Сценарий на день рождение маршака дошкольникам. Сценарий утренника по творчеству С.Я. Маршака материал (старшая группа) на тему. Показывает дети старшей группы «Дельфинчик»
Цель: Продолжить знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством и биографией С.Я.Маршака. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление. Воспитывать дружеские, добрые, положительные качества характера на примерах поступков героев сказок писателя.
Предварительная работа с детьми:
- чтение произведений С.Я. Маршака: «Почта», «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке»;
- заучивание с детьми стихотворений С.Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч…», из цикла «Детки в клетке»: «Слон». «Багаж», «Почта».
- подготовка театрализации сказки «Мельник, мальчик и осёл.», «Усатый-полосатый», «Сказка об умном мышонке», «Теремок».
Рассматривание фотоальбома С.Я.Маршака по видеопрезентации.
Ведущая : Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о замечательном детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке. Родился он 3 ноября 1887г. в городе Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. И исполнилось бы Самуилу Яковлевичу 125 лет.
В 4 года Маршак сочинил свое первое стихотворение. В 8 лет он пошел в школу, ему очень нравилось учиться в школе. Его любимым уроком – был урок литературы. После окончания школы Самуил уехал учиться в университет в Лондон, в Англию. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушая английские песенки, прибаутки. Мы с вами не смогли бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак перевел их для нас на русский язык (рассматривание фото семьи Маршака на слайдах).
Его стихи и сказки приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки знают веселых, сказочных героев из произведений Маршака. За что мы любим его стихи и сказки? За то, что они добрые, забавные, интересные и поучительные. Его стихи легко запоминаются. Вот слова такие слова «Мой веселый звонкий мяч…»
Давайте, вместе со мной почитаем стихотворения С.Я. Маршака. Я буду начинать, а вы продолжайте.
1. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну и сказал.....
Нужны пошире, и не две, а все четыре;
2. Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не киска!
3. Рвать цветы легко и просто детям маленького роста . Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок .
4. Где обедал воробей? В зоопарке у зверей…
5. Мельник на ослике ехал верхом . Мальчик за мельником плелся пешком .
Ведущая: Правильно, а давайте послушаем и посмотрим восточную сказку.
Дети старше логопедической группы «Речецветик» показывают инсценировку восточной сказки «Мельник, мальчик и осёл».
Ведущая: Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке? Это он, это он….. Ленинградский почтальон; (под звуки поезда)
Заходит Ленинградский почтальон.
Здравствуйте ребята! Не подскажите куда я приехал. Как называется ваш город, а адрес? (ответы детей: Астраханская область, г. Нариманов, улица Волжская 4а). Вот это да… Как же быть?
Ведущая: не переживай уважаемый почтальон. Оставайся у нас.
Ленинградский почтальон: А по какому случаю это вы собрались?
Ведущая: Мы сегодня вспоминаем замечательного детского поэта, ребята, подскажите мне.
Ленинградский почтальон: а знаю, знаю. Это ведь Самуил Яковлевич про меня написал стихотворение «Почта». А ещё он написал много загадок. Где-то у меня сохранилось письмо, в нем Самуил Яковлевич написал эти загадки.
Ведущая: Вот здорово! А загадай их нам, а ребята попробуют их отгадать.
Ленинградский почтальон: зачитывает загадки. А в то время как дети отгадывают её, на экране появляются отгадки.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.(мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб. (пила)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду.
(велосипед)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь)
Ведущая: Вот видишь, какие наши ребята молодцы. Оставайтесь с нами, а я вам закажу билет в Ленинград.
У Самуила Яковлевича Маршака много сказок и вот одна из них, отгадайте про кого Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Посмотрите её и назовите что эта за сказка? («Усатый-полосатый»)
Показывает дети старшей группы «Дельфинчик»
Под песню «Мери Поппинс – само совершенство» заходит Мери Поппинс.
Мери Поппинс: Добрый день, мои дорогие друзья! Я вижу вы любите сказки Маршака… да мне тут передали билет в Ленинград почтальону, где вы уважаемый?
Ленинградский почтальон: Спасибо, мадам, вы очень великодушны. Прощайте друзья, до новых встреч!
Ведущая: Здравствуйте, Мери, вы нам поможете, вспомнить произведения Маршака?
Мери Поппинс: Ну конечно, Милейшая, где мой саквояж. Прекрасно, о, сколько здесь всего?
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метет!
Из какой сказки эти слова? Как вы думаете, что может храниться в моем саквояже? (подснежники)
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
(Сковорода)
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
(мышонок)
Ведущая: Мери, а наши дети не только могут определить название произведения, но и показать отрывок из этой сказки.
Мери Поппинс: Прекрасно, я посмотрю.
Инсценировка сказки «Сказка об умном мышонке » показывают дети подготовительной группы «Осьминожки».
Ведущая: У наших детей есть любимая сказка «Теремок».
Показывает сказку дети старшей группы «Морячок».
А вот ещё одна загадка в моем саквояже.
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много - много лет
Оставляет черный след. (Перо)
Ведущая: Это перо С.Маршака написавшего такие легкие, звонкие, стихи, которые будут жить до тех пор, пока существуют дети. Спасибо дорогая Мери, приезжай к нам ещё.
Мери Поппинс: Спасибо, но вот сменился, ветер перемен, мне пора улетать, прощайте.
После ухода Мери, остался небольшой мешочек, а в нем письмо: «Мои милые друзья, мне очень приятно, что вы знаете сказки великого детского поэта. Это вам от меня» (книги со сказками Маршака).
Литература.
- Маршак Самуил Яковлевич [Жизнь и творчество.] //Писатели нашего детства.100 имен: Биографический словарь в 3 ч. Ч.1.- М.: Либерия, 1998.- С.257-262.
- Интернет: http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/detskaya.txt
Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание
произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,
мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские
способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.
Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества,
элементы декораций к сказкам и стихам.«
Ход праздника
1 ведущий. Здравствуйте, ребята!
2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!
3 ведущий . А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака, со дня рождения которого в этом году исполняется 128 лет.
Человек Рассеянный . ( выбегае т) Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
( оглядывается ) Ой! А что это за станция такая?
Дибуны или Ямская?
1 ведущий .Ни та и ни другая! Это наша школа!
Рассеянный . Эх! Я опять не туда попал.
2ведущий . А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?
Рассеянный . А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…
3ведущий. А! Так вы --- человек Рассеянный!
Рассеянный . Да!
Девочка . ( выбегает с мячом ). Мой веселый
Звонкий
Мяч.
Ты куда
Помчался
Вскачь?
1 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!
Падчерица . ( идет с корзинкой за колечком )
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимному ковру
К новогоднему костру!
Ой! А где же братья-месяцы?
2 ведущий
. Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
3 ведущий
. Здесь вас все знают и очень рады видеть! Правда, ребята? Кто это к нам пришел?
Зал
. Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и Человек Рассеянный.
Девочка с мячом . А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».
Рассеянный .О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все врем куда- то не туда попадаю.
Зал. На улице Бассейной.
Рассеянный . Какие молодцы! Все знают!
1 ведущий . Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите нам рассказать о знаменитом детском писателе С. Я. Маршаке.
Рассеянный. Мы с радостью останемся!
Падчерица . А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений Самуила Яковлевича.
2 ведущий
. Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
3 ведущий . А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданнуя фантазией таланливого писателя Самуила Яковлевича Маршака. Родился Маршак 22 октября 1887 г. в городе Воронеже. Отец Самуила Яковлевича часто менял место службы.В семье росло шестеро ребятишек. Они часто переезжали с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и тревоге.
1ведущий . О своих детских впечатлениях он написал стихи:
В край далекий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У нее одна скамья.
2ведущий . Тесновато нам немножко
Это новое жилье.
Но открытое окошко
Перед столиком --- мое.
3 ведущий . С. Я. Маршак сочинять стихи я начал лет с четырех.
Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, отгадайте.
Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
И за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.(Мяч )
Рассеянный . Теперь я загадаю.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. ( Дождь )
Падчерица . И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.
Под Новый Год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь )
Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.
1 ведущий . Маршак много путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Он переводил народные баллады,стихи. Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.
( Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе
С. Я.Маршака)
Текст песни:
На далекой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только "Дон" и "Магдалина" - быстроходные суда,
Припев:
Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далеким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию - далеким берегам!
Только "Дон" и "Магдалина",
Только "Дон" и "Магдалина",
Только "Дон" и "Магдалина" ходят по морю туда.
Никогда вы не найдете в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах.
Припев.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей
Такое изобилие невиданных зверей.
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию,
Увижу ли Бразилию до старости моей?
Припев.
2 ведущий
. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а о мечте. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
3 ведущий
.(К падчерице)
Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко посмотреть, как поживают герои Маршака?
Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у мышки.
Ты катись, катись, колечко,
По тропинке, не по речке.
Бугорок за бугорком.
Загляни-ка в мышкин дом
2 «Л» (Инсценизация отрывка из пьесы «Про глупого мышонка»)
Девочка с мячом . Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит быть добрым, внимательным к окружающим.
1 ведущий . Прекрасная сказка! А вот свои стихи, Маршак писал просто, понятно и увлекательно. Давайте послушаем прекрасное стихотворение «Багаж» и посмотрим инсценировку.
Падчерица . А мое колечко может.
Ты катись, катись, колечко,
Позови гостей сердечно,
Позови их поскорей,
Чтобы стало веселей!
Что там за шум?
Дама. Где тут багажное отделение?
(Инсценизация стихотворения «Багаж»).
Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идет целая семья из стихотворения «Про одного ученика и шесть двоек».
2 ведущий. Пришел из школыученик.
А почему он запер свой дневник?
Ребята, хотите знать ПОЧЕМУ?
Тогда смотрите и слушайте.
(Инсценизация стихотворения « Про одного ученика и шесть двоек»).
3 ведущий . Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке «Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о них и для них..Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава С.Я.Маршака признаны народом.Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные стихи Маршака! Послушаем еще некоторые из них.
Дети, которые читают стихи сами их представдяют.
2 «Л» «Усатый, полосатый»
2 «М» «Разноцветные страницы»
2 «Н» «Почта»
ВИКТОРИНА (Виктория Юрьевна вставит)
1 ведущий . Закончим мы нашу встречу словами поэта.
2 «Л» Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
2 «М» Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
2 «Н» Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошого.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
УЧИТЕЛЬ: На произведения Маршака положены не только песни, но и мультфильмы. Предлагаем посмотреть м/ф « Человек Рассеянный»
Сценарий досуга посвященный творчеству С . Я . Маршака .Цель : В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
Пробудить интерес к его творчеству.
Задачи:
1. Закреплять умение воспринимать содержание произведений; прививать интерес к чтению книг;
2. Развивать воображение мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерски способности.
Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодняшний вечер мне хотелось бы начать со слов:
Я думал, чувствовал, я жил
И всё, что мог, постиг.
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг…
Прозвучал отрывок одного из его последних стихотворений Самуила Яковлевича Маршака. Да, его имя действительно стало бессмертным. Каждому человеку это имя знакомо и близко с детства, его стихи поучительны и содержательны, они расширяют кругозор, воспитывают любовь к родной земле, природе, стремление к миру, уважение к народам земли, справедливости.
И сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого замечательного человека, читать и инсценировать его стихи.
Маршак родился 3 ноября(22 октября) 1887 года в городе Острогожске под Воронежем. Семья была большая и дружная. Будущий поэт рано полюбил стихи и уже с четырёх лет пытался сам сочинять их. А в 11 лет, когда он начал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация...
Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно. Нельзя не заметить, что многие из них схожи с детским дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.
Вот одни из его самых известных стихотворений прочтут нам дети («Мяч», «Феечки», «Где обедал воробей?», «Ванька-Встанька», «Кузнец», «Дремота и Зевота»).
«Маленькие феи»
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трёх садовых леечек.
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
«Где обедал, воробей?»
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.
« Кузнец»
Эй кузнец,
Молодец!
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
Отчего не подковать!
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два-
И готово!
«Дремота и зевота»
Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна
И щелочки дверей
И детям говорила:
Ложитесь поскорей!
Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,
Тому она,
Зевота, спокойной ночи скажет,
А если кто не ляжет
Сейчас же на кровать,
Тому она прикажет
Зевать,
Зевать,
Зевать.
Во время войны Маршак организовал в Краснодаре «Детский городок», где были классы, мастерские, кружки и даже детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».
Наши ребята подготовили инсценировку « Сказки о глупом мышонке»
Вед: Пела ночью мышка в норке:
Мышка: Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Вед: Отвечает ей мышонок:
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Вед: Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетка утка,
Нашу детку покачать.
Вед: Стала петь мышонку утка:
Утка: Кря-кря-кря, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.
Отвечает ей спросонок.
Слишком громко ты поешь!
Вед: Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам тетя-жаба,
Нашу детку покачать.
Вед: Стала жаба важно квакать
Жаба: Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Вед: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Очень скучно ты поешь!
Вед: Побежала мышкка-мать
Тетю лошадь в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь: И-го-го, спи мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Вед: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.
Очень страшно ты поешь!
Вед: Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя-свинка,
Нашу детку покачать.
Вед: Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать
Свинка: Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Вед: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Очень грубо ты поешь.
Вед: Стала думать мышка-мать
Мышка: Надо курицу позвать
Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Вед: Закудахтала наседка
Курица: Куд-куда, не бойся, детка!
Забирайся под крыло
Там и тихо и тепло.
Вед: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок
Этак вовсе не уснешь!
Вед: Побежала мышка-мать
Стала щуку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам тетя щука
Нашу детку покачать.
Вед: Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.
Слишком тихо ты поешь!
Вед: Побежала мышка-мать
Стала кошку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя кошка
Нашу детку покачать.
Вед: Стала петь мышонку кошка
Кошка: Мяу-мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Вед: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.
Очень сладко ты поешь!
Вед: Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать….
«Багаж»
Вед:
Дама сдавала в багаж
Дама:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Вед:
Вещи везут на перон.
Кидают в открытый вагон.
Носильщик:
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вед:
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Корзину,
Картину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
Дама:
Разбойники! Воры! Нахалы!
Собака не той породы!
Вед:
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
Дама:
Отдайте мою собачонку!
Носильщик:
Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако за время пути
Собака могла подрасти!
На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы. Его пьесы идут в детских театрах. Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную жизнь. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. В последние часы жизни писал и исправлял, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое своё слово. Его книги отмечены государственными премиями. В конце жизни он получил премию за стихи для детей и книгу лирики.
«Усатый-полосатый».
Вед:
Жила-была девочка. Как её звали?
Кто звал, тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Девочка:
Сколько зим, столько лет,-сорока ещё нет.
А всего четыре года.
Вед:
И был у неё…Кто у неё был?
Серый, усатый, весь полосатый?
Дети:
Котёнок.
Вед:
Стала девочка котенка спать укладывать.
Девочка:
Вот тебе под спинку мягкую перинку.
Сверху на перинку чистую простынку.
Вот тебе под ушки белую подушку.
Одеяльце на пуху и платочек наверху.
Вед:
Уложила котенка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад, Что такое?
Девочка:
Хвостик на подушке, на простынке ушки.
Разве так спят?
Под спинку-перинку
На перинку-простынку
Под ушки-подушки.
Вед:
А сама пошла ужинать. Приходит опять, что такое?
Девочка:
Ни перинки, ни простынки, ни подушки не видать,
А усатый, полосатый перебрался под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котенок!
Вед:
Стала девочка учить котенка говорить.
Девочка:
Котик, скажи: мя-чик.
Котик:
Мяу!
Девочка:
Скажи: Ло-шадь.
Котик:
Мяу!
Девочка:
Скажи: э-лек-три-че-ство.
Котик:
Мяу-мяу!
Девочка:
Все мяу и мяу! Вот какой глупый котенок!
Вед:
А потом, а потом станет умным он котом.
А девочка тоже вырастет и пойдет в школу!
Наш праздник подходит к концу.
И в заключение послушайте стихотворение Генриха Гейне в переводе Самуила Маршака:
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умный будет.
Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья, даётся нам недёшево!
Сценарий утренника по творчеству С.Я. Маршака
"Путешествие по творчеству С.Я. Маршака"
Цель: доставить детям и родителям радость и удовольствие от общения.
Задачи:
1.Закрепить знания о жизни поэта.
2.Осуществление нравственного, эстетического воспитания дошкольников через вовлечения их в игровые коллективные формы деятельности;
3. Развитие коммуникативных навыков дошкольников;
4. Развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей.
Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, объединение в команду, обсуждение названия и изготовление эмблемы, просмотр мультфильмов, инсценировки по произведениям С.Я. Маршака.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация о жизни поэта, слайды с заданием "Найди лишнее"
Ход викторины:
Ведущий: Дорогие родители и любознательные дети. Мы рады вас приветствовать на викторине, посвященной творчеству С.Я. Маршака. В нашей викторине участвуют две команды: команда родителей «Кошки» и команда «Мышки».Сейчас я приглашаю Ваши команды на места.
Я вам напомню страницы биографии С.Я.Маршака.
С.Я.Маршак – известный детский писатель. Родился 3 ноября 1887года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «По страницам С.Я.Маршака».
Начинаем нашу викторину с конкурса «Найдите правильный ответ». Команды готовы, начинаем!
- Сколько вылупилось утят у наседки? (12, 10 ,8)
- Куда сдавала дама свои вещи? (на почту, в багаж , в магазин)
- На какой улице жил человек рассеянный? (на Речной, на Бассейной , на Береговой)
- Кого спас неизвестный герой? (девочку, мальчика, собачку)
- От кого умный мышонок спрятался под лопух? (от кошки, от совы, от ежа)
- Какой породы у старушки была собака? (такса, пудель, овчарка)
Ведущий: Команда победитель в каждом конкурсе вешает свою эмблему на магнитную доску.
Физкультурная минутка «Кошкин дом»
Тили - бом, тили – бом,
Загорелся Кошкин дом. руки вверх
Кошка выскочила - бег на месте
Глаза выпучила. показать ладошки
Бежит курочка с ведром махи руками в стороны
Заливать Кошкин дом, приседания
А лошадка фонарём, подскоки на месте
Серый заюшка с листом. прыжки на месте
Раз, раз, раз, раз - махи руками вперёд – назад
И огонь погас. присесть
Ведущий: А сейчас мы начинаем конкурс «Продолжи словечко».
Вспомним некоторые стихи С.Я. Маршака
Я читаю отрывки, а вы заканчиваете.
1. Собирались лодыри
На каток,
А попали лодыри
На каток
2. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, Это он
Ленинградский почтальон.
3. Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
4. А это веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек
5.Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Теперь приглашаем команды поиграть в подвижную игру "Мыши".
Вышли мыши как-то раз дети идут по кругу
Посмотреть который час. остановились лицом в круг
Раз, два, три, четыре - пружинка
Мыши дёрнули за гири. присесть
Вдруг раздался страшный звон, хлопок в ладоши
Убежали мыши вон. прыжок вокруг себя
Конкурс «Назови сказку».
Ведущий: Каждой команде зачитывается по два отрывка из сказок
С. Я. Маршака. Дети и взрослые должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.
|
Конкурс «Чьи это слова?»
- Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
- После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
- Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
- Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
- Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
- Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Ведущий: Обе команды приглашаем на общий танец «Вместе весело шагать».
Ведущий: С ейчас послушаем стихотворения, которые подготовили наши ребята.
Выступления детей. Чтение стихов наизусть.
Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Обе команды достойно выступили, побежденных у нас нет. Победила дружба! На память о сегодняшней встрече каждому участнику мы дарим книгу С. Я. Маршака.
Каждая новая встреча со стихами Маршака – это опять радость и удовольствие. А каждое стихотворение, которое ещё не было известно вам – это новый дорогой подарок старого доброго друга. И ещё не раз с уважением и гордостью вспомним о том, что у нас в стране жил и трудился для вас замечательный человек С. Я. Маршак.
Внеклассное мероприятие «Маршак – детям», посвященное 130-летию со дня рождения писателя.
Цели:
Обобщить знания детей о писателе, его произведениях;
Воспитать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака;
Развивать память, внимание, мышление;
Развивать воображение, риторику и культуру общения
Задачи:
Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака;
Развить у детей навыки выразительного чтения стихотворений;
Развить артистические способности детей;
Пополнять словарный запас детей через игровую творческую деятельность (инсценирование, выразительное чтение);
Воспитывать доброе отношение к людям и животным, сострадание, трудолюбие;
Оборудование:
компьютер;
портрет С.Я. Маршака;
выставка книг;
иллюстрации к произведениям;
презентация;
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Мы очень рады приветствовать Вас на нашем литературном празднике. Для того, чтобы всем было на нашем празднике хорошо и весело, открывает его песней о дружбе ученица 2 класса.
(Девочка спела, дети похлопали).
Вводная часть.
Стук в дверь. Вбегает мальчик.
- Что за шутки?
- Еду я вторые сутки!
- Что за станция такая?
- Дибуны или Ямская?
Учитель:
«А это кто, ребята? Где вы еще встречали такого рассеянного человека?»
(дети отвечают на вопрос)
«Правильно, в произведениях С.Я. Маршака. И сегодня наш праздник посвящается творчеству этого замечательного писателя, ведь в этом году, 3 ноября, исполняется 130 лет со дня его рождения. Очень многие из вас наверняка знают его стихи. Если кто-нибудь начинает сдавать в багаж всякую всячину, то и дело пересчитывая вещи, мы сразу вспоминаем строки: «Дама сдавала в багаж…». А если какой-нибудь зевака оставит свой портфель на остановке или перепутает свои и чужие вещи, то мы сейчас же скажем: «Вот человек рассеянный с улицы Бассейной.»».
Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.
Свое первое стихотворение С.Я. Маршак написал в 4 года, а к 11 годам он написал уже несколько поэм и перевёл на русский язык оду древнеримского поэта Горация. В 17 лет Маршак впервые опубликовал свои стихи в литературном журнале.
Маршак бы не только детским поэтом, он писал стихи и для взрослых, переводил на русский язык стихи поэтов, писавших на английском и венгерском, польском, итальянском и других языках.
А еще Маршак писал пьесы для театра и вам хорошо знакомы некоторые из них, написанные для детей и получившие большую популярность. Это такие пьесы, как «Терем-теремок», и «12 месяцев».
Основная часть.
Настало время сделать небольшую остановку под названием «Литературные странички». Проведем викторину, вспомним всем известных героев С.Я. Маршака.
Задания для классов:
Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!
(«Багаж»)
Замолчи, огонь коварный!
Говорит ему пожарный. –
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
(«Пожар»)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
(«Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»)
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
(«Теремок»)
Тётя, тётя кошка,
Выгляни в окошко,
Есть хотят котята,
Ты живешь богато.
(«Кошкин дом»)
Ищут пожарные,
Ищет милиция
Ищут фотографы
В нашей столице …
(«Рассказ о неизвестном герое»)
Учитель :
Молодцы, ребята! Вы легко узнали героев произведений С.Я. Маршака, сам он всегда тоже верил в то, что дети будут читать его произведения. Вот как он написал об этом:
«Читатель мой особенного рода,
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем 2000 года.»
5. Поэтическая минутка.
Учитель :
Проходят десятилетия, а строки Маршака не спешат стареть. С его книжками росли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. И вы их хорошо знаете. Объявляется «Поэтическая минутка». На сцену приглашаются учащиеся 2 классов!
(Дети по очереди читают стихотворения.
2 «А» - «Сказка о глупом мышонке»
2 «Б» - «Пожар»
2 «В» - «Усатый, полосатый»
2 «Г» - «Рассказ о неизвестном герое»
2 «Д» - «Кот и лодыри»
2 «Е» - «Почта»)
Учитель :
Молодцы, ребята. Вы очень выразительно читали стихотворения Маршака. Давайте поаплодируем всем выступавшим!
(Раздаются аплодисменты).
6. Остановка «И в шутку, и всерьез.»
Учитель :
Продолжаем наше путешествие в мир творчества Маршака. Наша следующая остановка называется «И в шутку, и всерьез».
Вы только что прослушали стихотворение «Почта». А знаете ли вы, что и нам пришли поздравительные письма с секретом?
(учитель достаёт конверт и читает стихотворение)
Почта письма нам доставила,
На конверте в уголке
Написали «Б» и «Г».
Что за тайны здесь у нас?
Мы узнаем всё сейчас.
(учитель открывает конверт)
Дети, сейчас нам нужно будет отгадать несколько загадок.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что бедняжку бьют?
А за то, что он надут!
(Отгадка: мяч)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(Отгадка: утюг)
Перед тобой пятерка братьев,
Дома все они без платья,
А на улице, зато
Нужно каждому пальто.
(Отгадка: пальцы)
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдем.
(Отгадка: часы)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез.
(Отгадка: календарь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Отгадка: дождь)
7. Музыкальная пауза.
Учитель :
Ребята, сейчас ученица 2 класса исполнит для вас шуточный танец.
(выходит ученица и исполняет танец)
8. «Детки в клетке». Остановка «Зоопарк».
Учитель :
Продолжаем наше путешествие С.Я. Маршак хорошо знал, что все дети любят животных и написал о них стихотворение для детей «Детки в клетке». Итак, остановка «Зоопарк».
Ребята, давайте расскажем это стихотворение.
(ученики 2 классов по очереди читают стихотворение)
Ученик 2 «А» - «Эскимосская собака»
На прутике – записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь –
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.
Ученик 2 «Б» - «Белые медведи»
У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
Ученик 2 «В» - «Жираф»
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
То тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Ученик 2 «Г» - «Верблюд»
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Ученик 2 «Д» - «Страусёнок»
Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Ученик 2 «Е» - «Зебры»
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
Учитель :
Спасибо, ребята! Мы надеемся, что любовь к животным вы сохраните в своём сердце на всю жизнь.
9. Речевая разминка.
Учитель :
А сейчас, дети, новое задание: «Доскажи словечко». Слушаем внимательно, быстро думаем, вместе хором отвечаем. Вы готовы?
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий … (ёжик).
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на … (каток).
К богатой кошке гость пришел,
Известный в городе … (козел).
Плывет, плывет кораблик
На запад, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус - … (лепесток).
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый … (кот).
Только пони и верблюд
Принимаются за … (труд).
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзинку,
Картонку
И маленькую … (собачонку).
- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин … (нос)?
После пищи нужен сон,
Прислонившись, дремлет … (слон).
На дворе и дождь, и снег,
Ты пусти нас на … (ночлег).
Учитель :
Молодцы, ребята! Вы оправдали уверенность Маршака в том, что дети любят не только играть и веселиться, но больше всего они любят учиться!
10. «Школьнику на память».
Учитель :
Именно поэтому С.Я. Маршак написал для школьников поучительное стихотворение «Школьнику на память». Начинается оно так:
Пошли вы в школу первый раз
Иль перешли из класса в класс,
А я вас всех поздравил
И книжку написал для вас
Про двадцать школьных правил.
Эти правила актуальны и в наши время. Вы хорошо знакомы с ними. Давайте же их дружно повторим, вспомним и расскажем стихотворение «Школьнику на память».
(ученики по очереди читают стихотворения)
Ученик 2 «А»:
В этом светлом школьном здании
Год за годом, день за днем
К мастерству, искусству, знанью
Мы по лестнице идём.
Ученик 2 «Б»:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Ученик 2 «В»:
Ты думал: школа – не вокзал,
Не страшно опоздать.
Но тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс, -
Он далеко уйдет за час!
Ученик 2 «Г»
В нашей школе есть закон:
Вход неряхам запрещен!
Содержи и ты в порядке
Парту, книги и тетрадки.
Ученик 2 «Д»
Обязан каждый ученик
Держать в порядке свой дневник,
Показывать родителям,
Что задано учителем.
Ученик 2 «Е»
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, в трамвае, в читальне, в кино
Веди себя скромно, прилично, умно.
Ученик 2 «Ж»
Старику опорой будь,
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь
И скамейку – инвалиду.
Учение 2 «З»
Твоей долг: любить и уважать
Родителей – отца и мать,
Быть старшим другом младшим братьям
И всем, чем можно, помогать им.
Отлично, ребята! Вы знаете все правила, но, главное, надо их еще и соблюдать, как учит нас Маршак. Вы прочтёте еще много его книг и узнаете много нового, интересного и увлекательного. А сегодня наш праздник подходит к концу и закончить его хочется стихотворением С.Я. Маршака «Пожелание друзьям».
На сцену приглашается ученик 2 класса со стихотворением «Пожелание друзьям».
(выходит учение и читает стихотворение:
Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути – главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.
Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья, дается нам недешево!
Учитель :
Давайте поаплодируем нашему чтецу, друг другу, а самое главное – Маршаку, отдавшему своё сердце, бесконечную доброту и огромный труд людям.
(все дружно аплодируют)
Ой, чуть не забыли о сюрпризе для наших детей! Какой же праздник без подарка? А лучший подарок – это книга.
(учитель вручает книги ученикам под аплодисменты)
На этом наш праздник окончен. Благодарим всех за внимание. До новых встреч, друзья!