18 октября 1984 года был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле "Григорий Куропятников", который находился в то время в Севастополе. Корабль построен по проекту 1241-2 ("Молния-2", Pauk I по классификации НАТО). Заводской № 510. 20.10.1982 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 10.12.1983 зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 18.01.1984 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам сначала в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Приемный акт подписан 30.09.1984 г.

Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова. Дата рождения: 24.01.1921 г. Национальность: русский. Дата награждения Звездой Героя: 24.07.1943 г. Место рождения: Елизаветград, ныне Кировоград. До Великой Отечественной Войны работал токарем на заводе "Красная звезда". Во время войны Григорий Куропятников служил на пограничном катере СКА № 065, который входил в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками под командованием капитан-лейтенанта П.И. Державина (ставшего впоследствии Героем Советского Союза).
5 марта 1943 года пограничный катер СКА № 065 и транспорт “Ахиллион”, перевозивший оружие и боеприпасы для защитников Малой земли, в районе Дивноморского атаковало несколько десятков фашистских самолетов “Ю-88”. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Куропятников встретил их заградительным огнем из пулемета.
В процессе боя было сбито несколько самолетов. Осколками от бомб моряку оторвало левую руку, его ранило в грудь и голову, но он продолжал вести огонь одной, правой рукой. На корме катера загорелись дымовые шашки. Пожар мог перекинуться на глубинные бомбы, которые находились неподалеку. Раненый Куропятников выбрасывал шашки за борт, чем предотвратил гибель катера.
В этом бою катер СКА № 065 получил 1600 повреждений. Катеру первому на флоте было присвоено звание Гвардейского (дата присвоения - 25.07.43 г.). А 5-й дивизион малых охотников за подводным лодками стал Краснознаменным. Через несколько месяцев Куропятников вернулся на катер Героем Советского Союза и старшиной 1 статьи. Еще год продолжал воевать с одной рукой, пока не был освобожден Севастополь. После войны Куропятников был заместителем председателя Кировоградского горисполкома. Затем работал в системе торговли, после чего - на ремонтно-механическом заводе Укрремтреста.
ПСКР "Григорий Куропятников" стал первым кораблем этого проекта ("Молния") в Балаклавской отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа. Первым командиром корабля был капитан 2 ранга Кожевников Павел Апполонович, старшим помощником командира был в то время капитан 3 ранга Крикунов Михаил Васильевич.
ПСКР "Григорий Куропятников" вошел в состав бригады 03.11.1984 г., а 04.11.1984 г. на нем был поднят вымпел. Приход нового корабля в бригаду был отмечен торжественно: на пирсе рядом с ним состоялся праздничный концерт, на его борту побывало командование бригады, а также учащиеся одной из школ города Балаклавы. Первым бортовым номером корабля был номер 045.
Корабль участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у крымского побережья в северной части Черного моря.

В июне 1992 г., после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012).Над кораблем в настоящее время шефствует администрация Кировоградской области Украины.

Вот некоторые данные из истории корабля.
В 1991 году корабль прошел доковый ремонт.

2 сентября 1994 года при несении пограничной службы корабль посетил Президент Украины Леонид Кучма.

20 марта 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" задержал шхуну "Баба-Юсуф" (сумма штрафа составила 335 тыс. грн.).

Осенью 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" и ПСКР "Григорий Гнатенко" впервые в истории Морской охраны ГПС Украины совершили визит в Грузию, в порт Поти.
14 января 1998 года кораблем "Григорий Куропятников" во взаимодействии с ПСКР "Григорий Гнатенко" в исключительной (морской) экономической зоне Украины была выявлена группа браконьерских судов Турции. 15 января 1998 года, игнорируя требования об остановке, опасно маневрируя, шхуна "Taren Kepten" намеревалась уйти от преследования.
При попытке высадить на ее борт досмотровую группу с ПСКР "Григорий Куропятников" шхуна протаранила борт корабля, нанеся ему значительные повреждения. В результате навала на корабль шхуна перевернулась и затонула, на борт корабля были подняты члены экипажа и капитан, два человека из числа экипажа при опрокидывании шхуны погибли.

В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля - на КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников".

Во время операции "Калкан" 21 марта 2000 года в исключительной (морской) экономической зоне КрМО "Григорий Куропятников" был вынужден применить оружие на поражение (впервые в истории Морской охраны Украины) для задержания шхуны "Emir Ahmad". Получив повреждения, шхуна остановилась, но через некоторое время затонула.Все 16 членов экипажа были подняты на борт корабля и спасены. За смелые и решительные действия, проявленную инициативу, высокое профессиональное мастерство командир корабля капитан 2 ранга Олег Межевый был награжден орденом "За мужество" III степени, капитан-лейтенант В. Батиль, мичман О. Леплявенко награждены медалями "За мужество при охране государственной границы Украины".

29 июля 2001 года корабль принимал участие в совместном параде КЧФ и ВМСУ в честь Дня ВМФ РФ в Севастополе.

25 февраля 2003 года в 54 милях от о. Змеиный КрМО "Григорий Куропятников" выявил турецкую шхуну "Хусейн Рейс", которая была вытеснена за пределы исключительной (морской) экономической зоны.
В декабре 2005 года КрМО "Григорий Куропятников" прошел доковый ремонт в Южной бухте Севастополя.

В 2006-2007 году корабль прошел заводской ремонт.

В первой половине 2007 года им была задержана турецкая браконьерская шхуна.
1 июля 2007 года он принимал участие в параде в честь Дня ВМСУ в Севастополе.
25 декабря 2007 года корабль совместно с КрМО "Одеса" (бывший ПСКР-652) в северо-западной части Черного моря участвовал в задержании за браконьерский промысел турецкой рыболовецкой шхуны "Онисен" (порт приписки Стамбул).

КрМО "Григорий Куропятников" неоднократно в районе южного побережья Крыма решал задачи по обеспечению саммитов и международных встреч Президента Украины.
По сообщению от 24 декабря 2015 года корабль покинул акваторию ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и направился в Одессу, после завершения комплексного ремонта стоимостью около 2 млн. гривен. 25 декабря прибыл в Одессу.


18 октября 1984 года был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле "Григорий Куропятников", который находился в то время в Севастополе. Корабль построен по проекту 1241-2 ("Молния-2", Pauk I по классификации НАТО). Заводской № 510. 20.10.1982 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 10.12.1983 зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 18.01.1984 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам сначала в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Приемный акт подписан 30.09.1984 г.

Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова. Дата рождения: 24.01.1921 г. Национальность: русский. Дата награждения Звездой Героя: 24.07.1943 г. Место рождения: Елизаветград, ныне Кировоград. До Великой Отечественной Войны работал токарем на заводе "Красная звезда". Во время войны Григорий Куропятников служил на пограничном катере СКА № 065, который входил в состав 5-го дивизиона малых охотников за подводными лодками под командованием капитан-лейтенанта П.И. Державина (ставшего впоследствии Героем Советского Союза).
5 марта 1943 года пограничный катер СКА № 065 и транспорт “Ахиллион”, перевозивший оружие и боеприпасы для защитников Малой земли, в районе Дивноморского атаковало несколько десятков фашистских самолетов “Ю-88”. Командир отделения минеров старшина 2 статьи Куропятников встретил их заградительным огнем из пулемета.
В процессе боя было сбито несколько самолетов. Осколками от бомб моряку оторвало левую руку, его ранило в грудь и голову, но он продолжал вести огонь одной, правой рукой. На корме катера загорелись дымовые шашки. Пожар мог перекинуться на глубинные бомбы, которые находились неподалеку. Раненый Куропятников выбрасывал шашки за борт, чем предотвратил гибель катера.
В этом бою катер СКА № 065 получил 1600 повреждений. Катеру первому на флоте было присвоено звание Гвардейского (дата присвоения – 25.07.43 г.). А 5-й дивизион малых охотников за подводным лодками стал Краснознаменным. Через несколько месяцев Куропятников вернулся на катер Героем Советского Союза и старшиной 1 статьи. Еще год продолжал воевать с одной рукой, пока не был освобожден Севастополь. После войны Куропятников был заместителем председателя Кировоградского горисполкома. Затем работал в системе торговли, после чего - на ремонтно-механическом заводе Укрремтреста.
ПСКР "Григорий Куропятников" стал первым кораблем этого проекта ("Молния") в Балаклавской отдельной бригаде сторожевых кораблей Краснознаменного Западного пограничного округа. Первым командиром корабля был капитан 2 ранга Кожевников Павел Апполонович, старшим помощником командира был в то время капитан 3 ранга Крикунов Михаил Васильевич.
ПСКР "Григорий Куропятников" вошел в состав бригады 03.11.1984 г., а 04.11.1984 г. на нем был поднят вымпел. Приход нового корабля в бригаду был отмечен торжественно: на пирсе рядом с ним состоялся праздничный концерт, на его борту побывало командование бригады, а также учащиеся одной из школ города Балаклавы. Первым бортовым номером корабля был номер 045.
Корабль участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у крымского побережья в северной части Черного моря.

В июне 1992 г., после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012). Над кораблем в настоящее время шефствует администрация Кировоградской области Украины.

Вот некоторые данные из истории корабля.
В 1991 году корабль прошел доковый ремонт.
2 сентября 1994 года при несении пограничной службы корабль посетил Президент Украины Леонид Кучма.

20 марта 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" задержал шхуну "Баба-Юсуф" (сумма штрафа составила 335 тыс. грн.).

Осенью 1996 года ПСКР "Григорий Куропятников" и ПСКР "Григорий Гнатенко" впервые в истории Морской охраны ГПС Украины совершили визит в Грузию, в порт Поти.
14 января 1998 года кораблем "Григорий Куропятников" во взаимодействии с ПСКР "Григорий Гнатенко" в исключительной (морской) экономической зоне Украины была выявлена группа браконьерских судов Турции. 15 января 1998 года, игнорируя требования об остановке, опасно маневрируя, шхуна "Taren Kepten" намеревалась уйти от преследования.
При попытке высадить на ее борт досмотровую группу с ПСКР "Григорий Куропятников" шхуна протаранила борт корабля, нанеся ему значительные повреждения. В результате навала на корабль шхуна перевернулась и затонула, на борт корабля были подняты члены экипажа и капитан, два человека из числа экипажа при опрокидывании шхуны погибли.

В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля – на КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников".

Во время операции "Калкан" 21 марта 2000 года в исключительной (морской) экономической зоне КрМО "Григорий Куропятников" был вынужден применить оружие на поражение (впервые в истории Морской охраны Украины) для задержания шхуны "Emir Ahmad". Получив повреждения, шхуна остановилась, но через некоторое время затонула. Все 16 членов экипажа были подняты на борт корабля и спасены. За смелые и решительные действия, проявленную инициативу, высокое профессиональное мастерство командир корабля капитан 2 ранга Олег Межевый был награжден орденом "За мужество" III степени, капитан-лейтенант В. Батиль, мичман О. Леплявенко награждены медалями "За мужество при охране государственной границы Украины".

29 июля 2001 года корабль принимал участие в совместном параде КЧФ и ВМСУ в честь Дня ВМФ РФ в Севастополе.

25 февраля 2003 года в 54 милях от о. Змеиный КрМО "Григорий Куропятников" выявил турецкую шхуну "Хусейн Рейс", которая была вытеснена за пределы исключительной (морской) экономической зоны.
В декабре 2005 года КрМО "Григорий Куропятников" прошел доковый ремонт в Южной бухте Севастополя.

В 2006-2007 году корабль прошел заводской ремонт.

В первой половине 2007 года им была задержана турецкая браконьерская шхуна.
1 июля 2007 года он принимал участие в параде в честь Дня ВМСУ в Севастополе.
25 декабря 2007 года корабль совместно с КрМО "Одеса" (бывший ПСКР-652) в северо-западной части Черного моря участвовал в задержании за браконьерский промысел турецкой рыболовецкой шхуны "Онисен" (порт приписки Стамбул).

КрМО "Григорий Куропятников" неоднократно в районе южного побережья Крыма решал задачи по обеспечению саммитов и международных встреч Президента Украины.
По сообщению от 24 декабря 2015 года корабль покинул акваторию ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и направился в Одессу, после завершения комплексного ремонта стоимостью около 2 млн. гривен. 25 декабря прибыл в Одессу.

Здравствуйте, товарищи!
Хочу представить вам первый из трех моих военных катеров в масштабе 1:400 от Mirage hobby - ПСКР "Григорий Куропятников".


Краткая историческая справка:
В 1982 заложен в эллинге Ярославского ССЗ и 10.12.1983 зачислен в списки кораблей МЧПВ КГБ, спущен на воду 18.01.1984. 18 октября 1984 года впервые был поднят военно-морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на пограничном сторожевом корабле "Григорий Куропятников", который находился в то время в Севастополе. Корабль построен по проекту 1241-2 ("Молния-2", Pauk I по классификации НАТО).
Корабль был назван в честь Героя Советского Союза старшины 1 статьи Григория Александровича Куропятникова.Корабль участвовал в охране границы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов у крымского побережья в северной части Черного моря. В июне 1992 г., после распада СССР, он был передан Госкомитету по охране границы Украины с оставлением прежнего наименования (бортовой номер 012).
В 2000 году бортовой номер корабля 012 был изменен на BG 50, а официальное название корабля – на КрМО (корабль Морской охраны) "Григорій Куроп’ятников".

Ввиду того, что это одна из первых моих моделей, допустил некоторые оплошности, в виду толстого слоя, краски, толстого контура обводки, не прошпаклеванности некоторых щелей и не правильной переводке некоторых декалей.

Сборка:
Качество литья не высокого уровня, простенький, однако облоя почти не было. Интересно было собирать мачту, которая состоит приблизительно из 10 деталей. Так же понравилось то, что ватерлиния уже отлита и это избавило меня от мучения правильного её определения.
Также, не стал рисковать и не шпаклевал щель между палубой и бортом по периметру, но это недопущение уже было исправлено на следующей модели.

Дополнения:
Так как набор не имел какого-либо фототравления, а модели хотелось придать серьезный вид, я использовал фототравленные леера от ABER, также заменил антенны на проволоку и сделал на мачте немножко растяжек. Спасательные круги получились грубо, нарезал их из изоляции провода.

Декали:
В набор декалей включалась, плюс ко всему, ватерлиния и два типа бортового номера. Так вот, виной тому моя не опытность или не качественность декали, но вся ватерлиния у меня по разорвалась и мне пришлось её рисовать от руки. Так же порвалась декаль современного бортового номера корабля "BG-50", поэтому я перевел, пусть и исторически не верный, номер 021.

Покраска:
Красилось всё кистью АКАНом и частично Звездой. Получился достаточно толстый слой, но это скорее был результат моей неопытности. Ватерлинию рисовал, как уже говорил, от руки, но неожиданно удовлетворен результатом.

Подытожу, сказав что результатом был доволен, и следующие модели уже делал с учетом ошибок этой.

Смело критикуйте, главное по делу:)

4 ноября на стоянке кораблей и катеров Одесского отряда морской охраны моряки-пограничн ики поздравляли флагман Морской охраны «Григорий Куропятников» с тридцатой годовщиной.

Именно в этот день, в 1984 году на корабле впервые был поднят военно-морской флаг кораблей Пограничных войск. С этого момента начинается летопись боевого пути, нелегкой морской пограничной службы корабля, который всегда находится в авангарде, участвует в важнейших мероприятиях морской охраны.

Неоднократно «Григорий Куропятников» пресекал посягательства турецких шхун-браконьеров на морские просторы Украины. Приходилось вступать в настоящий морской бой с отчаянными злоумышленниками. В марте 2000 года, в рамках операции "Калкан” были обнаружены 16 турецких шхун, которые занимались браконьерским выловом ценного вида камбалы калкан в наших водах. Экипаж «Григорий Куропятников» использовал все возможные сигналы и средства, чтобы добиться прекращения браконьерства. Однако, дерзкие нарушители демонстративно игнорировали законные требования украинских пограничников. Они направили шхуны в сторону родных берегов и ускорили ход. Но на ходу продолжали выбирать сети, чтобы не возвращаться без вылова. Тогда впервые в истории морских частей Пограничных войск Украины было применено оружие на поражение. Одна из шхун браконьеров была повреждена и затонула. Ее экипаж пограничники спасли и подняли на борт.

За три десятилетия кораблем командовало десять командиров. Сегодня экипаж возглавляет капитан 2 ранга Кузин Петр Николаевич, военный в третьем поколении.

Дань традициям у моряков особенная. Корабль носит имя Героя Советского Союза, моряка-пограничн ика Григория Александровича Куропятникова. Экипаж активно общается со вдовой героя – Анной Алексеевной и много лет поддерживает дружеские отношения с шефами - представителями Светловодского района Кировоградской области – родины героя.

В день юбилея корабля шефы из Светловодска привезли гостинцев – на камбуз, оргтехнику, – на командный пункт и теплые слова душевных поздравлений для каждого стража морских границ.

Когда после аннексии Крыма корабль вошел в состав Одесского отряда морской охраны, экипаж пополнился личным составом из числа мобилизованных: здесь и менеджеры информационных технологий, и слесари-наладчик и, и фермеры, и судоводители транспортного флота. Около года назад, в гражданской жизни, они и не думали связывать свои судьбы с военной службой. А теперь многие из них задумались о заключении контракта на последующую службу. Некоторые из мобилизованных почти 10 лет тому назад служили срочную службу именно на этом легендарном корабле и вот снова вернулись по зову Отчизны.

Сегодня, на легендарном флагмане Морской охраны «Григорий Куропятников» энергичный, молодой, образованный, перспективный экипаж, который способен сохранить и приумножить славные традиции и вписать в историю корабля новые героические страницы.



К уропятников Григорий Александрович - командир отделения минёров сторожевого катера «СК-065» 5-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Черноморского флота, старшина 2-й статьи.

Родился 24 января 1921 года в городе Елисаветград (с 1939 года - Кировоград) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил семь классов неполной средней школы. Работал токарем на кировоградском заводе сельскохозяйственных машин «Красная звезда».

В Пограничных войсках НКВД СССР с 1939 года. Окончил школу вооружения в Севастополе, после чего направлен на катер «СКА-125» 4-го Черноморского отряда пограничных судов Украинского пограничного округа.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Отряд пограничных судов был передан в состав Черноморского флота. Григорий Куропятников воевал сначала пулеметчиком, с сентября 1941 года - командиром отделения минёров. Участвовал в боевых действиях в устье Дуная летом 1941 года, в обороне Одессы и Севастополя. В декабре 1941 года его катер передан в Туапсинскую военно-морскую базу, в её составе высаживал десанты на Керченский полуостров в декабре 1941 года и эвакуировал оттуда же разбитые войска Крымского фронта в мае 1942, оборонял кавказское побережье в 1942, участвовал в высадке десантов под Новороссийском в феврале 1943 года и в обеспечении советского плацдарма на «Малой земле».

25 марта 1943 года командир отделения минёров сторожевого катера «СК-065» (5-й дивизион сторожевых катеров Охраны водного района Черноморского флота) старшина 2-й статьи Г.А.Куропятников, отражая пулемётным огнём атаку вражеских самолётов в районе села Дивноморское, ныне администрации города Геленджик Краснодарского края, предотвратил гибель катера. В этом бою был тяжело ранен в грудь и в голову, потерял левую руку.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшине 2-й статьи Куропятникову Григорию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1050).

После выхода из госпиталя в конце 1943 года назначен комендантом береговой базы на флоте. В мае 1944 старшина 1-й степени Г.А.Куропятников демобилизован по инвалидности.

Жил в городе Кировоград (Украина). Работал диспетчером. Умер 25 февраля 1982 года. Похоронен в Пантеоне Вечной Славы в Кировограде.

Награждён орденом Ленина (24.07.1943), медалями.

В городе Кировограде Герою установлен бюст, его именем названа улица. Постановлением Совета Министров СССР от 24 октября 1983 года имя Григория Куропятникова присвоено пограничному сторожевому кораблю Западного пограничного округа.

Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области)

Григорий Куропятников мечтал служить на заставе, ходить по ночам в дозор, чутко прислушиваясь к тревожной тишине границы, а попал на Чёрное море. Их СК-065 днём и ночью бороздил черноморские волны. Молодые пограничники не только изучали каждую бухточку, островок, заливчик, не только овладевали новыми для себя профессиями, но и время от времени принимали участие в смелых и опасных операциях по задержанию нарушителей государственной границы СССР.

Впрочем, Григорию было не привыкать к тяжёлой работе - заводская закалка и тут помогла, вскоре он в совершенстве овладел специальностями минёра и пулемётчика (катер небольшой, на нём все должны быть готовы заменить друг друга), знал на пограничном катере каждую щель. Он просолился морскими ветрами, раздался в плечах и даже будто вырос. Считанные месяцы оставались до возвращения на родной завод...

И вдруг - война!

В ту ночь СК-065, как всегда, нёс патрульную службу в устье Днестра. Катер мягко покачивался на невысокой волне, вахтенные усилием воли преодолевали предрассветную дрёму, с нетерпением поглядывали на побледневшее небо: скоро на базу, а там - все прелести летнего воскресенья...

И вдруг и без того тихие звёзды поблекли, небо от края до края наполнилось зловещим гулом чужих самолётов.

Резкая команда капитана вывела пограничников из оцепенения, каждый вмиг оказался на своём месте. В руках Григория Куропятникова нервно задрожал пулемёт - очередей не было слышно из-за сплошного рёва моторов в небе. Один из лавины фашистских коршунов вдруг клюнул тупорылым носом, выбросил чёрный шлейф дыма и, надсадно проревев моторами над самым катером, рухнул в море.

Есть! Есть! - закричали матросы.

Григорий устало, будто вынес на своих плечах неимоверную тяжесть, вытер пот со лба, опустился возле пулемёта прямо на палубу. Но тут же услышал голос командира:

Так держать, Куропятников!

И снова вскочил, уцепился побелевшими пальцами за рукоятки пулемёта...

С тех первых минут войны дни и ночи слились для Григория будто в один непрекращающийся бой. СК-065 ходил в разведку, сопровождал транспорты, держал связь боевых групп с командованием, участвовал в высадках десантов, поддерживал огнём пехоту - чего только не поручали пограничному кораблю, и всегда его дружный экипаж с честью выходил из тяжёлых испытаний. Ходили и по Дунаю, и по Днестру, помогали героическим защитникам Одессы и Севастополя, доставляли десанты к Феодосии и Керчи... Пока не оказались под Новороссийском, у легендарной Малой земли...

В первых числах февраля 1943 года около двухсот героев-добровольцев во главе с майором высадились у каменистого подножья горы Мысхако и закрепились на небольшом "пятачке". Пограничники-черноморцы обеспечивали этот десант, доставляли подкрепление, боеприпасы, поддерживали героев с моря. Все вражеские атаки разбивались об этот плацдарм, как волны о гранитные валуны...

Как-то мартовским вечером корабль снялся с якоря и, выйдя на рейд, пристроился сопровождать к Мысхако большой транспорт, груженный оружием. Разгрузившись на плацдарме, транспорт должен был взять на борт раненых. Лёгкого рейса не ждали, да и не могло их быть, "лёгких" рейсов на Малую землю, где каждый камень был полит кровью советских воинов.

Полный вперёд! - приказал командир.

Море слегка штормило, волны то и дело перекатывались через борт, носовое орудие то стремительно летело в кипящую пучину, то вдруг поднимало длинный хобот высоко к чёрному небу.

В эту тревожную ночь Григорий Куропятников нёс вахту на носу катера. Стоял у пулемёта, готовый в первую же минуту опасности нажать на гашетку и поливать, поливать врага огнём до последнего патрона, до последнего дыхания, а мыслями был далеко отсюда - в родном Кировограде, где по затемнённым, мрачным улицам стучат кованые сапоги оккупантов. Где мать, сестрёнка? Что с ними? Успели эвакуироваться или...

Душа разрывалась от тяжёлых дум, и он только крепче сжимал рукоятки пулемёта да до боли в глазах всматривался в сигнальные вспышки идущего впереди транспорта. "У нас порядок!" - время от времени сигнализировали оттуда, и катер отвечал тем же.

Уже рассвело, когда в свинцовом, тяжело нависшем над морем небе появился первый "юнкерс". Куропятников, не дожидаясь команды, открыл огонь, его поддержали другие пулемёты. "Юнкерс" поспешно скрылся в тучах.

Смылся! - облегчённо вздохнул кто-то.

Готовьтесь, ребята! - покачал головой Григорий. - Это только разведка...

Его слова подтвердились очень скоро. Из тяжёлых облаков вдруг один за другим начали вываливаться бомбардировщики и с ходу пикировать на транспорт. Море вокруг закипело от взрывов бомб, небо вспыхнуло от трассирующих пулемётных очередей. Григорий, до крови закусив губы, дрожал вместе с захлёбывающимся пулемётом, пока оба бомбардировщика не рухнули в воду.

Первая атака была отбита, но и катер застыл, повреждённый. Вышла из строя машина, в отсеки хлынула вода. Матросы бросились откачивать её, ремонтировать машину.

Однако новая атака "юнкерсов" вернула всех к орудиям, пулемётам.

Огонь! - требует командир. - Огонь!..

Есть огонь! - хрипит Григорий, хоть его никто не слышит в этом кромешном аду, и разворачивает пулемёт то в одну, то в другую сторону, целясь в пикирующие бомбардировщики.

Взрывной волной сорвало носовое орудие, разрушен капитанский мостик. Экипаж несёт большие потери, некому перевязать раненых. Рядом с Григорием упал на палубу, сражённый осколками, его друг и земляк, старшина первой статьи Скляр. Очередью с самолёта перерезана мачта, флаг упал на палубу, но его тут же подняли на другом фале. Катер не сдавался, боролся до последнего, защищал транспорт, которого так ждали на Малой земле...

У-у, гады! - крикнул Григорий, не понимая ещё, что случилось, почему замолчал его пулемёт.

И тут же его обожгло острой болью, перед глазами мелькнули кровавые языки пламени...

Он не знал, сколько времени пролежал на палубе в беспамятстве, но, видимо, недолго, потому что, очнувшись, сразу же в азарте боя рванулся было к пулемёту. И только тогда с ужасом обнаружил, что осколком бомбы ему по локоть оторвало левую руку...

С трудом превозмогая дикую боль, стиснув зубы, чтобы снова не потерять сознание, перевязал тельняшкой левую культю, из которой хлестала кровь, и единственной теперь рукой нажал на гашетку, вкладывая в длинные очереди и всю свою боль, и лютую ненависть к врагу, растоптавшему его юность, разрушившему родной дом, завод...

Его с трудом оттащил от пулемёта командир. Пошатываясь, едва держась на ногах, Григорий сделал несколько шагов на палубе и тут вдруг увидел, как взметнулось вверх высокое пламя. "Шашки! - вмиг догадался он. - Дымовые шашки загорелись!.." Но ведь рядом - глубинные бомбы, и если пламя доберётся до них... Тогда всё! Катер вместе с экипажем взлетит в воздух, транспорт, такой нужный на Малой земле, останется без прикрытия под яростными атаками гитлеровских бомбардировщиков...

Превозмогая боль, Куропятников подполз к пламени. Однако шашки оказались привязанными. Одной рукой ему не удалось развязать узел, он вцепился в канат зубами. Ящики с шашками один за другим полетели за борт. Уже теряя сознание, Григорий заметил, что на помощь ему бегут товарищи...

СК-065 выстоял, отбил все вражеские атаки, охраняемый им транспорт доставил на Малую землю таков важный такой необходимый защитникам плацдарма груз. Когда корабль вернулся на базу, в Туапсе, ремонтники обнаружили в его корпусе тысячу шестьсот пробоин! За этот бой Григорию Александровичу Куропятникову было присвоено звание Героя Советского Союза.