеже 17-18 веков К кону 17 века страна занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. Покажите границы России на карте.

5 слайд

Описание слайда:

Вывод по карте У нашей страны на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям. Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству. На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю. На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы России данного периода. Отставание России от европейских стран. Попытки совершенствования феодального строя приводили к нарастанию экономических проблем. К концу 17 века в России всего 17 (!!!) мануфактур на всю страну. Не ведутся разработки полезных ископаемых. Не хватает металлов. Многие необходимые товары привозятся из-за границы. - Почему некоторые европейские страны успешно развивались?

7 слайд

Описание слайда:

Задачи стоящие перед Российским государством: Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям. Устранить серьезные недостатки в организации русской армии. Нужна реформа устаревшей системы управления страной.

8 слайд

Описание слайда:

Основные черты социально-экономического и политического развития России на рубеже 17-18 веков.

9 слайд

Описание слайда:

Феодально-крепостнический строй Слабое развитие мануфактурного производства. Использование труда крепостных крестьян. Отсутствие навыка геологоразведочных работ по добыче полезных ископаемых. Слабое развитие международной торговли. Отсутствие регулярной армии и флота. Недостатки управления.

10 слайд

Описание слайда:

В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

11 слайд

Описание слайда:

Внутренние предпосылки реформ Необходимость переустройства армии Необходимость замены системы налогов Отсутствие собственной промышленности Несовершенство системы приказов Необходимость развития образования Несовершенство управления Отсутствие единого суда Отсутствие годового бюджета Слабая изученность месторождений полезных ископаемых. полезных ископаемых Отсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра.

12 слайд

Описание слайда:

Внешние предпосылки реформ Отсутствие флота (торгового и военного) Отсутствие выхода к морям Отсутствие колоний как источника богатств Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные.

13 слайд

Описание слайда:

На чем базировались грядущие реформы? Наличие неразведанных полезных ископаемых Отсутствие угрозы потерять государственную независимость Наличие самобытной и богатой культуры

14 слайд

Описание слайда:

Основные преобразования Федора Алексеевича Отмена местничества – 1682 год Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии Усиление власти воевод на местах Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица На что были направлены проводимые реформы?

15 слайд

Описание слайда:

Усиление западного влияния на Россию Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России. Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова. Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных. Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польше1. При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам. Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля. Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки. - В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?

16 слайд

Описание слайда:

Симеон Полоцкий Белорус. Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий). Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения. Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву. Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны. В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин (1605-1680) – боярин, министр при дворе – «государевой большой печати оберегатель», дипломат. Именно благодаря ему, Россия двинулась навстречу Западу. Стоял у истоков создания русского военного флота.

19 слайд

Описание слайда:

Реформы Афанасия Ордин-Нащокина Один из известнейших политических деятелей России 17 века. Как глава Посольского приказа выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока. Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции. Андрусовское перемирие – его заслуга. Предлагал создать союз стран против Швеции.

20 слайд

Описание слайда:

Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности – шаги на пути к созданию постоянной армии. Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения. Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур. Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой. Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными? Почему он подвергся опале?

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Преобразовательные планы Фактический правитель России в период регентства Софьи. При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687). Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы. Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел. Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? Определите по учебнику.

23 слайд

Описание слайда:

Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти. Принятие указов о европейских формах быта. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств. Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией. Используя документ «Иностранец Де ла Невилль о Голицыне», определите, какие еще изменения планировал ввести Голицын.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Идеи Юрия Крижанича Выступал за введение в России европейской системы образования, за просвещение населения, но предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта. Его главная идея – объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью». Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя. Предлагал реформировать самодержавную российскую власть, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства. Нужны ли были данные идеи России?

26 слайд

Описание слайда:

В. Ключевский. «Исторические портреты». Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи. Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей. Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?

27 слайд

Описание слайда:

Тесты по теме «Предпосылки петровских преобразований». 1. Экономическое развитие России сдерживалось: а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции. 2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих. 3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю. Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.

1 слайд

Лекция 4 Тема: Россия в эпоху петровских преобразований. Предпосылки петровских преобразований. Сущность реформ Петра I Итоги реформ и их последствия для экономики России.

2 слайд

Реформы Петра I 1682 – 1725гг. Предпосылки: Слаборазвитая экономика Господство феодально-крепостнических отношений Слабое развитие международных торговых путей Громоздкий аппарат управления Слабая армия Отсталость в сфере науки и просвещения Реформы: Государственное управление Экономика Социальная сфера Военная реформа Культура

3 слайд

Преобразования Петра I экономика социальная сфера культура развитие мануфактур указы о посессионных и приписных крестьянах 1721г учреждение цехов и гильдий 1722г. введение подушной подати взамен подворного уложения 1718 – 1724 гг. проведение политики протекционизма и меркантилизма Развитие внутренней и внешней торговли Указ о единонаследии 1714г. Государственные крестьяне 1722г. деление купцов на гильдии установление паспортного режима 1724г. «Табель о рангах» 1722г внедрение западноевропейской культуры система светского образования новые типографии издание учебников новый календарь (с 1 января 1700г.) учреждение Академии наук 1724г.

4 слайд

Военная реформа Комплектование армии на основе рекрутских наборов Создание единых военных органов управления Введение новой организации армии Единая система обучения и воспитания (военные школы) Перевооружение Создание регулярного военно-морского флота Введение единой формы одежды

5 слайд

Развитие промышленности Вмешательство государства Поощрение частного предпринимательства Мануфактуры: - какие: металлургические, горнозаводские, оружейные, лесопильные, суконные, кожевенные... - где: Урал, Тула, Липецк, Карелия, Белозерье... - названия: Невьянский, Каменский, Алапаевский... металлургич. заводы Указ об организации ремесленных цехов 1722г.!

6 слайд

Реформа системы управления 1700 г. – упразднение патриаршества 1703г. – основание Санкт-Петербурга 1708 –1710гг. – губернская реформа 1711г. – ликвидация Боярской Думы и учреждение правительствующего Сената 1718 – 1721гг. – учреждение коллегий 1719гг. – деление на провинции 1720г. – учреждение Главного магистрата 1721г. – учреждение Святейшего Синода 1722г. – создание прокуратуры и полиции

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

Основные направления финансовых преобразований при Петре I Последовательное проведение принципов фискального суверенитета государства; Унификация налогов и сборов и максимальный охват ими плательщиков; Четкое разделение общества на податные и неподатные сословия и увеличение препятствий для включения в неподатные сословия; Замена натуральных повинностей населения денежными сборами; Систематизация доходов и расходов, переход к регулярному составлению гос. бюджета; Унификация денежной системы и усиление гос. контроля

11 слайд

Реформа денежной системы при Петре I. Монополия государства на чеканку монет Снижение веса серебряной копейки 1рубль = 1талер 1698г. – 1 серебр. коп.= 0,28г 1 серебр.талера Десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек полтинник = 50копеек полуполтинник = 25копеек пятак = 5копеек алтын = 3 копейки пятиалтынный = 15 копеек Поиск отечественных месторождений серебра в Забайкалье и около Нерчинска (1700г.) Выпуск медных денег: денежка и полушка Перечеканка серебряных талеров: из 1 ефимка 120 серебр. коп. Выпуск золотых монет 1701г.: цесарские рубли и червонцы