Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа. Профессия подходит тем, кого интересует религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

По учению Церкви, священство - одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит - разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство - семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз. Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения. Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Оплата труда

Где учиться на священника

Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.

Самые известные из них - Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.

Познакомиться с жизнью Саратовской православной духовной семинарии, ее воспитанниками я приехала в полдень. В это время обычно в светских учебных заведениях занятия завершаются, а в духовной семинарии учебный процесс в самом разгаре. Впрочем, он здесь никогда не прекращается. Строго регламентированный распорядок дня — непременное условие жизни воспитанников семинарии. Закрытость от внешнего мира дисциплинирует будущих батюшек, воспитывает терпимость, уважение друг к другу, братские отношения. Поэтому и называют семинаристов не студентами, а воспитанниками.

Главная аудитория — храм

От прошлой жизни здесь осталась лишь широкая металлическая лестница с коваными перилами, в остальном трудно узнать здание бывшей кузницы педагогических кадров. Сейчас здесь все по-другому: красиво, просторно, идеальная чистота и множество икон. Для духовного образования священнослужителей есть все необходимое, но главная аудитория — храм, в котором семинаристы проходят навыки литургической жизни, несут пономарское и певческое послушание, получают первый опыт пастырского служения и церковной проповеди.

В церковном вузе все не так, как в других учебных заведениях. Педагоги уважительно обращаются к студентам в рясе не просто по имени, а «отец». На любом курсе можно встретить священников, служащих на приходах, настоятелей храмов, хотя до получения диплома им еще далеко. Критерии посвящения в сан, т. е. в профессию, здесь другие — духовные.

Хочу служить Богу и людям

Второкурснику священнику Артемию Добрынину, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Приволжское Ровенского района, руководителю миссионерского отдела Покровской епархии, я задала традиционный вопрос, который при поступлении в семинарию задают всем абитуриентам: «Почему Вы решили стать священником?»

— Этот же вопрос мне задал Владыка перед благословением на учебу. Я ответил, что хочу послужить Богу и людям. У меня был перед глазами замечательный пример такого служения. Я тогда жил в Марксе и часто наблюдал, как наш местный батюшка, протоиерей Валерий Генсицкий, общался с прихожанами — как отец родной. Это произвело на меня огромное впечатление и зародило желание тоже стать священником.

Даже мне самому эта мысль казалась тогда невероятной, потому что у меня было все, о чем может мечтать молодой человек. Подростком я уже профессионально занимался баскетболом, был мастером спорта, хорошо зарабатывал, играл за сборную России. Словом, никаких проблем не было. Но не было и понимания: зачем живу? Однажды, сломав ногу во время игры, я надолго засел дома и решил почитать Евангелие. Книгу, подаренную мне когда-то крестным, никогда до этого не открывал. И был буквально ошарашен тем, что мне открылось: я понял, что живу неправильно, и так живет большинство моих сверстников. Я стал ходить в храм, читать духовную литературу, больше узнавать о Православии.

Помню свою первую исповедь: очень волновался, но отец Валерий меня поддержал, сказав: «Ты приходи почаще». С тех пор я не пропускал ни одной службы, но и спорт не бросал. Наступил Великий пост, и впервые я постился по-настоящему, по-христиански. Мои товарищи по команде смотрели на меня, как на сумасшедшего, они не понимали, зачем я это делаю, ведь соревнования требуют большой физической отдачи. А я, постясь, чувствовал себя в прекрасной физической форме.

Когда пришла мысль об учебе в духовной семинарии, я поделился ею с отцом Валерием, потом написал письмо Владыке, и он при встрече благословил меня на учебу. Родители до последней минуты, пока я не сел в автобус, не верили, что я так резко переверну свою жизнь. Учеба в семинарии убедила в правильности выбора. Я нашел свое место, и на втором курсе был рукоположен в священнический сан. Господь так управил, что сейчас и вся моя многочисленная родня воцерковилась. Половина нашего прихода в Марксе — мои родственники.

— Вы семейный человек, должны содержать семью. Скажите, священство для вас — это работа?

— Если сказать одним словом, то это радость. Как только начинаешь ощущать храм Божий как место своей работы, ты уже просто исполнитель различных треб, а не священник.

…Кстати, со спортом молодой священник окончательно не простился. В своем селе отец Артемий намерен тренировать ребят, так что будет скоро православная баскетбольная команда.

В храме продолжается наше обучение

Четыре года назад к священнику Виктору Тихонову, ключарю Свято-Троицкого кафедрального собора, подошел молодой человек и попросил разрешения служить в алтаре, тут же раскрыв свои планы на будущее: он намерен поступить в духовную семинарию и стать священником. Его взяли, служил пономарем, потом иподиаконом, через год поступил сразу на второй курс семинарии — у будущего священника уже было высшее юридическое образование. Еще через год семинарист Шматко стал отцом Георгием. Вот так все быстро произошло в его жизни, хотя шел к своей цели молодой батюшка долго, преодолевая сомнения и непонимание своих близких.

— Это был, конечно, не спонтанный шаг. Уже в старших классах я стал читать духовную литературу, задумываться о смысле жизни и все больше склонялся к мысли о том, что не может человек из поколения в поколение приходить на эту землю только для того, чтобы есть, пить, производить потомство, и опять все по одному и тому же кругу. Мне казалось это бессмысленным. Есть такое понятие — богоискательство. Так вот я занимался этим довольно долго, увлекался многими философскими и религиозными идеями, пока не осознал, что истина в Православии.

— Кто повлиял на Ваше мировоззрение?

— Этот путь я прошел самостоятельно. В моем окружении в то время не было ни одного верующего человека, поэтому никто меня не поддерживал в моих исканиях, наоборот, отношение ко мне становилось все более отрицательно-подозрительным. Вроде был обычным человеком, мог сделать приличную карьеру, хорошо зарабатывать, и вдруг для всех окружающих стал инопланетянином. Прошло время, я сделал самый важный в своей жизни выбор, и все встало на свои места.

— Ваша жизнь сильно после этого изменилась?

— Поменялось все, даже друзья и знакомые. В Церкви я обрел новую семью, здесь встретил свою будущую жену. С нашим храмом, куда меня когда-то маленьким мальчиком приводила изредка мама, связана теперь вся моя жизнь.

— Жизнь священника спокойной не бывает, Вы никогда не сможете полностью принадлежать себе, своей семье.

— В этом и состоит смысл нашего служения. Священник призван приводить людей к Богу, к вечной жизни. Ответственность колоссальная. Нужно постоянно помнить о своем священстве, в любую минуту идти туда, где ждут твоей помощи, нужно всегда оставаться священником, в том числе и выйдя за двери храма. Только так можно стать хорошим батюшкой, которого будут слушать и любить прихожане.

— Вы недавно стали священником. Не сложно ли учебу в семинарии сочетать с церковной службой, семейными заботами?

— Сейчас я служу обязательный для вновь рукоположенных сорокоуст, это значит в течение сорока дней ежедневные Литургии и вечерние богослужения. Батюшка и должен служить не когда захочет, а сколько нужно его прихожанам, так что надо привыкать. С учебой, конечно, сложновато, успеваю только на половину занятий. В семинарии идут на встречу, ведь в храме продолжается наше обучение.

Священство — нескончаемый труд

Воспитать из вчерашних школьников пастырей — дело непростое, поэтому при приеме в духовную семинарию обращают внимание не только на багаж необходимых знаний, но, главное, на духовное состояние будущих батюшек. Далеко не каждому можно доверить предстать перед Престолом Божиим, быть проводником между Богом и людьми.

Сегодня на приходах служат много молодых священников. Открывающиеся храмы нуждаются в священнослужителях, их не хватает. И кадровый дефицит, и Промысел Божий, незримо действующий в жизни тех, кто готов его принять, — видимо, все сошлось воедино. Дорога в семинарию Андрея Касимова, несущего послушание старшего иподиакона, во многом схожа с тем путем, который прошли его товарищи по семинарии.

Андрей вырос в семье, в которой о религии вообще не говорили. Но школьная учительница по истории, казашка по национальности, часто любила повторять: «Историю надо знать, как “Отче наш”». Мало кто в классе понимал, что это такое. Любознательный парень выяснил, что с этих слов начинается молитва Господня. Начал самостоятельно читать Евангелие, втайне от родителей поститься. В поселке Трудовой Питерского района храма не было, но к тому времени тема Православия присутствовала во многих СМИ, и Андрей все чаще стал задумываться о вере.

Поступив учиться в СГУ на факультет журналистики, он стал прихожанином саратовского Свято-Троицкого собора, в котором и принял Таинство Крещения. Первое послушание — чтение на клиросе — Андрей получил от бывшего настоятеля храма, нынешнего Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Молодой человек оказался в ином мире, с другими человеческими отношениями, и уже не хотел возвращаться в прежнюю среду. Настал момент, когда нужно было решить: продолжать учебу в университете или посвятить себя Церкви. Нелегким испытанием стало для молодого человека категорическое неприятие родителей его решения учиться в духовной семинарии. Он вынужден был уйти из дома, тяжело переживал этот конфликт, но настоял на своем. Сейчас Андрей учится уже на последнем курсе.

— Не тяжел ли для воспитанников семинарии армейский режим, жесткие рамки, в которых вы живете все пять лет обучения? Можно ли привыкнуть молодому человеку к жизни, в которой все совершается по звонку?

— Выдерживают не все, почти половина семинаристов по разным причинам уходит, так и не доучившись. Но я бы не стал называть нашу жизнь в семинарии «жесткими рамками». Это те условия, которые необходимы человеку, если он христианин и тем более готовится к пастырскому служению. Нас учат понуждать себя во всем, при этом помнить, что та планка, к которой мы стремимся, всегда будет оставаться недостигаемой. Священство — нескончаемый труд, и к нему нас готовят в семинарии. Царство Небесное силой берется, как сказано в Евангелии. А с мамой своей я помирился, слава Богу!

В одном из интервью Ректор духовной семинарии Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин признался, что во время бесед с поступающими на учебу абитуриентами пытается понять, что внутри у человека, зачем он переступил порог семинарии. А в начале нового (2016-2017) учебного года в традиционном обращении к семинаристам пожелал им за годы учебы развить в себе самое главное — любовь к богослужению, Богу и людям.

Ольга Стрелкова

Наверное, перед каждым человеком вставал вопрос о смысле собственной жизни - в какой-то момент более остро, в какой-то менее. Но именно от решения этого вопроса зависит направленность человеческой деятельности, человеческого бытия.

Жизненное самоопределение начинается с детства. Человек познает мир, его добрые и отрицательные стороны. И в этом процессе познания важно сделать собственный выбор в системе ценностной ориентации: что именно, добро или зло он будет привносить в мир человеческих взаимоотношений. Чем будет руководствоваться в своих поступках - мотивами любви или мотивами эгоизма.

Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других. В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце. Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты - это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим - это внутренний Божественный призыв. В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра. Он как бы слышит Божественный голос: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется "духовным образованием". Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования - приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии. Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? - Высоким уровнем образования. Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское). Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек. Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие. Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир - Божественный образ. Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека. Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип "иметь". Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию. Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности. Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип "иметь", а принцип "быть", но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом. Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро. Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях - духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии. Если в буддизме - Будда, а в мусульманстве - пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию. Христос говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная "аудитория" семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва - все это главные составляющие духовного образования. В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию. Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.

Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие - личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью. Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению. В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством. Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл. И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина - это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы. Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил. Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа. Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика - это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем. И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы. Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати - двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности. И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача - личное совершенствование. Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными. Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально. Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости. Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия - собственные страсти и эгоизм. Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника. Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер. Полковник милиции в отставке. Ученый, криминалист, религиовед. В прошлом заместитель начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД РФ. Один из ведущих специалистов в области нетрадиционных религий и деструктивных культов.

- Отец Андрей, прежде всего позвольте от коллектива редакции портала «Rublev.com» поздравить Вас с днем Вашего небесного покровителя преподобного Андрея Рублева.

Как-то непривычно, что высокопоставленный сотрудник Главного информационного центра МВД России стал священником. Многие из коллег до сих пор помнят Вас как полковника милиции - и не просто полковника, а высочайшего специалиста в области информационных систем и криминалистики. Чем Вы занимались в МВД?

Я занимался разработкой, внедрением и эксплуатацией систем информационного обеспечения, в том числе в криминалистике, которые используется в расследовании преступлений. Преступления совершаются везде, где присутствует и действует человек - поэтому криминалистика объемлет все виды деятельности человека. Соответственно разработка информационных систем потребовала всестороннего изучения многих сфер жизни.

- Это не только сбор и анализ данных, отпечатков пальцев, как обычно думают обыватели?

Конечно, нет. Даже если вы любите какие-то детективные фильмы или повести, там в информационных системах встречаются самые разные базы данных. Например, восстановление облика трупа, внешности человека по его черепу. Или составление фоторобота, когда опрашивают свидетелей и изготавливают вероятный портрет преступника. Так же и описание разных преступлений, когда надо из огромной кучи вылавливать серийные, то есть совершенные одной и той же группой или одним и тем же лицом - по способу совершения, по другим признакам. Мы занимались разной математикой - взять хотя бы обработку изображений. Положим, имеется фотография подозреваемого, но она «размыта». И мне пришлось разрабатывать алгоритм, который позволяет из расфокусированного изображения получить очень четкий снимок. С точки зрения математики все оказалось достаточно просто.

Конечно, наука не стоит на месте, это потом уже появились компьютерные программы.

- Но Вы были пионером.

Во всяком случае, в нашей стране один из первых… Это было жизненно важно! Например, привести в нормальное изображение расфокусированный и смазанный снимок. Чтобы обличить преступника или наоборот доказать, что подозреваемый на самом деле не причастен.

- Это какие были годы?

Девяностые. Хотя пришел я туда еще в конце 70-х. Вначале мы занимались в основном математикой. Не было в СССР еще таких технических средств, и для того чтобы обрабатывать изображения, в том числе и отпечатки пальцев, приходилось закупать иностранное оборудование. И поначалу мы становились изобретателями, да такими, что, помню, даже американцы удивлялись!

Один из первых наших вариантов дактилоскопической системы нам удалось создать на персональном компьютере. Американцы считали, что это теоретически невозможно. И мы им на персональном компьютере это показали, они решили, что мы их обманываем. Но доказать удалось очень просто: мы попросили их самих откатать отпечатки пальцев на наших устройствах ввода и нашли все, что было нужно. Их это изумило! Это ведь был не нынешний компьютер, а что-то типа «Искры». Сейчас народ и не слышал, уже забыли о таких ПК. Но мы тогда нейтрализовали хилость нашей техники, применяя очень хитроумную математику.

- Отсталость техники компенсировали силой мозгов?

Ну, да. Американцы такое решали за счет неограниченных возможностей техники.

- Как проходила Ваша служба, Вы ведь в итоге дошли до звания полковника?

И не просто полковника МВД - я тогда занимал пост на информационном конвейере, то есть кроме чисто научной работы, я еще круглосуточно отвечал за «эксплуатацию» наших систем. А мы обслуживали раскрытие преступлений не только в СССР, но и на уровне международных структур, Интерпола, например. К нам очень часто обращались из наших посольств, да откуда угодно - со всех стран, можно сказать. Русские, мы ведь народ такой шебутной, преступления совершаем в разных странах (хотя это не только специфика русских, но и других народов).

Да и в отношении русских совершались преступления, то есть поле деятельности у Вас обширное было, весь глобус.

И поэтому режим у меня был бешеный: в течение рабочего дня от 60 до 70 только боевых звонков было. «Боевой» звонок - это когда мне звонят, скажем, из нашего посольства в Южно-Африканской республике и просят проверить какого-то человека или еще что-то. Я держу трубку, по другой трубке связываюсь с подчиненными (а у меня было порядка четырехсот подчиненных), передаю приказ найти такого человека, это делается сразу, и я тут же по телефону отвечаю на запрос. Это боевые звонки. Несколько контрольных карточек с красной полосой, то есть на уровне министра, и я должен подготовить соответствующие документы и в течение дня отправить. Боевой режим.

Но как же все-таки произошло, что перспективный ученый, криминалист, полковник МВД Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер превратился в «отца Андрея»? Чтобы так кардинально изменить жизнь…

Это можно сравнить с рождением ребенка. С одной стороны, случилось как будто «вдруг». Как в роддоме женщина мучается, напрягается и «вдруг» рожает. А с другой стороны, рождению ребенка предшествовал длительный период каких-то событий.

У меня как-то так сложилось, что с детства была жажда истины, если хотите. Пусть даже она была облечена в форму официальной идеологии, марксизма-ленинизма. Я ведь прочитал не только те труды Маркса и Энгельса, которые обычно изучаются в институтах, но и многие другие. Особенно ранние работы Маркса. Сначала я шел в русле официальной идеологии, но при этом очень любил математику и философию. Тейяр де Шарден сыграл роль, Станислав Лем и другие такого рода философы. И я стал искать причину, смысл нашего существования, но, правда, в рамках рассудочной человеческой деятельности. Стал создавать гигантскую теорию, которая хотя бы для меня объясняла все, что происходит в мире. Да, появилась огромная эрудиция, но, сами понимаете, чтобы все это системно изучать, надо вариться в соответствующей среде. А поскольку я в основном все самостоятельно изучал, то была в этом и доля поверхностного, это был нескончаемый бег к горизонту.

Но была и другая сторона. Я рисовал (и отец у меня рисовал, он же член Союза художников СССР), и вот это ощущение красоты мира подталкивало меня к мыслям о том, что у данной красоты есть какая-то основа, некое Сверхначало.

- Точно так же, как физики видят невероятную разумность природы, даже человеческий организм, его тело - удивительный супермеханизм…

Да. И сначала все воспринималось, как некое свойство природы, но потом, когда я поглубже в это дело влез, некоторые известные принципы той же природы, скажем, принцип наименьшего действия Гамильтона, показали, что за всем этим явно стоит что-то еще, что выше природы. Мы кидаем камень - и он изначально летит по траектории наименьшего действия, то есть он как бы знает, куда двигаться. А если уж рассматривать функционирование человеческого организма, мозга, если уж мы добираемся до таких высочайших естественных систем и причин... Понятно, что все это рано или поздно приводит к Богу.

Еще Френсис Бекон говорил (а он считается основателем современной науки), что частичные знания уводят от Бога, а вот такие полные, глубокие - обязательно к Нему возвращают. Возьмите великих ученых, лауреатов Нобелевской премии, основателей квантовой механики: Вернер Карл Гейзенберг, Макс Планк - они же все глубоко верующие люди. Не говорю уже о Ньютоне и так далее. Да и наши советские, по-настоящему великие, ученые: тот же академик Борис Викторович Раушенбах, разработчик систем управления советских космических аппаратов, один из основоположников советской космонавтики, пожалуйста - глубочайший верующий человек. Написал, между прочим, интересные книги по православию. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский, знаменитый и в царской России, и в США. Написал замечательные книги о молитве «Отче наш». Можно еще много примеров приводить. Дело в том, что среди ученных верующих ничуть не меньше, чем среди обычных людей.

И так мои увлечения стали приводить меня в тупик: то есть конструируя свою гигантскую теорию, я все время обнаруживал в ней дырки, слабые места. Значит, нужно было изучать новые научные труды и новые направления. Понятно, что в итоге эти бесплодные поиски могли бы привести в сумасшедший дом или в какие-нибудь исторические секты, что собственно одно и то же.

Но неожиданно мне повстречались люди, которые фактически заложили для меня фундамент, показали, где что. Однажды я пришел к одному из крупнейших наших ученых философов, руководителю Отдела проблем познания в Институте философии Академии наук СССР. Я пришел к нему со своими опусами по рекомендации Анатолия Гармаева (он тогда еще не был священником). И этот философ, Батищев Генрих Степанович, с большим интересом прочитал мой опус, в котором тезисно описывалась моя «теория» (с юмором говорю), и вдруг меня огорошил. «Вам нужно срочно креститься и идти в церковь», - сказал он. И тогда же он познакомил меня с отцом Димитрием Смирновым.

Постепенно у меня появился совершенно новый круг знакомых: Анатолий Гармаев (он еще не был священником), философ Генрих Степанович Батищев (в крещении Иоанн), священник Даниил Сысоев (я с ним начал контактировать против сектантской деятельности, будучи еще офицером), протоиерей Феодор Соколов (он как раз курировал силовые структуры).

И вот отец Димитрий Смирнов пригласил меня как-то поприсутствовать на крещении. Приехал я к нему днем, в обеденный перерыв, и там бабуля привела крестить двух своих великовозрастных внука и внучку. Пустой храм, я стоял в сторонке, ничего не знал, ни чинопоследования, ничего не понимал. Стою, глазею, мне интересно. Когда началось крещение, вдруг на меня впервые нахлынуло странное, новое чувство - я не понимал, что со мной происходит, но чувствовал, как будто крылья за моей спиной выросли… И когда крещение закончилось, я по идее должен был подойти к отцу Дмитрию, поблагодарить его, какие-то слова сказать - а я молча выполз из храма и всю оставшуюся часть рабочего времени проходил по Москве, внутри у меня все звенело.

- А ведь Вы тогда были всего лишь зрителем.

Только стоял сбоку у стены и ничего не понимал. В итоге я еще какое-то время по инерции шел по рациональному пути, я накинулся на христианскую литературу, стал еще больше читать. И так я укрепился именно в рассудочном, рациональном плане, что Бог есть, и всё.

Я начал ходить по разным культовым зданиям, к мусульманам заруливал, к протестантам, католикам, буддистам. Просто так, пройтись посмотреть. Но ощущение, что я «дома», возникало только в православном храме. Нигде больше. Так еще где-то год я проходил. В итоге, как снежный обвал - я крестился в храме Николы в Кузнецах, отец Валентин Асмус меня крестил, полным погружением, как положено. Большую роль тогда сыграла моя крестная мать Валентина Федоровна Чеснокова, крупнейший в мире социолог (очень скромная, судя по всему она была тайная монахиня, работала в Институте социологии, у нее замечательные по социологии книги).

Но Вы не остановились на крещении и, в конце концов, приняли священный сан. Как к этому отнеслись Ваши коллеги, да и семья тоже?

Бог позвал. На все воля Божия. Хотя в период воцерковления это иной раз принимало анекдотичный оборот. У нас была такая категория офицеров, которые волочились за женщинами, при этом носили такие холеные бородки. И никто не протестовал против бородок. Но как только я стал отращивать свою бороду, «по религиозным соображениям» (она тоже была постриженная, короткая, то есть внешне почти не отличалась от этих донжуанов) - начался прямо-таки натиск против моей бороды!

«Андрей Игоревич! Чтобы завтра вы пришли без бороды! Вы же офицер!»

И это при том, что там многие с бородами были, и никаких претензий к ним не предъявлялось. Были у меня и совсем смешные случаи: я выступал на Коллегии на Житной с серьезным докладом об информационно-оперативной системе, там были начальники всех управлений, генералы. И вдруг я вижу, они смеются, хихикают. А я серьезные вещи рассказываю. Потом с ужасом замечаю, что перешел на церковно-славянский язык. А я тогда ходил на курсы церковно-славянского языка, и мне надо было сдавать по нему экзамен, и в голове у меня был зацикл на этом.

- «Ибо», «поелику», «паки-паки, языками не владеем»?

Вот, примерно так и было. Но я уже там притчей во языцех был, они знали, что я православный…

А если уже серьезно, то в моем принятии священства, конечно, была воля Божественная. Я это сейчас понимаю. Например, я зачем-то стал создавать у себя библиотеку священника, богослужебной литературы. Просто испытывал потребность изучения этого. Потом был момент: владыка Иоанн Белгородский (председатель Миссионерского отдела), когда я работал над справочником по деструктивным религиозным организациям, чтобы мне никто не мешал, отправил меня в «затвор». И наступает такой момент: справочник дописан, и владыка Иоанн вдруг мне объявляет: «Вас через три дня рукополагают в диаконы». Это 2002-й год.

Я съездил в Москву. Жена вначале подумала, что я в монахи подамся. Ну, можете себе представить, была паника: мол, развал семьи и так далее. Родственники заговорили, что я сейчас квартиру продам, возник ажиотаж. Но видите, как все повернул Господь.

В 2000-м году я уволился из МВД по возрасту, рукоположили меня в диаконы в 2002-м, а в 2004 году состоялось рукоположение в священники.

- Возможно, на тот момент Ваше внутреннее состояние было уже подведено к этому?

Я же говорю, это все равно как стать матерью: девочка, девушка - они что-то слышат о рождении ребенка, у них, конечно, складывается какое-то представление о материнстве, о рождении ребенка. Но когда это происходит на самом деле - это качественный скачок! И он бесконечно отличается от всех теоретических представлений. Это совсем другое уже. Так и с рукоположением.

Когда человек становится священником, и если это искренне происходит (бывает, конечно, и конъюнктура - мало таких случаев, но бывают: когда папа-священник подталкивает и свое чадо к такому выбору), он становится совершенно другим человеком.

- Бывает, что священство принимают как одну из новых, популярных «профессий», как способ неплохо устроиться.

Среди священников тоже живые люди. Поэтому по-разному бывает. Но все-таки основная масса священников - это трудяги, это крест. А уж тем более архиереи, архиерейство - это вообще тяжелейший крест.

Отец Андрей, сегодня Церковь празднует память преподобного Андрея Рублева. Как Вы сами воспринимаете его личность и творчество - человека веры, искусства и безмолвного богословия Древней Руси?

Этот период многими учеными исследователями называется периодом русского возрождения. Если на Западе, в западной цивилизации период Возрождения содержал явный элемент богоборчества, замену Бога на человекобожие, то у нас возрождение выражается прежде всего творчеством святого Андрея Рублева. И достаточно вспомнить его иконы, посмотреть внимательно и глубоко, чтобы понять, что наше возрождение заключало в себе расцвет всех основных ценностей христианства. Прежде всего, любви, истины, терпимости в быту и социальной жизни, но непоколебимого стояния в вере - вероисповедания и любви в самом широком смысле.

Мы смотрим на образы святого Андрея Рублева и видим любовь - и эта любовь распространяется и на Бога, и на весь земной мир, включая природу. И, конечно, мы видим особое место человека.

- Но Андрей Рублев после себя не оставил никаких писем, посланий, поучений…

После себя он оставил иконы. Возьмите, вот, «Троицу» - я неделю могу рассказывать об этой иконе. В ней высочайший смысловой ряд: и Новый Завет, и ветхозаветные элементы. Композиция трех ангелов повторяет букву «Ш» - это священная буква, особо выделяемая в древнем иудейском алфавите, которой отмечаются предметы священные. И вот ангелы, они выстроены в виде этой буквы. Это не сразу можно заметить, потому что их взаимное расположение одновременно повторяет и круг, как символ полноты. Об этой иконе можно много рассказывать, на мой взгляд, она стόит многих мировоззренческих томов, философских и богословских. Объекты за ангелами, древо жизни (это символ Церкви), здание, гора и так далее. И, конечно, самое важное - чаша на престоле. Она занимает центральное место, геометрический центр всего круга. Новозаветная жертва - собственно Сам Христос. И средний ангел, символ Христа, указывает на свою собственную жертву.

Поэтому для меня эти образы Андрея Рублева всегда являются средством сильнейшего очищения. И в моей келье (вы и сейчас можете видеть) всегда присутствует эта икона Троицы. Рублев - не только мой святой, но и одно из сильнейших слов в православии в эпоху расцвета.

- Получается, творчество Рублева - это тоже богословие, только богословие в красках?

Именно. И вообще икона как таковая - это богословие в красках, так же как скажем церковно-славянский язык - это богословие лингвистическое. Конечно, иконы тоже бывают разные, бывают похожие на картину, «партесные», светские варианты. Но мы говорим об иконе канонической. Такая икона - это молитва, да, богословие в красках, но богословие это и есть, прежде всего, молитва. Богослов - это, прежде всего, молящийся, а не ученый лектор.

У нас ведь Церковь признает только несколько богословов с большой буквы. Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов… Конечно, у нас есть богословские факультеты, которые ежегодно клепают новых богословов. Но при всем уважении к ним, Церковь именует великими «Богословами» только нескольких святых. Поэтому икона - это и богословие, и молитва. Даже когда она изготавливается (мы знаем все этапы изготовления доски, левкаса и красок) - все это сопровождается не просто молитвой, а особым аскетическим состоянием иконописца, из которого он не имеет права выходить.

Кстати, я ведь тоже всю жизнь рисовал и особенно уважал такие символические варианты письма, то есть содержательные. И когда встал вопрос о моем крещении, священник, увидев всякие мои художественные стремления, целенаправленно выбрал мне святым покровителем преподобного Андрея Рублева. Признаюсь, у меня самого была задумка всерьез этим заняться, и даже я пробовал что-то сам делать, но уже много-много лет мне приходится заниматься противодействием деструктивным религиозным организациям и культам… Борьба с сектами - это совершенно другая сфера, и она, увы, отнимает все силы. Но и оставлять эту борьбу за духовную безопасность народов России мы не имеем права. Если не мы, то кто тогда?

- Спасибо, отец Андрей, за эту беседу, и еще раз примите от нас поздравления с Вашими именинами, Днем Ангела!

Насколько я понимаю, ваш православный информационный портал «Рублев» тоже назван в честь преподобного Андрея Рублева? То есть у вашей редакции сегодня тоже именины. Поэтому, со своей стороны, поздравляю ваш коллектив и ваших читателей. Храни вас Бог!

Фото: личный архив прот. Андрея Хвыля-Олинтера, А. Егорцев

Здравствуйте уважаемые!
В прошлый раз мы с Вами слегка прошлись по основам православного клира: , а сегодня я предлагаю продолжить более конкретно и поговорить о первой степени священства - о диаконах.
Система диаконства (или по иному дьяконства) является древнейшим институтом, который возник на первых же годах существования Церкви, хотя корни этого института еще глубже - что то подобное, скажем, было в иудаизме, а некоторые находят сходство даже в некоторых помощниках древнеегипетских жрецов Атона.

Вообще надо понимать, что диакон - это не священник, а его первый и главный помощник, то есть профессионал от религии, который не может самостоятельно совершать все священнодействия, но знает все процедуры очень хорошо.
Вообще слово диакон произошло от греческого διάκονος, что и обозначает "служитель" .

Диакон Исавр. Фреска XI века.

Говоря о диаконах, мы должны понимать, что под этим термином подразумевается сразу несколько чинов - просто диакон, протодиакон, иеродиакон и архидиакон . В чем различие мы слегка разберем чуть ниже. Также как упомянем и иподиакона , который хоть и не относится к священству и является переходным звеном от церковнослужителей к священнослужителям, но все же близок к институту диаконов по сути.

Итак, как мы с Вами уже говорили, диакон - это главный помощник священника при священнодействиях. В данный момент этот институт постепенно уходит в прошлое, и диаконы есть только при крупных приходах, монастырях или кафедральных соборах, а на местах священник вполне справляется и в одиночку.


Денис Хоппер в "Водном мире" тоже называл себя Диаконом, но это несколько из другой оперы...:-)))

Диаконом (а пока он не рукоположен, он называется ставленник ) может стать мужчина не моложе 25 лет (есть исключения, но они редкие), желательно окончивший духовную семинарию или хотя бы училище, неженатый, женатый первым браком или вдовец, не имеющий препятствий физического, духовного или социального характера. Препятствиями физического характера признаются те, которые могут помешать ему совершать священослужение. То есть быть инвалидом, ну скажем горбатым или с отсутствием ноги диакон вполне может быть, а вот слепым или глухим - нет. Препятствиями духовного характера является некрепкая вера или желание вступления в сан под воздействием тяжелой болезни. Желание должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.


Диакон на службе

Наконец, социальная связана со статусом человека в мирской жизни. Никаких преступников, скрывающихся от правосудия, никаких браков с близкими родственницами, а еще запрет (правда, его часто обходят) на браки с неправославными женами. И еще один забавный момент есть в отношении неверных жен. Запрет на введение в сан диакона супруга жены, уличенной в прелюбодеянии звучит так: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго » (8 прав. Неокес. Соб.). Очень интересно знать, как на практике проверяется сие положение:-))))


Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука

Перед рукоположением ставленник должен пройти так называемое испытание - то есть пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу . После этого духовник говорит епископу готов ли ставленник принять сан или нет. Исповедь может быть и тайная (что чаще всего и происходит) или же в присутствии всей общины.

Хиротония диакона (ставленник был иподиаконом)

Если ставленник допущен к хиротонии , то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения Святых Даров. Совершает рукоположение местный епископ (архиерей). Процедура следующая: ставленник трижды обводится вокруг так называемого Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии), целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Епископ (архиерей) кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор (о ней мы поговорим в следующих частях) и на омофор , прочтя особую молитву, возлагает свои руки.


Омофор

После чего дарует 3 атрибута диакона и громко провозглашает "Аксиос! " (ἄξιος), что в переводе с греческого обозначает «достоин », на что все присутствующие в церкви ему трижды также отвечают "Аксиос!"
С этого момента ставленник начинает считаться диаконом и к нему нужно обращаться или отец диакон, или «Ваше благовестие ». Хотя порядка обращения по имени-отчеству никто не отменял, и насколько я понимаю, в Царской России именно последнее обращение встречалось чаще всего.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!