Беседа, посвященная профилактике наркомании

Цель: донести до сознания подростков мысль о том, что наркомания тяжелый неизлечимый недуг, опасность стать наркомании актуальна для многих людей

Тема: «Личность наркомана»

Одной из самых острых проблем современного общества является наркомания. Кто из нас не видел в подъездах и на газонах в своих дворах шприцы, кто не слышал о страшных семейных трагедиях, причиной которых стала наркомания. А между тем, нам часто кажется, что наркомания далека от нас. Но это обманчивое впечатление создается от незнания.

Наркотиком принято называть вещество естественного или искусственного происхождения, который может изменить психические функции организма, а при многократном употреблении приводит к психической и (или) физической зависимости, т. е. к наркомании.

Кто же те люди, которые становятся наркоманами?

У людей, не сталкивающихся с этой проблемой непосредственно, складывается мнение о наркоманах на основе информации из СМИ, как о жестоких бандитах, садистах, безжалостных убийц и коварных грабителях, которые готовы за очередную дозу задушить собственную мать. Или, возникает образ совершенно опустившихся, безвольных, потерявших все в своей жизни людей, которые уже и на людей то не похожи и которые живут в мрачных наркоманских притонах. Иди другой образ наркомана - наоборот, вам видятся весьма решительные и уверенные в себе бритоголовые накаченные парни, для которых регулярная доза наркотика - частичка их образа «сладкой жизни».

И действительно, все эти варианты «наркоманских типажей» имеют место быть в реальности. Но если вам приходится постоянно общаться с наркоманами в повседневной жизни, вам станет хорошо известно, что наркоманы могут быть и совсем другими.

Очень многие из них – молодые люди, выглядят вполне благополучно, они не потеряли ни семью, ни работу, ни интеллект, часто симпатичны в общении, производят впечатление вполне «нормальных», иногда кажутся особенно одаренными. При взгляде со стороны на таких наркоманов вряд ли можно отличить от других людей. Их «изнанка» личности раскрывается лишь в близком общении – прежде всего в семье, откуда наркоман тайком или явно крадет деньги, вещи, когда ему нужны средства на очередную порцию наркотиков, и куда он приносит горе, страдание, даже смерть.

Очень важно понять: наркомания – это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии , это известно давно, и они признают этот факт безоговорочно. Болезнь под названием «наркомания» включена в медицинские справочники и каталоги болезней наряду с любыми другими заболеваниями. Такое понимание наркомании существует, по меньшей мере с 19 века, хотя в обыденном сознании все еще прочно сидит стереотип, что если человек употребляет наркотики, то единственная причина этому – его «непутевость», безответственность и вообще порочность и склонность к преступному образу жизни. О том, что такое поведение зачастую может быть проявлением болезни, нередко забывают.

Поскольку зависимость у наркомана проявляется от химических веществ - наркотиков, то наркоманию еще называют химической зависимостью. Которая в свою очередь специалистами подразделяется (состоит) на зависимость физическую и психическую. (см. далее по тексту). (Е. Проценко «Наркотики и наркомания» М. 2002г.).

Стать наркоманом, т. е. попасть в зависимость, можно даже попробовав наркотик только один раз. Тому есть тысячи примеров. Кто из пациентов наркологических клиник собирался стать наркоманом? Наверное, никто. Все хотели «только попробовать». А попробовав однажды, захотели попробовать еще…..

Наркоманами становятся не только слабые и безвольные, не только социально запущенные, не только дети неблагополучных семей. Наркоманом может стать любой, кто решит попробовать!

А искать причины для возникновения наркозависимости – это дело не одной, а сразу нескольких наук.

Врачи наркологи, например считают, что наркоманом человек становится не тогда, когда он взял в руки шприц, а тогда, когда он разрешил себе это сделать. Если начать более подробно интересоваться психологическими причинами возникновения наркомании, то в специальной литературе можно найти много подтверждений тому, что наркоманами люди становятся еще до того, как они первый раз попробовали наркотик.

Среди причин наркомании часто называют индивидуальные особенности характера. Например, слабохарактерные, безвольные, мягкие дети с «патологической» добротой так же становятся наркозависимыми. Как я уже говорил, не последнюю роль играет среда, в которой находился человек в детстве, и конечно же, самое главное – это отсутствие или по выражению психологов нравственных ориентиров. Наверняка любой психолог или нарколог может сформулировать еще ряд причин хим. зависимости, согласно тем знаниям которые он имеет. Если наркотик только попадает в организм, он образно говоря, найдет способы и ситуации, в которых он может «помочь» человеку. Одних прельщает «расширение сознания», других необычность ощущений, третьих любопытство, четвертых уход от жизненных трудностей и внутренних психологических проблем. А дальше в действие вступают биохимические механизмы зависимости.

Так человек становится наркозависимым. Если наркоман прекращает прием наркотического вещества, то возникает синдром отмены или абстинентный синдром – проявление физической зависимости от хим. вещества.

Абстинентный синдром развивается не при всех видах наркомании. Формирование абстинентного синдрома стремительней всего происходит при употреблении опиатов, особенно героина. Синдром отмены – это пик ощущений наркомана. Своего рода расплата за все пережитые с помощью наркотика удовольствия. Все наркоманы хотят бросить наркотики, и мало кто способен перетерпеть синдром отмены. Вот как описан героиновый абстинентный синдром в книге мед. психолога «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков».

Через 8-12 часов после инъекции героина или вдыхания его порошка через нос, возникает расширение зрачков, слезотечение, насморк, чихание, озноб, периодически «гусиная кожа». Пропадает аппетит влечение к наркотику интенсивно, возникает состояние эмоционального напряжения, беспокойства, тревоги. Больной не может заснуть. Затем озноб сменяется чувством жара, возникают приступы слабости и потливости. В мышцах спины, шеи, рук, ног появляется ощущение неудобства. Возникает мышечное напряжение, желание потянуться, размять мышцы. Это состояние наркоманы сравнивают с ощущением, которое бывает когда «отсидишь ногу», но оно распространяется на большую часть скелетной мускулатуры. Возникает боль в жевательных мышцах и межчелюстных суставах, усиливающаяся, когда больной пытается поесть или даже при мысли о еде.

Затем, все симптомы которые были, усиливаются. «Гусиная кожа», озноб становятся постоянными, зрачки широкие на свет почти не реагируют. Чихание становится приступообразным, по 50-100 раз подряд. От зевоты «сводит челюсти». Появляется сильное слюнотечение. К концу вторых суток наступает самый тяжелый период. Возникают сильные боли спины, ног, шеи. Наркоманы описывают их так: «мышцы «сводит», «крутит», «тянет». Из за интенсивных болей наркоман не находит себе места, то встает, то снова ложится, крутится в постели, растирает мышцы, подтягивает колени к подбородку. Ему кажется, что при движении боли станут меньше, и он встает с постели. Но боли не исчезают. Наркоман испытывает мучительное состояние ажиотированной тревоги, патологической неусидчивости. Периодически наступают судороги в икроножных мышцах, и так все время. Больной становится злобен, агрессивен. Влечение к наркотику неодолимое, в этом состоянии наркоман способен на любое насилие, преступление, ложь, лишь бы достать наркотик. На 3-4 сутки к уже имеющимся ощущениям добавляется рвота и понос. Понос и рвота могут быть многократными, до 10-15 раз в сутки со схваткообразными болями в кишечнике. Повышается температура тела. Больные ничего не могут есть, теряют в весе по 10-12 килограмм. Ночью они не спят, впадая «в забытье» лишь на короткое время днем. У больных принимающих опиата внутривенно, появляется сильный зуд по ходу вен. Внешне больные выглядят измученными, как во время тяжелой болезни. Выражение лица страдальческое. Глаза тусклые, глубоко запавшие. Кожа сухая бледная или землянисто - серого цвета. Все эти тяжелые проявления продолжаются 5-10 дней».

Впрочем, с помощью определенных медицинских мер можно несколько облегчить страдания человека в период абстиненции. Беда, однако, заключается в том, что нередко и самими наркоманами и их родственниками, а иногда «специалистами»такое временное облегчение принимается за «лечение». За это «лечение» платят огромные деньги, возлагают огромные надежды – но, увы, все оказывается тщетным. Благополучно пережив «ломку» наркоман очень скоро снова возвращается к прежнему образу жизни. Неизвестно. Что будет делать такой человек, если перед ним встанут тяжелые жизненные проблемы. Один выход ему уже известен - это прием наркотика. Это происходит потому, что кроме физической зависимости у него сформировалась и психическая зависимость от наркотика. Психологическая, душевная потребность в возвращение к состоянию наркотического опьянения. И это тоже проявление болезни. Но, такое проявление – совсем не тоже самое, что дурная привычка. И это очень важно иметь в виду. В отличии от дурной привычки, психическую зависимость невозможно преодолеть волевым усилием (так же, как и проявление физической зависимости). Психическая зависимость проявляется в том, что появляется потребность снимать любое эмоциональное напряжение (особенно негативное) с помощью наркотика. Психическую зависимость преодолеть гораздо труднее чем справиться с физической «ломкой», (которой, как было сказано выше, при некоторых формах наркомании может и не быть). Причем, психическая зависимость формируется быстрее, чем физическая.

В соответствии с формулировкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Наркомания - заболевание хроническое, прогрессирующее и неизлечимое». Неизлечимым оно считается не только потому, что, как мы уже отмечали, на сегодня медицина не знает средств ликвидации особенностей обмена веществ в организме химически зависимых людей. Неизлечимой наркомания называется и в том смысле, что, такой человек не способен целиком избавиться от всех своих проблем: психологических, физических и духовных. А именно эти проблемы и являются признаками болезни. Это хорошо знают в сообществах Анонимных Наркоманов (АН) и Анонимных Алкоголиков (АА).

Вот как определяют свою болезнь сами наркоманы:

«Кто такой наркоман? Большинству из нас не надо долго задумываться над ответом на этот вопрос. Мы знаем ответ! Вся наша жизнь и мысли крутились вокруг наркотиков – достать, принять дозу, добыть средства, достать еще. Мы жили, чтобы употреблять наркотики, и принимать наркотики, чтобы жить. Все очень просто: наркоман – это человек, жизнью которого управляют наркотики. Мы - люди, находящиеся в тисках хронической и прогрессирующей болезни. И если эту болезнь не остановить, ее итог всегда одинаков: тюрьма, психиатрическая больница, смерть.(…)

Мы – наркоманы, то есть люди, у которых из-за употребления веществ, изменяющих сознание, влияющих на настроение, возникли проблемы во всех областях жизни. Наркомания – это болезнь, заключающаяся не только в употреблении наркотиков. Многие из нас думают, что наша болезнь существовала задолго до того, как мы впервые попробовали наркотик.

Но большинство из нас не считало себя наркоманами до прихода в программу (АН) . Мы знали о своей болезни лишь от малосведущих людей. И пока мы могли хоть на какое-то время останавливаться, не принимать наркотики, мы думали, что с нами все в порядке. (…) Лишь в минуты отчаяния мы спрашивали себя: «Неужели все это от наркотиков?»

Мы не принимали решения стать наркоманами. Мы страдаем от болезни, которая имеет антиобщественные проявления и которую трудно заметить, распознать и вылечить.

Из-за своей болезни мы перестали общаться с людьми, кроме тех случаев, когда раздобываем наркотики, употребляем их и ищем способы достать еще. Наша враждебность. Обиды, эгоизм и себялюбие отрезали нас от остального мира. Все, хоть чуть-чуть незнакомое, казалось нам чужим и опасным. Наш мир резко сузился, а одиночество стало образом жизни. Мы принимаем наркотики, чтобы выжить. Это единственный способ жить, который мы знали.(..) Несмотря на все это, мы продолжали твердить себе: «Я исправлюсь».(..)

Если люди считали нашу болезнь преступлением или нравственным недостатком, мы бунтовали против этого и еще глубже погружались в одиночество и изоляцию.(..) Оказалось, что болезнь поймала нас в ловушку. Мы были вынуждены выживать так, как умели. Мы манипулировали людьми и пытались управлять всем происходящим вокруг нас. Мы лгали, воровали, мошенничали, торговали собой. (..)

Наши высшие психические и эмоциональные функции – совесть, способность любить и другие – были серьезно повреждены из-за употребления наркотиков. Жизненные навыки сводились к уровню животного. Наш дух был сломлен, способность ощущать себя человеком, утрачена. Все это может показаться слишком мрачным, но в этом состоянии были многие из нас. (…)

Мы неоднократно возвращались в нормальное физическое состояние, но лишь для того, чтобы снова начать употреблять наркотики. Наш жизненный опыт показывает, что мы не можем употреблять наркотики без проблем для себя. И какими бы сильными и несгибаемыми мы себе ни казались, наркотики ставили нас на колени.

Поначалу мы считали, что употребление наркотиков вполне приемлемо для окружающих или что по крайней мере мы можем контролировать это употребление. Но у нас не было и мысли о беде, которую уготовило нам будущее. В какой-то момент наркотики вышли из – под нашего контроля и противопоставили нас обществу. Это начиналось, когда наши дела шли совсем неплохо и мы часто принимали наркотики. Но тут хорошие времена обычно заканчивались. Мы могли пытаться умерить дозы, перейти на более дешевые наркотики или даже вообще отказаться от них, но все равно теряли успех в жизни и здоровье и оказывались на грани духовного, психического и эмоционального краха. Это падение шло с разной скоростью, но несмотря на то что занимало оно годы или дни, мы неизбежно скатывались в яму. Те из нас, кто не умер от этой болезни, по мере ее развития оказывался в тюрьме, психиатрической больнице или в состоянии полного морального упадка. (….)

Некоторым из нас прежде пришлось увидеть, как наша наркомания влияет на самых близких нам людей. Наша жизнь была зависима от этих людей. Мы чувствовали злость, обиду, разочарование и боль, когда эти люди находили себе другие интересы, друзей, любимых. Мы сожалели о прошлом, боялись будущего и испытывали слишком сильное потрясение перед настоящим. Мы искали выход годами, но чувствовали себя более несчастными и все менее удовлетворенными жизнью». (Е. Проценко «Наркотики и наркомания» М. 2002г.)

Помочь другому человеку остановить развитие его зависимости чрезвычайно непросто, особенно его родным, которые, постоянно живя с ним бок о бок, очень глубоко втянуты в проблемы наркомана.

Так, кто хочет избавить наркомана от его пристрастия, неизбежно становятся для него противником, а нередко и врагом. Ведь такой человек хочет лишить наркомана самого дорогого, как тот считает, самого необходимого ему для жизни. Поэтому, часто их отношения принимают форму борьбы, иногда очень жестокой и даже трагической.

Другая сторона неумелых попыток помочь – способствует его зависимости. Близкие родственники оправдывают наркомана перед законом, если он его нарушает, идут на все лишь бы выручить его из беды. Дают взятки коррумпированным чиновникам правоохранительных органов , лжесвидетельствуют, нанимают продажных адвокатов. В других случаях оплачивают долги которые сделал наркоман, стремятся скрыть проблему от др. родственников, знакомых, соседей. Иными словами пытаются оградить наркомана всеми возможными способами от последствий его наркомании., не давая ему во всей полноте испытать на себе эти последствия, тем самым помогают не ему, а его болезни, т. е. становятся пособниками его наркомании.

Настоящая же помощь начинается с отказа от такого пособничества. В подтверждении этого приведем символическое «Письмо наркомана своим близким»- обращение истинного «я» этого наркомана, лишенного притворства и масок, к своим родственникам. Этот текст часто используется в лечебных центрах и группах самопомощи для того, чтобы родственники смогли лучше понять сущность болезни и ее проявлений.

http://www. /cgi-bin/index. cgi? action=showpart&p=27

Беседа

о вреде наркотиков

«Что мы знаем о наркотиках?»

Подготовила воспитатель:

Немчинова Р.Н

Беседа

о вреде наркотиков

«Что мы знаем о наркотиках?»

Цель:

1. Познакомить студентов с последствиями употребления наркотиков.

2. Выработать у подростков негативное отношение к первой пробе любого наркотического средства.

3. Пробудить интерес к здоровому образу жизни через познание себя.

Участники: студенты, воспитатели.

Реквизиты: тема написана на ватмане, оформление с надписями: «Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально- экономической зрелости, культуры и преуспевания государства» (И.И.Брехман)

«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье» (Г.Гейне)

«Нет наркотикам!», «Жизнь без вредных привычек – это здорово!». «Давайте задумаемся…», «Молодежь говорит «Нет!».

Ход беседы:

1. Немчинова Р.Н

Дорогие ребята!

Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания . Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых.

Наркомания – болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременную смерть .

Основным мотивом, толкающим к наркотическому дурману, является любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Среди молодежи нередко существует представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.

Сегодня проблемы с наркоманией перестала быть национальной проблемой отдельных государств и превратилась в одну из глобальных общечеловеческих проблем

Что такое наркотики. Их виды, последствия употребления . Наркотики - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, которые употребляют с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Способы употребления наркотиков различны: глотание, вдыхание, введение внутривенно.

Препараты, из конопли: анаша, план, гашиш, марихуана . Препаратами называют смесь веществ, которая содержит одно или несколько наркотических составляющих. Смесь может быть в любом виде - жидком, твердом, порошкообразном и т. д.

Препараты из конопли обладают резким специфическим запахом и очень горькие на вкус. Они обычно используются при курении, их смешивают с табаком и делают самодельные папиросы.

Курение препаратов из конопли вызывает возбуждение. При длительном употреблении наркотика появляются сонливость, рассеянность, невнимательность.

Признаки употребления препаратов из конопли:

1) расширенные зрачки;

2) на белках выступают кровеносные сосуды;

3) сухость во рту, жажда;

4) обжорство;

5) беспричинный смех;

6) учащение сердцебиения;

7) сильное головокружение;

8) потеря ориентации в пространстве и во времени;

9) галлюцинации;

10) потеря контроля в поведении;

11) расстройство координации движений.

Последствия употребления препаратов из конопли:

1) снижается умственная деятельность, ухудшается успеваемость в техникуме;

2) замедляется половое развитие;

3) человек перестает контролировать свои действия (это приводит к травмам, авариям на дорогах и т. п.);

4) увеличивается риск заболевания раком легких, полости рта, кишечника и т. п. (причем этот риск в несколько раз больше, чем при курении обычных табачных изделий);

5) при длительном употреблении развивается психическая зависимость;

6) регулярное употребление часто становится ступенью к переходу на более сильные наркотики.

Транквилизаторы: снотворные и успокаивающие средства (барбитураты, радедорм, реланиум, элениум и др.) . Транквилизаторы применяются в медицине для лечения стресса и бессонницы. Практически все эти препараты вызывают зависимость как психического, так и физического характера, особенно при длительном употреблении или превышении рекомендуемых доз. Среди наркоманов наиболее распространено употребление снотворного препарата реладорма.

Признаки употребления транквилизаторов:

1) сонливость;

2) бессвязная речь;

3) нарушение координации движений;

4) нарушение речи;

5) тремор (дрожание конечностей, в основном кистей рук, особенно заметно, когда руки находятся в покое; тремор является результатом разрушения специальных клеток головного мозга);

6) тремор в мышцах (частое и мелкое сокращение мышц, в результате чего возникают непроизвольные движения и дрожание рук);

8) беспорядочное движение глаз;

9) при резком отказе от употребления препарата может произойти остановка дыхания.

Последствия употребления транквилизаторов:

1) могут привести к сильной физической зависимости;

2) смертельный риск (на состояние опьянения этими препаратами приходится наибольшее количество смертей и несчастных случаев, чем при употреблении других наркотических веществ).

Психостимуляторы: эфедра, эфедрин, амфетамин, кокаин. Этот вид наркотических веществ обладает возбуждающим действием. В результате наблюдается ускорение мыслительных процессов, человек становится более разговорчивым, слишком активным, проявляет беспокойство, непоседливость. Возможны разные способы употребления.

Признаки употребления психостимуляторов:

1) бессонница;

2) потеря аппетита

3) сухость во рту;

4) тошнота и рвота;

5) помутнение в глазах;

6) галлюцинации;

7) агрессия;

8) истощение организма.

Последствия употребления психостимуляторов:

1) развиваются сердечно-сосудистые заболевания;

2) нередки попытки самоубийства;

3) человек теряет ощущение реальности;

4) перестает контролировать свое поведение, что приводит к несчастным случаям, в том числе со смертельным исходом;

5) организм быстро истощается и «изнашивается», что существенно сокращает жизнь.

Опиаты: маковая соломка, метадин, героин, морфий, кодеин, «ханка», «химка» . Эти наркотики дают ощущение счастья. Они обладают очень сильным действием, особенно героин. Привыкание и зависимость вырабатываются очень быстро. Это самый опасный и разрушительный вид наркотиков. Их вводят внутривенно. Изготавливают опиаты в подпольных лабораториях.

Признаки употребления опиатов:

1) покраснение глаз;

2) сужение зрачков до точки;

3) зуд по всему телу;

4) снижение аппетита;

5) сразу после употребления наркотика возникает сонливость, вялость.

Последствия употребления опиатов:

1) подавляюще действуют на работу центральной нервной системы;

2) быстро развивается очень сильная физическая зависимость;

3) первая реакция - ощущение счастья - быстро проходит, с каждым следующим разом для достижения такого же эффекта требуется все большая доза;

4) при отказе от приема препарата возникает ломка;

5) характерен очень высокий риск смертельного исхода при передозировке или употреблении препаратов низкого качества с вредными примесями;

6) способствуют возникновению сепсиса и анафилактического шока;

7) высокий уровень риска заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом;

8) развиваются тяжелые заболевания печени;

9) возникают психические нарушения.

Галлюциногены: ЛСД, экстази, летучие вещества наркотического действия (бензин, клей, растворители). В эту группу входят разные по химическому составу препараты.

Галлюциногены воздействуют на центральную нервную систему, мозг, эмоции. В результате происходят заметные изменения в ощущениях, чувствах, мышлении, самосознании. Человеку, употребляющему препараты этой группы, кажется, что он сам и мир вокруг него изменился, стал другим. Воздействие на человека летучих наркотических веществ аналогично воздействию алкоголя.

Признаки употребления галлюциногенов:

1) психические отклонения;

2) умственная деградация;

3) повышенная чувствительность к цвету и другим раздражителям;

4) искаженное восприятие пространства и времени;

5) необычные психические ощущения;

6) галлюцинации, видения.

Последствия употребления галлюциногенов:

1) нарушения психики;

2) формируется сильная зависимость;

3) проявление психических нарушений даже спустя несколько недель и месяцев после последнего приема наркотика;

4) развитие психических заболеваний;

5) генетические изменения, неполноценное потомство.

О веществе на свай ходят разные слухи: некоторые наивно предполагают, что это надежное средство, чтобы бросить курить; другие считают его релаксантом, третьи, некурительным табачным изделием.

При этом фабричного насвая нет, готовят его в антисанитарных условиях с использованием верблюжьего кизяка или куриного помета .

Какой же состав насвая? Название, вероятно, связано с тем, что раньше для его изготовления использовали растение нас. По некоторым данным, основной компоненты насвая - махорка или табак. В смесь добавляют гашеную известь, золу растений, и экскременты указанных выше животных, иногда масло, а кое-где к навозу подмешивают сухофрукты и приправы. Насвай дает высокий риск привыкания, рак ротовой полости и пищевода, заболевания желудочно-кишечного тракта.

В практике отмечены также последствия краткосрочного и длительного воздействия насвая: сильное жжение слизистой ротовой полости, тяжесть в голове, а позднее - во всем теле; апатия, резкое слюноотделение, головокружение, расслабленность мышц.

Насвай можно отнести к числу психотропных веществ . Его употребление отражается на психическом развитии - снижается восприятие и ухудшается память, появляется неуравновешенность. "Насвайщики" не скрывают, что у них есть проблемы с памятью . Очень скоро изменяется личность потребителя насвая: нарушается психика, нервирует непреходящее состояние растерянности.

От потребления насвая может развиться зависимость не только никотиновая, но и от других веществ, входящих в состав зелья. Вскоре подростку хочется уже более сильных ощущений. Насвай незаметно заставляет перейти к наркотическим и другим, более сильным психотропным веществам.

Почему молодые люди начинают употреблять наркотики. Распространенным заблуждением является то, что к наркотикам обращаются в основном дети из неблагополучных семей. На самом деле очень часто причины совсем в другом. В чем же?

2. На вопрос отвечают студенты

Люди принимают наркотики, потому что они хотят изменить что-то в своей жизни.

Чтобы стать своим

Чтобы отвлечься или расслабиться

От скуки

Чтобы выглядеть взрослее

Из чувства протеста

Просто чтобы попробовать

Они думают, что наркотики - это решение. Но в конечном итоге наркотики сами становятся проблемой.

3. Немчинова Р.Н обобщает ответы студентов

1. Ритуальность . Это одна из основных причин. Употребление наркотиков молодежью принимает все более крупные масштабы. Употреблять коноплю, психостимуляторы и др. становится модно. Более того, молодые люди (как юноши, так и девушки), увлекающиеся такими веществами, зачастую верят, что процесс употребления представляет собой некий культ, а они, участвуя в нем, тем самым приобщаются к какой-то «высшей, особой культуре».

2. Отсутствие смысла и интереса в жизни . Не все идет гладко в общении с друзьями и родителями. Приняв наркотики, подросток попадает в другой мир, и жизнь становится красочнее, интереснее. Так ему кажется на первый взгляд.

3. Склонность к суициду . Некоторым подросткам настолько тяжело переносить несостоявшиеся отношения, неудачи, унижения, отчуждение сверстников, что им не хочется жить. Когда жизнь теряет свою ценность, очень легко решиться попробовать наркотики. Ведь ему кажется, что он ничего не теряет. Фактически подросток делает выбор между суицидом и принятием наркотика. Сделав выбор в пользу последнего, он обнаруживает, что мир немного другой, да и сам он изменился, стал смелым, агрессивным, более стойким, как ему кажется.

4. Душевные переживания, которых очень много в молодом возрасте. Переживания из-за внешности, из-за происходящих внутренних физиологических и психологических перемен, из-за отношений с противоположным полом, друзьями, родителями и т. д.

5. Давление группы . Мнение сверстников для подростков важнее, чем мнение взрослых, в том числе родителей и учителей.

6. Поиск себя. Подросток не может найти свое место в жизни, обществе сверстников, не видит перспектив для себя на будущее.

7. Любопытство . Подростку просто интересно, что ощущают под воздействием наркотиков.

8. Бегство от проблем в воображаемый мир . Подросток не желает действовать, брать на себя ответственность, что-то решать в своей жизни.

9. Скука. Подросток уже много испытал, ищет новых острых ощущений.

10. Стремление к свободе и независимости. Это чувство свойственно всем подросткам. Они живут настоящим, стремятся получить удовольствие здесь и сейчас. О будущем и последствиях подростки не склонны размышлять.

Немчинова Р.Н: Как вы думаете, есть ли какие-то отличительные признаки у людей, употребляющих наркотики? Можно ли определить по внешнему виду?

4. На вопрос отвечают студенты

Прогулы занятий

Потеря интереса к занятиям, к своим увлечениям (спорт, досуг)

Постоянное вранье, изворотливость, хитрость

Неопрятность внешнего вида

Исходящий от одежды резкий запах ацетона, растворителя, уксуса

Наличие неизвестных таблеток, порошков, курительных смесей, шприцов

Расширенные и ссуженные зрачки

Замедленная, бессвязная речь

Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи

Хронический кашель

Нарушение координации движения

Отечность лица

То бессонница и беспричинное возбуждение, то вялость и многочасовой сон

5. Немчинова Р.Н

Поговорим об ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 6.8 КоАП РФ

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влекут наложение административного штрафа в размере от

четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9 КоАП РФ

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного

штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Статья 20.20 КоАП РФ

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в

размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах – влечет наложение административного штрафа в размере от четырех

тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влекут наложение

административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.22 КоАП РФ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ - влечет

наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 228. Уголовного кодекса РФ

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере – наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Статья 230 Уголовного кодекса РФ

1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу;

в) в отношении двух или более лиц;

г) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается

лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) совершены в отношении несовершеннолетнего;

б) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики "ВИЧ-инфекции" и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Немчинова Р.Н: Как вы думаете, есливас уговаривают попробовать наркотики, как нужно реагировать?

6. На вопрос отвечают студенты

Нужно выслушать оппонентов, показать, что Вы слышите их аргументы, задать как можно больше вопросов и все равно говорить четкое НЕТ

Не пытаться придумать "уважительные" причины и оправдываться. Это только раззадорит группу и вызовет шквал оскорблений

Отказаться продолжать разговор на эту тему и предложить альтернативный вариант

Нужно четко и уверенно говорить нет приему наркотиков – это и есть истинное проявление независимости и позиции взрослого человека

7. Немчинова Р.Н:

Дорогие ребята!

Мы все встречаемся со сложностями в жизни, ищем удовлетворенности, счастья. Но прежде чем решить, что ваше счастье и смысл жизни в наркотике, подумайте о последствиях. Помните также, что лечить наркоманию очень и очень трудно. Знайте, что на вас идет охота. Те, кто предлагают попробовать наркотики, не заботятся о вашем душевном состоянии, но лишь ищут жертву, которая даст им возможность быстро и много заработать. Не позволяйте себя обмануть и заманить в лабиринт, из которого можно так никогда и не найти выход.

8. Бастрикова И.И

Дорогие юноши и девушки!

В заключении нашей беседы с вами давайте разработаем памятку - предупреждение о вреде наркомании и будем помнить о том, что мы запишем в ней.

Нам угрожает беда – наркомания. Что это такое? Наркомания – это болезненное, пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Организм, привыкший к наркотикам, испытывает такую сильную боль без наркотика, что человек идет на все: обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотики.

Почему люди становятся наркоманами? К наркомании принуждают! Тут кроется ужасный обман. Наркотики дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать за них любые деньги. Поэтому новичкам предлагают эту отраву почти бесплатно, уговаривая: «Попробуй, это приятно. Это интересно». Или «Наркотики – для смелых, ты же не трус?». Но никакой смелости тут нет. Наоборот, смелым может считать себя лишь тот, кто не идет на поводу, отказывается от яда.

Продавцы наркотиков специально подсылают своего человека в компанию подростков, чтобы подростки заразились этой болезнью и стали покупать зелье. Наркодилеры обещают, угрожают, заманивают, прикидываясь обыкновенными парнями и девчонками; пускаются на все, лишь бы ты попробовал хоть раз. Они получают прибыль, а ты платишь своей жизнью. Ведь даже одна, первая доза, может оказаться началом гибели!

Юноши! Берегите девушек! На них наркотики действуют еще страшнее, чем на вас, и вылечить девушек практически невозможно. Молодые люди, если вы хоть немного чувствуете себя мужчинами, вырвите отраву из рук девушки и сами никогда не прельщайтесь наркотиком.

Вы знаете: курить – здоровью вредить. Вы знаете, как опасен для человека алкоголь. В наркотиках же – смертельная опасность! Не курите и никогда не берите чужих сигарет – в них может оказаться наркотик.

Помните, что наркомания – не сладостное занятие, не баловство, не приятное время провождение в компании, а смертельная болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная, весь ужас которой в том и заключается, что поначалу она кажется безобидным занятием.

Все это надо знать, об этом надо помнить! Пусть число больных наркоманией не увеличивается ни на одного человека. Если вас будут уговаривать, заставлять принять наркотик, если вы почувствуете, что попали в такие сети, то немедленно посоветуйтесь с тем из взрослых людей, кому вы доверяете.

Эта памятка – предупреждение. Большинство из вас никогда не встречались ни с наркотиками, ни с наркоманами и знают о них лишь из газет и телепередач. Но при любой попытке соблазнить вас наркотиком, заразить наркоманией – вспомните, о чем вы прочли.

ЗАПОМНИТЕ:

НЕ БРАТЬ И НЕ ТРОГАТЬ!

НЕ ПРИКАСАТЬСЯ И НЕ ПРОБОВАТЬ!

Воспитатель: Немчинова Р.Н

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

с. Ташла Тюльганского района

беседа

Наркомания - страшная болезнь XXI века. Взлет и падение

Медведева Татьяна Сергеевна ,

воспитатель,

Цель:

    сформировать у учащихся сопротивление негативному влиянию социального окружения;

    сформировать у подростков установку на ведение здорового образа жизни;

    с помощью математического метода исследовать проблему наркомании и построить графическую модель жизни наркомана;

    формирование у подростков позитивного будущего.

Ход мероприятия Вступление.

Воспитатель: В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальному, экономическому благополучию, быстрым ростом распространенности потребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как и среди взрослых, так и, прежде всего, среди подростков.

«Болезнь легче предупредить, чем лечить» – это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о подростковой наркомании.

Воспитатель: Обратите внимание на диаграмму наркозаболеваемости среди подростков в России с 2000 года по 2006 год. Расскажите, что вы можете узнать по этой диаграмме.

Воспитатель: На 2007-2008 год данные о наркозаболеваемости подростков Центром наркологической помощи детям и подросткам не обработаны, но возможна тенденция к росту наркозависимых.

Один из тезисов педагогической наркологии гласит: Шаг в пропасть… Опасно это или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика – начало такого полета, но в конце полета всегда будет падение.

Что же такое наркомания?

    НАРКОМАНИЯ – заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению.

    Надо знать об этом страшном явлении – наркомании, только тогда мы справимся с этой бедой нашего времени.

Как правило, основные причины приобщения к наркотикам носят социальный характер. Чаще всего подросток подчиняется давлению среды, пробуя наркотик не ради получения эйфорического состояния, о котором он еще имеет самое приблизительное представление, а ради интереса, чтобы стать «своим» в компании, не «быть белой вороной», «снять напряжение при общении с малознакомыми людьми». Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для подростка является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней.

Известно, что наркотики – выгодный товар.

Торговец наркотиками старается расширить сеть потребителей «дури» и прибегает к разным способам обмана. Во-первых, распространяет информацию о приятности действия и «модности» потребления; во-вторых, о безвредности и даже пользе действия наркотиков; в-третьих, он убеждает, что потребление наркотиков является признаком взрослости, Попробуй хотя бы раз, – говорит он, – ведь от одного раза ничего не будет. И предлагает наркотик бесплатно. Бесплатно их дают только тем, кому пока не хочется. Для чего? – Для того, чтобы захотелось. Это первая и главная цель торговца.

А когда они убедятся, что попались на наркотический крючок, то достигается вторая цель – деньги.

Почему важны это две одинаково важные для торговца цели? Потому что он не только зарабатывает деньги на пристрастии человека к наркотику, но и обретает над ним власть.

Поскольку наркотики стоят немалых денег, наркоману приходиться их искать, чтобы приобрести очередную дозу. Часто он идет ради этого на преступления и готов выполнить любое поручение торговца. И молодой доверчивый человек за эту «бесплатную» приманку расплачивается сначала свободой, здоровьем, семьей, а в итоге и жизнью.

Первая проба наркотика имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что на первом этапе формирования зависимости от наркотиков в сознании подростка снимается защитный психологический барьер , до определенного времени запрещавший одурманивание.

На втором этапе формирования зависимости социальные мотивы постепенно стремлением почувствовать эйфорический эффект от наркотиков.

При использовании одурманивающих веществ возникает ощущение полета в облаках , так как наркотические вещества ослабевают сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме мы эти сигналы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «земного притяжения». При использовании одурманивающих веществ «земное притяжение» на время отступает, возникает ощущение «полета в облаках». Подросток может знать об опасности наркотиков на словах, но сопротивляться соблазну ему становится сложнее.

На этом этапе формирования зависимости подросток перестает верить взрослым, говорящим об опасности наркотиков. Ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия. Происходит постепенное изменение круга общения подростка. Появляются новые знакомые – те, с кем он использует наркотик и те, кто помогает достать препарат.

В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах. Он начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.

В момент отсутствия одурманивающего вещества, подросток начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности. Так формируется третий этап – психологическая зависимость от наркотиков закрепляется. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний, – изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Он может еще признавать вред наркотиков, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурманивание. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.

Так формируется четвертый этап уже физической зависимости от препарата . Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом – возникновением симптомов «ломки», мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества.

II. Выступление воспитателя

Работа по слайдам презентации.

Сравните мозг здорового человека и мозг наркомана.

(Ответы учащихся).

ПОМНИТЕ! У людей, принимающих наркотики, рождаются дети-уроды или нежизнеспособные дети.

Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей страны.

Расскажите, какие изменения внешности произошли у женщины на фотографии, после 3 лет и 5 месяцев приема наркотиков.

(Ответы учащихся).

В первую очередь наркотики влияют на психику, она приводит к духовной деградации и полному физическому истощению организма. Наркоман – раб наркотика; ради него он пойдёт на любую низость и преступление, что рано или поздно приведёт его к смерти. Даже одного приёма достаточно, чтобы стать «зависимым».

III. Выступление социального педагога

Социальный педагог: Также на почве наркомании совершаются преступления. Вы наблюдали изменения в головном мозге. Зависимый от наркотиков деградирует как личность, так как рабская зависимость заставляет его совершать аморальные поступки.

Специалисты, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют причины употребления наркотиков:

    личные трудности;

    недостатки социально-культурной сферы;

    неорганизованный досуг;

    социальная несправедливость;

    неудачи в учебе;

    разочарование в людях.

    удовлетворение любопытства;

    получение чувства принадлежности (с целью быть принятым определенной группой);

    выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

    стремление к «экстриму»;

    уход от чего-то гнетущего.

IV. Практические задания для учащихся

Задания

    Какие причины могут подтолкнуть ребят попробовать наркотики?

    Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите 4-5 приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.

    Твой друг принимает наркотики. Как тебе себя вести с ним:

а) бороться с его привычкой;
б) продолжить общаться с ним, какой он есть;
в) прекратить общение с ним?

    Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?

V. Обсуждение пословиц, построение графиков

1. Соотнесите графики и пословицы.

(Ответы учащихся).

2. Что вы можете сказать о жизни человека, если его линия жизни представлена следующими графиками? (Слайд 41).

(Ответы учащихся).

3. Задание по группам:

Изобразите линию жизни наркомана и ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся).

VI. Итог урока

Воспитатель: Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя ОСНОВНЫМИ моментами:

    Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности использования. Наркомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и новые более крупные дозы.

    Привязанность к наркотику ведет к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливается ни перед чем.

    Наркомания ведет к понижению работоспособности, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подростки теряют ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

VI. Вопрос

Вопрос к учащимся: Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?

VП. Обсуждение

Обсуждение схемы Замкнутая цепь (учащиеся, воспитатель)

Итог: Жизнь наркомана – замкнутая цепь с бесконечно повторяющимися жизненными этапами, но неизменно возвращающимися к приему наркотиков (воспитатель).

VШ. Обсуждение вопросов по группам

    Кто, по-вашему, мнению является распространителем наркотиков и с какой целью распространяют наркотики?

    Каковы пути борьбы с наркоманией?

    Какую профилактическую работу необходимо проводить для предотвращения этой проблемы?

IХ. Диаграмма Социологический опрос учащихся школы

Тема: «Скажи наркотикам – НЕТ!»

Форма: беседа.

Цель: профилактика вредных привычек у старшеклассников.

Задачи :

    Разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодых людей.

    Раскрыть последствия наркомании для здоровья человека, показать актуальность и значимость проблемы наркомании как для отдельной личности, так и для общества.

    Способствовать воспитанию отрицательного отношения к наркомании.

    Побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников.

    Развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, видеоролик из Интернета «Скажи наркотикам «Нет!»

План беседы.

I . Вводное слово воспитателя.

II . Основная часть беседы.

2. Происхождение наркотиков.

3. Употребление наркотиков.

4. Мифы о наркотиках.

5. Опасности, связанные с употреблением наркотиков.

6. Кто такие наркоманы?.

III

1. Рефлексия.

2. Работа по карточкам.

3. Подведение итогов.

Ход беседы.

I . Вводное слово воспитателя.

Воспитатель. Ребята, вы любите жизнь? Как вы понимаете, что это такое? (это богатство данное изначально и она должна быть прекрасной и счастливой: это здоровье, взаимоотношения с окружающими, дружба, любовь к ближним и близким, материальные блага).

Горская пословица гласит: «Добрая жизнь – добрый ручей». И чтобы жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье.

Здоровому и горе не горе, и беда не в зарок.

Здоровье на деньги не купишь. Здоровью цены нет.

Здоровье дороже золота. Было бы здоровье, а остальное приложится.

II . Основная часть беседы.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам закончить данные предложения.

1. Тест «Незаконченные предложения»

1. Наркотики – это …

2. Наркоман – это …

3. Мои друзья относятся к наркотикам, как …

4. Я считаю, что наркотики нужно …

5. Наркотик дает возможность ….

6. Наркотик не дает возможности

2. Происхождение наркотиков.

2. Происхождение наркотиков.

Воспитатель. Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» - сон, оцепенение, онемение и «мания» - страсть, безумие. Это общее название болезней, которые проявляются во влечении к постоянному приему наркотических средств вследствие стойкой психологической и физической зависимости от них.

Под действием наркотика человек теряет разум, чувство реальности, становиться сумасшедшим. Он совершает преступления, не отдавая себе в этом отчета. Он готов к самоубийству. Доза наркотика делает его опасным для окружающих и для самого себя.

3. Употребление наркотиков.

Воспитатель. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями. Много лет назад наркотики использовались служителями различных религий для достижения состояния экстаза при исполнении культовых обрядов.

Другой исторически сложившийся тип потребления наркотиков – в медицине: в качестве успокоительных, обезболивающих средств.

Третий тип потребления наркотиков – для развития внешне не обусловленных психических состояний, связанных с переживанием удовольствия, комфорта, подъема настроения.

4. Мифы о наркотиках.

Воспитатель. Существует много мифов, заблуждений относительно наркоманию Я предлагаю вам оценить некоторые суждения. Те, с которыми вы согласны отметьте знаком «+».

    Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они принимаются в умеренных количествах.

    Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.

    Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть.

    Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.

    Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны для здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах.

(Обсуждение ответов ребят.)

5. Опасности, связанные с употреблением наркотиков

Передозировка ведет к потере сознания и даже смерти.

Привыкание, физическая и психическая зависимость.

Эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение.

Провалы памяти.

Головокружение и тошнота после принятия.

Мгновенная смерть (кокаин).

СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой.

Врожденные дефекты у детей.

6. Кто такие наркоманы?

Наркоманы (ответ учащихся) – это люди употребляющие наркотики, тяжелобольные, у которых трансформируются все стороны личности: психоэмоциональная, духовная, нравственная.

Наркомания (ответ учащихся) – это болезнь, которой заболевают люди, употребляющие наркотики, это проблема, так как это происходит незаметно и безжалостно, засасывает каждого, кто проявил глупое любопытство.

Воспитатель: Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей жизни спасти детей? Эти проблемы глубоко волнуют всех. Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. А профилактика наркомании – главная составляющая индивидуальной системы здорового образа жизни.

III . Заключительная часть беседы.

1. Рефлексия.

Воспитатель : почему именно подростки наиболее подвержены наркомании?

Назовите причины употребления наркотиков?

Ответы учащихся:

    Очень сильное желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять правила и нормы.

    Особенно привлекает то, что не дозволено. Желание быть «крутым».

    Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну», а употребление наркотиков представляется им очень сильным аргументом.

    Ошибочное мнение, что даже если я попробую наркотики, я не стану наркоманом. От одного раза ничего не будет. В жизни надо попробовать все! Брошу в любой момент.

    Дань моде, активный поиск «смысла жизни», новых видов «кайфа». Хочу удовольствий!

    Низкая культура, неумение сказать «Нет!». Все мои друзья так делают.

    Безделье, скука, неумение организовать досуг, желание быть в центре внимания.

Воспитатель: Ложная романтика и подражание «избранным» сгубили не одно поколение молодежи. Жизнь похожая на ад и смерть в расцвете лет – вот цена излишнего любопытства.

2. Работа по карточкам.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем диспут на тему: «Наркотики: мифы и реальность».

Каждая группа получает миф, обсуждает его, выражает свое согласие или несогласие с предложенным утверждением.

Миф №1: наркотики – обязательный атрибут красивой жизни.

Миф №2: если не колоть в вену, зависимости не будет. На самом деле: любой способ употребления ПАВ приводит к зависимости.

Миф №3: чтобы завязать, нужно постепенно снижать дозы.

Воспитатель: Каковы последствия наркомании?(Ответы учащихся.)

Проблемы со здоровьем (ломка, ослабление иммунитета).

Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал).

Появление развязности, агрессивности, грубости, снижении е умственной работоспособности, плохая координация.

Проблемы в семье, учебе, неприятности в школе.

Финансовые трудности (долги, постоянный поиск денег).

Конфликты с друзьями.

Конечный результат – смерть, к чему приводит наркомания.

3. Подведение итогов.

Воспита тель:

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой.

Воспитатель. С чем несовместима благополучная жизнь? (Ответ учащихся.)

(Ни с курением, ни с пьянством, ни с наркоманией.)

Воспитатель. Здоровый и счастливый человек свободен от этих пороков. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха:

Поступать по совести.

Развивать свои творческие возможности.

Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.

Рефлексия: - Я понял, что…

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Петровский детский дом

Ишимбайский район

Республика Башкортостан

Подготовила и провела

воспитатель 4 группы

Бахчева Г.В.

2015 г.