Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тельную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, предс-тавляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного на-полнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в раз-витии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональ-ную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запомина-ния и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

по двум направлениям:

  • коррекционно-развивающее;
  • информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель

должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  • Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  • Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  • Принцип всестороннего воздействия
  • Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образова-тельно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личност-ные качества, чувство кол-лективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

с учителями-логопедами.

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  2. Журнал взаимодействия.
  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование опреде-ленных мимических поз.

Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифферен-циация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акусти-ческим признакам. Воспитание акусти-ко-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки. Массаж артикуляцион-ного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразова-ния и словоизменения.

Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения моно-логической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуника-тивные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

КОРРЕКЦИОННО-

ОБРАЗОВАТЕОЬНОЙ

РАБОТЕ

Если говорить вам сложно –

музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тельную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, предс-тавляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного на-полнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в раз-витии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональ-ную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запомина-ния и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется

по двум направлениям:

  1. коррекционно-развивающее;
  2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель

должны учитывать:

  1. структуру речевого нарушения;
  2. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  1. закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  2. всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия

Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности.

Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образова-тельно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мы-шечный аппарат.

Развивать дыхание.

Развивать координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма,способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личност-ные качества, чувство кол-лективизма.

Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  1. постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  7. обучение умению связно выражать свои мысли;
  8. обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  9. развитие психологической базы речи;
  10. совершенствование мелкой моторики;
  11. логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  1. слухового внимания и слуховой памяти;
  2. оптико-пространственных представлений;
  3. зрительной ориентировки на собеседника;
  4. координации движений;
  5. умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  1. темпа и ритма дыхания и речи;
  2. орального праксиса;
  3. просодики;
  4. фонематического слуха.

Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя

с учителями-логопедами.

  1. План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  2. Журнал взаимодействия.
  3. Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  4. Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  5. Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  6. Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  7. Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Координационный план проведения совместных занятий

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактичес-ким материалом.

Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование опреде-ленных мимических поз.

Связь мимики с интонацией.

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифферен-циация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акусти-ческим признакам. Воспитание акусти-ко-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки. Массаж артикуляцион-ного аппарата(индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразова-ния и словоизменения.

Преодоление аграмматизма.

Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения моно-логической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуника-тивные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.


Консультация логопеда для музыкального руководителя. В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия, и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э.Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, Фонетическая, логопедическая ритмика). Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений. Логоритмика - система упражнений, заданий и игр, основанная на сочетании музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения; направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Уделяя большое внимание развитию музыкального воспитания у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. Проанализировав рекомендуемые разными авторами схемы занятий по Консультации логопеда логоритмике, мы пришли к выводу, что логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает в себя упражнения и попевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Используется различный материал для коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием и с задержкой психического развития: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Упражнения на освоение основных движений.На занятиях по логоритмике используем упражнение на освоение разных видов ходьбы (спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков (на двух ногах на месте, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки). Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях и досугах; воспитателем на физкультминутках и в повседневной жизни; музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике, на музыкальных занятиях и досугах. В этой работе мы используем: упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как надо выполнять эти движения; упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движение, но и двигались в темпе музыки. Упражнения: «Шаг и бег» муз. Ф.Найдененко. «Зайцы и медведи» муз. Т. Ломова, Г.Фрид. «За флажком» фр.нар.п. «Большой олень» «Марш» С. И Е. Железновы «Большие ноги» муз. В. Агафонникова Консультации логопеда Упражнения на развитие ориентировки в пространстве. Развивая ориентировку в пространстве, учим детей ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции; Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну; Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию; Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой; Различать правую и левую руку; рассчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве. Во время занятий используются следующие упражнения: Двигательное упражнение «Домик»; «Запомни своё место»; Игра «Жучки»; Игра – миниатюра «Весёлые хлопушки»; «Запомни свою позу»; Игра – упражнение «Смотрим влево, смотрим вправо»; «Слушай хлопки». Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения). Разучивание танцевальных движений мы начинаем без музыки, чтобы дети лучше освоили технику движений. Сложные движения учим поэтапно. При выполнении движений сразу же следим за правильной осанкой. В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения), свободная пляска. Для этого блока занятий используются аудиозаписи С. и Е. Железновых: «Аэробика для малышей»,«Топ – топ, хлоп – хлоп». Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки. Проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. В работе с детьми мы используем: – пальчиковые игры; – игры с пением (Е. Железнова «10 мышек» кассета 1,2); «Веселые ладошки», «Разминка», «Пальчики шагают» муз. Е. Макшанцевой); – логопедические распевки; – упражнения на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением («Ворон», «Весёлые слоги» О. Громова, «Туки – тук» О. Громова, «Это я» Л. Гавришева, «Семья» Л.Гавришева). – Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Такие упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одной группы мышц на другую. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе. Используемые упражнения: «Флажки», «Погремушки», Консультации логопеда «Бубен», «Снежки», игра – забава «Солнышко», игра – миниатюра «Шарик», «Кораблик», этюды «Солнышко и тучка», «Спать хочется», «Верёвочки», этюды – упражнения «Качели», «Кукушонок кланяется». – Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство.Развитию музыкально-ритмического чувства способствуют и игра на детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально-дидактические игры, танцы. Дети очень любят играть на музыкальных инструментах и всегда ждут этого момента. На занятиях мы используем различные игры «На чём играю?», «Тихо – громко», «Музыкальная лесенка», «Тихие и громкие звоночки», «Мы играем и поём». – Особенно нравятся детям «Сказочки – шумелки» Е. Железновой, где вместе с музыкальными инструментами используются различный материал: бумага, фольга, целлофановый мешок, деревянные палочки и т.д. – В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, благодаря логоритмическим средствам, можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а. знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). – – Литература 1. Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2006. 2. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: КОРОНА принт, 2005. 3. Касицина М.А., Бородина И.Г. «Коррекционная ритмика» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 4. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе

Если говорить вам сложно –
музыка всегда поможет!

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1. коррекционно-развивающее;

2. информационно-консультативное.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.
  • И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

    Принципы построения совместных занятий:

    1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

    2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

    3. Принцип всестороннего воздействия

    4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

    5. Принцип наглядности.

    6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.

    Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

    Оздоровительные

    Образовательно-воспитательные

    Коррекционные

    Укреплять костно-мышечный аппарат.
    Развивать дыхание.
    Развивать координацию движений и моторные функции.
    Формировать правильную осанку.

    Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
    Формировать способность восприятия музыкальных образов.
    Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Развивать речевое дыхание.
    Развивать артикуляционный аппарат.
    Формировать просодические компоненты речи.
    Развивать фонематическое восприятие.
    Развивать грамматический строй и связную речь.

    При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

    Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • логопедизация занятий и режимных моментов.
  • Музыкальный руководитель:

    Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.
  • Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

    Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Журнал взаимодействия.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
  • Координационный план проведения совместных занятий

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата(индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    Музыкально - пальчиковые игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    1. Игры-манипуляции: «Ладушки - ладушки » - дети ритмично хлопают в ладоши, «Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

    2. Сюжетные пальчиковые упражнения «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно. Стенка, стенка, (потрогать щечки) Потолок, (потрогать лобик) Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам) Дзинь - звонок! (нажать на носик) К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,

    3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

    4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их. «Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку. «Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,

    5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук . В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). В заключении, хочется отметить, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции моторной сферы, сенсорных способностей, содействует профилактике и устранению речевых нарушений у детей.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
    МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
    1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического
    восприятия;
    2. Развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации,
    ритмико­мелодической стороны;
    3. Формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменения
    силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
    4. Обогащение словаря дошкольников с ФФНР по разработанным учителем
    – логопедом лексическим темам;
    5. Развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально­
    ритмического движения, игры на детских инструментах.

    Подготовительная логопедическая группа
    МБДОУ детский сад № 8 «Сказка»
    2015­2016 уч. год.

    Сентябрь
    Занятие № 1 (4 неделя)
    Речедвигательное упражнение «Гудок»
    Цель: Развитие слухового и зрительного внимания, силы и длительности
    речевого выдоха
    Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда»
    Ход занятия: Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправляемся в
    путешествие. На чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «поезда». Дети
    определяют, на чем поедут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется
    дирижерским жестом: «У ­у – у!»
    Октябрь
    Занятие № 2 (1 неделя)


    голосового аппарата.
    Игровой материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)

    изучаемой лексической теме (назови овощ, фрукт, ягоды, грибы). Затем каждому
    ребенку предлагается проговорить «свое» слово, ориентируясь на действия педагога.
    Педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором
    громкости. Когда руки поднимаются вверх ­ звук усиливается, когда руки
    опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты в «замок» ­ тишина.
    Лексический материал по теме «Сад. Огород. Любите землю – матушку»,
    «Ягоды, грибы»:
    Урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры,
    баклажаны, кабачки, чеснок; яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, грядка,
    парник, теплица; клубни, плоды, семена, кочан, свекольник, винегрет, сок,
    ящик, вредители, посадка, сыроежки, подберезовики, подосиновики, опята,
    лисички, мухомор, поганки, клюква, малина, грибы, ягоды.
    Цель: Воспитание отношений партнерства, развитие координации речи и
    Занятие № 3 (2 неделя)
    движений
    Музыкальный материал: попевка на двух звуках
    Ход занятия: Дети стоят в кругу, пропевают на двух звуках слова,
    сопровождая движениями
    Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Испечем мы каравай,
    Переваливай, валяй!
    Выполняют разминание рук.
    Берутся за руки и сужают круг
    Кладут руки на плечи соседей
    Покачиваются с ноги на ногу. Не
    опуская рук.

    Под слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не
    лопайся!» ­ расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг
    Занятие № 4 (3 неделя)
    Речевая игра «Лес»
    Цель: Активизация восприятия, развитие слуходвигательной и тактильной
    памяти, артикуляционной моторики.
    Ход занятия Педагог сообщает детям: «Мы пришли в лес. Прислушайтесь,
    деревья с нами разговаривают:
    «У – у – у» ­ встревожился лес, «О – о – о» ­ удивился лес, «А – а – а» ­
    обрадовался лес. (Гости пришли)
    Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнения
    чистоговорки. Дети поют на одном звуке:
    Са – а – а – в лесу бегает лиса
    Дети изображают лису, используя мягкие
    движения рук.
    Со – о – о – еж свернулся в колесо. Изображают ежа, пальцы сжаты разжаты
    Бу – у – у – сидит ворон на дубу
    Под музыку на сильную долю передают
    игрушку по кругу
    Тот ребенок, у которого игрушка осталась в руках после окончания музыки, должен отгадать. Кто
    еще живет в лесу (можно определить животного по музыкальному отрывку)
    Занятие № 5 (4 неделя)
    Игрогимнастика «Ветер и ветерок»
    Цель: Развитие слухового восприятия, выразительности движений.
    Музыкальный материал: музыка Бетховена
    Ход занятия: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети
    поднимают руки вверх и раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой по
    музыку. «А, теперь налетел сильный ветер…….. А вот опять легкий ветерок».
    Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с
    различной амплитудой.
    Ноябрь
    Занятие № 5 (1 неделя)
    Логопедическая распевка «Брюки»

    Эти брюки для Илюши По два раза топают сначала правой ногой, потом - левой.
    Сшила бабушка из плюша.
    Ходит в них гулять Илья,
    Он большой, как ты и я..
    Показывают, как бабушка шила брюки.
    Идут по круг у, взявшись за руки,
    Поднимают руки вверх, тянутся на носочках.
    Занятие № 6, 7 (2 ­3 неделя)
    Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Тарелка»
    Цель: снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа
    Занятие № 8 (4 неделя)
    Мимическая зарядка
    Цель:
    выражение эмоций

    повторяют за ним.
    Здесь живет Хмурилка
    Здесь живет Дразнилка
    Здесь живет Смешилка
    Здесь живет Страшилка

    сведенных бровей


    Это носик Бибка!
    А где твоя улыбка?
    растопырены, рот открыт


    Декабрь
    Занятие № 9 ­ 10 (1 ­ 2неделя)
    1. Игрогимнастика «Ходьба»
    Цель: Развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма и темпа.
    Музыкальный материал: «марш» или любая ритмичная музыка
    Ход занятия: Дети под музыку ходят по залу (по кругу, по периметру). По
    окончании музыки останавливаются перед стульчиками.
    Логопедическая распевка «Ёлочка»
    Январь
    Занятие № 11 (2 неделя)
    Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, слухового внимания, чувства
    темпа и ритма, координации движений и музыки.

    Музыкальный материал: Упражнение «Передача платочка», музыка Т. П. Ломовой
    Можно использовать любую музыку в умеренном темпе с четкой и ясной
    фразировкой
    Ход занятия: педагог вместе с детьми читает стихотворение:
    Ты катись, веселый мячик,
    Быстро, быстро по рукам,
    У кого веселый мячик,
    Тот станцует танец нам.
    Дети, стоя в кругу, передают мяч соседу справа (на сильную долю такта
    исполняемого музыкального произведения). У кого в конце окажется мяч, тот
    показывает изученные ранее танцевальные движения, согласуя их с темпом и ритмом
    музыкального сопровождения, а остальные повторяют за ним.
    Занятие № 12, 13 (3­4 неделя)
    Цель: развитие, слухового внимания, чувства темпа и ритма
    Логопедическая распевка «Кормушка»
    Рано утром на опушке мы повесили кормушку,
    Для щеглов и для синичек и для всех голодных птичек.
    Февраль
    Занятие № 14 (1 неделя)
    Машинки
    Цель: раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляторной моторики,
    слухового внимания и быстроты реакции
    Методика проведения:
    Игроки сидят в кругу, детям предлагается запомнить две команды: «Дрыннн» и «И­
    И­И» чтобы начать движение машины, играющий поворачивается к своему соседу и

    говорит: дрынн, тот к кому приехала, говорит и­и­и, оправляя дальше, говорит дрынн
    и т.д.
    Игра должна проходить в быстром темпе. Звуковой сигнал движения должен быть
    непрерывным, т.е. игрок произносит свой вариант до тех пор, пока следующий у
    частник не продолжит звук.
    Фонопедическое упражнение: «Муха»
    Занятие № 15­16 (2 ­3неделя)
    Цель: Развитие фонематического слуха, речевого внимания и речевого дыхания.
    Над медведем возле уха, целый день жужжала муха: ЖЖЖЖЖЖ
    Комары летят, летят и пищат:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗу, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗу ­ укушу! ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
    ЖЖЖ – ЗЗЗЗЗ (текст проговаривается разными голосами – низким и высоким,
    звуки ЖЖЖЖЖЖЖЖ и ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ пропеваются в разной тональности)

    Занятие № 17 (4 неделя)
    Март Занятие № 18 (1 неделя)
    Логопедическая распевка «МАМОЧКА»

    Занятие № 19­ 20 (2­3 неделя)
    Речедвигательное упражнение «Кричалки»
    Цель: Развитие силы и длительности речевого выдоха, раскрепощение
    голосового аппарата.
    Музыкальный материал: ударные музыкальные инструменты (фонограмма)
    Ход занятия: Педагог перед началом игры просит детей назвать слова по
    изучаемой лексической теме. Затем каждому ребенку предлагается проговорить
    «свое» слово, ориентируясь на действия педагога. Педагог объясняет, что положение
    рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх
    ­ звук усиливается, когда руки опускаются – звук становится тише, когда руки сжаты
    в «замок» ­ тишина.
    Лексический материал по теме «Животные Севера и жарких стран»
    Белка, кенгуру, носорог, тюлень, медведь, лев, тигр, антилопа, пантера,
    слон, жираф, зебра, Север, Юг, морж, леопард, бегемот, кенгуру.
    Занятие № 21 (4 неделя)
    Логоритмическое упражнение «Надоедливые мухи»:
    Цель: Развитие чувства ритма
    Чай душистый пьем, пыхти Потирают ладонь о ладонь горизонтально
    ­ Уф­уф­уф, уф­уф­уф. Пропевание на одном звуке
    Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой.
    Мух­мух­мух, мух­мух­мух. . Пропевание на одном звуке
    А они в варенье сели, Ритмично постукивают пальцем о ладонь
    Ели­ели, ели­ели. . Пропевание на одном звуке
    Так нам мухи надоели Мы варенье быстро съели! Потирают ладонь о ладонь горизонтально
    Апрель
    Занятие № 22 ­23(1 ­2 неделя)
    Логоритмическое упражнение «Капель»
    Цель: Развитие чувства ритма
    Музыкальный материал: фонограмма капели, пения птиц (на выбор)
    Раз, два (два хлопка).
    Звенят капели (дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони
    другой)
    Три, четыре (два хлопка)
    Мы запели (2 раза прижимают ладони к груди)
    Летят скворцы, к нам летят гонцы весны (взмахивают кистями рук)
    Семь, восемь (два хлопка)
    Песни льются (вытягивают руки вперед)
    Девять, десять (два хлопка)
    Все смеются (поднимают руки вверх)
    Упр. «Заботливое солнышко»
    Занятие № 24­25 (3­4 неделя)
    Цель: Развитие координации движений, развитие чувства ритма
    Солнце с неба посылает дети, ритмично скрещивают руки над головой

    Лучик, лучик, лучик. . Пропевание на одном звуке
    И им смело разгоняет плавно покачивают руки вверху
    Тучи, тучи, тучи. Пропевание на одном звуке
    Летом нежно согревает ритмично потирают щечки
    Щечки, щечки, щечки. Пропевание на одном звуке
    А весной на носик ставит ритмично постукивают пальцем по носу.
    Точки, точки, точки. Пропевание на одном звуке
    Занятие № 25 (4 неделя)
    Выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное
    Мимическая зарядка
    Цель:
    выражение эмоций
    Ход занятия: Педагог рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети
    повторяют за ним.
    Здесь живет Хмурилка
    Здесь живет Дразнилка
    Здесь живет Смешилка
    Здесь живет Страшилка
    Это носик Бибка!
    А где твоя улыбка?
    Ребенок нахмурился, указательные пальцы возле
    сведенных бровей
    Упр. «Буратино», ребенок показывает язык
    Указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается
    Глаза широко открыты руки вытянуты вперед, пальцы
    растопырены, рот открыт
    Указательные пальцы сведены на кончике носа
    Дети отвечают улыбкой на вопрос педагога
    Май
    Занятие № 26 (1 неделя)
    «Ветер, Ветер,…..»
    Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и
    длительность выдоха.
    Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года,
    используя разные фонемы
    У весны ветер ласковый и нежный, теплый ­ ффффффффффф
    У лета жаркий, согревающий – ххххххххххх
    У осени прохладный – сссссссссс
    У зимы холодный, студеный – ввввввввввввввв
    Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения
    Занятие № 27 (2 неделя)
    Подготовка к выпускному утреннику

    Использованная литература
    1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: методика работы
    с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи
    2. Гоголева М. Ю., Логоритмика в детском саду. Подготовительная группа
    3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика