![Опознавательные признаки согласных букв. Орфография, орфограмма, признаки орфограммы. Фонемный
и буквенный анализ и синтез](https://i2.wp.com/textarchive.ru/images/598/1194037/4fb784d7.jpg)
Опознавательные признаки согласных букв. Орфография, орфограмма, признаки орфограммы. Фонемный и буквенный анализ и синтез
Опознавательные признаки орфограмм
Тип орфограммы | Опознавательные признаки |
Буквы: гласные | безударность, шипящие и ц перед гласными |
согласные | конец слова, стечение согласных, Н перед окончанием и суффиксом |
ъ и ь | мягкие согласные, шипящие на конце слова, звук [й] после согласных и перед гласными, [ца] на конце глаголов |
начало предложения или теста, наличие собственных имен и собственных наименований, |
|
сложные слова, приставки кое -, в -, по -, суффиксы - нибудь , - то , - либо , частицы - то , - ка |
|
Слитные и раздельные написания \пробел\ | Н е, ни , бы , же ; предлоги; |
Черточка | Конец строки |
Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами.
Памятка
Как научиться грамотно писать
1. Нужно научиться чувствовать ударение, не чувствуя ударения, нельзя обнаружить безударную гласную.
2. Нужно научиться выделять морфемы, иначе не будешь знать, какое правило нужно применить.
3. Нужно научиться определять часть речи, без этого невозможно применить правило.
4. Нужно научиться различать смысловые особенности слов, иначе можно ошибиться в подборе проверочного слова.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прочитайте. Какую роль в письменном общении играет почерк?
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
Будь другом, напиши письмо. А то я не умею…
Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.
Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
(В.Гончаров)
Объясните пословицу
IV .Закрепление ЗУН
Сочинение-рассуждение
Задача: развитие творческих способностей, выявление уровня знаний учащихся.
Обязательно ли нужно быть грамотным?
Почему нужно быть зорким?
Зачем нужно знать пунктуацию и орфографию?
Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского "Слово о словах" и напишите сочинение-рассуждение «Для чего нужно быть грамотным?»
"...Вспоминается мне малень-кий, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечест-венной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрелка и странная надпись: "Оптека". Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ру-гали чудака, который такую над-пись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за уг-лом, на улицах городка, по кото-рым свистели фашистские пули? Если там и верно "аптека" - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это нам было очень нужно. Если же "оптика" - так ни очки, ни фотоаппараты нас в этот момент не инте-ресовали. "И как только грамотный человек может такое написать?" - ворчал майор.
V . Подведение итогов урока
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Что нового вы узнали на уроке?
Над чем заставил задуматься вас урок?
Какие цели для себя поставили?
VI . Домашнее задание
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Доработать сочинение.
VII . Рефлексия
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Упражнение «Плюс-минус - интересно».
П (понравилось) | М (не понравилось) | И (интересно) |
Урок № 2
Тема урока: Правописание приставок
Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
(К.И.Чуковский)
Цель: совершенствование навыка правильного написания слов с трудными приставками.
Задачи :
Образовательные : обобщить и углубить знания о правописании приставок, повторить группы приставок, правописание слов с трудноопределяемым значением приставок пре- и при- .
Развивающие : совершенствовать умение правильно писать гласные и согласные в приставках, различать на письме приставки пре- и при, формировать орфографическую зоркость, обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках.
Воспитательные : работать над устойчивостью внимания учащихся.
Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, творческая работа (мини-рассказ).
Оборудование урока: Презентация. Нефёдова О.Н. Интерактивные таблицы по русскому языку 4 часть
I . Организационный момент
Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы
II . Проверка домашнего задания
Задача: установление правильности выполнения задания всеми учащимися
Сочинение-рассуждение
III . Актуализация.
Задача: актуализировать опорные знания
Угадай фразеологизм . (Прикусить язык, зарубить на носу). На какие правила вы видите примеры?
Самостоятельное формулирование темы урока.
Наша цель - обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
– Вот видите, как важно…
Беседа о приставках
Каждая часть слова имеет свою смыслиночку. Для русского языка самые большие возможности представляет образование новых слов с помощью приставок. Например: бегать – добегать – забегать - отбегать и т.д.
Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления, придают порой словам разговорную окраску.
В русском языке существует много приставок. Попробуйте их вспомнить и написать, никуда не подглядывая. Заодно проверите свою память. Если вам придет в голову больше сорока приставок, можете считать, что у вас превосходная память. Если приставок тридцать - тоже неплохо, ну а если меньше - не огорчайтесь, ведь знать и вспоминать - не одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью, только они почему-то не очень захотели у вас «вспоминаться». Вам необходимо тренировать свою память, больше учить наизусть стихотворений.
IV .Обобщение и систематизация ЗУН
Задача: углубить знания о правописании приставок.
Работа с обобщающей таблицей. Составление опоры .
Продолжим разговор о приставке
Какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при- , пре- )
Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).
Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с- . Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка (например, отдать[ аддат’]).
А вот приставки на з- , с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).
С точки зрения орфографии все приставки в русском языке делятся на три основные группы:
1) приставки, которые всегда пишутся одинаково;
2) приставки, написание которых определяется особенностями произношения слова (местом ударения или качеством следующего за данной приставкой звука);
3) приставки пре-
и при
-
, правописание которых зависит от их значения.
Приставки, не изменяющиеся на письме
Гласные и согласные в приставках в- (во- ), вы- , до- , за- , над- (надо- ), не- , недо- , о- , об- (обо- ), от- (ото- ), па- , пере- , по- , под- (подо- ), пра- , пред- (предо- ), про- , с- (со- ), су- , у- пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения, например: в стать, от дать, про думать, пред стать, с бивчивый, об суждение.
Приставки, оканчивающиеся на -з (-с )
В приставках на -з (-с ) в соответствии с произношением перед звонкими согласными пишется з , перед глухими - с :
из- (ис- ) | изгиб - истекать |
раз- (рас- ) | разделить - расписать |
без- (бес- ) | безжалостный - бессердечный |
воз- (воc- ) | возразить - воскликнуть |
вз- (вс- ) | взгорок - вскормить |
низ- (нис- ) | низвергать - нисходить |
чрез- (черес ) | чрезмерный - чересчур |
Словарная работа
Запомните: в приставках раз- (рас- ) - роз- (рос- ) под ударением пишется О, без ударения - А:розвальни - развалить; роспись - расписка; исключение: розыскной
Приставки пре- , при-
Приставка пре-
имеет следующие значения:
1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый;
2) синонимичность приставке пере-
: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка при-
обозначает:
1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить;
2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить;
3) пространственную близость: приморский, приусадебный;
4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить;
5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, npuобрести, прикарманить.
Словарная работа
Запомните: некоторые слова с приставками пре- и при- различаются по значению. Сравните:
предать
(друга) - выдать (ср. предатель
)
придать
(значение) - добавить
претворить
(в жизнь) - воплотить
притворить
(дверь) - прикрыть
презирать
(врага) - ненавидеть
призреть
(сироту) - приютить
пребывать
(в городе) - находиться
прибыть
(в город) - приехать
преступить
(закон) - нарушить
приступить
(к делу) - начать
Во многих случаях приставки пре-
,
при-
тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
Словарная работа
Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет.
V . Закрепление ЗУН
Задача: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала по теме, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Задания Приставки
(Приставки на з - с. Даны варианты заданий. Учащиеся сами выбирают виды упражнений)
Упражнение №1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.(1б)
П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.
Упражнение № 2. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.(1 б).
Без-
или бес-
(срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
раз-
или рас-
(формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);
воз-
или вос-
(кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);
из-
или ис-
(черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).
Упражнение№ 3. Составьте словосочетания или предложения с данными словами. (1б)
Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.
Упражнение №4 . Мозговая атака .
Сколько приставок в данных словах? (2б)
Водопровод, мясоперерабатывающий, переподготовка, предопределение, перерасчет.
Дифференцированная работа. Работа по каточкам.
Тема: «Буквы з - с на конце приставок» Вставьте буквы, графически объясните их написание. | Н.А. Танцева, учитель-логопед БОУ «Гимназия №76» Тема: Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости Среди направлений работы по предупреждению и устранению дизорфографии у младших важное место занимает развитие орфографической зоркости. Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма». Таким образом, понятие «о рфографическая зоркость» подразумевает способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость неразделимо связана с умением оценивать каждый звук в слове, различать, в какой позиции он стоит. Обладать орфографической зоркостью – это значит уметь оценивать звучащее слово с точки зрения наличия «проблемных мест» в слове - слабых позиций. Умение обнаруживать и проверять орфограммы до их написания является базовым орфографическим умением. Сформировать стойкие орфографические умения и навыки невозможно без развития умения обнаруживать опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм - своего рода сигналы, приметы орфограмм. Они заставляет ученика внимательно вслушиваться в звучащую речь, активизирует речеслуховое внимание на поиск орфограммы. К сожалению, резервы, содержащиеся в знании теоретических сведений об опознавательных признаках орфограмм и умении учащихся узнавать орфограммы на слух с опорой на эти признаки, недостаточно используются в школьной практике. Понятие «опознавательные признаки орфограмм» Понятие «опознавательный признак орфограммы» введено в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов XX века Н.Н. Алгазиной «для обозначения условий выбора конкретной орфограммы» в связи с проблемой орфографической зоркости. В 1970 году М.Т. Баранов уточнил содержание понятия, определив опознавательный признак орфограммы как особый сигнал наличия орфограммы в слове или между словами и – одновременно – одно из условий выбора определенной орфограммы. Был предложен общий перечень опознавательных признаков разных типов орфограмм. 1. Несовпадение буквы и звука. 2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков: Гласные - а, о, и, е; Пары звонких и глухих согласных; Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу; Сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; Согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж; Буквы я, е, е, ю; Мягкие согласные; Окончание, стык приставки и корня и многое другое. 3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Общими опознавательными признаками орфограмм являются: 1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; 2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним; 3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка. Что касается несовпадения буквы и звука, написания и произношения - главного признака орфограммы, то этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение. Однако в процессе письма под диктовку младший школьник зачастую не может обнаружить несовпадения звука и буквы. «Опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания) - сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений. В процессе обучения дети запоминают набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. С большинством из данных сочетаний учащимися знакомятся уже в период обучения грамоте. Для того, чтобы научиться находить третий опознавательный признак орфограмм - морфемы в словах, сочетания морфем, ученик должен усвоить тему «Словообразование». Умея определять в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, так как знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. В этом может помочь таблица «Схема минного поля», предлагаемая Т.В. Шкляровой в пособии для родителей «Как научить вашего ребёнка писать без ошибок». В схеме наглядно представлено, какие орфограммы могут встречаться в каждой из частей слова. Вооружившись таким «миноискателем» - указателем опознавательных признаков орфограмм в различных морфемах, школьник может постепенно освоить навык нахождения орфограммы в любой части слова. Данные группы опознавательных признаков можно отнести к общим для большинства орфограмм. Кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм. Классификации опознавательных признаков орфограмм. Существует несколько классификаций опознавательных признаков орфограмм, которые не только не противоречат, но и дополняют друг друга. Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям; Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам; Классификация опознавательных признаков орфограмм О.И.Азовой (с учётом принципов орфографии); 1.Классификация опознавательных признаков орфограмм буквенного типа по слабым и сильным позициям.
2.Классификация опознавательных признаков орфограмм по их общим и частным признакам
3. Классификация опознавательных признаков орфограмм О.И. Азовой Особенностью классификации опознавательных признаков орфограмм, представленной в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» О.И. Азовой, является то, что кроме общих и частных опознавательных признаков орфограмм указаны принципы орфографии, которым соответствуют эти орфограммы. Так, например, орфограмме «Безударные гласные (проверяемые) в корне слова» соответствует морфологический принцип письма. К числу общих и частных опознавательных признаков орфограмм (то, что распознают дети) автор относит такие, как А.Безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке). Б.Гласные [а], [о], [е], [и] как наиболее «опасные». В.Безударный гласный находится в корне. Гласные [а], [о], [е], [и] названы наиболее «опасными». Однако на самом деле в безударной позиции звуки [о], [е] в корнях слов не произносятся. Вместо них слышатся либо [а] либо [и] и именно поэтому возникает «опасность» неправильного выбора буквы. Уже само наличие данных звуков в корне слова в безударном положении свидетельствует о необходимости проверки. На этот факт следует обращать внимание детей. Для обучения опознавать признаки орфограмм весьма эффективен приём моделирования . При моделировании орфограммы учитываются её общие и частные опознавательные признаки. Используются общепринятые в школьной практике символы: корень слова - дуга, сильная позиции гласного либо согласного - знак «плюс», слабая позиция – знак «минус». Использование моделей опирается на теорию формирования умственных действий П.Я.Гальперина и проходит следующие этапы:
Составленная модель орфограммы поможет осмыслить и без труда воспроизвести орфографическое правило. На основе опознавательных признаков орфограмм составляются алгоритмы орфографических действий. Таким образом, знание опознавательных признаков орфограмм и умение их находить является непременным условием формирования орфографической зоркости. Особенно важно формирование способности обнаруживать орфограммы в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у школьников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4-С.39 6. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64 7. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: Просвещение. 1992-306с. 8. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева,. Светловская –М.: Просвещение, 1987- 267с. 9. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. –1984. №12-С.67 10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. –М.: Просвещение, 1990-361с. 11.Шклярова Т.В.Как научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Издательство «Грамотей», 2003, с.4 |
№ п/п | Название орфограммы | Опознавательные признаки (общие и частные) |
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) | а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове | |
Звонкие и глухие согласные | а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) | |
Непроизносимые согласные | а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове | |
Разделительный ь | наличие звука Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё | |
Разделительный ъ | а) наличие звука Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня |
б) значение слова: название или имя
Заглавная буква в начале предложения
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
ь на конце имен существительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
Безударные окончания имен существительных
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное
Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
Правописание безударных личных окончаний глаголов
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее
Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:
1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфографическое поле, необходимое для проверки;
3) опознавательные признаки данной орфограммы;
4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
Кроме написанных 13 опознавательных признаков наиболее употребительных орфограмм могут быть выделены следующие: двойные согласные; сочетания ЧК, ЧН; разрыв слова для переноса со строки на строку; проверка двух безударных гласных в одном корне; правописание гласных и согласных в предлогах и приставках; окончание имен прилагательных в винительном и творительном падежах женского рода –ую, -юю, ою, ею; не с глаголами; правописание местоимений с предлогом; правописание глаголов в прошедшем времени. Таким образом, для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать: природу данного орфографического явления, его принцип и основу проверки; опознавательные признаки данной орфограммы и возможности учащихся каждого класса по использованию этих опознавательных признаков; умения, необходимые учащимся каждого класса для успешной проверки орфограмм данного типа.
В целом, система правильного письма в начальных классах характеризуется постоянным переходом от изображения звуков речи точно соответствующим им буквам – к соотнесению буквенного состава со звуковым составом и выявленного несоответствий – к нахождению орфограмм, определению их типов, к запоминанию слов, к простейшим способам проверки – к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе.
1. Правописание -то, -либо, -нибудь и др.
Через дефис пишутся со словами приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки. Например:
все-таки, кое-куда, как-либо
Запомнить: как будто
2. Правописание слов с пол-, полу-.
Слова с полу- всегда пишутся слитно.
Например:
полусапожки, полушубок
Слова с пол- могут писаться через дефис, слитно и раздельно.
А. Через дефис пишутся слова с пол-, если корень начинается с
гласной, заглавной буквы или л.
Например:
пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
Б. В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно:
полмоста, полвагона
Раздельно слова с пол- пишутся в том случае, если между пол- и словом есть определение:
пол вишневого сада, пол моего участка
3. Правописание наречий.
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова или одно- коренных слов: мало-помалу, много-много;
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и: по-новому, по-зимнему, по-товарищески;
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых: во-первых, в-третьих.
Внимание! Следует отличать наречия, пишущиеся через дефис, и омонимичные им части речи:
Холодно (как?) по-зимнему (наречие). Идти по (какому?) зим- нему (прилагательное) снегу.
Запомнить: точь-в-точь, бок о бок.
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис | Слитно |
1. Прилагательные, обозначающие оттенок цвета: ярко-красный. 2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 3. Прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком: сладко-соленый. 4. Прилагательные, первая часть которых заканчивается на -ико: химико- биологический. Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский. 5. Прилагательные, между частями которых можно поставить сочинительный союз И (образовавшиеся из сочинительных словосочетаний): русско-немецкий словарь (русский и немецкий). | 1. Прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний: железнодорожный (железная дорога). 2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно: железобетонный. |
1. Прилагательные, образовавшиеся путем сращения слов: дикорастущий. |
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис | Слитно |
1. Существительные, образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной: диван- кровать. 2. Некоторые географические названия: Санкт-Петербург. 3. Существительные, обозначающие стороны света, партии, единицы измерения: северо-запад, либерал- демократ, киловатт-час. 4. Существительные, первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.: вице-премьер, экс-чемпион, штабс-капитан | 1. Сложные слова, первая часть которых - начало слова, вторая - целое слово: медсестра (медицинская сестра), стенгазета (стенная газета). 2. Существительные, первой частью которых является микро-, макро-, агро-, метео-, кино-, био-, авто- и др.: микробиология, автогонки. 3. Существительные, первая часть которых является глаголом на -и: сорвиголова. 4. Существительные, обозначающие жителей местности, даже если название местности пишется через дефис: Алма- Ата, но алмаатинец. |
Запомнить: трудодень, трудочас, перекати-поле.
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги образовываются путем перехода существительных в разных падежных формах, наречий и деепричастий в другую часть речи. При этом написание слова может измениться.
Чтобы отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи, следует посмотреть, можно ли задать к слову вопрос или само слово входит в состав вопроса.
Например:
Ходить (как?) вокруг (наречие). Ходить (вокруг чего?) вокруг дома (производный предлог).
Если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи, если же слово само входит в состав вопроса, - это производный предлог.
Написание предлогов: напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на.
Следует различать производный предлог и наречие навстречу и существительное с предлогом на встречу. Если это существительное, то между ним и предлогом можно вставить слово:
Бежать (как?) навстречу (наречие). Бежать (навстречу чему?) навстречу ветру (производный предлог). Бежать на встречу с другом (существительное с предлогом, так как можно: Бежать на дол- гожданную встречу с другом).
Правописание производных предлогов и омонимичных само- стоятельных частей может совпадать (навстречу - навстречу), а может различаться. Следует запомнить:
7. Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.
8. Правописание союзов.
Союзы также, тоже, чтобы, зато следует отличать от омонимичных им сочетаний так же, то же, что бы, за то. Союзы также, тоже, чтобы можно заменить на синонимичные и, для того чтобы. Союз зато синонимичен союзу но.
Например:
Он тоже/также опоздал. (= и он опоздал)
Он невелик ростом, зато красив. (= Он невелик ростом, но красив.)
В омонимичных сочетаниях частицы же и бы можно опустись или переставить в другое место. Кроме того, в таких сочетаниях на местоимения всегда падает логическое ударение:
То же слово, да не так молвить. (То слово, да не так молвить.) В сочетании за то всегда следует уточнение за что.
Я благодарен ему за то (за что именно?), что он мне поверил.
Запомнить: во что бы то ни стало.
9. Правописание наречий и существительных с предлогами, местоимений с предлогами.
Такие наречия, как вверх, вниз, вдаль, ввысь, наголову, вслед, поэтому и т. д. следует отличать от омонимичных им сочетаний существительных c предлогом. Если данные слова не имеют зависимых слов, это наречия, если зависимые слова - существитель- ные с предлогом.
Например:
посмотреть вверх (наречие) - посмотреть в верх (чего?) дома (существительное с предлогом); уехать вдаль (наречие) - улететь в даль (чего?) небес (существительное с предлогом).
![](/assets/vsadu-icon.png)
чтобы вы всегда были в курсе самого интересного.