Вольные птицы на птичьих правах

Вольнослушатели бывают разные. Иногда это почти студенты. Они ходят не только на лекции, но и на практические занятия. Они даже могут сдавать экзамены. И прогуливать! При этом их не имеют права исключать из вуза. Потому что исключают только студентов – ежели те провинились, конечно.

Есть и другие вольнослушатели – на лекцию в университет своей мечты они желают проникнуть тайком, а на то, чтобы их, скажем, записали в студенческую библиотеку, уже и не рассчитывают. Исключить из вуза никто не вправе, разумеется, и их. Зато просто не пустить туда – пожалуйста.

Многие люди, в чьей жизни присутствовал опыт учебы вольнослушателем, сумели показать себя как настоящие профессионалы. Этнограф, антрополог и путешественник по юго-восточным пространствам Земли Николай Миклухо-Маклай, а также физиологи Климент Тимирязев и Алексей Ухтомский побывали вольнослушателями Петербургского университета; физиолог Иван Сеченов таким же образом посещал медицинский факультет Московского университета. Изобретатель радио Гульельмо Маркони был вольнослушателем Болонского университета.

В числе известных вольнослушателей немало художников. Особенно популярной среди них стала Академия художеств в Петербурге. В нее наведывались романтический живописец Василий Тропинин, пейзажист Архип Куинджи, автор исторических полотен Генрих Семирадский, создатель ярких и пестрых образов Филипп Малявин, участники объединения «Мир искусства» Александр Бенуа и Леон Бакст. Та же академия приняла на учебу в качестве вольнослушателей скульпторов Петра Клодта (кони на Аничковом мосту в Петербурге – его работа) и Марка Антокольского, чьи тонкие скульптуры москвичи и гости столицы могут увидеть в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Кстати, изучать искусство вольнослушателем можно было и в Москве – мастерица вырезать силуэты Елизавета Сергеевна Кругликова занималась на таких правах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Не отставали в своем свободном образовании и рыцари слова – поэты Федор Тютчев (словесное отделение Московского университета), Николай Некрасов (филологический факультет Петербургского университета), классик румынской литературы Михай Эминеску (ряд гуманитарных курсов Венского университета), Саша Чёрный (Гейдельбергский университет), Сергей Есенин (историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского); прозаики Николай Лесков (Киевский университет), автор «Очерков бурсы» Николай Помяловский (Петербургский университет), Антуан де Сент-Экзюпери (отделение архитектуры Школы изящных искусств в Париже); первый пушкинист Павел Анненков (Петербургский университет).

Обычен путь в искусство «от противного» – например, если не дается математика, волей-неволей начнешь изучать что-нибудь другое. Но не таков был композитор Милий Балакирев – его не пугала участь вольнослушателя на математическом факультете Казанского университета.

В ХХ веке стать вольнослушателями удавалось в основном актерам – Владимиру Этушу и Вениамину Смехову (Театральное училище имени Бориса Щукина), Андрею Ростоцкому (ВГИК), «Фандорину» Илье Носкову (ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова).

Ну и как не вспомнить о компьютерном революционере Стиве Джобсе – одном из главных вдохновителей современного поколения! Он же всё-таки восстановился в Рид-колледже в американском Портленде – и тоже вольнослушателем.

История с географией

Нормальная университетская жизнь во многом держится на понятии академических свобод – например, свободы исследования или выражении профессурой своих оригинальных взглядов. Да и в целом студенческие годы порой кажутся настоящей вольницей – есть время собираться с друзьями и веселиться, рабочий день «с 9 до 6» еще многим незнаком, так почему бы, мол, в довершение ко всему не пускать на лекции людей с улицы? Им же интересно, они тоже учиться хотят…

В разных историко-географических обстоятельствах этот вопрос решался по-разному. В дореволюционной России, как вы уже успели понять по вышеупомянутым именам – во многом положительно.

Но если в отношении юношей возможность посещать занятия в том или ином университете обсуждалась индивидуально, то женщины рассматривались уже как класс: могут все они переступать университетский порог даже на таких правах – либо нет. В начале 1860-х годов в совете Московского университета большинство не захотело видеть женщин на студенческих скамьях. В Санкт-Петербургском университете совет оказался либеральнее, в Казанском – еще либеральнее, а в Киеве и Харькове женщинам дали права студентов и даже позволили приобретать ученые степени. А когда спустя десятилетие по стране открылся ряд Высших женских курсов (постепенно приобретавших всё более университетский характер), статус вольнослушательницы некоторое время существовал и на них.

До октября 1917 года правила приема в вольнослушатели могли определяться самим учебным заведением. Так, Московский археологический институт принимал довольно много вольнослушателей, и они могли сдавать экзамены. Обучение было платным. А после революции любой, кому исполнилось 16 лет, мог выбрать себе вуз, чтобы ходить туда как вольнослушатель и при этом ничего не платить. (В том же статусе порой могли учиться и россияне по ту сторону СССР – например, русские эмигранты в Богословском институте святого Владимира в китайском Харбине.) Но в итоге развившаяся в СССР система вечернего и заочного образования вытеснила учебу вольнослушателем.

В современной России есть вузы, которые набирают вольнослушателей по своим правилам. Независимый московский университет (Москва), ориентированный на углубленное математическое образование (диплом этого учебного заведения признается Гарвардом), разрешает вольнослушателям посещать занятия и допускает их к сдаче вступительной сессии. А Университет практической психологии, также расположенный в столице, организовал для вольнослушателей специальный платный поток, на котором можно учиться в том числе заочно, а также сдавать экзамены и писать дипломную работу. Диплома государственного образца, правда, такому учащемуся тут не положено, однако если он сможет перейти в статус студента, то получит и причитающиеся студентам права.

За рубежом картина различается от страны к стране, от вуза к вузу. Скажем, в университетах Великобритании и США встречаются отделения для вольнослушателей, в Германии процент вольнослушателей за последнее время возрос, да и в более близко расположенной к нам Польше институт вольнослушателей живет и здравствует – и если абитуриенту не досталось студенческого места, он всё равно может присутствовать на занятиях, посещать лаборатории, брать учебные пособия в библиотеке и сдавать экзамены. Тем не менее такой «вольны слухач» не имеет студенческого билета, также в его отношении не действует система кредитов – набранных учебных баллов, ему не могут составить индивидуальный учебный план и предоставить академический отпуск. Когда пройдет год этого полустуденческого существования, рассматривается вопрос о включении вольного слушателя в списки студентов.

Если же вольнослушательство где-то запрещено, то чаще всего это происходит, когда остальные студенты платят за учебу, а тот, кто хотел бы стать вольнослушателем, курса не оплачивал.

Пустят ли вас послушать лекции

В российском Законе об образовании о вольнослушателях речи не идет. (Есть ЕГЭ? Вот и сдавайте ЕГЭ – и поступайте как полагается.) Но их «порой видят» – то в одном вузе, то в другом. Студенты-привидения! Так удается ли им туда пробраться или нет?

Помимо закона, на вольных слушателей часто не рассчитан сам распорядок жизни вуза. Только студенты да преподаватели проходят в учебные корпуса без проблем (если это не день открытых дверей, конечно). Так что, вероятно, вас выловят еще в дверях вуза и отправят восвояси. И всё же вопрос решается в каждом конкретном вузе по-своему: где-то вольнослушатели отсутствуют как класс, где-то вы можете спросить об интересующей вас тематике лекций, обратившись в вуз, и в итоге договориться с преподавательским составом, а где-то даже написать заявление по всей форме, а по окончании курса получить сертификат.

Желающим стать вольнослушателями было бы интереснее всего понаблюдать с задней парты за естественным учебным процессом. И, раз не всегда такая возможность есть, можно рассмотреть и другие предложения вузов – например, открытые лекции. Они устраиваются нарочно и порой находятся вне контекста курса, изучаемого основной массой студентов, однако на многие такие лекции можно прийти всем желающим – и ощутить атмосферу вуза, куда вы, возможно, вскоре будете поступать.

Другое дело, что сегодня ощутить атмосферу вузов, расположенных в любой точке земного шара, можно не выходя из дома.

Прогнозы

Сохранится ли институт вольнослушателей в его первозданном очном варианте, если вузы сегодня стремятся попросту вывешивать лекции онлайн, а количество подписчиков многих их каналов на YouTube и других ресурсах исчисляется огромными цифрами; если лучшие вузы мира объединяются в проект Coursera, а вузы по всему миру – в проект OpenCourseWare, если университетскими знаниями стало принято свободно делиться в Интернете? Со студентами всё понятно: им же еще и диплом нужен! Они всё равно будут ходить в вузы. А вот массовая вербовка в дистанционные вольнослушатели ставит под удар ваше желание хоть немного посидеть на самой настоящей студенческой скамье и послушать лекцию на самом настоящем студенческом потоке – не будучи при этом студентом. Оставайтесь, мол, дома, запускайте видеоролик вуза – и устраивайте себе вольные слушания сколько угодно. Вот и будет вам профориентация с подготовительными курсами, и никуда ходить не надо. И вообще сейчас любой информации полно – купил какой хочешь учебник да занимайся самостоятельно.

Самообразование – штука хорошая. Сегодня оно считается даже более достойным занятием, чем учеба «в строю» студентов: ведь самоучка лучше мотивирован и он лично принимает решения, что именно он будет учить, а студент довольствуется тем, что ему зададут. Впрочем, сторонник самообразования излишне привязывается к собственным достижениям и оттого часто притормаживает. Зато студент легко откладывает в сторону очередную решенную контрольную работу – одну за другой – и в итоге быстрее продвигается в освоении курса! Поэтому всегда есть резон стать или очным студентом, или как минимум вольнослушателем.

А вообще вольнослушателем необязательно хотеть становиться. Об этом феномене хорошо просто поразмыслить. Ведь были же и есть люди, которые не придают большого значения диплому, зато уважают знания настолько, что хотят получать их пусть даже не в общем студенческом потоке, а скромно сидя с краешку в аудитории. Этой тяги к знаниям имеет смысл постараться достичь в любом случае – она вам пригодится, когда станете студентом!

Вольный слушатель - это студент, имеющий возможность свободно посещать университетские занятия, не будучи при этом официально зачисленным и без права на получение диплома. На Западе за прослушанные лекции и курсы выдают сертификаты, но в российских вузах Вы, скорее всего, не получите ничего, кроме собственно знаний.
У нас институт вольнослушателей был популярен в дореволюционные времена, но сейчас пришел в упадок. Большинство российских вузов резонно ссылается на то, что самого понятия «вольный слушатель» в современном образовательном законодательстве страны просто не существует.
1. МГУ
В МГУ, как и положено в классических университетах, существует практика свободного посещения занятий, поэтому теоретически возможность стать вольнослушателем есть, но на практике вольный доступ к знаниям затруднителен из-за административных сложностей: для того чтобы войти в МГУ, надо иметь пропуск или студенческий билет университета, иначе охрана не пропустит.
Совет: надо определиться с тем, на какие именно лекции Вы хотите попасть (на каком факультете, какой кафедры, в какое время) и прислать свой запрос на почту выбранного факультета. Успех затеи зависит как от благосклонности заведующего кафедрой, так и от лояльности охранников корпуса. Если на кафедре Вам ответят согласием, попросите ее сотрудников составить для охраны письмо примерно следующего содержания: «Кафедра такая-то просит пропускать (ФИО + паспортные данные) по таким-то дням, в такое-то время, в аудиторию такую-то». Всегда имейте при себе паспорт и постарайтесь раздобыть телефоны лаборантов кафедры, чтобы при возникновении трудностей они могли встретить Вас у входа.
2. Высшая школа экономики
В НИУ ВШЭ есть специальные дисциплины, доступные для всех желающих, — общеуниверситетские факультативы. На них надо успеть вовремя записаться, тогда у Вас будет возможность посещать и курсы по стратегии лидерства, и по исторической конфликтологии, и по основам веб-дизайна. Есть специальная опция и для абитуриентов - студентам подготовительных курсов при «Вышке» можно посещать некоторые лекции первых курсов. И тем, кто потом поступит в вуз, эти лекции будут засчитаны заранее. А вот посещение любых занятий какого-то конкретного факультета в массовой практике не наблюдается.
Совет: если у Вас есть конкретный запрос, и Вы четко знаете, на какие именно лекции Вы хотели бы ходить, можно попробовать обговорить условия посещения занятий с администрацией факультета.
3. РГГУ
В Российском государственном гуманитарном университете вольные слушатели приветствуются, так что лекции может бесплатно посещать любой желающий. Правда, проблему пропуска придется решать самому - этим специально для Вас никто озадачиваться не будет.
Совет: администрация университета советует раздобыть пропуск либо через знакомых, либо обратившись в приемную комиссию.
4. ВГИК
Здесь достаточно строгая пропускная система (у студентов есть специальные карточки для прохода через турникет), но для тех, кто очень хочет попасть внутрь, чтобы хоть ненадолго оказаться в обществе потенциальных операторов, режиссеров, сценаристов и актеров, выход есть. Большинство занятий проходят в небольших группах, и на них Вы не попадете, а вот на кинопоказы для всего университета - пожалуйста.
Совет: осенью, когда пропускные карточки сделали еще не всем вновь поступившим, вполне можно пройти внутрь вместе с группой других студентов, показав охраннику издалека что-то, напоминающее студенческий билет.

О вольных слушателях

До революции в России был чрезвычайно популярен институт вольнослушателей. Их можно было найти почти в любом учебном заведении страны. Это были люди, которые, как и обычные студенты, ходят на лекции, делают конспекты, получают знания. Правда, они не сдавали экзаменов и не защищали дипломных работ, не получали документов о полученном образовании - кроме справки. Например, поэт Николай Некрасов был беден и не мог позволить себе учебу в Петербургском университете. Поэтому он был вольным слушателем. Вообще даже в первые годы СССР вузы тоже могли посещать все граждане, достигшие 16 лет, впрочем, скоро подобная форма была упразднена - появились вечерние отделения и заочные факультеты, ликбезы.

Кумир миллионов, создатель корпорации Apple Стив Джобс был тоже вольным слушателем, отучившись год в колледже Рида в Портленде, будущий IT-гений бросил учебу официально, однако продолжал посещать лекции по своему усмотрению.

Интересно, что вольных слушателей очень много в Германии. Правда, там посещают лекции не бедные юноши с горящими взглядами, а, в основном, пенсионеры. Они платят небольшой взнос порядка 80- 100 евро в семестр за то, чтобы разнообразить свой досуг.

В современной России стать вольным слушателем, в принципе, тоже можно - хотя по понятным причинам вузы не спешат рекламировать этот свой вид деятельности. Да и нередко привилегия получать знания закреплена только за теми, кто уже является студентами. Например, в СПбГУ человек, который учится на филологическом факультете, может свободно посещать лекции на любых других факультетах. Студенты уверяют, что никаких доплат и согласований не нужно. Исключение - практические занятия. Выучить без трат, например, второй или третий язык, не получится.
В главном вузе страны - МГУ - тоже можно стать вольным слушателем. Как правило, о посещении тех или иных лекций договариваются с представителями деканата, на пост охраны передается бумага о том, чтобы вольного слушателя пропускали в учебный корпус в определенные дни по паспорту. В РГГУ вообще приветствуют вольных слушателей и никаких препятствий им не чинят - посещать лекции могут все, кто захотят. Правда, заморочки с получением пропусков в университет приходится решать самому.

В Екатеринбурге некоторые вузы дают право ходить на лекции тем, кто студентом не является. Но, в основном, за деньги - в университетах рассчитывают, сколько стоит, например, прослушать 40 часов, выдают счет претенденту, а тот уже решает, стоит ли овчинка выделки. Такое практикуют в УрГЭУ. А в УрФУ, как и в столичных вузах, готовы пускать на лекции всех. Там также будущие вольные слушатели договариваются с руководителями кафедр и деканатов, оформляют пропуски и, затаившись на задних рядах аудиторий, набираются знаний. В основном, на лекциях по гуманитарным направлениям - истории, искусствоведению, журналистике.

Словом, получить университетское образование, не сдавая ЕГЭ и не тратя деньги, в России можно. Правда, непонятно, как быть с документами - не только диплома, но даже справок о прослушанном курсе в вузах страны, увы, не выдают. Так что встает резонный вопрос - а что же сейчас важнее и нужнее? Быть по-настоящему образованным? Или все-таки заполучить заветные корочки?

Вольные птицы на птичьих правах

Вольнослушатели бывают разные. Иногда это почти студенты. Они ходят не только на лекции, но и на практические занятия. Они даже могут сдавать экзамены. И прогуливать! При этом их не имеют права исключать из вуза. Потому что исключают только студентов – ежели те провинились, конечно.

Есть и другие вольнослушатели – на лекцию в университет своей мечты они желают проникнуть тайком, а на то, чтобы их, скажем, записали в студенческую библиотеку, уже и не рассчитывают. Исключить из вуза никто не вправе, разумеется, и их. Зато просто не пустить туда – пожалуйста.

Многие люди, в чьей жизни присутствовал опыт учебы вольнослушателем, сумели показать себя как настоящие профессионалы. Этнограф, антрополог и путешественник по юго-восточным пространствам Земли Николай Миклухо-Маклай, а также физиологи Климент Тимирязев и Алексей Ухтомский побывали вольнослушателями Петербургского университета; физиолог Иван Сеченов таким же образом посещал медицинский факультет Московского университета. Изобретатель радио Гульельмо Маркони был вольнослушателем Болонского университета.

В числе известных вольнослушателей немало художников. Особенно популярной среди них стала Академия художеств в Петербурге. В нее наведывались романтический живописец Василий Тропинин, пейзажист Архип Куинджи, автор исторических полотен Генрих Семирадский, создатель ярких и пестрых образов Филипп Малявин, участники объединения «Мир искусства» Александр Бенуа и Леон Бакст. Та же академия приняла на учебу в качестве вольнослушателей скульпторов Петра Клодта (кони на Аничковом мосту в Петербурге – его работа) и Марка Антокольского, чьи тонкие скульптуры москвичи и гости столицы могут увидеть в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Кстати, изучать искусство вольнослушателем можно было и в Москве – мастерица вырезать силуэты Елизавета Сергеевна Кругликова занималась на таких правах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Не отставали в своем свободном образовании и рыцари слова – поэты Федор Тютчев (словесное отделение Московского университета), Николай Некрасов (филологический факультет Петербургского университета), классик румынской литературы Михай Эминеску (ряд гуманитарных курсов Венского университета), Саша Чёрный (Гейдельбергский университет), Сергей Есенин (историко-философское отделение Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского); прозаики Николай Лесков (Киевский университет), автор «Очерков бурсы» Николай Помяловский (Петербургский университет), Антуан де Сент-Экзюпери (отделение архитектуры Школы изящных искусств в Париже); первый пушкинист Павел Анненков (Петербургский университет).

Обычен путь в искусство «от противного» – например, если не дается математика, волей-неволей начнешь изучать что-нибудь другое. Но не таков был композитор Милий Балакирев – его не пугала участь вольнослушателя на математическом факультете Казанского университета.

В ХХ веке стать вольнослушателями удавалось в основном актерам – Владимиру Этушу и Вениамину Смехову (Театральное училище имени Бориса Щукина), Андрею Ростоцкому (ВГИК), «Фандорину» Илье Носкову (ЛГИТМиК имени Н. К. Черкасова).

Ну и как не вспомнить о компьютерном революционере Стиве Джобсе – одном из главных вдохновителей современного поколения! Он же всё-таки восстановился в Рид-колледже в американском Портленде – и тоже вольнослушателем.

История с географией

Нормальная университетская жизнь во многом держится на понятии академических свобод – например, свободы исследования или выражении профессурой своих оригинальных взглядов. Да и в целом студенческие годы порой кажутся настоящей вольницей – есть время собираться с друзьями и веселиться, рабочий день «с 9 до 6» еще многим незнаком, так почему бы, мол, в довершение ко всему не пускать на лекции людей с улицы? Им же интересно, они тоже учиться хотят…

В разных историко-географических обстоятельствах этот вопрос решался по-разному. В дореволюционной России, как вы уже успели понять по вышеупомянутым именам – во многом положительно.

Но если в отношении юношей возможность посещать занятия в том или ином университете обсуждалась индивидуально, то женщины рассматривались уже как класс: могут все они переступать университетский порог даже на таких правах – либо нет. В начале 1860-х годов в совете Московского университета большинство не захотело видеть женщин на студенческих скамьях. В Санкт-Петербургском университете совет оказался либеральнее, в Казанском – еще либеральнее, а в Киеве и Харькове женщинам дали права студентов и даже позволили приобретать ученые степени. А когда спустя десятилетие по стране открылся ряд Высших женских курсов (постепенно приобретавших всё более университетский характер), статус вольнослушательницы некоторое время существовал и на них.

До октября 1917 года правила приема в вольнослушатели могли определяться самим учебным заведением. Так, Московский археологический институт принимал довольно много вольнослушателей, и они могли сдавать экзамены. Обучение было платным. А после революции любой, кому исполнилось 16 лет, мог выбрать себе вуз, чтобы ходить туда как вольнослушатель и при этом ничего не платить. (В том же статусе порой могли учиться и россияне по ту сторону СССР – например, русские эмигранты в Богословском институте святого Владимира в китайском Харбине.) Но в итоге развившаяся в СССР система вечернего и заочного образования вытеснила учебу вольнослушателем.

В современной России есть вузы, которые набирают вольнослушателей по своим правилам. Независимый московский университет (Москва), ориентированный на углубленное математическое образование (диплом этого учебного заведения признается Гарвардом), разрешает вольнослушателям посещать занятия и допускает их к сдаче вступительной сессии. А Университет практической психологии, также расположенный в столице, организовал для вольнослушателей специальный платный поток, на котором можно учиться в том числе заочно, а также сдавать экзамены и писать дипломную работу. Диплома государственного образца, правда, такому учащемуся тут не положено, однако если он сможет перейти в статус студента, то получит и причитающиеся студентам права.

За рубежом картина различается от страны к стране, от вуза к вузу. Скажем, в университетах Великобритании и США встречаются отделения для вольнослушателей, в Германии процент вольнослушателей за последнее время возрос, да и в более близко расположенной к нам Польше институт вольнослушателей живет и здравствует – и если абитуриенту не досталось студенческого места, он всё равно может присутствовать на занятиях, посещать лаборатории, брать учебные пособия в библиотеке и сдавать экзамены. Тем не менее такой «вольны слухач» не имеет студенческого билета, также в его отношении не действует система кредитов – набранных учебных баллов, ему не могут составить индивидуальный учебный план и предоставить академический отпуск. Когда пройдет год этого полустуденческого существования, рассматривается вопрос о включении вольного слушателя в списки студентов.

Если же вольнослушательство где-то запрещено, то чаще всего это происходит, когда остальные студенты платят за учебу, а тот, кто хотел бы стать вольнослушателем, курса не оплачивал.

Пустят ли вас послушать лекции

В российском Законе об образовании о вольнослушателях речи не идет. (Есть ЕГЭ? Вот и сдавайте ЕГЭ – и поступайте как полагается.) Но их «порой видят» – то в одном вузе, то в другом. Студенты-привидения! Так удается ли им туда пробраться или нет?

Помимо закона, на вольных слушателей часто не рассчитан сам распорядок жизни вуза. Только студенты да преподаватели проходят в учебные корпуса без проблем (если это не день открытых дверей, конечно). Так что, вероятно, вас выловят еще в дверях вуза и отправят восвояси. И всё же вопрос решается в каждом конкретном вузе по-своему: где-то вольнослушатели отсутствуют как класс, где-то вы можете спросить об интересующей вас тематике лекций, обратившись в вуз, и в итоге договориться с преподавательским составом, а где-то даже написать заявление по всей форме, а по окончании курса получить сертификат.

Желающим стать вольнослушателями было бы интереснее всего понаблюдать с задней парты за естественным учебным процессом. И, раз не всегда такая возможность есть, можно рассмотреть и другие предложения вузов – например, открытые лекции. Они устраиваются нарочно и порой находятся вне контекста курса, изучаемого основной массой студентов, однако на многие такие лекции можно прийти всем желающим – и ощутить атмосферу вуза, куда вы, возможно, вскоре будете поступать.

Другое дело, что сегодня ощутить атмосферу вузов, расположенных в любой точке земного шара, можно не выходя из дома.

Прогнозы

Сохранится ли институт вольнослушателей в его первозданном очном варианте, если вузы сегодня стремятся попросту вывешивать лекции онлайн, а количество подписчиков многих их каналов на YouTube и других ресурсах исчисляется огромными цифрами; если лучшие вузы мира объединяются в проект Coursera, а вузы по всему миру – в проект OpenCourseWare, если университетскими знаниями стало принято свободно делиться в Интернете? Со студентами всё понятно: им же еще и диплом нужен! Они всё равно будут ходить в вузы. А вот массовая вербовка в дистанционные вольнослушатели ставит под удар ваше желание хоть немного посидеть на самой настоящей студенческой скамье и послушать лекцию на самом настоящем студенческом потоке – не будучи при этом студентом. Оставайтесь, мол, дома, запускайте видеоролик вуза – и устраивайте себе вольные слушания сколько угодно. Вот и будет вам профориентация с подготовительными курсами, и никуда ходить не надо. И вообще сейчас любой информации полно – купил какой хочешь учебник да занимайся самостоятельно.

Самообразование – штука хорошая. Сегодня оно считается даже более достойным занятием, чем учеба «в строю» студентов: ведь самоучка лучше мотивирован и он лично принимает решения, что именно он будет учить, а студент довольствуется тем, что ему зададут. Впрочем, сторонник самообразования излишне привязывается к собственным достижениям и оттого часто притормаживает. Зато студент легко откладывает в сторону очередную решенную контрольную работу – одну за другой – и в итоге быстрее продвигается в освоении курса! Поэтому всегда есть резон стать или очным студентом, или как минимум вольнослушателем.

А вообще вольнослушателем необязательно хотеть становиться. Об этом феномене хорошо просто поразмыслить. Ведь были же и есть люди, которые не придают большого значения диплому, зато уважают знания настолько, что хотят получать их пусть даже не в общем студенческом потоке, а скромно сидя с краешку в аудитории. Этой тяги к знаниям имеет смысл постараться достичь в любом случае – она вам пригодится, когда станете студентом!

Раньше для того, чтобы получить высшее образование, необязательно было поступать вуниверситет. Можно было стать вольным слушателем- человеком, который учится вуниверситете, неявляясь официально его студентом, посещает занятия, нонеполучает диплом. Подобная практика была популярна вдореволюционной России, ноуже впервые годы СССР её упразднили: вольное слушание заменили заочные ивечерние отделения факультетов.

Сегодня вольнослушание визначальном смысле этого слова тоже невозможно- ноесть лазейки. Рассказываем об открытых для всех занятиях при МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ и других московских вузах.

НИУ ВШЭ

ВШЭ запустила открытые- иочень популярные- общеуниверситетские факультативы уже давно. Спектр тем - отискусственного интеллекта итеории игр доистории классической музыки исоветского кино: представлена большая часть факультетов ВШЭ. Список лекторов венчает Линор Горалик, анакаждый факультатив может записаться строго ограниченное количество слушателей. Все официально: после того, как выподадите заявку, асотрудники ВШЭ вашу заявку одобрят, выполучите письмо синструкциями исможете проходить попаспорту внужный корпус университета; после окончания курса выполучаете официальную бумагу отом, что прослушали его.

Есть шанс стать вольнослушателем Вышки, невыходя издома: ууниверситета много курсов наCoursera инаНациональной платформе открытого образования. Все материалы- воткрытом доступе, заплатитьсимволическую суммунужно будет, только если выхотите получить сертификат опрохождении курса, аналог академической справки.

МГИМО

Набазе факультета международной журналистики МГИМО действует объединение «Visual Arts- Клуб Визуальных Искусств», которое выросло изстуденческого « Клуба Любителей Фотографии» (« КлюФ» ). Организаторы клуба вовсе непротив людей « состороны» - при условии, что эти люди действительно интересуются визуальным искусством. Впрошлом году Visual Arts под руководством выпускницы журфака Ел ены Яскевич набрал обороты: мастер-классы илекции фотографов, режиссеров иоператоров проводились сзавидной регулярностью. Если изучить стену сообщества клуба , можно увидеть конкретные примеры того, чем Visual Arts занимался изанимается. Запись прозрачная, азанятия чаще всего сочетают всебе практику итеорию, поэтому желательно иметь при себе фотоаппарат.

Ещё вМГИМО действует проект « Университетские субботы» , врамках которого проходят лекции помировой политике иистории, международным отношениям. Следить зановостями удобнее всего через сообщество Вконтакте .

МГУ

При МГУ с2013 года существует « Университет без границ» . Зарегистрировавшись насайте проекта, выполучаете доступ кряду курсов отведущих преподавателей университета. Формат- стандартный для онлайн-образования : выслушаете или читаете выбранные лекции, сдаете всрок тестовые задания, проходите итоговую аттестацию и, наконец, получаете сертификат. Выбор тем несколько ограничен: восновном представлены точные иестественные науки. Кроме того, существует Лекторий МГУ. Его заседания, посвященные важнейшим научным вопросам, проходят несколько раз вгод. Ненужно даже записываться: достаточно паспорта. Правда, расписание насайте обновляется нечасто.

Еслиже вас интересует что-то более конкретное, придется проявить инициативу. Изучите учебные планы, выберите интересующие вас занятия, свяжитесь спроводящей ихкафедрой. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

И, наконец, еще один вариант- открытые мероприятия накафедрах МГУ. Например, кафедра общей теории словесности филологического факультета регулярно « Университетские субботы» . Впервую очередь онпозиционируется как лекторий для школьников истудентов, новообще курсы открыты для всех. МГУ, Театральный институт имени Б.Щукина, РУДН, « Плешка» , « Финашка» , « Бауманка» - вот краткая выдержка изсписка представленных вузов. Хотите- занятия поактерскому мастерству, хотите- лекция осварочном производстве: вариантов масса. Расписание обновляется регулярно, ностоит учесть, что регистрация намероприятия заканчивается очень быстро.