Служащая для того, чтобы описывать свойство (или признак, как его именуют в грамматике) предмета, действия или другого свойства (то есть признака).

Особенности

Если наречие примыкает к глаголу или к деепричастию, оно описывает свойство действия. Если оно употребляется вместе с прилагательным или причастием, то характеризует свойство признака, а если наречие сочетается с существительным, то обозначает свойство предмета.

«Как, когда, где и почему? Откуда и куда? Зачем, сколько и насколько?» - вот вопросы, на которые отвечает наречие.

У него нет возможности менять грамматическую форму, поэтому оно толкуется как неизменяемая часть речи. Наречие обладает двумя морфологическими признаками - образует группы, связанные с различными значениями, и в некоторых случаях обладает

Группы значений

Существует шесть основных семантических групп слов-наречий.


Степени сравнения

Наречия могут быть образованы от разных частей речи. У тех из них, что образованы от качественных прилагательных, имеются степени сравнения.

  • Сравнительная степень бывает, в свою очередь, простой, когда ее форма образуется и составной, когда наречие в сравнительной степени бывает образовано при помощи слов «менее» или «более». Приведем примеры:

    Простая форма: медленно - медленнее, ярко - ярче, тонко - тоньше и т. д.;
    - составная форма: звучно - более звучно, торжественно - менее торжественно.

  • Превосходная степень качественных наречий образуется путем присоединения к нейтральному слову лексем «наиболее» и «наименее», например: «Это выступление наиболее удачно демонстрирует мое ораторское мастерство».
  • В некоторых случаях превосходная степень получается при помощи объединения сравнительной степени с местоимениями «всех», «всего», к примеру: «Я прыгнул выше всех». «Больше всего ему нравилась музыка Бетховена».
  • Некоторые наречия превосходной и сравнительной степени имеют иной корень: много - больше - больше всех; плохо - хуже - хуже всего и др.

Синтаксическая роль

  • «Анна взошла по ступенькам (как?) торжественно». В данном предложении наречие - это обстоятельство.
  • «Нам подали яйца (какие?) всмятку и мясо (какое?) по-французски». В этом случае наречия выполняют миссию
  • «Ваш подарок (что сделал?) пришелся кстати». В данном случае наречие - это именная часть составного сказуемого. Глагол без него не может здесь восприниматься как полноценное сказуемое.

Правописание наречий

На какую букву в том или ином случае должно оканчиваться наречие? Как не ошибиться с ее выбором? Существует алгоритм.

Необходимо, однако, запомнить, что если наречие произошло от существительного или прилагательного, у которого уже есть в эта приставка, то на конце наречия будем писать букву о . Пример: сдать экзамен досрочно (наречие от прилагательного досрочный).

На конце после шипящих в наречии будем писать сплошь покрылось тучами; мчался вскачь; уезжай прочь. Исключения находим только в слове «невтерпеж» и в слове «замуж» - здесь шипящие остаются без мягкого знака.

Дефис и наречие

Что поможет определить, надо или нет писать слово через дефис? Запомним следующее правило: через дефис пишем слова, которые

  • Произошли от местоимений и имен прилагательных с участием приставки по- и суффиксов -ему, -ому, -и . Примеры: будет по-моему; разойтись по-доброму; разговаривать по-свойски.
  • Произошли от числительных с участием приставки в- (во-) и суффиксов -ых, -их : во-первых, в-третьих.
  • Возникли посредством участия приставки кое- или суффиксов -то, -нибудь, -либо . Примеры: Кое-что есть для тебя; кто-то спрашивал вас; когда-нибудь ты вспомнишь; если где-либо случится пожар.
  • Путем сложения близких по значению или повторяющихся слов: случилось давным-давно; двигаться еле-еле.

В заключение

Колоритен и выразителен русский язык. Наречие играет в этом одну из главных ролей, снабжая нашу речь экспрессивными и сочными деталями. Наречие таит в себе много секретов и, по свидетельству лингвистов, все еще находится в развитии.

adverbium ) - неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, признак действия и признак признака. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.

Процесс образования наречий называется адвербиализацией .

Учёные отмечают, что наречий первой и второй групп (образа и способа действия; меры и степени) примерно 6 тысяч, количество их активно пополняется. А последние четыре группы включают чуть более 260 слов, и их число почти не растёт. Крайне мало наречий причины (до 10) и цели (до 10).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наречия - неизменяемые слова: они не склоняются и не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам. И только качественные наречия, образованные от прилагательных, имеют степени сравнения и формы субъективной оценки: тихо-тише, менее тихо, тише всех, тихонько-тихонечко .

    Синтаксическая функция

    В предложении выполняют функцию обстоятельства, а также(реже) определения или сказуемого.

    Классификация по значению

    • Обстоятельственные:
      • образа действия - обозначает образ действия (по-весеннему, так ), отвечают на вопросы: Как?, Каким образом?
      • меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды ), отвечают на вопросы: Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?
      • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда );
      • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около );
      • причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром );
      • цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно ).
    • Определительные:
      • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (естественно!,холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно );
      • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно );
      • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка );
      • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом );
      • совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща ).

    Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных , имеют степени сравнения:

    • сравнительная степень выражается:
      • синтаксически: с помощью суффиксов -ее (-ей ), -ше , ,-же (интереснее , дольше , сильней , громче ). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо - лучше , много - больше , мало - меньше, глубоко - глубже ;
      • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно , более гнусно , более мерзко и т. д.
    • превосходная степень выражается:
      • синтетически (греч. σοφὸς - σοφοτατα ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш- , -айш- : покорнейше прошу , нижайше кланяюсь . Очень редко употребляется в современном русском языке;
      • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно , наиболее страшно , наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;
      • сложная форма: сочетанием слов всех , всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

    Есть наречия знаменательные , если они называют признак, а не указывают на него: вчера , по-волчьи .

    Степени сравнения наречий

    1.Сравнительная степень

    а)Простая форма образуется с помощью суффиксов -ее,-ей, -е,-ше,-же весело-веселее

    б)Сложная форма образуется с помощью слов более,менее и наречий в исходной форме: более строго

    2.Превосходная степень

    а)Простая форма образуется посредством замены суффикса -о суффиксом -ейше(-айше): покорно-покорнейше, ярко-ярчайше

    б)Сложная форма образуется 2-мя способами:

    С помощью слов всего, всех и простой формы сравнительной степени: выше всех, больше всего

    С помощью слов наиболее, наименее и наречий в исходной форме: наиболее интересно

    Классификация по способу образования

    • суффиксальный : быстрый - быстро , творческий - творчески ;
    • приставочно-суффиксальный : сухой - досуха
    • приставочный : хорошо - нехорошо , куда - никуда ;
    • Сложение разных видов:
      • сложение слов: еле, еле - еле-еле , опрометчиво - безумно ;
      • сложение с первым элементом полу- : полулежа ; полусидя
      • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом ; половина, сила - вполсилы .

    Правописание дефиса в наречиях

    • в наречиях на -ому , -ему , -ки , -ски , -ьи с приставкой по- (по-другому , по-хорошему , по-немецки , по-английски , по-медвежьи );
    • в наречиях на -ых , -их с приставкой во-, в- , образованных от порядковых числительных (во-первых );
    • в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то );
    • в наречиях, образованных:
      • повторением слов и основ слов (еле-еле , волей-неволей , как-никак );
      • сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно ).

    Приставка по- пишется слитно:

    • в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку , -оньку (попросту );
    • с формами сравнительной степени наречий (повыше );

    Слитно пишутся:

    • предлогов с наречиями (доныне , извне , навсегда );
    • наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое , втрое );
    • наречия, образованные соединением

    «Повторение, - говорят в народе, - мать уче­ния». Так давайте повторим пройденное. Что глав­ное и основное мы узнали о частях речи?

    Имя существительное обозначает предмет.

    Имя прилагательное обозначает признак пред­мета.

    Глагол обозначает действие…

    Но ведь у действий тоже есть признаки! Напри­мер, «учиться» - без всякого сомнения, действие.

    Совершать это действие можно по-разному: хорошо, посредственно и плохо. Значит, «хорошо», «посредственно» и «плохо» - это признаки действия.

    Признак действия обозначается частью речи, ко­торая называется наречием.

    В самом этом слове изначально был уже заложен его смысл. Корень слова наречие реч-. Слово же «речь» в древнерусском языке имело много значе­ний, одним из которых было название части речи - глагол. А наречие как бы прилагается к глаголу, на­кладывается на глагол: на-речие.

    Эта часть речи похожа на прилагательное, но и отличается от него. Когда мы говорим: хороший, ловкий, блестящий, талантливый, - мы говорим о предметах или лицах. Это сразу ясно, даже если предмет или лицо не назван.

    Когда мы говорим: «Хорошо!» «Ловко!» «Бле­стяще!» «Талантливо!» - то сразу понимаем, что это относится к чьим-то поступкам, к чьим-то дей­ствиям.

    Именно этим отличаются прилагательные и на­речия.

    Но не надо забывать, что и признаки предме­тов, выраженные именами прилагательными, тоже имеют признаки! Чересчур громкий голос, необыкновенно смелый человек, очень хорошая учеба, ослепительно синее небо… Так что наречия (в данном случае они подчеркнуты) могут употреб­ляться и с прилагательными.

    Но и у самих наречий есть признаки! Весьма хо­рошо, слишком быстро, чрезвычайно интересно - в этих и подобных случаях наречия поясняют при­знаки других наречий.

    Наречия - это пояснительные слова.

    Если наречие поясняет глаголы, то оно обозначает:

    Место действия и отвечает на вопросы где? куда? откуда? - идти слева, вперед, назад;

    Время действия и отвечает на вопрос когда? - идти утром;

    Образ действия и отвечает на вопрос как? - идти медленно.

    Если наречие поясняет прилагательные или дру­гие наречия, то оно обозначает степень качества и отвечает на вопросы насколько? в какой степени? - очень быстро, слишком тихо, чересчур громко.

    Теперь мы можем дать полное определение:

    Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака и отвечает на вопросы как? куда? каким образом? когда? откуда? в ка­кой степени? насколько?

    Большинство вопросов, на которые отвечают наре­чия, - тоже наречия. Они носят название вопроси­тельных. В жизни они играют чрезвычайно боль­шую роль. (Кстати, найдите в последнем предложе­нии наречие и подчеркните его!)

    Вопросительные наречия побуждают нас к поис­кам, размышлениям, открытиям. Они верно служат каждому из нас. Особенно в детстве, когда вокруг так много неизвестного. Вспомним стихотворение Редьярда Киплинга в переводе С. Я. Маршака:

    Есть у меня шестерка слуг,

    Проворных, удалых.

    И все, что вижу я вокруг, -

    Все знаю я от них.

    Они по знаку моему

    Являются в нужде.

    Зовут их: Как и Почему,

    Кто, Что, Когда и Где.

    Но у меня есть милый друг,

    Особа юных лет.

    Ей служат сотни тысяч слуг, -

    И все покоя нет.

    Она гоняет, как собак,

    В ненастье, дождь и тьму

    Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

    Сто тысяч Почему!

    Так и живут наречия - спрашивая, интересу­ясь, поясняя признаки действий и признаки при­знаков - и никогда не изменяясь. Поэтому у на­речий не бывает окончаний.

    А вот у третьей части нашего Справочника окон­чание есть. Это - стихотворение О. Высотской «Ве­селая грамматика»:

    Существительное - школа , просыпается - глагол.

    С прилагательным веселый

    новый школьный день пришел.

    Встали мы - местоименье,

    бьет числительное семь.

    За ученье, без сомненья,

    приниматься нужно всем.

    Мы наречием отлично

    на уроках дорожим.

    Соблюдаем мы привычно

    Дисциплину и режим.

    Не и ни у нас частицы,

    нам их надо повторять

    и при этом не лениться

    и ни часа не терять!

    После школы, как известно,

    мы катаемся в санях.

    Здесь особенно уместны

    междометья ох и ах !

    В этом стихотворении упомянуты почти все части речи, которые есть в русском языке, - кроме пред­лога и союза. Всего частей речи 10. О некоторых мы уже говорили, о других речь пойдет в следующих частях Справочника.

    Оставайтесь с нами и королевой Грамматикой!

    Роль наречия в предложении во много определяется той частью речи, к которой оно принадлежит. В большинстве случаев оно выступает в качестве обстоятельства. В статье приведены основные отличительные признаки наречия от иных частей речи, а также примеры его использования.

    Особенности наречия как части речи

    Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета либо другого признака и отвечает на вопросы Как? Когда? Где? Куда? Зачем? Сколько? В предложении выступает в роли обстоятельства, реже - несогласованного определения (в зависимости от значения наречия и того, к какому слову оно примыкает).

    Примеры употребления наречий: она беспокойно спала, прогулка пешком , они впервые встретились, упорно добиваться цели, сердце бешено билось, присесть рядышком .

    Чем отличаются наречия от других частей речи?

    • Наречие неизменяемая часть речи. Оно не склоняется и не спрягается, не имеет форм рода, числа, падежа.
    • В большинстве случаев наречия не имеют зависимых слов, в словосочетаниях могут примыкать к глаголам, прилагательным, существительным и другим наречиям.
    • Наречия, образованные от качественных имен прилагательных, имеют сравнительную и превосходную степени сравнения (низко - ниже - ниже всех, хорошо - лучше - лучше всех, ярко - более ярко - ярче всего) .
    • От служебных частей речи наречия отличаются тем, что имеют лексическое значение признака.
    • Часто наречия путают со словами категории состояния. Однако слова категории состояния в словосочетаниях не зависят от других слов, имеют лексическое значение состояния и, как правило, используются в качестве сказуемого (Маше было весело (слово категории состояния) - Мы провели время очень весело (наречие)).

    Наречие как часть речи подробно изучается в 7 классе на уроках русского языка по учебнику В. В. Бабайцевой. Предлагаемая статья поможет школьникам быстро вспомнить пройденный материал, подготовиться к проверочной работе.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    В грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и . Только ведет себя своеобразно . Чем выражается его особенность?

    Вконтакте

    Своеобразное наречие

    Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи , каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию , то есть называют предмет. описывают действие, а прилагательные дают характеристику.

    Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение : подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.

    Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:

    • действия;
    • предмета;
    • другого признака.

    Внимание! Если глаголы и имена , взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам.

    Разряды наречий — схема.

    Отличительные признаки и вопросы к ним

    Признаки, означающие действия

    В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения , признак действия:

    • Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
    • В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
    • Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
    • Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
    • Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
    • Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.

    Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.

    Признак предмета

    Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным . Примеры:

    • прогулка пешком, блузка навыпуск;
    • уход по-английски, шаг вперед;
    • движение назад, чтение вслух.

    Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.

    Признак признака

    Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака . Например:

    • очень ветвистое дерево;
    • чересчур высокий забор;
    • довольно скучное занятие;
    • слишком трудное задание;
    • предельно простая обстановка.

    Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета , при этом форма ее останется неизменной .

    Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.

    Четыре группы наречий и вопросы

    Время

    Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:

    • Традиции в деревне сохранялись издавна.
    • В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
    • Делать что-то новое всегда трудно.
    • Он никогда больше не возвращался в этот город.

    Место

    На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:

    • свернуть направо;
    • располагаться посередине;
    • впереди показалась река;
    • шум доносился издалека.

    Цели

    Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего? :

    • Он сделал это по-глупости.
    • Экскурсанты специально пришли пораньше.
    • Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.

    Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи .

    Причины

    Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему? :

    • Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
    • Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.

    Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос.

    Смысловые группы наречий.

    Спорные вопросы

    Вскоре и вдруг

    Часто вызывает сомнение слово «вдруг» – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: «Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.»

    Вскоре и скоро — к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком . Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре — прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.

    Как отличить

    Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, — учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.

    Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).

    Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: «Хороший стимул заставляет работать хорошо.» – хороший — прилагательное, а хорошо – это наречие , которое образовалось от имени прилагательного.

    Орфография: Написание наречий

    Степени сравнения наречий

    Вывод

    Наречие — абсолютно самостоятельная часть речи со своими структурно-лингвистическими особенностями и особой эмоционально-семантической ролью в устной разговорной речи и литературном тексте. С помощью него можно составить предложение с любым эмоциональным оттенком , выражая свое отношение к человеку, явлению или событию.