>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА

Теория А

В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.

Корень (по-укр.: корінь ), префикс (по-укр.: префікс ), суффикс (по-укр.: суфікс ), окончание (по-укр.: закінчення ) - значимые части слова, или морфемы.

Морфемика - это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:

Практика А

1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель . Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель . Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.

Если-тель значит «прибор», то, выходит, -тель - значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .

Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель - как раз суффикс), окончания.

В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ . Корень -ним- . Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть ; -ним- обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.

Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.

Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.

Отвечайте

Почему морфему называют значимой частью слова?

Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?

2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "

3. Приведите примеры слов с префиксом при- . Запишите их.

4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.

Город, городской, горожанин, пригород.

Теория Б

КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.

ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород .

ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.

Практика Б

5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.

Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.

6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни

ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба

Теория В

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

7. Запишите слова и укажите возможные переносы.

Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.

8. Исправьте ошибки в переносах слов.

Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.

ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют . Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово ).

Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .

Практика Г

9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо , хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ , потому как питал его подземный источник . Вода в озере была холодная , чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова )
Теория Д

ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.

ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Практика Д

10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок )

11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Урок русского языка по теме: «Значимые части слова»

3 класс

Учитель: Петрова Светлана Эргашевна

Конспект урока русского языка в 3 классе

по теме: «Значимые части слова».

Формулировать определения: «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

Обсудить с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова

по этим моделям.

Развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, работать с форзацем учебника «Словообразование».

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом

Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями,

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Развивать сообразительность, мышление, память.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:

Карточки индивидуального опроса;

Буквы для словарной работы;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения : словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

    рассказ учителя,

    проблемные вопросы,

    работа над новыми понятиями,

    творческие задания,

    практические упражнения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день.

Дети. Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Актуализация знаний.

Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Отвечаем хором, быстро.

    Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

    Общая часть родственных слов называется …

- Как называется третий зимний месяц?

    Во что превращается вода зимой….

    Часть слова без окончания называется …

    Назовите слово, противоположное слову враг .

    Самый короткий месяц в году?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Проверка домашнего задания

4. Минутка чистописания. Индивидуальные задания.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3 (у доски) Выделить корень в однокоренных словах.

Классу: Что называется корнем? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

Составь пару.

Взять себя в руки Очень быстро В ежовых рукавицах Держать в строгости Не покладая рук Успокоиться Не успел глазом моргнуть Много работать

Карточка 4

Из букв на доске собрать слово, но несколько букв надо расшифровать (КОНСТРУКТОР)

Как вы понимаете смысл этого слова?

Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.

Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

Вот и я собрала из нашего слова цепочку букв. Рассмотрите её: кк рр … вам нужно её продолжить на две буквы

кк рр оо тт – Почему вы так считаете? Какая буква здесь лишняя? Почему?

Запишите на первой строчке: кк рр оо тт конструктор

На второй строчке нужно записать слова, составленные из букв слова КОНСТРУКТОР. С правилами этого задания мы знакомы, на работу вам две минуты.

Проверка . Покажите на руках, сколько слов написали.

5.Введение в тему через орфографический диктант.

С группой слов мы работаем пятый день, и сегодня мы их пишем под диктовку, выделяйте все опасные места (орфограммы).

Мороз, вьюга, прорубь, январь, снежинка, окрестность, река Иня

- На какие две группы можно разделить эти слова? (имена собственные и нарицательные)

Задание. В первом слове выделить корень, в третьем - приставку, в пятом – суффикс, в последнем - окончание (показываю карточки)

Вывод:

Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Проверим диктант.

Можно ли детали, изображённые на каточках, отнести к «словесному конструктору»? Докажите.

Назовите тему нашего урока?

6. Сообщение цели урока. Работа по теме.

Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу.

Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Командир выбирает карточку. На работу вам 3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек-цифр (3, 4, 5).

Алгоритм работы

    Как называется;

    Как обозначается;

    Где расположена;

    Для чего служит.

Молодцы!

Проверка работы по карточкам.

А как можно озаглавить текст? (Зимний лес). Какое слово главное в этом словосочетании?

Игра «Снежный ком». Составляем однокоренные слова с корнем ЛЕС (по рядам), А я придумала слова с корнем ЗИМа (зимы, зимой, зиме, зиму). – Почему неверно? (это формы слова)

Задание. «Зоркие глазки» Записать однокоренные слова, которые называли с корнем ЛЕС или ЗИМа, или с тем и другим.

С помощью каких морфем они образовались? (приставки, суффиксы)

Подберите подходящие по смыслу прилагательные к слову ЗИМА. Какая зима? (…)

А теперь посмотрим, сколько совпадений у вас получилось со мной: лютая, суровая, снежная, холодная.

Какие прилагательные очень близки по значению? Как называются такие слова? (синонимы)

Для чего они нужны в нашей речи?

Составьте с одним из слов предложение. Запишем его на доске и в тетрадях, выполним разбор по членам предложения. (Для сильных учеников – выписать словосочетания с вопросами)

- Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть однокоренные слова.

Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте. (Работа в паре)

Текст.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу.

Как образовались эти слова?

А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?

Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.

Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Какими же грибами питается белка? “Собери и объясни!”

Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске. На доске:

РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик)

БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок)

Почему грибы так назвали?

Как образовались данные слова?

Что нового я узнал? За что я сказал бы себе «Молодец»?

8. Итог урока. Сделаем вывод:

Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.

Действовали вместе и работали хорошо, получили за работу (оценки).

Сегодня на уроке: Мы составляли…

Мы учились…

А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.

«Кто главнее и важнее»

Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь ; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки . Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть , это совсем не то, что п роиграть ! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы . Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Прист . Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный ! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суф . Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка , не Оля, а Оленька !

Уч . Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень . Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Уч . Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Уч . Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

К . В корне смысл, но не весь

Главный, но не полный.

Пр . Потому приставка есть-

Смысл она дополнит.

Суф . - Рад я в этом ей помочь.

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, -

Всё равно я всех проворней!

Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети . –Об окончании.

Уч . –А вот спешит к нам уже и окончание.

Окон . И на род укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

Уч . –Вот и сказке конец, а кто слушал …

Дети . МОЛОДЕЦ

Тест “Состав слова”.

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.

Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.

4. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

5. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.

В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.

Корень, префикс, суффикс, окончание - значимые части слова, или морфемы.

Морфемика - это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:

КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.

ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород .

ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют. Такие слова называются изменяемыми. Все изменяемые слова состоят из основы и окончания.

ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.

ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одного или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Итак, еще раз повторим, из каких частей состоит слово в русском языке.

Корень центральная часть слова, заключающая в себе основной элемент лексического значения, например: за-сух-а, лес-ной. Сложное слово имеет более одного корня: торфоразработки, слепоглухонемой.

Приставка (префикс) – часть слова, находящаяся перед корнем, например: вз-дрогнуть, при-соединить, по-при-от-крывать.

Суффикс – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием, напр.: актив-ист-к-а, рез-к-а, устар-е-л-ость.

Окончание (флексия) – часть слова, которой слово чаще всего оканчивается и которая выражает значение рода, числа, падежа и лица, например: весн-а,красив-ый, греб-у. После окончания могут стоять возвратная частица -ся (-cь) и частица -те, например: пиш-ет-ся, катал-а-сь, ид-ём-те.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Любой слог обязательно включает в себя гласный звук. Слог может состоять только из гласного или из сочетания гласного с одним или несколькими согласными звуками: о-си-на, ид-ти, мо-ло-дец.

Слово состоит из частей: приставки, корня, суффикса, окончания. Их также называют морфемами. Приставка, корень и суффикс составляют основу слова, они являются значимыми частями слова. Говоря иначе: слово состоит из основы и окончания. Раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования, называет словообразованием . Следует разделять понятия морфемного и словообразовательного разбора.

Названия и обозначения

Каждая часть слова имеет название и визуальное обозначение (начертание). Обозначения - как бы «маркеры», которые пририсовывают к соответствующей части слова сверху, снизу или обводкой.

— приставка (или префикс)
— корень
— суффикс и постфикс
— окончание
— основа и соединительная гласная (или интерфикс)

Покажем обозначение морфем на примерах: аван гард н ый , абзац , без вы ход н ый

В тетрадных листах обычно слова пишут шариковой ручкой, а части слов выделяют карандашом или шариковой ручкой другого цвета. На школьных досках части слов выделяют мелком или маркером цветом, отличающимся от цвета слова. Наш сайт содержит краткий словарь морфемных разборов с наглядным обозначением морфем.

Группы морфем

Морфемы разделяются на три группы:

  • корневая морфема - корень;
  • словообразующие морфемы - приставка, словообразующий суффикс;
  • формообразующие морфемы - окончание, формообразующий суффикс.

В основу слова входят корень и словообразующие морфемы.

Рис 1. Схематическое представление частей слова

Вне рамок школьной программы используется иная терминология для некорневых морфем - аффиксы. Существуют и другие морфемы и их комбинации, но они не входят в школьную программу, поэтому мы их подробно не рассматриваем.

Любая из морфем может отсутствовать в слове, в том числе корень. Однако некоторые учёные считают, что отсутствие корня в действительности является наличием нулевого корня.

Видоизменение морфем

Части слова могут подвергаться выпадению звука либо замене одного звука другим. Такие видоизменения могут возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:
. в приставках: от резать - ото рвать, раз делить - рас писать;
. в корнях: орос ить - орош ение, прос ит - упраш ивает, береч ь - берег у - береж ный;
. в суффиксах: сучок - сучк а - сучочек ;
. в окончаниях: водой - водою , в лесу - о лесе .

Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Значимые части слова

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой - :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

корнем является -сол -, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

Окончание слова

Окончание - это изменяемая часть слова , окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова . Окончание обозначается .

слон, слоны , о слонах

Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо, тепло, стыдно

метро, пальто, кофе

Основа

Основа - это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа - это основа, состоящая только из корня, например.