10. Падение бензовоза со стометрового моста в Германии ($358 миллионов)

26 августа 2004 года на мосту в Германии бензовоз свалился с моста высотой сто метров и взорвался. По сообщению полиции, ДТП произошло близ города Гуммерсбах близ Кельна на западе страны. По предварительной версии, виновником аварии стала спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, и она оказалась между бензовозом и его прицепом. В результате автопоезд также занесло, он пробил ограждение и рухнул с моста. По счастливой случайности ни один из находившихся внизу домов не пострадал. Водитель и пассажир спортивного автомобиля бежали с места ДТП. Позже два молодых человека в возрасте 25 и 29 лет были задержаны. Расходы на временный ремонт составили $40 млн., а полная замена будет стоила $318 млн.

9. Столкновение пассажирского поезда MetroLink с грузовым составом ($500 миллионов)

12 сентября 2008 года произошла самая крупная железнодорожная катастрофа в США в пригороде Лос-Анджелеса Чатсуэрт. Поезд, в котором находилось 222 пассажира, не остановился на красный сигнал семафора. В результате пассажирский и встречный товарный поезд столкнулись. Виновником железнодорожной катастрофы признан машинист компании Metrolink Роберт Санчес, который во время движения набирал SMS-сообщение. В результате лобового столкновения товарного и пассажирского поездов 25 человек погибли и 135 были ранены. Это крушение стало самым серьезной железнодорожной катастрофой в США с 1993 года.

8. Крушение стратегического бомбардировщика B-2 (Стелс) ($1.4 миллиарда)

23 февраля 2008 на авиабазе Андерсен (Гуам) впервые в истории разбился новейший самолет типа стратегический бомбардировщик B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса»). Бомбардировщик зацепил крылом бетонную полосу сразу же после взлета и загорелся. Пилотам удалось благополучно катапультироваться. Потери от крушения самолета военные оценили в 1,4 млрд. долларов. Напомним, что на острове Гуам, входящем в группу Марианских островов, базируются американские атомные подлодки и стратегическая авиация, нацеленная на Азию.
Как показало расследование инцидента, неправильные показания датчиков давления воздуха вынудили компьютер дать команду на резкий набор высоты во время взлета, что вызвало потерю скорости и привело к аварии.

7. Авария танкера Exxon Valdez ($2.5 миллиарда)

24 марта 1989 года на Аляске в заливе Принца Уильяма, вышедший с терминала в Валдезе, заполненный нефтью танкер Exxon Valdez наскочил на риф, что привело к крупнейшей в истории экологической катастрофе на море. По словам ученых, следствием разлива стало резкое уменьшение популяций рыб, в том числе горбуши, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики потребуется не менее 30 лет.
В первые месяцы в зонах поражения погибли свыше 5000 каланов, сотни тюленей, десятки китов и около миллиона птиц. Пострадали и береговые животные бурые медведи, олени, норки и др. Через несколько лет проявилось беспрецедентное сокращение численности популяции сельди и значительное снижение численности горбуши.

6. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha ($3.4 миллиарда)

6 июля 1988 года на нефтяной платформе Piper Alpha, находившейся в Северном море, случилась крупнейшая катастрофа в истории данной отрасли. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.
Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар. Ущерб составил $3,4 млрд.

5. Взрыв космического челнока «Челленджер» ($5.5 миллиардов)

28 января 1986 года мир потрясла катастрофа, произошедшая с шаттлом «Челленджер». На 73-й секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей космический челнок с семью астронавтами на борту взорвался. В тот страшный день в небе над Флоридой погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Рональд Макнейр, Эллисон Онизука, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Кристи Маколифф школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. В тот момент, когда на высоте девяти миль в голубом небе над Флоридой вдруг возник огненный апельсиново-белый шар, навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам.
На замену корабля в 1986-м ушло $2 млрд, расследование, исправление недоработок и восстановление утраченного оборудования потребовали $450 млн ($4,5 млрд и $1 млрд соответственно в нынешних ценах).

4. Авария танкера Prestige ($12 миллиардов)

Танкер Prestige, принадлежащий либерийской компании Universe Maritime, под флагом Багамских островов попал в мощный циклон у берегов Галисии 12 ноября. В корпусе танкера образовалась 50-метровая трещина, через которую начал вытекать мазут из резервуаров. Для транспортировки судна из района активного рыболовства были вызваны четыре испанских буксира, однако 19 ноября уже на траверзе Португалии Prestige разломился пополам и затонул на глубине около 1 км. в море попало 20 млн галлонов нефти. В результате аварии погибло 300 тысяч птиц. Полная очистка акватории стоила $12 млрд, однако полностью оценить ущерб, нанесенный экосистеме, невозможно.

3. Крушение космического челнока «Колумбия» ($13 миллиардов)

1 февраля 2003 года произошло крушение космического челнока «Колумбия». Он распался на куски на высоте около 63 км. в результате дыры в одном из крыльев, полученной при старте. Обломки шаттла упали в районе городка Палестина, пригорода Далласа, шансов спастись ни у кого из астронавтов не было. На борту корабля находилось 7 членов экипажа, в том числе первый израильский космонавт Илан Рамон. По оценкам НАСА, общая стоимость расходов по этому несчастному случаю достигла $13 млрд (не считая затрат на замену самого аппарата). $500 млн из этой суммы было потрачено на расследование инцидента - самое дорогое в истории расследование авиационной катастрофы.

2. Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС ($200 миллиардов)

26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические реакции с выделением тепла, с извержением из разлома в течение многих дней продуктов горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и ценой массового облучения тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Количество смертей, связанных с Чернобыльской катастрофой, включая умерших от рака годы спустя, оценивается в 125 тыс. человек. Несчастный случай объясняли нарушением операторами производственной процедуры и незнанием требований техники безопасности. В докладе МАГАТЭ 1993 года эти выводы были пересмотрены. Было признано, что большинство действий операторов, которые ранее считались нарушениями, на самом деле соответствовали принятым в то время правилам или не оказали никакого влияния на развитие аварии.

1. События в Японии($450миллиардов)

11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения землетрясения в Японии произошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц - 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES.В последствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями, а затем до 7 уровня (12 апреля, крупная авария) по шкале INES.
На атомной электростанции «Фукусима-1» три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной защиты, все аварийные системы сработали в штатном режиме. Однако спустя час было прервано электроснабжение (в том числе от резервных дизель-генераторов), предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами. Электроснабжение необходимо для охлаждения остановленных реакторов, которые активно выделяют тепло в течение существенного времени после остановки. Сразу после потери резервных дизель-генераторов владелец станции компания TEPCO заявила правительству Японии об аварийной ситуации.

13 октября отмечается Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий – чем не повод вспомнить самые страшные и смертоносные природные катаклизмы в истории человечества.

Землетрясение в Сирии. 1202 год

Землетрясение 1202 года, эпицентр которого находился в Мертвом море, было не столько мощным, сколько продолжительным и масштабным – оно ощущалось на огромной территории, расположенной между Сирией и Арменией. Точное количество погибших неизвестно – в XIII веке никто не вел подсчет населения, но даже по самым скромным подсчетам землетрясение унесло жизнь более миллиона человек.

Землетрясение в Китае. 1556 год

Одно из самых разрушительных землетрясений в истории человечества – в Китае – произошло 23 января1556 года. Его эпицентр находился в районе правого притока реки Хуанхэ – Вэйхэ, а затронуло оно 97 округов в нескольких китайских провинциях. Землетрясение сопровождалось обвалами, оползнями и изменением русел рек, что, в свою очередь, приводило к наводнениям, а разрушение домов и храмов – к сильным пожарам. Вследствие катастрофы грунт разжижался и затягивал под землю строения и людей, ее воздействие ощущалось даже на расстоянии 500 километров от эпицентра. Жертвами землетрясения стали 830 тысяч человек.

Землетрясение и цунами в Португалии. 1755 год

Печально знаменитое Лиссабонское землетрясение началось 1 ноября 1755 года в девять часов утра – от первых толчков в море до того момента, когда 15-метровая цунами накрыла центральную набережную города, прошло всего двадцать минут. Большинство его жителей находились на службе в церквях – праздновали День всех святых, поэтому шансов на спасение у них не было. В Лиссабоне начались пожары, которые продолжались в течение десяти дней. Помимо столицы пострадали еще шестнадцать португальских городов, а соседний Сетубал был почти полностью смыт цунами. Жертвами землетрясения стали от 40 до 60 тысяч человек. Были утрачены такие архитектурные жемчужины, как Оперный театр и Королевский дворец, и живописные шедевры Караваджо, Тициана и Рубенса.

Великий ураган. 1780 год

Великий ураган – или ураган Сан-Каликсто II – самый мощный и смертоносный в истории человечества тропический циклон. Он зародился в начале октября 1780 года в районе островов Зеленого мыса и бушевал неделю. 10 октября со скоростью 320 километров в час Сан-Каликсто II обрушился на Барбадос, Мартинику, Сент-Люсию и Синт-Эстатиус, везде оставляя после себя тысячи погибших. Пострадали также острова Доминика, Гваделупа, Антигуа и Сент-Китс. Великий ураган разрушал до основания дома и срывал с якорей и разбивал о скалы корабли, а тяжелые пушки летали в воздухе, как спички. Что касается человеческих жертв, то в общей сложности за время буйства Сан-Каликсто II погибло 27 тысяч человек.

Getty Images

История знает несколько извержений вулкана Кракатау, но наиболее губительным оказалось то, которое случилось 27 августа 1883 года. Тогда в результате самого мощного в истории человечества взрыва 20 кубических километров камней и пепла и струя пара высотой в 11 метров буквально разнесли на части вулканический остров в Зондском проливе – между островами Ява и Суматра. Ударные волны семь раз обошли вокруг Земного шара и образовали цунами высотой в 36 метров, обрушившуюся на побережье – она унесла жизни 36 тысяч человек. Всего же в результате извержения Кракатау погибло 200 тысяч человек.


Getty Images

Сразу несколько наводнений в Китае, последовавших один за другим, унесли в общей сложности 4 (!) миллиона жизней. Историки считают, что это самое крупное и трагическое стихийное бедствие в истории человечества. В августе 1931 года вышедшие из берегов в результате затяжных дождей реки Янцзы и Хуанхэ разрушили сдерживающие их дамбы и потекли, сметая все на своем пути. Вода полностью уничтожила сельское хозяйство в нескольких десятках провинций, а находившийся на берегу озера город Гаою был смыт полностью. Но страшнее всего были человеческие жертвы: те, кто не погиб от воды, умерли от разрухи, голода и эпидемий.


Getty Images

31 мая 1970 года из-за землетрясения, эпицентр которого находился в Тихом океане, от горы Уаскарана в Перу оторвалась каменно-ледяная лавина и, двигаясь со скоростью в тысячу километров в час, накрыла находящиеся в долине реки Рио-Санта городки Ранрагирк и Юнгай – от них осталось только кладбище с парящей над ним фигурой Христа. Всего за несколько минут лавина стерла их и еще несколько небольших поселков, включая порты Касма и Чимботе, с лица земли. Результат катаклизма: 70 тысяч погибших, среди которых оказались и чешские альпинисты, собиравшиеся покорить Анды, и 150 тысяч раненых. Память тех, жизни которых унесла лавина, в Перу почтили восьмидневным трауром.

Циклон Бхола. 1970 год


Getty Images
Джордж Харрисон на благотворительном концерте в Бангладеш.

Тропический циклон Бхола – одно из самых страшных стихийных бедствий ХХ века. 13 ноября 1970 года на острова и побережье Восточного Пакистана обрушилась волна высотой в 15 (!) метров, смывая на своем пути целые населенные пункты и сельскохозяйственные угодья. За короткое время погибли 500 тысяч человек – в основном это были пожилые люди и дети. Катастрофа имела политические последствия: начались бунты, участники которых обвиняли пакистанское правительство в бездействии и медленной ликвидации последствий. Началась гражданская война между Восточным Пакистаном и центральным правительством, результатом которой стало провозглашение независимости Бангладеш.

Весь мир помогал восстанавливать пострадавшие территории. Одной из самых известных благотворительных акций стал концерт, организованный Джорджем Харрисоном: пригласив многих знаменитых исполнителей, он за один день собрал четверть миллиона долларов.


Getty Images
Жара в Европе. 2003 год

Жара, накрывшая континент в 2003 году, – то лето стало самым жарким со времени окончания Второй мировой войной – застала врасплох систему здравоохранения европейских стран, которая оказалась не готовы к нагрузкам, когда в медицинской помощи нуждались не десятки, а сотни и тысячи человек. Особенно пострадали такие страны, как Франция, Австрия, Италия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Температура в некоторых районах не опускалась ниже +40°С. Первыми под удар попали пожилые люди, а также аллергики и те, кто страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Всего в то лето на европейском континенте умерло около 70 тысяч человек.


Getty Images
Цунами в Индийском океане. 2004 год

Наряду с европейской жарой 2003-го у многих в памяти и цунами в Индийском океане, случившееся через полтора года – среди погибших были и граждане Украины. Смертоносная волна стала следствием самого крупного в истории Индийского океана землетрясения, произошедшего 26 декабря 2004 года. Его магнитуда по шкале Рихтера составила 9 баллов, в результате чего образовалась цунами, высота которой в прибрежной зоне составляла 15 метров, а в зоне всплеска – 30 метров. Через полтора часа после землетрясения она достигла берегов Таиланда, через два – Шри-Ланки и Индии, и унесла жизни 250 тысяч человек.

Поезда огромны, так что когда они сходят с рельсов или сталкиваются друг с другом, их невообразимая мощь становится болезненно очевидной. В ходе железнодорожной катастрофы поезд живёт своей жизнью - становится неуправляемым, и остановить его уже невозможно. Пассажиры не могут сделать ничего, чтобы предотвратить травмы, и зачастую болтаются в вагонах от стены к стене, получая переломы конечностей и травмы внутренних органов.

В ходе худших катастроф за нашу историю было унесено огромное количество человеческих жизней, но благодаря этому мы получили важную информацию о том, как мы можем улучшить железнодорожную инфраструктуру, а также обеспечить безопасность пассажиров.

10. Железнодорожная катастрофа в Аль-Аят (Al Ayyat) - Египет, 2002 год (383 жертвы)

В 2 часа утра 20 февраля 2002 года в пятом вагоне египетского поезда взорвался газовый цилиндр. Всепоглощающий огонь быстро распространился в другие вагоны, в то время как поезд продолжал мчаться по путям. Это продолжалось два часа, пока машинист, наконец, не остановился. В итоге семь вагонов полностью сгорело и почти 400 человек погибло. Однако количество жертв этой катастрофы многократно оспаривалось, так как полный список пассажиров отсутствовал. Также, из-за интенсивности пламени, многие трупы сгорели до состояния пепла, и их опознание было невозможным. Более того, поезд был перегружен и считается, что многие пассажиры погибли, выпрыгнув из горящего поезда. Хотя официальные данные гласят, что погибло 383 человека, многие считают, что более точной является оценка в 1000 жизней.

9. Железнодорожная катастрофа в Аваш (Awash) - Эфиопия, 1985 год (428 погибших)


Самая ужасная железнодорожная катастрофа за историю Африки произошла 14 января 1985 года, неподалёку от города Аваш. Город расположен на реке Аваш. Экспресс поезд сошёл с рельс на подходе к этому городку из-за того, что машинист не снизил скорость, проходя по изогнутому мосту, из-за чего несколько вагонов сорвалось в обрыв. Из 1000 пассажиров поезда 428 погибло, а почти все остальные пассажиры сильно пострадали. После ужасной катастрофы машинист был арестован, и ему предъявили обвинение в том, что он не снизил скорость при входе в поворот.

8. Железнодорожная катастрофа Торре-дель-Бьерсо (Torre del Bierzo) - Испания, 1944 год (200-500+ жертв)


3 января 1944 года неподалёку от деревни Торре-дель-Бьерсо в Испании, вышедший из под контроля почтовый поезд влетел в тоннель номер 20. Перед ним оказался маневровый локомотив с тремя вагонами, пытавшийся избежать столкновения. Два этих вагона были ещё в тоннеле, когда в них врезался почтовый поезд. С другой стороны приближался углевоз с 27 нагруженными вагонами-платформами. Машинист маневрового локомотива пытался предупредить углевоз, но тот всё же врезался в локомотив. Пламя катастрофы горело два дня. Так как многие люди путешествовали без билетов, а огонь полностью поглотил человеческие останки, точное количество пассажиров было сложно оценить, но выжившие утверждали, что поезд был переполнен, так как многие из них направлялись на рождественскую ярмарку.

7. Железнодорожная катастрофа Бальвано (Balvano) - Италия, 1944 год (521-600+ жертв)


Во время Второй Мировой войны острый дефицит привёл к развитию торговли на чёрном рынке. В 1944 году авантюристы и предприимчивые предприниматели тайком путешествовали на грузовых поездах для того, чтобы добраться до ферм поставщиков. В это же время ощущалась сильная нехватка высококачественного угля. Сжигание низкосортных заменителей выделяло большой объём непахнущего угарного газа. 2 марта 1944 года существенно перегруженный локомотив номер 8017 заглох внутри крутого туннеля. Обслуживающий персонал и пассажиры, включая несколько сотен «зайцев», погибли от удушья. Единственными выжившими были те, кто путешествовал в нескольких задних вагонах, оставшихся на открытом воздухе, когда поезд заглох.

6. Железнодорожная катастрофа под Уфой - Россия, 1989 год (575+ жертв)


Крупнейшая железнодорожная катастрофа за историю Советского Союза произошла 4 июня 1989 года. Щель в трубе продуктопровода позволила большому объему газа скопиться в низине между городами Уфа и Аша. Когда персонал заметил снижение давления, они просто увеличили давление до нормального уровня вместо того, чтобы найти возможную утечку. Около 1:15 два поезда, перевозящих более 1 200 пассажиров, многие из которых были детьми, проехали мимо друг друга. Искры, вызванные их проездом, подожгли легко воспламеняющееся облако, в результате чего произошёл взрыв, который был виден более чем за 100 километров. Вырвавшееся пламя выжгло деревья в радиусе 3,86 километров и разрушило оба поезда.

5. Железнодорожная катастрофа в Гвадалахаре (Guadalajara) - Мексика, 1915 год (600+ жертв)


В 1915 году мексиканская революция была в самом разгаре. Президент Венустиано Карранса (Venustiano Carranza) приказал перевезти семьи его армии в Гвадалахару, которую он недавно завоевал. 22 января 1915 года специально подготовленный поезд с двадцатью сильно перегруженными вагонами выехал из Колимы (Colima). Говорят, что вагоны были настолько забиты людьми, что пассажиры даже цеплялись к вагонам снизу и ехали на крышах. Во время крутого спуска машинист потерял управление составом. Поезд продолжал набирать скорость, спускаясь по рельсам, и в итоге вылетел в глубокий овраг. Менее катастрофу пережило трети людей из официального списка пассажиров.

4. Железнодорожная катастрофа в Бихаре (Bihar) - Индия, 1981 год (500-800 жертв)


6 июня 1981 года, во время сезона муссонов в Индии, поезд с девятью вагонами, перевозивший примерно тысячу пассажиров, упал в реку Багмати (Baghmati). Погодные условия в тот день были особо дождливыми и ветреными, и уровень воды в реке был выше обычного. В тот момент, когда поезд подъезжал к мосту, пересекающему реку, корова пересекла пути. Попытавшись избежать столкновения, машинист слишком сильно затормозил, из-за чего вагоны заскользили по влажным железнодорожным рельсам, и сошли с путей в реку. Помощь приехала только через несколько часов и большинство пассажиров, либо утонуло, либо их уже унесло водой к тому моменту, когда спасатели принялись за работу. Более 300 тел так и не было найдено.

3. Железнодорожная катастрофа в Чуря (Ciurea) - Румыния, 1917 год (600-1000 погибших)


Во время Первой Мировой войны у пассажирского поезда отказали тормоза во время спуска по крутому склону у станции Чуря. Поезд с 26 вагонами перевозил беженцев и раненных солдат, пытавшихся сбежать от наступающих немецких сил. Машинист попытался сделать всё возможное для замедления поезда, включив заднюю передачу и задействовав пескомёт для лучшего сцепления колёс, но поезд продолжал набирать скорость. Чтобы избежать столкновения со вторым поездом в конце спуска, убежавший поезд перенаправили в обгонный путь. Из-за высокой скорости поезд всё же, к сожалению, сошёл с путей и загорелся. В результате погибли сотни людей.

2. Крушение в Сен-Мишель-де-Морьен (Saint Michel-de-Maurienne), Франция, 1917 год (800-1000 жертв)


12 декабря 1917 года около 1 000 французских солдат возвращались домой на зимние праздники. По причине всеобщей нехватки, как локомотивов, так и недостаточной обеспеченности оборудованием, людей перевозило два соединённых воедино поезда, но под управлением одного локомотива. Из 19 вагонов поезда только у трёх первых были автоматические воздушные тормоза, в остальных были либо ручные тормоза, либо они отсутствовали вообще. Спускаясь в долину во французской части Альп, машинист приказал своим помощникам тормозить, но поезд продолжал набирать скорость. Тормоза перегрелись и под вагонами начало разгораться пламя. Спустя 6 километров первый вагон сошёл с путей, и остальные вагоны врезались в него, загоревшись за несколько минут. Из-за силы пламени были идентифицированы только 425 тела из примерно 1000 жертв.

1. Железнодорожная катастрофа и цунами в Шри-Ланке, 2004 год (1700+ жертв)


26 декабря 2004 года землетрясение в океане к северу от Суматры вызвало гигантское цунами, от которого погибло 280 тысяч человек. В тот ужасный день в «Королеве моря» ехало более 1 500 пассажиров. Поезд находился в 170 метрах от берега, когда обрушилась первая волна. Вода моментально остановила поезд. Местные жители и пассажиры, думая, что поезд будет спасением от воды, забрались на его крышу или спрятались за ним. Вторая волна была намного мощнее: она снесла поезд с железнодорожных путей и тащила за собой вагоны в джунгли. Те, кто не был раздавлен поездом, быстро тонули, так как оказались запертыми в ловушке вагонов. Только несколько пассажиров пережило эту трагедию.

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Экологические катастрофы имеют свою специфику - во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы отказали грязному судну заходить в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы это стал самый катастрофический разлив нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.


Под опасными природными явлениями подразумеваются экстремальные климатические либо метеорологические явления, происходящие естественным путём в той ил...

3. Чернобыльская катастрофа

Всем людям, родившимся в СССР, печально известна катастрофа на Чернобыльской АЭС. Её последствия действуют и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду было выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга - подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, всех их унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рождали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.


На протяжении истории человечества сильнейшие землетрясения не раз наносили людям колоссальный урон и были причиной огромного числа жертв среди населе...

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Но самая крупная экологическая катастрофа на памяти человека случилась 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить много тысяч местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.


Смерчем (в Америке это явление называют торнадо) называется довольно устойчивый атмосферный вихрь, чаще всего возникающий в грозовых облаках. Он визуа...

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновения Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.


Изредка в океане возникают волны цунами. Они очень коварны - в открытом океане совсем незаметны, но стоит им приблизиться к береговому шельфу, г...

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности - картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов - это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.


За стоимостью товаров и услуг в самых разных населённых пунктах России пристально следят Росстат и различные рейтинговые агентства. Все они дружно под...

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывались огромные количества нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно - эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.