В индустриальной цивилизации, утвердившейся в Европе в XIX столетии, главной ценностью стали считать научно-технический прогресс. И это не случайно. Как отметил П.Сорокин, «лишь только один XIX в. принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые».

XIX век был воплощением неслыханного технического прогресса, были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей: его начало ознаменовалось освоением силы пара , созданием паровых машин и двигателей, которые позволили осуществить промышленный переворот, перейти от мануфактурного производства к промышленному, фабричному.

Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим. Вслед за открытием Майклом Фарадеем явления электромагнитной дуги, Джеймс Максвелл предпринимает исследование электромагнитных полей, разрабатывает электромагнитную теорию света. Анри Беккерель, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, изучая явление радиоактивности, поставили под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии.

Физическая наука проделала путь от атомной теории материи Джона Дальтона - к раскрытию сложной структуры атома. После обнаружения Дж.Дж. Томпсоном в 1897 г. первой элементарной частицы электрона последовали планетарные теории строения атома Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора. Развиваются междисциплинарные исследования - физическая химия, биохимия, химическая фармакология. Подлинную революцию в науке произвели труды великого ученого-натуралиста Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека», которые иначе, чем христианское учение, трактовали возникновение мира и человека.

Достижения в области биологии и химии дали мощный толчок развитию медицины. Французский бактериолог Луи Пастер разработал метод предохранительных прививок против бешенства и других заразных болезней. Немецкий микробиолог Роберт Кох и его ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и других болезней, создали против них лекарства. В арсенале врачей появились новые лекарственные препараты и инструменты. Врачи стали применять аспирин и пирамидон, был изобретен стетоскоп, открыты рентгеновские лучи. Если XVII-XVIII вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 в. появляется первый автомобиль с паровым двигателем.

Джеймс Кларк Максвелл. Большим достижением науки XIX в. была выдвинутая английским ученым Д. Максвеллом электромагнитная теория света (1865 г.), которая обобщила исследования и теоретические выводы многих физиков разных стран в отраслях электромагнетизма, термодинамики и оптики.

Максвелл хорошо известен тем, что сформулировал четыре уравнения, которые явились выражением основных законов электричества и магнетизма. Эти две области широко исследовались до Максвелла на протяжении многих лет, и было хорошо известно, что они взаимосвязаны. Однако хотя уже были открыты различные законы электричества и они были истинными для специфических условий, до Максвелла не существовало ни одной общей и единообразной теории.

Чарльз Дарвин (1809 - 1882). XIX век стал временем торжества эволюционной теории . Чарльз Дарвин одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. Основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

Пьер-Симон Лаплас. Лаплас является одним из создателей теории вероятностей ; развил и систематизировал результаты, полученные другими математиками, упростил методы доказательства.

Наибольшее количество исследований Лапласа относится к небесной механике. Он стремился все видимые движения небесных тел объяснить, опираясь на закон всемирного тяготения Ньютона. Он определил величину сжатия Земли у полюсов. В 1780г. Лаплас предложил новый способ вычисления орбит небесных тел. Пришел к выводу, что кольцо Сатурна не может быть сплошным, иначе оно было бы неустойчивым. Предсказал сжатие Сатурна у полюсов; установил законы движения спутников Юпитера.

Джон Дальтон. Первым ученым, который добился значительных успехов в новом направлении развития химии, стал английский химик Джон Дальтон, который вошел в историю химии как первооткрыватель закона кратных отношений и создатель основ атомной теории . Дж. Дальтон показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов.

Все свои теоретические выводы он получил на основе сделанного им самим открытия, что два элемента могут соединяться друг с другом в разных соотношениях, но при этом каждая новая комбинация элементов представляет собой новое соединение. Полагал, что все атомы каждого отдельного элемента одинаковы и характеризуются тем, что обладают определенным весом, который он назвал атомным весом. Рассуждая таким образом, Дальтон составил первую таблицу относительных атомных весов водорода, азота, углерода, серы и фосфора, приняв за единицу атомную массу водорода. Эта таблица была самой важной работой Дальтона.

Компьютеры. Хотя считается, что первый компьютер появился в 20 веке, но уже в XIX веке были построены первые прообразы современных станков с числовым программным управлением.

Машиностроение и промышленность. Автомобили Русско-Балтийского завода - научное открытие 19 века. Уже в начале 19-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем.

В конце 18-го столетия появились и первые токарные станки. Их разрабатывал английский механик Генри Модсли. Начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу.

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда - в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции - в 1882 г.

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV - XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого - теория относительности - заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого - длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» - мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Я. Бор (Дания) и Э. Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.


То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В 1859 г. в Англии вышла книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она довела конфликт между религиозным и научным взглядами на мир до точки кипения. Главная идея Дарвина заключалась в том, что растительный и животный мир постоянно изменяется путем естественного отбора. Выживает только тот вид растительного или животного мира, который наиболее приспособлен к условиям жизни, и, наоборот, отбрасываются в сторону, погибают неприспособленные организмы. Места для Бога в этом развитии не оставалось. Церковь выступала против Дарвина, видя в его учении основу для атеизма.

Нападки стали более ожесточенными после выхода новой книги ученого «Происхождение человека» (1871). В ней доказывалось, что человек произошел от общего с обезьяной существа.

Сам Дарвин назвал свои книги в шутку «евангелиями Сатаны». Вокруг «Происхождения человека» развернулась острая полемика. Многие ученые не приняли дарвиновскую теорию происхождения человека. Она не получила научного подтверждения до настоящего времени. Но ее общие идеи об эволюции и естественном отборе сохранили значение.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Правящие классы исказили теорию Дарвина. Они увидели в ней еще одно доказательство своего превосходства. В результате «естественного отбора» они выжили в борьбе за существование и оказались наверху, стали правящими. Это был также довод в пользу империалистической политики и господства белой расы. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс видели в «Происхождении видов» естественнонаучную основу понимания исторической борьбы классов.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Мощный толчок для механизации производства дало изобретение в конце XVIII в. парового двигателя. С его помощью в движение могли приводиться рабочие машины любого типа. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства - машиностроение. Развернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, на сухопутном, речном и морском транспорте. Не случайно современники характеризовали XIX в. как «век пара и железа».

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.- из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.


"Железная лошадь" английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX - XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта - автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.


Итальянский физик Алессандро Вольта - создатель первого химического источника света - вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Электрические и магнитные явления были известны еще до XIX в., но они рассматривались изолированно друг от друга. В 1831 г. английский ученый Майкл Фарадей (1791-1867) провел важные опыты, демонстрируя законы электричества. Оказалось, что в медной проволоке, пересекающей магнитные силовые линии, возникает электрический ток. Это открытие известно как явление электромагнитной индукции. От своих современников Фарадей получил шутливый титул «повелитель молний». Его идеи подтвердил и развил шотландский ученый Джеймс Максвелл, доказавший в 1873 г. связь между электричеством и магнетизмом.


Люди XIX в. полагали, что уже изобрели все, когда появились первые паровозы и автомобили, двигавшиеся со скоростью двадцать километров в час. Но как сильно ошибались они! Сколько всего еще предстояло открыть! Наука об электричестве привела к созданию электротехнической промышленности, которая стала служить человеку. Сначала был изобретен электродвигатель, а в 1880 г. фирма «Сименс» произвела первый электропоезд. Заработали первые в мире электростанции, на фабриках и заводах все шире начали применяться электромоторы. Появилось электрическое освещение городских улиц, жилых домов, общественных и производственных помещений. В прошлое уходила конка. На улицах европейских городов загрохотали трамваи, оповестившие мир о начале эпохи электричества.

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон - автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии - с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В 1836 г. американец по имени Сэмюэл Морзе изобрел принципиально новый вид связи - телеграф. Электрический аппарат Морзе передавал сообщения закодированными точками и тире по проводам. К концу столетия главные города мира были соединены телеграфной связью. Ученым понадобилось сорок лет для того, чтобы перейти от кодированных сообщений к передаче по проводам живого голоса. В 1876 г. был изобретен телефон, завоевавший всеобщее признание. На рубеже XX в. родилось третье важное открытие в области передачи информации - беспроволочная связь по воздуху с помощью радиоволн. С этого времени радио стало основным источником информации для всего мира.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

В девятнадцатом веке были заложены основы для развития науки и технологий следующего столетия, а также созданы предпосылки для создания множества изобретений и нововведений, которые используются до сих пор. Какие же ключевые изобретения 19 века этому поспособствовали?

Физика

Отличительной особенностью этой эпохи стало распространение электричества и использование его практически во всех отраслях производства. В связи с этим нововведением было сделано множество открытий. Наиболее популярной темой для физических исследований стали электромагнитные волны, а также их способы влияния на разные материалы.

Электричество

1831 год - англичанин Майкл Фарадей заметил, что проволока, движущаяся в магнитном поле и пересекающая силовые линии, становится носителем электрического тока. Это явление было названо электромагнитной индукцией и впоследствии использовалось для создания электродвигателей.

Световые колебания

1865 год - Джеймс Кларк Максвелл предположил, что существуют волны, с помощью которых электрическая энергия передаётся в пространстве. Немного позже, в 1883, Генрих Герц доказал правдивость этого предположения - он открыл эти волны и установил скорость их распространения - 300 тыс. км/с. Так возникла электромагнитная теория света.

Радиоволны

И, конечно же, невозможно представить изобретения 19 века без радио, созданного А. С. Поповым. Этот прибор стал прототипом всех современных видов связи.

Химия

Изобретения 19 века в области химии не столь обширны. Но именно в этом столетии Д. И. Менделеевым был открыт Периодический закон, который послужил основой для создания периодической таблицы элементов - краеугольного камня современной химии.

М едицина

Это столетие характеризуется очень высокой скоростью развития науки, в том числе - и медицины с биологией. Наибольшие вклады в этой области сделали трое выдующихся ученых: немец-микробиолог Роберт Кох и два француза - химик Луи Пастер и медик Клод Бернар. Роберт Кох открыл туберкулёзную палочку как возбудитель болезни, холерный вибрион и бациллу сибирской язвы. За первое открытие он был награждён Нобелевской премией. Луи Пастер - основоположник таких наук, как микробиология и иммунология. Примечательно, что его фамилией был назван способ термической обработки продуктов - пастеризация. Клод Бернар основал эндокринологию - науку о строении и функциях желез внутренней секреции.

Технические изобретения 19 века

Прообразы компьютеров

Естественно, в девятнадцатом веке ещё не было полноценных вычислительных машин - они появились лишь в следующем столетии. Но уже тогда были заложены основы программирования и механизации процессов, которые нашли свое воплощение в ткацких станках с программным управлением. Изобретения 19 века в области «программирования» также могут похвастаться станком, который управлялся с помощью перфокарты.

Машиностроение и промышленность

В 1804 году в Филадельфии Оливер Эванс впервые продемонстрировал публике автомобиль, который был оснащён паровым двигателем. В конце предыдущего столетия стали появляться автоматические токарные станки, которые впоследствии заменили ручную работу в тех случаях, когда деталь должна была быть изготовлена с большой точностью.

Вывод

Изобретения 19-20 века в корне изменили жизнь людей того времени - ведь с появлением таких вещей, как электричество, автомобили и беспроводные средства связи, культура и мировоззрение изменились навсегда.

Переход от мануфактурного к фабричному производству и изобретение конце ХУГЫ ст. парового двигателя сделали развитие технического прогресса в промышленности. Содержание нового этапа технического прогресса, развернувшегося в первой половине XIX в., Заключался в создании машин с помощью машин. Итак, в промышленности одной из главных отраслей стало машиностроение.

Для изготовления машин нужно было много металла, поэтому металлургическая промышленность начала совершенствоваться. Английский инженер Генри Бессемер изобрел для производства чугуна, железа и стали вращающуюся печь — конвертер, а французский инженер Пьер Мартен — печь для изготовления стали высокого качества.

Примером технического прогресса в первой половине XIX в. стали изменения в книгопечатании. В начале века для печати использовали ручной станок. Впоследствии он уступил место механическому, который также постоянно совершенствовали. В 1816 г. в Лондоне печатали 1100 экземпляров газеты «Таймс» в час, а в 1850 г. — уже 10 тысяч.

Основным средством передвижения на суше стали железной дороги. На морских путях пароходы постепенно вытесняли парусники. В 1807 г. состоялось испытание первого парохода Роберта Фулто-на. В начале века в США и Англии появились первые автомобили 3 паровым двигателем. Скорость их движения в Англии ограничивалась 4 км / час.

Паровые машины нашли применение в сельском хозяйстве. В 40-х гг XIX в. в Англии появились первые паровые молотилки, а через некоторое время и паровые плуги. Отсюда они стали распространяться в другие страны.

Начали совершенствоваться и средства связи. Очень быстро распространился изобретен в 1844 американским ученым Сэмюэлом Морзе телеграфный аппарат.

Необходимость развития мировой торговли привела строительство каналов. Самым крупным из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. начал французский инженер Фердинанд Лессепс. За десять лет строительство было закончено.

Свидетельством успехов новой техники стало строительство железнодорожных тоннелей. В 1843 г. было завершено строительство такого туннеля под Темзой. Начали совершенствоваться конструкции мостов. В 1818 — 1826 годов в Англии инженер Телфорд построил первый железнодорожный навесной мост. Иоганн Реблингов построил в США пять знаменитых цепных мостов. Известный среди них — Бруклинский мост в Нью-Йорке, ширина среднего прогона которого составляет 486 г.

Итак, первая половина XIX в. стала периодом быстрого развертывания технического прогресса, который существенно изменил среду жизни человека. Самым шагом в энергообеспечении промышленного производства и транспорта стало получение электроэнергии в больших масштабах с помощью динамо-машин, первые образцы которых появились в 70-х гг.

Технической событием большого значения стало появление нового класса моторов, которые сконструировали немецкие изобретатели Николаус Отто (1876 г.) и Рудольф Дизель (1897 г.). Эти компактные високоекономич-ни двигатели, работавшие на жидком топливе, быстро нашли применение в первом автомобиле Г. Даймлера и К. Бенца (1886 г., Германия).

Постепенно в обиход людей входят телефон, который изобрел Александер Грейам Белл (1876 г.), фонограф (Томас Алва Эдисон, 1877 г.), радиоприемник (Гульельмо Маркони и Александр Попов, 1895 г.), кино (братья Луи Жан и Огюст люм Регби, 1895 г.), электрическое освещение улиц, цехов, квартир и т.п.. В 1881 г. появился трамвай, а вскоре и метро.

Значительные достижения произошли и в военной технике. В 1883 г. появился пулемет американского инженера X. Максима. Началось создание авиации. Флот получил бронированные корабли с пушками большого калибра и подводные лодки.

Достижения научно-технического прогресса внедрялись в российскую жизнь недостаточно быстро, что являлось неизбежным следствием низкого уровня образования. В начале 19 в. в целом по стране грамотных было не более 4-5 % (для сравнения - в Японии в этот период грамотными было 40 % населения). К середине 19 в. ситуация практически не изменилась к лучшему - грамотными были только 6 % россиян, несмотря на то, что была введена доступность образования и создана сеть низших, средних и высших учебных заведений.

После реформ 60-70-х годов 19 в. в народном образовании наметился некоторый прогресс: расширена система начального образования за счет бесплатных земских и крестьянских школ, усовершенствована средняя ступень, дополненная реальными и женскими гимназиями, которые давали право поступать в вузы. Были открыты новые институты и университеты. Право поступать в любые учебные заведения предоставлялось выходцам из любых сословий. Однако изменения к лучшему были медленными: в 1897 г. грамотными были только 21 % жителей России. К этому времени в Японии, а также развитых западных странах уже давно было введено обязательное для всех начальное образование.

Неудивительно поэтому, что и российская наука развивалась медленнее, чем в передовых странах мира, однако, по сравнению с уровнем отечественной науки предыдущего периода рост был ощутимым.

Крупнейшим математиком был Н. И. Лобачевский (1792 - 1856). Открытия Лобачевского (1826) - сумма углов может быть больше или меньше 180 градусов, две параллельные прямые могут пересекаться в бесконечности - совершили переворот в представлениях о природе пространства. На Западе эти проблемы одновременно с Лобачевским разрабатывали крупные ученые К. Ф. Гаусс и Б. Риман, которые пришли к сходным выводам. Во второй половине 19 в. формируется знаменитая Петербургская математическая школа, лидерами которой былиП. Л. Чебышев, А. Н. Ляпунов, А. А. Марков . Их исследования способствовали развитию новых отраслей математики. В целомроссийская математическая мысль в 19 в. впервые вышла на уровень мировой науки.

Достижением мирового уровня стало создание Д. И. Менделеевым в 1869 г.Периодической таблицы химических элементов . Расположив химические элементы в порядке возрастания их атомных весов, он установил периодическую повторяемость их свойств.

Астрономическая мысль в России зародилась именно в 19 в. Наиболее известными учеными былиВ. Я. Струве (1793 - 1864), основатель и первый директор Пулковской обсерватории, установивший факт поглощения света в межзвездном пространстве, и его сынО. В. Струве , открывший более 500 двойных звезд.

Общий социальный портрет интеллигенции, поставлявшей в основном кадры в науку, выглядел в конце 19 в. таким образом. По данным переписи 1897 г. инженеров и технологов на всю страну было 4010 чел. (в том числе четыре женщины), ученых и литераторов 3296 (284 женщины), врачей -16956. В то же время нищих, бродяг, странников, богомолок и гадалок было 363 тыс. 201 чел., а крестьян - 97 млн.

Но тем не менее в России в то время работали и творили замечательные ученые и инженеры. Одним из них был Павел Петрович Аносов (1797 - 1851) - выдающийся металлург. Сын мелкого чиновника Бергколлегии - так называли тогда горную коллегию - в 1809 году он был зачислен на казенный кошт «за счет хребта Уральского», т.е. на стипендию из средств главноуправляющего горных заводов Урала в одно из лучших учебных заведений того времени - Горный кадетский корпус в Петербурге. Окончив его с большой золотой медалью, он получил назначение в Златоустовский горный округ.

Через несколько лет он стал управляющим оружейной фабрики. Видя несовершенство существовавшей в то время технологии производства стали, Аносов занялся исследованиями, направленными на улучшение технологии и ускорение процесса. В 1837 г. в «Горном журнале» появился научный труд Аносова «О приготовлении литой стали». Исследователь совершил настоящий переворот в технике производства стали. Все дальнейшие усовершенствования 19 в. в этой области основаны на его открытиях.

Поиски способов получения литой стали тесно связаны с опытами получения булата. Над методом производства этой необычайно упругой и крепкой стали действительно висела тайна. Многие ученые разных стран безуспешно пытались ее разгадать. Аносов подошел к этой тайне как глубокий исследователь. Он не ожидал легких успехов, он знал, что путь к победе лежит через очень долгие и настойчивые поиски и опыты.

В марте 1828 г. Аносов начал свой знаменитый «Журнал опытам». В нем 186 записей. Для получения булата Павел Петрович испробовал самые различные материалы минерального и органического происхождения, разные режимы плавки и охлаждения.

Исследуя полученную сталь, он впервые в мире - это было в 1831 г. - стал рассматривать кристаллы металла через микроскоп и увидел «узоры, подобные по расположению булатным». Этим Аносов заложил основы новой науки - металловедения .

Много раз Аносов был уже почти у цели, но получить булат ему все не удавалось. Однако он упорно добивался победы.

После долгих опытов исследователь пришел к выводу, что природа бу-

лата объясняется чистотой исходных материалов и режимом застывания металла.

«Железо и углерод и ничего более, - писал он в опубликованном в 1841 г.сочинении «О булатах», - все дело в чистоте исходных материалов, методе охлаждения, в кристаллизации». Аносовские изделия из булата оказались настолько высокого качества, что самые крупные знатоки не могли их отличить от лучших - индийских.

Многолетний труд по отысканию тайны булата привел Аносова к другому чрезвычайно важному открытию. Прибавляя в тигли разные химические элементы, Павел Петрович стал получать сталь с различными свойствами. Так, прибавка 1% марганца дала сталь «крепкую», а прибавка 2% - сталь, хорошую «и по ковкости и по остроте». На этой стали оказались и узоры. Аносов проводил плавки с хромом, титаном и многими другими элементами. Это было началом металлургии качественных, или специальных, сталей.

Аносов занимался не только металлургией. Он был и геологом, и химиком, и конструктором. В геологии известен «спирифер Аносова» (род вымерших плеченогих, встречающийся там, где есть морские отложения). Известный английский ученый-геолог Мурчисон, посетивший в те времена Урал, признал, что находка Аносова позволила по-новому осветить всю историю Уральских гор.

Став начальником Златоустовского горного округа и дослужившись до звания генерал-майора, Аносов всюду насаждал передовые методы производства. Он вел энергичную борьбу с консерватизмом и неверием в народные таланты.

Аносов сконструировал золотопромывальную машину, которая нашла применение на всех промыслах России и за границей. По аносовским чертежам были установлены машины на золотых приисках в Египте.

Большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и техники внес Борис Семенович Якоби (1801 - 1874). В 1834 г. в мемуарах Парижской академии наук появилась заметка о новой «магнитной машине». Сообщая об изобретенном им электродвигателе, автор писал: «Машина эта дает непосредственное постоянное круговое движение, которое гораздо легче преобразовывать в другие виды движения, чем возвратно-поступательное движение». Заметку подписал мало кому в то время известный Якоби.

Работа электродвигателя Якоби была основана на притягивании разноименных магнитных полюсов и отталкивании одноименных. Это то самое явление, которое заставляет магнитную стрелку компаса поворачиваться одним концом к северу, другим - к югу.

Для переключения тока в обмотке было сделано особое приспособление - коллектор. Электродвигатель вращался непрерывно и придуман был настолько удачно, что его основные части - вращающийся электромагнит и коллектор - до сих пор сохранились во всех электромашинах постоянного тока.

Изобретатель этого электродвигателя Борис Семенович Якоби родился в г. Потсдаме, в Германии. В 1823 г. он окончил Гёттингенский университет и по желанию родителей стал архитектором. Но молодого архитектора больше интересовала физика. Он занялся усовершенствованием водяных двигателей, затем увлекся электричеством. Через несколько лет появилась первая модель нового электродвигателя, потом - вторая.

R1835 г. Якоби по рекомендации видных ученых был приглашен в Россию - в Дерптский (ныне находящийся в Эстонии Тартуский) университет. Здесь он занял должность профессора архитектуры. С тех пор вся жизнь Якоби была связана с Россией. Он всегда подчеркивал, что его изобретения принадлежат России, в которой изобретатель нашел свою вторую родину.

Молодой профессор архитектуры все свободное время отдавал работе над усовершенствованием своего электродвигателя.

Летом 1837 г. он, наконец, мог сообщить Петербургской Академии наук, что созданный им двигатель работает вполне надежно.

Изобретением Якоби заинтересовались. Его вызвали в Петербург для опытной работы по применению электродвигателей на судах флота. Здесь Якоби стал работать вместе с замечательным ученым - академиком Ленцем. При содействии известного адмирала Крузенштерна (который совершил первое русское кругосветное путешествие) они к 1839 г. построили два мощных по тем временам электродвигателя. Один из них был установлен на большой лодке и вращал ее гребные колеса. При испытании лодка с экипажем в 14 человек в течение нескольких часов поднималась против течения Невы, борясь со встречным ветром и волнами. Это было первое в мире электрическое судно.

Второй двигатель Якоби - Ленца катил по рельсам тележку, в которой мог помещаться человек. Эта скромная тележка приходится бабушкой трамваю, троллейбусу, электропоезду, электрокару. Правда, сидеть в ней было не очень удобно: почти все место занимала батарея. Других источников электрического тока тогда еще не знали.

Элементы батарей быстро выходили из строя: цинковый электрод в них разрушался, «сгорал», подобно тому, как сгорает уголь в топке паровой машины. Но уголь был дешев, а цинк в те времена стоил очень дорого. Работа электродвигателя с батареями обходилась в 12 раз дороже, чем работа паровой машины!

Нужно было получить дешевый электрический ток. Якоби стал тщательно исследовать гальванические элементы. И эта напряженная работа дала неожиданный результат,

Однажды, рассматривая электрод разобранного элемента Даниэля, Якоби заметил, что слой осевшей на электроде меди легко отделяется. На нем запечатлелась каждая шероховатость, каждая мельчайшая царапинка электрода!

Якоби подвесил вместо электрода медную монету. Через некоторое время она покрылась слоем меди. Сняв этот слой, Якоби увидел на нем отпечаток монеты. Только отпечаток был обратным. А что, если сделать таким способом новую монету?

Якоби подвесил вместо электрода этот отпечаток и включил элемент. Прошло несколько часов... Пора! Вынув нагретый током электрод, Якоби осторожно разделил его на две части. В одной руке остался отпечаток монеты, в другой - новенькая медная монета, в точности подобная первой! Она была как бы вылеплена током гальванического элемента. Поэтому Якоби назвал свое открытие гальванопластикой .

Но можно ли приспособить гальванопластику к какому-нибудь делу? Конечно, изготовлять таким способом бедные монеты невыгодно, они обойдутся дороже серебряных. Якоби стал пробовать получать копии с самых разнообразных предметов. Однажды гравер принес новую медную дощечку для входной двери. На ней была вырезана надпись: «Профессор Б. С. Якоби». Разумеется, дощечку немедленно постигла участь всех металлических предметов в доме: она стала электродом. И вскоре Якоби уже держал в руках отпечаток дощечки. Врезанные буквы надписи на отпечатке стали выпуклыми. Ученый смазал их краской и прижал к бумаге. Надпись отпечаталась прекрасно!

Теперь Якоби нашел, наконец, применение своему открытию. Можно делать точные формы для печати. В России уже печатались бумажные деньги. Медные гравированные доски быстро истирались. Приходилось заказывать новые. Но даже самые искусные граверы не могли точно повторить прежний рисунок. Деньги получались разными. Теперь этому пришел конец!

Открытие гальванопластики получило признание во всем мире. В Петербурге было создано предприятие, которое с успехом изготовляло путем гальванопластики барельефы и статуи для украшения Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца, золотило листы кровли для шпилей и куполов, размножало медные копии с форм для печатания не только денег, но и географических карт, почтовых марок, художественных гравюр.

Еще много работал Якоби на благо русской науки и промышленности. Он усовершенствовал электрический телеграф, годом раньше С. Морзе создал пишущий телеграфный аппарат, впервые использовал землю в качестве обратного провода, изобрел подземный кабель в свинцовой оболочке. Якоби усовершенствовал мины с электрическим взрывателем, создал реостаты и эталоны сопротивлений, придумал новый способ изготовления эталонов мер и весов.

Изобретения Якоби не только помогали развитию техники и просвещению народа. Они обогащали предприимчивых заводчиков и фабрикантов, выпускавших новые изделия. Но сам изобретатель, признанный всем миром, избранный членом Академии наук, удостоенный золотых медалей разных ученых обществ, не разбогател. На могиле Б. С. Якоби стоит бюст, изготовленный при помощи гальванопластики.

Выдающимся ученым - металлургом был Д.К. Чернов (1839 - 1921). Родился Дмитрий Константинович Чернов в Петербурге в семье мелкого чиновника. Он прекрасно учился в гимназии и после ее окончания поступил в Технологический институт. В 19 лет юноша блестяще окончил его, получив диплом инженера-технолога. За выдающиеся успехи по математике его оставили в институте преподавателем. В эти годы он был так же вольнослушателем физико-математического факультета Петербургского университета. Окончив его, Чернов по-прежнему стал преподавать математику в Технологическом институте. Одновременно он - помощник заведующего большой научно-технической библиотеки. Но чистая математика влекла его меньше, чем мир техники. Поэтому, когда молодого преподавателя пригласили работать инженером на вновь построенном близ Петербурга сталелитейном заводе Обухова, он сразу же согласился.

Это произошло в 1866 г. В то время во всем мире сталь лишь начала входить в производство. И завод Обухова приступил к производству новых пушек - не из бронзы, как их еще недавно делали, а из стали.

Первая русская стальная пушка была изготовлена в 1860 г. на Урале. Это было выдающимся событием в сталелитейной промышленности России. На Всемирной выставке 1862 г. в Лондоне эта пушка превзошла орудия, представленные здесь, западноевропейскими странами и Америкой, и получила высшую оценку и премию.

Однако пушечное производство в России все же нельзя было еще назвать налаженным. Изготовленные на Обуховском заводе пушки большого калибра нередко разрывались при первом же выстреле. Причину этого установить не могли. Химический состав стали считался безукоризненным; литье, казалось, обрабатывалось одинаково. Уже шла речь о том, что производство стальных орудий в России будет прекращено и заказы переданы на иностранные заводы.

И вот тут-то дело спасло открытие Д. К. Чернова. Он установил критические точки нагрева металла, известные теперь всему миру под названием «точек Чернова».

Ученый неутомимо искал причину разрушения пушек. Тщательно изучая места разрывов орудий, он обнаружил, что здесь сталь имеет крупнозернистую структуру. Структура же металла тех пушек, которые не разрывались, была мелкозернистой. Следовательно, причина брака крылась не в химическом составе стали, а в разной обработке литья.

Наблюдая за изготовлением стальных болванок, Чернов видел, как, нагреваясь, они последовательно проходили все цвета каления - от темно-красного до ослепительно-белого. И когда металл медленно остывал на воздухе, то так же последовательно терял эти цвета; но вдруг темнеющая масса остывающего металла как бы вспыхивала, а затем снова спокойно остывала. Чернов без конца повторял опыт, и всякий раз это явление повторялось.

Ученый понял, что обнаружил какой-то очень важный закон, позволяющий познать таинственную жизнь металла. Он начал сравнивать закалку болванок, нагретых и не нагретых до критической точки. Выяснилось, что болванки, нагретые ниже критической температуры, совсем не закалялись, оставались «мягкими». Эту критическую точку нагрева (около 700°), при которой металл приобретает темно-вишневый цвет, Чернов назвал точкой Л, или точкой закалки.

Тем временем исследователь настойчиво продолжал искать условия, при которых образуется крупнозернистость или мелкозернистость стали. Целыми днями он не выходил из кузницы, пристально следя за тем, как куются болванки. И он обнаружил в поведении металла еще одну критическую точку, которую назвал точкой В.

Чернов выяснил, что когда металл нагревается до красного каления, его поверхность становится морщинистой, как бы шелушится. В этот момент поковка и переходит в точку В (800… 850° для обычной стали). Затем, оставаясь все того же красного цвета, поверхность металла опять меняет вид. Из блестящей, маслянистой, как бы мраморной, она превращается в матовую, похожую на гипс. Оказалось, что за время всех этих едва уловимых глазом превращений металла и происходит изменение его структуры - она становится мелкозернистой.

Открытия Чернова произвели подлинную революцию в металлургии. Стало возможным получать сталь с превосходными механическими качествами, обрабатывая ее с помощью нагрева, по открытому им способу.

Дмитрий Константинович настойчиво продолжал свои работы; открывая новые тайны стали. Ученый хотел понять явления, которые происходят в остывающем металле. Много лет он тщательно изучал кристаллизацию различных веществ, терпеливо выращивал кристаллы поваренной соли и квасцов, следил за различными условиями замерзания воды, рассматривая эти явления как процесс кристаллизации. Долгие годы исследования позволили Чернову проникнуть в тайны слитков. Он первым в мире понял, что стальные слитки - это результат кристаллизации расплавленного металла. Он объяснил, почему в центре слитка металл более рыхлый, чем на его поверхности, как образуются в литье пузыри, усадочные раковины, пустоты, что происходит во время закалки стали.

Найти законы, чтобы сознательно управлять процессом обработки стали, было в то время крайне необходимо. Без этого не могла больше совершенствоваться металлургия. Поэтому открытия Д. К. Чернова были особенно ценны.

Но вдруг неожиданно его деятельные исследования прервались. Из-за разногласий с новым директором Обуховского завода прямому и принципиальному Чернову пришлось уйти в отставку.

Отстранение от любимого дела не сломило его душевных сил. Он уехал на юг России, в Бахмутский уезд, Екатеринославской губернии, чтобы заняться разведкой залежей каменной соли. И на атом новом поприще проявился его необычайный дар наблюдательности, его обобщающий ум. По едва уловимым признакам он научился судить о залежах земных недр и сумел открыть богатейшие залежи каменной соли близ Брянцевки. Сейчас это район крупнейших соляных разработок.

Когда улеглась горечь незаслуженной обиды, Чернов возвратился в Петербург к инженерной работе. В 1886 г. он поступил на должность главного инспектора в министерство путей сообщения, а в 1889 г. получил приглашение руководить кафедрой металлургии в Петербургской артиллерийской академии. Тридцать лет жизни отдал Дмитрий Константинович работе в этой академии, воспитав несколько поколений военных металлургов.

Одновременно с занятиями в академии он не прерывал и своих исследований, находя новые способы обработки стали. Он разработал такие смелые проекты, которые и сегодня еще лишь начинают осуществляться. Так, Чернов нашел способ получения стали непосредственно из руды, создал для этого проект плавильной печи.

Творчество Чернова удивительно многогранно. Всю жизнь занимаясь проблемой обработки стали, он вместе с тем еще в 1893 г. создал модель летательного аппарата. Занимался он также ботаникой и астрономией.

Д. К. Чернов как ученый-металлург был признан всем миром. Его открытия превратили металлургию из ремесла и «искусства», опирающихся лишь на опыт, в точную науку, основанную на определенных законах природы. Его труды во многом способствовали тому, что именно сталь сделалась основой современной техники и заняла главенствующее место в металлургии.

Мировая наука называла его «отцом современной металлографии». В некрологе, написанном за рубежом в год смерти ученого, говорилось: «Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России».

Русский электротехник Павел Николаевич Яблочков (1847 - 1894) является изобретателем дуговой лампы без регулятора - электрической свечи, прообраза современной осветительной лампы.

Павел Николаевич с детства любил технику. В 12 лет он сконструировал землемерный прибор, которым долго пользовались крестьяне Сердобского уезда. Отец Яблочкова - небогатый помещик Саратовской губернии - отдал мальчика в Петербургское военное училище. Там Яблочков особенно увлекся физикой и ее еще мало изученной областью-электричеством. С большой радостью посвятил бы он свою жизнь науке, но после окончания курса пришлось служить саперным офицером в Киевской крепости.

Молодой человек тосковал. Повседневная служебная рутина тяготила его. И только когда его послали учиться в «Офицерские гальванические классы», он почувствовал себя по-настоящему счастливым. Снова Петербург, лекции видных ученых, в том числе и академика Якоби. После выпуска Яблочков твердо решил порвать с военной службой и при первой возможности ушел в отставку.

Началась новая жизнь. Яблочков поселился в Москве и занял должность начальника телеграфа недавно построенной Московско-Курской железной дороги. Он встречался с изобретателями, бывал на собраниях ученых обществ, оборудовал мастерскую, где мог ставить опыты и строить нужные ему приборы.

После опытов изобретателя Александра Николаевича Лодыгина (1847 - 1923), разработавшего несколько типов ламп накаливания, Яблочков заинтересовался электричеством как источником света. Но, в отличие от Лодыгина, он пошел другим путем. Он занялся дуговыми лампами,

Явление дуги, т. е. электрического разряда, возникающего между двумя сближенными угольными стержнями - электродами, было открыто в 1802 г. профессором Петербургской медико-хирургической академии Василием Петровым. Однако расположенные друг против друга угольки быстро сгорали, расстояние между ними увеличивалось, и дуга угасала. Изобретатели разных стран придумали несколько регуляторов расстояния между углями, но все это были сложные, громоздкие, часто ломающиеся приборы.

Яблочков тщательно испытывал все известные системы регуляторов. Он работал очень увлеченно и даже оставил службу, отнимавшую много времени. Но для опытов нужны были деньги, и тогда вместе со своим другом он открыл механическую мастерскую и магазин физических приборов. Однако у молодого изобретателя не было коммерческих способностей, и дела шли плохо.

Яблочков бедствовал, но держался стойко. Он проделывал сотни опытов в поисках подходящего изолирующего вещества. Решал он и еще одну серьезную задачу - «дробления света», добиваясь, чтобы в одну цепь можно было включать несколько ламп.

Исследования были уже близки к завершению, когда Яблочкову внезапно пришлось все бросить и уехать в Париж: он запутался в долгах, кроме того, им, как политически неблагонадежным, заинтересовалась полиция. Нужно было скрыться, чтобы избежать ареста.

Парижская жизнь изобретателя мало отличалась от московской: работа в мастерской и опыты, опыты без конца...

Рассказывают, что, сидя однажды в кафе, Павел Николаевич случайно положил перед собой на столик два карандаша - параллельно один другому, и, когда взглянул на них, у него перехватило дыхание: ведь именно так, параллельно друг другу, можно расположить угли дуги Петрова!

Яблочков немедленно приступил к новым опытам. Два угля, поставленные вертикально, были разделены изолирующим слоем каолина. Между углями загоралась дуга. Не нужно было никакой регулировки. Угли сгорали равномерно, они были укреплены на простой подставке, и расстояние между ними оставалась неизменным. Каолин испарялся по мере сгорания углей. Эта «свеча» была проста в изготовлении и очень дешева.

Разрешил Яблочков и трудную задачу «дробления света». Дело в том, что свечи Яблочкова горели при небольшом напряжении. Их включали по несколько штук последовательно, подобно тому, как мы сейчас включаем маленькие лампочки в гирляндах для освещения новогодних елок. Но при последовательном соединении стоило одной свече отключиться или погаснуть из-за какой-нибудь неисправности, как цепь тока разрывалась и все остальные свечи гасли, как по команде.

Чтобы обойти это затруднение, Яблочков применил систему индукционных катушек - каждая свеча или группа свечей снабжалась катушкой с двумя обмотками. Первичные обмотки всех катушек были постоянно включены в цепь. Протекающий по ним переменный ток наводил электродвижущую силу во вторичных обмотках. Стоило в любой из вторичных обмоток замкнуть выключатель, как свеча загоралась. А при размыкании выключателя свеча гасла, но остальные могли гореть: ведь первичная обмотка оставалась включенной, и ток во всей цепи не прерывался.

В 1876 г. изобретение Яблочкова было запатентовано. Его свечи осветили улицы и площади Парижа, Лондона, Берлина.

Все свои деньги, полученные за изобретение, Яблочков отдал французской фирме, чтобы выкупить право производить свечи у себя на Родине...

Павел Николаевич вернулся в Россию. Столица встретила его восторженно. В 1879 г. многие улицы Петербурга были освещены свечами Яблочкова. Павел Николаевич с большим успехом читал лекции об электрическом освещении. Было создано «Товарищество Яблочков - изобретатель и К°».

Однако все то же отсутствие коммерческих способностей не позволило Яблочкову закрепить успех. Многие изобретатели стали видоизменять свечу, появились другие лампы, соперничавшие с лампой Яблочкова. Товарищество потерпело крах. Павел Николаевич опять принужден был уехать в Париж. Там он занялся задачей получения электричества непосредственно из химической энергии угля.

Однажды во время опытов в квартире Яблочкова произошел сильный взрыв. Он губительно повлиял на здоровье Павла Николаевича. Тяжелобольной Яблочков приехал в Россию и поселился в Саратове. Там он и умер. До последних дней перед диваном, на котором он лежал, стоял стол с приборами, и Яблочков проводил свои исследования.

Александр Николаевич Лодыгин (1847 - 1923) также является замечательным русским электротехником - изобретателем угольной лампы накаливания, одним из основателей электротермии.

Лодыгин родился в Тамбовской губернии. Все мужчины в его семье были военными, и Александра Николаевича тоже отдали сначала в Воронежский кадетский корпус, а потом в Московское юнкерское училище. Но он был равнодушен к строевой муштре и призванию армейского офицера. Еще в училище он начал изобретать летательную машину и отдавал ей все свободные часы.

Летательная машина Лодыгина была геликоптером, или, как мы теперь говорим, вертолетом. Сам изобретатель называл ее «электролетом». Разработал Лодыгин и другой «электролет» - с машущими крыльями, но ни та, ни другая его машина не была построена.

Проектируя свои летательные машины, Лодыгин задумался над их освещением во время ночных полетов. Надо было создать светильники, которые не нуждались бы в постоянном присмотре и регулировке. У дуговых ламп были в то время сложные и несовершенные регуляторы, и каждой лампе для питания нужна была особая динамо-машина. Кроме того, свет ламп был очень силен, а от их жара мог вспыхнуть электролет. Лампа накаливания представлялась Лодыгину более подходящей. Однако, хотя немало изобретателей в разных странах трудилось над лампами накаливания, ни одна еще не была применена на практике.

Постепенно Лодыгин целиком отдался поискам простой и недорогой лампы накаливания. Он знал, что многие изобретатели пробовали накаливать током проволоку из различных металлов, стержни из угля и графита. Но все эти материалы горели на воздухе или в стеклянном баллоне очень недолго.

Не полагаясь на все, что было сделано до него, Александр Николаевич снова начал испытывать все эти материалы. Помогал ему талантливый электротехник В. Ф. Дидрихсон.

Лодыгин скоро убедился, что лучшее «тело накала» - уголь, и предпринял новые опыты по накаливанию кусочков кокса. Однако они быстро сгорали на открытом воздухе. Изобретатель стал накаливатьих в закрытых сосудах, думая, что кислород, находящийся в сосуде, быстро выгорит и накаливаемое тело, оставшись в азотной среде, будет сгорать медленнее.

Первая лампа Лодыгина представляла собой герметически закупоренный стеклянный цилиндр. Сквозь его крышки были пропущены металлические проводники. К одному проводнику ток шел от гальванической батареи или от динамо-машины по изолированному проводу. Пройдя через угольный стержень, ток через другой проводник выходил из лампы и возвращался к источнику. Чтобы выключить какую-нибудь лампу в цепи, достаточно было повернуть стерженек, который замыкал накоротко обе металлические крышки. Тогда ток не достигал угольного стержня. Горела лампа Лодыгина всего 30 - 40 мин. Потом угли сгорали, и нужно было их менять. Непрестанно работая над совершенствованием лампы, Лодыгин стал вводить в баллон по два и даже по четыре угольных стержня. Когда первый сгорал, следующий начинал накаляться уже при выгоревшем кислороде и горел дольше. Самый лучший результат дало выкачивание воздуха из цилиндра. После этой операции лампа горела уже несколько часов. Правда, сильного разрежения воздуха Лодыгин добиться не смог. Насос, которым он и его помощники выкачивали воздух, был несовершенным.

Однако, несмотря на все недостатки лампы, это была победа.

В 1873 г. Лодыгин осветил своими лампами одну из улиц Петербурга. Успех был большой, но средств не прибавилось. Лодыгин работал то монтером в обществе газового освещения «Сириус», то слесарем-инструментальщиком в Петербургском арсенале. Только раз изобретателю помогла Академия наук, присудив ему Ломоносовскую премию в 1000 руб. Конечно, эти деньги ушли на опыты по улучшению качества лампы.

Чтобы добыть нужные для работы средства, Лодыгин основал «Товарищество электрического освещения». Акции раскупались на первых порах довольно бойко и приносили кое-какой доход. Изобретатель вздохнул свободнее. Но в начале 1875 г. «товарищество» разорилось. Без всякой поддержки Лодыгин все же продолжил работу. Осенью 1875 г. его лампами освещались места подводных работ на Неве при постройке нового моста.

В 1878 г. в Россию приехал из Франции изобретатель П.Н. Яблочков, и всеобщее внимание было обращено на его дуговые лампы.

Интерес к лодыгинской лампе упал. А между тем о ней узнал американский изобретатель Томас Алва Эдисон (1847 - 1931). Человек быстрого и практического ума, он сразу понял огромное значение электрического света и начал разрабатывать свою лампу накаливания, что ему блестяще удалось.

Итак, лампа Лодыгина ушла за границу, а вскоpe за ней последовал и изобретатель. Он служил и фирме Вестингауз, в Нью-Йорке. Заинтересовавшись электрометаллургией, он конструировал электропечи. Работа была интересной, но Лодыгин тосковал по родине. В 1905 г. он вернулся в Россию, надеясь, что после пронесшейся революционной бури страна начнет быстрее развиваться и его способности найдут применение. Но в России свирепствовала реакция. Почти все электротехнические предприятия принадлежали немецким фирмам, а работу Лодыгину предложило только Управление петербургским трамваем, которому нужен был заведующий подстанциями. Лодыгин снова уехал в Америку.

Строителем и механиком, нефтяником, гидротехником и судостроителем, ученым и изобретателем был Владимир Григорьевич Шухов (1853 - 1939). Никогда не раздавался его голос с кафедры учебного заведения, но целые поколения русских инженеров с гордостью считают себя его учениками и последователями. И хотя с невероятной быстротой развивается техническая мысль в наши дни, изобретения Шухова долго еще не потеряют своего практического значения.

Владимир Григорьевич закончил курс Московского высшего технического училища в 1876 г. Высоко оценивая его блестящие способности и обширные знания, ему предложили остаться работать в училище. К этому же склоняли Шухова его учитель - создатель русской авиации - Н. Е. Жуковский и великий русский математик П.Л. Чебышев. Но В.Г. Шухов хотел сам увидеть плоды своего труда. Он не удовлетворялся тем, что его открытия или математические формулы будут кем-нибудь когда-то использованы. Нет, то, что он изобрел и придумал, то, что сегодня легло в виде четких линий на гладкий лист ватмана, только при его непосредственном участии должно приобрести завтра вполне ощутимые формы новой машины или конструкции.

В. Г. Шухов принял должность главного инженера в небольшой частной фирме. Начало его работы совпало с периодом бурного развития русской промышленности. В Петербурге, в Москве, в разных районах России строились железные дороги, новые заводы, увеличивалась добыча руды, угля, нефти.

По проектам, выполненным под непосредственным руководством В. Г. Шухова, на железных дорогах России было построено более пятисот стальных мостов.

Работы В. Г. Шухова дали гениальное по своей простоте решение по проектированию и изготовлению металлических конструкций мостов и зданий, которое лежит в основе современного строительства.

Трудно представить себе, как много сил уходило раньше на выделку узлов и сопряжений стальных профилей. Вместо сложных шарниров Шухов предложил простое соединение на заклепках.

Точная разметка отверстий для заклепок и сейчас ведется по шуховским шаблонам из тонких железных листов. На них в натуральную величину переносится схематический чертеж будущего соединения.

Чрезвычайно интересны работы В. Г. Шухова по сооружению металлических сетчатых оболочек, возможности которых до сих пор полностью не использованы. По этим проектам Шухова был построен павильон на Всероссийской промышленной выставке 1896 г., возведена в Москве радиобашня, где и сейчас установлены передающие телевизионные и радио-антенны.

Что общего имеет со строительством технология переработки нефти? Как будто бы ничего. Однако Шухов - не только строитель Московской радиобашни, но и изобретатель замечательного способа переработки нефти - крекинг-процесса. Почти во всех странах мира нефть перерабатывается на бензин и другие продукты по его способу.

Все нефтепроводы, по которым она перекачивается на дальние расстояния, рассчитываются по формулам В. Г. Шухова. Стальные резервуары для хранения бензина и нефти возводятся по образцам, впервые построенным В. Г. Шуховым. А если вы увидите нефтеналивные баржи, почти до самой палубы погруженные в воду, то знайте, что и они построены по расчетам этого замечательного русского инженера.

А вот еще одна обширная область его деятельности.На некоторых заводах и сейчас еще работают шуховские водотрубные паровые котлы. Впервые они появились в 1890 г. Они были и лучше, и проще существовавших в ту пору заграничных образцов.

Их изобретатель позаботился не только о том, чтобы котлы расходовали поменьше угля. Он добился того, что внутренние их части стали легко доступны для сборки и ремонта. А благодаря его остроумной идее расположить ряды трубок с водой в виде экрана по всей внутренней поверхности топки намного увеличился коэффициент полезного действия котлов.

В. Г. Шухов был чутким, душевным и простым человеком. Он любовно и терпеливо передавал свой опыт ученикам, старался развить у них инициативу и творческую мысль.

Когда фирма, в которой работал В. Г. Шухов, стала собственностью Советского государства, рабочие, высоко ценившие и любившие инженера-ученого, избрали его руководителем своего предприятия, выдвинули его в члены верховного органа Советской власти - ВЦИКа.

Умер Владимир Григорьевич Шухов от несчастного случая в возрасте 86 лет, но еще полный сил и энергии, с неисчерпаемым запасом новых творческих замыслов.

Александр Степанович Попов (1859 - 1906) является общепризнанным изобретателем радио. Он родился на Урале, в захолустном поселке «Турьинские рудники», в семье священника.

С детства мальчик часами пропадал на руднике. Родственник отца научил его плотничьему и столярному делу, и Саша принялся мастерить. Отец мечтал дать Саше хорошее образование. Но учение в гимназии стоило дорого, а у священника Попова было шестеро детей. Пришлось отдать мальчика в духовное училище, а потом в семинарию. Там детей духовенства учили бесплатно.

Окончив семинарию, восемнадцатилетний Александр приехал в Петербург и блестяще сдал приемные экзамены в университет на физико-математический факультет. Чтобы как-то прожить, юноше пришлось давать уроки, сотрудничать в журналах, работать электромонтером на одной из первых петербургских электростанций.

И товарищи по учебе, и профессора считали Попова самым знающим студентом. После окончания курса наук его оставили при университете для подготовки к профессорскому званию.

Но Попов принял другое предложение. Его пригласили преподавать в Минном офицерском классе в Кронштадте. Там готовили минных офицеров, которые в то время ведали всем электрооборудованием на кораблях.

В Кронштадте Попов все свободное время посвящал физическим опытам. Он сам мастерил новые физические приборы.

В 1888 г. в одном научном журнале Александр Степанович прочел статью немецкого физика Генриха Герца «О лучах электрической силы» (теперь такие лучи называют радиоволнами).

В статье Герц писал, что ему удалось создать особый прибор - вибратор, испускающий эти волны, и другой прибор - резонатор, с помощью которогоих можно обнаруживать, Герц впервые получил радиоволны. Но о практическом применении своего открытия он и не помышлял. Ведь связь между вибратором и резонатором действовала только на очень близком расстоянии.

Через два года после смерти Герца, 12 (24) марта 1896 г., в Русском физико-химическом обществе выступил А. С. Попов. Он продемонстрировал свое новое изобретение - беспроволочный телеграф.

Аппаратура, с которой Попову удалось впервые осуществить радиосвязь, очень мало походила на современную. Радиоприемник состоял из стеклянной трубки с металлическими опилками - так называемого кохерера, электрического звонка и чувствительного электромагнитного реле. Единственными частями, сохранившимися в радиоприемниках до наших дней, были антенна и заземление. Их изобретение -одна из величайших заслуг Попова.

Когда электромагнитные волны попадали на антенну, металлические опилки в кохерере слипались и сопротивление их резко уменьшалось. От этого ток, протекающий от батарей через обмотку реле, возрастал. Реле срабатывало и включало звонок. Молоточек звонка ударял по чашке, и получался хорошо слышимый сигнал. Отскакивая, молоточек ударялся о трубку кохерера и встряхивал опилки. Если волны продолжали поступать в антенну, то опилки снова слипались, и все повторялось сначала. Когда же радиоволны исчезали, опилки переставали слипаться, и звонок умолкал.

Такой приемник Попов демонстрировал на заседании того же Русского физико-химического общества еще 7 мая 1895 г. Эта дата считается днем рождения радио. Но тогда передатчика еще не было. Приемник время от времени принимался звонить сам. Этот звон вызывали атмосферные помехи - единственные сигналы, которые тогда можно было «принять».

Приемник Попова обнаруживал грозу на расстоянии до 30 км. Поэтому изобретатель скромно назвал свой прибор «грозоотметчиком».

Только в 1896 г., создав передатчик, Попов смог осуществить радиосвязь на значительном расстоянии.

Опытами Попова заинтересовались военные моряки. Ведь корабли, уходящие в море, не могут связаться с берегом и друг с другом по проводам. Поэтому для флота беспроволочный телеграф особенно необходим. Но морской министр царского правительства на прошении об отпуске одной тысячи рублей написал: «На такую химеру отпускать денег не разрешаю». А тем временем передачу сигналов без проводов осуществил еще один человек - молодой итальянец Гульельмо Маркони (1874 - 1937). Знал ли он об опытах Попова - неизвестно, но его приемник не отличался от грозоотметчика Попова, описанного в научных журналах годом раньше. В 1897 году он получил патент на радиоприемник, принципиально тождественный созданному в 1895 году аппарату Попова.

Маркони был предприимчивым дельцом. Он заинтересовал своим изобретением крупных капиталистом и вскоре располагал уже миллионами для проведения своих опытов. Только тогда царские чиновники зашевелились. На опыты Попова было отпущено... девятьсот рублей! Попов и его помощники принялись за работу, не щадя сил. Они быстро добились дальнейших успехов. В 1898 г. была осуществлена радиосвязь между двумя кораблями на расстоянии в 8 км, еще через год - уже более чем на 40 км.

Но помощи от царского правительства не было. Вскоре заказы на радиоаппаратуру для русского военного флота были переданы немецкой фирме «Телефункен». Обучение радистов не было организовано. И в результате, когда начались морские сражения русско-японской войны, оказалось, что радиосвязь на японских кораблях работает лучше, чем на кораблях России - родины радио. Слабость связи явилась одной из причин поражения царского флота.

Попов тяжело переживал разгром Тихоокеанского флота. На кораблях погибло много его друзей и учеников. Вскоре к этим переживаниям прибавились новые. В разгар революции 1905 г. Попов стал директором Петербургского электротехнического института. Пытаясь защитить революционное студенчество от преследований полиции, он навлек на себя гнев министра просвещения. 13 января 1906 г. после тяжелого объяснения с царским министром Александр Степанович Попов скончался от кровоизлияния в мозг.