1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Щучье
Детские дома
Щучанского района
в годы войны

Руководитель:
Верховых Людмила Владимировна,
учитель истории
Выполнили:
обучающиеся 11 класса

2
2016 г.
Оглавление
I. Введение 3
II. Основная часть 4
II.1. Эвакуация детского населения советского государства
4
в годы Великой Отечественной войны (1941­1942 гг.)
II.2. Открытие детских домов на территории района.
10
III. Заключение 18
IV.Список литературы и интернет ресурсов
19

3
I. Введение.
Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.
С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят
события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает
нас к грозным событиям 1941. Понять и оценить настоящее, можно
только сравнив его с прошлым.
Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в
военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора
была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы
должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это
нужно нам, живым сейчас, благодаря и их труду, самопожертвованию
и огромному человеколюбию.
Объект исследования: дети в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: детские дома Щучанского района

4
Цель: через поисково­исследовательскую деятельность рассказать о
роли детских домов в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Изучить литературу о заботе государства о детях в годы
Великой Отечественной войны.
2. Посетить районный архив.
3. Проанализировать статьи районной газеты «Звезда» о детских
домах района.
II. Основная часть
2.1. Эвакуация детского населения советского государства в
годы Великой Отечественной войны (1941­1942 гг.)
Среди важных социально­политических проблем периода
Великой Отечественной войны была забота Советского государства
о подрастающем поколении. Война прошла через судьбы каждой
семьи, каждого советского человека. Фашизм ставил своей целью
изменить политическую систему СССР, истребить десятки миллионов
советских людей. Война, развязанная фашистской Германией не
только прервала мирный созидательный труд советский людей, она
разрушила тысячи семей и причинила народу горе, от которого
и поныне скорбят сердца у миллионов матерей, вдов и сирот.
В годы войны фашисты не щадили ни стариков, ни женщин, ни
детей. Когда на поле боя гибнет солдат, жизнь его продолжается в
его детях. Когда же истребляется семья, гибнут дети, то обрывается
род навсегда и бесследно. Что ещё может быть трагичнее. Война
особенно сильна ранила сердца детей. В неимоверно тяжелых
условиях оказались дети фронтовых и прифронтовых областей.

5
Здесь немало их погибло от рук фашистских палачей, от
бомбардировок, тысячи детей остались инвалидами. По неполным
данным за 4 военных года более 1 млн. детей потеряли родителей.
С первых дней Великой Отечественной войны проблема охраны
жизни детей, их обучения и воспитания приобрела особую остроту.
Советское правительство разработало и совместно с общественными
организациями осуществили программу действий, направленных на
предотвращение роста детской беспризорности и безнадзорности, на
создание необходимых условий для устройства, обучения и
воспитания осиротевших детей. Весь комплекс проблем эвакуации,
приема, устройства детей, потерявших родителей, получил
государственно­правовую основу в ряде правительственных
документов важнейшим из которых было постановление СНК СССР
от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без
родителей».
Одной из составных частей программы спасения подрастающего
поколения в годы войны была эвакуация детей из фронтовых и
прифронтовых районов в тыл страны. Совет по эвакуации, созданный
на третий день войны, осуществлял руководство перебазированием
из фронтовой полосы производительных сил и гражданского
населения. Для более оперативного решения задач по эвакуации
рабочих, женщин, детей и стариков был создан специальный орган –
Управление по эвакуации населения.
Для успешного проведения эвакуации в городах и на крупных
железнодорожных станциях создавались эвакопункты. Уже к 22
августа 1941 г. в стране действовало 128 эвакопунктов, где
эвакуируемое население могло получить пищу и медицинскую
помощь. В особо сложной обстановке в первые дни войны проходила

6
эвакуация детей и взрослого населения из западных республик и
областей страны, оказавшихся в зоне военных действий. Уже на
второй день войны 23 июня 1941 года ЦК Компартии Белоруссии и
Совнарком республики приняли решение о вывозе промышленных
объектов и населения, создали для этого республиканскую
комиссию. В числе первых из Белоруссии было эвакуировано 110
детдомов, 25 детсадов, 28 пионерских лагерей, 3 специальных
школы, 3 детских санатория. Всего за две недели из республики было
вывезено около 14 тысяч детей. Из ряда районов Белоруссии
эвакуация детей проходила под обстрелом врага. Всего из
Белоруссии удалось эвакуировать в тыл страны свыше 1,5 млн.
человек.
В конце июня 1941 г. началась эвакуация женщин и детей из
Украины. В течение июля того же года морским транспортом из
Одессы было вывезено 40 тыс. детей. В сентябре 1941 г. из Харькова
эвакуировано в Саратовскую, Сталинградскую области и Казахскую
ССР 100 тысяч женщин и детей. В общей сложности из Украины по
неполным данным в районы глубокого тыла было эвакуировано более
4 млн. человек.
Примерно в то же время проходила эвакуация женщин, детей и
стариков из прибалтийских республик. Малолетних детей в
сопровождении воспитателей и медицинских работников вывозили на
поездах, автомашинах и самолетах. Только в течение первой недели
войны из Литвы было эвакуировано 42,5 тысячи человек, почти
столько же из Латвии. Все они были направлены в Ярославскую,
Ивановскую, Вологодскую, Пермскую области и другие тыловые
районы страны. В связи со сложной обстановкой на ленинградском
направлении эвакуация женщин и детей из Эстонии проводилась

7
только морским путем. Всего из республики в восточные районы
страны было эвакуировано около 60 тысяч человек.
В начале войны эвакуация населения велась также из
Ленинграда и Москвы. Ленинградский горком партии и исполком
Ленсовета 29 июня 1941 г. приняли решение об эвакуации из
Ленинграда 400 тысяч детей. К оперативному проведению эвакуации
женщин и детей городские власти привлекли большую группу
работников народного образования, врачей и хозяйственников.
Среди населения, особенно среди женщин с малолетними детьми,
была проведена широкая разъяснительная работа о необходимости
срочной эвакуации из Ленинграда.
Такая работа была необходима в связи с тем, что многие
ленинградцы, еще не осознавая всю глубину опасности, нависшей над
городом, отказывались покидать стены родного города. За первые
десять дней эвакуации из города было вывезено в Ярославскую,
Кировскую, Свердловскую области свыше 200 тысяч детей. К началу
блокады из города удалось вывезти в Удмуртскую, Башкирскую
АССР, Ярославскую, Пермскую и Актюбинскую области более 311
тыс. детей.
Эвакуация женщин и детей из Ленинграда продолжалась и в
1942 и 1943 годах. Всего за навигацию 1942 г. по «Дороге жизни»
через Ладожское озеро было вывезено свыше 130 тысяч детей.
Незначительный вывоз детей продолжался и в 1943 г., а последняя
отправка 1300 детей в тыловые районы состоялась 16 июня 1943 г.
Эвакуация детей из Москвы в составе интернатов, детдомов и
детсадов, а также детей с родителями началась в июле 1941 г. В
течение только октября 1941 г. из Москвы было эвакуировано около
500 тысяч детей. Поздней осенью 1941 г. в связи с оккупацией

8
фашистскими войсками территории Прибалтики, Белоруссии,
Украины, части областей РСФСР и нависшей угрозой над Москвой,
поток эшелонов с людьми, двигавшимися на восток из южных и
центральных районов, значительно возрос.
В первые месяцы войны из фронтовых и прифронтовых областей
и республик страны шла активная эвакуация в советский тыл детей­
сирот в составе детдомов и интернатов. К концу 1942 г. из
фронтовых и угрожаемых районов страны было вывезено 976
детских домов с 107223 воспитанниками. Из них в Омскую область
эвакуировано 23 детдома и 79 интернатов, в Пермскую – 105
интернатов (5 тыс. воспитанников), в Татарскую ССР – около 100
тысяч детских учреждений, в Узбекскую ССР – 68 детдомов с 9918
воспитанниками. К началу 1942 г. в связи с разгромом фашистских
войск под Москвой необходимость в дальнейшей массовой эвакуации
населения временно отпала. По данным Центрального справочного
бюро, созданного при Совете по эвакуации, вскоре после начала
войны до февраля 1942 г. только железнодорожным транспортом из
фронтовых и прифронтовых районов страны было эвакуировано в
глубокий тыл более 10 млн. человек, а вместе с использованием
других видов транспорта – примерно 17 млн. человек, в том числе
несколько миллионов детей.
Летом 1942 г. в результате прорыва немецких войск на Северный
Кавказ и к берегам Волги эвакуация населения и детей вновь
возобновилась прежде всего из Воронежской, Орловской,
Ростовской, Сталинградской областей. Эвакуация этого периода
проходила в значительно меньших размерах и с более ограниченной
территории, чем в 1941 г.

9
В целом к концу войны в СССР действовало 6 тыс. детдомов и
интернатов, что на 4340 детских учреждений больше, чем их было в
предвоенный период. Эвакуация гражданского населения из
фронтовых и прифронтовых районов страны в 1941­1942 гг. была
поистине беспримерной в истории. Всего за годы войны в советский
тыл было эвакуировано 25 млн. рабочих, женщин, стариков и детей. В
результате

осуществленной крупномасштабной

эвакуации
гражданского населения в годы войны была спасена значительная
часть подрастающего поколения страны.
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
2.2. Открытие детских домов на территории района
Зауралье, в том числе и наш район, могут гордиться тем, что во
время войны они стали родным домом для многих ленинградцев.
Здесь они нашли приют и заботу, доброту и участие наших земляков.

10
Эвакуированным в Зауралье детским учреждениям были
предоставлены лучшие помещения, оказана помощь в развитии
подсобных хозяйств, в снабжении продуктами питания, обеспечении
инвентарем и учебными пособиями.
В 176 детских домах и интернатах, размещенных на территории
нашей области, воспитывалось более 14 тысяч детей. Половина из
них была эвакуирована из Ленинграда и Ленинградской области, 70
детских домов и интернатов – полностью.
Вот такой же интернат № 32, состоящий из детей связистов
города Ленинграда, прибыл 21 декабря 1941 года в Щучье.
Население района и руководство в лице первого секретаря райкома
партии
Полыгалова Георгия Трофимовича,
председателя
райисполкома Евдокимова Андрея Спиридоновича душевно
встретили их на вокзале и обратились к землякам с просьбой об
оказании помощи.
Три разных возрастных группы численностью до ста человек
каждая во главе с Шейниной А. П., Сморгонской М. С., Калининой Л.
С. шестого июля 1941 года были эвакуированы из Ленинграда в
Ярославскую область, деревню Сперцово.
Через месяц некоторые родители решили забрать детей и
вернуться с ними в Ленинград. На обратном пути эшелон попал под
бомбежку, были погибшие среди детей и их родителей.
Фронт двигался на восток. И поэтому детей из Ярославля
направили на Урал. Ехали в товарных вагонах. Горячую пищу
получали на станциях в эвакопунктах и ведрами разносили по
вагонам.
Наступали холода.
Среди голодных детей случались
обморожения и обмороки. Составы часто и подолгу простаивали на

11
запасных путях. Путешествие затянулось. От Ярославля до
Куйбышева ехали целый месяц. Маленькие дети разучились ходить.
Анна Павловна Шейнина от безысходности отправила телеграмму в
правительство на имя министра путей сообщения Кагановича. Крик
отчаяния был услышан. И от Куйбышева до Челябинска
эвакуированные дети добрались за три дня.
Скученность, дальняя дорога, неполноценное питание, тоска по
дому и родителям делали свое дело. В довершение к этим невзгодам
начался тиф.
Грязных, завшивленных и испуганных детей встретил Чумляк.
Под интернат были отданы три школьных здания. Что значит
обживаться на новом месте в зданиях без кроватей, постельного
белья, бани, посуды и элементарных бытовых условий, знают только
те, кто испытал это, – дети, сотрудники интерната и его директор
Калинина Людмила Сильвестровна.
Жители Чумляка горячо откликнулись на эту великую нужду:
помогал каждый, чем мог – кто посудой, кто продуктами, кто вещами.
Требовалась поддержка и помощь местных кадров. И в марте 1942
года из Белоярской школы была переведена Богатенкова Анна
Львовна, имевшая до этого опыт работы в Белоярском детском доме в
должности завуча. Молодая, энергичная, общительная, она вскоре
возглавила интернат и работала директором до 1966 года.
Постепенно налаживался быт. Жизнь входила в обычную колею:
учеба, внеклассная работа, самообслуживание, общественно­
полезный труд. Ребята жили заботами всей страны той поры:
готовили и отсылали посылки на фронт, переписывались с бойцами,
посещали госпиталь в Чумляке. Потихоньку оттаивали детские души.
Благотворно влиял на жизнь села штат сотрудников, среди которого

12
были люди с высшим образованием: педагоги, художники,
музыкальный работник, хореограф, радиоинженер, врач, вожатый,
бухгалтеры, повара, няни. Сообща ждали вестей с фронта, а после
снятия блокады – возможности вернуться домой.
С начала 1944 года по август 1945 года четырьмя группами в
сопровождении тех же сотрудников из Ленинграда дети
возвращались в родной город. С последней группой уехала Калинина
Л. С. Но вернулись в Ленинград не все дети, остались те, кто не имел
родителей и родственников. С оставшимися ленинградцами пришлось
работать и мне в качестве воспитателя с 1947 года.
Детский дом продолжал жить уже не как интернат связи №
32 с его особым статусом, а как обычный детский дом.
Ребята привыкли к селу, к учителям, к одноклассникам,
особенно к сотрудникам детского дома. И первое время после
расформирования они по 20 ­30 человек возвращались отовсюду в
село. И жить негде, и поесть нечего, но они все равно ехали. И
находили тепло и приют теперь уже у бывших сотрудников детского
дома и вместе плакали.
Многие в с. Зайково помнят детский дом, который
эвакуировался из­под Москвы, хотя в Книге памяти написано, что из
Ленинграда.
Детский дом Рай­Семеновский находился
в
Серпуховском районе Московской области. Занимал он трехэтажное
здание бывшей поме­щичьей усадьбы. Место было живописное,
рядом речка Нарва, овраг, огромный сад. Перед самой войной после
окончания Орехово­Зуевского педучилища по распределению попала
сюда Татьяна Павловна Канапо. Был выпускной вечер, а утром
объявили: «ВОЙНА!»
С несколькими такими же 18­летними
девушками попала она в этот детский дом. Враг приближался к

13
Москве,
участились бомбежки.
Было принято решение
эвакуироваться

страны.
Первого октября 1941 года детский дом эвакуировали: посадили
детей и весь коллектив в вагон с надписью «Станция Челябинск» и
прицепили к поезду.
Всех ждала новая жизнь, новое место.
Добирались до станции назначения больше двух недель. Очень часто
останавливались в степи, долго стояли, потом снова ехали. Подолгу
стояли на станциях, пропуская эшелоны с военными и техникой.
Из Челябинска детский дом направили в Щучье. Здесь их встретила
организатор по комсомольской линии Ваганова Мария Дмитриевна.
Она и направила эвакуированных в с. Зайково. Очень тепло
встретили ребятишек из Москвы местные жители, все пришли помочь
расселить малышей. Здания были уже подготовлены, их было
несколько: помещения для детей, склад, кухня, баня и хозяйственные
постройки.

Прибыло 120 детей в возрасте от трех до семи лет, несколько
10­12­летних подростков. Детей разделили на четыре группы.
Приехало и 15 сотрудников. Воспитателями были Канапо Татьяна
Павловна, Голдобеева Татьяна Арсентьевна, Меньшикова Ксения
Ивановна. Первым директором была Ботасова Елизавета Павловна,
потом были и другие. Из щучанских здесь работал Лаптев Петр
Гаврилович.
В детском доме было большое хозяйство: лошади, коровы овцы и
свой огород. Овощами обеспечивали себя сами, за продуктами
ездили в Щучье на быках. Дети сами заготавливали сено,
выращивали овощи. Питание было трехразовое и полдник, но все­
таки детям было голодно. Шла война, и всё уходило на фронт.
Ребятишки собирали грибы, ягоды, часть которых отправляли в

14
госпиталь. Также дети помогали колхозу: пропалывали картофель,
в полях – рожь, пшеницу, собирали колосья.
В детском доме учились до 6­7 класса. На уроках труда
изготавливали табуретки для детдома, разделочные доски, грабли и
много других полезных вещей. А в свободное время пели, танцевали.
Готовили праздники на Новый год, Октябрьскую, Первомай. Часто,
как и все дети, шалили. Бывало, заберутся на колхозный огород,
напекут картошки, наедятся и идут в детский дом. Колхозники
понимали – прощали.
Драк и воровства не было.
После окончания школы детдомовцев определяли в ремесленные
училища на два года. Потом по распределению они уезжали в
Челябинск, Далматово. Увозили их и устраивали на новом месте
воспитатели. Во время войны все сотрудники помогали друг другу,
коллектив был дружный. В основном время проводили в тесном кругу,
с деревенскими общались мало. В детском доме не было ни радио, ни
газет, поэтому мало знали о ходе войны, но верили в Победу. О ней
узнали на митинге, который вел директор школы. После войны дети
писали родственникам, за одними приезжали родители, других
увозили родные. Однако многие остались и на Урале. Воспитанник
детского дома Бекасов Владимир Иванович, выросший в детском
доме, нашел трех сестер и брата, которые воспитывались в других
детских домах, но остался в Зайково, женился, вырастил детей и
всегда считался местным жителем. Обосновался в Зайково и Иванов
Иван Николаевич,
у него также семья,
дети,
внуки.
Нелегко было детям военных лет, но они выжили, потому что рядом
были

люди.
В 1957 году детский дом расформировали, а часть зданий развезли
в Песчанское и Даньково.

15
В Песчанском было два детских дома, один был эвакуирован из
Красной Пахры Московской области, в нем воспитывались дети­
инвалиды. А в первые годы работы детдома в нем были дети в
основном из близлежащих деревень: Песчанки, Николаевки, Ушаково,
Утичья. Из архива Песчанского школьного музей. Воспоминания
жительницы с. Песчанское. «Хочется рассказать о хорошем человеке,
Нине Михайловне Агеевой, ей исполнилось 85 лет. Агеева она по
мужу, а девичья её фамилия ­ Верховых. Родилась Нина 19 января
1939года в селе Песчанском, в большой крестьянской семье. Была
шестым ребёнком, а всего в семье было 9 детей. Отца убили в 30х
годах во время коллективизации. 1937­38гг были неурожайные,
голодные. Матери трудно было прокормить девятерых детей, и она
поехала на лошади зимой в Целинный район менять вещи на хлеб,
простудилась и умерла. Старшие: Мария, Григорий, Илья стали
работать, а младших сдали в детские дома: Павел, Нина и Сергей
попали в Песчанский детский дом, а Клава с Иваном в Каменский для
дошкольников.
Первые годы и в детском доме жизнь была полуголодная, но
постепенно всё наладилось. Нина Михайловна знает, как набивать
матрац соломой и как стучат башмаки с деревянной подошвой.
Разрослось хозяйство детдома. Воспитанники и учились, и помогали
на ферме, в огороде, в заготовке дров, лучше стали питаться,
одеваться. В Песчанской школе в 1945 году закончила Нина семь
классов и вместе с восьмью подругами поступила в Петровское
педагогическое училище с полным государственным обеспечением
для детей­ сирот в Юргамыше. Через три года, в 1948 году, она
закончила училище и получила диплом учителя­воспитателя. Нина

16
Михайловна вернулась в родной детский дом, но уже воспитателем.
Жила вместе с девочками, то есть работой была трудная совместная
жизнь, она была и мамой, и старшей сестрой, и подругой.
Детдомовский городок располагался по двум сторонам улицы:
три жилых корпуса, столовая, клуб, медпункт, хозяйственные
помещения.
В 30­40­х годах директором был Николай Ильич Сахаутдинов. При
нем было большое подсобное хозяйство: содержались коровы,
лошади, свиньи, пчелы, большой огород, в саду 60 яблонь, около 200
сосенок и акаций. С огорода однажды собрали около двух тонн
капусты, 252 кг помидоров. В детдоме хватало для питания молока,
мяса,

продавали.
Любовь к животным помогла одному из воспитанников детского
дома Гене Коновалову, который пропадал на конюшне, с выбором
профессии – он стал зоотехником. Вся Песчанка помнит и лихого
цыгана Сакирку. Он тоже все свое свободное время проводил с
лошадьми, а после даже работал в Кургане на ипподроме. Конюхом
была
женщина

Анна
Николаевна

Усова.
Жизнь в детском доме была подчинена строгому распорядку. Утром
в 7.00 часов – подъем, в 7.15 – зарядка, умывание, наведение
порядка в корпусах. С самого открытия детского дома детей
обеспечили байковыми одеялами и постельным бельем, которое
меняли один раз в 10 дней. Тогда же ходили в баню. Подушки были и
ватные, и перовые, а вот матрасы в предвоенное и военное время
набивали соломой и меняли ее раз в месяц.
Перед ужином был обязательно воспитательный час: чтение и
обсуждение книг, газетных статей, беседы. Постоянно готовили

17
концерты, проводили встречи с участниками Гражданской и
Отечественной войн, играли в КВН, смотрели диафильмы и
кинофильмы.

Старшие девочки работали в швейном цехе, шили себе одежду,
учились вышивать. Занималась с ними Белова Анфиса Ниловна. К 50­
летию образования СССР воспитанницы детдома вышили гербы
союзных республик и заняли первое место на областной выставке
детского

творчества.
Мальчишки работали в столярной мастерской под руководством
Ушакова Андрея Алексеевича, бывшего воспитанника детского дома.
Учились пилить, строгать, мастерить табуретки и скамейки,
ремонтировать
мебель
и
хозяйственные
постройки.
Работал хоровой кружок, который вела Подкорытова Галина
Александровна. Вахина Елена Дмитриевна учила детей танцевать.
Раз в месяц в детдоме проходил день именинника, и на праздничный
ужин в столовую приглашались все именинники месяца. Они могли
привести с собой своих друзей. Традицией было проведение
спортивного праздника. Готовились к нему заранее. Походы в лес за
ягодами, грибами, заготовка веников для бани были трудом и
удовольствием.

Работать в детском доме было непросто. Директорами после
Великой Отечественной войны были Сахаутдинов Николай Ильич,
Подкорытов Иван Васильевич, Соловьева Зоя Тимофеевна, а в 1954
году был назначен Кочкин Петр Петрович. Коллектив сотрудников
был

стабильным

дружным.

Песчанский детский дом работал в самые трудные годы:
предвоенные, военные и послевоенные, когда особенно много было
детей­сирот. Материальное обеспечение в детском доме было лучше,

18
чем в деревенских семьях, и достигалось оно совместным трудом
детей и работников детского дома в большом подсобном хозяйстве.
Совместный труд объединял и работников, и воспитанников в одну
большую семью­коммуну, где все зависели друг от друга, всех
сближали совместные переживания и общие интересы.

Почти 50 лет прошло с момента закрытия детского дома, но его
воспитанники помнят тех, кто дал им путевку в жизнь. Они пишут
письма, шлют телеграммы, приезжают в гости.
III. Заключение
Детский дом в военное время имел огромное значение в жизни
детей. Воспитатели помогали справиться с невзгодами военного
времени. Дети в данный период времени взрослели раньше как
физически, так и нравственно. Им были присущи такие качества, как
чувство долга перед Родиной, семьей, ответственность за свои
поступки. Военное время приучило их к дисциплине в труде и в
личной жизни.

19
Список литературы и интернет ресурсов
1. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. – М., 1975. – С.327.
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза
1941­1945 гг. – М., 1961. – Т.2. – С.143.
3. Куманев Г.А. Советские железнодорожники в годы Великой
Отечественной войны. – М., 1963. – С.61.
4. Лихоманов М.И., Позина Л.Т., Финогенов Е.И. Партийное
руководство эвакуацией в первый период Великой
Отечественной войны. – Л.,1985. – С.24.
5. Александрова Г.И. Забота партии о детях­сиротах (1941­1945
гг.) // В сб.: Борьба партии за укрепление социально­

политического единства советского общества. – Петрозаводск,
20
1981. – С.93.
6. Районная газета «Звезда».
7. Материалы районного архива.
8. http://stranakids.ru


Эти события происходили в детском доме в годы войны. В январе 1944 года я оказался в детском доме города Кромы Орловской области.

В Брянской области было широко развернуто партизанское движение. Партизаны не давали войскам фашистов покоя, в большинстве сел и деревень области постоянно шли бои.От боевых действий страдало и мирное население. Во время одного из боев в июне погибла и наша мама. Мы, я и мои две несовершеннолетние сестры, остались сиротами, мне исполнилось одиннадцать лет. Армия генерала Батова и дивизия, в которой воевал мой отец, принимала участие в освобождении Брянской области. Отцу дали пять дней отпуска, чтобы он мог определить детей - меня в детский дом, среднюю дочь в ремесленное училище.

Я уже начал учиться в сентябре месяце во втором классе сельской школы, как в январе 1944 года меня отправили в детский дом районного городка Кромы. До войны в здании детского дома располагалась детская колония, и колонисты оставили у горожан не самые лучшие воспоминания. Поэтому жители городка перенесли свое прежнее отношение и к новым обитателям детского дома.

Мне хотелось бы вспомнить о питании в детском доме. Все дети испытывали постоянный голод днем и ночью. Поэтому основным смыслом нашей жизни в это время было найти что-нибудь съестное, чтобы заглушить этот страшный голод. Изобретательность наша была неимоверна. Как-то идя из школы мы увидели, что из одинокого амбара разгружают чечевицу для кормления птицы. Уже вечером амбар был обследован на предмет добычи из него этого зерна. Амбар стоял на нескольких столбах и был обшит снизу досками. Мы проделали лаз между столбами, подлезли в подполье амбара, доски пола амбара были не такими уж плотными, чтобы мы не смогли жесткой проволокой проделать лазейки между досками. После нескольких движений желанные зерна мелкой струйкой потекли между досками пола в подставленные нами шапки. Нужно сказать, что наши спальные комнаты были холодными, по стенам постоянно стекала влага. Чтобы мы не замерзли буржуйки топились днем и ночью. Верхняя часть наших печей служила своего рода сковородкой,на которой мы поджаривали чечевицу. По длинному коридору, по обе стороны которого были расположены комнаты, вечером разносился приятный запах поджаренных зерен. Мы столько нажарили себе чечевицы, что утром пошли в школу с набитыми карманами поджаренных зерен.Мы настолько увлеклись этим занятием, что не заметили, как амбар с чечевицей был опустошён наполовину за несколько дней. Когда мы в очередной раз пришли к нашему амбару, то увидели, что он со всех сторон заколочен досками, а около амбара появился сторож.

Лиха беда начало. Голод не тетка, он гнал нас на поиски новых путей добычи добавления к нашему скудному рациону. Мы с моим другом Анатолием обнаружили подвал, в котором хранилась картошка для нашей столовой. Подвал хорошо закрывался на прочные замки. Мы заметили, что картошка, чтобы не загнить, проветривалась через вентиляционные трубы. Воспитанники детского дома частенько дежурили по столовой, в нашу обязанность входило приносить из подвала картошку для приготовления пищи. Отверстия труб для проветривания находились над хранилищем картофеля. Поразмыслив, мы пришли к выводу-если к концу веревки прикрепить заточенную на конце проволоку и бросить эту верёвку в трубу, то на проволоку должно попасть как на удочку несколько картофелин.

Задумано, сделано. Мы с Анатолием бросаем с размаху нашу "удочку" в трубу и с конца проволоки снимаем наш улов - пять картофелин. Но теперь уже картошку мы не жарим на крыше буржуйки, а печём в самой печке. Своей находкой делимся со всеми товарищами по комнате. И вот, уже поздно вечером мы засовываем наши картошку в печь, поджаренная картошка издает апетитный запах. Мы не можем дождаться пока она полностью испечется, есть очень хочется (после ужина в столовой мы выходим из-за стола такими же голодными, как и до прихода в неё), мы вытаскиваем каждый свою картофелину, объедаем поджаренную часть, а объеденную - опять суем в печь. Уж на третий вечер жарки картофеля все это становится достоянием завуча детского дома.

Человек этот был лет сорока пяти, постоянно злой на детей и постоянно ругающий нас на чем свет стоит. Его никто не любил. Ведь наши отцы воевали на фронте, а этот недобрый мужчина воевал с детьми фронтовиков. Мы его про себя звали "фюрер", боялись его, иногда он мог проказника взять за шиворот, ударить в лицо. Следует заметить, что плохо кормили детей в детском доме не только из за малой нормы на человека, но и из-за громадного воровства продуктов персоналом детского дома, начиная от рабочего персонала кончая руководством детского дома.
Расскажу только один эпизод воровства продуктов поваром столовой. Как-то в один из дней моего дежурства по кухне я заметил, как повар набрал в карманы пачку сахара, банку американского яичного порошка, банку американской тушенки, закрыл карманы фартуком, вышел из кухни и направился в общежитие персонала. Я все это высмотрел и быстро сообщил об этом своим товарищам. Набралось человек восемь наблюдателей и скрытно пошли по следам повара. Он зашел в свою комнату и стал ворованые продукты из карманов перегружать в пустой матрац своей постели. Мы с криком -Держи вора!-бросились к повару. Он же, видя, что попался стал быстро выбрасывать из матраца ранее запрятанные туда продукты. Наша набежавшая команда быстро прибрала дилекатесы повара в свои карманы. Через пять минут повар-вор все дилекатесы разбросал по комнате. При этом он громко кричал на нас -Воры, бандиты, что вы делаете?- Через десят минут улики воровства были ликвидированы. Повар освободился от улик, мы же наполнили свои карманы дилекатесами.
И таких примеров воровства продуктов питания детей было много.
Казалось бы и направь свою энергию завуч на пресечение воровства, но он видел свою задачу в борьбе со своими воспитанниками. Мне кажется, что в педагогическом коллективе детского дома было много не подготовленных для этой работы людей.
Директором детского дома был Евсеев Алексей Иванович Он к нам относился по отечески. Не знаем, почему он не мог призвать к порядку своего заместителя. Можт быть потому, что директора детского дома менялись довольно часто и они даже не успевали глубоко вникнуть в свою работу. Но продолжу свой рассказ как мы старались уталить наш голод. На третью ночь нашего пиршества, когда мы уже съели второю порцию поджаренной картошки, в нашу спальню ворвался взбешенный "фюрер". Был примерно второй час ночи, "фюрер" поднял нас с кроватей, построил в ряд в кальсонах, обглоданные картофелины были разложены на столе, и он приказал каждому из нас забрать свой огрызок. Мы держались стойко, не проронив ни слова. Мы недавно только что прочитали в газете статью "Таня" о Зое Космодемъянской,как её мучили фашисты, требуя от неё показаний о партизанах. Комсомолка-Зоя приняла мученеческую смерть, но не выдала фашистам партизан. Мы тоже терпели издевательства от нашего заведующего учебной частью и дали слово не отвечать на угрозы "фюрера", Пожалуй, он продержал нас часа два, дело шло к утру. Но мы выдержали это наказание от нашего "воспитателя".
Тогда мы еще не имели понятия о правах ребенка, и что можно кому-то написать о нарушении прав ребенка.
Прошло много лет,но мне до сих пор памятны дни нашего пребывания в детском доме города Кромы. Конечно, среди воспитателей детского дома были великолепные педагоги, которые дали нам путевку в жизнь. О них я написал в других сборниках и статьях. Об одной из наших любимых воспитательниц Кузнецовой Ине Ивановне я в 1983 году написал два очерка в журнале "Работница." Сегодня, когда мы готовимся к 70-тилетию нашей победы в Великой Отечественной войне мне захотелось вспомнить и горькие страницы пребывания в детском доме. Терпели и переносили трудности взрослые, трудности переносили и дети.
Где вы теперь мои бывшие друзья, как сложилась ваша судьба и всегда ли она была к вам благосклонна?
После Кромского детского дома я продолжил учебу в Некрасовском специальном детском доме, потом - в Харьковском артиллерийском подготовительном училище; закончил Ленинградский государственный университет, военно-политическую академию им. В.И.Ленина в Москве, получил учёную степень кандидата исторических наук, стал доцентом. Много лет преподавал в военных училищах и военных академиях, прослужил более 36 лет в армии и уволился из рядов Советской армии в звании полковник. Но годы, проведенные мной в двух детских домах, закалили меня, научили преодолевать трудности, добиваться поставленных целе, детсский дом дал мне путевку в жизнь. Годы учебы в детском доме я не забуду никогда. Они всегда во ммне и со мной.

Дети войны... Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны... В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром, Неумолчный гремит метроном. Неумолчный гремит метроном.

Дети войны Набивались в теплушки открытые.
Дети войны Хоронили игрушки убитые....
Никогда я забыть не смогу Крошки хлеба на белом снегу. Крошки хлеба на белом снегу.
(из песни "Дети войны")

Ниже огромная подборка фотографий (350 штук) детей, принимавших непосредственное участие в военных действиях и просто перенесших всю тяжесть тех жутких годов времен Великой Отечественной войны.

1. Отцы на фронт, дети на заводы. 1941.

2. Здравствуй, папа! 1945.

3. В поисках крова. Брянская область. 1943.

4. Враги сожгли родную хату. 1941.

5. Заменил отца. 1941.

6. Эвакуация в тыл страны. 1941.

7. В блокадном Ленинграде. 1942.

8. В освобожденной Виннице. 1943.

9. Юные партизаны Смоленщины. 1942.

10. Могилев. 1942.

11. Мальчик качается на качелях, подвешенных на дуло брошенного немцами орудия. Рядом девочка с маленьким ребенком на коленях. 1944 г. Украина, Николаевская область.

12. Вид общежития 2-го Спецкомбината, находящегося в туннеле. Май 1942 г. Севастополь.

13. Дети играют на одной из улиц г. Ленинграда. 1942 г.

14. Дети Г.Сухарев и Т.Хабаева поливают овощи на балконе детского дома Куйбышевского района по проспекту Володарского. 1942 г. Ленинград.

15. Учащиеся школы № 6 г.Калинина пишут письма домой под диктовку раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале. 1943 г. Калинин.

16. Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района готовят кисеты в подарок фронтовикам. На первом плане Г.Семенова. 1943 г. Ленинград.

17. Дочери фронтовиков М.Борова и О.Бергамок проходят производственную практику по обмотке электромоторов в учебно-производственном комбинате Мосгорсобеса. 1943 г. Москва.

18. Дети колхозников одной из деревень Калининской области в лесу у землянки, где они жили в дни оккупации. 1942 г. Калининская область.

19. Дети освобожденного г.Ржева Калининской обл. возлагают цветы на могилы советских бойцов. 1943 г.

20. Группа малышей играет на Петровском бульваре. 1944 г. Москва.

21. Школьники хутора Синеоковского Сережа Землянский, Шура Величенко, Шура Иващенко и Володя Поломарщук собирают брошенные немцами боеприпасы и оружие. 1943 г. Сталинградская область.

22. Женщины с детьми на станции метро Маяковская во время ночной бомбардировки. 1941 г. Москва.

23. 6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий, знакомится со своими новыми товарищами в детском доме №9. Май 1945 г. Московская область

24. Сын полка. 1-й Белорусский фронт

25. 15-летний разведчик Вова Егоров с бойцами своего подразделения. Апрель 1942 г. Действующая армия

26. Наводчик А.Ошурко с юным воспитанником гвардейцев К.Степановым. Январь 1942 г. Западный фронт.

27. Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии и населения города. Июль 1942 г. Ярославская область.

28. Ученики школы прифронтового села за набивкой патронных лент для советской авиачасти. 1942 г.

29. Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками бойцам Красной Армии. Июль 1941 г. Ленинград.

30. Школьники Домодедовской школы №1 готовят подарки для бойцов Красной Армии. Сентябрь 1941 г. Московская область.

31. Школьники ухаживают за телятами на животноводческой ферме колхоза «Гигант». 1942 г. Пензенская область.

32. Отличницы 4-го класса 47-й школы г.Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда». Ноябрь 1943 г.

33. Колхозница колхоза «Заря» ученица 7-го класса Т.Пестова за вспашкой паров. 1943 г. Кировская область.

34. Ученик Новоузенской МТС К.Варыпаев под руководством своего наставника слесаря И.В.Негодина обучается нарезке винта. 1943 г. Саратовская область.

35. Учащиеся средней школы №8 г.Новокузнецка за ремонтом дороги. 1944 г.

36. Пионеры дома на Крымском валу насыпают мешки с песком для газоубежища и лестниц дома. Москва.

37. Эвакуация детсадов и яслей из города. 1942 г. Сталинград.

38. Мальчишки города Сталинграда. Улица Комсомольская. 1944 г.

39. Ребята детских яслей № 237 Куйбышевского райздравотдела на прогулке. 22 октября 1941 г. Ленинград.

40. Урок естествознания в 7 классе школы № 239 Октябрьского района; справа – преподаватель А.И.Боконовец. Апрель 1942 г. Ленинград.

41. Занятия кружка народных инструментов в детском доме № 17 Смольнинского района. 12 июля 1942 г. Ленинград.

42. Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института. 1942 г. Ленинград.

43. Группа маляров – учеников Тихвинской школы, за восстановлением дома. Май 1943 г.

44. Сортировщицы письменной корреспонденции отдела перевозки почты Московского вокзала (слева направо): 14-летняя стахановка Женя Синогова, комсомолки Мария Иванова и Роза Меньшакина, за работой. 29 мая 1943 г. Ленинград.

45. Школьники Дзержинского района идут на работу на огороды, находящиеся в Летнем саду. 10 июня 1943 г. Ленинград.

46. Раненые дети, пострадавшие от артиллерийских обстрелов города, в Ленинградском государственном Педиатрическом институте. Июль 1943 г. Ленинград.

47. Юные защитники Ленинграда на Дворцовой площади. 1945 г. Ленинград.

48. Группа детей у репродуктора, установленного в Екатерининском сквере, рады сообщению о капитуляции Германии. 09 мая 1945 г. Ленинград.

49. Воспитанники детских яслей за обедом в бомбоубежище. Сентябрь 1941 г. Ленинград.

50. Медицинские сестры укладывают новорожденных в кроватки в детской комнате родильного дома имени профессора Снегирева. 1942 г. Ленинград.

51. Дети у грядок на набережной в Ленинграде. 1942 г.

52. Воспитанники яслей № 233 Выборгского района купаются под душем. Июнь 1944 г. Ленинград.

53. Комсомольцы, пионеры и школьники средней школы № 36 г. Иваново организовали среди учащихся сбор подарков для бойцов Красной Армии. Сентябрь 1941 г.

54. Директор школы Ага-Юсуп аула Арсариб Довлеет за приемом вещей для фронта от учеников. Декабрь 1942 г. Туркменская ССР.

55. Учащиеся владивостокской средней школы № 1 за починкой обмундирования. Сентябрь 1942 г. Владивосток.

56. Дети командиров и бойцов Красной Армии готовят подарки для раненых бойцов госпиталя. 1942 г. Москва.

57. Ученики школы № 3 г. Орджоникидзе зачитывают письмо из действующей армии. 1942 г. Северо-Осетинская АССР.

58. Ученики Березовской средней школы убирают урожай фруктов в саду одного из колхозов области. 1944 г. Амурская область.

59. Учащиеся Ивановской средней школы № 38 за уборкой урожая моркови в поле совхоза. 1944 г. Ивановская область.

60. Пионеры Глуховского хлопчато-бумажного комбината имени Ленина отправляются на прополку колхозного поля. 26 июня 1944 г. Ногинск.

61. Дети фронтовиков в вышивальном цехе учебно-производственного комбината Отдела народного образования Свердловского района Москвы. 1944 г.

62. Дети на самодельных тачках везут багаж немецких солдат-отпускников на вокзал. Май 1943 г. Орел

63. Дети чистят сапоги немецких солдат. Ноябрь 1942 г. Белосток.

64. Провожала меня мать в партизаны. 1941.

65. Учительница Е.М. Демина ведет урок в 7-м классе средней школы № 10 Свердловского района Ленинграда. На первом плане – ученицы Оля Руран и Зоя Чубаркова.

66. Отличник учебы 4-го класса средней школы № 10 Свердловского района тимуровец Виктор Смирнов (12 лет). Ленинград.

67. Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника. Ленинград.

68. Воспитанники детского дома № 58 с воспитательницей И.К. Лирц в бомбоубежище во время воздушной тревоги. Ленинград.

69. В хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса. Ленинград.

70. Игрушки воспитанников детского дома № 58, пострадавшие от бомбежек и артобстрелов. Ленинград.

71. Панно "Смерть детоубийцам!" на фасаде разрушенного дома (угол Лиговского проспекта и Разъезжей улицы). Ленинград.

72. Год рождения 1942-й. (Врач-консультант Л.Г.Мыскова со спящими новорожденными детьми в детских яслях № 248 Свердловского района). 1942 г. Ленинград.

73. Нина Афанасьева – она родилась в дни блокады. Ленинград.

74. Замученные дети. 1942 г. Сталинград

75. Убитый мальчик Витя Черевичкин с голубем в руках. Ростов-на-Дону.

76. Жительница Львова у тела своего ребенка, расстрелянного в гетто. 1944 г. Львов.

77. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Март 1944 г. Белорусская ССР.

78. Группа женщин и детей одного из населенных пунктов, оккупированных немецкими войсками.

79. 14-летний пахарь колхоза им.Коминтерна Илья Дружков на пахоте паров. 1942 г. Красноярский край.

80. Пионеры Кисловодской школы № 4 в госпитале. 1943 г.

81. Группа пионеров передает подарки раненому бойцу в госпитале. 1942 г.

82. Татьяна Онищенко с дочкой на руках, смертельно раненой осколками немецкой бомбы. Подмосковье

83. Финский концлагерь. Петрозаводск. Июнь 1944г.
Советские дети-узники 6-го финского концлагеря в Петрозаводске. Во время оккупации Советской Карелии финнами в Петрозаводске было создано шесть концлагерей для содержания местных русскоязычных жителей. Лагерь №6 размещался в районе Перевалочной биржи, в нем держали 7000 человек. Фотография сделана после освобождения Петрозаводска советскими войсками 28 июня 1944 года.Автор съемки: Галина Санько.
Этот снимок представлялся в составе доказательств на Нюрнбергском процессе над военными преступниками. Девочка, которая на фотографии вторая от столба справа - Клавдия Нюппиева - спустя много лет опубликовала свои воспоминания.

86. «Обездоленные деревни Ягодная». Советские дети-беженцы из деревни Ягодная Орловской области. 22 июля 1943 г.

91. Освобожденное поле

92. Сын полка.

93. Юный партизан. 1942 г.

94. Сын полка. 1943 г.

95. На пляже. Освобожденный Севастополь. 1944 г.

96. Юный разведчик-кавалерист Витя Поздняков за рейды в тыл врага награжден медалью "За отвагу". Степной фронт. Апрель 1943 г.

97. Дети войны

98. Подросток, работающий на сверлильном станке на оборонном заводе.

99. Сын партизана. Белоруссия. 1944 г.

100. Дороги войны, 1942 г.

101. Герой Советского Союза гвардии майор Николай Пинчук в родном колхозе. Июль-август 1945 г.

102. Юный партизан Петр Гурко из отряда "За власть Советов". Псковско-Новгородская партизанская зона. 1942 г.

103. Освобождение Австрии. Апрель 1945 г.

104. Детский концлагерь в Латвии

105. Освобожденные дети Саласпилса. 1944 г.

106. Псковский священник Федор Пузанов со своими прихожанами у церкви. 1943 г.

107. Фонтан "Дети", Сталинград. 1943 г.

108. Красноармеец Иван Кузнецов приехал в родное село Бельдяшки Орловской области. 1945 г.

109. Воспитанники детского дома, сироты, потерявшие родителей на войне. Некоторые из этих детей сами были узниками фашистских концлагерей. Село Малая Лепетиха, Великолепетихский район, Херсонская область.1949 год.

110. В родное село. Советские женщины и дети возвращаются домой. 1943 г.

111. Дети освобожденного города Жиздра - Рая и Гена Щегловы. Калужская область. Август 1943 г.

112. Два партизана из Брянской области. 1943 г.

113. Солдаты 51-го отдельного мотоциклетного батальона 22-го танкового корпуса 38-й армии Юго-Западного фронта с советскими детьми. 1942 г.

114. Дети в Сталинграде прячутся от бомбящих немецких самолетов. 1942 г.

115. Подбитый советский танк Т-34-85 и сидящие на нем дети. Май 1945 года.

116. Юнга гвардейского крейсера Черноморского флота проекта 815 «Красный Кавказ».

117. Поэт Е.А. Долматовский и советские дети.

118. Сын полка Володя Тарновский ставит автограф на колонне Рейхстага. Май 1945

119. Неизвестный боец Красной Армии беседует с десятилетним Володей Лукиным, родителей которого немцы угнали в Германию. Лишившись крова, мальчик отморозил себе ноги. 2-й Прибалтийский фронт. 1944 год.

120. Сын полка Володя Тарновский с боевыми товарищами в Берлине. Май 1945

121. Сын полка Володя Тарновский с боевыми товарищами в Берлине.

122. Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик на фоне деревьев.

123. Бойцы Красной армии кормят маленькую девочку.

124. В горькие дни отступления. Днепропетровщина. Семья беженцев везет свои пожитки, спасаясь от наступающих немцев. Днепропетровская область, Украина, 1941 г.

125. Дети за партами разрушенной школы в Сталинграде. Весна 1943 года.

126. Сын полка Петр Королев (1930-1998). 1945 г.

127. Группа офицеров 8-й гвардейской механизированной бригады 3-го Сталинградского механизированного корпуса с сыном полка.

128. Командир партизанского отряда вручает медаль «За отвагу» юному партизану-разведчику. 1942 г.

129. Подросток чистит сапоги раненому немецкому солдату на оккупированной железнодорожной станции в СССР. 1943 г.

130. Сын полка.

131. Юный партизан-разведчик Толя Гороховский. 1943 г.

132. Техник-сержант Джозеф Е. Томпсон учит советского мальчика английским словам. 1944 г.

133. Портрет 15-летнего партизана-разведчика Миши Петрова из отряда имени Сталина с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38. Боец подпоясан солдатским ремнем Вермахта, за сапогом - советская противопехотная граната РГД-33. Белоруссия, 1943 г.

134. Советские беженцы.

135. Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. 1943 г.

136. Сержант С. Вайншенкер и техник-сержант Вильям Топпс с сыном полка 169 авиабазы особого назначения. Имя неизвестно, возраст - 10 лет, служил помощником техника по вооружению. Аэродром Полтава. 1944 г.

137. Мальчик лет семи на месте прошедшего боя, у взорванного советского танка Т-34-85. Позади видны еще два таких же танка.

138. Освобожденные дети, заключенные концлагеря Освенцим (Аушвиц) показывают лагерные номера, вытатуированные на руках. Бжезинка, Польша. Февраль 1945 г.

139. Советские беженцы на окраине деревни в окрестностях Харькова. 1943 г.

140. Советский солдат с чешским ребенком на руках. Прага, Чехословакия. Май 1945

141. Советский солдат с чешским ребенком на руках. Малыш рассматривает орден Славы на груди бойца.Прага, Чехословакия. Май 1945

142. Советский солдат с чешским ребенком на руках. Прага, Чехословакия. Май 1945

143. Советские беженцы за приготовлением еды у входа в землянку. Белоруссия. 1944 г.

144. Советские дети среди разрушенного населенного пункта. 1942 г.

145. Сын полка. На груди знаки «Гвардия» и «Отличный минометчик».

146. Школьники освобожденного Гжатска (Ныне - город Гагарин) показывают красноармейцам немецкие «эрзац-валенки». Смоленская область. Март 1943 г.

147. Сотрудница 3-й Советской больницы Ольга Федоровна Щербацевич, ухаживавшая за пленными ранеными солдатами и офицерами Красной армии. Повешена немцами в Александровском сквере Минска 26 октября 1941 года.

148. Советские партизаны - отец и сын. 1943 г.

149. Сын 328-го гвардейского минометного полкполка Николай Имчук (р. 1930).

150. Советские солдаты с подростком (возможно, «сыном полка») в освобожденном чешском поселке Цоткитле. 1945 г.

151. Член Военного совета Н.С. Хрущев в освобожденном Сталинграде разговаривает с советским юношей, пережившим Битву за город. 03.02.1943

152. Дети водят хоровод на фоне аэростатов воздушного заграждения. Скорее всего - начало зимы 1941 года. Москва.

153. «Всех угнали фашисты». Старший сержант Моисеев - командир отдельной артиллерийской разведки 2-го дивизиона 4-й батареи 308-го полка кормит двухлетнюю девочку Валю, найденную им в одной из пустых изб деревни Извеково. Смоленская область, Вяземский район, 1

154. Пионеры подписывают свою посылку, предназначенную для отправки в действующую армию.

155. Советские солдаты общаются с детьми, освобожденными из Освенцима. Польша. Январь 1945 г.

156. Советский подросток сидит у ствола брошенного при немецком отсуплении артиллерийского орудия.

157. Советские дети, играющие на брошенном немецком танке Pz.Kpfw. V Ausf. D «Пантера» в Харькове. Сентябрь 1943

158. Дети у подбитого советскими войсками немецкого танка Pz.Kpfw. IV.

159. Юный партизан Владимир Иванович Бебех из черниговского отряда имени Сталина, командира Николая Попудренко. 1943 г. Черниговская область, Украина.

160. Деревенские дети сидят на башне подбитого и брошенного немецкого танка Pz.Kpfw.III. Зима 1941 -1942 гг. Московская область.

161. 13-летний разведчик-партизан Федя Мощев. Октябрь 1942 г.

162. Группа пленных красноармейцев с воспитанником. На заднем плане немецкий конвоир. 1942 г.

163. Командир бригады торпедных катеров Северного флота А.В. Кузьмин вручает юнге Саше Ковалеву (04.01.1927 - 09.05.1944) орден Красной Звезды. 01.05.1944

164. В московском метро, на станции «Маяковская», используемой как бомбоубежище, идет раздача молока детям. Январь 1942

165. Школьницы Валя Иванова (слева) и Валя Игнатович, потушившие две зажигательные бомбы, упавшие на чердак их дома. Ленинград. 13.09.1941

166. Мирные жители на митинге в освобожденном от немецких войск Смоленске. Сентябрь 1943 г.

167. Дети у руин дома в белорусской деревне Лозоватка. 1944 г.

168. Дети на брошенном у моста советском танке Т-34-76. Фото не ранее осени 1942 года, так как танк оснащен башней-"гайкой", которую стали ставить с этого времени.

169. Освобожденные дети из концлагеря Освенцим. Январь 1945 г.

170. Командир стрелкового батальона майор В.Романенко (в центре) рассказывает югославским партизанам и жителям села Старчево (в районе Белграда) о боевых делах юного разведчика - ефрейтора Вити Жайворонка. Октябрь 1944 г. Югославия.

171. Командир стрелкового батальона В. Романенко (второй справа) рассказывает жителям одного из селений в районе Белграда о боевых делах юного разведчика – Вити Жайворонка. Старчево, Югославия, октябрь 1944

172. Юнга крейсера «Красный Кавказ», награжденный орденом Красной Звезды. Севастополь. 1944 г.

173. Бывший снайпер морской пехоты И.М. Триков по время практических занятий в школе корабельных боцманов и юнг. Балтийский флот. 1943 г.

174. Заменили отцов у станка

175. Пионеры Таня Кострова и Маня Михеева ухаживают за братской могилой в освобожденном от немцев селе. 1942 г.


Приведено с некоторыми сокращениями

В СССР детский дом является государственным воспитательным учреждением для детей, лишившихся родителей. Детские дома начали организовываться с первых же дней установления советской власти.
В создании детских домов нашли своё выражение социалистический гуманизм, неустанная забота и внимание к детям со стороны Коммунистической партии, Советского правительства и всего советского народа.
Воспитание и обучение детей, лишившихся родителей, признаётся в СССР важнейшим государственным делом.
В годы великих испытаний, пережитых нашей родиной (иностранная интервенция в период гражданской войны, Великая Отечественная война), детские дома спасли много сотен тысяч детей, лишившихся родителей.
Уже в самом начале Великой Октябрьской социалистической революции советская власть столкнулась с огромным числом нищих, голодных и бездомных детей.
Ещё задолго до первой мировой войны в царской России насчитывалось свыше двух с половиной миллионов нищих и беспризорных детей2. Бездомность детей ещё больше усилилась в годы первой мировой войны и в годы интервенции и гражданской войны.
Перед Советским правительством встала задача - изъять с улицы бездомных и беспризорных детей и спасти их от физической гибели и морального разложения. Выполнение этой задачи было возложено на детские дома.
В 1921-1923 гг. детские дома создавались всюду, где в них ощущалась настоятельная потребность. Позже число детских домов стало сокращаться в связи с уменьшением детской беспризорности. Общее число детских домов нормального типа по СССР было таково:
Годы / Число детских домов / В них детей (в тыс.)
1921 .......... 5251 ... 260,6
1922.......... 7815 ... 451,6
1923 ......... 7120 ... 433,4
1924.......... 4976 ... 352,1
1925.......... 3572 ... 292,1
1926.......... 2925 ... 250,2
В январе 1942 г. Советским правительством было издано постановление об устройстве на воспитание в семьи трудящихся и о безотказном приёме в детские дома всех детей-сирот.
Во время Великой Отечественной войны сеть детских домов и число воспитанников в них сильно возросли. Были созданы специальные детские дома для детей воинов Советской Армии и партизан Отечественной войны и детей, родители которых погибли от фашистских захватчиков. По постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации», такие специальные детские дома на 137 100 детей были открыты в течение сентября-ноября 1943 г. в девяти областях.
В связи с дальнейшим освобождением советских районов и областей от фашистских захватчиков Совет Народных Комиссаров 10 ноября 1944 г. издал постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений».
В период блокады Ленинграда городской отдел народного образования с помощью городских комитетов ВКП (б) и ВЛКСМ провёл большую работу по охране детей, лишившихся родителей.
Ленинградский городской и районные отделы народного образования при участии комсомола, учителей, домохозяек выявляли осиротевших детей и направляли их в детские дома. В течение только 1942 г. в детские дома было принято около 40 000 детей-сирот.
На 1 июля 1941 г. в Ленинграде было 48 детских домов, на 7 марта 1942 г. - уже 98. В середине 1942 г. детские дома Ленинграда стали эвакуироваться.
В Сталинградской области накануне Великой Отечественной войны было 24 детских дома с 2500 детей. В первые месяцы войны Сталинградская область приняла из районов, угрожаемых врагом (из Украины, Белоруссии и др.), 41 детский дом с 9000 детей. С приближением фронта к Сталинградской области было эвакуировано 70 детских домов.
Во время осады Сталинграда тысячи детей остались без родителей и крова. Дети подбирались бойцами Советской Армии и работниками отдела народного образования и направлялись в открываемые для них детские дома. В Сталинградской области были открыты специальные детские дома для детей героических защитников Сталинграда.
К концу 1946 г. в Сталинградской области существовало 34 детских дома с 4500 воспитанниками.
В 1946 г. только по РСФСР число воспитанников в детских домах возросло до 393 000 человек, в том числе 330 585 воспитанников были в общих детских домах, 32 960 - в специальных детских домах, остальные - в прочих детских учреждениях. Советское правительство проявляло исключительную заботу о детях, родители которых погибли во время Великой Отечественной войны.
По решению Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1945 г. было организовано 92 детских дома для детей, родители которых погибли при обороне Ленинграда.
Кроме детских домов, состоящих на государственном (в том числе и на местном) бюджете, в СССР функционируют детские дома, организованные при промышленных предприятиях.
В других союзных республиках также существует значительное количество детских домов. Так, в Грузинской ССР в 1949 г. их было 48 с числом воспитанников около 5000, в Узбекской ССР в 1951/52 г. 278 детских домов с 17 137 воспитанниками, в Белорусской ССР в 1949 г. 297 детских домов и т. д.
В детских домах воспитываются преимущественно дети - круглые сироты. Из 393 000 воспитанников детских домов в РСФСР в 1946 г. было около 120 000 детей, имеющих лишь одного из родителей (большей частью мать), и только около 20 000 детей, имеющих обоих родителей.
Из детей круглых сирот и полусирот около 80% потеряли родителей на фронтах Великой Отечественной войны. Детские дома в СССР различаются по возрасту воспитанников и специальному назначению.
С учётом возраста воспитанников организуются: а) детские дома для детей дошкольного возраста - от 3 до 7 лет и б) для детей школьного возраста - от 7 до 14-16 лет.
Кроме специальных Детских домов, открытых для детей воинов Советской Армии, к детским домам специального назначения должны быть отнесены: детские дома для одарённых детей в области отдельных видов искусства: музыки, живописи, скульптуры и т. д., санаторные детские дома и др.
Детские дома совместно со школами обеспечивают детям получение всестороннего воспитания, умственного, физического, нравственного, эстетического и политехнического обучения.
Детские дома готовят из своих воспитанников людей культурных, образованных, дисциплинированных, физически здоровых, закалённых, трудолюбивых, честных, беззаветно преданных своей родине и Коммунистической партии. Хорошо поставленной внешкольной образовательно-воспитательной работой (лекции, кружки) и трудовым обучением детские дома должны сыграть большую роль в осуществлении политехнического обучения.
Ряд бывших воспитанников детских домов удостоен высокого звания Героя Советского Союза, некоторые достигли учёных степеней, сделались крупными учёными, художниками, музыкантами. Многие воспитанники детских домов получили высшее образование и являются высококвалифицированными специалистами - инженерами, агрономами, врачами, педагогами. Многие воспитанники детских домов отважно сражались за родину на фронтах Великой Отечественной войны и награждены орденами.
Герой Советского Союза Александр Матросов, которого славит наша родина и о котором слагает былины советский народ, воспитывался в детском доме.
Три Героя Советского Союза - Боков, Моисеев и Сельский - вышли из среды воспитанников Барнаульского детского дома. Дирижёр Большого театра в Москве, талантливый музыкант Иванов - бывший воспитанник детского дома. Подобных примеров можно указать много.
Такие результаты достигаются потому, что детский дом своим чётким режимом, хорошо поставленной воспитательной работой, трудовой установкой всего коллектива педагогов и воспитанников, разумным проведением досуга развивает в своих питомцах сознательную дисциплину, твёрдую волю, умение преодолевать трудности. Во многих детских домах высоко поставлена художественная работа.
В воспитании детей в детских домах сочетаются некоторые элементы хорошего семейного воспитания с широкой постановкой воспитания в коллективе и через коллектив.
Для получения общего образования воспитанники детских домов обучаются в ближайших школах. Даже при наличии большого числа воспитанников в детском доме школа при нём, обслуживающая только воспитанников этого детского дома, не организуется, а воспитанники посещают обычную школу.
Это делается для того, чтобы не создавать замкнутости, изолированности воспитанников детского дома.
Получение семилетнего образования является обязательным для воспитанников детских домов. По окончании семилетней общеобразовательной школы часть воспитанников детских домов переходит в профессиональные учебные заведения, другая же часть продолжает общее образование в VIII-X классах средней школы, оставаясь на содержании детского дома.
Около 50% воспитанников детских домов - это дети младшего школьного 7-11-летнего возраста.
Одной из составных частей воспитания в детском доме является трудовое воспитание, задачей которого является содействие школе в осуществлении политехнического обучения и в то же время обучение профессиональным навыкам.
Для осуществления этих задач в детских домах для детей школьного возраста организуются мастерские. В 1946 г., по данным 1528 детских домов, из 100 844 воспитанников обучалось в мастерских 46 000 в возрасте старше 12 лет.
Наряду с обучением в мастерских в детских домах поставлено трудовое воспитание в форме обучения и участия детей в работах по домоводству, в поле, на огороде, в саду, в работах трудовых и технических кружков.
В воспитательной работе детских домов большое место занимает внеклассное чтение как средство повышения идейно-политического и культурного уровня воспитанников. Многие детские дома обладают значительными детскими библиотеками. Так, детский дом при станции «Правда» Московской области имеет библиотеку в несколько тысяч книг.
Широко развиты в детских домах и другие виды внешкольной работы. Во многих детских домах имеются оркестры духовых и народных струнных инструментов.
Большое распространение получили в детских домах разнообразные кружки: литературные, краеведческие, юных натуралистов, исторические и особенно кружки художественной самодеятельности: драматические, хоровые и музыкальные, хореографические, изобразительных искусств. Имеется также много физкультурных кружков, шахматных и т. п.
В детских домах работают десятки тысяч педагогов-воспитателей. Среди них немало таких, которые воспитанию детей, лишившихся родителей, посвятили всю свою жизнь.
В воспитательной работе школьных детских домов огромную роль играют комсомольская и пионерская организации. Большинство воспитанников детских домов - пионеры. Среди воспитанников старшего возраста более 40% комсомольцы.
В каждом детском доме для содействия директору и педагогическому коллективу в деле воспитания и осуществления детской самодеятельности создаётся ученическая организация - детский совет.
В заключение остановимся кратко на характеристике нескольких детских колоний и детских домов.
В 1920 г. А. С. Макаренко создал вблизи г. Полтавы по поручению губернского отдела народного образования трудовую колонию для4 несовершеннолетних правонарушителей.
Работу пришлось начинать в чрезвычайно трудных условиях: для колонии была отведена усадьба с полуразрушенными зданиями бывшей в дореволюционное время колонии малолетних преступников. Ни дверей, ни полов не было. Даже некоторые печи были разобраны на кирпич. В эту трудовую колонию в начале её деятельности было прислано несколько юношей, недисциплинированных, совершенно разложившихся, не желавших работать.
А. С. Макаренко, самоотверженно отдаваясь работе, проявляя большой педагогический такт, неустанно заботясь об удовлетворении материальных нужд колонии, в течение 3 лет сумел создать образцовое учреждение - Трудовую колонию имени А. М. Горького с дружным трудовым коллективом и прекрасно поставленным хозяйством.
В колонии имени А. М. Горького благодаря педагогическому таланту А. С. Макаренко установилась образцовая дисциплина, сложились свои традиции.
Воспитанники её прониклись чувством общественного долга и высоко поддерживали честь своей колонии.
В основу воспитания А. С. Макаренко положил воспитание в коллективе, воспитание в труде, воспитание дисциплины, чувства долга и чести, воспитание советского патриотизма. Воспитанники своим трудом обслуживали все нужды колонии и одновременно учились в школе.
А. С. Макаренко с педагогическим тактом умел сочетать власть педагога с большими правами коллектива колонистов, большую требовательность к воспитанникам с любовью к ним, свободу и необходимость, обязанности и права колонистов. Организуя воспитательную работу в колонии, он мастерски сочетал элементы большой деловитости и игры.
Большое значение имели традиции и символика: сигналы горниста, рапорты, простая изящная форма одежды, знамя, оркестр и т. п. Это вносило в жизнь колонистов своеобразную красоту и способствовало дисциплинированности.
В 1926 г. колония по своей инициативе (с соответствующего разрешения Наркомпроса) оставила прекрасно налаженное хозяйство под Полтавой и переселилась в колонию несовершеннолетних правонарушителей в Куряж, близ Харькова, 280 воспитанников которой, вследствие неумело поставленной воспитательной работы, совершенно разложились и приходили в колонию только спать и есть. Обширные земли Куряжской колонии не обрабатывались.
Умелыми приёмами, опираясь на своих воспитанников, А. С. Макаренко быстро сумел подчинить куряжан своему влиянию; расхлябанные куряжане в течение короткого времени превратились в дисциплинированных горьковцев.
А. М. Горький, посетив колонию в 1928 г., писал:
«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог».
В своём письме к А. С. Макаренко (1933) Горький писал: «Огромнейшего значения и поразительно удачный эксперимент Ваш имеет мировое значение на мой взгляд».
Продолжением и развитием педагогической работы А. С. Макаренко в колонии имени А. М. Горького явилась его педагогическая деятельность в Трудовой коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (с 1927 по 1935 г.) на окраине г. Харькова. Это было воспитательное учреждение для беспризорных детей и подростков.
В коммуне имени Ф. Э. Дзержинского были организованы два сложных промышленных предприятия (производство фотоаппаратов и производство электросвёрл), на которых работали в течение четырёх часов в день все воспитанники, уделяя остальную часть трудового дня ученью в средней школе.
Об экономической эффективности этой трудовой деятельности коммунаров говорят следующие данные: в течение нескольких лет были покрыты все капитальные затраты на заводские здания и оборудование предприятий, полностью покрывались все текущие расходы на содержание нескольких сот воспитанников и педагогического персонала и сверх того на 1 января 1934 г. коммуна имела свободных средств на текущем счету 3 600 тыс. рублей.
А. С. Макаренко в коммуне имени Дзержинского блестяще доказал на практике возможность соединения успешного обучения в средней школе с оплачиваемым производительным трудом детей и подростков на технически высоко поставленном производстве. В коммуне имени Дзержинского широко и разнообразно была поставлена внешкольная работа: образовательные, технические, художественные и физкультурные кружки, клуб, театр, кино, библиотека.
Под талантливым руководством А. С. Макаренко бывшие беспризорные, преодолев пережитки старого, становились дружной семьёй, крепким коллективом людей, полных чувства долга и чести, уважения к человеку, умеющих продуктивно работать, обладающих организационными навыками, преданных Советской родине.
Колония имени Горького художественно изображена самим А. С. Макаренко в «Педагогической поэме», а коммуна имени Дзержинского в другом его художественном произведении - «Флаги на башнях». Этими произведениями зачитывается не только молодёжь, но и читатели всех возрастов. Свой замечательный педагогический опыт А. С. Макаренко, кроме того, обобщил теоретически в ряде педагогических статей и лекций и в «Книге для родителей».
В селе Скурыгине (ст. Лопасня Московской обл.) в ноябре 1927 г. был организован специальный детский дом - Институт трудового воспитания «Новая жизнь», дающий своей работой прекрасные результаты. В нём воспитываются девочки. Организатором и руководителем его является энтузиаст своего дела, врач по образованию, педагог по призванию и таланту - Пётр Владимирович Поталак.
Институт расположен в бывшем имении царской фрейлины Васильчиковой. В распоряжении этого института имеется 42 га пахотной земли, 20 га парка, 50 га леса. Красивое, просторное здание вмещает общежитие воспитанниц, физкультурный зал, помещение дирекции института.
В специально построенном здании помещается средняя школа. Имеются швейная, ткацкая и трикотажная мастерские. Все здания электрифицированы.
В Институте трудового воспитания «Новая жизнь» воспитываются бывшие правонарушительницы - девушки и девочки-подростки, которые перевоспитываются здесь и становятся честными, трудолюбивыми гражданками Советского Союза.
Методы воспитательной работы в институте характеризуются его директором П. В. Поталаком следующими словами: «В каждом воспитаннике мы прежде всего ищем положительные качества и, опираясь на них, уже начинаем методику воспитательных воздействий на данного ребёнка.
Стараемся его чем-нибудь заинтересовать, выявить его способности в какой-либо области и даём все возможности для развития этих способностей. Ребёнок, увлекшись интересным для него делом, постепенно забывает плохое и таким образом исправляется».
П. В. Поталак и руководимый им педагогический коллектив внимательно изучают психологические особенности каждой воспитанницы и дают тонкие индивидуальные характеристики.
Чёткий режим, обучение в школе, трудовое воспитание (сельскохозяйственные работы в хозяйстве института, в ткацкой, швейной и трикотажной мастерских, а также по домоводству), хорошо налаженная работа комсомольской и пионерской организаций, хорошо поставленная физкультура, развитие внешкольной работы, в частности хорового и музыкального кружков, педагогическое мастерство директора института П. В. Поталака и педагогического коллектива и умелый индивидуальный подход их к каждой воспитаннице - всё это сделало Институт трудового воспитания «Новая жизнь» замечательным по результатам воспитательным учреждением.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.