Г. Москва, 2011 г.

Класс

1. Два небольших блока с неподвижными осями установлены на одной высоте 12 м от земли на краю крыши школы на расстоянии 10 м друг от друга. Через эти блоки перекинута веревка, вертикальные концы которой держат стоящие на земле десятиклассники Вася и Петя. На веревке посередине между этими двумя блоками вставлен еще один блок с подвижной осью. К оси этого третьего блока прикреплен крюк, на который повесили ведро с краской. Когда веревку натянули, ее участки между блоками выпрямились и образовали с вертикалью одинаковые углы. Ведро при этом стояло на земле. Вася, стоя на месте, начинает выбирать веревку со скоростью 0,3 м/с, а Петя, тоже стоя на месте, со скоростью 0,2 м/с. Какой будет скорость ведра через 12 секунд?

Решение. В исходном положении длина участка веревки, расположенного между неподвижным и подвижным блоком, равна м. За 12 секунд Вася выберет 0,3×12 = 3,6 м веревки, а Петя выберет 0,2×12 = 2,4 м веревки. Следовательно, суммарная длина участка веревки между неподвижными блоками сократится на 6 м и станет равной 20 м, а расстояние между неподвижным и подвижным блоком станет равным 10 м. Обозначим скорости, с которыми Вася и Петя выбирают веревку, через V 1 и V 2 . За малый промежуток времени Dt ведро, двигаясь со скоростью V , сместится вертикально вверх на расстояние . При этом длина участка веревки между неподвижным и подвижным блоком уменьшится на . Из рисунка видно, что . Отсюда, учитывая, что a = 30° и , получаем: м/с.

Ответ: .

2. Изображённая на рисунке система грузов расположена в лифте, поднимающемся с ускорением a = g/ 10. Трение отсутствует, блок невесом, нити невесомы и нерастяжимы. Оказалось, что ускорения груза m относительно земли и лифта равны по модулю. Найдите отношение масс грузов M/m .

Решение: Обозначим ускорение груза m относительно лифта через a 1 . Так как ускорение этого груза относительно лифта a 1 направлено вниз и равно по модулю его ускорению A относительно земли, то ускорение А направлено вверх. Запишем второй закон Ньютона для грузов M и m в проекциях на координатные оси X и Y (см. рисунок) в системе отсчета, связанной с землей:



, .

Здесь T – сила натяжения нити, – ускорение груза m относительно земли. Решая полученную систему уравнений, находим: .

Согласно условию задачи, . Отсюда

и .

Ответ:

3. Упругая легкая пружина жесткостью k с длиной в недеформированном состоянии L одним концом прикреплена к неподвижному шарниру, а другим концом – к небольшой муфте массой m , которая может без трения скользить по длинной прямой горизонтальной спице. Расстояние от шарнира до спицы равно L /2. В начальный момент муфта покоится, и пружина не деформирована. Вдоль той же спицы к первой муфте приближается вторая, имеющая массу m /3. Происходит абсолютно упругий удар. При какой скорости второй муфты за мгновение до удара первая будет после удара совершать колебания со средним положением, соответствующим минимально возможному расстоянию от неё до шарнира?

Решение. Так как соударение между муфтами абсолютно упругое, можно применить для него законы сохранения импульса (в проекции на направление спицы) и механической энергии:

, .

Здесь V и V ¢ – скорости налетающей муфты до соударения и после соударения, соответственно, V 0 – скорость муфты m после соударения. Решим эту систему уравнений:

.

Отсюда , и .

Для того чтобы после соударения муфта m совершала колебания со средним положением, соответствующим минимально возможному расстоянию от неё до шарнира, необходимо, чтобы начальная кинетическая энергия муфты оказалось достаточной для того, чтобы пружина сжалась от начальной длины L до минимальной длины L /2. Если начальная кинетическая энергия муфты m окажется большей, то муфта пройдет положение равновесия под шарниром, и возникнут колебания с нужным средним положением. Поэтому из закона сохранения механической энергии следует неравенство: . Отсюда, подставляя выражением для V 0 , имеем:

Ответ: Скорость второй муфты должна удовлетворять условию

4. Вася достал из морозильника пластину льда с размерами 10 см × 10 см × 1 см. Взяв щипцы, он расколол пластину на небольшие кубики с размером ребра 1 см, совершив при этом работу 27 Дж. Оцените минимальную работу, совершения которой было бы достаточно для получения желаемого результата. Чему примерно равен КПД Васи при раскалывании пластины? Энергия молекул, находящихся на поверхности льда, пропорциональна площади поверхности; эта энергия больше энергии молекул, находящихся в объеме. Коэффициент пропорциональности σ » 0,076 Дж/м 2 .

Решение. Площадь поверхности вынутой из холодильника пластины равна S 0 = 240 см 2 . Общая площадь поверхности полученных кубиков льда равна S 1 = 600 см 2 . Следовательно, при раскалывании льда энергия молекул увеличивается на
DE = σ(S 1 – S 0) ≈ 2,7 мДж. Это и есть минимальная работа, которую необходимо совершить для раскалывания ледяной пластины. Следовательно, КПД Васи при раскалывании пластины равен примерно (2,7 мДж)/(27 Дж) » 10 –4 = 0,01%.

Ответ: A min » 2,7 мДж; КПД примерно равен 0,01%.

5. Коробку с большим количеством маленьких лампочек накаливания с рабочими параметрами 2 В, 0,5 Вт выбросили за ненадобностью, а Вася подобрал и принес в школу, чтобы с их помощью подключить к сети 220 В электрический паяльник, на корпусе которого написано 40 В, 40 Вт. Помогите Васе придумать электрическую схему включения. Желательно, чтобы все лампочки и паяльник работали в «номинальном» режиме.

Решение. Номинальная сила тока лампочки равна (0,5 Вт)/(2 В) = 0,25 А, номинальная сила тока паяльника (40 Вт/40 В) = 1 А. Для того, чтобы паяльник работал в номинальном режиме, необходимо чтобы на нем падало напряжение 40 В, а остальные 220 В – 40 В = 180 В падали на лампочках. Так как номинальная сила тока лампочки в 4 раза меньше номинальной силы тока паяльника, то последовательно с паяльником нужно подключить 4 одинаковых параллельно соединенных цепочки лампочек. В каждой из этих цепочек должно быть (180 В)/(2 В) = 90 последовательно соединенных лампочек.

Ответ: Надо последовательно с паяльником включить параллельно 4 гирлянды по 90 последовательно соединенных лампочек в каждой.

г. Москва, 2011 г.

1. Первые точные измерения скорости звука в воде были проведены в 1827 году швейцарскими физиками Ж-Д. Колладоном и Ш.-Ф. Штурмом на Женевском озере. Штурм, находившийся в лодке, проводил удары по опущенному в воду колоколу, одновременно с этим производя вспышку пороха. Колладон, находясь на значительном расстоянии от Штурма, измерял время между появлением вспышки и ударом колокола, который он слышал через опущенную в воду слуховую трубу.

На каком расстоянии друг от друга находились исследователи, если интервал времени между тем, как Колладон видел появление вспышки и слышал звук колокола, составлял 8,5 секунды?

Скорость распространения света в воздухе принять равной 300000 км/с, скорость распространения звука в воде принять равной 1400 м/с.

Решение. Так как скорость распространения света в воздухе более чем в 25000 раз превосходит скорость распространения звука в воде, то можно считать, что Колладон видел световую вспышку, которую производил Штурм, мгновенно (в момент возгорания пороха). После этого через время t = 8,5 с до лодки Колладона по воде доходил звук, который распространялся со скоростью V = 1400 м/с. Значит, расстояние между лодками исследователей равно L = Vt = 11900 м.

Ответ: 11900 м.

2. Форрест Гамп бежал по Америке, начиная от своего дома, и прошел путь от океана до океана трижды. В первый раз он бежал со скоростью 6 км/ч, второй раз он прошел весь участок со скоростью 8 км/ч, а третий – со скоростью 10 км/ч. К концу пути он обнаружил, что его дом, естественно, находится в другой стороне, и нужно бежать по Америке еще раз. За какую долю от прошедшего времени Форрест вернется домой, если побежит со скоростью 12 км/ч?


Решение. Пусть путь, который Форрест Гамп проходил от океана до океана, равен S км. Тогда за первые три раза он прошел путь 3S км и затратил на это время часов. Возвращаясь домой, Форрест Гамп пройдет путь S км за время часов. Это составляет от времени t 1 долю t 2/t 1 = 10/47.

Ответ: t 2/t 1 = 10/47.

3. Семиклассник набрал на школьном дворе полную трехлитровую банку мокрого снега, не утрамбовывая его. Придя в класс, он провел измерения и выяснил, что масса банки со снегом равна 2920 г, масса пустой банки 300 г, а объем, который занимает снег, если его плотно утрамбовать в банке, равен 2,8 литра. По этим данным семиклассник правильно определил массу воды, массу ледяных кристаллов (сухого снега) и объем воздуха, которые содержались в мокром снеге. Какие результаты у него получились? Плотность воды 1000 кг/м3; плотность ледяных кристаллов, из которых состоит сухой снег, 900 кг/м3.

Решение. После утрамбовывания мокрого снега его объем уменьшился на 0,2 л = 200 мл из-за того, что из промежутков между ледяными кристаллами был вытеснен воздух. Следовательно, объем воздуха, который содержался в снеге, равен V в = 200 мл.

Получившаяся в результате утрамбовывания смесь состоит из воды и ледяных кристаллов. Масса этой смеси равна M = 2,62 кг, а ее объем V = 2,8 л, причем

,

где rв = 1000 кг/м3, rл = 900 кг/м3, а m в – искомая масса воды в смеси.

Отсюда кг..gif" width="61" height="24">.

Примечание 2: 10–9 = 1/109, 10–26 = 1/1026.

Решение. Площадь одной шестиугольной ячейки кристаллической решетки графена равна . Из рисунка следует, что на каждую шестиугольную ячейку в среднем приходится от 2 до 3 атомов (видно, что для добавления к существующей решетке еще одной ячейки необходимо добавить либо 2, либо 3 атома – в зависимости от расположения добавляемой ячейки). Для оценки примем, что на каждую ячейку кристаллической решетки приходится 2,5 атома углерода. Тогда искомая масса образца графена:

Кг = 1 мкг.

Ответ: M » 10–9 кг.

Второй (окружной) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике

г. Москва, 2011 г.

1. Толстая однородная доска массой M = 90 кг, на одном конце которой лежит груз массой m = 10 кг, уравновешена на опоре. Если разрезать доску по линии А , проходящей через точку опоры (см. рисунок), то для того, чтобы уравновесить части доски (без груза) на чашах равноплечих весов, требуется дополнительная гиря https://pandia.ru/text/78/406/images/image011_50.gif" width="79" height="21">. Если массы левой и правой частей доски равны m 1 и m 2, то для них справедливы пропорции: и (здесь – длина доски).


Для того, чтобы уравновесить части доски на чашах равноплечих весов, гирю массой потребуется положить на ту чашу, на которой будет находиться более легкая часть доски массой m 2. Поэтому . Отсюда

Ответ: кг.

2. Источником энергии Солнца являются превращения ядер химических элементов, которые происходят в небольшой области вблизи центра Солнца. Будем считать, что вся энергия Солнца выделяется только из-за превращения ядер водорода в ядра гелия. При превращении в гелий 1 грамма водорода выделяется энергия E = 6,3×1011 Дж. Известно, что на поверхности Земли на 1 м2 каждую секунду падает солнечный свет, приносящий энергию W = 1370 Дж (при перпендикулярном падении света). Расстояние от Земли до Солнца равно R = 150 млн. км. Сколько килограммов водорода превращается внутри Солнца в гелий за год?

Примечание: площадь S сферы радиусом R можно найти при помощи формулы https://pandia.ru/text/78/406/images/image019_29.gif" width="84" height="24 src=">. Следовательно, за 1 год на Солнце выделяется энергия . Для выделения этой энергии в гелий должен превратиться водород массой

Дачные дома" href="/text/category/dachnie_doma/" rel="bookmark">дачного домика . Цепь включалась в электрическую розетку и состояла из трех двухпозиционных переключателей и трех лампочек. Схема цепи реализовывала только следующие состояния:

1. все три лампочки горят;

2. первая и вторая лампочки горят, а третья выключена;

3. вторая и третья лампочки горят, а первая выключена;

4. третья и первая лампочки горят, а вторая выключена.

Такая схема позволяла освещать подвал одновременно тремя лампочками, а при необходимости отключать любую из них для замены.

Предложите возможный вариант схемы такой электрической цепи.

Рис. 1

Примечание: двухпозиционный переключатель – это такой переключатель, который позволяет соединять друг с другом либо контакты 1 и 2, либо контакты 1 и 3 (см. рисунок 1). Условный знак, которым на схемах электрических цепей обозначают лампочку, показан на рисунке 2.

Рис. 2

Ответ: см. рисунок.

Второй (окружной) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике

г. Москва, 2011 г.

1. Троллейбус начинает разгоняться по прямой дороге с постоянным ускорением a = 0,5 м/с2 без начальной скорости. Велосипедист, находящийся на расстоянии L = 50 м сзади от троллейбуса, начинает догонять троллейбус, двигаясь с постоянной скоростью. Какой должна быть скорость велосипедиста V , чтобы он догнал троллейбус?

Решение. В системе отсчета, связанной с велосипедистом, троллейбус движется к велосипедисту равнозамедленно с ускорением a при начальной скорости V – до остановки в этой системе отсчета он пройдет за время t = V /a расстояние s = at 2/2 = V 2/(2a ). Встреча велосипедиста и троллейбуса произойдет при s L , или при https://pandia.ru/text/78/406/images/image026_22.gif" width="69" height="24"> ≈ 7 м/с.

2. К концам легкого рычага, который может свободно вращаться вокруг горизонтальной оси, прикреплены две нити, к которым привязаны два шара одинакового радиуса. Когда шары висят в воздухе, рычаг находится в равновесии. Шары опускают в большие сосуды с водой так, что они не касаются стенок и дна сосуда. Первый шар погружается в воду наполовину, второй – полностью. Нити при этом остаются натянутыми, а равновесие рычага в результате не нарушается. Найдите отношение массы первого шара к массе второго шара.

Решение. Пусть l 1 и l 2 – длины плеч рычага, m 1 и m 2 – массы шаров, V – объем каждого из них. Когда шары не погружены в воду, к концам рычага приложены силы m 1g и m 2g , и условие равновесия рычага оказывается следующим:

m 1gl 1= m 2gl 2.

При погружении шаров в воду плотностью ρ0 на первый (погруженный наполовину) шар будет действовать сила Архимеда ρ0gV /2, на второй – сила Архимеда ρ0gV . Следовательно, условие равновесия рычага примет вид

(m 1g – ρ0gV /2)l 1= (m 2g – ρ0gV )l 2.

Вычитая из первого уравнения второе уравнение, находим: l 1 = 2l 2. Отсюда с учетом первого уравнения получим: m 1: m 2=0,5.

Ответ: отношение массы первого шара к массе второго шара равно 0,5.

3. В калориметр, содержащий M = 1 кг воды неизвестной начальной температуры, друг за другом бросают одинаковые кубики льда, каждый массой m = 100 г с температурой 0 ºC, дожидаясь каждый раз установления теплового равновесия. Первый и второй кубики растаяли полностью, третий – частично. Четвертый кубик плавиться так и не стал. В каком интервале могла находиться начальная температура воды? Удельная теплота плавления льда λ = 335 кДж/кг, удельная теплоемкость воды c = 4,2 кДж/(кг·ºC).

Решение. Поскольку четвертый кубик плавиться не стал, к моменту опускания этого кубика уже установилась температура 0 ºC. Поэтому количества теплоты cMt 0, выделяющегося при охлаждении воды от неизвестной начальной температуры t 0 до 0 ºC, хватает на полное плавление двух кубиков льда и частичное плавление третьего: оно превосходит 2λm , но меньше 3λm :

m < cMt 0 < 3λm .

Поэтому начальная температура воды t 0 лежит в интервале от 2λm /(cM ) » 16 ºC до 3λm /(cM ) » 24 ºC.

Ответ: начальная температура воды t 0 лежит в интервале от 2λm /(cM ) » 16 ºC до 3λm /(cM ) » 24 ºC.

4. Школьницы Алиса и Василиса нагревают воду в стаканах при помощи кипятильников. Кипятильник Алисы нагревает воду до кипения за t 1 = 6 мин., а кипятильник Василисы – за t 2 = 12 мин. За какое время удастся довести воду в стакане до кипения, если нагревание проводить, используя оба кипятильника? Стаканы с водой одинаковые, потерями энергии пренебречь.

Решение. Пусть Q – количество теплоты, требуемое для доведения до кипения воды в стакане. Тогда мощность кипятильника Алисы равна Q /t 1, мощность кипятильника Василисы равна Q /t 2. Когда кипятильники работают вместе, их общая мощность будет равна Q /t 1 + Q /t 2. Следовательно, вода в этом случае закипит за время

t = Q /(Q /t 1 + Q /t 2) = t 1t 2/(t 1 + t 2) = 4 мин.

Ответ: воду удастся довести до кипения за время t = t 1t 2/(t 1 + t 2) = 4 мин.

5. Электрическая цепь, изображенная на рисунке 1, состоит из параллельно соединенных резисторов r и R 1, последовательно к которым подключен резистор R 2. Школьник Ярослав исследует зависимость сопротивления RAB данной электрической цепи от сопротивления резистора r . В результате обработки результатов опыта Ярослав получил график, изображенный на рисунке 2. Чему равны сопротивления резисторов R 1 и R 2 электрической цепи?

Решение. При r = 0 сопротивление цепи RAB совпадает с R 2. Как показывает график, в этом случае R AB = 2 Ом. Поэтому R 2 = 2 Ом.

При r = 1 Ом из графика получим: RAB = 2,5 Ом. Поскольку RAB = R 2 + 1/(1/R 1 + 1/r ), находим, что R 1 = 1 Ом.

Для проверки ответа можно рассмотреть случай, когда сопротивление r очень велико – тогда сопротивление цепи должно совпадать с R 1 + R 2 = 3 Ом. Этот результат действительно соответствует графику.

Ответ: R 1 = 1 Ом, R 2 = 2 Ом.

Второй (окружной) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике

г. Москва, 2011 г.

1. Два небольших блока с неподвижными осями установлены на одной высоте 12 м от земли на краю крыши школы на расстоянии 10 м друг от друга. Через эти блоки перекинута веревка, вертикальные концы которой держат стоящие на земле десятиклассники Вася и Петя. На веревке посередине между этими двумя блоками вставлен еще один блок с подвижной осью. К оси этого третьего блока прикреплен крюк, на который повесили ведро с краской. Когда веревку натянули, ее участки между блоками выпрямились и образовали с вертикалью одинаковые углы. Ведро при этом стояло на земле. Вася, стоя на месте, начинает выбирать веревку со скоростью 0,3 м/с, а Петя, тоже стоя на месте, со скоростью 0,2 м/с. Какой будет скорость ведра через 12 секунд?

Решение. В исходном положении длина участка веревки, расположенного между неподвижным и подвижным блоком, равна https://pandia.ru/text/78/406/images/image032_19.gif" width="28" height="19"> ..gif" width="193" height="44 src="> м/с.

Ответ: .

2. Изображённая на рисунке система грузов расположена в лифте, поднимающемся с ускорением a = g / 10. Трение отсутствует, блок невесом, нити невесомы и нерастяжимы. Оказалось, что ускорения груза m относительно земли и лифта равны по модулю. Найдите отношение масс грузов M/m .

Решение: Обозначим ускорение груза m относительно лифта через a 1. Так как ускорение этого груза относительно лифта a 1 направлено вниз и равно по модулю его ускорению A относительно земли, то ускорение А направлено вверх. Запишем второй закон Ньютона для грузов M и m в проекциях на координатные оси X и Y (см. рисунок) в системе отсчета, связанной с землей:

, .

Здесь T – сила натяжения нити, https://pandia.ru/text/78/406/images/image043_14.gif" width="93" height="41">.

Согласно условию задачи, https://pandia.ru/text/78/406/images/image045_14.gif" width="208 height=44" height="44"> и .

Ответ:

3. k L m L m

Решение.

m окажется большей, то муфта пройдет положение равновесия под шарниром, и возникнут колебания с нужным средним положением..gif" width="85" height="24">

Ответ:

4. Вася достал из морозильника пластину льда с размерами 10 см × 10 см × 1 см. Взяв щипцы, он расколол пластину на небольшие кубики с размером ребра 1 см, совершив при этом работу 27 Дж. Оцените минимальную работу, совершения которой было бы достаточно для получения желаемого результата. Чему примерно равен КПД Васи при раскалывании пластины? Энергия молекул, находящихся на поверхности льда, пропорциональна площади поверхности; эта энергия больше энергии молекул, находящихся в объеме. Коэффициент пропорциональности σ » 0,076 Дж/м2.

Решение. Площадь поверхности вынутой из холодильника пластины равна S 0 = 240 см2. Общая площадь поверхности полученных кубиков льда равна S 1 = 600 см2. Следовательно, при раскалывании льда энергия молекул увеличивается на
DE = σ(S 1 – S 0) ≈ 2,7 мДж. Это и есть минимальная работа, которую необходимо совершить для раскалывания ледяной пластины. Следовательно, КПД Васи при раскалывании пластины равен примерно (2,7 мДж)/(27 Дж) » 10–4 = 0,01%.

Ответ: A min » 2,7 мДж; КПД примерно равен 0,01%.

5. Коробку с большим количеством маленьких лампочек накаливания с рабочими параметрами 2 В, 0,5 Вт выбросили за ненадобностью, а Вася подобрал и принес в школу, чтобы с их помощью подключить к сети 220 В электрический паяльник, на корпусе которого написано 40 В, 40 Вт. Помогите Васе придумать электрическую схему включения. Желательно, чтобы все лампочки и паяльник работали в «номинальном» режиме.

Решение. Номинальная сила тока лампочки равна (0,5 Вт)/(2 В) = 0,25 А, номинальная сила тока паяльника (40 Вт/40 В) = 1 А. Для того, чтобы паяльник работал в номинальном режиме, необходимо чтобы на нем падало напряжение 40 В, а остальные 220 В – 40 В = 180 В падали на лампочках. Так как номинальная сила тока лампочки в 4 раза меньше номинальной силы тока паяльника, то последовательно с паяльником нужно подключить 4 одинаковых параллельно соединенных цепочки лампочек. В каждой из этих цепочек должно быть (180 В)/(2 В) = 90 последовательно соединенных лампочек.

Ответ: Надо последовательно с паяльником включить параллельно 4 гирлянды по 90 последовательно соединенных лампочек в каждой.

Второй (окружной) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике

г. Москва, 2011 г.

1. Два небольших блока с неподвижными осями установлены на одной высоте 12 м от земли на краю крыши школы на расстоянии 10 м друг от друга. Через эти блоки перекинута веревка, вертикальные концы которой держат стоящие на земле одиннадцатиклассники Вася и Петя. На веревке посередине между этими двумя блоками вставлен еще один блок с подвижной осью. К оси этого третьего блока прикреплен крюк, на который повесили ведро с краской. Когда веревку натянули, ее участки между блоками выпрямились и образовали с вертикалью одинаковые углы. Ведро при этом стояло на земле. Вася, стоя на месте, начинает выбирать веревку со скоростью 0,3 м/с, а Петя, тоже стоя на месте, со скоростью 0,2 м/с. Какой будет скорость ведра через 12 секунд?

Решение. В исходном положении длина участка веревки, расположенного между неподвижным и подвижным блоком, равна https://pandia.ru/text/78/406/images/image032_19.gif" width="28" height="19">. При этом длина участка веревки между неподвижным и подвижным блоком уменьшится на . Из рисунка видно, что ..gif" width="193" height="44 src="> м/с.

Ответ: .

2. Упругая легкая пружина жесткостью k с длиной в недеформированном состоянии L одним концом прикреплена к неподвижному шарниру, а другим концом – к небольшой муфте массой m , которая может без трения скользить по длинной прямой горизонтальной спице. Расстояние от шарнира до спицы равно L /2. В начальный момент муфта покоится, и пружина не деформирована. Вдоль той же спицы к первой муфте приближается вторая, имеющая массу m /3. Происходит абсолютно упругий удар. При какой скорости второй муфты за мгновение до удара первая будет после удара совершать колебания со средним положением, соответствующим минимально возможному расстоянию от неё до шарнира?

Решение. Так как соударение между муфтами абсолютно упругое, можно применить для него законы сохранения импульса (в проекции на направление спицы) и механической энергии:

L /2. Если начальная кинетическая энергия муфты m окажется большей, то муфта пройдет положение равновесия под шарниром, и возникнут колебания с нужным средним положением..gif" width="85" height="24">

Ответ: Скорость второй муфты должна удовлетворять условию

3. Имеется один конденсатор емкостью С = 10 мкФ, заряженный до напряжения U = 300 В, и второй незаряженный конденсатор емкостью 2C = 20 мкФ. Обкладки одного конденсатора соединяют попарно с обкладками другого проводами с большим постоянным сопротивлением. Какое количество теплоты выделится в проводах к тому моменту, когда сила тока в проводах уменьшится в три раза от ее максимального значения?

Количество теплоты, выделившееся в проводах к рассматриваемому моменту времени, равно разности начальной и конечной энергий, запасенных в конденсаторах:

Ответ: Дж.

4. По проекту в Большом Адронном Коллайдере протоны во встречных пучках будут летать, имея каждый энергию E = 7 ТэВ = 7×1012 эВ. При этом скорость движения частиц всего на несколько метров в секунду меньше скорости света в вакууме . Связь между энергией E частицы и модулем ее импульса p при таких условиях выглядит очень просто: E cp . Магнитное поле обеспечивает движение частиц по кольцу с общей длиной L = 27 км. Второй закон Ньютона в виде: Dp /Dt = F при таких скоростях остается справедливым. Считая кольцо круглым, оцените модуль индукции магнитного поля, перпендикулярного плоскости кольца.

Ответ: Тл.

5. Кольцо радиусом r = 10 см, состоящее из одного витка тонкой проволоки, равномерно вращается в постоянном однородном магнитном поле с индукцией B = 1 Тл, причем ось вращения лежит в плоскости кольца и перпендикулярна магнитному полю. За 1 минуту кольцо делает n = 3000 оборотов. Какое количество теплоты будет рассеяно кольцом в окружающую среду за t = 1 час? Омическое сопротивление проволоки кольца равно 100 Ом.

Решение. Поток F вектора магнитной индукции через плоскость кольца изменяется с течением времени t по закону: , где – площадь кольца. Из-за изменения магнитного потока в кольце действует ЭДС индукции . Следовательно, в кольце протекает переменный электрический ток, действующее значение которого равно . Количество теплоты, выделяющееся в кольце за время t , равно

«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 1


Покажите на рисунке силу упругости, возникающую в бруске, лежащем на столе, и силу упругости стола. Что можно сказать о величине (модуле) и направлении этих сил?

На сколько удлинится рыболовная леска жёсткостью 0,75 при равно-мерном подъёме вертикально вверх рыбы массой 300 г.
Два одинаковых груза массой 0,2 кг каждый соединены пружиной жёст-костью 230 . На сколько растянется пружина, если за один груз тянуть всю систему вертикально вверх силой 4,6 Н? Массой пружины пренебречь.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (§ 34, 35)

«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 2


На нити висит шар. Покажите на рисунке силу упругости шара и силу упругости нити. Что можно сказать о модуле и направлении этих сил?


Найти удлинение буксирного троса жёсткостью 150 при буксировке автомобиля массой 3 т с ускорением 0,5 . Трением пренебречь.
Жёсткость резинового жгута 40 . Какова жёсткость такого же жгута, сложенного пополам?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (§ 34, 35)

«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 3

На столе лежит шар. Покажите на рисунке силу упругости, возникающую в шаре и силу упругости стола. Что можно сказать о модуле и направлении этих сил?

Пружина жёсткостью 100 под действием некоторой силы удлинилась на 5 см. Какова жёсткость второй пружины, которая под действием той же силы удлинилась на 1 см?
Жёсткость данного куска проволоки 200 . Чему равна жёсткость полови-ны этого куска проволоки?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (§ 34, 35)


«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 4

На пружине висит груз. Покажите на рисунке силу упругости груза и силу упругости пружины. Что можно сказать о модуле и направлении этих сил?

Пружина одним концом прикреплена к бруску массой 0,6 кг, покояще-муся на гладком горизонтальном столе. Свободный конец пружины стали перемещать прямолинейно вдоль стола с ускорением 0,2 . Определите жёст-кость пружины, если она при этом растянулась на 2 см. Массой пружины пренебречь.

Жёсткость первой пружины 100 , а второй 400 . Какова жёсткость сис-темы из этих пружин, соединённых последовательно?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (§ 34, 35)

«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 5

Летящий мяч ударяется о стену. Покажите на рисунке силу упругости мяча и силу упругости стены. Что можно сказать о модуле и направлении этих сил?

Каково удлинение горизонтальной пружины жёсткостью 50 , если пру-жина сообщает тележке массой 500 г ускорение 2 ? Трение пренебречь.
Жёсткость первой пружины 100 , а второй 400 . Какова жёсткость сис-темы из этих пружин, соединённых параллельно?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (§ 34, 35)

«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 6


Под действием какой силы пружина жёсткостью 10000 сжалась на 4 см?
Пружину, на которую подвешен груз массой 0,4 кг, за свободный конец поднимают вертикально вверх с ускорением 0,8 . Жёсткость пружины 250 . Определить, на сколько удлинилась её длина. Какую скорость приоб-ретёт этот груз через 5 с от начала движения?

Тело массой m падает на вертикальную пружину, стоящую на горизон-тальной опоре, имея при столкновении с ней скорость х0. Затормаживая тело, пружина давит на опору. Исследуйте, при большей или меньшей жёсткости k пружины сила максимального давления F её на опору больше.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 13 (§ 34, 35)

«Сила упругости. Закон Гука»

Вариант № 7


Чему равна жёсткость стержня, если под действием силы 1000 Н он удлинился на 1 мм?
Шар массой 3 кг, прикреплённый к пружине жёсткостью 103 , поднима-ют с ускорением, направленным вверх. При этом пружина дополнительно растягивается на 0,3 см. Определить ускорение шара.