Характеризуется частым и повторяющимся нарушением звуков речи. Использование ребенком звуков ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту - то есть приобретение ребенком звуков речи, либо задержано, либо отклоняется, приводя к дизартикуляции с трудностями в понимании его речи, пропускам, заменам, искажениям речевых звуков, изменениям в зависимости от их сочетания (то говорит правильно, то нет). Большинство речевых звуков приобретается к 6-7 годам, к 11 годам все звуки должны быть приобретены.

В большинстве случаев невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы.

Этиология и патогенез

Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Предположительно, в основе нарушения речи лежит задержка развития или созревания нейрональных связей и неврологических процессов, а не органическая дисфункция. Высокий процент детей с данным расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, указывает на генетический компонент. При данном расстройстве нет тонкой дифференциации моторных кинестетических поз языка, неба, губ; мозговая основа - активность постцентральных отделов левого полушария головного мозга.

Распространенность

Частота расстройств развития артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. Это расстройство встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Клиника

Существенной особенностью является дефект артикуляции, с устойчивой неспособностью применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая пропуски, замены и искажение фонем. Это расстройство не может быть вызвано структурной или неврологической патологией и сопровождается нормальным развитием языковой сферы.

В более тяжелых случаях расстройство распознается в возрасте около 3 лет. В более легких случаях клинические проявления могут не распознаваться до 6 лет. Существенными особенностями расстройства артикуляции речи является нарушение приобретения ребенком звуков речи, приводящее к дизартикуляции с трудностями для других понимания его речи. Речь может оцениваться как дефектная при сравнении с говором детей того же самого возраста и которая не может быть объяснена за счет патологии интеллекта, слуха или физиологии речевых механизмов. Часто нарушается произношение речевых звуков, которые наиболее поздно появляются в онтогенезе, но никогда не нарушается произношение гласных звуков. Наиболее тяжелый тип нарушений - пропуски звуков. Замены и искажения - менее тяжелый тип нарушений. Дети с расстройством развития артикуляции могут обнаруживать сопутствующие расстройства социального, эмоционального и поведенческого характера. У 1/3 этих детей отмечается наличие психического расстройства.



Дифференциальная диагностика

Включает три стадии:

1. Выделение степени выраженности расстройства артикуляции.

2. Исключение физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения, дизартрии, нарушения слуха или умственной отсталости.

3. Исключение расстройства развития экспрессивной речи, общего расстройства развития.

Для нарушений артикуляции, обусловленных структурной или неврологической патологией (дизартрия) характерны малая скорость речи, некоординированное двигательное поведение, расстройства вегетативных функций, например жевательной, сосательной. Возможны патология губ, языка, неба, мышечная слабость. Расстройство касается всех фонем, включая гласные.

Терапия

Наиболее успешна речевая терапия для большинства ошибок артикуляции.

Медикаментозное лечение показано при наличии сопутствующих проблем эмоционального и поведенческого характера.

Расстройство экспрессивной речи (F80.1).

Выраженное нарушение развития речи, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения и которое не связано с общим расстройством развития, нарушениями слуха или неврологическим расстройством. Это специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Понимание речи в пределах нормы.

Этиология и патогенез

Причина расстройства развития экспрессивной речи неизвестна. Минимальная мозговая дисфункция или задержка формирования функциональных нейрональных систем выдвигаются в качестве возможных причин. Наличие семейного анамнеза указывает на генетическую детерминированность данного расстройства. Нейропсихологический механизм расстройства может быть связан с кинетическим компонентом, при заинтересованности в процессе премоторных отделов мозга или заднелобных структур; с несформированностью номинативной функции речи или несформированностью пространственного представления речи (височно-теменные отделы и зона теменно-височно-затылочного перекреста) при условии нормальной левополушарной локализации речевых центров и нарушений функционирования именно в левом полушарии.



Распространенность

Частота расстройств экспрессивной речи колеблется от 3 до 10% у детей школьного возраста. В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более часто встречается среди детей, в семейном анамнезе которых встречаются расстройства артикуляции или другие расстройства развития.

Клиника

Тяжелые формы расстройства обычно проявляются до 3 лет. Отсутствие отдельных словообразований - к 2 и простых предложений и фраз к 3 годам - признак задержки. Более поздние нарушения - ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, трудности в подборе синонимов, сокращенное произношение, незрелая структура предложений, синтаксические ошибки, пропуски словесных окончаний, приставок, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных. Отсутствие плавности в изложении, отсутствие последовательности в изложении и при пересказе. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению. Артикуляция обычно незрелая. Могут быть компенсаторные эмоциональные реакции во взаимоотношениях со сверстниками, поведенческие расстройства, невнимательность. Расстройство развития координации и функциональный энурез часто являются сопутствующими нарушениями.

Диагностика

Показатели экспрессивной речи существенно ниже, чем показатели, полученные по невербальным интеллектуальным способностям (невербальная часть теста Векслера).

Расстройство значительно препятствует успехам в школе и повседневной жизни, требующим выражения в вербальной форме.

Не связано с общими расстройствами развития, дефектом слуха или неврологическим расстройством.

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

Диагностические указания:

Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивидуальным колебаниям.

Нормальное развитие. В возрасте 4-х лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими, но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.

Патологическое развитие. Имеет место, когда приобретение ребенком звуков речи эадержано и/или отклоняется, приводя к: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в понимании его речи; пропускам, искажениям или заменам речевых звуков; изменению в произношении звуков в зависимости от их сочетания, (то есть в некоторых словах ребенок может произносить фонемы правильно, а в других - нет).

Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.

Включаются:

Связанное с развитием физиологическое расстройство;

Расстройство развития артикуляции;

Функциональное расстройство артикуляции;

Лепет (детская форма речи);

Дислалия (косноязычие);

Расстройство фонологического развития.

Исключаются:

Афазия БДУ (R47.0);

Дизартрия (R47.1);

Апраксия (R48.2);

Нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1);

Нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F80.2);

Расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35 - Q38);

Расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90 - H91);

Расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 - F79).

Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное
  • F81.9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное.
  • F82 Специфическое расстройство развития моторных функций
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Благодаря способности воспроизводить и понимать речь мы можем нормально общаться друг с другом, обмениваться опытом и информацией, и строить свою жизнь. Поэтому любые нарушения речи отрицательно сказываются на качестве жизнедеятельности. Людям, которые не могут полноценно выражать свои мысли, с трудом удается выстроить карьеру или наладить личную жизнь. Диагностикой и лечением нарушений речи лучше заниматься в детском возрасте, не дожидаясь, пока такие патологии станут запущенными и перейдут во взрослую жизнь. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора на www..

    Что такое артикуляция?

    Под термином артикуляция специалисты логопеды подразумевают работу речевого аппарата, которая обеспечивает правильное создание звука. Артикуляция приводит к четкому расчленению звуков, которые может слышать человеческое ухо.

    Правильная артикуляция обеспечивает правильное произношение звуков. И важную роль при этом играют не голосовые связи, а органы произношения – активные либо пассивные. К первым относят язык и губы, а ко вторым – зубы, мягкое и твердое небо, а также десны.

    Причины расстройств артикуляции

    Расстройства речевой артикуляции у взрослых и у детей могут провоцироваться механическими причинами, которые представлены аномалиями прикуса, слишком короткой уздечкой языка и прочими патологическими состояниями. Если же у пациента не обнаружено никаких проблем в строении речевого аппарата, доктора говорят о функциональном нарушении – о дискоординированности этих органов.

    У детей нарушения артикуляции обычно объясняются генетической предрасположенностью, перинатальными патологиями и минимальными органическими поражениями речевой зоны коры. Также такие проблемы могут быть спровоцированы неблагоприятным социальным окружением, неправильным произношением звуков у ближайших родственников, а еще двуязычием в семье. В ряде случаев нарушения артикуляции появляются при физической ослабленности на фоне частых инфекционных и хронических недугов, а еще при недоразвитии фонематического слуха.

    Кроме всего прочего, логопеды утверждают, что дети не могут правильно произносить все звуки до пятилетнего возраста. Это физиологическое нарушение артикуляции, которое является вариантом нормы.

    Коррекция расстройств артикуляции у детей и у взрослых

    Нарушения артикуляции требуют своевременного лечения. Лучше всего диагностировать и устранить их еще в раннем детстве. Если же не справиться с такими проблемами, они останутся на всю жизнь.

    В ряде случаев для успешного устранения нарушений артикуляции нужно обращаться за помощью к стоматологу, к примеру, для коррекции неправильного прикуса или короткой уздечки. С проблемой короткой уздечки можно справиться также путем систематичного проведения ряда упражнений.

    Если нарушения артикуляции вызваны дискоординированностью органов речи, то устранить такую проблему можно лишь при помощи регулярных занятий с логопедом либо самостоятельных тренировок.

    Артикуляционные упражнения для детей

    Дети должны выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом. Заниматься этим можно, начиная с трехлетнего возраста.

    Упражнения:

    - «окошко» - ребенок должен широко открыть рот (жара), после закрыть его (холод);
    - «чистим зубы» кроха улыбается, открывая рот, кончиком языка чистит нижние и верхние зубы поочередно;
    - «месим тесто» ребенок улыбается, после шлепает языком между зубами – «пя-пя-пя», затем – кусает кончик языка зубками;
    - «чашечка» - кроха улыбается, широко раскрывает рот, высовывает широкий язык и формирует из него «чашечку» (приподнимает кончик);
    - «дудочка» - ребенок должен вытянуть вперед напряженные губы, сомкнув при этом зубы;
    - «заборчик» - малышу нужно улыбнуться, далее обнажить с напряжением сомкнутые зубы;
    - «маляр» - ребенок улыбается, приоткрывает рот и кончиком языка гладит (красит) небо;
    - «грибочки» - малышу нужно улыбнуться, после поцокать языком (как будто едет на лошадке) и присосаться широким языком к небу;
    - «кошечка» - кроха улыбается пошире, открыв рот. Кончик его языка должен упереться в нижние зубы, язык при этом следует выгнуть горкой так, чтобы он уперся кончиком в нижние зубки;
    - «качели» - ребенок улыбается, открывает рот, кончик его языка заходит то за верхние зубы, то за нижние зубы.

    Это лишь несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять с ребенком в домашних условиях.

    Упражнения для взрослых

    Упражнения:

    Для разработки мягкого неба совершайте зевки с закрытым ртом;
    - «покрасьте» языком верхний свод внутри рта – от мягкого неба и вплоть до основания верхних зубов;
    - произносите гласные звуки, позевывая;
    - имитируйте полоскание горла;
    - разрабатывайте нижнюю челюсть, двигая ней взад-вперед, а также из стороны в сторону;
    - опускайте челюсти книзу с сопротивлением;
    - разрабатывайте щеки, поочередно втягивая либо надувая их;
    - перекатывайте «воздушный шарик» со щеки до щеки;
    - втяните обе щеки так, чтобы сформировался «рыбий рот» и подвигайте губами;
    - пофыркайте как лошадка;
    - аккуратно пожуйте губы;
    - вытяните язык с острым кончиком посильнее, после положите его расслабленным на нижнюю губу.

    Нарушение артикуляции речи у взрослых также поправимо как и у детей. А именно, систематическое выполнение артикуляционных упражнений поможет избавиться от артикуляционных нарушений в разном возрасте.

    Нарушения артикуляции могут возникать вследствие гипофункции (слабость, снижение объема движений, замедленность движений), гиперфункции (увеличение мышечного тонуса) или нарушений координации движений анатомических элементов, обеспечивающих артикуляцию. Нарушения артикуляции могут быть генерализованными или иметь более специфический характер.
    - Генерализованные нарушения артикуляции представляют собой расстройства артикуляции, приводящие к искажению звучания всех или большинства фонем и наблюдаются как при поражениях центральной нервной системы, так и системных заболеваниях.
    - Специфические нарушения артикуляции представляют собой расстройства, приводящие к искажению звучания отдельных групп фонем, и связаны с локальными структурными патологическими процессами или повреждением одного или более нервов.
    - Ошибки артикуляции

    Варианты ошибок , которые возникают при артикуляции, включают пропуски, искажения, замещения фонем, а также добавочные фонемы.
    Изменения артикуляции могут быть вторичными вследствие неврологических расстройств, но также могут быть вторичными вследствие структурных повреждений аппарата артикуляции.

    Распространенные ошибки артикуляции у детей обычно рассматривают как отклонения развития и не классифицируют как варианты дизартрии. Истинная дизартрия может наблюдаться в детском возрасте (церебральный паралич, последствия мозговой травмы) и у взрослых вследствие нарушенного контроля мускулатуры, обеспечивающей речевые процессы.

    Нарушения просодии возникают вследствие дискоординации дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного компонентов речи и проявляются изменениями ритма и темпа речи, ударений и речевых интонаций.
    - Нарушения ритма и темпа речевой продукции включают ускорение или замедление, непостоянство артикуляции, наличие временных пауз, а также различные соотношения указанных нарушений.

    Нарушение ударений наблюдается в словах, а также фразах или предложениях, что может приводить к изменению смысла произнесенного.
    - Ошибки интонации могут изменять смысл предложений (напр., Вы идете домой. Вы идете домой?).
    - Нарушения просодии обычно связаны с атактической дизартрией, гипокинетической дизартрией и правополушарной апросодической дизартрией. Лица с нарушениями последнего типа могут также отмечать затруднение понимания просодических характеристик речи окружающих.

    Обследование больного при нарушениях речи

    Сбор анамнеза :
    1. Появление нарушений. Когда пациент или его семья впервые заметили изменения речи? Имелись ли в процессе возрастного развития какие-либо проблемы артикуляции?
    2. Темп развития. Изменения речи появились внезапно или постепенно? Имели ли они обратное развитие, были стабильными или прогрессировали с момента появления? Отмечались ли колебания выраженности нарушений? Отмечались ли периоды нормальной речи наряду с периодами измененной речи?

    3. Наличие сопутствующих неврологических симптомов, особенно тех, которые связаны с поражением верхних или нижних мотонейронов, черепных или шейных нервов.
    4. Предыдущие неврологические диагнозы и предшествующее лечение.
    5. Лекарственный анамнез и прием непрописанных медикаментов.

    Объективное обследование :

    1. Существует три этапа объективного обследования .
    Этап 1. Изучение образцов спонтанной речи и речи в процессе специального тестирования.
    Этап 2. Интерпретация образцов речи с оценкой состояния каждого элемента речевой системы, определением нормы и патологии, а также природы имеющихся отклонений. Рекомендуется исследование полости рта, рото- и носоглотки, подвижности грудной клетки.
    Этап 3. Определение характера выявленных нарушений, соотнесение их с известными паттернами и клиническими вариантами дизартрии.

    2. Исследование отдельных элементов речевой системы .
    - Дыхание. Оценка степени утомляемости при счете до 20 в течение одного выдоха. Следует оценить высоту голоса, громкость речи, длину фраз, четкость или взрывчатость речи при внимательном выслушивании.
    - Фонация. Пациент должен произнести длительный гласный звук «а» как можно чище и дольше. Другие фонемы (такие как «и») требуют большего напряжения голосовых связок, при этом исследователь должен оценить качество их звучания, длительность, высоту, устойчивость звучания и громкость. Для оценки истинной эффективности голосовых связок необходимо сравнить время удержания фонем «с» и «з». При нормальном функционировании голосовых связок удается удерживать звучание этих двух согласных одинаковое время. Если звучание «з» заметно короче, имеется истинное снижение эффективной работы голосовых связок. Попросите пациента коротко покашлять, чтобы прояснить отклонения. При наличии отклонений рекомендуется консультация оториноларинголога или ларингоскопическое исследование.
    - Резонанс оценивается по произношению пациентом фонем различного типа. Изучается состояние мягкого неба при произнесении звука «а», который пациент должен тянуть как можно дольше, при этом необходимо отметить степень утомляемости. Другой прием состоит в произнесении длительного «и», при этом исследователь прикрывает и открывает носовые ходы. При нормальном резонансе звук должен остаться практически неизменным.

    Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков. Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.

    Включаются:

    Связанное с развитием физиологическое расстройство;

    Расстройство развития артикуляции;

    Функциональное расстройство артикуляции;

    Лепет (детская форма речи);

    Дислалия (косноязычие);

    Расстройство фонологического развития.

    F80.1. Расстройство экспрессивной речи

    Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

    Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения. Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены.

    Включаются:

    Моторная алалия;

    Задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I-III уровней;

    Связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

    Связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

    F80.2. Расстройство рецептивной речи

    Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

    Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная непри-

    способленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены.

    Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

    Включаются:

    Дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

    Афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

    Невосприятие слов;

    Словесная глухота;

    Сенсорная агнозия;

    Сенсорная алалия;

    Врожденная слуховая невосприимчивость;

    Афазия Вернике, связанная с развитием.