Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока

Определительное придаточное предложение - это придаточная часть сложноподчиненного предложения , которое относится к одному члену главного предложения, выраженному именем существительным или местоимением с предметным значением (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»). Например: Дорога, которая уходила вдаль, была очень красива и Я забрал с собой те книги, которые были мне так необходимы.

  • Придаточные определительные поясняют главный член предложения, раскрывая его признаки или уточняя значение указательных местоимений . Между главной и придаточной частями возникают определительные отношения.
  • Придаточное определительное обычно отвечает на вопрос какой ? и присоединяется к существительному в главном предложении с помощью союзных слов который, какой, чей, что, куда, где, когда и др. Например: Картина (какая ), которую я увидел в дальней комнате, меня ошеломила своим великолепием [сущ., (которую – союз. слово)].
  • Придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся. Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света, верхний угол которой касался края зеркального шкафа. (Д. Рубина) Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее: Фотография, которую оставил мне отец, была всегда со мной.
  • Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова то , тот, такой и др., например: В той стране, где я живу, никогда не бывает снега. Такое указательное слово может быть опущено, оно не является обязательным.
  • Союзные слова согласуются в роде и числе с определяемым существительным главного предложения, а их падеж зависит от синтаксической роли в придаточной части (обычно выступают как подлежащее или дополнение). Например:

Лютый мороз не шутит в тайге с людьми, которую уходят в тайгу без рукавиц и шапки; (союзное слово которых является подлежащим).

Я попросила дать мне книгу, которую вчера принесли из библиотеки; (союзное слово которую является дополнением).

Им с Сан-Марко отвечал ровный гул, на фоне которого всплескивали верхние колокола (Д. Рубина); (союзное слово которого является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными

Союзные слова в предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, чей, какой ) и инеосновные (где, что, когда, куда, откуда ).

Неосновные могут быть заменены основным союзным словом который. К примеру:

Пробираясь берегом к своей хате я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца … (М.Ю. Лермонтов).

Придаточные определительные с неосновными союзными словами также отвечает на вопрос какой ? однако имеют некоторые своим особенности.

Придаточная часть с союзными словами куда, где, откуда, когда обладает дополнительным значением места или времени. Например:

Я остановился в гостиной, где останавливались все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана.(М.Ю. Лермонтов)

Я остановился в гостиной, где (в которой) останавливались все проезжие и где (в которой) между тем некому велеть зажарить фазана.

Вот опять окно, где опять не спят… (М. Цветаева).

Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти. (Д.Рубина)

Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела? (А.С.Пушкин)

Союзное слово что употребляется только в форме именительного или винительного падежа (выступает в роли подлежащего или прямого дополнения):

Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.… (С. Есенин) (союзное слово что в роли дополнения).

Союзы будто, словно, как, как будто вносят дополнительный оттенок сравнения:

У нее было такое чувство, будто от нее все отвернулись.

Местоименно-соотносительное предложения

Придаточные определительные предложения, относящиеся к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др ., выступающим в роли подлежащего или именного сказуемого в главной части, называются местоименно-определительными (соотносительными ).

Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который . Например: Она засмеялась тем милым смехом, который был одной из ее главных прелестей. (сущ. + указ. слово), (который – союзное слово)

В отличие от собственно определительных придаточных такие придаточные могут стоять не только после определяемого слова, но и перед ним.

При этом местоимения, которые выступают в качестве указательных слов, образуют с союзными словами соотносительные пары: тот - кто, так - что, то – что, тот - который, такой - что, таков - каков и т.д.

После его картины все начали видеть лондонский туман таким , каким его увидел художник.

Самолеты шли так низко, что одного из них удалось сбить.

Я взял с собой то , что было необходимо.

Эта книга хороша тем , что позволяет задуматься.

На следующий год ухнул такой урожай, что не отъесться было бы стыдно.

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс

Цели урока:

-обучающие: научить учащихся находить придаточные определительные в сложноподчинённых предложениях по характерным признакам, расставлять знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы сложных предложений;

-развивающие: развивать орфографическую грамотность, навыки определения данных придаточных в сложноподчинённых предложениях;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, записи на доске.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

    Организационный момент

    Эмоциональный настрой

    Повторение изученного материала

    Лингвистическая разминка (на проверку и тренировку слуховой памяти)

- Из предложенных слов выпишите лишь вторую букву каждого из них. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из этих букв получится сочетание слов, относящееся к научной терминологии .

Вскрикнуть, блистательный, количественный, ожог (руки), интенсивный, роскошный, бескорыстный, опасность, прочувствованный, безымянный, одиннадцать, бледнолицый, возлагать, сжаренный, серебряный, интеллигентный, циничный, реалистичный.

(Сложное предложение.)

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов интенсивный, циничный, реалистичный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.

    Повторение теоретических сведений о сложных предложениях

Какой раздел науки о языке изучает предложение?

Что называется сложным предложением?

На какие виды делятся сложные предложения?

3. Цифровой диктант

-Отметьте номера сложных предложений.

1) Мой дом находится на окраине района. (Простое предложение)

2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (Сложносочинённое предложение)

3) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

4) Охотник насторожился: собака поджала хвост. (Бессоюзное сложное предложение)

5) Мы добрались до цели нашего путешествия. (Простое предложение)

6) Пел он старинную русскую песню, которую без волнения слушать было невозможно. (Сложноподчинённое предложение)

(2, 3, 4, 6)

    Подготовка к восприятию нового материала

Какое предложение называется сложноподчинённым?

У ч и т е л ь. Все сложноподчинённые предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

- Прочитайте последнее предложение цифрового диктанта.

Найдите главное и придаточное предложения.

От какой части речи в главном предложении задаётся вопрос к придаточному?

(От имени существительного)

Задайте вопрос. (Песню какую? )

Какое средство связи главного предложения с придаточным?

(Союзное слово которую – относительное местоимение)

Составьте схему предложения.

В данном предложении придаточное отвечает на такой же вопрос, как и имя прилагательное. Поэтому оно называется… (определительным.)

Верно. Так сформулируйте тему и цели нашего урока.

5. Формулирование учащимися темы и целей урока

6. Изучение нового материала

1.Работа со статьёй учебника (с. 69-70)

Чтение статьи, комментирование примеров, составление плана.

План

    Вид придаточного предложения.

    На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

    К чему относится в главном предложении?

    Средства связи.

    Есть ли указательные слова?

    Пример сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.

2.Работа в парах

- Расскажите по плану о придаточных определительных.

7. Закрепление изученного материала

1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова. Составить схемы полученных предложений.

1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).

2) В доме живёт участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).

3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).

2. Выборочная работа с тестовыми заданиями из сборника по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько (36 вариантов).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Интерактивный приём «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы повторили (изучили, узнали, выполнили) …».

9. Домашнее задание

Литература

    Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.

    ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015. – (ОГЭ. ФИПИ - школе).

    Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой и др. / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волглград: Учитель, 2012. – 143 с.

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.

Тема : Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

(1 –й урок).

Цели урока:

Обучающие:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Развивающие:

развивать навыки исследовательской деятельности;
– развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов.

Воспитывающие:

воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках, на прошлом уроке (строение СП, виды СП: бессоюзные, союзные (ССП, СПП), средства связи ПП в составе СП, учились определять главное и придаточное предложение, задавать вопросы от главного к придаточному).

Что мы знаем о типах и строении предложений. Какими бывают предложения? (ПП, СП)

Что является средством связи простых предложений в составе сложного? (интонация, союзы, союзные слова)

Как отличить союзы от союзных слов? (ответы учеников)

III . Изучение новой темы.

Обратимся к тексту.

1. Работа с текстом:

Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)
– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)
– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо. (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.
– Выделите главную и придаточные части графически.
– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное.)
– На какой вопрос она отвечает? (Какой?)

- На какой второстепенный член предложения похоже такое придаточное предложение? (определение)
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)

Обобщим сказанное. Заполним таблицу (карточки с незаполненной второй колонкой лежат на партах):

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

имя существительное

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда, откуда, когда, чей

тот, такой

всегда постпозиция (после определяемого слова)

IV . Физминутка.

V . Закрепление.

А) Работа по карточкам.

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать его, выделить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания.

Карточка №1:

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. (А. Горобец)

Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

Карточка № 2:

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров. (А.А.Фет)

Карточка № 3:

Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю. Левитанский)

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

Результаты исследовательской работы учащихся. Каждая группа рисует схемы предложений на доске.

Б) Вставьте в предложения придаточные определительные:

VI . Рефлексия, подведение итогов урока.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось? Чему научились?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;

4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными .

VII . Домашнее задание: параграф 22, упражнение 107

Приложение.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Заполнить таблицу.

1. Вид придаточного

2. Вопрос.

3. Контактное слово – слово, от которого задаем вопрос (часть речи)

4. Средства связи.

5. Возможны указательные слова.

6. Позиция по отношению к контактному (определяемому) слову

1

Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Пустая веранда готова к приему гостей которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.

2

Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти. Но есть дни когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров.

3

Мила мне осенняя роща где каждый березовый лист шелестит надо мной.Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица. Небо опустилось и стало желто-розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.

Вставьте в предложения придаточные определительные:

На широких кустах, … сверкала роса. Берег … был крутой и высокий. Из садов … доносился запах травы и облетевшей листвы. С высокого берега … был отличный вид. Лес … находился на том берегу. Когда лодка вышла на простор реки … подул свежий ветер. На опушке небольшого, но довольно мрачного и тёмного леска … виднелась избушка.