Главный загрязняющий фактор – это автомобили. В нашем городе очень много людей, которые используют автотранспорт на бензине, это негативно влияет на чистоту воздуха. Также причинами могут быть порт, выбросы судов и свалки – и хотя их, на самом деле, не так уж много, нельзя недооценивать их влияние.

Действительно ли в Москве воздух чище

Это сложный вопрос, лично мне казалось, что Москва более загрязнена. Вывод исследования мне кажется странным, поэтому нужно будет внимательнее изучить, какие параметры учитывались и как проходили подсчеты.

Можно ли улучшить ситуацию в Петербурге

Безусловно можно, и это очень важно для города и его жителей. Нужно обратить внимание на все источники загрязнений и применять меры в трех направлениях. Во-первых, необходимо снизить воздействие автомобилей на воздух: переходить на дизельное топливо, пользоваться общественным транспортом, в котором сейчас все чаще используются электрические двигатели. Нужно разрабатывать удобные пешеходные маршруты, чтобы жители меньше пользовались машинами. Во-вторых, нужно создавать в городе коридоры выдувания – это пространства, через которые ветер выносит загрязнения. Они обязательно должны быть, их нельзя застраивать, чтобы ветру ничего не мешало. Поэтому важно обращать внимание на то, как проходит строительство и способствует ли оно улучшению экологии. И в-третьих, продолжать озеленение города, чтобы растения очищали воздух.

«Что делать простому горожанину? Отказаться от автомобиля, заниматься озеленением и сортировать мусор»

Вреден ли воздух для горожан

Исходя из общемировых и российских исследований, можно с уверенностью сказать, что загрязненный воздух начинает оказывать все большее влияние на жителей, в том числе на продолжительность их жизни, ее качество и здоровье.

Что может сделать обычный петербуржец для улучшения ситуации

Как можно меньше пользоваться автомобилем, предъявлять повышенные требования к новостройкам, а именно смотреть, есть ли зеленая зона, экологически чистые ли материалы используются при обустройстве жилого комплекса. Каждый житель города должен бороться и вносить свою лепту в процесс озеленения Петербурга. И, конечно, нужно все-таки приучаться сортировать отходы, как в западных странах.

Улучшается или ухудшается экологическая ситуация в Петербурге

Чтобы ответить на это вопрос, нужно вспомнить постсоветскую ситуацию, когда работало огромное количество предприятий, деятельность которых пагубно сказывалась на экологии. Постепенно их становилось меньше, но на смену им пришли автомобили. Мир уже давно задумывается над этими проблемами, борются с ними по-разному: кто-то вводит запрет на машины на бензине, кто-то старается привлечь внимание к автобусам и метро. Россия находится на стадии проб, и, я думаю, ситуация рано или поздно улучшится. Главное смотреть на проблему комплексно: учитывать не только транспорт, но и то, как ведется строительство.

Чита на неделе приняла участников экофорума «Экология урбанизированных и горнорудных территорий Забайкальского края». На нём много говорили о грязном воздухе в нашем городе. По этому показателю Чита в лидерах «чёрного» рейтинга страны. Что скажут по этому поводу сами читинцы?

Олеся, 32 года, психолог:
- Я не ощущаю, что воздух в Чите особо загрязнён. Актуальна эта проблема во время сезонных пожаров, когда город окутывает смог. Тогда стараюсь не выходить из дома без надобности, не открываю окон и чаще провожу влажную уборку.

Людмила Михайловна, 64 года, пенсионерка:
- В нашем городе грязный воздух. У меня аллергический бронхит, поэтому воздух с примесями дыма и выхлопных газов вызывает у меня сильный кашель.

Владимир, системный администратор, 35 лет:
- В Чите воздух достаточно загрязнён, особенно это ощущается в районе Острова, скорее всего, потому, что там находится низина, в которой скапливаются все вредные вещества.

Лариса Анатольевна, 43 года, воспитатель детского сада:
- Каждый год с началом отопительного сезона воздух становится грязнее, дышать им трудно. Вредными веществами пропитывается даже одежда, что уж говорить о наших лёгких. Чтобы хотя бы в собственной квартире дышалось свободнее, развожу комнатные растения.

Виктория, 21 год, студентка:
- Мне кажется, воздух у нас достаточно чистый. Бывает, конечно, смог, но не так часто, чтобы говорить о том, что в городе ужасная экологическая обстановка.

Сергей, 21 год, автомеханик:
- По сравнению с тем же с Ангарском, где расположены химзаводы, в Чите воздух не очень грязный. Но многие жители всё равно жалуются на загазованность. Как автомеханик могу дать совет водителям: снижайте расход топлива, не тратьте его вхолостую.

Альбина, 29 лет, продавец:
- В микрорайоне Солнечный, где мы живём с семьёй, очень хороший воздух. Дом наш на возвышенности, рядом лес. Дышится у нас гораздо легче, чем в том же Каштаке, где частные дома отапливаются углём. Мой организм остро реагирует на вредные примеси - начинается кашель, и осложняется дыхание. По этой причине планируем установить дома очиститель и увлажнитель воздуха.

Михаил, 45 лет, безработный:
- Я не ощущаю, что в нашем городе загрязнённый воздух. Раньше, на мой взгляд, ситуация была хуже. Сейчас хотя бы уменьшились выбросы от котельных и железной дороги, но остаётся проблема с выхлопными газами от автомобилей.

Елена Анатольевна, 53 года, учитель:
- Ощущаю загрязнённый воздух в период пожаров. Сложно дышится в центре города в час пик - уровень выхлопных газов зашкаливает. Временами начинается аллергия, слезотечение. Поэтому нужно хотя бы дома очищать воздух.

Александр, 28 лет, юрист:
- В Чите нет заводов, но есть свои факторы загрязнения воздуха - котельные, в которых сжигаются уголь, дрова и производственный мусор. В совокупности с не совсем удачным расположением города - в низине среди сопок, это даёт многократные превышения допустимых норм по загрязнению атмосферы.

Юлия, 22 года, администратор:
- Иногда даже невозможно открыть окна в квартире - сразу запах дыма и выхлопных газов. Это не может не сказываться на здоровье, просто не все люди понимают, что загрязнённый воздух является причиной некоторых недугов. Я дома очищаю воздух с помощью кондиционера.

Про воздух...

Ответы к стр. 48 - 49

1. Вспомни, что такое ветер.

Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

2. Отчего загрязняется воздух?

Из труб заводов и фабрик, из выхлопных труб автомобилей в воздух попадают вредные вещества и он загрязняется.

  • Продолжи мысль:
    Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер, открыть окно, включить вентилятор.
  • Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить.

  • Рассмотрите фотографию и схему. Попробуйте объяснить, отчего загрязняется воздух, на что это влияет, как защитить воздух от загрязнений.

Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных и растений. А вот для питания растениям требуется углекислый газ, который они получают из воздуха, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха.
Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И ещё больше углекислого газа становится из-за того, что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете.
Чтобы промышленные предприятия не загрязняли воздух, на них надо ставить очищающие установки.

  • Узнайте, что делается для охраны чистоты воздуха в вашем крае.

В нашем городе расположены два экологических поста, которые занимаются мониторингом состояния окружающей среды, в том числе фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе.

Горелова Софья, ученица 3Б класса МБОУ СОШ №22 города Ульяновска

Из СМИ я узнала о состоянии и загрязнении окружающей среды в Ульяновской области за 2011-2012 год. Выводы не утешительны - по итогам прошлого года воздух над Ульяновском признан одним из самых грязных в Поволжье. Хуже дела обстоят только в Самаре и Саратове. Поэтому, я решила узнать, каким воздухом дышу я и жители Верхней террасы, это один из районов города Ульяновска. Сначала я изучила информацию о состоянии воздуха, пользуясь средствами массовой информации, провела социологический опрос среди учащихся и учителей школы, изучила, какие источники загрязнения воздуха есть в нашем районе, провела исследования атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки и по наличию лишайников, также проанализировала состояние здоровья учащихся нашего класса и определила влияние воздуха на их здоровье. Вместе со взрослыми, я нашла пути решения проблемы загрязнения воздуха в Ульяновске, в районе Верхней террасы, для решения которых необходима помощь нашего государства и местных органов законодельной и исполнительной власти.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

с углубленным изучением иностранных языков

имени Василия Тезетева

Конкурс проектов и исследовательских работ

Направление - научно-естественное

Проект «Воздух, которым я дышу»

Горелова Софья

Научный руководитель проекта:

Учитель начальных классов

Томнатова Галина Геннадьевна

Ульяновск 2013

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Основная часть…………...………………………………………………...5

1.1 . Воздух – это смесь газов………………………………………………………..5

1.2 Чем опасно загрязнение воздуха………………………………………………..5

1.3. Источники загрязнения воздуха………………………………………………..7

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….10

2.1. Транспорт – один из основных источников загрязнения воздуха…………..10

2.1.1 Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки……………………………………………………………………………..10

2.1.2 Учет выделяемого углекислого газа и сажи разными видами транспорта в районе Верхней террасы…………………………………………………………..11

2.1.3 Сравнительный анализ учета выделяемого углекислого газа и сажи разными видами транспорта в районе Верхней террасы………………………..14

2.1.4 Железнодорожный транспорт………………………………………………..15

2.1.5 Котельные……………………………………………………………………..15

2.2 Исследование состояния загрязнения воздуха по наличию лишайников…..16

2.3 Анализ состояния здоровья учащихся нашего класса и определение влияния воздуха на их здоровье……………………………………………………………..19

Глава 3. Мероприятия по снижению вредного воздействия на атмосферу……20

Глава 4. Пути решения проблемы загрязнения воздуха в городе Ульяновске в районе Верхней террасы…………………………………………………………...21

4.1 Проблемы, которые нужно решать на уровне государства………………….21

4.2 Проблемы, которые нужно решать на уровне города……………………….21

4.3 Что могу сделать я, Горелова Софья, для сохранения своего здоровья в условиях загрязненного воздуха?............................................................................21

Заключение................................................................................................................23

Список литературы..................................................................................................25

Введение.

В СМИ имеется достаточное количество данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в Ульяновской области за 2011 год и 2012 год. Выводы не утешительны – по итогам прошлого года воздух над Ульяновском признан одним из самых грязных в Поволжье. Хуже дела обстоят только в Саратове и в Самаре.

В нашем городе до 2011года традиционно считалось, что Нижняя Терраса – самый грязный район города. Но данные показывают, что это не так. По степени загрязнения воздуха лидирует Железнодорожный район Ульяновска

На втором месте по степени загрязнения воздуха находится Заволжский район. Районом же с самым чистым воздухом признан Ленинский, где воздух можно считать низкозагрязенным. (Информация Ульяновского центра гидрометеорологии)

В воздухе увеличивается концентрация пыли, диоксида азота, фенола, формальдегида и бензапирена.

Так, диоксид азота, основным источником которого является автомобильный транспорт, при концентрациях, даже незначительных, может вызывать проблемы с органами дыхания. Особенно чувствительны к повышенной концентрации диоксида азота астматики. Ситуацию усугубляет и то, что при определенных обстоятельствах вредные вещества из автомобильных выхлопов буквально стелятся вдоль земли. Сравнительное «воздушное» благополучие Ленинского района по мнению ряда экологов вызвано, в том числе, и его хорошей продуваемостью – диоксид азота здесь у земли не задерживается.

Не менее опасен и фенол, который при больших концентрациях может становиться причиной онкологических заболеваний. Но даже в небольших дозах вещество опасно, так как быстро всасывается и начинает воздействовать на головной мозг, вызывая головную боль. Типичной причиной появления в воздухе фенола становится сжигание отходов мебельной промышленности, толя, линолеума и т.д.

Формальдегид в воздухе – тоже не подарок. При небольших концентрациях вещество воздействует в первую очередь на глаза, вызывая слезы и резь, при больших концентрациях – явно воздействует на центральную нервную систему, вызывая расстройства сна, депрессию, устойчивые головные боли и т.д. Основные источники формальдегида в воздухе Ульяновска – это опять же автомобильные выхлопы, а также ТЭЦ и котельные. Показатели по формальдегиду превышены довольно значительно.

Мне захотелось узнать, каким воздухом дышу я и жители Верхней Террасы .

Цель моего проекта:

Изучить состояние воздуха в городе Ульяновске в районе Верхней Террасы.

Гипотезы:

  1. Воздух, которым я дышу неидеален.
  2. Один из главных загрязнителей воздуха является автомобильный транспорт.
  3. Увеличение количества автомобилей в городе приводит к увеличению заболеваний, напрямую зависящих от чистоты воздуха

Задачи:

- познакомиться с информацией о состоянии воздуха в городе Ульяновске в средствах массовой информации.

- провести социологический опрос среди учеников, родителей и учителей школы №22.

- изучить, какие источники загрязнения воздуха есть в городе Ульяновске в районе Верхней Террасы.

Провести эксперимент для определения участков, где наиболее загрязнён воздух в районе Верхней террасы.

Проанализировать состояние здоровья учащихся нашего класса и определить, как влияет воздух на их здоровье.

Определить пути решения проблемы загрязненности воздуха.

Глава 1. Основная часть.

1.1 . Воздух – это смесь газов .

Сначала я изучила, что такое воздух по данной схеме:

Изучив данную схему, я пришла к выводу: чистый воздух – невидимка, потому что он состоит из бесцветных газов. Некоторые газы нейтральные для живых существ, т.е. не оказывает влияния на их жизнь, например, азот. Другие влияют на организмы – либо положительно (кислород), либо отрицательно (углекислый и угарный газы). Кислородом дышат люди, животные, растения.

Углекислый газ не поддерживает дыхания. В воздухе больше всего азота.

1.2. Чем опасно загрязнение воздуха.

Для того, чтобы жизнь могла существовать необходима не любая атмосфера, а

вполне определённая, пригодная для дыхания. В состав воздуха входят различные газы: азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе, которым мы дышим, всегда имеются примеси: частички пыли, множество микроорганизмов, бактерий, пыльца растений.

Забирая из воздуха кислород для дыхания, растения, животные и люди выдыхают углекислый газ. На заводах, фабриках, теплоэлектростанциях с помощью кислорода сжигают огромное количество топлива, выбрасывая обратно в воздух углекислый газ и различные ядовитые газы. Некоторые из них превосходят убийственные отравы, и при этом не разлагаются в окружающей среде десятки лет, накапливаются и попадают в организм человека с пищей, водой и воздухом, нарушая работу организма. Они могут вызвать развитие психического расстройства, заболевание печени. Особенно они опасны для детей. Отравляющие вещества содержатся в дыме костров при сжигании листвы, пластиковых упаковок, выхлопных газах автомобиля, в табачном дыме. (Вот почему курение опасно для здоровья.)

Так как атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению разнообразия животных и растений, а также и заболеваемости организма человека, я решила узнать, в каком состоянии находится воздушная среда в районе Верхней террасы города Ульяновска.

Сначала я провела социологический опрос среди учеников и учителей нашей школы. Было опрошено 55 человек. Перед проведением опроса в классе, попросила ребят отнестись к нему серьезно и предложила подумать загрязняет ли пламя маленькой свечи воздух. Я зажгла свечу и подержала над пламенем свечи на расстоянии (1-2 см.) фарфоровую чашку. Через некоторое время все увидели, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.

Результаты социологического опроса.

Вопросы социологического опроса

Количество человек

Количество человек в процентах

Как вы оцениваете экологическую обстановку в городе?

А. Удовлетворительная

Б. Неудовлетворительная

В. Затрудняюсь ответить

12

35

21,8%

63,6%

14,5%

Влияет ли загрязнение воздуха на здоровье населения?

А. Да

Б. Нет

В. Затрудняюсь ответить

100%

Основным источником загрязнения воздуха в городе Ульяновске являются:

А. Промышленные предприятия

Б. Автотранспорт

В. Предприятия теплоэнергиии (в том числе котельные)

Г. Железная дорога

19

28

4

34,5%

50,9%

7,3%

7,3%

Что, на ваш взгляд, нужно предпринять городским властям, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе?

А. Строительство объездных дорог.

Б. Установка на автомобили двигателей, использующие альтернативные топлива.

В. Мероприятия по озеленению, созданию и сохранению парковых зон.

8

27

14,5%

49,1%

36,4%

Что может сделать каждый человек для сохранения своего здоровья и чистоты воздуха?

А. Вести здоровый образ жизни (отказаться от вредных привычек, зарядка, здоровое питание, занятия физической культурой, ежедневные прогулки на свежем воздухе в парках и скверах);.

Б. Не оставаться равнодушными к тем, кто курит в общественных местах, нарушая закон, кто мусорит в городе и на природе

В. Чаще использовать велосипед как средство передвижения, это приумножит здоровье сохранивоздух в городе чистым.

Г. Чаще бывать в парке 40-летия ВЛКСМ и выезжать за город.

37

9

67,3%

16,4%

16,4%

Опрос показал, что больше половины опрошенных оценивают экологическую обстановку в городе неудовлетворительной, 100% ответили, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека, 50,9 % считают транспорт основным источником загрязнений, 49,1% считают, что необходимо устанавливать на автомобили двигатели, использующие альтернативные топлива.

Для сохранения своего здоровья и чистоты воздуха 67,3% считают, что необходимо вести здоровый образ жизни (отказаться от вредных привычек, зарядка, здоровое питание, занятия физической культурой, ежедневные прогулки на свежем воздухе в парках и скверах.

1.3. Источники загрязнения воздуха.

Затем я изучила источники загрязнения воздуха. Для дыхания нам необходим кислород. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Но человек вмешивается в природу и нарушает ее баланс.

По всему миру работает множество фабрик и заводов, которые ежедневно выбрасывают из своих труб огромное количество сажи, золы и ядовитых газов,

в том числе и углекислый газ. Большой вред так же приносят выхлопные газы автомашин, свалки мусора. Такую картину мы ежедневно можем наблюдать в нашем родном городе.

Современный человек не может жить без фабрик, заводов и автомашин. Но эти творения человеческих рук губят природу и, в конечном итоге самого человека. От современной деятельности человека страдают все три составляющие окружающей нас природы: земля, вода и воздух – так необходимый нам чистым.

Источники загрязнения

Вещества, загрязняющие атмосферу

Предприятия нефтедобывающей и нефтехимической промышленности.

Токсические вещества.

Автотранспорт.

Выхлопные газы, пыль.

Сельскохозяйственные предприятия.

Испарения от избыточного внесения удобрений.

Химические предприятия.

Газообразные, отравляющие вещества.

Предприятия теплоэнергии (а также котельные и дома с отопительными печами).

Вредные газы.

Металлургические предприятия.

Пыль, газообразные пылевидные ядовитые вещества.

На Верхней террасе я определила следующие источники загрязнения воздуха: 1) автотранспорт

2) Котельная « Заволжье

3) Котельная ЗАО «Комета »

4) Железная дорога

Поговорив со взрослыми, я совершила прогулки по нашему району с целью определения источников загрязнения воздуха и узнала, что на Верхней Террасе есть 2 работающих котельных на улицах Тельмана и Солнечная, железная дорога с ж.д. станцией «Верхняя Терраса», федеральная автотрасса «Ульяновск» - «Самара», проходящая по Димитровградскому шоссе.

Я решила исследовать следующие места: возле котельной по улице Тельмана, около железной дороги и улиц, по которым движется большое количество машин. Это улицы Деева, Врача Михайлова, Оренбургская, Димитрова и Димитровградское шоссе.

Глава 2. Практическая часть .

2.1. Транспорт – один из основных источников загрязнения воздуха .

2.1.1 Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки .

Цель исследования: определить степень загрязнения воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

Ход выполнения исследования:

Я провела исследование: для учета автомобильных потоков выбрала пять улиц Верхней террасы. Сначала считала машины, идущие в одну сторону, а потом - в обратную сторону. В таблице приведены средние значения интенсивности транспортного потока (авт./час.) за период наблюдения с 16.00до17.00.

Учет транспортной нагрузки.

Вид транс-порта

Улица

Врача Ми хайлова

Улица Оренбургская

Улица

Деева

Улица Димитрова

Димитровградское шоссе

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

Автобусы

Микроавто-бусы

Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в городах. Загрязнение происходит по трем основным направлениям:

Отработанные газы через выхлопные трубы;

Картерные газы;

Испарение топлива.

В отработанных газах двигателей содержится более 200 химических элементов и соединений.

При интенсивном движении 1500 -2000 машин в час создаются опасные условия для загрязнения воздуха. Санитарные требования по уровню загрязнения и шума допускают поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин.

Вывод:

Большое количество автомобилей было отмечено на Димитровградском шоссе: 900 авт/час, это очень высокий показатель. Наименьшее количество автомобилей на улицах Оренбургская и Врача Михайлова. Следовательно, и воздух на этих улицах менее загрязнен.

2.1.2 Учет выделяемого углекислого газа и сажи разными видами автотранспорта в районе Верхней террасы.

Зная количество выделяемого углекислого газа и сажи разными видами транспорта, я подсчитала массу этих веществ, выделенных в атмосферу в 1 час.

Улица имени врача Михайлова

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 7200

сажа: 18

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 1610

сажа: 3,45

Автобусы

углекислый газ: 50

сажа: 5

Всего

углекислый газ: 7860 сажа: 26,45

Улица Оренбургская

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 4800

сажа: 12

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 770

сажа: 1,65

Автобусы

углекислый газ: 50

сажа: 5

Всего

углекислый газ: 5520

сажа: 18,65

Улица имени Деева

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 10800

сажа: 27

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 3080

сажа: 6,6

Автобусы

углекислый газ: 180

сажа: 18

Всего

углекислый газ:14060

сажа: 51,6

Улица Димитрова

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

20

0,05

углекислый газ: 15600

сажа: 39

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 1400

сажа: 3

Автобусы

углекислый газ: 230

сажа: 23

Всего

углекислый газ: 18230

сажа: 65

Димитровградское шоссе

Вид транспорта

Количество

единиц транспорта

Углекислый газ г/км

Сажа г/км

Всего г/км

Легковые автомобили

0,05

углекислый газ: 18000

сажа: 45

Грузовые автомобили

0,15

углекислый газ: 16800

сажа: 36

Автобусы

углекислый газ: 300

сажа: 30

Всего

углекислый газ: 35100

сажа: 111

2.1.3 Сравнительный анализ учета выделяемого углекислого газа и сажи разными видами автотранспорта в районе Верхней террасы

Название улицы

Всего

углекислого газа г/км

Всего

сажи г/км

Улица имени врача Михайлова

7860

26,45

Улица Оренбургская

5520

18,65

Улица имени Деева

14060

51,6

Улица Димитрова

18230

Димитровградское шоссе

35100

Вывод: большее количество транспорта на Димитровградском шоссе, поэтому и количество выделяемого углекислого газа и сажи там больше, в сравнении с другими улицами нашего района .

2.1.4. Ж.д. транспорт.

Следующим местом исследований стала ж.д. станция «Верхняя Терраса».

Через указанную ж.д. станцию проходят пассажирские и грузовые поезда, локомотивы которых работают на дизельном топливе.

Дизельное топливо относится к наиболее вредным в плане экологии видам топлива, поскольку выброс вредных веществ в атмосферу, особенно углекислого газа СО², составляет 2,65 кг на 1 литр топлива. Уровень экологического ущерба высокий!

У работников ж.д. станции я узнала, что через территорию станции в сутки проходят в среднем 4 - 6 поездов с остановками до 20 мин.

Поскольку интенсивность движения ж.д. транспорта через наш район значительно меньше в сравнении с интенсивностью движения автотранспорта, то количество выделяемых вредных веществ также будет меньше.

Ж.д. транспорт можно поставить на 2 место по степени загрязнения воздуха после автотранспорта.

2.1.5. Котельные.

В нашем районе имеются две действующие котельные. Одна находится на улице Тельмана, другая на территории ОАО «Комета», улица Солнечная.

Обе котельные работают на природном газе. Это я узнала от взрослых, равно и то, что котельные могут работать на каменном угле, но таких котельных у нас нет.

Побывав возле котельной, расположенной на улице Тельмана (это происходило в зимнее время), я заметила, что из высоких труб котельной идет светло серый дым, который уходил высоко в небо, постепенно снижаясь за пределами нашего района. Снег на территории котельной по внешнему виду не отличался от снега, лежащего на других улицах района.

Из справочной литературы я узнала, что природный газ (метан) при сгорании выделяет вредных веществ в пределах установленных норм, поэтому экологи относят природный газ к безопасным видам топлива.

Вид топлива

Параметры

Каменный уголь

Пеллеты древесные

Дрова

Газ

Дизельное топливо

Мазут

Теплота сгорания

МДж/кг

15–22

18–25

8–17

33–46

42–45

40–42

ккал/кг

3500–5200

4300–6000

2000–4000

8000–11000

10000–10800

9500–10100

КПД котла, %

Автоматизация котла

нет

да

нет

да

да

да

Безопасность

Средняя

Безопасно

Безопасно

Очень взрывоопасно

Взрывоопасно

Взрывоопасно

Экологический ущерб

Высокий

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Высокий

Высокий

Возможные утечки

нет

нет

нет

да

да

да

Выделение серы, %

1–3

0–0,1

0–0,1

Выделение углекислого газа, кг/ГДж

Зола %

25–35

0–0,3

Удельный вес, кг/м3

1200–1500

550–700

200–350

820–890

940–970

Влажность, %

10–40

8–10

8–60

3–5

0,1–1

1–5

2.2 Исследование состояния загрязнения воздуха по наличию лишайников

Лишайники весьма чувствительны к загрязнению воздуха и поэтому быстро погибают в крупных городах. По этой причине они могут служить индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами.

Внешнее строение лишайников.

Вегетативное тело лишайника - таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников: накипные, листоватые и кустистые.

Слоевище накипного лишайника представляет собой корочку, прочно сросшуюся с субстратом - корой дерева, древесиной, поверхностью камней. Его невозможно отделить от субстрата без повреждения.

Листоватые лишайники имеют вид чешуек или пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных нитей (гиф).

У кустистых лишайников таллом состоит из ветвей или более толстых, чаще ветвящихся стволиков.

Установлено, что при повышении уровня загрязненности воздуха первыми из города исчезают кустистые формы, затем листоватые и, наконец, наиболее устойчивые - накипные.

Цель исследования: определить степень загрязнения воздуха по наличию лишайников.

Оборудование: рулетка, определитель лишайников, карандаш, блокнот.

Методы оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях:

1.Чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречается в нем видов лишайников (один - два).

2.Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.

  1. При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые лишайники, за ними листоватые, последними – накипные.

Ход выполнения исследования:

1.Я выбрала пять улиц примерно с одинаковым количеством деревьев.

2. Отмерила рулеткой участки площадью 10 на 10 м. Сосчитала на них количество деревьев.

3. Обследовала каждое дерево на выбранных улицах на высоте от 30 до 150 см и записала данные в таблицы по образцу:

Виды лишайников

Улица Врача Михайлова

Улица Оренбургская

Улица Деева

Улица Димитрова

Димитровградское шоссе

Кустистые

Листоватые

Накипные

Вывод:

На улице Врача Михайлова и Оренбургской присутствуют в основном накипные виды лишайников, это позволяет сделать вывод о том, что степень загрязнения воздуха не слишком велика. На улице Димитрова и Димитровградском шоссе практически отсутствуют все виды лишайников, так как там по ним движется большое количество автотранспорта.

2.3. Анализ состояния здоровья учащихся нашего класса и определение влияния воздуха на их здоровье.

Воздух является основной составляющей экологической системы города. Наличие в воздухе вредных примесей негативно сказывается на здоровье людей, особенно детей. Воздействие вредных веществ,

№ п/п

Ф.И.О.

Болел ОРВИ с 1.09.2012 по 23.03.2013

Проживает на улице

Антипов

Врача Михайлова

Артемова

Оренбургская

Благова

Врача Михайлова

Блинцова

Сиреневый

Бузуева

Димитрова

Глазкова

Академика Павлова

Горелова

Врача Михайлова

Гришина

Солнечная

Жуков

Солнечная

Зотов

Врача Михайлова

Калачев

Врача Михайлова

Кизилов

Врача Михайлова

Клементьев

Врача Михайлова

Клюшенкова

Авиастроителей

Конахина

Сиреневый

Королева

Сиреневый

Купрюхина

Врача Михайлова

Максина

Светлая

Мартышева

Оренбургская

Моткова

Гоголя

Носачев

Врача Михайлова

Романова

Переулок Крайний

Ульмасова

Оренбургская

Ухань

Врача Михайлова

Фоменко

Сиреневый

Юсупов

Переулок Светлый

В таблице представлены статистические данные заболеваемости детей 3Б класса ОРВИ с 1.09.2012 по 23.03. 2013.

Учащиеся нашего класса проживают на разных улицах. На улице врача Михайлова -10человек, из них 9 человек болели ОРВИ в этом учебном году. На улице Оренбургской 3 человека, из них 2 человека болели ОРВИ. На улице Димитрова (и Гоголя) – 2 человека, из них болел ОРВИ 1 человек. На улице Деева и Димитровградском шоссе учащиеся нашего класса не проживают. Эти данные можно занести в таблицу:

Название улицы

Количество детей, проживающих на этой улице

Количество детей, переболевших ОРВИ с 01.09.12 по 23.03.13

% детей, переболевших ОРВИ с 01.03.12 по 23.03.13

Врача Михайлова

Оренбургская

Димитрова

Учебный год еще не закончился, поэтому я не могу сделать конечный вывод о влиянии воздуха на здоровье детей в зависимости от места их проживания. Но на данный момент можно подвести промежуточные результаты исследования, заключающиеся в следующем. Я подсчитала количество детей, проживающих в разных местах Верхней Террасы и переболевших ОРВИ с 1.09.2012 по 23.03.2013. Это 18 человек, затем соотнесла в процентном отношении к общему количеству учащихся нашего класса. Получилось 69,2%.

Из проведенного анализа следует, что 69,2 % учащихся класса оказались с ослабленным иммунитетом, снижению которого наряду с другими вредными факторами способствовал и вдыхаемый ими воздух нашего города, который по проведенным выше исследованиям оказался значительно загрязненным, а, стало быть, вредным для здоровья.

Глава 3. Мероприятия по снижению вредного воздействия на атмосферу

Важнейшим мероприятием по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха вредными веществами является уменьшение их выделения в источниках образования. Этому служит механизация и автоматизация производственных процессов, уплотнение, герметизация и вакуумизация оборудования, создание поточных и непрерывных технологических линий, замена вредных летучих веществ менее вредными, а твердого топлива - газообразным и т. д. Решению проблемы снижения загрязнения атмосферного воздуха способствуют современные установки, позволяющие улавливать вредную пыль. Очистка промышленных выбросов в атмосферу на современных предприятиях является составной частью технологического процесса. Цель ее - предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, удаление вредных пылей из технологических выбросов, уменьшение

механического износа оборудования из-за абразивного действия пыли, извлечение из отходов ценных продуктов и использование их как вторичного сырья. В защите воздуха жилых поселков и городов важная роль принадлежит правильной застройке территорий жилыми и производственными зданиями, соблюдению необходимых санитарных разрывов между ними, рациональному озеленению территорий.

Глава 4. Пути решения проблемы загрязнения воздуха в городе Ульяновске в районе Верхней террасы.

4.1 Проблемы, которые нужно решать на уровне государства .

Трасса на Димитровградском шоссе является трассой федерального значения, ее необходимо перенести за пределы города, построив объездную дорогу. По правилам, от трассы до жилых помещений должно быть не менее 200 метров, а на Димитровградском шоссе всего 40- 50 метров.

В городском воздухе как показывают исследования наличие кислорода меньше по сравнению с сельской местностью, поэтому в нашем городе да и в других городах страны необходимо оборудовать установки по выработке озона, так называемые промышленные озонаторы.

4.2 Проблемы, которые нужно решать на уровне города.

В нашем городе практически отсутствуют объездные дороги, я думаю, если они будут построены, то это положительно отразится на качестве воздуха в нашем городе.

Также городским властям необходимо перевести муниципальный, частный общественный транспорт (автобусы, маршрутки), а так же муниципальный служебный транспорт на экологически безопасные виды топлива, например, на газ (метан).

Решить вопрос с установкой пыле и газоулавливающих устройств на котельных.

4.3 Что могу сделать я, Горелова Софья, для сохранения своего здоровья в условиях загрязненного воздуха?

1. Я живу рядом с парком 40-летия ВЛКСМ. В свободное время буду гулять там, кататься на лыжах, роликах, велосипеде, так как в парке достаточно чистый воздух. Я находила в парке сосенки с неповрежденной хвоей, ближе к Волге.

2. Летом с бабушкой буду отдыхать на даче за городом.

3.Буду стараться есть больше овощей и фруктов, в которых много витамина С. Совсем недавно я прочитала статью о возможности витамина С уменьшить негативное влияние загрязнённого воздуха на людей, страдающих от хронических заболеваний лёгких. Ниже привожу оригинал этой статьи.

Главная > Статьи > Здоровое питание Витамин C может снижать негативное влияние загрязнённого воздуха29 октября131 google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Изображение лицензировано Depositphotos.com/Dmytro PaukУчёные обнаружили ещё одну причину чаще есть овощи и фрукты: диета, богатая ими может уменьшить негативное влияние загрязнённого воздуха на людей, страдающих от хронических заболеваний лёгких. Исследователи наблюдали пациентов Лондонской больницы страдающих от астмы или хронической обструктивной болезни лёгких (ХОБЛ), и обнаружили, что пациенты, с низким уровнем витамина C имели повышенный риск возникновения проблем с дыханием в дни, когда уровень загрязнения наружного воздуха был высок. Антиоксиданты, такие как витамин С, могут защитить организм от вредных молекул, способных повреждать клетки, называемых свободными радикалами. Свободные радикалы могут образовываться, когда загрязнённый воздух попадает в лёгкие и они играют важную роль в развитии болезней сердца, рака и даже респираторных заболеваний. Антиоксиданты способны блокировать свободные радикалы, прежде чем они смогут повредить клетки. Результаты исследования опубликованы в июльском номере журнала Эпидемиология (Epidemiology). В

своём исследовании учёные из Имперского колледжа в Лондоне наблюдали более 200 пациентов, поступивших в больницу для лечения астмы и ХОБЛ, наряду с уровнем загрязнения наружного воздуха. Большинство пациентов были в возрасте от 54 до74, и некоторые в возрасте 18 лет. Многие из них были бывшими курильщиками. В частности, исследователи следили за уровнем твёрдых частиц в атмосфере, которые образуются, в основном, в результате сгорания топлива. Результаты показали, что с каждым увеличением уровня твёрдых частиц в атмосфере на 10 микрограммов на кубический метр (мкг/м3), риск госпитализации людей, страдающих астмой или ХОБЛ, возрастал на 35 процентов. При этом, риск госпитализации людей, с низким уровнем витамина C был выше в 1,2 раза. Данное исследование подтверждает выводы предыдущих исследований, в которых уже была обнаружена связь между высоким уровнем загрязнения наружного воздуха с повышенным риском госпитализации и даже смерти от респираторных заболеваний.

Оригинал статьи: http://www.glavrecept.ru/statji/zdorovoe-pitanie/vitamin-c-zagryaznennyj-vozduh/

© ГлавРецепт.Ру

Заключение

Перед тем, как начать работу, я выдвинула три гипотезы:

первая: « воздух, которым я дышу неидеален»;

вторая: «один из главных загрязнителей воздуха - автомобильный транспорт»;

третья: «увеличение количества автомобилей в городе приводит к увеличению заболеваний, напрямую зависящих от чистоты воздуха».

По моему мнению, я их доказала. При написании работы, проведя не один опыт по исследованию воздуха в Заволжском районе, я пришла к выводам:

- несмотря на то, что в нашем районе есть котельная, железная дорога, основным источником загрязнения воздуха является автомобильный транспорт.

- наиболее загрязненный воздух на Димитровградском шоссе.

- для более точных выводов о состоянии воздуха в нашем районе нужны дополнительные исследования, поэтому и мне необходимы знания других наук, которые я буду изучать в старших классах и продолжу эту исследовательскую работу.

Работу хочу закончить стихотворением.

В ЗАЩИТУ ВОЗДУХА

Мы здесь сегодня говорим

О том, что всем знакомо:

Что очень часто мы сорим

На улице и дома.

Что все отходы за порог

Бросаем как попало

И до тех пор, пока здоров,

Забот об этом мало.

Очистка воздуха, похоже,

Всегда обходится дороже,

Чем серый ядовитый дым,

Но ведь дышать-то нужно им!

Где засыхают сосны, ели

И нам недолго до постели.

Так что дешевле заплатить,

Чем всем в больницу угодить.

Итак, ресурсы и здоровье,

Наш отдых, красоту земли

Бездумно ставят под угрозу

Природы славные сыны,

Которых гордость ослепила,

Которым все подай сейчас

И для которых мощь и сила

Важнее воздуха в сто раз.

Вот как дела-то обстоят

На шарике земном.

И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем!

Список литературы.

1.Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1996.

2. Габиелян О.Е. Химия: Учебник для общеобразовательных учреждений.-7 издание, стереотип.-М.:Дрофа.2003.

3.Дорохов А., Куценко Т. и др. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, т. 1 М. Педагогика. 1975.

4. Спирина Е.В., Рассадина Е, В. Экологический практикум в 2ч. Часть 1. Оценка загрязнения атмосферного воздуха и почв. - Ульяновск, УИПКПРО, 2011.

5. «Популярно энциклопедический словарь». М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2002.

Наталья Корженевская
Экологический исследовательский проект «В поисках воздуха».

Корженевская Наталья Александровна

ХМАО-Югра,

г. Радужный.

ПРОЕКТ «В ПОИСКАХ ВОЗДУХА»

Вид проекта:

групповой, совместно с семьей, исследовательский, средней продолжительности.

Проблемная задача: Воздух – как его найти, и зачем он нужен.

Сроки проведения:

ноябрь - декабрь 2011 года.

Участники:

дети 5-6 лет, воспитатель, родители.

Цели и задачи:

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе проведения

экспериментов;

Представление результатов:

1. Фотоотчёт «Воздух вокруг нас»

2. Краткосрочный индивидуальный проект «Дышите чистым воздухом».

3. Модели «Что загрязняет воздух»

I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Проблемная задача:

Воздух –как его найти и зачем он нужен.

Цели и задачи:

Формировать представления о воздухе, его свойствах, о способах его обнаружения;

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе проведения экспериментов;

Дать представление об источниках загрязнения воздуха;

Воспитывать осмысленное желание заботиться о чистоте воздуха.

II ЭТАП. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Работа с другими педагогами:

1. Консультация «Нам нужен чистый воздух»

2. Проведение совместных опытов «Воздух, где ты?»

Работа с родителями:

1. Поиск информации о воздухе, его потоках, о воздушном шаре в детских энциклопедиях.

2. Модель воздушного шара.

3. Проведение экспериментов вместе с детьми дома «Я «покажу вам воздух».

4. Организация индивидуального краткосрочного проекта «Дышите чистым воздухом».

5. Консультация «Нам нужен чистый воздух»

6. Экскурсия в хвойный парк.

Подготовка материалов воспитателем:

1. Подбор литературы и информации по проекту.

2. Организация проведения экскурсии в хвойный парк на территории близлежащей школы.

3. Подготовка оборудования для проведения экспериментов.

4. Подготовка памятки для воспитателей «Нам нужен чистый воздух»

5. Составление конспектов занятий по проекту.

III ЭТАП. ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(исследовательский)

Занятия (природный мир):

1. «Что мы знаем о воздухе»

2. «Свойства воздуха»

3. «Дышите чистым воздухом»

4. «Путешествие на воздушном шаре»

Опытная деятельность:

«Воздух внутри нас»

«Воздух имеет вес»

«Воздух может сжиматься и разжиматься»

«Воздушный шар»

«Факел и воздух»

Рассматривание иллюстраций и картин:

«Промышленные районы городов.»

«Воздушные шары и дирижабли».

«Лесные массивы страны»

Наблюдения и экскурсии:

4. Наблюдения за природными явлениями (ветер сильный и слабый, затишье)

5. Экскурсия в хвойный парк «Дышите легко и свободно»

Продукт детской деятельности (поисковая деятельность):

Предложить детям найти объекты, где можно обнаружить воздух;

Провести исследования – зачем нужен воздух, где он есть, как его обнаружить, бережно ли к нему относятся;

Вместе с родителями найти сведения о воздухе и ветре и воздушных шарах в дошкольных энциклопедиях, рассказать детям в своей группе;

Вместе с родителями найти сведения о загрязнении воздуха и мерах которые предпринимают люди для сохранения его чистым в природе в дошкольных энциклопедиях, художественной литературе, фильмах, рассказать об этом детям своей группы.

IV ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Фотоотчёт «Воздух вокруг нас».

2. Краткосрочный проект «Дышите чистым воздухом».

3. Модели «Что загрязняет воздух».

ПРОЕКТ «ДЫШИТЕ ЧИСТЫМ ВОЗДУХОМ»

(дополнение к основному проекту)

Вид проекта:

групповой, совместно с родителями, исследовательский, краткосрочный.

Проблемная задача: Загрязнение воздуха.

Сроки проведения:

декабрь 2011 года.

Участники:

двое детей 5-ти лет, их родители.

Цели и задачи:

Представление результатов:

Рассказ о наблюдениях по моделям «Что загрязняет воздух» и, последующих выводах «Источники загрязнения воздуха».

I ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Проблемная задача:

Загрязнение воздуха

Цели и задачи:

Расширить представление о воздухе;

Дать представление об источниках загрязнения воздуха;

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе наблюдений и проведения опыта;

Привлечь внимание жителей нашего города к проблеме загрязнения воздуха.

II ЭТАП. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Совместная подготовка материалов воспитателем и родителями:

1 Подбор литературы и информации по проекту.

2 Определение объектов и составление плана наблюдений

3 Подготовка оборудования для проведения экспериментов

4 Проведение эксперимента вместе с детьми дома «Факел и воздух»

5 Помощь в изготовлении «Что загрязняет воздух».

III ЭТАП ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(исследовательский)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Занятия (природный мир):

«Дышите чистым воздухом».

Опытная деятельность:

«Факел и воздух»

Наблюдения:

1. Наблюдения за дымящимися трубами котельной, отапливающей дома города.

2. Наблюдения за городским транспортом (выхлопные газы).

3. Наблюдение за горением «факелов» нефтяных скважин.

4.«Дыхательная гимнастика в хвойном парке».

Продукт деткой деятельности (поисковая деятельность):

Провести исследования – зачем нужен воздух, бережно ли к нему относятся;

Вместе с родителями найти сведения о загрязнении воздуха и мерах которые предпринимают люди для сохранения его чистым в природе в дошкольных энциклопедиях, художественной литературе, фильмах, рассказать об этом детям своей группы;

Изготовление моделей «Что загрязняет воздух».

IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Презентация (представление результатов работы):

1. Рассказ о наблюдениях по моделям «Что загрязняет воздух» и, последующих выводах «Источники загрязнения воздуха».

Занятие из образовательной области «Познание»

«Дышите чистым воздухом»

Старшая группа

Группа: старшая

Образовательная область: познание

Тема: «Дышите чистым воздухом»

Цель: расширить представление о воздухе;

Задачи:

Дать представление об источниках загрязнения воздуха;

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе наблюдений и проведения опыта;

Привлечь внимание жителей нашего города к проблеме загрязнения воздуха.

Материал: модели «Что загрязняет воздух», свеча, металлическая ложка, фотографии «В хвойном парке».

Предварительная работа: экскурсия и дыхательная гимнастика в хвойном парке, наблюдения за дымящимися трубами котельной, отапливающей дома города, за городским транспортом (выхлопные газы, за горением «факелов» нефтяных скважин.

Ход занятия

1. Организационная часть

Воспитатель: я сейчас вам загадаю загадку, думаю, отгадаете вы её сразу.

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

На планете Земля много чистого, прозрачного воздуха. В лесах, полях, горах очень легко дышится. Но к сожалению, в городах всё совсем по другому.

Дети нашей группы вместе со своими родителями провели ряд наблюдений и исследований в поисках источников загрязнения воздуха, отразили результаты своих исследований в моделях.

2. Основная часть

Рассказ детей и показ моделей, о том какие источники загрязнения воздуха они обнаружили в нашем городе.

1)Дым из труб городской котельной

Ребёнок: я вместе с папой и мамой проводил наблюдения недалеко от нашего дома. Посмотрел я на трубы котельной, которая обогревает наши дома, а из труб идёт дым и смешивается с чистым воздухом. (показ модели).

2)Дым из выхлопных труб машины

Ребёнок: потом я посмотрел на машины на улице и увидел, какой чёрный дым идёт из выхлопных труб и даже тяжело рядом дышать. Значит, городской транспорт тоже загрязняет чистый воздух. Что же делать?

(показ модели)

Физминутка

Дыхательные упражнения – плавный вдох через нос и плавный выдох через рот.

3)Горение факела на нефтяных разработках

Ребёнок: я уже давно задавал вопрос: «Мама, папа, а что это горит далеко и высоко за лесом?». Родители мне рассказали, что это факел. Там где папы добывают из земли нефть, стоит большая труба с газом, газ зажигают и он горит как огромная свеча.

Опыт «Горение свечи»

Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?

Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?

Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.

(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)

Проведение опыта:

Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?

Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.

(показ модели)

3. Итоговая часть (На фоне фотографий хвойного леса)

Воспитатель: мы все были в хвойном парке и знаем, как там свободно и легко дышится, хочется дышать полной грудью.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Невидимка – воздух, всё же

Без него мы жить не можем.

Взрослые мы хотим дышать чистым воздухом!

Консультация для родителей

«Нам нужен чистый воздух»

Нам нужен чистый воздух

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Повторим мы вслед за великим поэтом и покажем, на что намекают сказки.

В сказках волшебники могут всё, любое дело им по плечу, любые расстояния – не препятствие, всё доступно и подвластно. Захотят – легко поднимутся из глубин моря – океана, да ещё захватят с собой прекрасных витязей; пожелают – полетят на волшебном ковре; надо – горы высокие раздвинут. Не трудно им успокоить синее море, а один взмах руки – и расстелется скатерть – самобранка.

Воздух – один из таких волшебников. Вы убедитесь, что он способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полёт дирижаблей и стремительное движение самолётов; он способен разрушать взрывами скалы ради прокладывания тоннелей и защитить берег от ударов морских волн; не обходится без него и приготовления любимых сладостей.

Кто же этот всемогущий волшебник? Не спешите возмущаться и сомневаться. Да, да, это маленький пузырёк и множество его верных друзей.

Обычно воздух – невидимка, мы даже не замечаем его. Он, будто одежда голого короля, прозрачен. Возможно, не такими уж большими обманщиками были придворные портные, которые сшили одежду королю из особого воздушного материала, который и не мог не быть прозрачным. Если бы тот материал заморозить, он бы сначала стал жидким, как вода, а потом – твердым, как лёд. И тогда одежда короля была бы белой, искристой, с лёгким голубоватым оттенком.

Воздух – это газ, точнее, смесь газов. Многие газы так далеко разбрасывают свои частички друг от друга, что становятся прозрачными, а скорость движения частичек настолько большая, что они не могут удержаться в определённом объёме, а стараются занять всё пустое пространство. Немало усилий нужно, чтобы собрать их всех вместе.

Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы погружены в этот «доброжелательный» газ, как рыбы в воду. Мы живём в нём и дышим им.

Охрана воздуха от загрязнения.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но бесчисленные заводы, фабрики загрязняют его. Ежедневно выбрасывают они из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух ядовитым угарным газом и автомашины. Как сберечь чистоту воздуха?

В законе Российской Федерации об охране природы сказано, что каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки – уловители пыли и вредных газов. Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют различные полезные материалы. Например, сажу используют для получения цемента, красок, а из газов делают многие химические вещества, необходимые в народном хозяйстве.

Отлично очищают воздух растения. Поэтому в городах и вокруг них создаются пояса садов, парков и лесов. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.

Сажайте деревья,

Любите деревья!

Пусть будет их больше

У рек и дорог…

Безоблачна жизнь –

И земля зеленеет,

Рождённый в листве

ПОСАДИТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ ОДНО ДЕРЕВО!