Военно-правовой документ, который закреплял в России всеобщую воинскую повинность и Определял порядок её отбывания. Утверждён 1 января 1874. Устав состоял из 13 глав, в которых излагались вопросы организации вооруженных сил, Порядок сбора государственного ополчения, определялись сроки службы, права и обязанности военнослужащих, отсрочки и льготы для военнообязанных, порядок проведения призывов и др. Согласно уставу вооруженные силы государства состояли из постоянных войск и государственного ополчения (в военное время). Постоянные войска включали сухопутные и морские силы. К сухопутным силам относились: армия, запас армии, казачьи войска и так называемые войска из инородцев. Морские силы состояли из действующих команд и запаса флота. Запас создавался за счёт введения более коротких сроков военной службы: вместо 20-25 лет он сокращался в сухопутных войсках до 15 лет (6 лет действительной службы и 9 в запасе), а на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Государственное ополчение созывалось в чрезвычайных обстоятельствах военного времени из мужского населения в возрасте от 21 года до 40 лет. Устав предусматривал подготовку ополченцев (ратников) на краткосрочных сборах.
Введение уставом всеобщей воинской повинности независимо от сословной принадлежности и сокращение сроков военной службы способствовали превращению русской армии из полуфеодальной в буржуазную, массовую. Увеличились возможности развёртывания вооруженных сил, создания обученного людского запаса. Устав предоставлял определённые гражданские права военнослужащим и лицам, состоящим в запасе (например, разрешалась подача жалоб по делам о воинской повинности), стимулировал образование. Однако он содержал ряд исключений из общего положения, предоставлял отсрочки и льготы лицам определённого рода занятий, звания, имущественного положения, поэтому фактически воинская повинность не была всеобщей. Так, от военной службы освобождались священнослужители, представители наук и искусств, врачи и ветеринары, преподаватели средних и высших учебных заведений. На ряд лет освобождались от военной службы владельцы торговых и промышленных предприятий. На военную службу не призывались большие контингенты населения нерусской национальности, проживавшего на окраинах России.
Литература: Устав о воинской повинности. [Спб., 1874]; Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973; Федоров А.В. Русская армия в 50-70-х годах XIX века. М., 1959; 3айончковский П.А. Военные реформы 1860-1870-х годов в России. М., 1952.

УСТАВ О ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ

[Извлечение]

Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе XII сего устава.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного (ст. 11) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Полное собрание законов Российской империи. Т. XLIX. № 52983.

(Извлечение)

Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повин­ности.

4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допус­кается.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополче­ния. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который выни­мается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия не под­лежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

И. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, ми­нул 21 год от роду.


12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предос­тавляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопреде­ляющихся, на основании правил, изложенных в главе ХП сего устава.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жре­бию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет дей­ствительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в по­стоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от при­зывного (ст. И) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

ПСЗ, Собрание второе, т. ХЫХ, отделение первое, № 52983.

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ

К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ

(Извлечение) П. Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обя­занности по сохранению государственного порядка и общественной безопасно­сти возлагаются на Генерал-Губернаторов, ... а в губерниях, им не подведомст­венных, - на Губернаторов и Градоначальников.

15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к пре­дупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасно­сти...



б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взы­скания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей;

16. Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Губернато­рам и Градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений...

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышлен­ных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усилен­ной охраны; - и


г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

17. От Генерал-Губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных - от Ми­нистра Внутренних Дел, зависит: а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотрен­ных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) тре­бовать рассмотрения при закрытых"дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и наруше­нию порядка.

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода, при­надлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, - Коман­дующим войсками, в военном округе расположенными...

ПСЗ, Собрание третье, т, 1, № 350.

ПО ПРОЕКТУ ПРАВИЛ О НАДЗОРЕ

ЗА ЗАВЕДЕНИЯМИ ФАБРИЧНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И О ВЗАИМНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ ФАБРИКАНТОВ И РАБОЧИХ

И ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ

ФАБРИЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ

(Извлечение)

Ш. ...2) За прекращение работ на фабрике или заводе по стачке между со­бою рабочих, с целью принуждения фабрикантов или заводчиков к возвыше­нию заработной платы или изменению других условий найма до истечения сро­ка последнего, виновные подвергаются:



подстрекавшие к начатию или продолжению стачки - заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев, а прочие участники - заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев.

Участники стачки, прекратившие таковую и приступившие к работам по первому требованию полицейской власти, от наказания освобождаются.

3) Участники стачки, причинившие повреждение или уничтожение заво­дского или фабричного имущества или имущества лиц, служащих на заводе или фабрике, буде содеянное ими не составляет более тяжкого преступления, подвергаются:

4) Участники стачки, принудившие других рабочих, посредством наси­лия или угроз, прекратить работу или не возобновлять прекращенную, буде учиненное ими насилие не составляет более тяжкого преступления, подверга­ются:


подстрекавшие к сим действиям или распоряжавшиеся толпою - тюремному заключению на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, а прочие участники - тюремному заключению на время от четырех до восьми месяцев.

IV. ...1) За самовольный отказ от работы до истечения срока найма винов­ный в том фабричный или заводский рабочий подвергается аресту не свыше одного месяца.

2) За умышленное повреждение или истребление находящихся на фабрике или заводе сложных и ценных орудий производства, виновный в том рабочий, буде действие его не составляет более тяжкого преступления, подвергается аре­сту до трех месяцев.

Если же последствием такового повреждения или истребления будет оста­новка работ на фабрике, то виновный подвергается заключению в тюрьме на время от трех месяцев до одного года.

Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа была одной из главных в ряде важных новаторских реформ Александра Второго. В качестве основной предпосылки к её проведению стало поражение в Крымской войне. Данная правительственная неудача существенно подорвала доверие общества к правителю, обнажив все существующие недостатки в армии, такие как: недостаток человеческих ресурсов, хаос в управлении армией, несвоевременное оснащение, плохая подготовка кадров и пр.

При этом, армия, в качестве одного из самых необходимых стране институтов начала подвергаться изменениям ещё в пятидесятых годах, после войны. Но пик военной реформы был достигнут только в шестидесятых годах. Большая часть трансформаций была совершена российским военным министром Д. Милютиным.

Основной целью военной реформы было формирование армии, не требующей особых затрат на содержание и которая была бы в мирное время незначительной, однако могла бы мобилизоваться в период военных действий в короткий срок.

Так, важным событием рассматриваемой военной реформы становится выпуск Устава о воинской повинности и Манифеста от первого января 1874 года. Этот Манифест провозглашал переход к всеобщей военной повинности мужчин любого сословия, которые теперь обязаны были служить шесть лет. Откупиться от несения службы было невозможно, призывались все лица мужского пола, которым исполнилось более двадцати лет, что дало не только мобильную и более обширную в кадрах армию, но и стало для многих представителей низшего сословия «путёвкой» в лучшую жизнь.

Но и до принятия вышерассмотренных документов русская армия начала меняться изнутри. Так, в 1864 году, когда Россия была разделена на округи с местным самоуправлением, все они подчинялись общему военному министру. Это помогло избежать большинства сложностей управления военными и более организовать военную систему.

Кроме этого, для того чтобы улучшить мощь и качество армии происходит полное перевооружение. Все войска получают современное новое оружие. Также проводится реконструкция военных заводов, которые стали обеспечивать войско качественной техникой в больших количествах.

Нужно отметить, что и солдатская дисциплина претерпела изменения в ходе реформы. Например, были отменены физические наказания, а солдаты и офицеры становятся более образованными, благодаря новейшим принципам обучения. В стране то и дело появляются военные академии и училища.