Разделы: Русский язык

Оборудование: презентация.

Цели модуля:

1. Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций.
2.Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции.
3.Воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку.

– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации.

– создание разных форм мотивации: самостоятельный выбор темы урока, совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.

– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Условия возникновения и становления опыта.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “выпускника, умеющего творческого” , имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Само время диктует сегодня продолжить дальнейшее преобразование содержания образования.

В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход” , основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос, о формировании ключевых компетенций , то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества.

Поэтому вот уже 2 года основным направлением своей работы в школе я считаю развитие у учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.

Становление опыта проходило, прежде всего, на основе изучения методик работы старших коллег, анализа передовых педагогических технологий, опубликованных в печати, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

Теоретическая база опыта.

Методологической основой моей системы является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция” и “ключевые компетенции”.

Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Способ развития ключевых компетенций лежит, на наш взгляд, в основе новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся , главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.

Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Сущность опыта

Сущность моего педагогического опыта состоит в том, что я, отталкиваясь от определения “компетенция” (способность решать проблемы), рассматриваю формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка через этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ.

Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия “компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и сформулировать.

Для того чтобы ребенок увидел, понял и сформулировал проблему, создаю условия, при которых он должен осуществить указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято считать стадией вызова.

Следующий этап решения проблемы как условие формирования ключевых компетенций - постановка цели.

Одним из учебных действий, выбранных мной на этом этапе, становится самостоятельная постановка целей и учебных задач самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся выхода за пределы их теперешних знаний и является мощным стимулирующим средством к получению и усвоению новой информации.

Следующий этап решения проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности.

На этом этапе для меня становится важным правильно выбрать способы деятельности, которые помогут решению проблемы.

Этот этап в технологии РКМ реализуется на стадии осмысления и последующей стадии рефлексии.

И, наконец, последним этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции . На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля.

Внедрение технологии РКМ (ее способов, методов и приемов) позволяет мне решить поставленную задачу.

Актуальность и перспективность

Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

Область применения.

Опыт моей работы по заявленной теме доступен для использования, как в средних, так и в старших классах; как в общеобразовательных, так и в классах углубленного изучения предметов.

Трудоемкость.

Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока (на всех стадиях технологии РКМ), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

Внедрение

Используя методику технологии РКМ как путь для развития ключевых компетенций учащихся, я успешно работаю с разными группами учащихся: в 6-х, 9-х классах, опираясь при этом на соответствующие их возрастным и психологическим особенностям подходы, применяя на уроках различные методы и приемы этой универсальной технологии.

Результативность

В заключение отметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности школы продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Мой опыт работы по данной теме еще не велик (всего 2 года) и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Связано это в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, но критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге уровня достижений ключевых компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками русского языка, только работой одного учителя. Поэтому в нашей гимназии мы ищем возможности применения нового компетентностного подхода в организации учебного процесса, и, как говорится, дорогу осилит идущий.

Научно-практическая конференция школьников и педагогов

“Первые шаги в науку”

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

Предметная область: педагогика

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2

Методическое сопровождение: ,

методист МБОУ ГИМЦ г. Брянска

Брянск 2013

Введение……………………………………………………………….. 2

Основная часть………………………………………………………….3

1. История вопроса………………………….. ……………………...……3-4

2. Определение понятия “компетенция”..……………………………... 4

3. Понятие “ключевые компетенции”. Классификация

. …………….…………..………………………………5

4.Формирование ключевых компетенций на уроках русского

языка и литературы…………………………………………………...6-9

4.1. Краткая характеристика ключевых компетенций ……………....6

4.2. Диагностика сформированности ключевых компетенций………..7

4.3. Методы и приёмы, используемые для формирования

ключевых компетенций. ………………………………………..………..8

5.Заключение…………………………………………………………….10

6.Список литературы………………………….………………………….11

7.Приложения…………………………………………………………..12-27

Приложение ………………………………………………………...12

Приложение ………………………………………………………...13

Приложение ………………………………………………………...15

Приложение ………………………………………………………...22

Введение.

Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности образовательных учреждений на применение инновационных образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов. Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно - фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (,), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций. Недостаточная разработка, но вместе с тем, актуальность вопросов методики формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы определяют выбор темы исследования “Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы”.


Объектом исследования являются ключевые компетенции, формирующиеся на уроках русского языка и литературы.

Предмет исследования – методы и приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции на уроках русского языка и литературы.
Цель исследования - выявить, какие методы и приёмы способствуют развитию сформированности ключевых компетенций; разработать методические рекомендации для учителя русского языка и литературы по развитию ключевых кометенций.

Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме дали основание выдвинуть следующую гипотезу : возможно, формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы у учащихся будет эффективным, если:

Уровень предполагаемой сформированности ключевых компетенций

будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;
- учитель должен формировать не только одну компетенцию, но и стараться способствовать формированию нескольких ключевых компетенций;

Учитель должен стараться достичь того уровня, когда учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности , управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования :
1. Проанализировать, систематизировать и обобщить подходы к пониманию ключевых компетенций в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. Охарактеризовать и систематизировать теоретические положения об особенностях деятельности учителя русского языка и литературы по формированию ключевых компетенций.

3. Расширить педагогическое представление о возможностях формирования ключевых компетенций, теоретически осмыслить новые экспериментальные данные о состоянии и динамике развития ключевых компетенций.

4. Описать систему критериев сформированности ключевых компетенций у учащихся.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МБОУ СОШ № 2 им. г. Брянска

Основная часть.

1. История вопроса.

В Стратегии модернизации образования РФ отмечено, что “основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. Ориентированное на компетенции образование формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Анализ работ по проблеме компетенции компетентности (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, и др.) позволяет условно выделить три этапа становления СВЕ-подхода в образовании. Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап – 1970–1990 гг. – использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, начиная с 1990 г., характеризуется появлением работ, где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.


2. Определение понятия “компетенция” .

Ключевая компетенция, по определению, - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей ("ученик", "абитуриент", "студент", "субъект общения", "гражданин", "потребитель", "работник-специалист" и др.). Актуальность данного вопроса несомненна. Следует различать понятия "компетенция" и "компетентность". Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В словаре дается следующее определение: "Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы".

3. Понятие “ключевые компетенции”. Классификация.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

Ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);

Общепредметные (касающиеся нескольких предметов);

Предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Доктор педагогических наук, академик, даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования, универсальные компетенции. предлагает следующую классификацию ключевых компетенций: 1)ценностно-смысловая компетенция, 2) общекультурная компетенция, 3) учебно-познавательная компетенция, 4) информационная компетенция, 5)коммуникативная компетенция, 6) социально-трудовая компетенция, 7)компетенция личностного самосовершенствования.

В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции .

4. Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.

4.1. Краткая характеристика ключевых компетенций.

Ценностно – смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, как он сможет ориентироваться в окружающем мире, в какой степени осознаёт своё назначение и роль, умеет ли выбирать целевые и смысловые установки его. От этого зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательную компетенцию определяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Информационная компетенция – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями , поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативная компетенция является одной ведущих на уроках русского языка и литературы, она включает знание необходимых языков способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе . Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Социально - трудовая компетенция - э то владение знаниями и опытом в областях гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой сферы, семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

4.2. Диагностика сформированности ключевых компетенций.

Начальным этапом данного исследования является выявление образовательных потребностей учащихся (стремление личности к приобретению ЗУН, усвоению основных методов познания). Именно в процессе развития и удовлетворения образовательных потребностей у школьника формируются ценностные ориентации - один из основных компонентов компетенций. Одним из методов выявления образовательных потребностей учащихся является наблюдение . При проведении наблюдений можно руководствоваться программой, разработанной , в которой отмечаются такие показатели как стремление к выполнению необязательных заданий, отношение учеников к окончанию работы. Наблюдение как метод исследования мотивации учения необходимо использовать не только на уроке, но и во внеклассной работе .

Следующим эффективным методом выявления образовательных потребностей учащихся является анкетирование . Бесспорное достоинство данного методабыстрое получение массового материала, доступного для точных математико-статистических способов обработки и анализа.

Предварительная диагностика сформированности ключевых компетенций школьников в году, которая осуществлялась с помощью специальных листов, заполняемых в конце каждого полугодия. Каждый учащийся оценивается учителем по определённой таблице (от 0 баллов до 2: 0 – компетенция не сформирована,1- компетенция частично сформирована,2 – компетенция сформирована полностью). Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина получается достаточно объективной. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных методов и приёмов работы.

4.3. Методы и приёмы, используемые для формирования ключевых компетенций.

Содержание и конструирование ценностно-смысловых компетенций при обучении русскому языку и литературе отражается в методических приемах. При смысловом чтении текста обучающимся может быть предложен поиск ценностных ориентиров. Задания на понимание смысла текста и развитие умения прогнозировать развитие его сюжета могут также стать отражением ценностных ориентиров самих обучающихся. Способность к диалогу раскрывается через умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста, а способность видеть окружающий мир может проявиться при сочинении собственного текста на основе заданного или выработанного с педагогом плана. При этом развивается его способность видеть и понимать окружающий мир. Помочь ориентироваться в окружающем мире может проектная работа по русскому языку и литературе.

Одним из методов формирования на уроках литературы общекультурной компетенции является применение на уроках литературы и русского языка культурологического комментария текста. Успешно он проводится на уроке при анализе как лирических, так и прозаических произведений.

Изучая русский язык и литературу, учащимся предлагаются учебно-познавательные задания в необычной форме, создаются различные игровые ситуации. Создание проблемной ситуации в 10, 11 классах - одна из форм работы по формированию учебно - познавательной компетенции. Развивать мышление, обучать формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

Формирование информационной компетенции - это требование времени, которому необходимо следовать. На разных этапах уроков русского языка и литературы могут использоваться красочные презентации, которые подготовлены учащимися или учителем. Можно использовать различные электронные пособия. При помощи компьютера, проектора можно проводить различные формы работы на уроках, использовать множество методов.

Коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. Умение продуцировать и интерпретировать тексты в зависимости от ситуации делового общения формируется у учащихся старшей ступени обучения путём выполнения следующего задания.

Можно выделить основные направления в формировании социально- трудовой компетенции: 1)осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; 2)анализ достоинств и недостатков собственного продукта и его аналогов (пр.: при проектной деятельности - анализ) ; 3)владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (пр.: проект, исследование должны проводится с соблюдением информационной чистоты и безопасности продукта деятельности, корректности в высказываниях, соблюдением правил, принятых в обществе) .

Компетенция личностного самосовершенствования может формироваться путём разрешения проблемных вопросов с вариантами выбора, написание сочинений - рассуждений по набору вопросов или по одному вопросу.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы формирования ключевых компетенций и проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:

1. В старшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для развития КМ, связанные с формированием абстрактного мышления, повышением эвристического потенциала, потребностью в самоопределении, ростом самосознания и самооценки, становлением мировоззрения.

2. Представленное опытно-экспериментальное исследование создало возможность для внедрения и проверки модели деятельности учителя русского языка и литературы по формированию ключевых компетенций, которая состоит из целевого, содержательного, технологического, контрольно-оценочного компонентов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение для повышения качества подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений.

3. Для повышения эффективности деятельности учителя по формированию ключевых компетенций необходимо соблюдение следующих психологических и педагогических условий: 1)учитель должен знать, какие методы, приёмы он должен применять для успешного развития ключевых компетенций, то есть иметь определённый уровень знаний и умений; 2)в образовательный процесс необходимо включать приёмы и методы, способствующие развитию данных компетенций; 3)на занятиях учитель должен способствовать созданию благоприятного психологического климата; 4)необходимо вести учет возрастных, личностных, индивидуальных особенностей учащихся при формировании.

4. Итоги проведенного исследования показали, что уровень сформированности ключевых компетенций учащихся напрямую отражается на их качестве знаний. Таким образом, задача исследования решена, гипотеза доказана, и результаты позволяют считать, что цель работы достигнута.

Список литературы.

1.Гребенюк педагогика: Курс лекций/Калининградский университет. Калининград, 1996. Степанов проблемы содержания, технологий формирования и оценки компетенций /
2. // Стандарты и Мониторинг в образовании. – 2012. – № 1.
3. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО “Мир книги”, 2001.
4.Полонский понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании - М.: МИРОС, 1995.

5.Хуторской компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

6. Хуторской компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://www. *****/journal/2002/0423.htm
7.Зимняя компетенции – новая парадигма результата современного образования. Центр «Эйдос» http://www. *****/journal/2006/0505.htm.
8.Черненко сформированности ключевых компетенций учащихся.http://io. *****/index. php

Приложения.

Приложение№1. Анкета «Интересы в области русского языка и литературы» .

(предлагается учащимся 6-11 классов)

а) требованиями родителей;

б) желанием получить хороший аттестат;

в) желанием поступить в вуз;

г) желанием знать больше.

а) отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

а) нравится больше других предметов;

б) не выделяю этот предмет среди других;

в) пока не определил отношение;

г) не интересуюсь этим предметом.

а) следует немного увеличить;

б) следует значительно увеличить;

в) следует оставить без изменений;

г) следует сократить;

а) биографии лингвистов, писателей;

б) теоретическое обоснование вопросов;

в) обсуждение текстового материала;

г) краеведческий материал, связанный русским языком (литературой).

Анализ результатов анкеты.

Вопросы и варианты ответов

1. Чем вызвана необходимость изучать русский язык (литературу)?

2. Какую отметку Вы могли иметь по русскому языку (литературе)?

3. Какое у Вас отношение к изучению русского языка (литературы)?

4. Нужно ли увеличить число часов на изучение русского языка (литературы)?

В ходе анализа данных анкеты было установлено, что учащиеся выбирают разные варианты ответов на предложенные вопросы, что обусловлено, во - первых, возрастными различиями, во - вторых, сформированностью целей, которые ставят перед собой учащиеся, общим интересом к изучению русского языка и литературы.

Программа по русскому языку для основной школы составленная на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения реализует его основные идеи:

  • основа образовательного процесса – компетентностный подход, который обеспечивает формирование и развитие метапредметных и предметных компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой;
  • усиление метапредметной образовательной функции;
  • утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом;
  • приоритет системно-деятельностного подхода в обучении: демонстрация внутрипредметных связей явлений языка и формирование на этой основе системы метапредметных и предметных компетенций в процессе интенсивной учебной деятельности.
  • Компетенция -актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем (в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом)
  • Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование в практической деятельности (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности)
  • Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу: ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
  • Традиционный
  • Главная идея: знания приводят к личностному успеху.
  • Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний.
  • Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала.
  • Компетентностный
  • Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.
  • Решение проблем – смысл образовательной деятельности.
  • Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
  • Результат традиционного образования
  • Знания – это информация, присвоенная человеком
  • Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки
  • Навыки – это действия, выполняемые автоматически
  • Результат компетентностного образования
  • Существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
  • Совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями
  • Деятельность всегда осознана, а не выполняется автоматически
Компетенции
  • ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, формируемые в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции:
  • Ценностно-смысловая
  • Общекультурная
  • Учебно-познавательная
  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Социально-трудовая
  • Личностного самосовершенствования
  • Проблемная
Три задачи курса русского языка:
  • Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций
Виды заданий
  • Основа основ – работа с текстом!
  • Задания направленные на систематизацию и обобщение
  • Работа в парах и группах
  • Проекты, исследования
Рассыпанные предложения
  • Соберите текст из рассыпанных предложений, после того как соберёте, подчеркните слова с...
Самоинструкции
  • Как списывать без ошибок.
  • Прочитайте предложение вслух, отчётливо проговаривая каждое слово по слогам, т.е. произносите слово так, как оно пишется
  • Прочитайте предложение по слогам про себя
  • Просмотрите его ещё раз, чтобы глазами запомнили, как пишутся слова (особенно трудные). При этом проговаривайте трудные слова по слогам
  • Закройте глаза и мысленно напишите каждое слово крупно, разборчиво, яркими буквами
  • Теперь можно записать предложение в тетрадь. Работайте так: проговорите слово, запишите и проверьте его - и так с каждым словом
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
  • 1. Проверяю, есть ли в слове буквосочетание с чередованием гласных
  • Если ДА: Определяю с чем связано написание безударной гласной(с полногласием/неполногласием – вывод: пишу –оро- -ра-); с согласным звуком- вывод пишу –раст- -ращ-
  • с суффиксом а – вывод: пишу – бир- -тир- и т.д.
  • Если НЕТ Определяю можно ли поставить гласный под ударение- если ДА, пишу как слышится под ударением;
  • Если НЕТ, проверяю по орфографическому словарю
Распределительные упражнения
  • Заполни таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне(гласные после шипящих, чередующиеся, проверяемые, непроверяемые)
Закончи предложение:
  • Простыми называются предложения в которых…, а сложными…
  • Все части речи делятся на…
  • Безударные окончания прилагательных проверяются по …
  • Найди лишнее: р…стущий, прор…стающий, пр…стейший, р…сточек. Найди четвёртое лишнее: Р…стущий, отр…сль, Р…стов, возр…стной
  • Задание с ловушкой: Найди слова, в которых нет ни одной трудности в написании согласных звуков. Остальные слова запишите, подчёркивая «ошибкоопасные места»: воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, космонавтика, галактика
  • Игра «словесный мячик»: Один из учащихся «кидает» слово другой «бросает» проверочное
  • Игра: Орфографическая дуэль!
  • Задание для любопытных: (Прочтите предложение. Сделайте графический разбор, начертите схему.
  • Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.
  • Понятен ли вам смысл предложения? Что это за хвост, который можно приладить к мысу Доброй Надежды?) Найдите на географической карте мыс Доброй Надежды
  • Поработайте в парах: взаимопроверка, составление словарных диктантов, тестов, «поработайте редактором», критиком.
  • Работа с тестами: тестовое задание – некоторая учебная задача, которую приходится решать самостоятельно (самостоятельным способам решения языковой задачи, выбору адекватного способа действий необходимо обучать)
  • Проект: Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить 1) профессию персонажа;2)характер. Соберите все примеры вместе. Итогом проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которым смогут воспользоваться ученики вашего класса
  • Бюро прогнозов: Вам предстоит поработать не с целыми предложениями, а только с отдельным его фрагментом(«отрезком»). Но в этом отрезке есть знак- подсказка, который позволит вам прогнозировать (предсказывать) знаки препинания, правильно расставлять их. Что можно сказать о предложении, если в нём есть один из следующих отрезков:
  • 1) Он почувствовал что 2) обернулся но никого 3) отправились чтобы 4) Чтобы сын не опоздал отец 5) небо на котором
  • Спиши, расставляя знаки
Спасибо за внимание!

Как уже известно, русский язык красив и многофункционален, но, несмотря на это, он считается одним из сложнейших языков мира. Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Все мы помним, что в недалеком прошлом перед учителем стояла задача — дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ученика этими знаниями, предлагая ему готовый знаниевый продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Многие учащиеся имеют небольшой словарный запас, и именно поэтому они сталкиваются с проблемой коммуникативной компетенции на уроках русского языка больше, чем на остальных предметах.

На уроках можно часто наблюдать такую ситуацию, когда учащиеся затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. У многих орфографическая и пунктуационная грамотность находится на очень низком уровне. Учащиеся допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.

Некоторые учащиеся не проявляют интереса к изучению «великого и могучего» родного русского языка.

Как же справиться с безграмотностью не только языковой, но и общекультурной, от которой зависит воспитание нравственных качеств личности, ее способности к самостоятельному мышлению.

Сегодня приоритетным направлением образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить подростка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. составляющей основу практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку.

Поэтому я считаю, что задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач уроков русского языка и литературы, так как,

  • во-первых, русский язык — это основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения учащихся к ее богатствам;
  • во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс следующих коммуникативных умений:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, в группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата или продукта;
  • владение языком как средством коммуникации;
  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Формирование данных умений осуществляется посредством деятельностного подхода к обучению, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Коммуникативная компетентность становится частью культурной компетенции, что, несомненно, ведет к повышению уровня общей языковой культуры личности, способной найти себя в различных сферах деятельности.

Каждый урок, независимо от предмета, должен способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции, так как он строится на общении и сотрудничестве учителя и учащегося. Но особая роль, конечно же, отводится урокам русского языка и литературы как основным предметам гуманитарного цикла.

Поэтому в своей педагогической практике я стараюсь использовать инновационные технологии, направленные на всестороннее развитие личности учащегося, которые формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем.

С целью формирования коммуникативной компетенции использую такие формы и методы, как: лингвистический анализ текста, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, мини сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.

На уроках применяю разнообразные приемы работы: выразительное чтение преподавателя, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание, и др.

Использую коллективные формы обучения, работу в парах, индивидуальную.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • проникнуть в смысл высказывания - слушание;
  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

По словам Л.В. Щербы, цель лингвистического анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов». Задачи анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

Работая с текстом, вдумываясь в его смысл, учащийся сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста — к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. А это значит, что и свои тексты он будет строить всё лучше и совершеннее. Систематическое обращение к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст.

Лингвистический анализ текста я провожу на образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление.

Чтобы сформировать умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста, текст учащимися поэтапно анализируется:

  1. Выразительно прочитать текст.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Провести словарную работу.
  4. Выписать ключевые слова.
  5. Озаглавить текст.
  6. Определить стиль текста и доказать свое мнение.
  7. Определить тип речи и доказать свое мнение.
  8. Ответить на вопросы преподавателя (дополнительно)
  9. Пересказать текст(дополнительно)

Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят учащиеся в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность учащихся по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Текст № 1 «И прахом своим…»

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли…
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
(370 слов) (В. П. Астафьев)

Вопросы и задания

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.
  3. Определите тему и идею текста.
  4. Выписать выразительные средства языка.
  5. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
  6. Сделайте морфемный анализ слов «заметил», «ловко».
  7. Выписать слова с дефисным написанием, объяснить.
  8. Выписать слова с чередующейся гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы.

Текст № 2

Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника над которым м…лодой стройный клён красиво раскинул свои лё…кие ветви. Касьян пр…сел на толстый конец срубл…ой берёзы. Я глядел на него. Листья слабо к…лебались в вышине и их жидко(з…леноватые) тени тихо ск…льзили взад и вперёд по его тщедушному телу (кое)как закут…ому в тёмный армяк по его маленькому лицу. Он (не)поднимал головы.
Мне наскучило его бе…молвие я лёг на спину и начал любова(т,ть)ся мирной игрой перепут…ых листьев на далёком светлом небе. Уд…вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх! Вам каже(т,ть)ся что вы смотр…те в бездо…ое море что оно широко ра…тила…тся перед вами что деревья (не)поднимаются от земли но словно корни огромных растений спускаю(т,ть)ся от земли отвес…но падают в те стекля…о(чистые) волны. Листья на деревьях то сквозят изумрудами то …гущаются в з…лотистую почти ч…рную зелень. Где(нибудь) далеко(далеко) оканчивая собою тонкую ветку (не)подвижно стоит одинокий листок на голубом клочке прозрачного неба.
И вдруг всё это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, …багре…ые солнцем, — все заструи(т,ть)ся, задрожит белым блеском, и подниме(т,тъ)ся свежее тр…пещущее лепетание, похожее на бе…конечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.
Вы глядите, и нельзя выразить словами, как радо..но, и тихо, и сладко станови(т,тъ)ся на сердце. Та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, неви…ую, как она сама. И вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную бездну, и (не)возможно оторва(т,ть)ся от этой вышины, от этой глубины.
(И. С. Тургенев)

Вопросы и задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текст а. (Определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон и темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности).
  2. Пользуясь словарём, объясните значение слов: армяк, тщедушный, лепетание. Подберите к этим словам синонимы.
  3. Озаглавьте текст, спишите его.
  4. Расставьте знаки препинания в первом, втором абзацах; вставьте пропущенные буквы. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы.

Текст №3.

Вчера я приехал в Пятигорск, нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы обл…ка будут спускат…ся до моей кровли. Нын…че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен…ый стол их белыми лепестками.
Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бешту сине… т, как «последняя туча рас… еян. ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрыва… т всю эту часть неб… склона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестре. т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн… – язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром гром…здятся горы все синее и туман. ее, а на краю горизонта тян…тся серебр… ная цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и оканч…ваясь двуглавым Эльборусом.

Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж…, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож..ления? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рает…ся все вод…ное общество.

Вопросы и задания

  1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит и почему?
  2. Отметьте в тексте слова эмоционально–оценочной лексики. Какое настроение они создают?
  3. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
  5. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами–Л–и–Н–/ – НН–. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.
  6. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.
  7. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
  • разгадывание загадок (в том числе и лингвистических) и др.

Задание 1. Угадайте термин по описанию.

  1. Наука о знаках препинания.
  2. Морфема за корнем, образующая новое слово.
  3. Графическое изображение звука на письме.
  4. Суп сваренный Демьяном.
  5. Слова, употребляемые жителями определенной местности.
  6. Словарнй запас человека.
  7. Раздел науки о языке, изучающий часть слово как часть речи.

Задание 2. Угадайте слово по его описанию.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.

Задание 3.Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Данная работа не только служит формированию навыков общения и речи учащихся, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Августовская конференция 2016 г.

Лебедева Татьяна Леонидовна МБОУ СОШ № 5 г. Балтийск

Формирование языковой компетенции на уроках русского языка.

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Формирование и развитие языковой компе-тенции, несомненно, прерогатива предмета «русский язык», однако она может быть признана и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Это находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования.

Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Компетенция - способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.

Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию , которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций - осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Формирование языковой компетенции - важнейший аспект обучения родному языку, поскольку языковая компетенция - это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Языковая компетенция рассматривается по определению Е.Д. Божович как психологическая система, включающая два основных компонента:

данные речевого опыта, накопленного ребенком в процессах общения и деятельности;

знания о языке, усвоенные в ходе специально организованного (школьного) обучения.

Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.

Основу формирования языковых компетенций составляют следующие идеи:

Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина).

Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова)

Идея актуализации субъектного опыта личности (И.С. Якиманская).

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.

Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.

3. Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.

5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.

Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Комплексный анализ текста;

Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

Анализ текста при работе над типами речи;

Сопоставительный анализ текстов;

Письмо по памяти;

Лингвистический эксперимент;

Работа с «деформированным» текстом;

Составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.

Комплексный анализ текст а

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

Можновыделить основные организационные формы комплексного анализа текста:

коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);

один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста - комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

одна из форм самостоятельной работы учащихся;

одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.

1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

Анализ текста при работе над типами речи

Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому событию он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

Тезис (то, что надо сказать);

Доказательства (аргументы);

Вывод (общий итог).

Особое внимание необходимо уделять работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Сопоставительный анализ текстов

Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повышает интерес к слову.

Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:

Смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);

Стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);

Типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

Языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).

Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Письмо по памяти

Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти(воспроизведение заранее выученного текстанебольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала. Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.

В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.

Словарная работа

Использование разнообразного материала помогает и в проведении словарной работы на уроках русского языка.

Например, учащимся предлагается записать словосочетания и указать тип подчинительной связи.

Оборонительное сражение, артиллерийские залпы, выполнить точь-в-точь, невиданное сражение, бронированный удар, Прохоровское поле, захваченный оккупантами, прорваться к речонке, озаряют небо, мирные отблески, праздничный фейерверк.

После проведения беседы по тексту составляется небольшой рассказ с использованием словосочетаний.

Лингвистический эксперимент

Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента - обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:

устранение данного языкового явления из текста;

подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

распространение текста другими языковыми элементами;

свёртывание текста;

перестановка слов и других языковых единиц.

Работа с «деформированным» текстом

Важную роль в работе над орфографической зоркостью учащихся играет работа с «деформированным» текстом. Так, например, при изучении курса русского языка в 8 классе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа Е. Носова «Шопен, соната номер два». На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу.

Составление текста по опорным словам

Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.

Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.

Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности.

Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов всероссийского, областного и городского уровней.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.

Библиографический список

1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.:МПСИ, 2002. - 288с.

2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 240с.