§ 1 Спряжение глаголов

Спряжение - это постоянный морфологический признак глагола. Знания о спряжении глагола позволяют нам правильно написать безударное окончание глагола. Вспомним, что в русском языке существует два спряжения глаголов: первое (I) и второе (II).

Определить спряжение можно различными способами. Для выбора способа определения спряжения в первую очередь необходимо обозначить ударение в слове и определить, ударным или безударным является окончание. Если окончание глагола ударное, то спряжение определяем по окончанию, воспользовавшись правилом:

К I спряжению относятся глаголы с личными окончаниями:

У, -ю, -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ете, -ёте, -ем, -ём, -ут, -ют;

Ко II спряжению относятся глаголы с личными окончаниями:

У, -ю, -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят.

Если же окончание глагола безударное, определить спряжение можно следующими способами.

Поставьте глагол в форму 3 лица множественного числа. Если глагол в форме 3 лица множественного числа имеет окончания -ут-/-ют-, следовательно, это глагол первого спряжения, если глагол имеет окончание -ат-/-ят- - глагол второго спряжения.

Спряжение глагола можно определить и другим способом.

Необходимо поставить глагол в неопределенную форму (отвечает на вопрос - что сделать?). Выделить глагольный суффикс -ть- и суффикс глагола перед -ть-. Если глагол имеет в суффиксе перед -ть- гласную -и-, это глагол второго спряжения. Суффиксы -а-, -о-, -я-, -е-, -ы-, -у- принадлежат глаголам первого спряжения.

Рассмотрим несколько примеров.

Глагол «посеешь» имеет безударное окончание. Для того чтобы не ошибиться в написании окончания, поставим глагол в форму 3 лица множественного числа - они (что сделают?) «посеют». Окончание глагола -ют указывает на то, что это глагол первого спряжения.

Воспользуемся вторым способом. Поставим глагол «посеешь» в неопределенную форму (что сделать?) посеять. В слове «посеять» перед суффиксом -ть стоит суффикс -я-, который указывает на первое спряжение.

Определим спряжение глагола «шали́те». Обозначим ударение в слове, оно падает на гласную -и-. Окончание глагола -ите находится под ударением. Следовательно, это глагол второго спряжения.

§ 2 Глаголы-исключения

Определим спряжение глагола «смо́трите». Поставим ударение, оно падает на гласную о в корне слова. Окончание глагола безударное. Чтобы определить спряжение глагола поставим его в форму 3 лица множественного числа - (что делают?) они «смотрят». Окончание глагола -ят указывает нам на второе спряжение.

Воспользуемся другим способом определения спряжения глагола, для этого поставим глагол «смотрите» в неопределенную форму - (что делать?) «смотреть». Суффикс глагола перед -ть, -е- указывает нам на то, что глагол первого спряжения.

Рассмотрим ещё один пример. Определим спряжение глагола «де́ржите». Окончание глагола безударное. Поставим глагол «держите» в форму 3 лица множественного числа - (что делают?) они «держат». Окончание -ат указывает нам на второе спряжение глагола. А если поставить глагол держите в неопределенную форму - (что делать?) - держать, мы видим, что суффикс -а- перед -ть- указывает нам на первое спряжение.

Почему же у нас в двух последних случаях - для глаголов «смотреть» и «держать» - получились разные ответы? Ведь мы правильно воспользовались способом определения спряжения. Ответ прост. В русском языке существуют глаголы-исключения, они не подчиняются этим правилам, всего их 13.

Так, к первому спряжению относятся глаголы «брить», «стелить», имеющие в неопределенной форме суффикс -и- перед -ть. При изменении по лицам и числам названные глаголы принимают окончания I спряжения. Например:

В 1 лице - я стелю, мы стелем.

Во 2 лице - ты стелешь, вы стелете.

В 3 лице - он стелет, они стелют.

Глаголы-исключения смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, слышать, держать и гнать (всего их 11) относятся ко второму спряжению, в неопределенной форме они имеют суффикс -а- или -е- перед -ть-. При изменении по лицам и числам названные глаголы принимают окончания II спряжения. Например:

В 1 лице - я смотрю, мы смотрим.

Во 2 лице - ты смотришь, вы смотрите.

В 3 лице - он смотрит, они смотрят.

Запомнить глаголы-исключения второго спряжения помогут «считалочки»:

Глаголы, образованные от глаголов-исключений приставочным способом или с помощью -ся-, относятся к тому же типу спряжения.

Например: гнать, гнаться, загнать, выгнать, перегнать и т.д. - глаголы II спряжения, также как глаголы смотреть, смотреться, высмотреть, пересмотреть, посмотреть, присмотреть и т. д. А глаголы стелить, застелить, настелить, выстелить, перестелить и т.д. являются глаголами I спряжения.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, М.: 2008.
  3. Учимся играя. В. Волина. Новая школа, М.: 1994.
  4. Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. «5 за знания», М.: 2005.
  5. Русский язык. 4 класс. Книга для учителя. Т.Г. Рамзаева. «Дрофа», М.: 2000.

В предложенном задании нас просят написать по десять глаголов первого и второго спряжение. Для выполнения данного задания сначала разберёмся, какие в русском языке бывают спряжения и как их отличить.

Спряжения глаголов

  1. Первое спряжение. К первому спряжению относят все глаголы, которые оканчиваются на "-еть", "-ать", "-оть", "-ыть", "уть" и другие. Исключениями являются глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, ненавидеть, дышать, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть.
  2. Второе спряжение. Ко второму спряжению относят все глаголы, которые оканчиваются на "-ить". Исключениями являются глаголы: брить, зиждиться, стелить.
  3. Особое спряжение. К особому спряжению относят глаголы, которые имеют особую систему формирования, - это глаголы "есть", "дать", "нести" и их производные.

Благодаря спряжению глагола можно определить гласную в его окончании, так например для первого спряжения это гласные "у", "ю" и "е", для второго же спряжения, это гласные "а", "я" и "и" в разных лицах и числах. Например:

  • Первое спряжение: колоть - ты колешь - он колет - они колют;
  • Второе спряжение: говорить - ты говоришь - он говорит - они говорят.

Теперь, когда мы знаем, как определять спряжения глаголов, можем выполнить задание и привести по десять примеров глаголов первого и второго спряжения.

Примеры глаголов первого и второго спряжения

  • Первое спряжение: лететь (оканчивается на "-еть"), успевать (оканчивается на "-ать"), разбирать (оканчивается на "-ать"), рисковать (оканчивается на "-ать"), млеть (оканчивается на "-еть"), плыть (оканчивается на "-ыть"), уснуть (оканчивается на "-уть"), побороть (оканчивается на "-оть"), слыть (оканчивается на "-ыть"), падать (оканчивается на "-ать").
  • Второе спряжение: мутить (оканчивается на "-ить"), лить (оканчивается на "ить"), жить (оканчивается на "-ить"), умилить (оканчивается на "-ить"), вить (оканчивается на "-ить"), укрепить (оканчивается на "-ить"), разбудить (оканчивается на "ить"), усыпить (оканчивается на "-ить"), взбодрить (оканчивается на "-ить"), "готовить (оканчивается на "-ить").

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Отдельные нюансы

Глаголы брезжить, бежать и хотеть занимают особое место среди своих собратьев. Языковеды определили, что при изменении данных лексем наблюдается следующее: они приобретают флексии, как 1, так и 2 спряжения. По этой причине их называют разноспрягаемыми.

Лингвисты выделяют глаголы «есть» и «дать» в отдельную группу, потому что при изменении они показывают личные окончания, не относящиеся к традиционным. Их уникальность и обуславливает определение их в отдельную группу.

Видеоурок. Спряжение глагола в русском языке

Спряжение глаголов 1 часть. Что нужно знать, чтобы определить спряжение.

Вывод

Важно усвоить этот материал, чтобы дальнейшее знакомство с причастиями и деепричастиями не вызывало трудностей. Потратьте немного времени и качественно выучите правило, которое поможет не делать орфографических ошибок на письме во время выполнения экзаменационных заданий.

Умение грамотно писать - непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык - это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно "Мы знаем, что ныне лежит на всех..." чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

Правописание глаголов

Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, - правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

  1. гнать;
  2. держать;
  3. терпеть;
  4. обидеть;
  5. слышать;
  6. видеть;
  7. ненавидеть;
  8. обидеть;
  9. вертеть;
  10. дышать;
  11. смотреть.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие - и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, - в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Видео

О глаголах-исключениях - подробно в этом видео.


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.