Основными чертами Раннего Средневековья являются процесс формирования европейской общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в IV в. становится государственной религией в Риме. Первоначально в 1 в. н. э. христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в общей их массе харизмой.

По мере сосредоточения руководства в христианских общинах в руках пресвитеров, диаконов, а затем епископов формируется институт священства. Епископы становятся блюстителями веры, пастырями, надзирающими за прихожанами, а также начинают бесконтрольно распоряжаться имуществом христианской общины. По мере роста отдельных общин епископы окружали себя должностными лицами, в круг обязанностей которых входила проповедническая деятельность наряду с финансовой, судебной и пр. На фоне упадка городского самоуправления, ослабления института светской власти епископы становятся первыми лицами в городах и городских округах. Столица дряхлеющей Римской империи тем не менее оставалась центром христианства, а ее христианская община стремилась придать римскому епископу особое значение. Так, получает распространение версия о том, что основателем римской общины и первым ее епископом был сам апостол Петр, а начиная с IV в. римский епископ стал именоваться папой римским.

Укреплению и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Вселенские соборы, на которых были приняты основополагающие положения христианского вероучения, сформулированные в 12 пунктах «Символа веры». Они-то и становятся обязательными для всех христиан. Никейский собор принял догмат о троичности Бога: «Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец, Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом». Константинопольский собор утвердил догмат о равенстве и «единосущности» Божественной Троицы. Вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу стала основой христианского учения. Вместе с тем христианство учило, что человек является земным воплощением Бога, любовь которого к человеку всеобъемлюща, зло же - результат первородного греха и нарушения заповедей. Слабый и склонный к греху человек может получить спасение с помощью церкви.



Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал прежде всего его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости от социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к совершенству тернистым путем отказа от бренного, земного и бесконечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа.

Однако столь однозначно позитивная оценка новой религии не отвечает на вопрос о том, почему на протяжении всего существования христианство было вынуждено бороться с многочисленными враждебными ему доктринами, и более того, претерпевать под воздействием этой борьбы изменения, модернизации как в отношении содержательной части вероучения, так и организационных его форм. По всей видимости следует обратить внимание на то, что христианство, как и любой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, лежащее в основе мира. Это противоречие между земным и небесным, телом и духом бескомпромиссно решалось христианством в пользу последнего. Христиане были призваны таким образом отрицать а priori проявления земной жизни, что вело на практике к жесткой регламентации извне всех видов культурной деятельности человека со стороны церкви. Отсюда берут корни многочисленные ереси и прочие виды сопротивления, столь жестоко подавлявшиеся церковью в рассматриваемый период.

Положение римско-католической церкви с момента падения Рима отличалось от положения греко-католического христианства. Так, уже в V в. византийские императоры добились существенного подчинения церкви своей власти, включения ее в политическую систему. Несмотря на то, что высшим органом греко-католической церкви являлись соборы, решение об их созыве принимал византийский император. На Западе Европы положение церкви было иным. Она не только не подчинялась верховной политической власти, но и сохранила практически полную самостоятельность в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная с IV в., с момента оформления института папства.

В значительной степени росту влияния католической церкви, а вместе с этим и утверждению западноевропейского типа культуры способствовал окончательный разрыв между западной и восточной христианскими церквами. Разногласия между блюстителями веры приобрели форму теологического спора о филиокве (filloque), т. е. о том, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца (как утверждали византийские теологи) или от Бога-Отца и Бога-Сына (на чем настаивал Рим). В течение столетия разногласия приобретали все более непримиримый характер, и в 1054 г. обе церкви (православная и католическая) провозгласили полную независимость друг от друга. Этот разрыв способствовал в известной мере закреплению различий и некоторых особенностей в культурном развитии Западной Европы и народов, оказавшихся в орбите православия.

Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее отраслей (сфер). Однако при этом необходимо учитывать духовную доминанту социокультурного процесса Средневековья, или религиозные ориентиры общества. Религиозное миропонимание, как уже отмечалось, было основано на требовании подавления плоти и освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным полное устранение рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь создает достаточно прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями и т. п. С другой же стороны, для поддержания беспрекословного авторитета церкви, сохранения чистоты ее догматов делается упор на развитие не рационального, а главным образом эмоционального восприятия действительности и основ вероучения. Проявления плотских страстей, признанные за греховные, заменялись страстной, подчас фанатической любовью к Христу, Деве Марии, с одной стороны, и фанатической ненавистью к врагам христианства. Вот что замечает в связи с этим известный исследователь средневековой культуры А. Я. Гуревич:
«Эмоциональная насыщенность средневековой жизни при жестком ограничении всех форм рациональности делала средневековых людей чрезвычайно легковерными. Вера в видения, чудесные исцеления, посещения людей нечистой силой были неотъемлемой частью индивидуального и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью».
Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

Официальной религией Римской империи христианство становится при правителе Константине I Великом (272-337). В 313 году он официально разрешает на территории своей страны это вероисповедание, издав указ, уравнивающий христианство в правах с другими религиями, а в 324 году оно становится официальной вероисповеданием объединенной Римской империи. В 330 году Константин переносит свою столицу в город Византий, который в его честь будет переименован в Константинополь.

Временной период Ранней христианской церкви

В 325 году в Никее (сейчас город Изник, Турция) был проведен Первый на котором были приняты основные догмы христианства, и, таким образом, положен конец спорам об официальной религии. Ранняя христианская церковь, или апостольский век, тоже заканчивает свое существование на Никейском соборе. Начальной датой принято считать 30-е годы I века нашей эры, когда зарождающееся христианство считалось сектой иудейской религии. Гонения христиан начались не со стороны язычников, а именно иудеев. Первый мученик христианской церкви был казнен иудеями в 34 году.

Притеснения христиан и конец гонениям

Период ранней христианской церкви был временем притеснения христиан со стороны всех империи. Самым тяжелым было «Диоклетианово гонение» продолжавшееся с 302 по 311 годы. Этот римский правитель вознамерился полностью уничтожить зарождающуюся веру. Сам Диоклетиан умер в 305 году, но его кровавое дело продолжили наследники. «Великое гонение» было узаконено вердиктом, изданным в 303 году.

История христианской церкви не знала больших притеснений - христиан приносили в жертву десятками, загоняя их семьями на арену со львами. И хотя некоторые ученые считают количество жертв Диоклетиановой травли преувеличенным, все равно, называемая цифра впечатляет - 3500 человек. Замученных и изгнанных праведников было в разы больше. Константин Великий положил конец остракизму и дал начало расцвету одной из основных религий человечества. Придав христианству особый статус, Константин обеспечил этой религии бурное развитие. Византия становится сначала центром христианства, а позднее столицей православия, в котором, как и в некоторых других церквях, этот правитель причислен к лику святых равноапостольных. Католицизм святым его не считает.

Связь времен

Еще на пожертвования матери Константина, императрицы Елены, строились церкви. При Константине был заложен Храм Святой Софии в Константинополе - городе, названном в честь императора. Но самой первой и красивой считается о которой повествует Библия. Однако многие первые культовые здания не сохранились. Самый старый христианский храм на земле, доживший до наших дней, находится во французском городе Пуатье, главном населенном пункте департамента Вьенна. Это баптистерий построенный в IV веке. То есть, еще до того, как началась история Раннего средневековья, в продолжение которого строительство церквей, храмов и соборов стало повсеместным.

Насыщенный исторический период

Принято считать, что Раннее средневековье продлилось 5 веков, с момента в 476 году до конца X века. Но некоторые ученые считают началом этого первого периода Средних веков именно 313 год - время прекращения гонения последователей христианской религии.

Сложнейший исторический период, включающий в себя Великое переселение народов, возникновение Византии, усиление мусульманского влияния, вторжение арабов в Испанию, полностью опирался на христианскую религию. Церковь в Раннем Средневековье была главным политическим, культурно-образовательным и экономическим институтом для многих племен и народов, населяющих Европу. Все школы были в ведении церкви, монастыри были культурными и просветительскими центрами. Кроме того, уже в IV веке все обители были очень богаты и сильны. Однако церковь не только сеяла разумное, доброе, вечное. Жесточайшим гонениям подвергалось инакомыслие. Разрушались языческие алтари и капища, еретики уничтожались физически.

Вера как оплот государства

Христианская церковь в раннее средневековье пережила свой первый расцвет, и к концу периода несколько сдала свои позиции. И уже позже, в следующих периодах Средних веков, начался новый подъем христианской религии. Еще в начале V века Ирландия становится одним из центров христианства. Франкское государство, значительно расширившее свои территории при Хлодвиге из рода Меровингов, приняло при нем же новое вероисповедание. В V веке при этом правителе на территории Франкского государства было уже 250 монастырей. Церковь становится самой сильной организацией при полном покровительстве Хлодвига. Христианская церковь в Раннее Средневековье играла цементирующую роль. Принявшая веру паства сплачивалась по указанию церкви вокруг монарха, страна становилась гораздо сильнее и неприступнее для внешних врагов. По этим же причинам новую веру принимали и другие страны Европы. В IX веке крестилась Русь. Христианство набирало силу, оно проникло в Азию и вверх по течению Нила (территория современного Судана).

Жестокие методы

Но по разным причинам - как объективным (набирающий силу ислам), так и по субъективным (время правления потомков Хлодвига, прозванных «ленивыми королями», развалившими Франкское государство), - христианство временно сдало свои позиции. Ненадолго арабы оккупировали часть Пиренейского полуострова. Очень ослабело папство. Христианская церковь в Раннее Средневековье стала религиозной идеологией феодализма.

Рожденное во времена античности, пережившее его христианство стало у колыбели феодализма, служа ему верой и правдой, оправдывало гнет и социальное неравенство «волей Господа». Для того чтобы держать массы в подчинении, церковь прибегала к запугиванию, особенно страхами загробной жизни. Непокорных объявляли слугами дьявола, еретиками, что позднее привело к созданию Инквизиции.

Положительная роль церкви

Но христианская церковь в Раннее Средневековье по возможности сглаживала социальные конфликты, разногласия и антагонизмы. Один из главных постулатов церкви - перед богом все равны. У церкви не было открытой враждебности к крестьянам, которые были основной рабочей силой Она призывала к милосердию по отношению к обездоленным и угнетенным. Это была официальная позиция церкви, пусть иногда и лицемерная.

В Раннем Средневековье при почти полной неграмотности населения, при отсутствии каких-либо других способов общения, церковь играла роль коммуникационного центра - сюда люди сходились, здесь они общались и узнавали все новости.

Жестокое насаждение христианства

История христианской церкви, как и любой другой великой религии, необычайно богата. Все шедевры искусства и литературы на протяжении многих веков создавались при поддержке церкви, для ее нужд и на ее сюжеты. Влияла она и на политику, проводимую государствами, одни Крестовые походы чего стоят. Правда, они начались в XI веке, но и в период с V по X века христианство насаждалось не только силой убеждения и миссионерством или экономическими соображениями. Очень большую роль играло оружие. Жестоко подавляемая язычниками в период своего зарождения, христианская вера очень часто, в том числе и при завоевании Нового Света, насаждалась штыками.

Страница в истории человечества

Войнами полна вся история средних веков. Раннее Средневековье, или Раннефеодальный период - время, когда зарождался и складывался феодализм как общественно политическая формация. К концу X век феодализация земель практически закончилась.

Несмотря на то что синонимами к термину «феодализм» часто служат мракобесие и отсталость, в нем, как и в церкви этого периода, были и положительные черты, способствующие прогрессивному развитию общества, которые обусловили появление Ренессанса.

Х ристианская церковь в Средние века играла роль связующего фактора для европейских государств. Вместе с тем церковь выполняла и идентификационную функцию. После 1054 г. (разрыва с византийской патриархией) церковь превращается в центр политической жизни Европы (г.

Ватикан, Рим, Италия).

Согласно доктрине Августина Блаженного церковь утверждала и отстаивала свой приоритет над светской властью. Ни один король не мог оспорить привилегии папы, вмешиваться в политическую жизнь собственного государства. Конечно, светские владыки искали пути нейтрализации сильного и ненужного для них влияния католической церкви. Но эти победы были скорее исключением из правил.

Основными орудиями борьбы с непокорными монархами были финансовый пресс и институт анафемы. В период феодальной раздражительности короли были наиболее зависимыми от воли римского папы. Борьба за целостность государства требовала немалых денежных средств, ведь мятежные феодалы нередко были богаче сюзерена. Денежная помощь предоставлялась в обмен на расширения влияний папы в регионе.

Если король оказывался повиноваться главе Ватикана, то включался механизм анафемы. Анафема ― церковное проклятие, вечное отлучение от церкви неугодной персоны. Предание анафеме влекло за собой страшные, непоправимые последствия.

В эту ловушку угодили французский король Генрих VII, печально знаменитый своим походом в Каноссу, где после невероятных унижений он был все-таки прощен римским папой.

В отличие от светской власти католическая церковь имела твердый финансовый доход ― церковная десятина от крестьян, щедрые подарки от могущественных феодалов и льготы, предоставляемые монархом.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.

Образование контролировалось «черными и белыми сутанами», из программ школ и университетов было изъято все, что противоречило официальной морали. Естественное развитие науки тормозилось догматизмом: так, среди жертв геоцентрической модели мира оказался Д. Бруно, объявленный еретиком. Другому талантливому ученому, Г. Галилео, более дипломатичному, пришлось долго вымаливать прощение.

Но данные обстоятельства не отрицают всего положительного, что было сделано католической церковью в Средние века. Монастыри были центром культуры; во многих из них хранились свидетельства великих дел времен Римской Империи. Грамотные монахи кропотливо переписывали древние свитки.

Церковь поощряла развитие таких жанров, как всевозможные жития святых и летописи «от Рождества Христова». Отметим, что православная церковь вела летоисчислением от Сотворения мира.

Чтобы властвовать над умами, сердцами и душами современников, церковь практиковала различные методы отслеживания изменения в обществе. Разумеется, методы выбирались не самые чистые, хотя и результативные. В арсенале ― слежки, доносы и хорошая работа инквизиции. Велась непрекращающаяся «охота на ведьм». В результате на костре были сожжены сотни тысяч «колдуний». Практиковались массовые казни, за день на костре сжигалось до 500 женщин. Инквизиторы, они же мрачные орудия доминиканцев (орден св. Доминика), в поисках еретиков руководствовались предписаниями трактата «молот ведьм». Обвинения были абсурдными, наказания ― нечеловечными, жестокими. Чтобы заставить жертву подписать себе приговор, применялись пытки. Самые популярные ― объятия «железной девы», испанский сапог, подвешивание за волосы, пытка водой. В знак протеста по всей Европе прокатились не менее жуткие «черные мессы», что вызвало новый всплеск «охоты на ведьм».

Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались в тех государствах Европы, где темп экономического роста заметно отставал от лидеров (Италия, Испания).

Средневековое христианство

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство. В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.

Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.

Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.

Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические.

Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).