«Суффиксы прилагательных» - -less. -al. -ive. -ic. Например: Что ещё нужно знать: -ful. -ate, -y. -able (-ible). Часть 4. Суффиксы прилагательных. -ent, -ant. -ed. -ful, -less, -ive, -ic, -al -able (-ible), -ent, -ant, -ate, -y, -ed.

«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Броше…ый дом. Застреле…ая птица. Клюкве…ый сок. Оловя…ый солдатик. Броше…ый из-за наводнения дом. Сваре…ая картошка. 2. Вопрос: В каком варианте ответа в слове на месте пропуска пишется НН? Инструкция по работе с тестом. Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Кипяче…ая вода. Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

«Суффиксы существительных» - -age, -ism. Следует помнить, -ship. -th, -ant. Часть 3. Суффиксы существительных. Суффикс -ist. -ness, -y. -ity, -ing. Не путайте существительные с окончанием -ing с причастием I и герундием. -er (-or). Обратите внимание! -Urе (-ture, -sure). -hood, -ment. -ist, -ian. Суффикс -er (-or) служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er, -or).

«Правописание суффиксов прилагательных Н НН» - 2. Синтаксическая пятиминутка. 1. Задание на внимание: « Праваписание суффиксов прилагательных». Что произошло? Разберите устно слова: в уютном (доме). Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Что случилось? Доска объявлений. (Любить) поэзию. Обоснуйте cвой ответ. Ход урока: II Пост.- нариц., неодуш.,1 скл., ж.р.; непост.- ед.ч.,в В.п. IIIЛюбить(что?) поэзию.

«Суффиксы упражнения» - Упражнение 4. Вор, горло, зверь, перо, ребро, сарай, соловей, доля, хлеб. Гласная о после шипящих в суффиксах. -Нн- пишется: В относительных прилагательных пишется суффикс -ск-: матросский – матрос, кавказский – Кавказ. В суффиксе -ёр существительных: ухажёр. В суффиксах глаголов: раскорчёвывать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк.

«Суффикс» - Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Сформулируйте определение суффикса. Обобщающие вопросы. Проверим себя: Волгоградец, туляк, москвич. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Проверьте себя по учебнику. Что обозначают суффиксы существительных (диктант-молчанка).

Имена существительные обозначают понятия, объекты, явления. Они могут иметь различные формы. В начальной форме, существительные имеют наименьшее количество букв. Многие слова состоят из одного корня и не включают суффиксы, приставки или окончания. Но добавление перечисленных частей слова только меняет форму существительного. Его смысловое значение остается прежним.

Образовать новые слова

В качестве примера образования новых слов, можно взять несколько существительных и прилагательных. Допустим, это будут слова «молодой, белый, утка, тигр, дом». К данным словам можно добавить суффиксы «еньк, ёнок, ик». После добавления этих частей слова получатся новые слова. Их можно представить следующим образом:

  • слово «молодой» может быть дополнено суффиксом «еньк». Иные варианты суффиксов не подойдут к указанному слову. В результате объединения слова и суффикса, получится форма «молоденький». Она имеет уменьшительное значение. Такое значение новому слову придает именно суффикс «еньк»;
  • слово «белый» тоже является прилагательным. Поэтому, к нему подой1дет только суффикс «еньк». В результате получится слово «беленький». Оно тоже имеет уменьшительное значение, которое образовывается за счет указанного суффикса;
  • слово «утка» уже существительное. Следовательно, корень для прилагательных к нему не подойдет. Оптимальным будет вариант с корнем «ёнок». Получится слово «утенок». Но оно опять же имеет уменьшительное значение;
  • к слову «тигр» также подойдет суффикс «ёнок». Доставление данного суффикса даст новую форму слова. Это «тигренок». указанная форма характеризуется уменьшительным значением;
  • к слову «дом» подойдет только суффикс «ик». Получится уменьшительная форма «домик».

Таким образом, получился словарный ряд из слов «молоденький, беленький, утенок, тигренок, домик». В каждом случае необходимо подбирать уместный суффикс.

Как правильно подбирать суффикс

Суффикс «еньк» характерен для прилагательных. А суффикс «ёнок» применяется для слов, обозначающих одушевленные объекты. Поэтому, он подошел к словам «утка, тигр» и не подошел к слову «дом».

Урок №
Русский язык (3класс).
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;
2. развивать навык выделять суффикс графически;
3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.
Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного словасекрет.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Орфографическая разминка.
Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:
1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег).
2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы)
3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.
(сердце – сердечко)
III. Словарная работа.
1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)
2. Знакомство с новым словом. секрет
- Объясните лексическое значение слова
1. То, что держится в тайне, скрывается от других.
2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.
3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?
4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.
II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.
III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.
IV. Актуализация знаний.
1. - К какой части речи относится слово? Докажите.
- От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.
(секретный, секретик)
- К какой части речи относятся получившиеся слова?
- Скажите, как называется общая часть родственных слов?
А смотреть, ребята, нужно в корень
Главный смысл - в нем, и мы поспорим:
В слове нет морфемы важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!
- Обозначьте корни.
- Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)
V. Определение темы и цели урока.
1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)
2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)
- Это цель нашего урока.
3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)
VI. Работа над темой.
1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Закончи предложение.
1. Суффикс – это
2. Суффикс стоит
3. Суффикс служит
4. Например:
- Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Это суффикс.
2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129
3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:
Папин секретМне бабушка открылаВчера большой секрет,Что папе тоже былоКогда-то восемь лет.Он, как и все мальчишки,Порой озорничалИ прыгал, как мартышка,И двойки получал.Ленился на зарядке,Лицо не умывалИ чёртиков в тетрадкеЧастенько рисовал.Я папиным секретомУжасно удивлён,Ведь именно за этоМеня ругает он.
4. Самостоятельная работа.
На карточке разноуровневые задания.
1 уровень
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,
диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,
маленький - ___________ , осенний - ___________ ,
медвежонок - ____________, стульчик - ___________,
котище - ___________ , доброта - ___________ .
2 уровень
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
3 уровень
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
Сладенький, вкусненький, тортик.
Бежала, смотрели, писала.
Пленник, мостик, странник
Каменщик, бурильщик, учитель.
Берёзка, лопатка, палка.
Проверка.
- Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)
- Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)
- Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)
VII. Рефлексия.
- Какое задание вам особенно понравилось?
- Что показалось сложным?
VIII. Итог.
- Чему учились на уроке?
- Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?
Разгадайте шараду:
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
Выставление оценок за урок.
IX. Д/з – с. 58, упр. 132


Приложенные файлы

Логопедическое занятие по теме: Образование слов при помощи суффиксов.

Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

Задачи:

  • познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;
  • отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
  • активизировать и обогащать словарь на базе лексической темы «Профессии»;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • развивать связную устную речь;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • воспитывать уверенность в своих силах;

Оборудование: электронная презентация (Приложение 1 ), карточки с заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Активизация знаний по пройденному материалу

Найди силуэт зонта. (Слайд 2: картинка зонта и пять силуэтов зонтов)

– Посмотрите на доску. Что вы видите?
– Что такое силуэт?
– Найдите силуэт нашего зонта. На каком месте он находится?
(Переворачиваем зонт и силуэты. На их обороте написаны слова. На зонте – слово «вода», на силуэтах – слова «водичка, водяной, водный, водитель, водящий»).
– Запишите в тетрадь слова, родственные слову «вода». Выделите корень и суффикс.

Повторение и закрепление пройденного материала

– Почему остальные слова не являются родственными этому слову?
– А какие же слова называются родственными?
– Что такое корень слова?
– Может ли быть слово без корня?
– О какой части слова мы говорили с вами еще? Что такое суффикс? Для чего служит нам суффикс?

3. Сообщение темы занятия

– Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

4. Работа с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение

Игра «Отгадай слово». (Слайд 3)

– Назовите слово с таким же корнем, как в слове лесной и с таким же суффиксом, как в слове «грибок».

Лесной + грибок = лесок.
Домашний + котик = домик.
Зубастый + дворик = зубик.
Дубовый + уголок = дубок.

– Какие слова у нас получились?
– Какое у них значение?
– Какая часть слова придает им уменьшительное значение?
– Назовите эти суффиксы.
– Какие еще суффиксы помогают нам сделать предмет маленьким?

Игра «Найди место». (Слайд 4)

– Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: какому из них можно дать чемоданчик, а кому кузовок. Почему?
– Образуйте с помощью этих суффиксов новые слова и определите, какие из данных слов надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик, опираясь на суффикс слова. После этого спишите в два столбика, обозначая корень и суффикс.

Слова: лес, заяц, стул, шкаф, угол, суп, голос, дуб.

– Выберете по слову из каждого столбика, придумайте и запишите словосочетания с ними. Например, вкусный супчик, маленький дубок.
– Вместо точек вставьте выделенную часть слова. Спишите слова парами. Обозначьте суффикс. (Слайд 5)

ваза - вазочка белый - беленький
лапа - лап...а чёрный - чёрн...ий
дыра - дыр…а синий - син...ий
рама - рам...а серый - сер...ий
яма - ям...а жёлтый - жёлт...ий

Прочитайте слова грибочек, беловатый, булавочка, пташечка, определите корень и суффикс. (Слайд 6)Запишите по памяти прочитанные на доске слова, выделяя при этом суффиксы.

5. Физминутка

Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

6. Работа с суффиксами, используемыми для образования названий профессий

– Но в русском языке есть суффиксы, с помощью которых можно образовывать не только слова с ласковым и уменьшительным значением. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое значение они имеют.
– Кто носит специальную форму и летает на самолете?
– Кто дрессирует дверей?
– Кто что-то налаживает?
– Кто чинит водопровод?
– Кто стреляет из пулемета?
– Кто косит газоны?
– Что общего между всеми отгаданными словами?
– Теперь прочитайте слова на карточках и подумайте, с помощью каких суффиксов были образованы эти слова.

Танкист, дирижер, пекарь, жонглер, токарь, фигурист, оратор, слесарь, хоккеист, архитектор, пахарь.

– Посмотрите на мельницы. (Слайд 7)
– Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (-ор-, -тель-) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы, и назовите суффикс, при помощи которого образовалось это слово.

Мельница -ор-:

1. Человек, который работает на радио или на телевидении… (диктор).
2. Он в школе самый главный… (директор)
3. Он проверяет и продает билеты в транспорте… (кондуктор)
4. Он читает лекции для студентов или для ученых… (лектор)

Мельница -тель-:

1. Он работает в школе… (учитель)
2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы… (писатель)
3. Он спасает людей… (спасатель)
4. Он строит дома и другие здания… (строитель)

7. Подведение итогов урока

– С какой частью слова мы сегодня работали на занятии?
– Что же такое суффикс?
– Для чего служит? Где стоит?
– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
– Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.

(Оценка логопедом работы каждого ученика).

Список литературы:

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  4. Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.

Урок №

Русский язык (3класс).

Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса;

2. развивать навык выделять суффикс графически;

3. прививать аккуратность, навыки групповой работы.

Оборудование: карточки слов и суффиксов для разноуровневой работы, карточка словарного слова секрет .

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая разминка.

Отгадайте загадку, запишите отгадку, определите орфограмму, подберите проверочное слово:

1. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся…. (берега – берег ).

2. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся (след – следы )

3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.

(сердце – сердечко)

III. Словарная работа.

1. – Вспомните слова на тему Время. Запишем с комментированием. (месяц, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, январь, вчера, завтра, сегодня, календарь)

2. Знакомство с новым словом. секрет

Объясните лексическое значение слова

1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

II. СЕКРЕ́Т , -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

III. СЕКРЕ́Т , Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

IV. Актуализация знаний.

1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

(секретный, секретик)

К какой части речи относятся получившиеся слова?

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

А смотреть, ребята, нужно в корень

Главный смысл - в нем, и мы поспорим:

В слове нет морфемы важнее корня,

И неплохо бы об этом помнить!

Обозначьте корни.

Что помогло образовать новые слова? (Суффикс)

V. Определение темы и цели урока.

1. – Сформулируйте тему урока. (Суффикс)

2. – Над чем будем работать на уроке? (учиться образовывать новые слова с помощью суффиксов)

Это цель нашего урока.

3. – А для чего надо уметь образовывать новые слова? (Ответы детей)

VI. Работа над темой.

1. – Работа в группах. Вспомним, что мы уже знаем о суффиксе.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Закончи предложение.

1. Суффикс – это

2. Суффикс стоит

3. Суффикс служит

4. Например:

Проверка. (Карточки с ответами вывешиваются на доску).

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

2. Работа по учебнику. С. 57 упр.129

3. Работа по карточке. Выписать выделенные слова, определить суффикс:

Папин секрет

Мне бабушка открыла
Вчера большой секрет,
Что папе тоже было
Когда-то восемь лет.

Он, как и все мальчишки ,
Порой озорничал
И прыгал, как
мартышка ,
И двойки получал.

Ленился на зарядке ,
Лицо не умывал
И чёртиков
в тетрадке
Частенько рисовал.

Я папиным секретом
Ужасно удивлён,
Ведь именно за это
Меня ругает он.

4. Самостоятельная работа.

На карточке разноуровневые задания.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ , доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

    Сладенький, вкусненький, тортик.

    Бежала, смотрели, писала.

    Пленник, мостик, странник

    Каменщик, бурильщик, учитель.

    Берёзка, лопатка, палка.

Проверка.

Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

VII. Рефлексия.

Какое задание вам особенно понравилось?

Что показалось сложным?

VIII. Итог.

Чему учились на уроке?

Для чего необходимо уметь образовывать новые слова?

Разгадайте шараду:

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

Выставление оценок за урок.

IX. Д/з – с. 58, упр. 132