Обозначение наречия. Наречие. Дефис и наречие
Служащая для того, чтобы описывать свойство (или признак, как его именуют в грамматике) предмета, действия или другого свойства (то есть признака).
Особенности
Если наречие примыкает к глаголу или к деепричастию, оно описывает свойство действия. Если оно употребляется вместе с прилагательным или причастием, то характеризует свойство признака, а если наречие сочетается с существительным, то обозначает свойство предмета.
«Как, когда, где и почему? Откуда и куда? Зачем, сколько и насколько?» - вот вопросы, на которые отвечает наречие.
У него нет возможности менять грамматическую форму, поэтому оно толкуется как неизменяемая часть речи. Наречие обладает двумя морфологическими признаками - образует группы, связанные с различными значениями, и в некоторых случаях обладает
Группы значений
Существует шесть основных семантических групп слов-наречий.
Степени сравнения
Наречия могут быть образованы от разных частей речи. У тех из них, что образованы от качественных прилагательных, имеются степени сравнения.
- Сравнительная степень бывает, в свою очередь, простой, когда ее форма образуется и составной, когда наречие в сравнительной степени бывает образовано при помощи слов «менее» или «более». Приведем примеры:
Простая форма: медленно - медленнее, ярко - ярче, тонко - тоньше и т. д.;
- составная форма: звучно - более звучно, торжественно - менее торжественно.
- Превосходная степень качественных наречий образуется путем присоединения к нейтральному слову лексем «наиболее» и «наименее», например: «Это выступление наиболее удачно демонстрирует мое ораторское мастерство».
- В некоторых случаях превосходная степень получается при помощи объединения сравнительной степени с местоимениями «всех», «всего», к примеру: «Я прыгнул выше всех». «Больше всего ему нравилась музыка Бетховена».
- Некоторые наречия превосходной и сравнительной степени имеют иной корень: много - больше - больше всех; плохо - хуже - хуже всего и др.
Синтаксическая роль
- «Анна взошла по ступенькам (как?) торжественно». В данном предложении наречие - это обстоятельство.
- «Нам подали яйца (какие?) всмятку и мясо (какое?) по-французски». В этом случае наречия выполняют миссию
- «Ваш подарок (что сделал?) пришелся кстати». В данном случае наречие - это именная часть составного сказуемого. Глагол без него не может здесь восприниматься как полноценное сказуемое.
Правописание наречий
На какую букву в том или ином случае должно оканчиваться наречие? Как не ошибиться с ее выбором? Существует алгоритм.
Необходимо, однако, запомнить, что если наречие произошло от существительного или прилагательного, у которого уже есть в эта приставка, то на конце наречия будем писать букву о . Пример: сдать экзамен досрочно (наречие от прилагательного досрочный).
На конце после шипящих в наречии будем писать сплошь покрылось тучами; мчался вскачь; уезжай прочь. Исключения находим только в слове «невтерпеж» и в слове «замуж» - здесь шипящие остаются без мягкого знака.
Дефис и наречие
Что поможет определить, надо или нет писать слово через дефис? Запомним следующее правило: через дефис пишем слова, которые
- Произошли от местоимений и имен прилагательных с участием приставки по- и суффиксов -ему, -ому, -и . Примеры: будет по-моему; разойтись по-доброму; разговаривать по-свойски.
- Произошли от числительных с участием приставки в- (во-) и суффиксов -ых, -их : во-первых, в-третьих.
- Возникли посредством участия приставки кое- или суффиксов -то, -нибудь, -либо . Примеры: Кое-что есть для тебя; кто-то спрашивал вас; когда-нибудь ты вспомнишь; если где-либо случится пожар.
- Путем сложения близких по значению или повторяющихся слов: случилось давным-давно; двигаться еле-еле.
В заключение
Колоритен и выразителен русский язык. Наречие играет в этом одну из главных ролей, снабжая нашу речь экспрессивными и сочными деталями. Наречие таит в себе много секретов и, по свидетельству лингвистов, все еще находится в развитии.
adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.Процесс образования наречий называется адвербиализацией .
Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .
Синтаксическая функция
В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.
Классификация по значению
- Обстоятельственные:
- образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
- меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
- времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
- места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
- причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
- цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
- Определительные:
- качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
- количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
- способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
- сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
- совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).
Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:
- сравнительная степень выражается:
- синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , -е ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
- аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
- превосходная степень выражается:
- синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
- аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
- сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.
Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .
Степени сравнения наречий
1.Сравнительная степень
а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее
б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго
2.Превосходная степень
а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше
б)Сложная форма образуется 2-мя способами:
С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего
С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно
Классификация по способу образования
- суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
- приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
- приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
- Сложение разных видов:
- сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
- сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .
Правописание дефиса в наречиях
- в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
- в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
- в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
- в наречиях, образованных:
- повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
- сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).
Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов -у , -еньку , -оньку (попросту );
- с формами сравнительной степени наречий (повыше );
Слитно пишутся:
- предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
- наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
- наречия, образованные соединением
«Повторение, - говорят в народе, - мать учения». Так давайте повторим пройденное. Что главное и основное мы узнали о частях речи?
Имя существительное обозначает предмет.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Глагол обозначает действие…
Но ведь у действий тоже есть признаки! Например, «учиться» - без всякого сомнения, действие.
Совершать это действие можно по-разному: хорошо, посредственно и плохо. Значит, «хорошо», «посредственно» и «плохо» - это признаки действия.
Признак действия обозначается частью речи, которая называется наречием.
В самом этом слове изначально был уже заложен его смысл. Корень слова наречие реч-. Слово же «речь» в древнерусском языке имело много значений, одним из которых было название части речи - глагол. А наречие как бы прилагается к глаголу, накладывается на глагол: на-речие.
Эта часть речи похожа на прилагательное, но и отличается от него. Когда мы говорим: хороший, ловкий, блестящий, талантливый, - мы говорим о предметах или лицах. Это сразу ясно, даже если предмет или лицо не назван.
Когда мы говорим: «Хорошо!» «Ловко!» «Блестяще!» «Талантливо!» - то сразу понимаем, что это относится к чьим-то поступкам, к чьим-то действиям.
Именно этим отличаются прилагательные и наречия.
Но не надо забывать, что и признаки предметов, выраженные именами прилагательными, тоже имеют признаки! Чересчур громкий голос, необыкновенно смелый человек, очень хорошая учеба, ослепительно синее небо… Так что наречия (в данном случае они подчеркнуты) могут употребляться и с прилагательными.
Но и у самих наречий есть признаки! Весьма хорошо, слишком быстро, чрезвычайно интересно - в этих и подобных случаях наречия поясняют признаки других наречий.
Наречия - это пояснительные слова.
Если наречие поясняет глаголы, то оно обозначает:
Место действия и отвечает на вопросы где? куда? откуда? - идти слева, вперед, назад;
Время действия и отвечает на вопрос когда? - идти утром;
Образ действия и отвечает на вопрос как? - идти медленно.
Если наречие поясняет прилагательные или другие наречия, то оно обозначает степень качества и отвечает на вопросы насколько? в какой степени? - очень быстро, слишком тихо, чересчур громко.
Теперь мы можем дать полное определение:
Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы как? куда? каким образом? когда? откуда? в какой степени? насколько?
Большинство вопросов, на которые отвечают наречия, - тоже наречия. Они носят название вопросительных. В жизни они играют чрезвычайно большую роль. (Кстати, найдите в последнем предложении наречие и подчеркните его!)
Вопросительные наречия побуждают нас к поискам, размышлениям, открытиям. Они верно служат каждому из нас. Особенно в детстве, когда вокруг так много неизвестного. Вспомним стихотворение Редьярда Киплинга в переводе С. Я. Маршака:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Но у меня есть милый друг,
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг, -
И все покоя нет.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему!
Так и живут наречия - спрашивая, интересуясь, поясняя признаки действий и признаки признаков - и никогда не изменяясь. Поэтому у наречий не бывает окончаний.
А вот у третьей части нашего Справочника окончание есть. Это - стихотворение О. Высотской «Веселая грамматика»:
Существительное - школа , просыпается - глагол.
С прилагательным веселый
новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
приниматься нужно всем.
Мы наречием отлично
на уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
нам их надо повторять
и при этом не лениться
и ни часа не терять!
После школы, как известно,
мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
междометья ох и ах !
В этом стихотворении упомянуты почти все части речи, которые есть в русском языке, - кроме предлога и союза. Всего частей речи 10. О некоторых мы уже говорили, о других речь пойдет в следующих частях Справочника.
Оставайтесь с нами и королевой Грамматикой!
Роль наречия в предложении во много определяется той частью речи, к которой оно принадлежит. В большинстве случаев оно выступает в качестве обстоятельства. В статье приведены основные отличительные признаки наречия от иных частей речи, а также примеры его использования.
Особенности наречия как части речи
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета либо другого признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? Сколько? В предложении выступает в роли обстоятельства, реже - несогласованного определения (в зависимости от значения наречия и того, к какому слову оно примыкает).
Примеры употребления наречий: она беспокойно спала, прогулка пешком , они впервые встретились, упорно добиваться цели, сердце бешено билось, присесть рядышком .
Чем отличаются наречия от других частей речи?
- Наречие неизменяемая часть речи. Оно не склоняется и не спрягается, не имеет форм рода, числа, падежа.
- В большинстве случаев наречия не имеют зависимых слов, в словосочетаниях могут примыкать к глаголам, прилагательным, существительным и другим наречиям.
- Наречия, образованные от качественных имен прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения (низко - ниже - ниже всех, хорошо - лучше - лучше всех, ярко - более ярко - ярче всего) .
- От служебных частей речи наречия отличаются тем, что имеют лексическое значение признака.
- Часто наречия путают со словами категории состояния. Однако слова категории состояния в словосочетаниях не зависят от других слов, имеют лексическое значение состояния и, как правило, используются в качестве сказуемого (Маше было весело (слово категории состояния) - Мы провели время очень весело (наречие)).
Наречие как часть речи подробно изучается в 7 классе на уроках русского языка по учебнику В. В. Бабайцевой. Предлагаемая статья поможет школьникам быстро вспомнить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
В грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и . Только ведет себя своеобразно . Чем выражается его особенность?
Вконтакте
Своеобразное наречие
Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи , каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию , то есть называют предмет. описывают действие, а прилагательные дают характеристику.
Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение : подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.
Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:
- действия;
- предмета;
- другого признака.
Внимание! Если глаголы и имена , взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам.
Разряды наречий — схема.
Отличительные признаки и вопросы к ним
Признаки, означающие действия
В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения , признак действия:
- Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
- В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
- Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
- Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
- Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
- Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.
Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.
Признак предмета
Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным . Примеры:
- прогулка пешком, блузка навыпуск;
- уход по-английски, шаг вперед;
- движение назад, чтение вслух.
Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.
Признак признака
Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака . Например:
- очень ветвистое дерево;
- чересчур высокий забор;
- довольно скучное занятие;
- слишком трудное задание;
- предельно простая обстановка.
Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета , при этом форма ее останется неизменной .
Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.
Четыре группы наречий и вопросы
Время
Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:
- Традиции в деревне сохранялись издавна.
- В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
- Делать что-то новое всегда трудно.
- Он никогда больше не возвращался в этот город.
Место
На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:
- свернуть направо;
- располагаться посередине;
- впереди показалась река;
- шум доносился издалека.
Цели
Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего? :
- Он сделал это по-глупости.
- Экскурсанты специально пришли пораньше.
- Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.
Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи .
Причины
Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему? :
- Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
- Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.
Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос.
Смысловые группы наречий.
Спорные вопросы
Вскоре и вдруг
Часто вызывает сомнение слово «вдруг» – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: «Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.»
Вскоре и скоро — к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком . Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре — прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.
Как отличить
Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, — учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.
Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).
Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: «Хороший стимул заставляет работать хорошо.» – хороший — прилагательное, а хорошо – это наречие , которое образовалось от имени прилагательного.
Орфография: Написание наречий
Степени сравнения наречий
Вывод
Наречие — абсолютно самостоятельная часть речи со своими структурно-лингвистическими особенностями и особой эмоционально-семантической ролью в устной разговорной речи и литературном тексте. С помощью него можно составить предложение с любым эмоциональным оттенком , выражая свое отношение к человеку, явлению или событию.
- Обстоятельственные: