Действие романа А. Дюма «Три мушкетера» разворачиваются в 20-х годах XVII столетия во Франции, в период правления короля Людовика XIII и его первого министра могущественного кардинала Ришелье.
Молодой гасконский дворянин, д’Артаньян, отправился в Париж, с целью вступить в роту королевских мушкетеров. По пути в Париж, в Менге, он повстречался с дворянином, надсмехавшимся над его нескладной лошадью. Попытавшись наказать обидчика, д’Артаньян был жестоко избит его слугами. Здесь же он впервые увидел миледи, сыгравшую в дальнейшем, трагическую роль в его судьбе. Но более всего, гасконца огорчило похищение незнакомцем рекомендательного письма отца к капитану мушкетеров г-ну де Тревилю. Оправившись от нанесенных увечий, он прибывает в Париж.
Явившись на следующий день к г-ну де Тревилю, д’Артаньян впервые увидел у него на приеме троих друзей мушкетеров, Атоса, Портоса и Арамиса. Приняв д’Артаньяна, Тревиль выяснил цели приезда гасконца в Париж, а также выслушал историю произошедшую с молодым человеком в дороге. Увидев перед собой незаурядную личность, капитан решил поучаствовать в судьбе юноши, но в этот момент д’Артаньяну, бросившему взгляд в окно, показалось, что на улице мелькнул его обидчик из Менга. Бросившись за ним, он наскочил на Атоса, причинив ему боль. В результате словесной перепалки, дворяне договорились о встрече, чтобы с помощью шпаги решить спор. Поспешив дальше, гасконец успел поссориться с Портосом и Арамисом. С ними также пришлось договориться о встрече, но несколько позже. Время было потеряно, незнакомцу удалось скрыться и д’Артаньян направился на встречу с Атосом, с удивлением обнаружив, что секундантами последнего являются г-да Портос и Арамис. Не успели скреститься шпаги, как на месте дуэли появились пять гвардейцев кардинала, во главе с де Жюссаком, потребовавших у мушкетеров следовать за ними, а гасконцу удалиться. Трое друзей, несмотря на неравенство сил, приняли решение сопротивляться. Д’Артаньян, не сомневаясь ни секунды, встал на сторону мушкетеров. Ему выпало сражаться с самим де Жюссаком. И он с честью вышел из ситуации, ранив противника и успев помочь Атосу справиться со своим. Одержав победу, Атос, Портос и Арамис приняли гасконца в свой круг. С этого момента его судьба тесно переплелась с судьбой трех мушкетеров.
Через несколько дней де Тревиль представляет четырех друзей королю. Людовик мягко пожурив мушкетеров за участившиеся стычки с гвардейцами кардинала, выдает д’Артаньяну денежное вознаграждение и велит зачислить его в роту гвардейцев Дэзессара. Друзья вместе проводят время и в развлечениях и на службе.
Но спокойную и размеренную жизнь, в один из дней, нарушил приход к д’Артаньяну г-на Бонасье, галантерейщика сдававшего ему комнату. Он поведал, что его молодую жену, служанку королевы, похитили, а руководил похищением все тот же злой гений, незнакомец из Менга. Попросив помощи в поиске жены, г-н Бонасье обещал гасконцу закрыть глаза на задолженность последнего за оплату жилья, предоставив в его распоряжение определенную сумму денег и свои винные запасы. Это заинтересовало Д’Артаньяна, он решил помочь Бонасье и привлечь к розыску мушкетеров, тем более, что затрагивалась честь королевы Анны, питавшей симпатию к английскому герцогу Бэкингему, тайно прибывшего в Париж, по подложному письму, для встречи с ней, несмотря на происки кардинала, питавшего нежные чувства к королеве. Таким образом у друзей, кроме всего прочего, появилась возможность, которую они никогда не упускали, насолить его высокопреосвященству.
Вскоре Бонасье был арестован, а Д’Артаньян знакомится с его женой, Констанцией Бонасье, сумевшей сбежать от похитителей. Гасконец, сразу воспылавший чувствами к молодой женщине, поклялся всячески помогать ей, даже будучи не посвященным, пока, во все детали разыгравшейся интриги. И случай представился этим же вечером. По просьбе г-жи Бонасье, молодой человек сопровождал герцога Бэкингема, спешившего на тайное свидание с королевой. Анна Австрийская просила, сгоравшего от любви герцога, покинуть Париж и как память о себе, вручила ему алмазные подвески, подаренные ей королем.
А тем временем, Бонасье был доставлен из тюрьмы к кардиналу и получив небольшое вознаграждение, с большим рвением согласился шпионить за своей женой. Его преосвященство уже знал о встрече королевы и Бэкингема и о том, что последнему были подарены подвески. Кардинал немедленно отправляет гонца в Лондон, к верной соучастнице всех своих интриг, миледи, с приказом срезать несколько подвесок у герцога Бэкингема, на одном из лондонских балов. Одновременно, Ришелье уведомляет короля о том, что Бэкингем тайно пробыл несколько дней в Париже, не рассказав, однако, о встрече с королевой. Разгневанный король подозревает королеву в сговоре с врагами Франции и имеет с ней неприятное объяснение.
Кардинал, искушенный в интригах, задумал блестящую комбинацию. Получив от миледи известие о том, что ей удалось срезать у Бэкингема две из двенадцати подвесок, герцог советует королю, якобы для примирения королевской супружеской четы, назначить бал и потребовать от королевы одеть на это событие алмазные подвески. Людовик, привыкший поступать по советам Ришелье, все это и проделал. Стараясь не показывать своего волнения, королева обещала в точности исполнить просьбу короля, понимая, что благодаря интригам кардинала она очутилась на краю пропасти. На счастье ее величества, невольным свидетелем разговора стала г-жа Бонасье, вызвавшаяся помочь королеве, отправив своего мужа в Лондон, за подвесками. Каково же было удивление Констанции, когда вернувшись домой и рассказав г-ну Бонасье о своей просьбе она узнала, что он служит кардиналу и стал его ярым сторонником. Весь этот разговор слышал д’Артаньян и после ухода галантерейщика, не колеблясь, предложил г-же Бонасье свои услуги. Констанция, увидев в глазах молодого человека любовь и решимость, после некоторых колебаний, согласилась.
Д’Артаньян и трое его друзей, испросив отпуск, в сопровождении слуг, поспешили в Лондон. Но до порта, преодолевая подстроенные кардиналом препятствия, удалось добраться только гасконцу и его слуге. Тяжело ранив посланца Ришелье, графа де Варда, д’Артаньян воспользовался его разрешительным письмом и отплыл в Лондон. В Англии он вынужден был пробыть три дня, пока ювелир делал две подвески, по срочному заказу, обнаружившего пропажу, Бэкингема.
Вернувшись в Париж как раз к назначенному балу, д’Артаньян, в качестве благодарности получил от королевы драгоценный перстень, а кардинал вынужден был признать, что его интрига провалилась. Но радость д’Артаньяна оказалась не долгой, назначившая ему свидание г-жа Бонасье, была похищена все тем же незнакомцем из Менга, при участии г-на Бонасье.
Удрученный этим, молодой человек, отправился на поиски Атоса, Портоса и Арамиса, от которых не было никаких известий с тех пор, как он оставил их по дороге в Лондон. К счастью, все оказались живы и здоровы и друзья без приключений вернулись в Париж, где их ждало известие о скором начале боевых действий под Ла Рошелью, а поэтому друзьям необходимо было заняться своей экипировкой, что было нелегким делом ввиду отсутствия средств.
Занятый поисками денег д’Артаньян, благодаря случаю, пересекается с миледи, белокурой красавицей, впервые приглянувшейся ему в Менге. Завязав с ней отношения, он в конце концов оказывается у нее в спальне и здесь узнает страшную тайну. Миледи была заклеймена. Гасконцу сразу вспомнилась история, рассказанная Атосом, находившемся в мрачном расположении, о белокурой красавице, бывшей когда-то его женой и оказавшейся с клеймом на плече. Молодой человек понял, что нажил себе страшного врага.
Вскоре д’Артаньян был приглашен на встречу с его светлостью герцогом Ришелье. Кардинал был прекрасно осведомлен о всех событиях случившимися с его гостем и сразу предложил перейти к нему на службу с чином лейтенанта. Искушение было велико, но д’Артаньян, понимая все риски отверг это предложение. Начиналась осада Ла Рошели и друзья отправились на войну.
Уже здесь у стен крепости, миледи предприняла несколько попыток убить гасконца. Она подсылала убийц, отправляла отравленное вино, но господь хранил ее врага. Но чуть не погубил ее саму, когда к ней явился Атос или граф де Ла Фер. Ему удалось подслушать разговор кардинала с миледи, в котором кардинал направлял ее в Англию для устранения Бэкингема, а она взамен выторговала письменное разрешение на устранение д’Артаньяна. Атос угрожая пистолетом забрал эту бумагу у миледи. А затем друзья пообедали в бастионе Сен-Жерве, отразив несколько атак противника, вызвав восхищение всего французского лагеря. Этот геройский поступок принес д’Артаньяну долгожданный плащ мушкетера.
А тем временем, миледи, прибыв в Англию и использовав все свое коварство и обольстительность, удалось найти фанатика, морского офицера, Фельтена, исполнившего то, зачем она была послана кардиналом. Герцог Бэкингем, был заколот кинжалом. Вернувшись во Францию, она остановилась в Бетюнском монастыре, где укрывалась от преследования г-жа Бонасье. Миледи, опьяненная жаждой мщения, отравила несчастную Констанцию буквально за мгновения до прибытия д’Артаньяна и его друзей.
Череда этих трагических событий, вынуждает мушкетеров действовать незамедлительно. Атос находит Лилльского палача, тоже пострадавшего от козней этой женщины. Все вместе, они без труда находят миледи и устраивают над ней суд. Приговор был единодушный, смертная казнь, немедленно приведенный в исполнение.
Вернувшись в лагерь, д’Артаньян был арестован Рошформ, тем самым незнакомцем из Менга и препровожден кардиналу. Рассказав его преосвященству всю историю с миледи, гасконец ожидал решения своей участи. Каково же было его удивление, когда вместо приговора, кардинал вручил ему патент на чин лейтенанта мушкетеров, с еще не внесенным именем. Д’Артаньян обратился к друзьям с предложением вписать свое имя, но единодушно отказавшись, они признали своего молодого друга наиболее достойным этой чести.
Так закончился этот этап приключений д’Артаньяна и его друзей, а вместе с ним и замечательный роман А. Дюма «Три мушкетера».

Три мушкетера. Дюма Александр

Три мушкетера. Роман (1844)

В первый понедельник апреля 1625 г. население городка Менг в предместье Парижа казалось взволнованным так, словно гугеноты вздумали превратить его во вторую крепость Ла-Рошель; в Менг въехал молодой человек восемнадцати лет на рыжем мерине без хвоста.

Его облик, одежда и манеры вызвали в толпе горожан шквал насмешек. Всадник, впрочем, не обратил на них внимания, как и подобает дворянину, почитающему зазорным выяснять отношения с простолюдинами. Другое дело - оскорбление, нанесенное равным: д`Артаньян (так зовут нашего героя) бросается с оголенной шпагой на знатного господина в черном; однако на помощь тому прибегают несколько горожан с дубьем. Очнувшись, д`Артаньян не обнаруживает ни обидчика, ни - что гораздо серьезнее - рекомендательного письма отца к старому боевому товарищу, капитану королевских мушкетеров г-ну де Тревилю, с просьбой определить достигшего совершеннолетия отпрыска на военную службу.

Мушкетеры его величества - цвет гвардии, люди без страха и упрека, и потому им сходит с рук их независимое и бесшабашное поведение. В тот час, когда д`Артаньян ожидает приема у де Тревиля, г-н капитан учиняет очередную головомойку (не влекущую, впрочем, печальных последствий) троим своим любимцам - Атосу, Порто-су и Арамису.

Де Тревиля, надо заметить, возмутило не то, что они устроили драку с гвардейцами кардинала Ришелье, а позволили арестовать себя... Какой позор! Беседуя с де Тревилем, принявшим молодого д`Артаньяна весьма ласково, юноша видит за окном незнакомца из Менга и стремглав бросается на улицу, задев на лестнице поочередно трех мушкетеров. Все трое вызывают его на поединок. Незнакомец в черном успевает улизнуть, зато в урочный час на условленном месте ждут д`Артаньяна Атос, Портос и Арамис. Дело получает неожиданный оборот: шпаги всех четверых дружно обнажаются против вездесущих гвардейцев герцога Ришелье. Мушкетеры убеждаются, что молодой гасконец не только задира, но и настоящий храбрец, владеющий оружием ничуть не хуже их, и принимают д`Артаньяна в свою компанию.

Ришелье жалуется королю: мушкетеры совсем обнаглели. Людовик XIII скорее заинтригован, чем огорчен.

Ему хочется узнать, кто этот неизвестный четвертый, бывший с Атосом, Пор-i тосом и Арамисом. Де Тревиль представляет гасконца его величеству - и король зачисляет д`Артаньяна на службу в свою гвардию.

К остановившемуся в его доме д`Артаньяну, о доблести коего по Парижу уже ползут слухи, обращается галантерейщик Бонасье: вчера похищена его молодая жена, камеристка ее величества королевы Анны Австрийской. По всем приметам похититель - незнакомец из Менга. Причина похищения не в прелести мадам Бонасье, а ее близость к королеве: в Париже лорд Бекингем, возлюбленный Анны Австрийской. Мадам Бонасье может навести на его след. Королева в опасности: ее покинул король и теперь преследует Ришелье, она теряет одного за другим верных людей; в придачу ко всему (или прежде всего) она - испанка, влюбленная в англичанина, а Испания и Англия - главные противники Франции на политической арене. Вослед за Констанцией похищен и сам г-н Бонасье; в их доме устраивается западня на лорда Бекингема или кого-то из близких к нему людей.

Однажды ночью д`Артаньян слышит в доме возню и сдавленные женские вопли. Это г-жа Бонасье, бежавшая из-под стражи, снова угодила в мышеловку - теперь уже в собственном доме.

Д`Артаньян отбивает ее у людей Ришелье и прячет на квартире Атоса.

Следя за всеми ее выходами в город, он подстерегает Констанцию в обществе мужчины в мушкетерском мундире.

Неужели друг Атос вздумал отбить у него спасенную красавицу? Ревнивец быстро смиряется: спутник мадам Бонасье- лорд Бекингем, которого она ведет в Лувр на свидание к королеве. Констанция посвящает д`Артаньяна в сердечные тайны своей госпожи. Он обещает защищать королеву и Бекингема как ее самое; этот разговор становится их объяснением в любви.

Бекингем покидает Париж, увозя подарок королевы Анны - двенадцать бриллиантовых подвесок. Проведав об этом, Ришелье советует королю устроить большой бал, где королева должна явиться в подвесках - тех, что теперь хранятся в Лондоне, в шкатулке Бекингема.

Он предвидит позор отвергшей его притязания королевы и посылает в Англию одного из лучших своих тайных агентов, миледи.Винтер: ей надлежит похитить у Бекингема две подвески - даже если остальные десять и вернутся чудом в Париж к большому балу, кардинал сумеет доказать небезупречность королевы. Наперегонки с миледи Винтер мчится в Англию д`Артаньян. Миледи удается то, что поручил ей кардинал; однако время работает на д`Артаньяна, и он доставляет в Лувр десять подвесок королевы и еще две точно такие же, изготовленные лондонским ювелиром менее чем за двое суток! Кардинал посрамлен, королева спасена, д`Артаньян принят в мушкетеры и вознагражден любовью Констанции. Ришелье узнает о доблести новоисйеченного мушкетера и поручает опекать его коварной миледи Винтер.

Строя козни против д`Артаньяна и внушая ему сильную и противоречивую страсть, миледи одновременно обольщает графа де Варда - человека, служившего помехой гасконцу при его путешествии в Лондон, посланного кардиналом в помощь миледи. Кэтти, служанка миледи, будучи без ума от молодого мушкетера, показывает ему письма своей хозяйки де Варду. Д`Артаньян под видом графа де Варда приходит на свидание к миледи и, не узнанный ею в темноте, получает в знак любви кольцо с бриллиантом.

Свое приключение д`Артаньян спешит преподнести друзьям как веселую шутку; Атос, однако же, при виде кольца мрачнеет. Кольцо миледи вызывает в нем мучительное воспоминание. Это фамильная драгоценность, подаренная им в ночь любви той, которую он почитал за ангела и которая в действительности была заклейменной преступницей, воровкой и убийцей, разбившей сердце Атоса.

Рассказ Атоса вскоре подтверждается: на обнаженном плече миледи ее пылкий любовник д`Артаньян замечает клеймо в виде лилии - печать вечного позора.

Отныне он - враг миледи.

Он посвящен в ее тайну. Он отказался убивать на дуэли лорда Винтера - лишь обезоружил, после чего примирился с ним (братом ее покойного мужа и дядей ее маленького сына) - а ведь она давно стремится завладеть всем состоянием Винтеров! Ничего не получилось у миледи и из ее замысла стравить д`Артаньяна с де Бардом. Уязвлена гордость миледи - задето и честолюбие Ришелье. Пригласив д`Артаньяна перейти служить в свой гвардейский полк и получив отказ, кардинал предостерегает молодого наглеца: "С той минуты, как вы лишитесь моего покровительства, никто не даст за вашу жизнь и ломаного гроша!"...

Место солдата - на войне.

Взяв у де Тревиля отпуск, д`Артаньян и три его друга отправляются в окрестности Ла-Рошели, портового города, открывающего англичанам ворота во французские пределы. Закрывая их для Англии, кардинал Ришелье завершает дело Жанны д`Арк и герцога де Гиза. Победа над Англией для Ришелье не столько в том, чтобы избавить короля Франции от врага, сколько в отмщении более удачливому сопернику в любви к королеве. То же и Бекингем: он в этой военной кампании стремится удовлетворить личные амбиции. Он предпочитает вернуться в Париж не посланником, но триумфатором. Истинной ставкой в этой кровавой партии, разыгрываемой двумя могущественнейшими державами, служит благосклонный взгляд Анны Австрийской. Англичане осаждают крепость Сен-Мартен и форт Ла-Пре, французы - Ла-Рошель.

Перед боевым крещением д`Артаньян подводит итоги двухлетнего пребывания в столице. Он влюблен и любим - но не знает, где находится его Констанция и жива ли она вообще. Он стал мушкетером - но имеет врага в лице Ришелье. За спиной у него множество необычайных приключений - но и ненависть миледи, которая не упустит случая отомстить ему. Он отмечен покровительством королевы - но это плохая защита, скорее, повод для преследований... Единственное его безусловное приобретение - перстень с алмазом, коего блеск, впрочем, омрачен горькими воспоминаниями Атоса.

Волей случая Атос, Портос и Арамис сопровождают кардинала в его ночной прогулке инкогнито в окрестностях Ла-Рошели. Атос в трактире "Красная голубятня" слышит беседу кардинала с миледи (именно на встречу с ней ехал Ришелье под охраной мушкетеров).

Он отправляет ее в Лондон в качестве посредницы в переговорах с Бекингемом.

Переговоры, однако, не вполне дипломатичны: Ришелье предъявляет сопернику ультиматум. Если Бекингем посмеет сделать в нынешнем военном противостоянии решительный шаг, кардинал обещает предать огласке документы, порочащие королеву, - свидетельства не только ее благосклонности к герцогу, но и ее сговора с врагами Франции. "А если Бекингем заупрямится?" - спрашивает миледи. "В этом случае," как не раз бывало в истории, на политической сцене должна возникнуть роковая женщина, которая вложит кинжал в руку какого-нибудь убийцы-фанатика..." Миледи прекрасно понимает намек Ришелье. Что же, она именно такая женщина!..

Совершив неслыханный подвиг - отобедав на пари на бастионе, открытом врагу, отразив несколько мощных атак ла-рошельцев и вернувшись в расположение армии невредимыми, - мушкетеры предупреждают герцога Бекингема и лорда Винтера о миссии миледи. Винтеру удается арестовать ее в Лондоне. Охранять миледи поручено молодому офицеру Фельтону. Миледи узнает, что ее страж - пуританин. Она называется его единоверкой, якобы соблазненной Бекингемом, оклеветанной и заклейменной как воровка, в то время как в действительности страдает за веру. Фельтон сражен миледи наповал. Религиозность и строгая дисциплина сделали его человеком, недоступным обычным обольщениям. Но история, поведанная ему миледи, поколебала его враждебность к ней, а своей красотой и показной набожностью она покорила его чистое сердце. Фельтон помогает миледи Винтер бежать. Он поручает знакомому капитану доставить несчастную пленницу в Париж, а сам проникает к герцогу Бекингему, которого - во исполнение сценария Ришелье - убивает кинжалом.

Миледи прячется в монастыре кармелиток в Бетюне, где скрывается и Констанция Бонасье. Узнав, что с часу на час здесь должен объявиться д`Артаньян, миледи отравляет возлюбленную своего главного врага и спасается бегством. Но уйти от возмездия ей не удается: по ее следам мчатся мушкетеры.

Ночью в темном лесу совершается суд над миледи. Она повинна в смерти Бекингема и обольщенного ею Фельтона.

На ее совести смерть Констанции и подстрекательство д`Артаньяна к убийству де Варда. Еще одна - самая первая ее жертва - совращенный ею молодой священник, которого она склонила к краже церковной утвари. Осужденный за это на каторгу, пастырь Божий наложил на себя руки. Его брат, палач из Лилля, поставил целью своей жизни отомстить миледи. Однажды он уже настиг ее и заклеймил, но преступница скрылась в замке графа де Ла Фера - Атоса и, умолчав о злосчастном прошлом, вышла за него замуж. Нечаянно обнаружив обман, Атос в ярости совершил над женой самосуд: повесил ее на дереве. Судьба дала ей еще один шанс: графиню де ла Фер спасли, и она вернулась к жизни и к своим гнусным делам под именем леди Винтер. Родив сына, миледи отравила Винтера и получила богатое наследство; но этого ей было мало, и она мечтала о доле, принадлежащей деверю.

Предъявив ей все перечисленные обвинения, мушкетеры и Винтер вверяют миледи лилльско-му палачу. Атос подает ему кошелек с золотом - плата за тяжкий труд, - но тот швыряет золото в реку: "Сегодня я исполняю не свое ремесло, а свой долг".

В лунном свете блистает лезвие его широкого меча...

Три дня спустя мушкетеры возвращаются в Париж и предстают перед своим капитаном де Тревилем. "Ну что, господа, - спрашивает их храбрый капитан. - Хорошо вы повеселились в отпуске?" "Бесподобно!" - отвечает за себя и за друзей Атос.

Д`Артаньян - главный герой романа, приехавший из Гаскони в Париж в поисках славы и блестящей карьеры, умный, бесстрашный, хитрый и неотразимый герой, сразу же попавший в водоворот придворных интриг, влекущих за собой бесконечные дуэли, стычки и приключения, необыкновенно удачливый, своим умом, благородством, прямотой и везением добивающийся всего, о чем мечтал, и снискавший покровительство короля и королевы Франции и уважение кардинала Ришелье. Никогда не останавливающийся на достигнутом и неутомимо деятельный, он словно ищет приключений, делающих его жизнь предельно заполненной событиями и необычайно захватывающей, а ему самому придающих неодолимую притягательность. Гордым, дерзким и запальчивым предстает д`А. в начале романа, хотя при этом он не лишен наивности и некоторой провинциальности, особенно заметной рядом с блестящими мушкетерами. Как Дон Кихот, с которым сравнивает автор своего героя, д`А. готов бросить вызов всему миру, все время опасаясь, что оставит без ответа нанесенное ему оскорбление. Горячий и несдержанный, он тут же назначает три дуэли с мушкетерами Атосом, Портосом и Арамисом, которые переходят в стычку с гвардейцами кардинала, и д`А. делает свой выбор в пользу мушкетеров, существуя и действуя в дальнейшем по их законам. Достаточно тщеславный и честолюбивый, д`А. тем не менее не становится титаническим героем, вознесенным над всеми остальными. Он не обделен возвышенными помыслами и безукоризненной порядочностью, которые присущи Атосу, как и бесконечным обаянием, свойственным Арамису.

Дюма старается придать своему любимому персонажу вполне земные черты, сделав его слегка хвастливым, отчасти корыстным и даже эгоистичным. Совсем не в согласии с дворянским кодексом чести обманывает д`А. Миледи, когда, пользуясь темнотой, приходит к ней на свидание под чужим именем. Однако это лукавство, а подчас даже греховность превращает д`А. в неподдельно живой образ.

Миледи - бывшая графиня де Ла Фер, жена Атоса, которую он повесил, увидев клеймо преступницы на ее плече. Однако М. спаслась и сделалась доверенным лицом кардинала Ришелье, т. е. смертным врагом мушкетеров. На протяжении романа они успешно справляются с ее хитроумными замыслами, и в конце концов, после того как М. убивает возлюбленную д`Артаньяна Констанцию Бонасье, мушкетеры казнят ее в глухом местечке Армантьер. Хитрая, умная и бессердечная, М. не останавливается ни перед чем ради выполнения своих замыслов и политических интриг Ришелье.

Без малейших угрызений совести она, пользуясь своей ангельской красотой, соблазняет и посылает на верную смерть фанатика Фельтона, потому что Ришелье нужно, чтобы он убил герцога Бекингема (в обмен на это кардинал должен дать ей право расправиться с д`Артаньяном). Без жалости она убивает ядом Констанцию, расстроившую планы Ришелье. Ловко используя кардинала в своих целях, М. умеет справляться с самыми опасными ситуациями и неизменно добивается своего путем бесчестных интриг и злодеяний. Образ М. составляет резкий контраст по отношению к главным героям - благородным мушкетерам - и наделяется исключительно отрицательными качествами. В системе романа М. принадлежит амплуа героини-злодейки, провоцирующей опасности для главных героев, которые получают дополнительный шанс продемонстрировать свою безупречную отвагу и выдержку. Вовлекая мушкетеров в бесконечные приключения, М. вместе с Ришелье образует тот фон, на котором еще ярче выступают блистательные достоинства этих героев.

Ришелье, кардинал - первый министр, обладающий фактически неограниченной властью даже над королем Людовиком XIII, так или иначе участвующий во всех событиях, происходящих в романе,.и плетущий хитроумные интриги, направленные главным образом против королевы Анны Австрийской. Р. олицетворяет собой главную противостоящую мушкетерам силу, с которой они, однако, справляются, а в конечном счете достигают и примирения.

Франция в романе Дюма предстает разделенной на два лагеря, в одном из которых правит король и обитают мушкетеры, а в другом властвует кардинал Р. со своими гвардейцами. Столкновение противопоставленных друг другу лагерей неизменно является завязкой любой коллизии романа. Движимый, с одной стороны, государственными интересами, а с другой - не нашедшей отклика любовью к королеве, Р. всеми силами пытается погубить ее, а заодно и мушкетеров, постоянно оказывающихся на его пути и выручающих ее величество.

Однако, в отличие от Миледи, Р. - открытый, он чужд двуличия, и поэтому его образ не окрашен лишь темными тонами, не наделен однозначно отрицательными качествами. Р. способен по достоинству оценить прямоту, честь и благородство мушкетеров и неоднократно предлагает им перейти на свою сторону. Автор признает за ним и глубину ума, и "неукротимую силу духа", и достойную прямоту: он открыто предупреждает д`Артаньяна о противоборстве и дает ему совет быть осторожней. Р. не идет на крайние средства, чтобы расправиться с мушкетерами; эта функция отведена Миледи или Рошфору, он же выступает в роли грозного врага, состязание с которым становится преимущественно поединком ума.и характеров, спором равных.

Три мушкетера: Атос, Портос и Арамис - друзья д`Артаньяна, во всем ему помогавшие, связанные с ним неразрывными` узами и общими приключениями, олицетворяющие собой столь притягательный для д`Артаньяна мир, где правят честь, благородство и порядочность - в противовес миру кардинала Ришелье. Дюма наделяет мушкетеров всеми возможными положительными качествами, порой превращая их в застывшие воплощения этих качеств вместо живых и динамичных характеров. Однако связывающее их настоящее товарищество, их верность кодексу чести и подлинный аристократизм сделали мушкетеров легендой, не утрачивающей своей власти над читательским сознанием. За каждым из них стоит таинственная романтическая предыстория.

Люди высокого происхождения, они вынуждены скрывать свои настоящие имена и причины, побудившие их стать мушкетерами. По ходу действия открывается только прошлое А. (хотя в продолжениях романа становятся известными и истории П. и Ар.), полное романтического трагизма: женившись на юной и прекрасной девушке, оказавшейся соблазнительницей и воровкой, он приносит ее в жертву своей чести и скрывает лицо благородного графа де Ла Фера под маской королевского мушкетера. П. и Ар. также окутаны необычайной таинственностью, и все попытки д`Артаньяна проникнуть за эту завесу остаются безуспешными. Словно тяготясь пережитым, они лишены бравурности и безоглядности, которая свойственна их четвертому другу. Скорее их больше характеризует грусть и меланхоличность: Ар. все чаще обращается к богословию и мечтает стать аббатом, А. притягивает кубок с вином. Наименее романтическим из них всех остается П., изображенный человеком достаточно недалеким и хвастливым. Однако обязательные атрибуты - честь, благородство, искренняя и глубокая привязанность к друзьям - сохранены и за этим добрым великаном, постоянно попадающим впросак. Самый трагичный и одновременно самый возвышенный герой Дюма- А. "Прекрасный телом и душой", но "сдержанный, нелюдимый и неразговорчивый", ставящий честь превыше всего на свете, он до крайности щепетилен и преисполнен чувства собственного достоинства. "Словно потехи ради подставляя себя под пули", так как он не дорожит своей жизнью, А. напоминает печального рыцаря, которому приданы неземные черты. Полную противоположность А. и П. представляет собой Ар.: женственно красивый, кроткий, чуть-чуть слащавый и даже лицемерный. За этой мягкой оболочкой, однако, скрыта необыкновенная мужественность. Три героя прекрасно дополняют друг друга, их союз доносит авторское представление об идеале, каким становится мир мушкетеров, а каждое новое приключение лишь подтверждает, что идеал выверен и прочен.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl

В апреле 1625 года в городок Менг приехал восемнадцатилетний парень по имени д’Артаньян из произведения Александра Дюма «Три мушкетера» на рыжем бесхвостом мерине. Из-за его внешности и поведения над ним все смеялись. Но этот молодой человек, как истинный дворянин, не обращал внимания на насмешки простолюдинов. А, когда ему нанес оскорбление богатый человек в черном, то парень бросился на него со шпагой. Но к господину в черном подбегают горожане с дубинками и помогают ему. Когда д’Артаньян очнулся, то рядом он не нашел ни господина в черном, ни письма с рекомендациями своего отца к его боевому другу де Тревилю, который был капитаном мушкетеров короля. В этом письме была просьба взять парня на военную службу.

Королевские мушкетеры – это элита гвардии, они храбры и отважны. Поэтому им прощают все оплошности. Во время того, как д’Артаньян ждет встречи с де Тревилем, капитан ругает своих любимых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса. Выволочку де Тревиль устроил не за драку мушкетеров с гвардейцами кардинала Ришелье, а за арест всей троицы.

Капитан принял парня ласково. И вдруг д’Артаньян увидел за окошком того господина в черном, он с ним сцепился в Менге. Юноша выбежал на улицу, задев на лестнице поочередно Атоса, Портоса и Арамиса, а те вызвали его на дуэль. А господин в черном ушел. Дуэль между д’Артаньяном и мушкетерами не произошла, но все четверо подрались с гвардейцами Ришелье. Трое друзей решили, что гасконец проявляет храбрость и оружием владеет отменно, поэтому подружились с ним.

Кардинал сообщил Его Величеству о наглости мушкетеров. Но Людовик тринадцатый больше заинтересовался персоной д’Артаньяна, чем поведением мушкетеров. Капитан де Тревиль представил д’Артаньяна королю, и тот зачислил парня на гвардейскую службу.

Д’Артаньян поселился в доме галантерейщика Бонасье. А так как о храбрости юноши говорили по всему Парижу, то Бонасье просит о помощи, ведь похитили его жену Констанцию. Она служила камеристкой королевы Анны Австрийской, а похитителем был господин в черном. Причем причиной похищения была близость Констанции к королеве. В Париж прибыл герцог Бекингэм, любовник королевы, а мадам Бонасье могла бы привести к нему кардинала. Ее Величество грозит опасность: король ее разлюбил, ее преследует Ришелье. Он так сильно воспылал к ней страстью, верные люди исчезают, а еще она была испанкой, которая влюбилась в англичанина (Англия и Испания были главными политическими врагами Франции). Потом похитили и самого Бонасье, а в доме галантерейщика устроили засаду на Бекингэма.

И вот ночью гасконец услышал в доме шорохи и женский плач. Это была Констанция, Девушка сбежала из-под стражи и попала в засаду в своем жилище. Д’Артаньян спас ее и спрятал в доме Атоса.

Гасконец следит за Констанцией, и вот он видит любимую с мужчиной в одежде мушкетера. Это был Бекингэм, которого красавица ведет в Лувр на встречу с Анной Австрийской. Констанция рассказала молодому человеку о любви герцога и королевы. Д’Артаньян обещает защищать Ее Величество, Бекингэма и саму Констанцию. Эта беседа стала их признанием в любви друг другу.

Герцог уехал из Франции с подарком от королевы – подвесками с двенадцатью бриллиантами. Об этом узнал кардинал и посоветовал Его Величеству устроить бал, и чтобы на него Анна Австрийская надела эти подвески. Ришелье понял, что этим опозорит королеву. А также он отправляет в Англию агента миледи Винтер, чтобы та похитили две подвески. Тогда королева не сможет оправдаться. Но в Англию поехал и Д’Артаньян. Винтер похищает часть подвесок. Но гасконец вернулся в Париж раньше миледи с десятью настоящими подвесками и двумя подвесками, их сделал английский ювелир всего за два дня! Все сложилось удачно. План Ришелье провалился. Королева была спасена. Д’Артаньян стал мушкетером и получил взаимность мадам Бонасье. Но кардинал поручил миледи Винтер наблюдать за гасконцем.

Эта коварная женщина создает неприятности гасконцу и при этом заставляет его пылать к ней странной страстью. В это же время она обольщает графа де Варда, который вместе с Винтер пытались помешать юноше доставить подвески во Францию. Юная служанки миледи, которую зовут Кэтти, влюбилась в гасконца и сообщила ему о письмах своей госпожи к графу. Д’Артаньян под видом де Варда пришел на свидание к Винтер. Она его не узнала в темноте и подарила бриллиантовое колечко. Обо всем этом молодой человек рассказал друзьям. Но Атос увидел кольцо и стал мрачен, так как узнал в нем фамильную драгоценность своей семьи. Это кольцо он подарил жене, еще не зная о ее преступном прошлом (воровство и убийство) и клейме на плече. Вскоре гасконец увидел на плече миледи Винтер то самое клеймо-лилию.

С того момента Д’Артаньян стал врагом Винтер, ведь он узнал ее тайну. Он не убил на дуэли лорда Витера (брата покойного мужа миледи и дядю ее маленького сына), а только оставил без оружия и помирился с ним, хотя миледи хотела забрать все богатство семьи Винтер себе. Плады миледи не удались и в отношении Д’Артаньяна и де Варда. Гордость этой женщины и честолюбие кардинала сильно пострадали. Ришелье предложил юноше перейти на службу к гвардейцам, но тот отказался. Кардинал предупредил гасконца, что лишает его своего покровительства, поэтому его жизнь отныне будет в опасности.

Находясь в отпуске Д’Артаньян и три мушкетера прибыли в окрестности портового города Ларошели. Они являлись «воротами» во Францию для англичан. Ришелье стремился помешать им, но он хотел победы, чтобы отомстить герцогу Бекингэму. Но и герцогу эта война была нужна для личных целей. Ему хочется быть во Франции победителем, а не посланником. Английские войска атакуют крепость Сен-Мартен и форт Ла Пре, а французские войска атакуют Ларошель. И все это из-за королевы Анны.

Перед боем Д’Артаньян думает о своей жизни в Париже. Он любит Констанцию и это взаимно, но он не знает где она и жива ли. Он служит в мушкетерском полку, но у него есть враг – кардинал. Его ненавидит миледи Винтер. И она, наверняка, захочет отомстить ему. Ему покровительствует королева Франции, но за это его могут преследовать. Единственное, что приобрел юноша – это дорогое кольцо миледи, но для Атоса это горько.

По воли случая три мушкетера находятся в свите Ришелье во время его прогулки ночью вблизи от Ларошели. Он приехал, чтобы встретиться с миледи Винтер. Их разговор услышал Атос. Кардинал хочет отправить ее в Лондон для посредничества во время переговоров с герцогом Бекинэмом. Но эти переговоры не дипломатические, а ультимативные: кардинал обещает обнародовать документы, которые порочат имя Анны Австрийской (не только из-за любовных отношений с герцогом, но и как заговорщица против Франции), если Бекингэм будет предпринимать решительные военные действия. А если Бекингэм не согласится, то миледи предстоит подговорить какого-нибудь фанатика на убийство.

Мушкетеры рассказывают об этом Бекингэму и лорду Винтеру. Винтер арестовал ее в Лондоне. А охрану доверили пуританину, молодому офицеру Фельтону. Миледи Винтер представляется его единоверкой, которую якобы соблазнил герцог, оклеветал и заклеймил как воровку, а она страдает за веру.

Фельтон помог миледи бежать из-под стражи. Его знакомый капитан доставил женщину в Париж, а сам офицер убил Бекингэма.

Миледи скрывается в женском бетюнском монастыре, там же прячется и модам Бонасье. Винтер отравила Констанцию и сбежала из монастыря. Но ее поймали мушкетеры.

Над миледи Винтер свершили суд в лесу ночью. Из-за нее умерли Бекингэм и Фельтон, она убила Констанцию, пыталась спровоцировать убийство де Варда д’Артаньяном, ее самая первая жертва – молодой священник, укравший для нее утварь из церкви, покончил с собой на каторге, а его брат палач из Лилля заклеймил ее, но миледи вышла замуж за графа де ла Фера, обманув его. Атос узнал об обмане и повесил свою жену на дереве. Но графиню спасли, и она опять принялась творить зло под именем леди Винтер. Она родила сына, отравила мужа и получила приличное наследство, но хотела еще завладеть и долей брата убитого ею мужа.

Предъявив миледи все эти обвинения, мушкетеры и лорд Винтер отдают ее палачу из Лилля. Атос расплачивается им золотом в кошельке. Но тот выбросил его в реку, так как хотел отомстить за брата. Через три дня мушкетеры приехали в Париж, и пришли к де Тревилю. Он спросил, хорошо ли друзья провели время в отпуске, и Атос ответил за всех: «Бесподобно!».

В апреле 1625-го года, в первый понедельник месяца жители городка Менг, что в пригороде Парижа оказались так взволнованны, как будто гугеноты удумали превратить тот в еще одну крепость Ларошель. В Менг заехал молодой человек лет восемнадцати на рыжем бесхвостый мерине. Его одежда, облик и манеры вызвали в кучке горожан град насмешек. Как и пристало дворянину, всадник не обратил на это ровно никакого внимания. Ведь зазорным было бы устроить выяснения отношений с простым людом. Другое дело если оскорбление нанесёт равным по положению. Д’Артаньян, а так зовут нашего героя, бросился со шпагой наголо на благородного господина в чёрном. Но тут прибежали несколько мужиков с дубинами на помощь тому. Очнувшийся д’Артаньян не смог обнаружить обидчика. Но что более серьезное, он не смог отыскать письма, в котором его отец рекомендовал его своему старому служебному товарищу, господину де Тревилю, капитану мушкетёров короля, где попросил того принять отпрыска, уже достигшего совершеннолетия, на военную службу короне.

Мушкетёры короля Франции — элита гвардии. Это люди без какого-либо страха и упрёка и за это им спускают с рук безудержное и независимое поведение. В то время, когда д’Артаньян ожидал аудиенции капитана, де Тревиль устроил очередную головомойку трем своим любимчикам — Атосу, Арамису и Портосу, что, как обычно, не повлекло за собой каких-либо последствий. Стоит отметить, что капитана привело в возмущение не тот факт, что они подрались с гвардейцами кардинала, а дали тем арестовать себя. Ведь это позор!

Разговаривая с капитаном, который принял молодого молодого д’Артаньяна очень приветливо, юноша увидел за окном того самого незнакомца из Менга и тотчас же пустился на улицу его догонять, при этом задевая, поочередно, всех трех мушкетеров. И получив вызов на дуэль от каждого. Незнакомец из Менга успел тем временем испариться, зато в назначенное время, в назначенном месте, Арамис, Портос и Атос ждут д’Артаньяна. Но дело приняло неожиданное развития; шпаги этих четверых согласованно обнажились против шныряющих в округе гвардейцев кардинала Ришелье. В результате мушкетеры убедились, что молодой дворянин помимо того, что задира, еще и настоящий храбрец, имеющий владеть оружием не хуже их самих. Они приняли в свою компанию д’Артаньяна.

Ришелье пожаловался королю, что мушкетёры совсем обнаглели. Король Людовик XIII больше заинтригован, а не огорчён. Он решает узнать, кто был тем неизвестным четвёртым с Атосом, Арамисом и Портосом. Де Тревиль представляет д’Артаньяна Его Величеству и монарх зачисляет гасконца на службу в себе гвардию.

Д’Артаньян, слухи о храбрости которого уже разлетелись по Парижу, снимает комнату у галантерейщика Бонасье, который обратился к гасконцу. В вчера похитили его молодую жену, камеристку королевы, Её Величества, Анны Австрийской. По всем признакам похититель — это незнакомец в черном из Менга. Причина исчезновения не в прелестях мадам Бонасье, а в её близости к королеве.Лорд Бекингэм, любовник Анны Австрийской, находится в Париже. Мадам Бонасье способна указать на его следы. Королева находится в беде. Ее позабыл король, преследует Ришелье, вожделеющий ее. Она стала терять одного за одним преданных людей. В тому же, что самое главное, она влюблена в англичанина, будучи по рождению испанкой. Англия и Испания основные соперники Франции в политических играх. После Констанции похищают самого г-н Бонасье. У них дома устроили засаду для лорда Бегингэма или близким ему людям.

Как-то в ночи д’Артаньян услышал в доме сдавленные женские крики и возню. Это госпожа Бонасье, которая сбежала из-под охраны, чтобы снова угодить в мышеловку в собственном доме. Отбив её у людей кардинала, он спрятал ее в квартире Атоса.

Проследив за ней, когда она выходит в город, он замечает Констанцию в обществе какого-то мужчины в мундире мушкетера. Неужто друг Атос решил отбить спасённую красавицу у него? Ревнивец очень скоро смирился. Спутником госпожи Бонасье был лорд Бекингэм. Она провела его в Лувр для свидания с королевой. Констанция рассказала д’Артаньяны в любовные секреты своей повелительнице. Он поклялся защищать королеву, а заодно и Бекингэма, как будто себя. Эта беседа стала объяснением в любви между ними.

Бекингэм покинул Париж. Он увез с собой подарок Ее Величества Анны — двенадцать подвесок с бриллиантами. Узнавший об этом Ришелье посоветовал королю устроить грандиозный бал и королева должна прийти на него с подвесками, теми, которые теперь находятся в Лондоне, в шкатулке у герцога Бекингэма. Кардинал предвкушает позор, ожидающий отвергшую его королеву. Он послал в Англию одного из своих самых лучших тайных агентов - леди Винтер, Миледи. Она должна выкрасть у Бекингэма две подвески. В этом случае, даже если оставшиеся десять окажутся у королевы к началу большого королевского бала, то кардинал сможет уличить ее в неверности королю. В Англию помчался д’Артаньян, обгоняя Миледи. Леди Винтер удалось выполнить приказ кардинала. Но лондонский ювелир меньше чем за два дня изготовил копии пропавших подвесок. И д’Артаньян привозит их королеве вместе с оставшимися десятью, спася честь королевы и опозорив кардинала. Его приняли в мушкетёры. Констанция его любит.

Сплетая интриги против д’Артаньяна, вселив в него противоречивое и сильное желание, Миледи в это же время соблазняет графа де Варда. Этот человек был послан Ришелье для помощи Миледи в Англию, где его и встретил гасконец. Служанка леди Винтер, Кэти, влюбленная в смелого мушкетёра, показала ему переписку своей хозяйки с де Вардом. Тогда Д’Артаньян, притворившись графом, пришел в особняк Миледи. Она его не признала в темноте комнаты. В знак своей любви она отдает ему бриллиантовое кольцо. Свою эскападу д’Артаньян шутливо рассказывает друзьям. Атос, увидев кольцо, внезапно помрачнел. Отданное кольцо вызывало у него несчастливое воспоминание. Ведь это то самое фамильное кольцо, которое он подарил своей возлюбленной, которую он почитал как ангела. А она на самом деле была воровкой, убийцей и преступницей, которую заклеймили лилией. Она растоптала его сердце. Вскоре д’Артаньян, неутомимый в любви, увидел на плече любовницы клеймо с лилией — печать вора.

Теперь он враг для Миледи, потому что узнал ее тайну. Он не стал убивать нынешнего лорда Винтера на дуэли, брата погибшего мужа Миледи, обезоружив его и затем помирившись. У вдовы не получилось избавится от деверя и получить все наследство. Также леди Винтер не смогла стравить де Варда с гасконцем.

Гордость Ришелье ранена. В ответ на приглашение д’Артаньяна стать его гвардейцем кардинала, он получил отказ. Кардинал предупредил юного гасконца, что теперь, лишенный его покровительства, он и ломанного медяка не получит за свою жизнь.

Взяв у капитана мушкетеров отпуск, д’Артаньян и трое его товарищей отправились к крепости портового города Ларошель, который открыл путь англичанам на территорию Франции. Кардинал Ришелье хочет завершить начатое Жанной д’Арк и герцогом де Гиз. Победа в войне с Англией для кардинала заключается не только в том, что он избавит Францию от захватчика, сколько в мести человеку, которому повезло стать любовником королевы - Бекингэму. Для последнего это также дело личного плана. Он желает вернуться во Францию не парламентером, а победителем. Истинная причина этих кровавых сражений между двумя государствами - любящий взор Анны Австрийской. Осаждены англичанами форт Ла Пре и крепость Сен-Мартен. Французы осадили Ла-Рошель.

Перед участием в боях д’Артаньян подвел итоги своего пребывания в столице в эти два года. Он любит Констанцию, как и она его, но понятия не имеет, где она сейчас. Он теперь мушкетер, но его враг сам Ришелье. Он успел поучаствовать во многих приключениях и испытать на себе ненависть леди Винтер. Ему благоволит королева, но это скорее минус, чем плюс. Единственная стоящая вещь, которую он имеет - кольцо с бриллиантом, грустные воспоминания Атоса омрачают украшение.

Однажды, случайно, три мушкетера были вынуждены тайно сопроводить кардинала на ночной прогулке в предместьях Ларошели. Атос подслушал в таверне «Красная голубятня» разговор Ришелье и Миледи, с целью этой встречи кардинал и прогуливался. Он приказал ей плыть в Лондон в роли посланницы, для переговоров с герцогом Бекингэмом. Но данные переговоры далеки от дипломатии - Ришелье выставил своему сопернику ультиматум. Если Бекингэм только решится в нынешнем сражении на серьезное противостояние, кардинал тут же обнародует бумаги, в которых доказательство не только ее измены с герцогом, но и заговора с врагами Франции. Если Бекингэм будет упорствовать, то на сцене должна появиться роковая персона, которая вложит оружие в руку убийце, который устранит Бекингэма. Миледи отлично поняла намеки кардинала. Она готова стать этой персоной.

Мушкетеры тем временем сделали невероятное. Они обедали на бастионе, открытого для врага, поспорив с сослуживцами. При этом они отбили несколько нападений ларошельцев. А затем вернулись целехонькие в свою войсковую часть. Четверо друзей предупредили лорда Винтера и герцога Бекингэма о задании Миледи. Винтёру успевает арестовать леди Винтер. Охранять женщину поставили молодого солдата - Фелтона. Миледи вызнала, что её конвоир — строгий пуританин. Она прикинулась его сестрой по вере, будто бы совращенной Бекингэмом, который ее оклеветал и заклеймил лилией, тогда как в действительности она пострадала за веру и невинность. Фелтон словно околдован Миледи. Религиозная фанатичность и дисциплина сделали из него человека, не способного на обольщения. Но трагическая история, рассказанная ему женщиной, усыпила его осторожность, а ее красота и мнимая набожностью покорили его честное сердце и Фелтон осуществил побег для Миледи. Он помог ей через знакомых попасть в Париж. А сам убивает герцога, пронзив его кинжалом, как и планировал кардинал Ришелье.

Миледи скрылась в Бетюнском монастыре кармелиток, там же где была и Констанция Бонасье. Узнав, что скоро сюда заявится д’Артаньян, подлая преступница отравила ядом любимую гасконца - своего злейшего врага и попыталась сбежать. Мушкетеры кинулись по ее следам.

Догнав ее ночью, в мрачном темном лесу, они стали вершить над ней суд: она виновница смерти Бекингэма и Фелтона, она подло убила Констанцию и науськивала д’Артаньяна убить де Варда. Помимо этого, она в молодости совратила молодого пастора, который ради нее украл церковную утварь. Пойманный и приговоренный к сроку, священник покончил с собой. У него остался брат, палач в городе Лиль, который дал зарок отомстить мерзкой совратительнице. Он ее настиг как-то и успел заклеймить, но тогда она успела спрятаться в замке де ля Феров, где на ней женился Атос, не зная о ее прошлом. Но узнав о предательстве, муж в гневе решил устроить самосуд и повесил предательницу. Но Миледи повезло - ее спасли, она осталась жива и продолжила совершать гнусные поступки уже как леди Винтер. Родив Винтеру сына, она отравила мужа ради хорошего наследства, но она также мечтала избавится от деверя, чтобы получить все.

Огласив преступнице все ее прегрешения, мушкетёры и лорд Винтер оставили Миледи палачу. Атос дал тому кошель с золотом, но тот швырнул его в реку, так как в этом случае он исполнит лишь свой долг, а не работу. Мушкетеры вернулись в столицу. На вопрос капитана де Тревиля, хорошо ли они развлеклись в отпуске, Атос ответил за всех товарищей, что отдых был бесподобным.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Три мушкетёра». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

В первый понедельник апреля 1625 г. население городка Менг в предместье Парижа казалось взволнованным так, словно гугеноты вздумали превратить его во вторую крепость Ла-Рошель; в Менг въехал молодой человек восемнадцати лет на рыжем мерине без хвоста.

Его облик, одежда и манеры вызвали в толпе горожан шквал насмешек. Всадник, впрочем, не обратил на них внимания, как и подобает дворянину, почитающему зазорным выяснять отношения с простолюдинами. Другое дело - оскорбление, нанесенное равным: д`Артаньян (так зовут нашего героя) бросается с оголенной шпагой на знатного господина в черном; однако на помощь тому прибегают несколько горожан с дубьем. Очнувшись, д`Артаньян не обнаруживает ни обидчика, ни - что гораздо серьезнее - рекомендательного письма отца к старому боевому товарищу, капитану королевских мушкетеров г-ну де Тревилю, с просьбой определить достигшего совершеннолетия отпрыска на военную службу.

Мушкетеры его величества - цвет гвардии, люди без страха и упрека, и потому им сходит с рук их независимое и бесшабашное поведение. В тот час, когда д`Артаньян ожидает приема у де Тревиля, г-н капитан учиняет очередную головомойку (не влекущую, впрочем, печальных последствий) троим своим любимцам - Атосу, Порто-су и Арамису.

Де Тревиля, надо заметить, возмутило не то, что они устроили драку с гвардейцами кардинала Ришелье, а позволили арестовать себя... Какой позор! Беседуя с де Тревилем, принявшим молодого д`Артаньяна весьма ласково, юноша видит за окном незнакомца из Менга и стремглав бросается на улицу, задев на лестнице поочередно трех мушкетеров. Все трое вызывают его на поединок. Незнакомец в черном успевает улизнуть, зато в урочный час на условленном месте ждут д`Артаньяна Атос, Портос и Арамис. Дело получает неожиданный оборот: шпаги всех четверых дружно обнажаются против вездесущих гвардейцев герцога Ришелье. Мушкетеры убеждаются, что молодой гасконец не только задира, но и настоящий храбрец, владеющий оружием ничуть не хуже их, и принимают д`Артаньяна в свою компанию.

Ришелье жалуется королю: мушкетеры совсем обнаглели. Людовик XIII скорее заинтригован, чем огорчен.

Ему хочется узнать, кто этот неизвестный четвертый, бывший с Атосом, Пор-i тосом и Арамисом. Де Тревиль представляет гасконца его величеству - и король зачисляет д`Артаньяна на службу в свою гвардию.

К остановившемуся в его доме д`Артаньяну, о доблести коего по Парижу уже ползут слухи, обращается галантерейщик Бонасье: вчера похищена его молодая жена, камеристка ее величества королевы Анны Австрийской. По всем приметам похититель - незнакомец из Менга. Причина похищения не в прелести мадам Бонасье, а ее близость к королеве: в Париже лорд Бекингем, возлюбленный Анны Австрийской. Мадам Бонасье может навести на его след. Королева в опасности: ее покинул король и теперь преследует Ришелье, она теряет одного за другим верных людей; в придачу ко всему (или прежде всего) она - испанка, влюбленная в англичанина, а Испания и Англия - главные противники Франции на политической арене. Вослед за Констанцией похищен и сам г-н Бонасье; в их доме устраивается западня на лорда Бекингема или кого-то из близких к нему людей.

Однажды ночью д`Артаньян слышит в доме возню и сдавленные женские вопли. Это г-жа Бонасье, бежавшая из-под стражи, снова угодила в мышеловку - теперь уже в собственном доме.

Д`Артаньян отбивает ее у людей Ришелье и прячет на квартире Атоса.

Следя за всеми ее выходами в город, он подстерегает Констанцию в обществе мужчины в мушкетерском мундире.

Неужели друг Атос вздумал отбить у него спасенную красавицу? Ревнивец быстро смиряется: спутник мадам Бонасье- лорд Бекингем, которого она ведет в Лувр на свидание к королеве. Констанция посвящает д`Артаньяна в сердечные тайны своей госпожи. Он обещает защищать королеву и Бекингема как ее самое; этот разговор становится их объяснением в любви.

Бекингем покидает Париж, увозя подарок королевы Анны - двенадцать бриллиантовых подвесок. Проведав об этом, Ришелье советует королю устроить большой бал, где королева должна явиться в подвесках - тех, что теперь хранятся в Лондоне, в шкатулке Бекингема.

Он предвидит позор отвергшей его притязания королевы и посылает в Англию одного из лучших своих тайных агентов, миледи.Винтер: ей надлежит похитить у Бекингема две подвески - даже если остальные десять и вернутся чудом в Париж к большому балу, кардинал сумеет доказать небезупречность королевы. Наперегонки с миледи Винтер мчится в Англию д`Артаньян. Миледи удается то, что поручил ей кардинал; однако время работает на д`Артаньяна, и он доставляет в Лувр десять подвесок королевы и еще две точно такие же, изготовленные лондонским ювелиром менее чем за двое суток! Кардинал посрамлен, королева спасена, д`Артаньян принят в мушкетеры и вознагражден любовью Констанции. Ришелье узнает о доблести новоисйеченного мушкетера и поручает опекать его коварной миледи Винтер.

Строя козни против д`Артаньяна и внушая ему сильную и противоречивую страсть, миледи одновременно обольщает графа де Варда - человека, служившего помехой гасконцу при его путешествии в Лондон, посланного кардиналом в помощь миледи. Кэтти, служанка миледи, будучи без ума от молодого мушкетера, показывает ему письма своей хозяйки де Варду. Д`Артаньян под видом графа де Варда приходит на свидание к миледи и, не узнанный ею в темноте, получает в знак любви кольцо с бриллиантом.

Свое приключение д`Артаньян спешит преподнести друзьям как веселую шутку; Атос, однако же, при виде кольца мрачнеет. Кольцо миледи вызывает в нем мучительное воспоминание. Это фамильная драгоценность, подаренная им в ночь любви той, которую он почитал за ангела и которая в действительности была заклейменной преступницей, воровкой и убийцей, разбившей сердце Атоса.

Рассказ Атоса вскоре подтверждается: на обнаженном плече миледи ее пылкий любовник д`Артаньян замечает клеймо в виде лилии - печать вечного позора.

Отныне он - враг миледи.

Он посвящен в ее тайну. Он отказался убивать на дуэли лорда Винтера - лишь обезоружил, после чего примирился с ним (братом ее покойного мужа и дядей ее маленького сына) - а ведь она давно стремится завладеть всем состоянием Винтеров! Ничего не получилось у миледи и из ее замысла стравить д`Артаньяна с де Бардом. Уязвлена гордость миледи - задето и честолюбие Ришелье. Пригласив д`Артаньяна перейти служить в свой гвардейский полк и получив отказ, кардинал предостерегает молодого наглеца: "С той минуты, как вы лишитесь моего покровительства, никто не даст за вашу жизнь и ломаного гроша!"...

Место солдата - на войне.

Взяв у де Тревиля отпуск, д`Артаньян и три его друга отправляются в окрестности Ла-Рошели, портового города, открывающего англичанам ворота во французские пределы. Закрывая их для Англии, кардинал Ришелье завершает дело Жанны д`Арк и герцога де Гиза. Победа над Англией для Ришелье не столько в том, чтобы избавить короля Франции от врага, сколько в отмщении более удачливому сопернику в любви к королеве. То же и Бекингем: он в этой военной кампании стремится удовлетворить личные амбиции. Он предпочитает вернуться в Париж не посланником, но триумфатором. Истинной ставкой в этой кровавой партии, разыгрываемой двумя могущественнейшими державами, служит благосклонный взгляд Анны Австрийской. Англичане осаждают крепость Сен-Мартен и форт Ла-Пре, французы - Ла-Рошель.

Перед боевым крещением д`Артаньян подводит итоги двухлетнего пребывания в столице. Он влюблен и любим - но не знает, где находится его Констанция и жива ли она вообще. Он стал мушкетером - но имеет врага в лице Ришелье. За спиной у него множество необычайных приключений - но и ненависть миледи, которая не упустит случая отомстить ему. Он отмечен покровительством королевы - но это плохая защита, скорее, повод для преследований... Единственное его безусловное приобретение - перстень с алмазом, коего блеск, впрочем, омрачен горькими воспоминаниями Атоса.

Волей случая Атос, Портос и Арамис сопровождают кардинала в его ночной прогулке инкогнито в окрестностях Ла-Рошели. Атос в трактире "Красная голубятня" слышит беседу кардинала с миледи (именно на встречу с ней ехал Ришелье под охраной мушкетеров).

Он отправляет ее в Лондон в качестве посредницы в переговорах с Бекингемом.

Переговоры, однако, не вполне дипломатичны: Ришелье предъявляет сопернику ультиматум. Если Бекингем посмеет сделать в нынешнем военном противостоянии решительный шаг, кардинал обещает предать огласке документы, порочащие королеву, - свидетельства не только ее благосклонности к герцогу, но и ее сговора с врагами Франции. "А если Бекингем заупрямится?" - спрашивает миледи. "В этом случае," как не раз бывало в истории, на политической сцене должна возникнуть роковая женщина, которая вложит кинжал в руку какого-нибудь убийцы-фанатика..." Миледи прекрасно понимает намек Ришелье. Что же, она именно такая женщина!..

Совершив неслыханный подвиг - отобедав на пари на бастионе, открытом врагу, отразив несколько мощных атак ла-рошельцев и вернувшись в расположение армии невредимыми, - мушкетеры предупреждают герцога Бекингема и лорда Винтера о миссии миледи. Винтеру удается арестовать ее в Лондоне. Охранять миледи поручено молодому офицеру Фельтону. Миледи узнает, что ее страж - пуританин. Она называется его единоверкой, якобы соблазненной Бекингемом, оклеветанной и заклейменной как воровка, в то время как в действительности страдает за веру. Фельтон сражен миледи наповал. Религиозность и строгая дисциплина сделали его человеком, недоступным обычным обольщениям. Но история, поведанная ему миледи, поколебала его враждебность к ней, а своей красотой и показной набожностью она покорила его чистое сердце. Фельтон помогает миледи Винтер бежать. Он поручает знакомому капитану доставить несчастную пленницу в Париж, а сам проникает к герцогу Бекингему, которого - во исполнение сценария Ришелье - убивает кинжалом. Миледи прячется в монастыре кармелиток в Бетюне, где скрывается и Констанция Бонасье. Узнав, что с часу на час здесь должен объявиться д`Артаньян, миледи отравляет возлюбленную своего главного врага и спасается бегством. Но уйти от возмездия ей не удается: по ее следам мчатся мушкетеры. Ночью в темном лесу совершается суд над миледи. Она повинна в смерти Бекингема и обольщенного ею Фельтона. На ее совести смерть Констанции и подстрекательство д`Артаньяна к убийству де Варда. Еще одна - самая первая ее жертва - совращенный ею молодой священник, которого она склонила к краже церковной утвари. Осужденный за это на каторгу, пастырь Божий наложил на себя руки. Его брат, палач из Лилля, поставил целью своей жизни отомстить миледи. Однажды он уже настиг ее и заклеймил, но преступница скрылась в замке графа де Ла Фера - Атоса и, умолчав о злосчастном прошлом, вышла за него замуж. Нечаянно обнаружив обман, Атос в ярости совершил над женой самосуд: повесил ее на дереве. Судьба дала ей еще один шанс: графиню де ла Фер спасли, и она вернулась к жизни и к своим гнусным делам под именем леди Винтер. Родив сына, миледи отравила Винтера и получила богатое наследство; но этого ей было мало, и она мечтала о доле, принадлежащей деверю. Предъявив ей все перечисленные обвинения, мушкетеры и Винтер вверяют миледи лилльско-му палачу. Атос подает ему кошелек с золотом - плата за тяжкий труд, - но тот швыряет золото в реку: "Сегодня я исполняю не свое ремесло, а свой долг". В лунном свете блистает лезвие его широкого меча... Три дня спустя мушкетеры возвращаются в Париж и предстают перед своим капитаном де Тревилем. "Ну что, господа, - спрашивает их храбрый капитан. - Хорошо вы повеселились в отпуске?" "Бесподобно!" - отвечает за себя и за друзей Атос.