Использование нового советского термина произошло на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Политика гласности декларировала новые принципы в советском государственном аппарате: «Больше демократии, больше социализма! Назад, к Ленину!»

Суть политики

Причиной тому было мнение, что нужно углубить социалистическое управление народа. Предполагалось провести направленную реакцию общества на изменение взгляда на историческое развитие социализма в СССР. Главной идеей было показать ошибки сталинского пути, огрехи предыдущих генсеков, но сохранить правильность и незыблемость построения социализма, а затем и коммунизма в отдельно взятой стране.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Проведение политики гласности включало в себя следующие моменты:

  • широкое обсуждение нового политического курса на митингах граждан;
  • отмена цензуры на печатные издания;
  • формирование многочисленных общественных объединений, поддерживающих перестройку;
  • проведение бесед и дискуссий о выборе пути развития.

В Советском союзе впервые была декларирована многопартийность, отраженная и в поправке к Конституции СССР.

Как и в любой реформе, и здесь имелись достижения и издержки политики гласности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В условиях новой политики возобновилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Были оправданы Бухарин, Рыков, Каменев, Зиновьев и другие. Начала проводиться разработка научного сталинизма.

Гласность затронула и СМИ. Начали транслироваться новые передачи: «Взгляд», «Пятое колесо». Печатались труды Солженицына, Бердяева, Соловьева и многих диссидентов.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Можно было не боясь критиковать существующую власть, что активно и делалось. Железный занавес был снят, советские люди увидели жизнь западного мира. Все это являлось положительными чертами проводимой политики.

В то же время, к издержкам можно отнести письмо в «Советской России», написанное Ниной Андреевой, и имевшее заголовок «Не могу поступиться принципами».

Она считала, что гласность фальсифицирует историю и учение марксизма-ленинизма. Она считала, что данная политика идет под протекцией Запада.

Подобные мнения разделялись достаточно большой группой граждан СССР, что привело к столкновению различных идейных течений.

Рис. 3. Горбачев и Раиса Максимовна.

Таблица «Политика гласности: плюсы и минусы»

Плюсы

Минусы

Потепление отношений с Западом

Дифференциация общества по идейным течениям

Завершение «Холодной войны»

Прекращение руководящей роли компартии

Перспективы интеграции СССР в мировое сообщество

Смена застоявшегося политического режима

Ослабление контроля над гражданами

Достижения политики гласности

Вторая половина 1985 года прошла под знаком подготовки к очередному XXVII съезду КПСС, который состоялся в феврале 1986 года.

Под гласностью подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа.

Огромной популярностью во всех республиках пользовались еженедельники и журналы:

  • «Московские новости» (редактор Е. Яковлев),
  • «Огонек» (редактор - В. Коротич),
  • «Новый мир»,
  • «Знамя»,
  • «Октябрь»,
  • «Вопросы истории».

Люди с изумлением узнавали о ранее скрываемых от них фактах прошлого, связанных с именами основателей партии большевиков, с революцией и гражданской войной 1917-1920 гг., НЭПом, политикой коллективизации и индустриализации, сталинскими репрессиями 30-х годов, Великой Отечественной войной, хрущевской оттепелью», диссидентами и брежневским «застоем». «Самый читаемый» советский народ стал еще более читаемым. В течение лишь одного 1986 года газеты и журналы приобрели 14 млн. новых читателей.

Замечание 2

При этом коммунистическая идеология стала подвергаться открытым нападкам со стороны оппонентов, а в самой Коммунистической партии начался период «разброда и шатаний». В условиях нарастающего процесса демократизации общества плюрализм мнений пришел в противоречие с существующей тоталитарной системой.

В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС, посвященном вопросам кадровой политики, Горбачев возложил всю вину за неудачи в реформировании на некий «механизм торможения» в лице управленческого аппарата. На первый план выдвигались «гласность» и «демократизация». И хотя не было речи об отказе от социализма, новый курс предусматривал изменение политической системы путем выборов депутатов Советов и всех избираемых должностных лиц исполкомов на альтернативной основе.

На первое место в публицистике выдвинулась тема культа личности Сталина и жертв массовых репрессий 1930-х гг. В ЦК КПСС была создана специальная комиссия по реабилитации во главе с А. Н. Яковлевым, которого называли идеологом перестройки. Он опекал литературные и публицистические журналы, средства массовой информации и направлял весь процесс развенчания советской системы и социализма.

Наиболее радикальные сторонники преобразований взяли на вооружение либерально-демократическую идеологию и ценности западной цивилизации. Возникшие в то время Народные фронты в союзных республиках, особенно в Прибалтике, начали требовать выхода из Советского Союза.

Демократизация духовной жизни общества

В новых условиях начала постепенно меняться церковная политика. После смерти главного идеолога партии и противника религии М. А. Суслова РПЦ стала оживать. Весной 1985 г. иерархов церкви принял М. С. Горбачев. Церковь начала подготовку к юбилейной дате – 1000-летию крещения Руси, которая сопровождалась торжествами и вниманием правительства. Поместный собор принял новый Устав об управлении РПЦ. К концу 1980-х гг. РПЦ имела 7,5 тыс. священнослужителей, насчитывала около 7 тыс. приходов, 22 монастыря. Деятельность религиозных объединений стала более разносторонней.

Замечание 3

Гласность раскрепостила духовную жизнь и дала обществу свободу слова. Люди стали выражать вслух свои мысли. Они получили доступ к колоссальным информационным ресурсам, которые ранее были для них закрыты. Это оздоровляло общество.

Общественное сознание стало опережать в своем развитии ход перестроечных реформ. Шла активная политизация масс, которые делились на сторонников и противников перестройки. Часть граждан стала выражать сомнение в том, что преодоление трудностей возможно на основе идей социализма и «руководящей роли» КПСС в обществе.

А1 Какое событие из названных произошло в период пере­стройки?

1) развернулось диссидентское движение

2) отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС

3) сформулирована концепция построения развитого со­циализма

4) разработана «Продовольственная программа»

А2 Что из названного характерно для периода перестройки социализма?

1) политика гласности

2) широкое распространение самиздатовской продукции

3) введение партийного контроля за деятельностью право­защитных организаций

4) преследование диссидентов

А3 Комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий была создана

1) в 1985 г. 3) в 1990 г.

2) в 1987 г. 4) в 1991 г.

А4 XIX партконференция, на которой была принята про­грамма политических преобразований, состоялась

А5 Какое событие из названных произошло в 1989 г.?

1) состоялся XXVII съезд КПСС

2) начата антиалкогольная кампания

3) провозглашена программа формирования правового государства

4) состоялись выборы народных депутатов СССР

А6 Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано

1) критикой в адрес КПСС

3) разрешением многопартийности

4) нерешительностью проведения экономических реформ

А7 Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами»

1) отстаивала идею сохранения политических традиций советского общества

2) высказывала мысль о необходимости дальнейшей демократизации общества

3) призывала к развитию институтов гражданского общества

4) призывала к созданию демократических партий

А8 Выборы первого Президента РСФСР состоялись

А9 М.С. Горбачев был избран Президентом СССР

1) в ходе всеобщих и равных выборов

2) на заседании съезда народных депутатов

3) на заседании Президиума Верховного совета СССР

4) на заседании ЦК КПСС

А10 В ходе процесса реабилитации было восстановлено доброе имя

1) политических заключенных, подвергшихся репрессиям в 30-50-е гг.

2) диссидентов, осужденных в 60-80-е гг.

3) членов политической оппозиции 1918-1923 гг.

4) граждан, осужденных по обвинению в незаконном предпринимательстве в «андроповский период»

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

А1 Какое положение из названных характеризует внешнеполитический курс М.С. Горбачева?

1) введение моратория на испытания ядерного вооружения

2) провозглашение политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам

3) размещение ракет на Кубе

4) политика принуждения к миру

А2 Какое событие из названных произошло в 1985 г.?

1) рухнула Берлинская стена

2) состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкъявике

3) сформулированы положения нового политического мышления

4) в СССР начался переход к рыночной экономике

А3 Соглашение между НАТО и ОВД о взаимном сокращении сил в Европе было подписано

1) в 1987 г. 3) в 1992 г.

2) в 1990 г. 4) в 1994 г.

А4 Какое положение из названных характеризует «новое политическое мышление»?

1) призыв к разрешению конфликтов за столом переговоров

2) стремление установить ядерный паритет с США

3) ведение политики «умиротворения агрессоров»

4) продолжение «холодной войны»

А5 Определите причину распада Организации Варшавского договора.

1) усиление НАТО

2) прекращение «холодной войны»

3) вступление СССР в Совет Европы

4) демократизация политических режимов в странах соцлагеря

А6 Советские войска были выведены из Афганистана

1) в 1985 г. 2) в 1989 г.

3) в 1990 г. 4) в 1992 г.

А7 Военный союз бывших социалистических стран прекратил свое существование

1) в 1986 г. 3) в 1991 г.

2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

А 8 В период реализации политики «нового политического мышления» были улучшены отношения между СССР и

1) Индией 3) Ираном

2) Китаем 4) Афганистаном

А9 Что из названного является одним из результатов внеш­ней политики М.С. Горбачева?

1) роспуск военных блоков

2) увеличение расходов на вооружение

3) сокращение численности Советской Армии

4) участие в западноевропейской интеграции

А10 Военная операция США и ряда европейских государств «Буря в пустыне» была проведена по решению Совета Безопасности ООН в 1991 г.

1) в Ираке

2) в Иране

3) в Афганистане

Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни ее лейтмотивом стала гласность. Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Ее лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода - разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности»

Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше... Создать систему постоянного полного информирования трудящихся о положении дел на предприятии, в селе или городе, области, республике, стране, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций получать интересующие их сведения. Четко определить пределы необходимой секретности...

Как и во времена хрущевской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Литература.

Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 - начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» A. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были опубликованы долгие годы находившиеся под запретом работы отечественных литераторов 20- 30-х и более поздних годов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелева, В. Набокова.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов - Н. Бердяева, В. Соловьева, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

B. Войновича, за которые они были лишены советского гражданства. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Еще сильнее доставалось тем, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач - в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого «тоталитарного государства»: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

Кино, театр.

Гласность обновила и другие сферы духовной жизни - кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещенных ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны.

Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты все чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли зрительские симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

Реабилитация.

В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, JI. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи. В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х - начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осужденные ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20-50-х гг.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

Издержки гласности.

Естественно, критика сталинизма и борьба против его последствий не оставили равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо преподавательницы из Ленинграда Нины Андреевой под заголовком «Не могу поступиться принципами». Антисоциалистическая по сути политика гласности и перестройки, по словам автора, заимствована у Запада. Она фальсифицирует историю социалистического строительства, учение марксизма-ленинизма. Андреева прямо призвала защитить Сталина и сталинизм. Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой определенную социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. В то время было не до детских игр .

Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

Кроме внутренних проблем, гласность показала людям и западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Для многих это было равнозначно открытию окна в мир. Вместе с тем значительная часть населения проникалась печальными настроениями, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обреченности.

Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен.

Предварительный просмотр:

Название предмета История

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А. «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Развитие гласности и демократии в СССР

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1.

Место урока в системе уроков по теме - урок № 53 в разделе 8.

Цель урока: с формировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

Задачи урока

Образовательные: определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.

Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

Развивающие: у меть рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Планируемые результаты

Знать

- сущность понятия «гласность», причины развития гласности и последствия ;

- определения понятий: «перестройка», гласность;

Уметь - высказывать и аргументировать свое суждение;

Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- определять собственную позицию по отношению к гласности;

- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, документы, презентация, видеосюжеты, таблица

Тип урока комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс», М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М. Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX - начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Задание №1. Р ассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

На первом этапе проведения политики перестройки для преодоления кризисных явлений в экономике М. С. Горбачёвым был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе научно-технической революции и активизации «человеческого фактора».

Какие меры экономической политики проводились на втором этапе перестройки? Назовите не менее трёх мер. Какими причинами было вызвано их применение? Укажите не менее трёх причин.

Задание №2 . Сравните характер экономических реформ в СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).

1. Могут быть названы следующие меры экономической политики в СССР на втором этапе перестройки:

1) с 1987 г. стали проводиться реформы, предусматривающие переход на полный хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправные;

2)предприятиям было дано право самостоятельно выходить на внешний рынок;

3)вновь принятые законы давали право заниматься частной деятельностью;

4),директивный план заменялся государственным заказом;

5)в сельском хозяйстве признавалось равенство всех форм собственности;

6) предоставлялось право аренды земли, организации фермерских хозяйств.

2.Могут быть указаны следующие причины проведённых мер:

1)неэффективность проведения курса на ускорение социально-экономического развития страны;

2)расчёт на энтузиазм рабочих не приносил результатов;

3)предложенный курс на ускорение не изменял сущности директивной экономики;

4)запланированное повышение качества продукции (введение госприёмки) не могло осуществиться увеличением контролирующего аппарата;

6)отсутствие возможности научно-технической модернизации предприятий в условиях углубляющегося экономического кризиса.

В качестве общего могут быть названы:

1)советская общественно-политическая система;

2)административно-командная система управления экономикой;

3)влияние партийно-государственных решений на развитие экономики;

4)проведение реформ «сверху»;

5)государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки - частично).

Различия:

Реформы под руководством Н.С. Хрущёва

  1. Реформирование системы управления промышленностью
  2. Упразднение ряда отраслевых министерств.
  3. Создание территориальных органов управления - советов народного хозяйства, республиканских СНХ, ВСНХ.

Реформы под руководством М.С. Горбачёва

  1. Попытка проведения курса на ускорение социально-экономического развития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора»
  2. Развитие кооперативного движения, появление частного сектора
  3. На основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике - перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности
  4. Отказ от монополии внешней торговли
  1. Мотивация к изучению новой темы.

Еще в 1918 году профессор С.А. Котляровский написал: “Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого покаяния”. Давайте задумаемся над этими словами... Справедливы ли они?

  • Что с собой представляла духовная сфера в период “застоя”?
  • О чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

1. Марксизм-ленинизм, как официальная идеология.

2. Руководство КПСС сферой культуры, цензура, преследования инакомыслия

3. Изоляция от многих явлений мировой культуры.

4. Официальный атеизм

5. Недостаточное финансирование науки и образования.

Формируют тему и цели урока

IV. Изложение новой темы

1. Расширение гласности

Горбачевская революция началась скромно: с освобождения исторической памяти, печатного слова, живой мысли.

Итак, на первом этапе для Горбачева – «гласность»- средство обновления скомпрометированной идеологии.

Главные лозунги : «Назад к Ленину!», «Больше социализма!»

Главная цель – создание «социализма с человеческим лицом».

Работая с п. 1 стр. 379-381 назовите то, что было характерно для этого периода.

Повышение роли СМИ, личное участие руководства КПСС в работе с творческой интеллигенцией;

Демократизация образования, попытки реформы школы;

Оживление работы партийных изданий.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Самостоятельно прочитайте п. 2. стр.381-384 и выпишите в тетрадь, что является достижением гласности и что – издержками гласности

После выполнения коллективное обсуждение, сверяют по слайдам №10-19

3. Политический раскол советского общества

Самостоятельное чтение учебника с составлением смыслового плана.

Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачева КПСС и Советским государством?

Составляют план к подпункту «Политический раскол советского общества».

Отвечают на вопрос.

V.Первичное применение новых знаний

Продолжите фразы:

  1. Вторая волна «оттепели» в культурной жизни была вызвана_____________
  2. Сложности и противоречия в политике гласности объясняются _________
  1. Главным результатом политики гласности стало ____________

ОТВЕТ: необходимостью реформаторов прочнее опереться на общественное мнение, для обоснования правильности проводимого курса

ОТВЕТ: политика гласности не означала свободу слова, это было лишь разрешение говорить то, что требовалось руководству. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей.

ОТВЕТ: то, что она превратилась из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, определила необратимый характер перемен.

VI. Первичное закрепление

Кроссворд

По горизонтали: 3. Драматург, автор пьесы «Дальше…Дальше… Дальше…» 5. писатель, автор повести «Ночевала тучка золотая» 6. Писатель, народный депутат СССР, автор повести «А зори здесь тихие…»

По вертикали: 1. Писатель, главный редактор «Нового мира» 2. Советский кинорежиссер - документалист, автор фильма «Легко ли быть молодым?» 4. Кинорежиссер, автор фильма «Мой друг Иван Лапшин»

1 з

2 п

3 ш

4 г

5 п

7 в

VII. Подведение итогов урока

Прокомментируйте мысль политолога А. Ципко: «Не каждый народ в состоянии выдержать такой мощный напор всесокрушающей правды, от такого веса правды душа может надломиться».

Высказывают свое мнение.

VIII. Инструктаж домашнего задания

§40, задание № 1 (Что общего между «оттепелью» хрущевского времени и политики гласности Горбачева М.С.?)

Записывают домашнее задание.

IX. Оценки Рефлексия