Арабо-византийские войны, ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII-XII веков. Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630-е годы и начало территориальных захватов с их стороны. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины, Сирии, Египта, Северной Африки, Кипра, Крита, Сицилии, части Малой Азии.

Начальная часть конфликта продолжалась в 634-717 и закончилась второй арабской осадой Константинополя, после чего арабы были разбиты и была предотвращена угроза захвата Малой Азии ими.

В период с 800-х и до 1169 года война, хоть и вялотекущяя, продолжилась. В начале арабы захватывают южные итальянские территории Византии (остров Сицилия) в IX и X столетиях. Однако, при императорах македонской династии в конце X векаВизантия переходит в контрнаступление и завоёвывает у арабов часть Леванта, а в частности такой важный форпост, как Антиохию. Византийская армия в те времена даже поставила в непосредственную опасность Иерусалим. Арабский султанат Алеппо признал себя вассалом Византии. В то время также были отвоёваны Крит и Кипр.

После завоеваний сельджуков положение полностью изменилось. Византия была выбита из Малой Азии, значительно был ослаблен и Аббасидский халифат. Более важных конфликтов между арабами и Византией не было.

После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но династии не основали. Эти первые четыре преемника Мухаммеда известны под названием «правоверных халифов». Наиболее важные завоевания, совершенные арабами в византийских пределах, падают на время халифа Омара.

Рассказы о том, будто бы Мухаммед обратился письменно к современным ему государям, в том числе ик Ираклию, с предложением принять ислам, и о том, будто бы последний дал ему доброжелательный ответ, должны быть признаны позднейшим измышлением, не имеющим никакой исторической ценности , тем не менее и в настоящее время есть ученые, которые признают эту переписку фактом историческим .

При жизни Мухаммеда лишь отдельные отряды бедуинов переходили византийскую границу. Но при втором халифе Омаре события развернулись с большой быстротой. Хронология военных событий тридцатых и сороковых годов VII столетия очень темна и запутана. По всей вероятности, события шли в таком порядке: в 634 году в руки арабов перешла византийская крепость в Заиорданье Босра; в 635 году пал сирийский город Дамаск; в 636 году сражение при реке Ярмуке отдало в руки арабов всю Сирию, и в 637 или 638 году, после двухлетней осады, арабам сдался Иерусалим. Главную роль в последнем событии играли со стороны арабов сам халиф Омар, со стороны города – иерусалимский патриарх Софроний. Рассказ о договоре, на основании которого будто бы Софроний сдал Иерусалим Омару и в котором будто бы устанавливались гарантии для христиан в их религиозной и общественной жизни, сохранился, к сожалению, с некоторыми позднейшими добавлениями. Крест Господень удалось вывести из Иерусалима до взятия города арабами и отправить в Константинополь. С одновременным завоеванием Месопотамии и Персии закончился первый период арабских завоеваний в Азии. В конце тридцатых годов арабский вождь Амр появился у восточной границы Египта и начал его завоевание. Уже после смерти Ираклия арабы в 641 или 642 году завоевали Александрию. Амр-победитель послал это послание Омару в Медину: «Я захватил город, от описания которого воздержусь. Достаточно сказать, что я захватил там 4000 вилл с 4000 бань, 40 тысяч платящих подушный налог евреев и четыре сотни мест развлечений царского достоинства» . К концу сороковых годов Византийская империя была вынуждена покинуть Египет навсегда. Завоевание Египта сопровождалось дальнейшим продвижением арабов на запад по побережью Северной Африки. К 650 году Сирия, часть Малой Азии и Верхняя Месопсоотамия, Палестина, Египет и часть византийских провинций в Северной Африке были уже под властью арабов .

Последние завоевания, приведя арабов к берегам Средиземного моря, поставили им новые задачи морской державы. Не имея собственного флота, арабы ничего не могли сделать против многочисленных византийских судов, для которых новые арабские прибрежные области были вполне доступны. Арабы быстро поняли положение вещей. Сирийский наместник и будущий халиф Моавия деятельно принялся за постройку кораблей, экипаж которых состоял в первое время из местного, привычного к морю греко-сирийского населения. По сведениям, извлеченным в последние годы из папирусов, выясняется, что в конце VII века одной из главных забот египетской администрации была постройка судов и оснащение их опытными моряками .

Начиная уже с пятидесятых годов VII века, т.е. при Константине III, арабские суда Моавии начинают нападения; они в эти годы овладели важной византийской морской базой, островом Кипром, разгромили византийский флот, находившийся под начальством самого императора, у южных берегов Малой Азии, захватили остров Родос, на котором разбили знаменитый колосс Родосский, доходили до Крита и Сицилии и начали угрожать Эгейскому морю, направляясь к столице. Захваченные в этих экспедициях пленные, например в Сицилии, были переселены в Дамаск.

Благодаря вышеперечисленным завоеваниям арабов, лишившим ко второй половине VII века Византию ее восточных и южных провинций, империя утратила свое положение мировой Римской державы. Сильно уменьшившаяся территориально, Византия превратилась в государство с преобладающим греческим населением. Наиболее греческими частями его были Малая Азия, острова Эгейского моря и Константинополь с ближайшей к нему областью. Что касается Балканского полуострова вообще, то он, включая Пелопоннес, к этому времени значительно видоизменился в своем этнографическом составе вследствие появления там крупных славянских поселений. Наконец, на западе Византии принадлежали разрозненные части Италии, не вошедшие в состав Лангобардского королевства, например юг Италии с Сицилией и другими островами этой части Средиземного моря, Рим, Равеннский экзархат. В византийских владениях Италии греческое население жило на юге ее и в Сицилии, где оно значительно увеличилось в VII веке, так как туда бежали перед арабским нашествием нежелавшие подчиниться завоевателям жители Египта и Северной Африки. Можно сказать, что Римская империя превратилась в Греческую империю. Задачи последней сузились и потеряли прежний широкий размах. Некоторые историки, как, например Гельцер, думают, что эти потери Византии принесли ей даже косвенно пользу, так как выделили национально чуждые и непокорные элементы; «жители же Малой Азии и тех частей Балканского полуострова, которые признавали власть императора, образовали по вере и языку совершенно однообразную, надежно лояльную массу» . Главное внимание империи с половины VII века должно было быть направлено на Малую Азию и Балканский полуостров.

Однако даже эти уменьшившиеся владения находились под постоянной угрозой лангобардов, славян, болгар и арабов. Л. Брейе писал, что «этот период показал Константинополю его историческую роль вечной обороны, которая длилась до XV века с чередующимися периодами сжатия и экспансии» .

В связи с влиянием арабских завоеваний на Византию весьма важно обратить серьезное внимание на информацию, сообщаемую византийскими агиографическими текстами – источником, на который не обращали внимания или пренебрегали. Византийская агиография дает живую и производящую сильное впечатление картину массовой миграции населения с прибрежных районов в центральные области империи под влиянием арабских вторжений на суше и по морю. Агиография подтверждает, расширяет и хорошо иллюстрирует те весьма краткие указания, которыми нас снабжают историки и хронисты. Основополагающее значение арабской опасности в перенаселении и концентрации населения областей центральных районов империи может отныне считаться полностью доказанным .

Дальнейшие завоевания арабов в Северной Африке на некоторое время приостановились из-за энергичного сопротивления берберов и междоусобной войны, вспыхнувшей между последним «правоверным халифом» Али и сирийским наместником Моавией. Эта кровопролитная война закончилась в 661 году насильственной смертью Али и появлением на престоле Моавии, который начал династию Омейядов и сделал столицей государства Дамаск.

Утвердив свою власть, Моавия возобновил наступательные действия против Византии, с одной стороны послав флот против столицы, с другой стороны возобновив дальнейшее продвижение на запад в Северной Африке.

Особенно тяжелые времена выпали на время энергичного императора Константина IV (668-685), когда арабский флот, пройдя через Эгейское море и Геллеспонт в Пропонтиду и сделав базой город Кизик, в течение нескольких лет ежегодно, обычно в летние месяцы, подступал к Константинополю и безуспешно осаждал его. Константин сумел, очевидно, хорошо подготовить столицу к осаде. Главную же роль в успехах византийского войска сыграл изобретенный сирийским греком-перебежчиком Каллиником «греческий огонь», иначе говоря, жидкий или морской огонь. Обычное название этого изобретения привело к известному недоразумению. Это был род взрывчатого состава, выбрасываемого специальными сосудами, или сифонами, и воспламенявшегося при попадании на неприятельских судах. Для этого в византийском флоте были построены специальные «сифононосные» суда, производившие страшное смятение среди арабов. Особенностью этого огня было то, что он горел и на воде. В течение довольно долгого времени тайна состава греческого огня зорко охранялась правительством, и это средство не раз содействовало успеху византийского флота .

Все попытки арабских кораблей овладеть Константинополем окончились неудачей. В 677 году неприятельские суда ушли, направляясь к берегам Сирии, и у южного берега Малой Азии сильно пострадали от бури. Сухопутные военные действия арабов в Малой Азии также окончились не в их пользу. В таких обстоятельствах уже состарившийся Моавия заключил с императором мир на условии уплаты ему определенной ежегодной дани .

Столь успешным отражением арабов от Константинополя и заключением с ними выгодного и почетного мира Константин IV оказал большую услугу не только своему государству, но и вообще Западной Европе, от которой была удалена таким образом серьезная мусульманская опасность. Интересно отметить, что эта удача Константина произвела сильное впечатление на Запад, откуда, по словам хрониста, аварский каган и другие государи западных народов, узнав об этом, «послали императору через послов дары и просили его утвердить с ними мирную любовь… И настала, – заключает хронист, – великая безопасность на Востоке и Западе» .

При преемнике Константина IV, Юстиниане II, а именно, в первое его правление (685-695), на восточной арабской границе произошло событие, имевшее немаловажное значение в дальнейшем развитии арабо-византийских отношений. В горах сирийского Ливана издавна жили так называемые мардаиты, что в переводе обозначает «повстанцы, отступники, разбойники», которые представляли собой организованное войско и являлись оплотом византийской власти в этих местах. После покорения Сирии арабами мардаиты, отступив оттуда на север к арабо-византийской границе, своими набегами на окрестные области доставляли много хлопот и неприятностей арабам, но вместе с тем были, по выражению хрониста, «медной стеной», защищавшей Малую Азию от арабских вторжений. При новых мирных переговорах при Юстиниане II император, по просьбе халифа, обещавшего уплату известной дани, согласился переселить мардаитов во внутренние области империи, чем «разрушил медную стену» . Позднее они встречаются в качестве моряков в Памфилии (на юге Малой Азии), в Пелопоннесе, на острове Кефалонии и в некоторых других местностях. Подобное удаление от границы мардаитов безусловно укрепило положение арабов в новозавоеванных местностях и облегчило в будущем их наступательные действия вглубь Малой Азии. Мне кажется, что в данном факте нет достаточных оснований видеть, как думает проф. Ю.А. Кулаковский, «заботу императора о христианах, живших под властью иноверных владык». Подкладка переселения мардаитов была чисто политическая .

Параллельно с действиями арабов под Константинополем и на восточной границе, их войска, начиная с шестидесятых годов, стали продвигаться на запад в Северной Африке, где в самом конце VII века перешел в руки мусульман Карфаген, столица Африканского экзархата, а в начале VIII века крепость у Геркулесовых Столпов Септем (Septem, теперь испанская крепость Сеута). В начале того же VIII века арабы, под начальством полководца Тарика, переправились из Африки в Испанию и быстро завоевали у вестготов большую часть полуострова. От имени Тарика, как известно, произошло современное арабское название Гибралтара, что в переводе означает «Гора Тарика». Итак, ислам грозил Западной Европе впервой половине VIII века уже со стороны Пиренейского полуострова.

Интересно отметить, насколько быстро и как глубоко арабский язык и культура распространились в Испании. Большое количество горожан-христиан приняли арабскую культуру, хотя они и не приняли ислам. Их было достаточно много для того, чтобы сформировать социальный класс, названный словом арабского происхождения – «мусарабы», то есть арабизированные. В IX веке епископ Кордовы Альваро жаловался в одной из своих проповедей:

«Многие из моих единоверцев читают стихи и волшебные сказки арабов, изучают сочинения исламских философов и теологов не для того, чтобы опровергать их, однако для того, чтобы научиться самим выражаться по-арабски правильнее и элегантнее. Кто из них изучает Евангелия, Пророков и Апостолов? Увы! Все способные молодые христиане знают только язык и литературу арабов, читают и с усердием изучают арабские книги… Если кто-либо заговаривает о христианских книгах, они с презрением отвечают, что эти книги не заслуживают какого-либо внимания. Горе! Христиане забыли свой собственный язык и едва ли можно найти одного на тысячу, кто был бы способен написать другу приличное поздравительное письмо по-латински. Однако неисчислимо множество тех, кто выражается весьма элегантно по-арабски и сочиняет стихи с большей красотой и изяществом, чем сами арабы» .

Подобный процесс можно отметить и в Египте, 699-й год, когда арабский язык стал обязательным в государственном делопроизводстве, положил конец греческой и египетской литературе на египетской почве. После этой даты мы имеем эру переводов коптских сочинений на арабский .

Отношения, установившиеся между арабами и туземным населением Сирии, Палестины и Египта, сильно отличались от отношений, создавшихся в Северной Африке, т.е. в современных Триполи, Тунисе, Алжире и Марокко. В Сирии, Палестине и Египте арабы, не встретив со стороны местного населения упорного сопротивления, а скорее, как было уже сказано выше, найдя в нем поддержку и сочувствие, относились к своим новым подданным терпимо. Они оставили христианам, за немногими исключениями, их храмы и право совершать богослужение и требовали за это правильной уплаты определенной подати и политической верности. Иерусалим, как одно из наиболее почитаемых мест для христианского мира, был открыт для паломников, приезжавших в Палестину из далекой Западной Европы на поклонение святым местам. Для паломников в Иерусалиме были, как и раньше, странноприимные дома и больницы. Не надо также забывать, что в данных областях арабы столкнулись с византийской культурой, под влияние которой они быстро подпали. Одним словом, в Сирии и Палестине между победителями и побежденными установились на довольно продолжительное время хорошие отношения. Несколько хуже дело обстояло в Египте; но и там, по крайней мере в первое время, положение христиан было терпимо.

После арабского завоевания патриаршества завоеванных провинций попали в руки монофизитов. Однако мусульманские наместники предоставили известные привилегии православному населению Сирии, Палестины и Египта и спустя некоторое время православные патриаршества Антиохии и Александрии были восстановлены. Эти патриаршества существуют еще и в наши дни. Арабский историк и географ Х в. Масуди утверждает, что четыре священные горы – «Синай, Хорив, Оливковая гора около Иерусалима и гора Иордана», то есть гора Табор – оставались в руках православных. И лишь постепенно монофизиты и прочие «еретики», включая мусульман, заняли у православных ведущие места в культе в Иерусалиме и в святых местах. Иерусалим был позже, вместе с Меккой и Мединой, возведен в ранг священного мусульманского города. Для мусульман священный характер города установлен тем фактом, что Моавия был провозглашен халифом в Иерусалиме .

Иначе сложились дела в Северной Африке. Там громадное большинство туземцев, берберские племена, хотя и приняли формально христианство, однако на самом деле оставались прежними варварами. Берберы оказали упорное сопротивление арабам, которые за это страшно разорили и опустошили страну. Тысячи пленных были уведены на восток и проданы в рабство. «Еще теперь, – говорит Диль, – в мертвых городах Туниса, оставшихся, большей частью, в том состоянии, в какое их привело арабское вторжение, находят на каждом шагу следы этих ужасных разгромов» . Когда арабы в конце концов завоевали Северную Африку, многие местные жители выселились в Италию или Галлию. Менее чем через пятьдесят лет после арабского завоевания, африканская церковь, когда-то столь славная в летописях христианской истории, была почти совершенно уничтожена. «В течение почти двух веков, – по словам того же Диля, – Византийская империя собрала в этих странах, не без славы, тяжелое наследство Рима; в течение почти двух веков она, под защитой своих крепостей, обеспечила стране большое, несомненное процветание; в течение почти двух веков она в этой части Северной Африки поддерживала традиции античной цивилизации и приобщила, благодаря своей религиозной пропаганде, берберов к более высокой культуре: в пятьдесят лет арабское завоевание разрушило все эти результаты»

Венецианская республика
Папская область
Итальянское королевство
Княжество Капуя
Княжество Беневенто
Княжество Салерно
Герцогство Сполето
Герцогство Неаполь
Амальфитанское герцогство Арабский халифат Командующие
Ираклий I ,
Константин III ,
Констант II ,
Константин IV ,
Юстиниан II ,
Лев III Исавр
Халид ибн Валид ,
Муавия
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Арабо-византийские войны - ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII -XII веков . Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630-е годы и начало территориальных захватов с их стороны. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины , Сирии , Армении , Египта , Северной Африки , Кипра , Крита , Сицилии , части Малой Азии .

Начальная часть конфликта продолжалась в - и закончилась второй арабской осадой Константинополя , после чего арабы были разбиты и была предотвращена угроза захвата Малой Азии ими.

После завоеваний сельджуков положение полностью изменилось. Византия была выбита из Малой Азии, значительно был ослаблен и Аббасидский халифат . Более важных конфликтов между арабами и Византией не было.

Предпосылки

Стабилизация границ, 718-863 годах

Контрнаступление Византии

Напишите отзыв о статье "Арабо-византийские войны"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Арабо-византийские войны

«3 го декабря.
«Проснулся поздно, читал Св. Писание, но был бесчувствен. После вышел и ходил по зале. Хотел размышлять, но вместо того воображение представило одно происшествие, бывшее четыре года тому назад. Господин Долохов, после моей дуэли встретясь со мной в Москве, сказал мне, что он надеется, что я пользуюсь теперь полным душевным спокойствием, несмотря на отсутствие моей супруги. Я тогда ничего не отвечал. Теперь я припомнил все подробности этого свидания и в душе своей говорил ему самые злобные слова и колкие ответы. Опомнился и бросил эту мысль только тогда, когда увидал себя в распалении гнева; но недостаточно раскаялся в этом. После пришел Борис Друбецкой и стал рассказывать разные приключения; я же с самого его прихода сделался недоволен его посещением и сказал ему что то противное. Он возразил. Я вспыхнул и наговорил ему множество неприятного и даже грубого. Он замолчал и я спохватился только тогда, когда было уже поздно. Боже мой, я совсем не умею с ним обходиться. Этому причиной мое самолюбие. Я ставлю себя выше его и потому делаюсь гораздо его хуже, ибо он снисходителен к моим грубостям, а я напротив того питаю к нему презрение. Боже мой, даруй мне в присутствии его видеть больше мою мерзость и поступать так, чтобы и ему это было полезно. После обеда заснул и в то время как засыпал, услыхал явственно голос, сказавший мне в левое ухо: – „Твой день“.
«Я видел во сне, что иду я в темноте, и вдруг окружен собаками, но иду без страха; вдруг одна небольшая схватила меня за левое стегно зубами и не выпускает. Я стал давить ее руками. И только что я оторвал ее, как другая, еще большая, стала грызть меня. Я стал поднимать ее и чем больше поднимал, тем она становилась больше и тяжеле. И вдруг идет брат А. и взяв меня под руку, повел с собою и привел к зданию, для входа в которое надо было пройти по узкой доске. Я ступил на нее и доска отогнулась и упала, и я стал лезть на забор, до которого едва достигал руками. После больших усилий я перетащил свое тело так, что ноги висели на одной, а туловище на другой стороне. Я оглянулся и увидал, что брат А. стоит на заборе и указывает мне на большую аллею и сад, и в саду большое и прекрасное здание. Я проснулся. Господи, Великий Архитектон природы! помоги мне оторвать от себя собак – страстей моих и последнюю из них, совокупляющую в себе силы всех прежних, и помоги мне вступить в тот храм добродетели, коего лицезрения я во сне достигнул».
«7 го декабря.
«Видел сон, будто Иосиф Алексеевич в моем доме сидит, я рад очень, и желаю угостить его. Будто я с посторонними неумолчно болтаю и вдруг вспомнил, что это ему не может нравиться, и желаю к нему приблизиться и его обнять. Но только что приблизился, вижу, что лицо его преобразилось, стало молодое, и он мне тихо что то говорит из ученья Ордена, так тихо, что я не могу расслышать. Потом, будто, вышли мы все из комнаты, и что то тут случилось мудреное. Мы сидели или лежали на полу. Он мне что то говорил. А мне будто захотелось показать ему свою чувствительность и я, не вслушиваясь в его речи, стал себе воображать состояние своего внутреннего человека и осенившую меня милость Божию. И появились у меня слезы на глазах, и я был доволен, что он это приметил. Но он взглянул на меня с досадой и вскочил, пресекши свой разговор. Я обробел и спросил, не ко мне ли сказанное относилось; но он ничего не отвечал, показал мне ласковый вид, и после вдруг очутились мы в спальне моей, где стоит двойная кровать. Он лег на нее на край, и я будто пылал к нему желанием ласкаться и прилечь тут же. И он будто у меня спрашивает: „Скажите по правде, какое вы имеете главное пристрастие? Узнали ли вы его? Я думаю, что вы уже его узнали“. Я, смутившись сим вопросом, отвечал, что лень мое главное пристрастие. Он недоверчиво покачал головой. И я ему, еще более смутившись, отвечал, что я, хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей. На это он возразил, что не должно жену лишать своей ласки, дал чувствовать, что в этом была моя обязанность. Но я отвечал, что я стыжусь этого, и вдруг всё скрылось. И я проснулся, и нашел в мыслях своих текст Св. Писания: Живот бе свет человеком, и свет во тме светит и тма его не объят. Лицо у Иосифа Алексеевича было моложавое и светлое. В этот день получил письмо от благодетеля, в котором он пишет об обязанностях супружества».
«9 го декабря.
«Видел сон, от которого проснулся с трепещущимся сердцем. Видел, будто я в Москве, в своем доме, в большой диванной, и из гостиной выходит Иосиф Алексеевич. Будто я тотчас узнал, что с ним уже совершился процесс возрождения, и бросился ему на встречу. Я будто его целую, и руки его, а он говорит: „Приметил ли ты, что у меня лицо другое?“ Я посмотрел на него, продолжая держать его в своих объятиях, и будто вижу, что лицо его молодое, но волос на голове нет, и черты совершенно другие. И будто я ему говорю: „Я бы вас узнал, ежели бы случайно с вами встретился“, и думаю между тем: „Правду ли я сказал?“ И вдруг вижу, что он лежит как труп мертвый; потом понемногу пришел в себя и вошел со мной в большой кабинет, держа большую книгу, писанную, в александрийский лист. И будто я говорю: „это я написал“. И он ответил мне наклонением головы. Я открыл книгу, и в книге этой на всех страницах прекрасно нарисовано. И я будто знаю, что эти картины представляют любовные похождения души с ее возлюбленным. И на страницах будто я вижу прекрасное изображение девицы в прозрачной одежде и с прозрачным телом, возлетающей к облакам. И будто я знаю, что эта девица есть ничто иное, как изображение Песни песней. И будто я, глядя на эти рисунки, чувствую, что я делаю дурно, и не могу оторваться от них. Господи, помоги мне! Боже мой, если это оставление Тобою меня есть действие Твое, то да будет воля Твоя; но ежели же я сам причинил сие, то научи меня, что мне делать. Я погибну от своей развратности, буде Ты меня вовсе оставишь».

Денежные дела Ростовых не поправились в продолжение двух лет, которые они пробыли в деревне.

Палестина, Сирия, Египет, Крит, Сицилия, Северная Африка, Малая Азия, Армения Восточная Фракия

Арабо-византийские войны - ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII-XII веков. Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630-е годы и начало территориальных захватов с их стороны. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины, Сирии, Армении, Египта, Северной Африки, Кипра, Крита, Сицилии, части Малой Азии. Начальная часть конфликта продолжалась в 634-717 и закончилась второй арабской осадой Константинополя, после чего арабы были разбиты и была предотвращена угроза захвата Малой Азии ими. В период с 800-х и до 1169 года война, хоть и вялотекущяя, продолжилась. Вначале арабы захватывают южные итальянские территории Византии (остров Сицилия) в IX и X столетиях. Однако, при императорах македонской династии в конце X века Византия переходит в контрнаступление и завоёвывает у арабов часть Леванта, а в частности такой важный форпост, как Антиохию. Византийская армия в те времена даже поставила в непосредственную опасность Иерусалим. Арабский султанат Алеппо признал себя вассалом Византии. В то время также были отвоёваны Крит и Кипр. После завоеваний сельджуков положение полностью изменилось. Византия была выбита из Малой Азии, значительно был ослаблен и Аббасидский халифат. Более важных конфликтов между арабами и Византией не было.

Единое арабское государство, созданное на Аравийском полуострове пророком Мухаммедом, легко сокрушило Персидскую империю, потрясенную поражениями от войск византийского императора Ираклия. В 633 году арабские отряды вторглись в персидские владения Покорение ими Персии было завершено к 651 году.

Одновременно и Византия подверглась арабскому нашествию. Войско халифата, насчитывавшее до 27 тысяч человек, вторглось в Сирию и Палестину. В 634 году, через два года после смерти Мухаммеда, при первом халифе (т. е. «наместнике пророка») Абу-Бекре арабы захватили первую значительную византийскую крепость Босра за рекой Иордан В следующем году в их руки перешел Дамаск. 20 августа 636 года 40-тысячная византийская армия была разбита при реке Ярмук, и вся Сирия перешла под контроль арабов.

Поражению византийцев способствовали раздоры между их предводителями Вааном и Феодором. Оба они пали в битве при Ярмуке. В 638 году после двухлетней осады арабам сдался Иерусалим. В это же время арабские войска заняли Месопотамию. В 639 году арабские отряды появились у границ Египта, но их дальнейшее продвижение было остановлено распространившейся в Сирии и Палестине чумой, которая унесла жизни 25 тысяч человек.

В 641 году, вскоре после смерти императора Ираклия, в руки арабов перешла столица провинции . К концу 640-х годов византийские отряды полностью покинули Египет. Арабы захватили и другие византийские территории в Северной Африке, а также часть Малой Азии.

В 650-е годы арабский наместник Сирии и будущий халиф Моавия создал флот, в котором служили в основном греки и сирийцы. Этот флот вскоре смог уже на равных сражаться с сильнейшим в Средиземноморье византийским флотом. Дальнейшие завоевания арабов были временно прекращены из-за столкновения между халифом Али и сирийским наместником. В 661 году после междоусобной войны и убийства Али Моавия стал халифом и, перенеся столицу в Дамаск, возобновил военные действия против Византии. В конце 660-х годов арабский флот неоднократно подступал к Константинополю. Однако осажденные, возглавляемые энергичным императором IV, отбили все приступы, а арабский флот был уничтожен с помощью «греческого огня» - взрывчатого вещества, выбрасываемого специальными сосудами (сифонами) и воспламенявшегося при попадании на корабли. Особенностью греческого огня было то, что он мог гореть на поверхности воды. В 677 году арабские суда вынуждены были оставить свою базу Кизик вблизи Константинополя и уйти в сирийские порты, однако почти все они погибли во время бури у южного побережья Малой Азии.

Сухопутная арабская армия также потерпела поражение в Малой Азии, и Моавия вынужден был заключить с мир, по которому византийцы ежегодно уплачивали арабам небольшую дань. В 687 году византийцам удалось отвоевать Армению, а остров Кипр был признан совместным владением империи и халифата.

В конце VII - начале VIII века арабы завоевали последние византийские владения в Северной Африке - Карфаген и крепость Септем (нынешнюю Сеуту). В 717 году арабы во главе с братом халифа сирийским наместником Масламой подошли к Константинополю и 15 августа начали осаду. 1 сентября арабский флот, насчитывавший более 1800 кораблей, занял все пространство перед Константинополем. Византийцы перегородили залив Золотой Рог цепью на деревянных поплавках, а флот во главе с императором Львом III нанес неприятелю тяжелое поражение.

Его победе в немалой степени способствовал «греческий огонь». Осада затянулась. Зимой в арабском лагере начался голод и болезни. Союзные Византии болгары уничтожали арабские отряды, посылаемые за продовольствием во Фракию. К весне армия Масламы оказалась в отчаянном положении. По словам византийского историка Феофана, арабы «пожирали всякую падаль, лошадей, ослов и верблюдов. Говорят даже, что они ели человеческие трупы и собственный помет в горшках, мешая его с закваской». Прибывшая весной 718 года арабская эскадра, направленная новым халифом Омаром II, была разбита византийским флотом. При этом часть моряков из египетских христиан вместе со своими кораблями перешла на сторону императора. Подкрепления, шедшие по суше, были остановлены византийской кавалерией у Никеи и повернули обратно. В арабском войске под Константинополем началась эпидемия чумы, и 15 августа 718 года, ровно через год, осада была снята.

Отступавший флот был частично сожжен византийцами, а частично погиб во время бури в Эгейском море. Из 180 тысяч арабских воинов и моряков, участвовавших в походе, домой вернулось не более 40 тысяч, а из более 2,5 тысячи кораблей - только 5. Эта неудача подорвала силы халифата и заставила арабов на два десятилетия отказаться от полномасштабных боевых действий против Византийской империи.

Последнее крупное арабское вторжение в пределы Византии произошло в 739 году. Но уже в 740 году в сражении у местечка Акроинон в Малой Азии армия императора Льва III и его сына V почти полностью уничтожила арабское войско. После этого византийцы отвоевали часть Сирии, а экспансия арабов в Малую Азию и Восточную Европу прекратилась навсегда.

Во второй половине X века Византия возобновила экспансию в Восточном Средиземноморье. 7 марта 961 года византийский полководец Никифор Фока, собрав весь флот империи и 24 тысячи солдат, разбил арабский флот у Крита и высадился на острове. Вслед за этим византийцы перебили все арабское население Крита. Став в 963 году императором Никифором II, Фока продолжил войну с арабами. В 965 году он захватил Кипр и Киликию, а в 969 году - Антиохию. В дальнейшем, в XI веке, эти территории были завоеваны турками-сельджуками.

С выступлением арабов начинается новый период в истории всех трех частей Старого Света. Мухаммед основал религию, которая со страшною быстротою стала распространяться среди народов Азии и Африки, Притом далеко за границами, в которых имели силу влияние греческой образованности, власть римского государства и верования христианской церкви. Объединенные Мухаммедом арабы выступили, как завоеватели, основавшие громадную державу, и она отняла у прежней всемирной монархии почти все её азиатские области и решительно все области африканские и даже перенесла свои завоевания в Европу. С самого же начала этого нового периода возгорелась борьба между христианством и исламом, составляющая одно из самых важных явлений истории средних веков.

56. Первые арабские завоевания

Уже Мухаммед, объединив под своею властью арабские племена, думал предпринять поход на Сирию. Выполнить этот завет пророка взялся первый же его преемник, принявший титул его наместника (халифа) Абу Бакр . Обстоятельства благоприятствовали этому плану. Давнишняя борьба Византии и Персии ослабила оба эти государства, и результатом этого была та легкость, с которою арабы, жаждавшие добычи и одержимые религиозным фанатизмом, завоевали разные страны, принадлежавшие персам и грекам. В короткое время при первых двух халифах (вторым был Омар ) они завладели Сирией, Месопотамией, Персией и Египтом, что сильно сократило византийские владения вне Европы. Это была священная война, целью которой было распространение ислама, и быстрота, с какою совершены были завоевания, производя впечатление чуда, еще более воспламеняла арабов к дальнейшим предприятиям такого рода. Впрочем, в некоторых случаях завоеватели остерегались силою навязывать новую религию побежденным и довольствовались лишь простою их покорностью.

Границы халифата к моменту смерти Омара (644)

57. Образование и расширение халифата

Из Аравии со странами, завоеванными Абу Бекром и Омаром, образовалось могущественное государство, получившее в истории название халифата. По смерти второго халифа, павшего от руки убийцы, и третьего халифа, Османа , новое государство потрясли смуты, вызванные вопросом о том, кто должен сделаться «наместником пророка». Хранители и хозяева Мекки, курейшиты, разделились на две партии, и между их кандидатами, из которых одним был Али , племянник и зять Мухаммеда, а другим Муавия, начальник войска в Сирии, произошла борьба, кончившаяся поражением Али. Это междоусобие породило и религиозный раскол в мусульманском мире на суннитов и шиитов , из которых одни, кроме Корана , стали признавать еще сунну, как авторитетное толкование священной книги, а другие – именно сторонники Али – сунну, наоборот, отвергли.

Муавия сделался родоначальником династии Омейядов (656–750), перенесшей столицу халифата из Мекки в Дамаска, из бедной и невежественной Аравии в богатую и культурную Сирию. Здесь под влиянием старой культуры халифат превратился в державу, напоминающую своим устройством и характером прежние восточные монархии. Омейяды продолжали и расширять границы халифата. В Азии они включили в состав своей монархии Армению и Туркестан, в Африке – провинцию Бизацену, составлявшую прежде Вандальское королевство, и Мавританию. В 711 г. арабы перешли из Африки в Испанию через пролив, который по имени их вождя Тарика стал называться Гибралтаром (переход Тарика). Вестготское королевство было ими завоевано, а через несколько лет арабы вторглись даже в Галлию, где, однако, потерпели сильное поражение при Пуатье от франкского полководца Карла Мартелла (732).

Вскоре после этого началось и распадение халифата. В 750 г. против Омейядов восстал правитель одной из провинции Персии, Абу ль‑Аббас. Он овладел Меккой и Мединой и сделался родоначальником новой династии Аббасидов ,столица которой была перенесена в Багдад на Тигре. В Испании не признали этого переворота, и Омейяды образовали здесь особый халифат, главным городом которого была Кордова .

58. Арабы и Византия

Арабы не ограничились указанными завоеваниями византийских провинций в Азии, но продолжали нападать и на другие части империи. Им удалось овладеть на время некоторыми городами в Малой Азии и островами Архипелага, и они стали даже подступать к самому Константинополю. В начале VIII в. столице империи прямо уже грозила опасность быть захваченной арабами, которые окружили ее и с моря, и с суши и долго не хотели уйти. В это время императором сделался Лев III Исавр (717–741), искусный и храбрый полководец, заставивший арабов снять осаду. Между прочим против их кораблей с успехом был применен так называемый «греческий огонь», нечто вроде пороха, посредством которого византийцы умели зажигать неприятельские суда. Неудача арабов под Константинополем не прекратила, однако, войны с ними. Весь VIII век прошел в борьбе Византии и халифата за обладание Малой Азией и Архипелагом, и в конце концов греки удержали их за собою.

59. Пределы Византийской империи в VIII веке

Пределы Византийской империи сократились не только в Азии, но и в Европе. В VII в. славяне начали постепенно утверждаться на севере Балканского полуострова. Иллирия была захвачена сербами, а на нижнем течении Дуная смешавшиеся с славянами болгары (народ тюркского происхождения, который скоро вполне ославянился) основали большое государство, обнаружившее стремление к дальнейшему расширению; с VIII в. территория Византийской империи ограничивается только средними и южными частями Балканского полуострова, островами Архипелага и Малой Азией с чисто греческим или сильно эллинизированным населением. В этих пределах византийцам было уже не так трудно отстаивать существование империи в войне на два фронта – со славянами и с арабами.