Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений. Какими бы разными эти навыки ни были - от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей - в их основе лежит набор общих принципов. Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.

Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза , которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем о механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.

Модели приобретения навыка не только помогут понять, как устроен процесс обучения, но и более эффективно планировать собственные занятия, избежать лишних трудностей и получать лучший результат за меньшее количество времени.

Правда, они не дадут вам самого главного - регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.

1. Главные принципы обучения и тренировки: как научиться чему угодно всего за 20 часов

В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.

Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:

    Разбить этот навык на мелкие элементы;

    Последовательно изучить каждый из этих элементов;

    Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;

    Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.

Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов. Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу. Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.

Эти занятия не сделают из вас музыканта, но удовольствие от игры вы сможете получить очень скоро - а может быть, даже доставите его другим.

Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики. Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени. Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах - от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников - показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.

Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice ) требует огромной концентрации усилий. Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки. Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий - то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.

В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:

    Выберите привлекательный проект.

    Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.

    Определите целевой уровень мастерства.

    Разбейте навык на элементы.

    Приготовьте всё необходимое для занятий.

    Устраните препятствия для занятий.

    Выделите специальное время для занятий.

    Создайте быстрые петли обратной связи.

    Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.

    Уделяйте внимание количеству и скорости.

Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.

Второй список - это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно. Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку. Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:

    Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.

    Признайте, что вы ничего не понимаете.

    Определите ментальные модели и мысленные зацепки.

    Представьте результат, противоположный желаемому.

    Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.

    Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.

    Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.

    Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.

    Сформулируйте и уточните прогнозы.

    Уважайте свой организм.

Ментальные модели - это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области. Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист - переменными и алгоритмами, музыкант - нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка. Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.

Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.

Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:

Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.

Джош Кауфман

из книги «Первые 20 часов»

2. От новичка до эксперта: шесть ступеней мастерства

Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.

Главное, что она может дать - это понимание ступени, на которой вы в данный момент находитесь.

Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:

  • Продолжающий

    Компетентный

    Специалист

Новичок всегда следует правилам - для него они обладают статусом непреложного закона. Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно. Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных - достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.

Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.

Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат - зона, которой многие так и не достигают.

Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей - на чувстве интуиции. Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным. На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».

Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает - и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ - настолько очевидным он кажется. Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса. Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».

Мастер - это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность. До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.

Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные - между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.

Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое - осознанному совершенствованию.

Но интуиция далеко не всегда заслуживает того, чтобы на неё полагаться.

Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов - в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» - интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности. Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.

Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.

Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов. Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность. Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.

Я намедни переписывался с одной своей замечательной знакомой, которая собирается вести продолжительный (шутка ли - 10 недель!) тренинг «». Она задала мне вопрос про довольно широко известную байку, что якобы на формирование навыка уходит 21 день. Мол, есть эксперимент с американскими астронавтами и всё такое. В то же время по её наблюдениям многие «срываются» именно на 28-30 день. Любопытно, не правда ли?

Для начала - сама байка. Проводили эксперимент с американскими астронавтами: надевали им очки с переворачивающими призмами (так, что они всё вокруг себя видели вверх ногами), и бедняги ходили так круглосуточно. Первое время они постоянно спотыкались, натыкались на предметы, плохо координировали движения… Но проходило некоторое время, в пределах 10-ти дней - и, о чудо, они научались ориентироваться в пространстве так ловко и естественно, будто никаких очков и не было!

Дальше - интереснее. Некоторые из них сняли очки дней через десять или четырнадцать, а другие - «досидели» три недели . Как очки сняли - голова поболела, некоторое время координация была нарушена (всё снова казалось перевёрнутым), но всё более-менее быстро вернулось на круги своя. И - через некоторое время им предложили повторить эксперимент. Так вот: те, кто отходил три недели в тех очках, адаптировались к ним же снова за считанные часы, а те, кто ограничился неделей-двумя, снова будто бы заново мучительно овладевал координацией в «перевёрнутом» пространстве.

Рассказывая эту байку, тренеры обычно подразумевают: мол, три недели - минимальный срок для формирования навыка . Только вот…
Ага, проверено опытом: в конце четвёртой недели люди часто «срываются».

А бизнес-тренерам это как-то даже выгодно. Вот сами посудите: проводят они, например, трёхнедельный тренинг по «самодисциплине » или ещё какому-нибудь самовыжиманию (тут прямо анекдот вспомнился: «Ну кисонька! Ну лапочка! Ну ещё капельку!» - ворковал некромант, выжимая кровь из котёнка ) продолжительностью ровно в три недели. Типа - выработается и закрепится.
Суть тренингов таких проста - делать много, делать жёстко, делать поперёк своей лени. И за время тренинга человек столько всего переделает, что… Ну да, тем самым котёнком себя почувствует. Тренинг кончился - и он через некоторое время пластом лежит. Но потом, вспоминая «героические» свои деяния идёт на следующий такой же тренинг.

И - у таких тренеров появляется «постоянная» клиентура.

Тренерам хорошо, а вот нам с вами - как-то не очень…

Но что же с этим делать и как обстоят дела в действительности?

Для начала - обсудим этих самых астронавтов чуть подробнее.

Почему эксперимент с астронавтами, каким бы «железобетонным» он ни был, не годится для выявления закономерностей при обучении?
А вот давайте подумаем, чем астронавты (космонавты) отличаются от «обычных» людей.

Ну, по большому счёту - ничем. Только вот есть одна загвоздка: они непрерывно, неустанно чему-то учатся. Особенно если это наши, российские, космонавты. Я хорошо помню экскурсии в Звёздный Городок под Москвой, где нам рассказывали про их программы тренировок. Суть в том, что космонавт на орбите должен уметь ВСЁ. Знать все бортовые системы, разбираться в возможных неисправностях, уметь чинить всё оборудование… У американцев ситуация попроще, ибо большой размер экипажей «Шаттлов» допускал специализацию участников, однако же и у них астронавты - интеллектуальная элита, без этого никак.

И вот давайте я честно, в лоб, задам такой вопрос: как думаете, у кого скорость обучения больше - у обычного представителя «офисного планктона», на которых ориентированы бизнес-тренинги, или же у постоянно обучающегося покорителя космоса?

Мне кажется, ответ очевиден.

Возможно, конкретно у Вас скорость обучения и формирования навыков и не хуже, чем у космонавтов - но много ли таких людей вообще?
Впрочем, даже это - лишь часть ответа. На самом деле там ещё хлеще.

Каюсь, грешен - я сам в своё время рассказывал про 21 день как один из критических сроков. Что ж, по крайней мере я упоминал, что «сформировать навык» и «сформировать навык регулярно реализовывать другой сформированный навык» - это две разные вещи, так что срок надо удваивать . То есть научиться что-то делать - это одно, а научиться это делать регулярно, тем паче ежедневно - совсем другое. Так что…

Как правило, когда мы чему-то учимся, мы занимаемся этим от силы полчаса-час в день. А то и вовсе несколько минут (если речь, скажем, о планировании или утренней гимнастике). И в то же время ждём, что через три недели всё волшебным образом улучшится…
Давайте ещё раз вспомним про астронавтов: сколько часов в день они ходили в переворачивающих очках? Полчаса? Час? Может, целых полтора или даже два часа?

Они ходили в них НЕПРЕРЫВНО ! Все 24 часа в сутки ! Кажется, даже на ночь не снимали, чтобы не срывать адаптацию.
Теперь ещё один вопрос, который я оставлю без ответа: как думаете, кто быстрее получит результат в обучении: тот, кто учится круглосуточно (за вычетом сна - хотя, впрочем, при таком режиме обучение даже во сне будет происходить…), или же тот, кто уделяет обучению часик-другой в день?

А ведь многим из нас даже час в день найти «сложно» (в смысле, слишком много соблазнительных отговорок возникает, чего уж греха таить…).

Так стоит ли за три недели ждать устойчивого результата, как у космонавтов?

Ну, если вы занимаетесь часов шесть-восемь в день - почему бы и нет. Но если минут пятнадцать - то… Будь вы скаковой лошадью, я бы на вас точно не поставил, пошёл бы искать «космонавта».

Итак, я поведал вам, почему нельзя экстраполировать результаты эксперимента с астронавтами, ходившими в переворачивающих очках, на обычных людей.

Увы, рассказы про «закрепление навыка за 21 день» - это скорее тренерский миф, нежели реальность. Разве что вы занимаетесь чем-то практически круглосуточно и непрерывно.

Однако всё не так уж плохо.

Реальные сроки формирования навыков и привычек хоть и больше 21-го дня, но отнюдь не исчисляются годами и десятилетиями.
В этой статье я приведу несколько цифр, которые взяты из древней йоги и современной нейрофизиологии.

В кундалини-йоге комплексы упражнений (а там они есть самые разные - и на «открытие чакр», и на «повышение удачи», и даже не «привлечение денег») следует делать не менее 40-ка дней для получения эффекта. А для лучшего закрепления эффекта - 90 или вовсе 120 дней.

Кстати, 40-кадневный срок вам ничего не напоминает, а? Ну ладно, не буду грузить вас намёками.

А в современной нейрофизиологии известно, что время формирования коллатерали нейрона - 40-45 дней , а время, требующееся на формирование новых нейронов - 3-4 месяца . Пояснение: под коллатералью нейрона имеется ввиду разветвлённая структура его отростков, обеспечивающая обработку информации. А новые нейроны в мозгу человека образуются (да-да, образутся! Забудьте про «нервные клетки не восстанавливаются»!) в ответ на повреждение мозга (скажем, черепно-мозговая травма или инсульт) или же очень интенсивное обучение.

Итак: 40 дней (минимум по йоге, или сформированная коллатераль нейрона в рамках нейрофизиологии) - это навык, сформированный надолго и весьма прочно. А 3-4 месяца (90 или 120 дней) - это уже новые нейроны, приспособившиеся конкретно под эту задачу - то есть, считай, усвоение навыка на всю жизнь.

Вот вам и практическое руководство. Замечу, что эти сроки будут актуальны в первую очередь для ежедневных занятий, занимающих мало времени (меньше 40-ка минут). И чем короче занятие - тем критичнее ежедневность. Чем занятие массированнее и продолжительнее - тем больше вероятность, что перерыв в 1-2 дня погоды не сделает. Именно поэтому спортивные тренировки вполне логично проводить 2-3 раза в неделю.

И, если уж совсем честно...

Угадайте, сколько времени требуется на формирование навыка на самом деле?

А нисколько. Точнее, несколько секунд. Тех самых секунд, за которые принимается решение заняться чем-то, делать это ежедневно и долго. Возможно, эти самые несколько секунд вот прямо сейчас реализовались у вас. А дальше - всё зависит от силы намерения и способности следовать принятому решению. И всяческие сроки здесь, по большому счёту, ни при чём...

Метод “Решение двух часов”.

Вы готовы были бы тратить по 2 часа в неделю, если бы это гарантированно принесло вам 10 дополнительных часов в ту же неделю? Если бы мне позволили учить только одному методу, помогающему людям резко повысить свою результативность и радость от жизни, я выбрал бы этот. Он называется «решение двух часов».

Процедура внедрения «решения двух часов» обманчиво проста. Для начала вы просто выделяете 2 часа, когда вам не будут мешать. В идеале это один период. Можно использовать и два часовых периода, но лучше один двухчасовой. Помните, что цель на это время - создать в уме отрезок своей жизни. Это не просто «составление списка дел», не скучная рутинная задача, а время для творчества. Неправильно думать: «Ладно, я впихну это в свой график там и сям - я уверен, что полчаса вполне хватит». Уверяю вас, вам понадобится минимум 2 часа, чтобы сделать это правильно.

Это время должно быть выделено между концом одной рабочей недели и началом следующей. Некоторые любят делать это в последние 2 часа рабочей недели - под вечер в пятницу. Лично мне это время не очень подходит, но я люблю рано вставать. Поэтому для меня идеально утро субботы, пока не проснулась моя семья. Очень многие мои клиенты занимаются планами в воскресный вечер, переходя от приятных выходных к подготовке удачной недели. Вы сами выбираете, что вам лучше всего подходит, но это обязательно должно быть спокойное время, когда вас никто и ничто не отвлекает; вы просто отключитесь от шума и сможете подумать.

Что мне делать в эти два часа? Сядьте, вооружившись выбранным вами инструментом планирования. Это может быть Outlook, Google Calendar, iCal или любой цифровой инструмент на ваш выбор. Традиционные «бумажные» системы тоже подойдут. Главное - охватить целую неделю сразу. Придется подробно создавать в уме предстоящую неделю и по крайней мере в общих чертах обрисовать вторую.

Шаг 1. Освежите в памяти свои цели.
Если вы толком не знаете, чего вы хотите достичь, то неважно, как вы распорядитесь временем. Прежде всего уделите 5–10 минут повторению своих целей. Возьмите ключевую и представьте себе ее достижение. Порадуйтесь, увидев, как ваши цели воплотились в жизнь. Поразмышляйте над преимуществами, которые получите. Будьте благодарны за способность мысленно создавать свою жизнь - ведь это одна из особенностей, которые делают людей людьми.

Шаг 2. Повторите и выделите свои дела.
Повторив свои цели и настроив мозг на работу, нужно реально рассмотреть предстоящие две недели. Ваши обязательства - встречи или дела, которые вы уже запланировали. Вероятно, ваши обязательства уже отмечены в календаре; если нет, впишите их, чтобы они были видны. Подумайте, чего вы ожидаете от каждой встречи или дела. Задайте себе эти вопросы:

1) Какие результаты желательны?
2) Нужна ли вообще эта встреча?
3) Приглашены ли на неё нужные люди?
4) Как получить наибольшую отдачу от этого времени?
5) Нужно ли сократить или продлить этот период?
6) Какие приготовления требуются?

Эти серьезные, подробные вопросы относятся к ближайшей неделе. Следующая будет рассматриваться менее подробно, поскольку вы вернетесь к ней на новом этапе анализа. Если вы даже просто уделите этому шагу 100% внимания и зададите себе несколько толковых вопросов, то последуете примеру самых успешных людей. Большинство не делает вообще ничего из этого, поэтому и не добивается того, чего хочет.

Шаг 3. Запланируйте время для самосовершенствования.
Далее нужно запланировать время для совершенствования - то, которое вы тратите, чтобы делать себя сильнее и укреплять взаимоотношения. Здесь возможно множество разных действий; для меня это занятия спортом, чтение, медитация и планирование/постановка целей. Да, правильно: нужно включить в график следующий этап «решения двух часов»! Еще вы можете добавить сюда полноценное общение с семьей или друзьями, общественную деятельность, поход в церковь и т.д.

Очень важно помнить, что эти виды деятельности нужно планировать, причем до большинства других действий. Почему? По двум причинам.
Во-первых, если их не обозначить как самые срочные, они не будут выполняться. Даже когда я отмечаю их как первоочередные, иногда они не выполняются. Если вы будете думать о них в последнюю очередь (как большинство), то, скорее всего, так и не дойдете до них. Вам помешает жизнь.
Во-вторых, запланировав нужное, вы избавляетесь от чувства вины. Применяя «решение двух часов», вы постепенно заметите, что у вас хватает времени на все важное. Окажется, что у вас более чем достаточно времени на все увлекательные занятия - стоит только их запланировать.

Шаг 4. Запланируйте “Зелёное время”.
Оно относится к вашей профессиональной деятельности и называется так, потому что зеленый - цвет денег. В вашей работе есть немного действий, которые непосредственно приносят вам доход. Если вы руководитель, то это управление компанией или отделом, и все. Если вы продавец, то это продажи, и все. Если вы спортсмен, то это тренировки и выступления, и все.

Большинство на работе разрывается на части, потому что четко не представляет себе, в чем их «зеленое время». Если у вас нет ясности, уточните. Если вы точно это знаете (наверняка так), запланируйте это время и оберегайте его. Выяснив, что входит в ваше «зеленое время», когда лучше выполнять эти действия, а потом четко придерживаясь этого решения, вы удивите себя и коллег тем, чего можете добиться за очень краткий срок.

Шаг 5. Запланируйте “Красное время”.
Это время, за которое вам не платят напрямую, но оно становится подспорьем для «зеленого времени». Это то, что нужно выполнить до «зеленого времени», чтобы оно было потрачено с пользой. Еще сюда входят действия, выполняемые после «зеленого времени», чтобы или отчитаться за него, или представить созданное. В «красное время» выполняются исследования, проводится подготовка к презентации, классификация потенциальных клиентов, оформление документации, оценка эффективности работы и другие вспомогательные действия.

«Красное время» важно, но все-таки оно не «зеленое». Нельзя их смешивать. Это труднее, чем кажется, потому что обычно «красное время» психологически заполнять гораздо легче, чем «зеленое». Я наблюдал, как специалисты по продажам впустую тратят целые недели, «проводя исследования» или «налаживая связи», хотя на самом деле им нужно всего лишь снять трубку и позвонить.

Шаг 6. Планируйте “Гибкое время”.
Посмотрите на все, что вы запланировали на шагах 1–5. Вы заметите большие отрезки времени в своей неделе, на которые ничего не запланировано. Видите «пробелы»? Они бывают даже у самых занятых людей: час тут, три часа там, два еще где-то. Поразительно: когда продумываешь неделю, в итоге оказывается, что на все важное есть время и еще осталось много свободного! Мудрое решение - «отложить» эти неиспользуемые периоды в качестве «гибкого времени». Это хранилище, куда можно помещать что угодно. Текущие проекты, встречи/собрания, назначенные в последний момент, дополнительное время для совершенствования или «зеленое время». «Гибкое время» можно использовать для чего угодно - именно для этого оно и предназначено! Просто переместите задачу, которую вы собирались выполнить перед тем, как возник сбой, в один из периодов запланированного «гибкого времени». Тем самым вы не даете «сюрпризам» сорвать ваши планы и обретаете душевное спокойствие.

Шаг 7. Запланируйте время на восстановление.
И последнее, но не менее важное: обязательно планировать время своего отдыха - точнее, восстановления. Вероятно, у вас оно уже запланировано (время для совершенствования часто подразумевает восстановление). Но если вы еще не выделили время для заботы о себе - своем уме, организме и духе, - старайтесь еженедельно вносить его в свой календарь. Кто позаботится об этом, если не вы?

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Писатель, основатель и руководитель интернет-проекта PersonalMBA.com Джош Кауфман начал свою карьеру в качестве менеджера по брендам в Procter & Gamble Home Care. Позже в одной из своих книг он рассказал, сколько времени требуется, чтобы освоить новый навык на хорошем уровне. Джош убежден, что для этого нужно всего 20 часов. Он регулярно проводит независимые исследования, которые помогли узнать о четырех простых действиях, для того чтобы быстро научиться чему угодно.

Мы в сайт решили рассказать об этих действиях и на примере показать, как можно за 20 часов научиться рисовать. А в конце вас ждет бонус, который ответит на вопрос, сколько времени требуется, чтобы стать профи в узкой области с высокой конкуренцией.

1. Проанализируйте навык

Независимо от того, какой навык вы мечтаете приобрести, нужно точно решить, что именно вы хотите научиться делать в конце: красиво рисовать животных, бегло говорить на иностранном языке, читать со скоростью 600 слов в минуту или что угодно еще. Важна четкая конечная цель.

После этого разбейте навык на составляющие. Это и будут те небольшие шаги, которые вам предстоит постепенно освоить. Одна большая задача пугает гораздо сильнее, чем несколько мелких, решение которых выглядит проще. К тому же такое деление поможет точнее понять, что именно вам надо сделать, чтобы получить желаемое.

2. Узнайте необходимую информацию, чтобы исправлять свои ошибки

Чтобы научиться чему-то новому, нужно владеть информацией об этом навыке. Найдите от 3 до 5 различных источников, которые помогут вам получить самые полезные знания, - книги, курсы, обучающие видео и т. д.

Важно не заниматься прокрастинацией, откладывая сам момент практики. Да, чтобы начать, необходимы знания о предмете, но чтение 20 книг о гитаре не заменит вам часа практики с ней.

Вам требуется такое количество информации, которое позволит приступить к практике и исправлять свои ошибки самому.

3. Уберите все помехи

Чтобы практика была эффективной, вас ничто не должно отвлекать. Телевизор, смартфон, компьютер - все это может в любой момент переключить ваше внимание на себя. Постарайтесь включить силу воли и отказаться от помех ради достижения поставленной цели.

4. Потратьте на практику 20 часов

Почти все, кто хочет научиться чему-то новому, сталкиваются с так называемым барьером разочарования. Это начальный этап, когда вы только пытаетесь овладеть новым навыком и чувствуете себя профаном. Ведь никто из нас не хочет выглядеть глупо. Именно этот барьер не дает сесть и заняться делом. Но практика в течение 20 часов позволит преодолеть его.

20 часов достаточно, чтобы научиться что-то делать хорошо и не чувствовать себя профаном. Это не значит, что вы должны сесть и потратить сутки на освоение навыка. Тратьте в день по 45–60 минут и за 20–30 дней вы сможете добиться большого прогресса.

Как применить эти знания

Давайте рассмотрим пример. Конечно, это частный случай, но он продемонстрирует, как на практике действуют 4 совета Джоша Кауфмана.

К примеру, вы мечтаете научиться рисовать, но ваши художественные способности находятся на уровне 5-летнего малыша. Вот 4 шага, которые вам предстоит сделать , чтобы исправить ситуацию:

  • Решите, что именно вы хотите научиться рисовать: людей, животных, пейзажи. Допустим, вы остановились на людях. Разбейте большую задачу на несколько подзадач: научиться рисовать правильный овал лица, глаза, нос, губы, пальцы рук и т. д. Напишите подробный пошаговый план.
  • Следующий шаг - изучите различные существующие техники. Необязательно записываться на курсы или тратить кучу денег на покупку книг. В интернете полно бесплатных обучающих видео. Помимо этого никто не отменял бесплатные библиотеки, где довольно тихо и спокойно, - отличное место для практики.
  • Выключите телевизор и компьютер, поставьте телефон на беззвучный режим, попросите маму посидеть с ребенком и отправьте любимого человека встретиться с друзьями. В общем, создайте такую обстановку, в которой вам ничто не помешает заняться рисованием.
  • Тратьте каждый день около часа на формирование нового навыка.

Конечно, через 20 часов вы не будете рисовать, как именитый художник, но ваши навыки поднимутся на хороший уровень . А развивать ли их дальше - зависит только от вас самих.