08.10.2015 3247 410 Шакенова Лариса Елемановна

Цель: формирование навыков сложения и вычитания чисел второго десятка.
Задачи: 1. закрепить умение складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд;
2. развивать навыки устного счёта, мышление, воображение;
3. воспитывать интерес к математике, умение договариваться, работать в группе.
Оборудование: карточки с примерами, тест, схемы задач, ключ к тесту.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Огрмомент. -Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок математики. Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. На уроке у нас присутствуют гости - поздоровайтесь с ними
- Кто готов внимательно слушать-улыбнитесь. Кто готов активно работать-хлопните один раз в ладоши.
2.
Постановка учебной задачи. -Итак, открываем тетради, записываем дату и классная работа.
Посмотрите на доску
-Какое число «лишнее»? Почему? (убираю число 3)
- Какое число теперь «лишнее»? Почему? (убираю 23)
- Почему у меня записаны именно эти числа?
-Какая цель нашего урока?

11, 23, 14, 3, 12, 13,
-«Лишнее» число 3, так как оно однозначное, а все остальные двузначные.
- число 23, в нем 2 дес, а в остальных 1 дес.

11,12,13,14 – мы изучили состав этих чисел
Повторить состав этих чисел
3.Устный счёт. -Для закрепления состава этих чисел поиграем в игру «Математический волейбол».
Учитель называет первое число («бросает мяч», дети записывают второе число «отбивают мяч»:
11: 7, 9 , 6, 8,
12: 3, 7, 4, 6,
13: 7, 9, 5,6
14: 6, 9, 7,5
-Кто получил «5»? «4»? «3»?
-Какой вывод для себя сделаете, чтобы улучшить результат?

Проверка в парах, ставят оценки по критериям
оценка:
0 ош -«5»
1ош - «4»
2 ош - «3»

Кто допустил ошибки, делают вывод, что недостаточно выучили состав чисел 11,12,13,14
4. Повторение и обобщение.
-Вы хорошо усвоили состав чисел 11, 12, 13. Посмотрим, насколько хорошо вы умеете применять эти знания при решении примеров, №2 стр.36
Проверка. Ставим оценку на полях: 0 ошибок – «5», 1 ош. – «4», 2 ош. –«3»
Записывают только ответы примеров.
Самопроверка, ученик читает ответы
14,11,6,8,11,12
7,6,13,14,5,14
5.Физминутка Проводят дети.
6. Решение задач. Составить задачу по рисунку и выражениям
С.37 №5
Рассмотрите рисунок и числовые выражения, какие числа использованы? Почему?
-Прочитайте эти выражения разными способами (в парах)
Дети читают выражения, используя математические термины
7.Самостоятельная работа Придумать задачи к каждому выражению.
Группа получает одно выражение: 12-9, 9+3, 12-3,9-3 Самостоятельная работа в группах.
8.Презентация от группы Группа выступает, представляет свою задачу и решение. Остальные слушают и оценивают.
9.Блиц-контроль.
Тест по задачам Дети получают карточки с задачами.

Проверка по ключу: презентация с решениями задач. Записывают решение
В парах проверяют по ключу.
итог урока -Подведём итог урока. Что повторяли?
-Для чего нужно знать состав чисел?
-Где мы используем эти знания?
-Какие виды работ выполняли? -Состав чисел 11, 12, 13.
При решении примеров, задач, уравнений.
- решали задачи, примеры.
VIII. Рефлексия. Оценивание работы обучающихся. - Оцените свою работу на уроке.
15-14-«5» 13-12-«4» 11 - 9- «3»
Кто получил «5»? «4»? «3»? Найдите сумму за 3 задания: волейбол, примеры и тест.
-Продолжите предложение (на доске):
-Мне было трудно, потому что…
- Мне было легко, потому что…. Ответы детей.
IX. Домашнее задание. С.37, №6
Какие знания вам будут нужны при решении уравнений? Состав чисел

№ задача Решение и ответ

7. У Кати 9 книг, ей подарили 2 книги. Сколько книг стало у Кати?

Ф.И. _____________________________________________

№ задача Решение и ответ
1 У Миши 12 карандашей, а у Нурлана - на 3 карандаша меньше. Сколько карандашей у Нурлана?

2 Оксана решила 9 примеров и 4 задачи. Сколько всего заданий выполнила Оксана?

3 Айгуль нарисовала 8 рисунков, а Марина – на 3 рисунка больше. Сколько рисунков нарисовала Марина?

4 В вазе 11 яблок и 6 груш. На сколько яблок больше, чем груш?

5. Во автобусе ехало 13 человек, на остановке вышли 4 человека. Сколько осталось человек в автобусе?

6. В зале 14 красных шаров и 7 зелёных. На сколько меньше зелёных шаров, чем красных?

7. У Кати 9 книг, ей подарили 2 книги. Сколько книг стало у Кати?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Класс: 2

Задачи: закрепить знание состава числа 12, продолжить подготовку к решению задач; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, умение выражать свои мысли, работать в группе

Оборудование: Презентация к уроку, конверты с чистыми листочками, карточки с числами, развешанные по классу; модель числа 12, зеленый круг, звуки птиц

Ход урока

Организационный момент:

Готовность к уроку (учебник “Математика 2 кл.” Н.Б.Истоминой, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе (ТПО).

Введение в тему урока:

– Мы отправляемся в гости к числу 12. Оно поселилось в городе, название которого мы скоро узнаем. А когда собираются в гости, то продумывают подарок.
– Как думаете, что могло бы быть хорошим подарком для этого числа?
– Покажем знание его состава, постараемся это запомнить.

Математическая разминка:

Характеристика числа, (Слайд 1 Презентации ).
– Что знаете о числе 12? (Двузначное, некруглое, 1дес., 2 ед.).
Запись равенств.
– Улицы этого города затейливые, не сразу найдешь дорогу. Чтобы найти ее, нужно найти два однозначных числа, при сложении которых получится число 12.

(Ученики называют пары чисел по слайду 1, записывают равенства на сложение по каждой паре.)

– Что же такое 12? Это – …(6 и 6, 7 и 5, 8 и 4 , 9 и 3. Эти пары возникают на Слайде 1).
– Запишите в тетради напротив каждого равенства равенство на вычитание, используя те же части. Отметьте целое и части.

Закрепление состава числа 12.

Работа в группах.
– Дома в этом городе имеют разные номера. Но вам надо найти дома только с номером 12, который является результатом сложения однозначных чисел, и раскрасить цветом, соответствующим букве на домике.
– Выполнять эту работу будете в группе. Приготовьтесь.

Учащиеся пересаживаются по 4 человека, подготавливают свободное место для работы. Учитель раздает листы с рисунком (Приложение 1 , Приложение 2 ). По команде группы начинают работу.

– Вспомним, как надо работать в группе. Во время работы: можно вставать, переходить вокруг стола, но нельзя уходить от группы; работать аккуратно, т.к. у вас в руках острые предметы; по окончании работы на столе вернуть все принадлежности, как лежали, и выбрать спикера, который будет показывать результат работы.
– Что нужно для того, чтобы справились быстро и правильно? (Чтобы участвовали все ребята, выслушивая мнения каждого.)
Проверка.

Учащиеся (6 чел.) выходят с развернутыми работами.

– Какого цвета домики получились? (Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый.)
– Что скажете о решении? (Одинаковое.)
– Значит, какое оно? (Верное, нет ошибок)
– Почему вам удалось это сделать? (Работали сообща.)
– Как проверить себя? (По числовому лучу, по модельке числа 12.)

Пауза.

– Дома получились разных цветов. Оказывается, каждый цвет имеет определенное значение.
– Когда ваши глазки смотрят на желтый цвет, уменьшается чувство страха (солнце) , синий – повышает умственную активность, а зеленый цвет – Организм успокаивается. Посмотрите на зеленый круг. Переведите глазки на зеленые предметы в классе и посмотрите на них некоторое время. А теперь закройте глаза. Послушайте. (Звучат песни птиц.) Где в городе это можно услышать? (В парках, скверах.) Вот и мы пройдемся по городскому парку.

Физминутка.

По тропинке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И вперед опять пойдем.

Работа над задачей.

– В парках проводят различные развлечения и обязательно продают мороженое – любимое лакомство детей и взрослых. (Слайд 2) Продавец мороженого предлагает вам задание.

– Анализ условия (задача № 154 по учебнику стр. 46).

“В одной коробке 12 брикетов мороженого, а в другой – 8”.

Задание: поясни, что означает каждый отрезок на схеме.

– Прочтите условие. Что узнали?

– Что такое брикет? (Учащиеся дают значение, а на Слайде 3 изображение.)

– Прочтите задание. Его вы будете выполнять вместе с соседом. Помните, что при обсуждении надо выслушать точку зрения каждого и договориться об общем решении. По окончании покажите готовность вашей пары.

Учащиеся обсуждают задание и по окончании поднимают соединившиеся руки.

Проверка.

Две пары учащихся показывают отрезки на экране по Слайду 3 и объясняют, что они значат.

1) АК – 12 брикетов, МЕ – 8 брикетов, ОЕ – на сколько в одной коробке больше брикетов, чем во второй.

2) МО – 12 брикетов, АЕ – 8 брикетов, КО – на сколько в одной коробке больше брикетов, чем во второй.

– Запись выражения.

– Запишите числовое выражение, которое показывает, на сколько в одной коробке больше брикетов, чем во второй. (12–8)

Проверка.

Несколько учеников записывают выражения на доске.

– Почему выражения одинаковые?
– Что означает 12? 8? Знак “минус”?
– Ну и наконец, мы вышли к главному месту города – площади числа 12.

Итог.

– Здесь стоит памятник числу 12. (Слайд 4)
– Порадуем его своими подарками.. 8 ребят сейчас соберут пары чисел, из которых состоит число 12. Вам нужно договориться, какую пару чисел вы возьмете. А остальные самостоятельно заполнят пропущенные пары в ТПО (тетрадях на печатной основе) на стр. 35 № 82.
проверка

8 человек выстраиваются по парам, называют слагаемые, а остальные проверяют по ТПО.

Рефлексия.

– А как же называется город, где живет число 12?

Дюжина! Так называют 12 однородных предметов, обычно в торговле. (Слайд 6)

– Выберите карандаш любого цвета. Достаньте из конвертов листочек. Нарисуйте кружочек и закрасьте его.

– Подарите его “дюжине” и скажите при этом, что понравилось сегодня в путешествии, что получилось, что не удалось, было ли трудно.

Учащиеся высказывают свои мысли и прикрепляют на доске свой листочек.

Урок разработан на основе учебного материала учебника Н.Б.Истоминой “Математика” 2 класс.

Ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок. Вы видите, к нам пришли гости, для того, чтобы посмотреть, как мы работаем, учимся и трудимся.
- Давайте поздороваемся с гостями.
- Садитесь.
- Сегодня на уроке математики мы отправимся в морское путешествие, целью которого является повторение состава чисел 11, 12,13,14 и 15.
- Мы поплывем на трех кораблях по морю. Первый ряд – первый корабль, второй ряд – второй корабль и третий – третий корабль.
- Но море у нас не простое, а математическое.
- Каждый из вас будет вести путевой лист, на котором вы будете записывать то, что происходит во время нашего путешествия, иными словами путевые листы сегодня нам заменят наши тетради и учебник математики.
- Некоторые капитаны отправятся в путь по собственному маршруту, а затем к нам присоединятся.
- Итак, готовы?

Для того, чтобы нам отправиться в путь, мы должны дать названия нашим кораблям. Для этого я даю вам первое задание каждой команде: Найти значения выражений, определить конечный результат и по вашему ответу посмотреть название вашего корабля.
- Приступаем к выполнению задания.

Давайте посмотрим, какие названия имеют ваши корабли, переверните листы.
- Итак, название первого корабля: «Илья Муромец», второго – « Добрыня Никитич», третьего «Алеша Попович».
- Скажите, в честь кого названы наши корабли?
- Верно, в честь имен русских богатырей, с которыми мы знакомимся, читая былины. У нас даже в этом году проект называется «Богатыри Земли Русской».
- Итак, садимся на свои корабли и отправляемся в путешествие. Я надеюсь, что вы оправдаете названия ваших кораблей и покажите свою силу знаний, смелость в поиске решения примеров и задач, а также взаимопомощь и взаимовыручку друг другу.
- Команды к отплытию готовы?
- Тогда отправляемся в путь! 7 футов под килем – счастливого пути, как говорят настоящие моряки!
- Ребята, кто может объяснить значение слова «фут»?
- А кто объяснит, что означает слово «киль»?
- Как вы понимаете фразу «7 футов под килем»?
- Молодцы!
- Я вижу, что к отплытию все готовы.
- Ребята, наши корабли вышли в открытое море.
- Ну – ка посмотрите вперед, что это?
- Это коралловые рифы, наткнувшись на которые ваши корабли могут дать течь и затонуть. Будьте очень внимательны, чтобы этого не произошло.
- На палубу я вызываю по одному моряку с каждого корабля, который должен, решая примеры, проходить через коралловые рифы, а вы – все остальные моряки выполняете первое задание в вашем путевом листе.
- Выполняем задание.
- Проверяем!
- Итак, каждый моряк из ваших команд успешно справились с заданием,
(получили отметки), таким образом, проплыли мы на своих кораблях коралловые рифы.
- Продолжаем наше морское путешествие.
- Сейчас мы совершим экскурсию в подводный мир и узнаем, кто живет на самом дне моря.
- Для выполнения этого задания мне нужно 3 моряка – аквалангиста.
(кто такой аквалангист?)
- Каждый аквалангист вычисляет значение выражений на листочках и в конце своего подводного пути смотрит иллюстрацию морского обитателя.
- А остальные моряки остаются на кораблях и начинают собирать пазлы. Собрав пазлы, Вы должны записать полученные числовые выражения в ваши путевые листы и найти значения этих выражений – в задании № 2.
- Приступаем к выполнению заданий!
- Какая иллюстрация пазла получилась у моряков? (Русалочка из сказки Г. Х. Андерсена)
- Эту и другие сказки Андерсена вы можете прочитать дома.
- Ребята, наши аквалангисты справились с заданием и узнали, кто живет на самом дне моря.
- Покажите и расскажите нам об этих морских жителях!
- Вот какие замечательные морские жители!
- Ребята, у нас такое замечательное морское путешествие, что мы и не заметили, что приплыли к острову! Давайте совершим остановку на этом острове.
- Ребята, смотрите, какой предмет лежит под пальмой?
- Да это же бутылка с посланием.
- Давайте ее возьмем и посмотрим, что там внутри!
- В бутылке задания от капитана Врунгеля.
- От какого слова происходит имя капитана? (любил придумывать необычные и забавные истории о морских путешествиях)
- О приключениях капитана Врунгеля вы можете прочитать в книге автора Андрея Сергеевича Некрасова, которая так и называется.
- Ребята, капитан просит Вас решить задачи, и тогда вы узнаете, на какой остров приплыли.
- Решим задачи?
- Задачи получает каждый капитан корабля, остальные выполняют задание
№ 3 в путевом листке.
- Выполняем задание.
- Капитаны, задачи решили?
- Прочитайте задачи и решение, а мы внимательно слушаем и проверяем.
- Ребята, мне тоже капитан Врунгель оставил послание, в котором написал: «Если капитаны верно решат задачи, вы можете всем морякам сказать название острова».
- Наши капитаны справились с заданием, и теперь мы узнаем название острова.
- Но я вам не скажу, а вы сейчас сами догадаетесь, на какой остров мы приплыли, для этого встанем и отдохнем.

Физическая пауза

Итак, как называется наш остров?
- Верно, «Чунга-Чанга»!
- Ребята, наше морское путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в наши родные края.
- Для того, чтобы нам всем благополучно вернуться, каждый из вас должен самостоятельно выполнить задание № 4 в вашем путевом листе.
- Ваша задача: определить, на какой лодке вы будете возвращаться домой, для этого вы выполняете задание, смотрите на последний ответ и кладете ваши путевые листы в лодку с числом вашего ответа, а свои корабли мы дарим жителям острова «Чунга - Чанга».
- Ваши лодочки у наших гостей.
- Начинайте выполнять задание.
- Итак, я вижу, что все моряки успешно приплыли в порт.
- Какие математические знания и умения мы сегодня совершенствовали?
- Что нового узнали?
- А сейчас ребята, подумайте, насколько вы хорошо знаете состав чисел 11, 12, 13, 14 и 15.
- Если вы уверены в том, что знаете состав этих чисел, то возьмите свой маленький кораблик с багажом ваших знаний и приклейте их вокруг островка, а кому еще надо повторить нашу тему, то приклейте кораблик в открытом море, где вам предстоят еще другие задания по нашей теме.
- Я вижу, что многие ребята поняли эту, так как много кораблей приплыло к острову, мы достигли цели нашего урока.
- А те ребята, которые хотят продолжить морское путешествие по математическому морю и укрепить свои знания по нашей теме, мы вам будем помогать плыть к нашему острову, да ребята?
- Молодцы, вы сегодня замечательно работали, проявили себя как мужественные, смелые и неунывающие люди.
- Вы достойны носить звание капитанов кораблей! Поздравляю вас!
- И не забывайте, что каждый моряк является капитаном своей судьбы!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска

Конспект урока по математике

во 2 классе

«Состав чисел 11, 12, 13».

подготовила

учитель начальных классов

Баева Ольга Владимировна

г. Томск

2013 г.

Урок математики во 2 классе.

Тема: «Состав чисел 11, 12, 13 и соответствующие случаи вычитания»

Класс: 2 Б

УМК: «Гармония»

Дата проведения: 17. 10. 2013 г.

Тип урока: закрепление

Учитель: Баева О. В.

Цель: формирование навыков сложения и вычитания чисел второго десятка.

Задачи: 1. закрепить умение складывать и вычитать однозначные числа с переходом через

разряд;

        развивать навыки устного счёта, мышление, воображение;

        воспитывать интерес к математике.

Оборудование: доска, интерактивная доска.

Ход урока

Этапы урока

Итак, открываем тетради, записываем дату и классная работа. Мы начинаем урок с минутки красивого письма. Посмотрите на доску, назовите числа (слайд 3).

Какое число «лишнее»? Почему? Зачеркните его.

Запишите остальные числа в порядке возрастания. Что это значит?

Проверьте запись у соседа по парте. У кого встретились ошибки?

Состав каких чисел мы ещё с вами не изучали?

Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите.

Состав каких чисел мы уже знаем?

Давайте вспомним, почему числа называются так. -Как они образовались? (слайд 4).

Список использованной литературы:

    I”, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012 г.

    Н. Б. Истомина «Математика 2 класс. Часть I”- тетрадь на печатной основе, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2011 г.

    «Я иду на урок в начальную школу. Математика»- книга для учителя, Москва, «Первое сентября», 1999 г.

    Т. А. Бугримова «Математика. Поурочные планы к учебнику Н. Б. Истоминой», Волгоград, «Учитель», 2005 г.

    images.yandex.ru

    miranimashek.com › Фотоальбом › Картинки, рисунки

    best-picture.ucoz.ru/photo/29