« Кажется мне - осыпаются липы,
    Белые липы в нашем саду…»

    Я усталым таким еще не был…

    10 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан отправились в путешествие по Европе и Соединенным Штатам. Попав за границу, не зная иностранных языков, поэт все больше и больше ощущал свое одиночество.

    Я усталым таким еще не был.

    В эту серую морозь и слизь

    Мне приснилось рязанское небо

    И моя непутевая жизнь.

    «Я усталым таким еще не был»

    …Тоска смертельная, невыносимая, чую себя чужим и ненужным, а как вспомню про Россию…

    7. Отношение Есенина к изменениям, связанным с Октябрьской революцией. Анализ стихотворений .

    а) «Я последний поэт деревни…»

    б) «Я усталым таким еще не был …»

    г) Русь Советская

    д) Персидские мотивы.

    «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

    9. Анализ стихотворения.

    Метафоричность

    Ассоциативность

    Синтаксическая стройность и

    простота

    Песенность (напевность,

    народность, мелодичность)

    Автобиографичность ("Что

    касается автобиографических

    «Песнь о собаке»

    «Письмо матери»

    «Топи да болота…»

    «Запели тесаные дроги…»

    «Эта улица мне знакома…»

    «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

    10. Основные мотивы лирики С.Есенина.

    Тема Родины

    Тема деревни

    Тема природы

    Тема дома

    Тема революции

    Тема поэта и поэзии

    Философская тема

    Тема любви

    11. Заключение.

    Сергей Есенин,

    Синеглазый, вольный,

    Стал последним поэтом деревни…

    В книге Ходасевича упоминается высказывание поэта Д. Семеновского, хорошо знавшего Есенина, свидетельствующего: “… он говорил, что всё его творчество - о России, что Россия - главная тема его стихов”. И это было именно так. Все произведения Есенина - венок из песен, сплетённый Родине.

    В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

Просмотр содержимого документа
«"Я последний поэт деревни..." »

« Я последний поэт

деревни …»

Интегрированный урок в 11 классе


Цель: показать значение социальных потрясений в судьбе человека на примере лирического героя С.Есенина

План урока:

  • Дооктябрьская лирика Есенина

4. Послеоктябрьская лирика.

Отношение Есенина к изменениям, связанным

с Октябрьской революцией.

а) «Я последний поэт деревни…»

б) «Я усталым таким еще не был …»

г) Русь Советская

д) Персидские мотивы.

6. Анализ стихотворения.

7. Основные мотивы лирики С.Есенина.

8. Заключение.


Теоретические понятия

  • Тема – предмет художественного изображения; круг событий, явлений, жизненных вопросов, творчески воплощенных в тексте произведения. Тема связана с идеей и образует с ней смысловое единство, содержательный уровень текста.
  • Мотив – значимый компонент литературного текста, сопутствующий теме, идее. Может воплощаться в образах, смысловых фрагментах, действии, понятиях или словах, повторяющихся в произведении.

Родина кроткая …

Выписка из метрической книги о рождении С.Есенина

Родился я с песней в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали.

«Матушка в купальницу по лесу ходила…» 1912

Пахнет рыхлыми драчёными

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоке.

«В хате». 1914


Дооктябрьская лирика Есенина

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа …

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Я пастух; мои палаты –

Межи зыбистых полей,

По горам зеленым – скаты

С гарком гулких дупелей.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка.

Светят зелено в сутёмы

Под росою тополя.

Я – пастух; мои хоромы –

В мягкой зелени поля …

«Я пастух, мои

палаты…». 1914

М.Нестеров. Лель. 1933



  • «Я - странник убогий»
  • «Шел Господь пытать людей в любови…»
  • «Топи да болота»
  • «Край ты мой заброшенный…»
  • «Ты поила коней из горстей в поводу…»
  • «Чую радуницу Божью…» и др.

Октябрьские события

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Нам горьким стало молоко

Под этой веткой кровлей.

Пролей, пролей нам над водой

Твое глухое ржанье

И колокольчиком-звездой

Холодное сиянье.

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Хворостом земле ты прицепись,

С зари отчалься гривой.

За эти тучи, эту высь

Скачи к стране счастливой.

«Пантократор». 1919


Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нём.

Рисунок на обложку книжки

«Исус младенец»

Художник Е.Гурова. 1918

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

«Иорданская голубица».

Титульный лист сборника «Голубень».1918


Главная тема – тема революции.

Неописуемый восторг Есенина после Октября вылился в стихах.



Послеоктябрьская лирика

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

«Сорокоуст». 1920


« Я последний поэт деревни…»

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берег.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час…

«Я последний поэт

деревни…»


« Кажется мне – осыпаются липы, Белые липы в нашем саду…»


Я усталым таким еще не был…

Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, но зато то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

10 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан отправились в путешествие по Европе и Соединенным Штатам.

Попав за границу, не зная иностранных языков, поэт все больше и больше ощущал свое одиночество.

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

«Я усталым таким еще не



А жизнь кипит.

Вокруг меня снуют

И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться,

Ни чьих глазах не нахожу приют.

«Русь Советская». 1924


«Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней, Победила стальная конница?»

«Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою…»


Персидские мотивы

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Шаганэ Тертерян

С.Есенин с П.Чагиным.Баку. Фото. 1924


Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан…

«Ты запой мне ту песню,

что прежде…» 1925



Проанализируйте стихотворение по выбору:

Метафоричность

Ассоциативность

Синтаксическая стройность и

простота

Песенность (напевность,

народность, мелодичность)

Автобиографичность ("Что

касается автобиографических

сведений, - они в моих стихах:" (С. Есенин)

«Песнь о собаке»

«Письмо матери»

«Топи да болота…»

«Запели тесаные дроги…»

«Эта улица мне знакома…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

«Больные думы»: «Я ль виноват, что я поэт…»


Основные темы и мотивы творчества А.Есенина

Тема Родины

Тема природы

Тема дома

Тема деревни

Тема поэта и поэзии

Философская тема

Тема революции

Тема любви


Сергей Есенин,

Синеглазый, вольный,

Любил родные просторы, искал свое место в жизни, но не нашел…

Стал последним поэтом деревни.

Весьма амбициозно и своенравно называть себя последний поэт деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только про собственную личность, он говорит об ушедшей, эпохе, уходящем времени, исчезающей истине. Безусловно, истина не может исчезнуть, но может скрыться за грязью и нечистотами.

В деревенском укладе и традиционном образе существования Руси автор видел некую истину, подлинную суть существования, которую следует хранить, через которую легко осмыслить мир, прийти к духовной высоте. Образ железного гостя, который выходит на тропу голубого поля, представляет собой не только фактически сельхоз технику, которая замещает собой традиционный труд и, соответственно, уклад, но и говорит о чем-то ином, идущем на смену прежнему и не совсем радостным. Свои песни автор сравнивает с колосьями на поле (характерно использование традиционного для Есенина образа коня – энергии, свободы) которые будут тосковать по почившему поэту – повелителю слов.

Только вот эти колосья не могут быть собраны неживыми ладонями. Тут сходятся и образ сбора хлеба и понимания стихов.

Даже если формально техника собирает хлеба, подлинная суть хлеба как бы просачивается сквозь неживые ладони. Не существует возможности ухватить истину, чем-то ложным, а новый приходящий уклад, новые времена видятся Есенину именно такой ложью. Он как носитель традиции вполне обоснованно называет себя последний поэт деревни, так как отчетливо понимает отсутствие после себя и деревни как таковой (даже формально на смену придет колхоз или совхоз) и поэтов, хранителей традиции, которые смогут приоткрывать дверцу к этой истине.

Стихотворение написано в 1920 или 1919 году, которые стали переходным этапом для творчества Сергея Александровича. В 1920 он съездит в деревню и не узнает родных просторов, захваченных коммунизмом и индустриализацией, он вернется в город и полностью отречется от деревенской темы. Дальнейшие произведения будут по большей части наполнены фатализмом и даже некоторым цинизмом.

Равно как во многих произведениях Есенин тут пророчествует о себе. Его «двенадцатый час» также станет и закатом прежней эпохи.

Анализ 2

Оказавшись в обществе поэтов, Есенин старался отыскать собственный стиль, какие-то уникальные особенности своей личности и вполне естественным образом не отыскал ничего более существенного, чем умение писать о деревне и природе, родном крае. Таким образом, он стал как бы приемником русской традиции, стал своеобразным проводником, который пел про ту самую исконную Русь, к которой обращались многие представители элиты того времени, пытавшиеся отыскать опору в народных корнях.

Тем не менее, когда Есенин писал Я последний поэт деревни.. в 1919 году, он не преувеличивал. Конечно, с одной стороны речь была о занятом виртуальном пространстве, он как бы помечал собственные территории, которые принадлежали только ему: деревенская тема, «русскость» и подобное. При этом помимо таких сугубо утилитарных мотивов были также и нотки пророческие, Сергей Александрович объективно понимал смену эпох.

Да и трудно ли понять и трудно ли писать как на «тропу голубого поля» выйдет «железный гость», когда вполне видно индустриализацию, видны комбайны, которые пашут в поле и меняют собой коней и традиционный человеческий труд. Такая смена, конечно, меняла и основу есенинского творчества. Если ранее он проживая в городе все-таки мог обратить свой внутренний взор к деревне и не только вспомнить, но и как бы действительно видеть этот известный ему естественный уклад, то теперь мир менялся.

К слову, Есенин поменялся с этим миром. С началом 20-х годов он намного меньше писал о деревне, как честный поэт он более не использовал данную тему, ведь деревня стала другой, времена поменялись и остались только «колосья-кони о хозяине старом тужить». С приходом нового времени Есенин видит и собственную кончину, собственный «двенадцатый час», который придет, как следует прийти ему тому, кому суждено исчезнуть с прежним временем.

В этом стихотворении ощущается подлинная неразрывная связь поэта с одной из основных тем собственного творчества. Какие бы спекуляции и факты не приводили исследователи его творчества касательно немного искусственной его «русскости» и эксплуатации этой темы в оптимальных тогда условиях, все-таки данная тематика действительно как бы составляла часть есенинской души, а он оставался одним из немногих носителей этого удивительного духа. Кстати, и вторая характерная для поэта тема – православная религиозность тоже исчезла в стране с ним.

Анализ стихотворения Я последний поэт деревни по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

    Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

    Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым

«Я последний поэт деревни…» Сергей Есенин

Мариенгофу

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Анализ стихотворения Есенина «Я последний поэт деревни…»

Есенинский герой не скрывает своей любви к синей, малиновой или зеленой «шири» деревенских просторов, над которыми плывет «березовый гул». Изображение высокого патриотического чувства отличается реалистичностью: субъект речи не стесняется упомянуть столь прозаичные подробности, как испачканные морды свиней или неблагозвучные крики жаб. Печаль, «грусти ивовая ржавь» - еще одна особенность искреннего лирического переживания. Тревожные безотрадные интонации усиливаются с духовным кризисом, связанным с крушением надежд о новом крестьянском рае.

Главная тема стихотворного текста, созданного в 1919-1920 гг., - нарушение привычного уклада, разлад доселе гармоничного мира. В зачине звучит уверенная самохарактеристика лирического «я».
Чувствуя себя преемником крестьянской традиции в русской лирике, он ощущает гордость, беспокойство, обреченность - в оригинальной лаконичной формуле кроется целый комплекс переживаний.

Настоящее время, задействованное в начальной строфе, в остальной части текста сменяется будущим. Художественный прием возводит эмоциональную речь в ранг субъективного прогноза.

Центральным мотивом произведения становится православный обряд погребения. Он организовывает композицию текста, вплетая в лирический сюжет детали пейзажа и личные предчувствия субъекта речи. Связь с церковной церемонией определяет семантику многочисленных тропов: облетающая березовая листва уподобляется кадильному дыму, цвет свечного воска наделяется эпитетом «телесный», порывы осеннего ветра напоминают кощунственную пляску.

Отдельный эпизод посвящен атрибутам новой деревенской жизни, которые символизирует «железный гость» - собирательный образ сельскохозяйственной техники. Механизация полевых работ лишает крестьянский труд особого очарования и не годится служить источником поэтического вдохновения.

Субъект речи не может смириться с тем, что человек все больше отдаляется от природы. Философскую мысль иллюстрирует довольно неожиданный образ «колосьев-коней», тоскующих по теплым ладоням земледельца. Для есенинской поэтики характерны яркие иносказания, базирующиеся на «лошадиной» семантике: в произведении « » небо, подобно хозяину, ведет под уздцы облако.

Мрачные интонации крепнут к финалу стихотворения. Рефрен о часах, хрипло отбивающих окончание земного срока, звучит как зловещее пророчество, которое «вырастает» из картины прощания и увядания.

Творчество Сергея Есенина неразрывно связано с темой деревни. Выросший на «приволье зеленых лех», поэт воспринимал Россию как живой организм, развивающийся по особенным, известным только ей законам. Русь Есенина - деревенская, патриархальная. Это очень символический образ: деревня, состоящая из нескольких дворов, огороженных плетнями, которая затерялась где-то среди топей да болот.

Такое восприятие России свойственно молодому поэту. Его герой ощущает себя частицей природы, а в животных видит «братьев наших меньших». В ранних стихах Есенина на Руси живется хорошо всем: деревьям, животным и птицам, избам, полям, месяцу, даже … тараканам. Когда-то критики были возмущены, что начинающий лирик в стихотворении «В хате» опоэтизировал не только крестьянский быт, но и тараканов. Зато А. Толстой услышал в ранних стихах Есенина «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

Эта идиллическая картина разрушилась с началом советской жизни. Свое представление о революции поэт передавал через разные образы. Например, в «Пантократоре» это красный конь - образ романтический, фантастический, но родственный миру берез, черемух и кленов, миру русской природы, то есть всему, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, о гармоничной жизни.

Когда же Есенин убедился, что революция ускорит переход России от деревенской колеи к магистралям современной техники, он болезненно воспринял это. Революционные события, глобальные перемены в деревне, технический прогресс - все это в представлении Есенина предвещало гибель патриархальной Руси. Ему казалось, что исчезает близкая к природе и поэтическая область жизни, значит, и область чувств, выражающих недостижимый идеал духовного мира и спокойной ясности.

Ярче всего это противостояние патриархального бытия и механического мира машинной цивилизации проявилось в известном стихотворении «Сорокоуст» - в трагически обреченном поединке живого «тонконого жеребенка» и поезда «на лапах чугунных»:

Живых коней победила стальная конница…

Вслед за гибелью и разрушением старого крестьянского мира Есенин начинает чувствовать и собственную обреченность. Поэтому и называет свое стихотворение, написанное в 1920 голу, «Я последний поэт деревни». Это прощание с прежним звучит почти в каждой строке. Стоя за прощальной обедней среди «кадящих листвой берез», герой испытывает сознание собственной ненужности. Ему ничего не остается, как догореть «золотистым пламенем». Причем для воплощения собственного «я» поэт находит удивительную метафору - «из телесного воска свеча». Действительно, человек беззащитен перед лицом природы, а что, как не свеча, подчеркивает эту хрупкость человеческого существования.

Еще одна яркая метафора - «луны часы деревянные» - подчеркивает необратимость происходящих перемен. Как известно, «время ни на миг не остановишь». А значит, перемены неизбежны:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.

За образом «железного гостя» нетрудно увидеть комбайн или трактор - те машины, которые, по замыслу правительства, должны были облегчить крестьянский труд. Только нет у этого гостя души, и поэтому его ладони - «не живые, чужие», а горсть - «черная». А вот живую Русь представляют «колосья-кони» (вновь образ лошади!), которые будут тужить о прежнем хозяине-крестьянине.

В итоге любому становится понятно, что поэт выступает против технического прогресса, разрушающего древний поэтический мир, который связан с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Свою «голубую Русь» он противопоставил миру людей, возводящих заводы и фабрики вместо храмов, а живой мир деревни - механическому бездушию города.

Есенина тревожит, что индустриальный прогресс погубит красоту народного обряда, весенних проталин, злаков, «зарею политых». Поэтому стихотворение «Я последний поэт деревни» можно считать своеобразной панихидой, ведь именно «панихидный пляс», по мысли автора, будет справлять ветер, когда:

Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Эти строчки больше напоминают приговор. И пусть Сергей Есенин был тогда близок к имажинизму, чем и можно объяснить излишне резкий характер многих строк, но боль утраты ничем нельзя заглушить - только жестокими в своей правдивости словами.

«Война и мир» - одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу мировой литературы. Толстой описывает в нем целую эпоху человеческой жизни, объясняет ход истории, показывает жизнь народную и жизнь великосветскую, раскрывает облики величайших полководцев мира. Безусловно, Кутузов - это та гениальная личность, внесшая огромный вклад в историю первой половины девятнадцатого века. Особенно удивляет отношение этого человека к своему народу. Сам Лев Николаевич, считал народ главной и решающей силой истории. По мнению писателя, ведущую роль в националь

Я очень люблю животных. В нашей квартире живут кошка и собака. Мне интересно наблюдать за ними.Вначале они были настоящими врагами. Собака часто обижала кошку, и та спасалась бегством, взбираясь на стол или пианино. Я решил наказать собаку за злой нрав и не дал ей утром поесть. Она ходила за мной и выла. Каково же было моё удивление, когда кошка, которая со вчерашнего вечера тоже ничего не ела, утащила с тарелки своё любимое лакомство - рыбу - и положила её в миску к собаке. Такое благородство привело в восхищение не только меня…С тех пор наша Жучка уже не преследует своего пушистого друга. Те

Дружба починається з дитинства. У мене є справжній друг - його звуть Діма, і ще я дружу з дівчинкою - Милою. Ми з ними разом ходили в дитячий сад, а тепер разом вчимося у школі. Наші мами теж дружать. Справжніми друзями треба дорожити.Коли я був маленьким мама вчила мене не ображати друзів, ділитися з ними іграшками. На дні народження моїм друзям ми разом з мамою ходимо вибирати подарунок і листівку.Ще мама навчила мене тому, що обманювати дуже погано і ніколи не можна говорити неправду своїм друзям. Неправду нікому не потрібно говорити.Справжній друг сміливий і не боїться сказати правду. Дру

Стихотворение «Я последний поэт деревни»

Начало 20-го века знаменовалось для России завершением промышленного переворота, начавшегося в середине прошлого столетия. Канули в лету старинные мануфактуры, на замену им пришли фабрики и заводы, кустарное производство вытеснила промышленность западного образца. Казалось бы, что любые прогрессивные изменения приносят пользу России, однако, отчего же грустно на сердце у поэта? Что тревожит его душу?

Стихотворение «Я последний поэт деревни» было написано в 1920 году. Зрелый Есенин принял революцию 1917-го года с огромной душевной радостью, поэт слепо верил в светлое будущее родины, но позже юноша осознал, что всякое кардинальное изменение не обходится без жертв и зачастую сулит голод, нищету и разруху. С. Есенин с непередаваемой тоской в глазах наблюдал за смертью, гибелью прежнего мира. Тот мир крестьянской России, казавшийся нерушимым, пошатнулся. Есенин отождествлял деревню с раем душевным, который являлся для сущности человека высшими гармонией и наслаждением.

Иной раз, вступая в полемику с Маяковским, поэт заявлял: «Россия- моя,!», мало кто может оспорить нерушимую связь Есенина и природы. Природа, словно юная муза вдохновляет поэта, дарит ему безграничную радость, воодушевляет, наполняет всё его естество безбрежным умиротворением и надеждой. Яркими примерами являются такие стихотворения, как «Чары», «Отговорила роща золотая...», «Поёт зима- аукает…» и многие другие. Есенин наделил природу всеми возможными качествами человека, превратив её в одушевленный предмет, убеждая читателя любить её всем сердцем.

На мой взгляд, название стихотворения «Я последний поэт деревни» неслучайно. Поэт с щемящим сердцем говорит о собственной потерянности и безысходности. Есенин ощущает себя бессмысленным, ненужным народу. Его трогательная, романтическая лирика более не производит такого бурного впечатления в обществе. Массы озабочены революцией, индустриализацией и марксизмом. Люди, в погоне за богатством, состоятельностью и признанием бегут в города, покидая родные села, навсегда отдаляясь от истоков жизни.

Поэт чувствует новое, однако, он не может воспеть его, оно кажется ему дисгармоничным и неестественным. Ярче всего в произведении звучит тема гибели деревни, а с ней и поэта, ведь они невообразимы друг без друга.

Сердце поэта горюет по невозвратимому прошлому, тихим стоном наполняется комната после прочтения первой строфы:

«Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.»

Для выражения всей полноты душевного негодования и неприкаянности поэт использует ассонанс. Часто повторяющийся звук –о- создает ощущение толи глухого гудения, импульса, мерно оседающего в воздухе, после удара в колокол, толи священную мантру «ом» в иудаизме. Однако стоит обратить внимание на третью строчку первой строфы

«За прощальной стою обедней», она указывает на похоронную процессию, а как следовательно на звучание похоронного колокола. Протяжный, приглушенный, разрывающий душу, звон.

Наиболее яркое впечатление на меня произвела вторая строфа:

«Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.»

С моей точки зрения, под догорающей свечой «из телесного воска» автор подразумевает себя. Не боясь могу назвать данное стихотворение эпитафией жизни поэта. Есенин как бы прощается с жизнью, чувствуя приближающийся конец.

Разумеется, луна имеет символическое значение в данном произведении. Ночное светило устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения:

«Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!»