Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.

Предметные:

  • · знать, как пишутся приставки раз-, рас-;
  • · находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
  • · правильно выделять приставки в словах;
  • · уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-;
  • · уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.

Метапредметные:

регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

  • 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
  • 2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
  • 3. ИКТ

Таблица 1

Тема урока:

Правописание приставок раз-, рас-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Цель: Организация

направленного внимания на начало урока

Приветствие, доброе пожелание, настрой на урок.

Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!

(слайд № 2)

Уточнить, как готовы дети к уроку.

Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

Личностные результаты:

Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Актуализация знаний

Мотивировать учащихся на изучение темы

Учитель сообщает:

На очередное занятие клуба «Ключ и Заря» Волшебница пригласила Машу и Мишу, и мы являемся участниками заседания клуба

«Ключ и Заря»

(слайд № 3)

  • - А кто такая Волшебница? Как её зовут?
  • -Волшебница начала заседание клуба словами

Я хочу вам РАСсказать

Об Иван Иваныче,

Он однажды РАЗболелся

Лёжа на диванчике.

  • (слайд № 4)
  • - Что вставили?
  • - Как правильно писать приставку и в каких словах пишется раз-, а в каких раз-?

Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой.

Слушая внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке.

Учащиеся высказывают свои ответы:

На уроке мы сегодня будем говорить о приставках рас -, раз-..

Предметные: понимают задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.

Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Познакомить учащихся с учебной задачей.

Учитель спрашивает:

Кто сможет назвать тему

заседания?

  • - Правильно, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»
  • (слайд № 5)

Какие цели вы бы себе поставили, чему хотели бы научиться?

(слайд № 6)

Объяснить задание:

Запишите дату занятия в рабочую тетрадь. Сейчас проведём словарную работу. (Слова с пропусками букв даны на ЭКРАНЕ)

(слайд № 7)

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Праз..ник, а…ея, лес..н…ца, мес…ц, д…кабр.., …нвар.,. р…кета, ф..врал, расстояние

  • - Что вы заметили при спи-сывании? (Слово расстояние не имеет пропусков букв)
  • - Как вы думаете, почему? (Так как это словарное слово мы ещё не учили)
  • - Какая часть слова отличает это слово от всех остальных?

Выделите в этом слове приставку рас-

  • - А что такое приставка?
  • - Чем отличается приставка от предлога?
  • - На уроке вы будете исследовать и открывать что-то новое. Тема заседания записана на доске

«Правописание приставок

раз- и рас-»

И наша задача узнать, в каких случаях надо писать приставку раз-, а в каких словах пишется рас- и почему?

Уже в словарной работе вы повстречались со словом, в котором есть приставка рас- (расстояние).

Откройте учебники на с.17.

Чтение учителем текста интриги между героями о правописании приставок.

Чтобы убедиться в высказывании Анишит Йокоповны, выполним упражнение 10. (слайд № 9)

Высказывают свои ответы:

Мы будем говорить о правописании приставок раз- или рас-.

Значит, тема заседания: «Правописание приставок раз- и рас-»

Прослушиваем высказывания учащихся.

Проговорить, как поняли задание и что будут делать для того, чтобы записать слова правильно.

  • -Слово расстояние не имеет пропусков букв.
  • -Это словарное слово мы ещё не учили.
  • -Приставка рас-
  • (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Ответы учащихся:

  • - Приставка - часть слова.
  • - Приставка отличается от предлога тем, что пишется со словом всегда слитно.

Взаимопроверка

написания словарной работы, проверьте работу друг у друга (слайд №7)

Открывают учебники (с.17) и слушают текст интриги.

Чтение учащимися упр.10.

Коллективное составление плана работы с заданием.

Работают по заданию, выписывают слова из Обратного словаря и распределяют их в два столбика.

(В I столбик учащиеся записывают слова с приставкой раз- разломать, разбросать, разболтать, размешать.

Во II столбик слова с приставкой рас- растолкать, распускать, расписать, расхватать, раскатать, распечатать (слайд № 10) (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 10)

Самооценка

(слайд № 11)

Метапредметные:

Анализируют учебную задачу и принимают её,

сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли.

Познавательные: различать приставки и предлоги.

Коммуникативные:

уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

уметь работать

с Обратным словарём и находить в нём слова с данными приставками, обобщают и выстраивают модель алгоритма по написанию приставок раз-, рас- (что я знаю, что не знаю)

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать алгоритм по написанию слов с приставками раз-, рас-.

  • - Продолжаем наше исследование.
  • (слайд № 12)

Отделить все части слова!

Разложить по кармашкам!

  • - разобидеть
  • - разубедить
  • - разоружить
  • - разодеть

После написания: учитель спрашивает:

  • - Какая буква пишется на конце приставки? (Буква З)
  • - С какой буквы начинается корень. Какой звук она обозначает?
  • - Сформулируйте самостоятельно правило о правописании приставок раз- и рас-, не обращаясь к плакату Летучей Мыши.
  • (Приставка раз- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.

Приставка рас- пишется в словах, корни которых начинаются с глухих согласных).

А теперь познакомьтесь с текстом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать приставки раз- и рас-. (с. 18 в учебнике).

Разрезают слова, раскладывают по кармашкам (уточняем перед какой буквой написана приставка)

Самопроверка.

(слайд № 13)

Самооценка

  • (слайд № 15)
  • (слайд № 16)

Проговаривают алгоритм:

  • - читаю слово;
  • - определяю, с какого звука начинается корень;
  • - делаю выбор приставки.
  • (слайд № 18)

Затем учащиеся самостоятельно составляют правило о правописании приставок раз- и рас-, не опираясь на плакат Летучей Мыши.

После составления алгоритма и правила о правописании приставок раз- и рас-, учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши и делают соответствующие выводы.

Метапредметные:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании приставок раз-, рас-;

уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.

Предметные результаты:

знать, как пишутся приставки раз-, рас-

Динамическая пауза

Цель: Дать возможность уч-ся отдохнуть

Проведём музыкальную физминутку

Учащиеся выполняют движения под музыку (слайд № 17)

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Цель: Обобщить

полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тром (над)..осквой ра..дался ра.. катистый гром

(слайд № 20)

Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают затруднения в работе.

  • - Проверьте, как вы выполнили это задание.
  • (слайд № 21)

Самостоятельное выполнение задания в тетради.

Начертить луч самооценки.

Учащиеся называют орфограммы и отмечают их на луче.

Самоконтроль и самооценка.

Метапредметные:

Самоопределяются в УД.

Рефлексия деятельности

Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Завершается работа клубного заседания «Ключ и Заря». Давайте подведём итог всей работе.

Учитель задаёт вопросы по уроку (слайд № 22).

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок (уточняем перед какой буквой пишутся приставки)

Личностные:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Домашнее задание

Цель: Дать

инструктаж выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

(слайд № 23)

т. упр.12, с. 11 в учебнике.

стр. 18 правило.

На этом работа клубного заседания «Ключ и Заря» завершена. Волшебница благодарит за хорошую

работу Машу и Мишу и всех участников клуба «Ключ и Заря».

  • (слайд № 24)
  • - Оцените свою работу на уроке.
  • (слайд № 25)

Учащиеся читают задание про себя.

Задают вопросы по выполнению задания.

Понимают, как надо выполнить домашнее задание.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

Упражнение

1. Посреди леса, на ра_ чищенной и ра_ работанной поляне, во_ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе_ шумно ра_ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра_ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в_ глянуть на молнию, когда, ра_ кроивши черные, как уголь, тучи, не_ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во_ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_ умным лицом, и_ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во_ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра_ стилаются скатертями, то и_ виваются и и_ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре_ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе_ престанно, и мы со всево_ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе_ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра_ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра_ рушающегося двора, вид сильно и_ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои_ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе_ покоить, и я надеялся, что пунш ра_ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра_ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и_ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра_ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и_ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в_ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра_ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе_ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе_ ценны, когда вы в_ помните, что _ десь ра_ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра_ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-

Задачи урока:

Обучающие::

1. Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;

2. Формировать навык написания приставок раз-/рас-;

3. Повторить морфемный разбор слов;

4. Развить умение формулировать определение понятий;

5. Обогащать словарный запас учащихся;

6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

1. Осуществление системно-деятельностного подхода;

2. Развитие внимания;

3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

4. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

5. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

6. развивать умение применять новые знания;

7. развитие творческих, речевых способностей учащихся;

8. формирование логических умений;

9. развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

10. развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

2. Воспитание ценностного отношения к слову;

3. Развитие коммуникативных УУД:

4. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке.

Ход урока

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

- Сегодня урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь - не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет - “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова - основа.

2. Значимая часть слова - морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень - главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

А теперь давайте проверим ваши ответы. Все справились с заданием? Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки - «4», кто допустил 3-4 ошибки - «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .

3. Постановка учебной цели.

Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, во..вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве …хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я …хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в…глянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, не…терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во…вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).

А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-).

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС- .Запишите число и тему урока.

Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть? (научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)

Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.

Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило. (затем обратимся к учебнику на с.58)

Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С

без- бес
воз - вос
раз - рас

Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)

Правильно мы сформулировали правило?(да)

Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)

О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)

Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.

Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.

Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)

Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.

Сделайте вывод.

Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок из-\ис-, без-\бес-, воз-\воз-

Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
рочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц - бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Молодцы ребята! А теперь нам предстоит встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой

2. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела.

3. Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы

4. «Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась…»

5. Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу

Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.

Наше следующее задание - решение тестов
Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный

2. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться

3. Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный

4. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый

Работа в группах.
1 группа - образуйте от данных слов прилагательные

  1. Небо без звёзд (беззвёздное)
  2. Вход без платы (бесплатный)
  3. Пустыня без воды (безводная)
  4. Дорога без конца (бесконечная)
  5. Ребенок без помощи (беспомощный)
  6. Жидкость без цвета (бесцветная)
  7. Плач без звука (беззвучный)
  8. Движение без шума (бесшумное)
  9. Шоколад без вкуса (безвкусный)

2 группа - присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).
Бить, кинуть, бежать, смотреть, править

Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )

Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )

Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )

Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Вывод. (с. 33)

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.